Напоминание

Модифицированная рабочая тетрадь для кандидатов Школы приёмных родителей


Автор: Безмольская Светлана Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 27
Населённый пункт: р.п. Солнечный Хабаровский край
Наименование материала: учебная тетрадь
Тема: Модифицированная рабочая тетрадь для кандидатов Школы приёмных родителей
Раздел: дополнительное образование





Назад




К

РАЕВОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

КАЗЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«О

РГАНИЗАЦИЯ

,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ

ОБУЧЕНИЕ

,

ДЛЯ

ДЕТЕЙ

-

СИРОТ

И

ДЕТЕЙ

,

ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ

ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ

«Д

ЕТСКИЙ

ДОМ

27»

«С

ЛУЖБА

ПО

ПОДБОРУ

,

ПОДГОТОВКЕ

И

СОПРОВОЖДЕНИЮ

ЗАМЕЩАЮЩИХ

СЕМЕЙ

»

Р

АБОЧАЯ

ТЕТРАДЬ

КАНДИДАТА

В

ЗАМЕЩАЮЩИЕ

РОДИТЕЛИ

Ф.И.О.__________________________

р.п. Солнечный

2021

Уважаемый кандидат в замещающие родители!

Вы приняли важное решение: взять в семью ребенка. Это очень

ответственный шаг.

Ребенку и Вам предстоит пройти сложный путь взаимного

узнавания и взаимодействия. Задавая вопросы, мы хотим лишь одного –

помочь Вам в достижении гармонии в семье.

Отвечая на них, Вы сами поймете:

- какие неизбежные изменения возникнут в Вашей жизни и действительно

ли эти изменения Вам необходимы;

- готовы ли Вы к ним;

- сможете ли Вы справиться с возникающими трудностями;

- будут ли Ваши усилия соответствовать получаемому результату.

Очень важно до приема ребенка в семью, разобраться в ситуации,

понять, что именно Вам поможет справиться с достаточно непростым

делом – воспитанием ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Задача Школы приёмных родителей – помочь людям разобраться в своих

чувствах и намерениях, подготовиться морально и практически к приему

ребенка в свой дом, дать знания, необходимые для успешного и надежного

создания новой семьи.

Когда семьи впервые обращаются в детский дом с просьбой подобрать им ребенка, у них

есть определенные ожидания. Еще до того, как Вы обратились к нам, Вы, наверное, уже

решили, что для Вас значит принять ребенка в свою семью. Как, по Вашему мнению,

появление ребенка в семье повлияет на Ваш образ жизни? Какие основные изменения

произойдут с Вами и Вашими близкими?

1. Заполните бланк «Изменения, которые произойдут в моей семье с приходом

ребенка»:

1.ОПАСЕНИЯ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.НАДЕЖДЫ__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Ожидание от встречи с ребенком»

Подумайте и запишите те моменты, которые Вы ожидаете от встречи с ребенком.

Каким образом Вы себе это представляете? Ваши чувства и мысли, вопросы и опасения

до того момента, как Вы его увидите? Должно ли что-то произойти, что бы Вы поняли,

что это ВАШ ребенок?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Мой опыт, мое мнение

У многих из вас уже есть собственные дети и опыт их воспитания. Если же

такого опыта пока нет, то есть представления о том, что значит воспитывать детей.

Предлагаем вам подумать и записать ответ на вопрос: «Что для меня значит быть

замещающим родителем?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Мои ожидания от занятий

Подумайте и запишите свои ожидания от занятий.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Надежды

Опасения

Опыт

Ожидания

Учебно - тематический план

(составлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию

программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,

оставшегося без попечения родителей»)

п/п

Блоки

Раздел

Количество часов*

(академических)

Всего

В том числе

теорети

ческие

практи-

ческие

1

Введение в курс

подготовки

кандидатов в

замещающие

родители

Введение в курс подготовки

кандидатов в замещающие

родители.

Представление о потребностях

развития приёмного ребёнка и

необходимых компетенциях

замещающих родителей. Понятие о

мотивации замещающих родителей.

9

3,5

5,5

2

Организационно-

правовые основы

создания и

функционирования

замещающей

семьи

(специалисты

опеки и

попечительства)

Основы законодательства

Российской Федерации об

устройстве детей, оставшихся без

попечения родителей, на воспитание

в семьи граждан.

2

2

-

3

Представление о

семье как о

развивающейся

системе

Роль семьи в обеспечении

потребностей развития и

реабилитации ребёнка.

9

2

7

4

Развитие ребенка

оставшегося без

попечения

родителей

Этапы развития ребёнка.

Диспропорции развития ребёнка.

Последствия от разрыва с кровной

семьёй для развития ребёнка,

оставшегося без попечения

родителей.

9

2

7

5

Семья с приёмным

ребёнком.

Адаптация приёмного ребёнка и

замещающей семьи.

9

2

7

6

Воспитание

приемного ребенка

«Трудное» поведение приёмного

ребёнка, навыки управления

«трудным» поведением.

9

2

7

7

Особенности

полового

воспитания

приемного ребенка

Особенности полового воспитания

приемного ребенка.

9

2

7

8

Жестокое

обращение с

ребёнком. Семья

как

Особенности развития и

поведения ребенка, оставшегося без

попечения родителей,

подвергшегося жестокому

обращению.

Обеспечение безопасности

9

2

7

* 1 час академический = 45 минутам

Тема___________________________________________________________________

Правила работы в группе:

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Все то, что мы делаем в группе, является закрытой

информацией и принадлежит лишь группе, и каждый из нас отвечает за то,

чтобы информация, обсуждаемая здесь, не выходила за пределы группы.

АКТИВНОСТЬ. Всей семьей участвовать в занятиях, проявлять активность в

обсуждении вопросов и выполнении заданий, однако эта активность должна

быть добровольной

РАВЕНСТВО. Это очень важное правило, оно означает, что участники тренинга

равны между собой, независимо от их должности, опыта, возраста, пола и т.п.

ДИСЦИПЛИНА. Это правило регулирует организационные вопросы – сбор группы,

опоздания, использование телефонов во время занятий – все мы должны начинать

и заканчивать вместе

ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ. Уважаем друг друга, не перебиваем, обращаемся по

имени.

ИСКРЕННОСТЬ И ПРАВО «ВЕТО». Каждый из вас искренне говорит том, что

он чувствует, однако, если мы не хотим говорить на данную тему, то искренне

заявляем о том, что не хотим обсуждать этот вопрос.

Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Каждый из нас говорит от своего имени

БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ. В процессе общения мы не

высказываем своих оценочных суждений о другом человеке и его мнении.

ПРАВО ВЕДУЩЕГО. В случае, если ведущий посчитает, что пора прекратить

обсуждение или упражнение, он имеет право прервать их.

Упражнение

: «

Как

дети

попадают

в

приюты

,

детские

дома

,

центры

помощи

детям

»

Причины, по которым дети попадают в учреждения интернатного типа

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ

ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ (семьи, дома, социальных

связей).

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ

РАССТРОЙСТВО ПОСЛЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ.

МОТИВЫ ПРИНЯТИЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЮ

Вторичные отказы

Конструктивные

Деструктивные

Успешная интеграция ребёнка в

семье

эмоциональное

развитие

здоровье

безопасность

идентичность

стабильные

отношения

в семье

образование

социальная

адаптация

умственное

развитие

Цветок

потребн

остей

общение

привязанность

навыки

самообслуживания

Упражнение «Профессиональная

наполненность»

Этот кувшин предназначен для полива

наших цветочков. В кувшине находится

полезная жидкость, которая будет

питать наш цветок, защищать его от

вредителей, давать ему силу.

Определите каждую составляющую этой

жидкости и подпишите ее название

ПРОФЕССИОГРАММА ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЯ

Приемные родители:

- предоставляют приемным детям надлежащие жилищно-бытовые условия;

- применяют к детям выверенные педагогикой воспитательные методы и

приемы;

- не дифференцируют родных и приемных детей в процессе совместного

проживания;

- учитывают в процессе их воспитания индивидуальные и психофизические

особенности;

- несут ответственность за жизнь и здоровье приемных детей;

- обеспечивают уход за детьми и лечение, систематическое посещение врачей-

специалистов;

- обеспечивают получение образования, посещение приемными детьми

образовательного учреждения; следят за динамикой развития и успеваемостью

детей;

- способствуют эффективной социализации приемных детей.

Санитарно-гигиенические условия

Приемные родители:

- предоставляют ребенку отдельную комнату или пространство в комнате,

отдельную кровать;

- квартира должна удовлетворять всем санитарно-гигиеническим нормам и

обеспечивать максимально комфортную среду для жизнедеятельности и

гармоничного развития детей.

Психофизические требования

Приемные родители:

- должны быть психически здоровы;

- должны обладать такими качествами, как любовь к детям, готовность стать

хорошим родителем для приемных детей.

Требования к профессиональной подготовке

Родители должны знать:

- законодательство по проблемам защиты детства;

- нормативно-правовые акты организации и деятельности приемной семьи;

- структуру учреждений защиты детства и место приемной семьи в системе

этих учреждений;

- основы педагогики, возрастной психологии, педиатрии;

- основы анатомии и возрастной физиологии;

- особенности развития детей-сирот в образовательных учреждениях

закрытого типа;

- особенности образа жизни семей группы риска и специфику развития в них

детей.

Родители должны уметь:

- осуществлять уход за детьми;

- организовывать совместный быт и досуг;

- создавать развивающую среду;

- создавать эмоционально благоприятную семейную обстановку;

- строить отношения с ребенком, имеющим различные проблемы в развитии;

- эффективно воздействовать на личность ребенка с целью ее гармонизации;

- реализовывать конструктивный стиль воспитания;

- реагировать на вербальные и невербальные знаки при общении с членами

семьи, оказывать психологическую поддержку.

Д

омашнее задание:

1. Нарисовать план квартиры, в которой вы живёте. План

должен

быть

рабочим,

его

не

обязательно

делать

красивым. Главное - отметить на плане, кто из членов

семьи, включая приёмного ребёнка, какое место занимает в

жилом помещении.

2.

Заполнить

опросник

«Семейные

роли»

в

двух

репрезентациях: в настоящий момент и с приёмным

ребенком

Тема__________________________________________________________

Различия между формами семейного устройства

Усыновление

Опека/попечительство

Приёмная семья

«плюсы»

1.

Законом

закрепляются

родственные отношения между

усыновителем и усыновлённым

ребёнком, право наследования.

2.

Законом

гарантируется

тайна усыновления.

3.

Возможность присвоить

ребёнку фамилию усыновителей,

изменить имя и отчество.

4.

Возможность

изменить

ребёнку дату и место рождения.

5.

Сохранение

права

на

получение пенсии, полагающейся

в связи со смертью кровного

родителя.

6.

Предоставление

послеродового

отпуска

лицам,

усыновившим младенца.

7.

Обязательный

контроль

за

условиями

жизни

и

воспитания

ребёнка

только

в

течении 3-х лет, впоследствии

необходимость

определяется

органом опеки и попечительства.

8. Значительная сумма

единовременной

выплаты

при

усыновлении (250 тыс. рублей).

1.

Более быстрая процедура

оформления

по

сравнению

с

усыновлением,

менее

жёсткие

требования

к

кандидатам

в

опекуны

в

части

дохода,

жилищных условий.

2.

Подопечный

сохраняет

право на причитающиеся ему

алименты,

пенсии,

пособия

и

другие социальные выплаты.

3.

Материальная

поддержка

семьи:

выплата

единовременного

пособия

при

передаче

ребёнка

в

семью,

ежемесячные

выплаты

на

содержание

подопечного

ребёнка.

4.

Сохраняется

право

собственности

или

право

пользования

жилым

помещением.

Гарантируется

предоставление

жилого

помещения

в

случае

его

отсутствия.

5.

Право

на

льготы

при

трудоустройстве.

6.

Право

на

льготы

при

получении

профессионального

образования.

7. Содействие в организации

отдыха,

лечения,

обучения

ребёнка.

1.

См. пункты 1-7 раздела

«опека/попечительство».

2.

Ежемесячные

выплаты

вознаграждения

приёмному

родителю

за

воспитание

подопечного,

доплата

за

воспитание

подопечного

ребенка-инвалида

или

подопечного в возрасте до 3 лет.

3.

Заключение договора о

приёмной семье.

4. Период исполнения

обязанностей

опекуна

по

договору включается в трудовой

стаж.

«минусы»

1.

Не

все

дети

имеют

социальный

статус

для

усыновления.

2.

Более

длительное

оформление (судебный порядок).

3.

Более

жёсткие

требования

к

кандидатам

по

сравнению с другими формами.

4.

Усыновлённый

ребёнок

теряет статус оставшегося без

попечения

родителей,

и,

соответственно,

все

меры

социальной поддержки.

5.

Материальная

поддержка семьи усыновителей

ограничивается

выплатой

единовременного

пособия

при

передаче ребёнка в

семью и

единовременной выплатой при

усыновлении.

1.

Постоянный

контроль

органа опеки и попечительства

на протяжении всего периода

нахождения ребёнка под опекой/

попечительством условий жизни

подопечного,

соблюдения

опекунами и попечителями прав

и

законных

интересов

подопечных.

2.

Ежегодное

предоставление

опекунами/попечителями отчёта

об

использовании

имущества

несовершеннолетнего

подопечного и об управлении

таким имуществом.

3.

Подопечный

ребёнок

имеет

право

на

общение

с

родителями и родственниками,

если

это

общение

не

противоречит его интересам.

4.

Невозможно

изменить

фамилию, имя, отчество ребёнка,

дату и место его рождения

5.

Обязанности по опеке и

попечительству

исполняются

безвозмездно.

1.

См. пункты 1-4 раздела

«опека/попечительство».

2.

Требования к статусу

ребёнка минимальны, приёмная

семья фактически выполняет

роль воспитателей

государственного учреждения.

Для заметок

______________________________________________________________

__________________________________________________________________

_

_______________________

_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Тема__________________________________________________________

СЕМЬЯ

– это малая социальная группа, основанная на браке, кровном

родстве или усыновлении и связанная общностью быта, интересов,

отношениями взаимопомощи и взаимной ответственности.

ФУНКЦИИ

СЕМЬИ

жизнедеятельность

семьи,

связанная

с

удовлетворением определённых потребностей её членов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ:

структура, свойства,

динамика

а.) Структура семейной системы

нуклеарная семья

пополненная семья

Семейная

Семейная

система

система

состоит

состоит

из

из

подсистем

подсистем

:

:

Внешние

границы

Внутренние

границы

Детская

Родительская

Прародительская

смешанная семья

семья родителя-одиночки

б.) Свойства семейной системы: сплочённость, иерархия, границы

Связь между членами

семьи:

Иерархия:

(распределение власти)

-

авторитарная власть

-

демократическая

-

инверсия власти

Оптимальными являются

баланс связи и баланс иерархии в

семье

баланс между

близостью и

автономией

разобщённость

симбиотические

отношения

0

в.) Динамика (жизненный цикл) семьи.

Семейные роли

это устойчивые функции, закрепленные за каждым из членов семьи

Формальные - неформальные

Функциональные - дисфункциональные

Ролевая гибкость

способность изменять роли в

соответствии с меняющейся ситуацией, а не фиксировать в них своих членов

семьи

Роли ребенка, препятствующие успешному воспитанию:

«Козел отпущения»

Ребенок-родитель

Ребенок-опора

Замена ребенку

«Золушка»

«Агрессор»

Переход от одного периода к другому часто

связан с появлением противоречий мужа и жены и,

как следствие, приводит

к кризисам семейной

жизни. Но это нормативные кризисы, характерные

для функциональной семьи.

7

6

5

4

11-15

(12-17)

3

7 лет

2

3 года

1

«Беспроблемный» (ребёнка не видно, не слышно)

«Шут» (ребёнок боится быть отвергнутым)

Паттерны взаимодействия

(вытекающие из роли устойчивые

коммуникативные стереотипы: ссоры, конфликты, обиды, высмеивание,

унижение и т.д.):

Паттерн гипер- и гипоконтроля

«Двойная связь»

Патерн обесценивания

Доминирование критики над похвалой

Триангуляция

КРИТЕРИИ СОВМЕСТИМОСТИ СЕМЬИ И РЕБЕНКА

1.

Ситуация аттракции (симпатия к ребенку);

2.

Совпадение темпов деятельности и типа реагирования у семьи и

ребенка (совпадение темперамента, характера);

3.

Наличие психологической ниши для ребенка;

- «Пустое гнездо»;

- родители из многодетной семьи;

- родители имеют позитивный опыт воспитания приемного ребенка;

- есть проблема рождения ребенка определенного пола.

4.

Возраст приемного ребенка и родителей (приемный ребенок должен

быть младше родного минимум на 2 года, и младше родителей больше

чем на 16 лет);

5.

Пол ребенка (в семью, уже имеющую детей, желательно принимать

ребенка противоположного пола);

6.

Состав семьи.

Возрастные особенности вхождения приемного ребенка в семью

Возраст

Положительный потенциал

Возможные трудности

0-1 год

приемные родители начинают

формирование личности ребенка

практически с нуля;

ребенок не помнит никого из

неизвестно, как протекала беременность

биологической матери, как проходили роды;

неизвестно, какие болезни и отклонения в

развитии могут проявиться позже;

бывших родственников, с ними он

ничем не связан, кроме

наследуемых признаков: цвет глаз,

волос, формы лица, носа, губ,

особенности фигуры, тип нервной

деятельности;

между ребенком и приемными

родителями легко возникает

привязанность.

некоторые заболевания, травмы, полученные

при рождении, обнаруживаются у ребенка

только после года;

придется потратить много сил по уходу за

ребенком, недосыпать;

при усыновлении ребенка до 6 месяцев

отклонение в развитии чаще всего выражено в

отсутствие или слабовыраженном «комплексе

оживления», но при правильном обращении с

малышом, он быстро догонит своих

сверстников.

1 - 3

года

дети быстро забывают о своем

прежнем окружении, редко помнят

кого-то из биологических

родителей;

видны особенности внешности,

можно оценить состояние здоровья

ребенка, а также заметить

патологии развития;

ребенок податлив к внешним

влияниям, можно эффективно

влиять на развитие интеллекта и

черт характера;

ребенок начинает говорить, речь

своеобразная и забавная, что

вызывает много положительных

эмоций;

ребенок подвижен, интересуется

окружающим.

если ребенок с рождения воспитывался в

условиях интернатного учреждения, у него

возможны нарушения эмоциональных

привязанностей, которые требуют особых

подходов в воспитании;

в 2,5- 3 года начинается возрастной кризис,

требующий от родителей особого терпения и

внимания к своему малышу;

трудно выявить возможное интеллектуальное

отставание в развитии ребенка;

нужно много времени уделять уходу за

ребенком, не остается времени на себя и

других членов семьи, потому что все это

время занимает подвижный и

любознательный малыш.

3 - 7

лет

ребенок уже достаточно

самостоятелен и независим;

можно определить отдельные

черты характера, темперамент;

проявляются его способности,

склонности и интересы;

он реже болеет;

он разумен, почти не капризничает,

с ним можно поговорить, как со

взрослым, побеседовать на разные

темы;

ребенок относительно быстро

забывает обстановку детского

дома, постепенно новая мать в

своем каждодневном контакте с

ребенком становится для него

самым близком человеком.

ребенок еще помнит отдельные эпизоды из

своей прошлой жизни, родственников и

других людей, и, возможно, эти

воспоминания наложили негативный

отпечаток на его сознание и поведение;

у ребенка могут уже выработаться многие

привычки и предпочтения, не

соответствующие общепринятым нормам;

если ребенок уже долго находится в детском

доме или жил в неблагополучной семье, он

может иметь соматические заболевания

хронической формы.

ребенок самостоятелен и не

трудно бывает приспособиться к

7 – 10

лет

требует много времени для ухода,

он независим и трудолюбив;

видны особенности характера,

поведения, привычки, склонности,

способности, уровень интеллекта;

ребенок очень хочет иметь

хорошую семью, любого взрослого,

проявившего к нему внимания и

позаботившегося о нем, готов

назвать родителем.

особенностям

поведения

ребенка, его

привычкам,

чертам характера

и принять его

таким, какой он

есть,

если что-то не

нравится,

ребенок

проявляет

характер,

поэтому нужно

терпение, умение

сдерживаться, не разражаться, понимать, что

ребенок - продукт среды и обстоятельств,

стал таким не по своей воле, а по вине

окружающих его взрослых.

11-15

лет

ребенок самостоятелен и обучен

навыкам самообслуживания;

приобретает знания и умения в

школе, вне школы;

умеет полноценно проводить

время, свободное от обязанностей;

положительно реагирует на

физическую близость с взрослым,

но проявляет избирательность в

общении;

развитие половой идентификации и

интерес к противоположному полу.

отсутствие навыков самоконтроля;

эмоциональная ригидность;

отсутствие представлений о семье, ее

функциях;

отсутствие ценностных ориентиров и правил

построения взаимоотношений в семье,

подросток испытывает сильное напряжение и

страх в ситуации общения со взрослым «один

на один».

Домашнее задание:

1.

Прочитать описанные случаи и определить, какую роль в

семье выполняет приемный ребенок (тест).

2.

Поработать с Деревом ресурсов семьи. Определить, какими

ресурсами обладает Ваша семья, изобразить их в виде

какого-либо плода, подписать. Определить, что может

препятствовать

успешному

функционированию

семьи

с

приемным ребенком, изобразить это в виде упавших плодов,

подписать.

Тема:_____________________________________________________________

Заполните таблицу «Дети разного возраста. Возможности и проблемы»

Новорожденность и младенчество (1-й год жизни)

Особенности

общения с ребенком

этого возраста

Раннее детство (1 – 3 лет)

Особенности

общения с ребенком

этого возраста

Дошкольный возраст (4 — 6 лет)

Особенности

общения с ребенком

этого возраста

Младший и средний школьный возраст (7 — 12 лет)

Особенности

общения с ребенком

этого возраста

Подросток (12 — 16 лет)

Особенности

общения с ребенком

этого возраста

Юность (16-21 год)

Особенности

общения с ребенком

этого возраста

Депривация - психическое состояние, возникающее в результате

таких

жизненных

ситуаций,

где

ребенку

не

предоставляется

возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических

потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного

времени».

4 уровня депривационных нарушений развития ребёнка:

1.Сенсорный - состояние психологического дискомфорта

- нарушение ритма сна и бодрствования

- эмоциональная неустойчивость,

- чрезмерно беспокойное, плохо управляемое

поведение

- тяга к онанизму

- не понимание границы своего «я»

- трудности формирования зрительно – моторной

координации

- ощущение собственной неуспешности

-склонность к переживанию постоянного

психологического дискомфорта, внешней

опасности, нестабильности, страха и обиды.

2.Когнитивный

- задержка интеллектуального развития

- выстраивание «катастрофических» моделей

мира

- образ себя, как беспомощного маленького

неудачника

3.Эмоциональный - различные расстройства привязанности

- агрессивное поведение

- плохое понимание значения мимики

окружающих

- воровство

4.Социальный - снижение коммуникативно-познавательной

активности

- трудности в установлении контактов

- нарушение процесса социального и

профессионального самоопределения

Формы

ЗПР

(

основаны на классификации К.С. Лебединской)

формы

Название формы

Причины развития, проявления

1

форма

ЗПР

лёгкой формы

преобладание игровой деятельности;

инфантильное телосложение, детская пластичность

мимики и моторики;

ранняя ступень эмоционального развития;

преобладание эмоциональных реакций в поведении;

творчество в игре;

высокая

внушаемость,

недостаточная

самостоятельность;

2

форма

ЗПР

как результат

неправильного воспитания

Социальные условия этой аномалии развития не исключает её

патологического

характера.

При раннем возникновении

и

длительном

действии

психотравмирующего

фактора

могут

возникать стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребёнка,

обуславливающие патологическое развитие его личности:

гипоопека

(безнадзорность)

психическая

неустойчивость

(неумение

тормозить

эмоции

и

желания, импульсивность);

гиперопека

эгоцентризм,

истероидность,

неспособность к труду и волевому усилию;

жестокость, грубая авторитарность – невротичность

(боязливость,

отсутствие

инициативы

и

самостоятельности).

3

форма

ЗПР

как результат ММД

ММД

(Минимальная

мозговая

дисфункция)

небольшая

неравномерность развития отдельных мозговых функций, не

затрагивающая

интеллекта

и

умственных

способностей.

Проявляется в виде расторможенности и плохом внимании.

4

ЗПР,

обусловленная длительной

Такая «инфантильная» конституция может быть сформирована в

результате негрубых, большей частью обменно-трофических

форма

болезнью, нарушением работы

внутренних органов и т.д.

заболеваний, перенесённых на первом году жизни – инфекции,

аллергии,

нарушения

внутренних

органов,

длительная

соматическая недостаточность.

Часто к явлениям,

обусловленным болезнью, добавляется

искусственная инфантилизация, вызванная гиперопекой.

5

форма

ЗПР,

связанная с повреждением

нервной системы

Это наиболее часто встречаемая форма, в её основе лежат

нейродинамические

расстройства,

свидетельствующие

о

повреждении нервной системы.

Причины развития: патология беременности и родов, инфекции,

интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни;

возможна генетическая предрасположенность.

Признаки замедления темпа созревания:

замедление темпа физического развития;

задержка в становлении локомоторных функций и

речи;

длительная

задержка

формирования

навыков

опрятности (энурез);

повреждение нервной системы проявляется в наборе

энцефалопатических расстройств (церебрастенических,

неврозоподобных,

психопатоподобных,

эпилептиформных, апатико-адинамических);

эмоционально-волевая незрелость (отсутствие ярких,

живых эмоций, примитивность, грубая внушаемость);

всё зависит от преобладающего фона настроения;

незрелость познавательной деятельности проявляется в

явном преобладании игровых интересов над учебными,

в игре выступают однообразие, отсутствие творчества

и

слабость

воображения;

учебная

ситуация

инфантильно

воспринимается

только

оценочной

стороной.

Эта форма ЗПР в 90% граничит с олигофренией.

ЗПР (задержка психического развития) -

это отставание от уровня

развития характерного для данного возраста, чаще всего связанное с

неблагополучной семейной обстановкой.

80% воспитанников Детских домов имеют диагноз ЗПР. Это здоровые,

потенциально полноценные дети, но недостаточно воспитанные, обученные

и развитые.

Умственная отсталость (УО) - стойкое недоразвитие уровня психической, в

первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врождённой

или приобретённой до трёхлетнего возраста органической патологией

головного мозга

СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОТЕРИ,

УТРАТЫ

1. Шок

2. Отрицание (главная особенность поведения ребенка на этой стадии

состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю).

3. Стадия гнева, агрессии.

4. Депрессия и вина (тревога, тоска, депрессия, вина).

5. Завершающая стадия — принятие, восстановление.

Потери, утраты

Горе, горевание – это переживание, опыт, связанный с потерей близкого

человека после его смерти или разлуки. Сам процесс горевания – цикличен,

может возникнуть возврат на более ранние стадии.

Фазы переживания утраты (семьи,

дома, социальных связей)

Действия взрослых

1. Шок – эмоциональное потрясение

из-за

внезапности

события,

оцепенение.

Продолжительность: от нескольких

часов

до

нескольких

недель.

В

среднем 7-9 дней.

Проявления.

Отрицание,

потеря

ориентиров («выпадение из жизни»).

Возникает

психосоматика:

нет

аппетита, заторможенность реакций,

выполняет

свои

функции

автоматически

(«автопилот»),

мышечная слабость, нет активности,

реальность окружающего нарушена

(расщепление

личности,

шизофрения). При этом делает много

шаблонных действий. Действия либо

хаотичные, либо полное безучастие.

Возникает резкая смена от реакции

оцепенения

на

реакцию

гнева,

злости.

Это

связано

с

невозможностью

удовлетворить

желание

человека

остаться

в

прошлом

с

близким

человеком.

Реакции импульсивны, неожиданны.

Ошибочные действия взрослых:

Навязчивость

из-за

желания

дать

ребёнку красивую жизнь.

Рекомендации:

Не следует на этой

стадии

активно

пытаться

вернуть

человека

в

реальность.

Необходимо

присутствие

и

ненавязчивая

забота

(больше тактильно и мимически, чем

словами, не затрагивая зоны лица и таза,

с небольшой силой нажима – плечо,

рука). Человек должен понять, что он не

один. Нужно быть готовым к неприятию

помощи.

Не

стоит

останавливать

человека, когда он плачет – лучше

косвенная поддержка.

2. Отрицание.

Продолжительность:

переход

от

стадии

шока

до

стадии

поиска

постепенный, проявляется на 12-17

день

Проявления.

Переживание чувства

вины,

агрессии,

враждебности,

обиды, несправедливости: «Почему

именно

со

мной?».

Стремление

вернуть

утрату,

отрицание

безвозвратности

потери.

Защитная

реакция

в

виде

отказа

признать

случившееся.

Объект

утраты

начинает

быть

видимым

или

слышимым

(фрагменты

иллюзий).

Могут

возникнуть

мысли

о

собственном

сумасшествии.

Соматические симптомы: сон, еда,

вегетативная

нервная

система.

Впереди

неизвестность,

а

сзади

страшно

Ошибочные

действия

взрослых:

Обиды. Негативные высказывания о его

прошлой жизни.

Рекомендации: На этой стадии можно

говорить

об

умершем.

У

клиента

возникает

синдром

«заезженной

пластинки».

Необходима

атмосфера

понимания, присутствия, но не надо

подчёркивать своё сочувствие. Можно

иногда покритиковать или поругать.

3. Агрессия.

Стадия

острого

горя,

боли.

Эта

стадия

является

критической

для

дальнейшего переживания горя.

Продолжительность: до 40 дней /6-

7 недель.

Проявления.

Ранее

заблокированные чувства начинают

выходить на поверхность. Возникает

боль. Через боль человек постепенно

разрывает свои чувства с ушедшим,

создаёт в памяти образ прошлого.

Психологически: ощущение пустоты

и

бессмысленности,

отчаяния,

одиночества,

брошенности,

вины.

Злость, тревога, страх, ощущение

беспомощности.

Образ

объекта

утраты идеализируется. Обращение к

атрибутам

«ушедшего».

Человек

поглощен переживанием своего горя,

отношения с окружающими сужены,

контакты нервируют.

Физически:

мышечная

слабость,

астения, значительная утомляемость

от небольших усилий, стеснение в

груди, ком в горле, повышенная или

пониженная

чувствительность

к

запахам,

снижение

аппетита

или

прожорливость,

нарушение

сна,

сексуальные дисфункции.

Ошибочные

действия

взрослых:

Усиление воспитательных воздействий.

Нарастание обид.

Рекомендации:

На

этой

стадии

безусловно принимаем и учим разряжать

агрессию.

В

момент

сильного

эмоционального

возбуждения

(плач,

грусть, агрессия):

не давать оценки ни словом,

ни взглядом;

поддерживать

телесный

контакт

(взять

за

руку,

обнять,

погладить по плечу);

дать

проявиться

всем

эмоциям,

не

успокаивать

раньше

времени

(пусть

выплачется,

прокричится).

4. Депрессия.

Стадия

хороших

/

плохих

дней,

стадия

остаточных

толчков.

Неприятные

переживания,

боль

усиливается в памятные дни.

Продолжительность: 3-6 месяцев

от начала горя.

Проявления.

Возникают

депрессивные расстройства: печаль и

сожаление,

одиночество,

желание

вернуть

прошлое,

воспоминания,

раздражительность,

гнев.

Физически:

психосоматика,

усиление

старых

заболеваний,

снижение иммунной системы.

Ошибочные

действия

взрослых:

Усиленная

диагностика.

«Врачебный

супермаркет»,

«Образовательный

калейдоскоп» - взрослые считают его

больным.

5. Восстановление.

Продолжительность: 1 год.

Проявления.

Физиологические

функции восстанавливаются, человек

постепенно

смиряется

с

фактом

утраты.

По-прежнему

переживает

горе,

но

приступы

горевания

становятся реже.

Рекомендации:

На

этой

стадии

возможно

планировать

будущее,

высказывать

просьбы.

Иногда

эффективна

критическая

оценка

его

деятельности.

6. Завершение.

Проявления. Боль отступает, жизнь

не

кажется

такой

трагической.

Эмоционально

уже

простился,

возникает

осознание

того,

что

пустоту в душе не надо заполонять

этой

болью.

Вместо

скорби

возникает печаль (светлая память о

человеке).

Умерший

человек

включается

в

контекст

бытия,

непрерывности жизни. У горюющего

появляются

силы

и

желания

испытывать прежние чувства к тем,

кто

остался

рядом.

Появляются

новые

цели,

новый

смысл

для

продолжения жизни.

Домашнее задание.

1.Написать мини-сочинения на темы: «Чего я жду от

приёма ребёнка?», «Чего боюсь?»

2. Составить свод правил своей семьи (не менее 10 правил).

Для заметок:

-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема:

________________________________________________________________________

Адаптация ребенка в замещающей семье – двухсторонний процесс, в

котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением

состава и функционально-ролевой структуры семьи.

Факторы, влияющие на процесс адаптации ребёнка в семье:

- психологический настрой будущих родителей,

- жизненный опыт ребёнка,

- возраст ребёнка и черты его характера,

- как долго ребёнок находится в учреждении и имеет ли он опыт

проживания в семье.

Этапы адаптации

1 Этап - первый год после приёма ребёнка в замещающую семью

- ребенок испытывает

одновременно и радость и тревогу;

- он суетлив, непоседлив,

невнимателен, любознателен.

«МЕДОВЫЙ

МЕСЯЦ», или

«ОРИЕНТИРОВКА»

1,5 – 2 месяц

Установление первых детско-

родительских отношений:

- потребность приемного ребенка

в исключительном внимании

взрослого;

- формирование привязанности

через агрессию;

- протест против правил семьи;

- истощение сил у ребенка и

родителей;

- дефицит знаний и умений

у

родителей

«НАПРЯЖЕНИЕ»,

проверка родителей

на прочность

2 – 8 месяц

«ОТВЕРЖЕНИЕ»,

преобладание

негативного

отношения к

приемным детям

8 – 10 месяц

-отвержение ребёнка,

- возрастает уровень критики по

отношению к приёмным детям,

-повышение уровня

неудовлетворённости практически по

всем областям функционирования

семьи;

-приёмные дети оцениваются как

еще более агрессивные и

асоциальные

2 Этап – два-три года после приёма ребёнка в замещающую семью:

-снижается

уровень

напряжённости в семье;

-позитивные

изменения

в

отношениях;

- улучшаются показатели развития

приёмных детей;

-конфликтные

отношения

в

подсистеме приёмных детей

- приемный ребенок принимает

правила поведения, заведенные

в семье;

-

внешние

улучшения

(прибавляет в весе, улучшается

состояние кожи и волос)

-

ребенок

становится

более

уверенным в себе

«ШТИЛЬ»,

осознание взаимной

связи или

причастности

11 – 24 месяц

«ДЕПРЕССИЯ»,

второй кризис

системной

перестройки

24 – 30 месяцы

-семья начинает функционировать

как новая система с новой

идентичностью;

-у ребёнка продолжает

формироваться чувство

привязанности;

-ребёнок становится похожим н

приёмных родителей внешне и по

поведению.

«ПРИНЯТИЕ

ПРОБЛЕМ»» -

завершение процесса

формирования новой

семейной системы

Действия

ребенка

не

приветствуются, но ввиду

особых

обстоятельств

сейчас допускаются

Семейные правила

Под

семейными

правилами

понимаются

«писанные»

и

«неписанные»

(гласные

и

негласные)

нормы, регулирующие поведение

семьи

как

малой

группы.

Правила

могут

регулировать

практически

все

сферы

жизнедеятельности

семьи:

распределение

функций,

способы

досуга,

распределение

бюджета.

Правила о правилах

Правило первое: «Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно

должны быть в жизни каждого ребенка».

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их. Это делает

их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети интуитивно чувствуют, что за родительским «нельзя» скрывается

забота о них. И если дети не подчиняются правилам, это говорит о том, что

они не согласны со способом внедрения этих правил.

Правило второе:

«Правила (ограничения, требования, запреты) должны

быть согласованы взрослыми между собой».

Правило третье: «Правил (ограничений, требований, запретов) не должно

быть слишком много, и они должны

быть гибкими (четыре цветовых зоны

правил)».

Всё, что разрешается делать

ребенку

по

его

собственному усмотрению и

желанию

Действует

по

собственному

выбору,

но

в

пределах

определенных границ

Правило

четвертое:

«Родительские

требования

не

должны

вступать

в

явное

противоречие с важнейшими потребностями ребенка».

Правило пятое:

«Тон, в котором сообщается требование, должен быть

скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным».

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится

сердитым или властным тоном, то становиться трудным вдвойне.

ТАЙНА УСЫНОВЛЕНИЯ

ХРАНИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКРЫТЬ

Формы передачи ребенку информации о его прошлом опыте:

0 - 4 года - сказка

4 - 7 лет – история, рассказ

7 - 12 лет - разговор по душам

12

-

15

лет

доверительная

беседа с предоставлением выбора

Домашнее задание.

Действия ребенка

неприемлемые ни при каких

обстоятельствах!!!

1.Заполнить опросник Томаса «Способы поведения в конфликте», таблицу «Поощрения и

наказания».

2. Напишите мини-сочинение «Что такое родительская любовь?

Тема:

________________________________________________________________________

Стратегии поведения в конфликте

Стили родительского поведения

интересы ребёнка

мои интересы

родитель

ребёнок

Принятие

и

уважение

Высокая

степень

контроля

авторитетный

ребёнок

родитель

родитель

ребёнок

стили

семейного

воспитания

авторитарный

либеральный

Жесткий контроль

Отстраненность

Слабый контроль

Открытость

Воздействие стилей родительского поведения на ребёнка

Задание: подпишите названия стилей к каждому описанию

?

?

?

?

Дети родителей

отличаются

замкнутостью и

робостью, почти

или совсем не

стремятся к

независимости,

обычно угрюмы,

непритязательны и

раздражительны.

Дети родителей более

уверенны в себе,

полностью себя контроли-

руют и социально

компетентны. У них

развивается высокая

самооценка, в школе они

учатся гораздо лучше, чем

дети, воспитанные

родителями с другими

стилям поведения.

Дети родителей

могут быть

непослушными и

агрессивными.

Они склонны

потакать своим

слабостям,

импульсивны и

часто не умеют

вести себя на

людях.

Ребенка ничто не

удерживает от того,

чтобы дать волю

своим самым разру-

шительным

импульсам. Это

будущие малолетние

нарушители.

Задание: 1. Запишите плюсы поощрения и наказания

2.Запишите минусы поощрения и наказания

индифферентный

ребёнок

Замкнутость

Слабый

контроль

родитель

ИЛИ?

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

наказание

поощрение

?

?

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений

ребенка

1.

Поощряется и наказывается не личность ребенка, а его поступки.

2.

Наказание и поощрение должно быть значимо для ребенка.

3.

Наказания и поощрения должны быть мобильны и

индивидуальны.

4.

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они

действеннее.

5.

Лучше использовать поощрение, чем наказание.

6.

Ребенок может принимать участие выборе поощрения и наказания.

Правила наказания

Наказание должно быть единовременным;

Наказывать сразу после проступка;

Наказывать поступок, а не личность («ты

украл», а не «ты вор»);

Если ребенок или подросток наказывается,

он должен понимать, почему он

наказывается;

Наказание должно быть адекватным

поступку;

Не наказывать по подозрению;

Наказание не должно носить характер

личной мести;

Наказание должно приводить не к всплеску негативных эмоций, а к

внутренней работе ребенка, работе по преодолению себя.

Особенности воспитания приемных детей:

многие приемные дети подвергались жестокому обращению или

чрезмерным наказаниям, и, поэтому могут остро реагировать на любое

наказание;

поскольку приемные родители не могут знать всю предысторию

приемных детей, им следует быть осторожными и тактичными;

приемные родители должны стараться воспитать у ребенка позитивное

отношение к себе и чувство самоуважения;

Поощрения будут эффективны, если:

Поощряется только тот положительный поступок, который является не

рядовым для данного ребенка или в данных условиях;

Любое поощрение должно вызывать у ребенка положительные

эмоции;

Форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности,

которые преодолел ребенок, совершая данный положительный

поступок, они должны быть значимы для данной личности;

Награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой

поступок;

Поощряя ребенка, нужно указывать конкретный поступок,

являющийся причиной награды;

Обещанное поощрение всегда должно исполняться родителями;

Помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте

ребенка заслуженной похвалы и награды.

Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего,

чем делая ему плохое...

Модель «Я - высказывания»

Существует две формы обращения к другому человеку:

ты - сообщения и я - сообщения.

Ты - сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у

ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда

родитель («Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не

выносишь мусор», «Прекрати это делать»).

Я - сообщения являются более эффективным способом в плане влияния

на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не

приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения

между людьми.

Цель «я - высказывания» - не заставить кого-то что-то сделать, а

сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности.

Задание: Переформулируйте «Ты-сообщение» в «Я-сообщение»

1.Ты – сообщение: «С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда

ничего не слушаешь».

Я -сообщение:

«Когда________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________».

2.Ты – сообщение: «Шнурки ты завязывать не можешь, куртку

застегивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь»?

Давай

договорим

ся…

Я

думаю…

Когда….,

Если…

СОБЫТИЕ

ЧУВСТВА

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ

ИСХОД

Я-сообщение:

«_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________».

Тема:

________________________________________________________________________

Полоролевая идентификация - отождествление

себя с физическим и психологическим полом

мужчины или женщины и стремление

соответствовать принятым в культуре, прежде всего

в семье, стереотипам мужского и женского

поведения.

Иными словами,

Полоролевая идентификация - принятие

мальчиками и девочками мужской или женской роли.

Сексуализированное поведение - это несоответствующее возрасту

сексуальное поведение детей.

Пять вопросов, ответы на которые помогут определить нормальное

сексуальное поведение:

1.

Ожидаемо ли наблюдаемое поведение на данном этапе возрастного

развития?

2.

Соответствуют ли участвующие дети друг другу по возрасту и

физическим параметрам?

3.

Являются ли сексуальные действия взаимными или они носят

принудительный характер?

4.

Превосходит ли степень секретности, окружающая поведение

ребенка, ту, которую можно было бы ожидать, принимая во

внимание естественное, свойственное ребенку чувство смущения?

5.

Может ли ребенок контролировать свое поведение?

Основные причины возникновения мастурбации

Тревожность, вызванная дефицитом родительского тепла, обидами,

пренебрежением интересами ребенка;

Стресс, одиночество;

Изучение ребенком

собственного тела;

Несоблюдение норм гигиены тела.

Что делать, если ребенок занимается онанизмом:

1. Найдите причину и постарайтесь её устранить.

2. Не кормите ребенка насильно.

3. Одевайте свободную одежду и нижнее бельё.

4.Следить, чтобы ребенок сразу засыпал. При необходимости давать

успокоительные отвары и микстуры.

5. Увеличьте физическую нагрузку ребенка: спортивные секции, прогулки на

свежем воздухе.

6. Чаще обнимайте, ласкайте, целуйте ребенка. Уделяйте больше внимания.

7. Не ругайте, не запугивайте, не упрекайте, особенно при посторонних.

Помните, мастурбация – это способ разрядки нервного

напряжения. Если она появилась у Вашего ребенка, ищите

истоки напряжения.

Не придавайте онанизму излишнего значения. Ваши угрозы

для малыша страшнее, чем онанизм. Именно они, а не

онанизм, способны искалечить будущее ребенка.

стадия

тип

сексуального

проявления

психические

образования

формирующиеся черты личности

1.

Оральная

0 – 1

год

сосание, укус

Биологическая связь с

матерью вызывает

потребность быть

любимым.

Образуется «Я»

Оптимизм

Уверенность в себе

При фиксации:

Пессимизм,

Жадность,

Требовательность

2.

Анальная

1 – 3

года

Функции дефекации,

выделения

Формирование

социальных норм,

внутренней цензуры и

совести

Щедрость;

Великодушие;

Опрятность;

Способность к

самоконтролю.

При фиксации:

Жадность;

Упрямство;

Педантичность;

3.

Фаллическая

3 – 5 лет

Сексуальность

направлена на других.

Привязанность ко

взрослым:

у мальчиков – «Эдипов

комплекс»,

у девочек – «комплекс

Электры»

Интенсивно

формируется Сверх – Я

(«ДОЛЖЕН»)

Самонаблюдение

Благоразумие;

Рациональное мышление;

Агрессивность (мужская)

При травмах:

Фригидность

Невроз

Беспорядочные половые связи

4.

Латентная

6 -12 лет

Снижение полового

интереса.

Общение со

сверстниками.

Школьное обучение.

Детские сексуальные

переживания

вытесняются другими

интересами:

общением,

играми, физическими

упражнениями

Общительность;

Трудолюбие;

5.

Генитальная

12 – 18 лет

Становление взрослой

сексуальности

Биологическое начало

усиливает свою

активность.

Качества личности,

отражающие отношение к себе и

к окружающим людям

Стадии психосексуального развития (по З.Фрейду)

Тема:

________________________________________________________________________

Жестокое обращение с ребенком -

это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со

стороны родителей, лиц их заменяющих, или других взрослых, в результате

чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются

условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому

развитию, ущемляются его права и свобода.

Упражнение: «Виды жестокого обращения»

Название

Ситуация

Марина, 8 лет.

Девочка проживает в семье с мамой, папой и бабушкой. Мама

спокойная, выдержанная, эмоционально устойчивая. Отец активный,

любит поспорить, уважительно относится к жене. Бабушка, бывший

административный работник. Между папой и бабушкой возникают

частые споры, взаимные обвинения, оскорбления. Девочка при этом

всегда присутствует.

Виталик, 10 лет

Мальчик живёт с мамой, больной алкоголизмом,

и папой –

инвалидом.

Мальчику

часто

нечего

кушать,

он

вынужден

попрошайничать. Школу ребёнок часто пропускает, т.к. никто не

контролирует его посещения. Одежда изношенная, грязная, у ребёнка

педикулёз.

Света, 5 лет

Света проживает с мамой, отчимом и тремя младшими братьями.

Квартира однокомнатная,

дети иногда наблюдают половые акты

своих родителей. Отчим демонстрирует свои гениталии Свете.

Иван, 14 лет

Мальчик проживает с бабушкой и отцом. Когда бабушка недовольна

поведением

внука,

она

жалуется

папе,

и

папа

занимается

воспитательными мероприятиями. Подросток

часто в синяках,

побоях, ссадинах.

Катя, 4 года

Девочка проживает с мамой. В выходные к маме приходят гости, и

мама отправляет

ребёнка в кладовку в качестве наказания,

эмоциональное

сексуальное

пренебрежение

нуждами

полученного за неделю.

Мудрые советы

(Советы родителям от известных педагогов)

Если:

■ ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

■ ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

■ ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

■ ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

■ ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

■ ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

■ ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

■ ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

■ ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

■ ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить

любовь в этом мире .



В раздел образования