Автор: Иванкова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ РС Я Алданский ЦПДС
Населённый пункт: г.Алдан, микр. Солнечный
Наименование материала: Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни
Тема: "На пути к взрослой жизни"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»
МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5
Тел: (41145) 329-52.
Факс: (41145)329-52
E-mail: aldan
_
detdom
@
.
ru
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по ВР и.о. директора МКУ «Центр семейного устройства»
_________________ Т.Н. Орехова _______________ Н.А. Морозова
«___»__________2019 год
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
ГРУППЫ «РАДУГА» К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
« НА ПУТИ К ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ»
Воспитатели: Котельникова Т. Ю..
Иванкова Г. В.
Захарова А. Г.
Алдан, 2019г.
1
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ «РАДУГА»
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
« НА ПУТИ К ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ»
Сроки реализации: 3 года
Возраст детей: от 10 до 16 лет
Социальный статус детей: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Программа предназначена для воспитанников в возрасте 10-16 лет, рассчитана на 3 года.
Групповые занятия с воспитанниками организуются 1-2 раза в месяц. Длительность занятия 40-
45 минут.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Группу современного российского общества представляют дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, которые требуют особого внимания.
Существует ряд проблем,
мешающих социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это:
_негативный жизненный опыт, приобретенный до поступления в учреждение;
– отрицательное отношение окружающих к нашим воспитанникам;
– неприспособленность к самостоятельной жизни, склонность к правонарушениям и ведению
асоциального образа жизни;
– недостаточная профессиональная ориентация, т.к. многие воспитанники считают труд
неинтересным видом деятельности.
Задача педагогов — помочь в социальной адаптации воспитанников, отсюда необходимость
создания программы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе.
Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников Центра
является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми,
взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того,
чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы,
выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения
в той или иной ситуации. Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач будет
способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе,
поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный
опыт.
Реализация программы.
Цель:
подготовка воспитанников
к проживанию
в социуме,
повышение социальной
компетенции.
Задачи:
• Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры,
формирование потребности в общении, личностных отношений).
•
Информационное
обеспечение
воспитанников
по
вопросам
профессионального
самоопределения, трудоустройства, с учётом наклонностей, интересов и способностей.
• Включение в воспитательный процесс интерактивных технологий (имитационных игр:
сюжетно–ролевых, дидактических, рефлексивных).
• Воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения
2
правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Формирование
здорового образа жизни.
• Формирование правовой культуры.
• Развитие познавательного интереса.
Формы работы:
•
Групповые;
•
Индивидуальные.
•
Подгрупповые
Методы работы:
•
Беседа;
•
Дискуссия;
•
Консультация;
•
Практикум;
•
Анкетирование;
•
Профориентационная диагностика;
•
Собеседование;
•
Наблюдение;
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный:
• Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
• Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся
участники программы.
• Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации и
проживания подростков в учреждении.
2 этап – Организационный:
• Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
• Реализация системы занятий по программе.
Формирование возрастных групп для реализации проекта.
3 этап – Основной:
• Реализация проекта.
4 этап – Заключительный:
• Обобщение опыта реализации проекта.
• Результативность реализации проекта.
• Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
Проект основывается на ряде принципов:
– Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение
свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном
здоровье ребенка.
– Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов
ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.
– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента
воспитанников любое воспитательное мероприятие должно быть направлено на развитие и
3
коррекцию психических функций каждого конкретного ребенка.
– Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы
с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе
овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.
– Принцип творческого начала
- Принцип последовательности и систематичности.
-Принцип
сочетания
воспитательных
и
оздоровительных
мероприятий
:
создание
благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического
благополучия ребенка, поддержка, коррекция и развитие его здоровья.
Предполагаемый результат работы:
более высокий уровень социальной ориентации воспитанников, сформированность навыков,
необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
· развиты личностные качества, необходимые для конструктивного поведения в обществе с
учетом правовых норм; соотношение своих интересов и желаний с интересами другого
человека;
· сформированность представления о чувстве любви, человека к окружающему миру, человека
к человеку и т.д.;
· понимание ценности труда и творчества;
· развиты представления о перспективах профессионального образования и будущей
профессиональной деятельности;
. имеют представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
· понимают роль физической культуры и спорта для здоровья человека;
· расширены знания детей о культуре народа через познание региональных, культурных
традиций.
Структура программы:
Проект состоит из 4-х направлений воспитания, содержание которых отражает основные
направления работы по воспитанию и социализации воспитанников:
1. «Духовно-нравственное и правовое»
2. «Здоровье сбережение»
3. «Трудовое воспитание и профориентация»
4. «Семейное воспитание»
4
Тематическое содержание.
№п/п
Мероприятия
Время
проведения
Ответственный
1
Проект: «Давайте вместе»
В течение года
Воспитатели,
воспитанники
2
Тренинговые занятия
В течение года
Воспитатель, педагог –
психолог, воспитанники
3
Работа с НКО Алданского района
В течение года
Педагоги-организаторы,
воспитатели,
воспитанники
4
Мероприятия, посвященные
праздничным датам
В течение года
Педагоги-организаторы,
воспитанники
5
Цикл занятий по правовому воспитанию
В течение года
СКВ, воспитанники
6
«Взаимодействие с социальными
организациями» (Историко –
краеведческий музей, типография, МЧС,
ДЕПО, ЦТиЗ, Управление культуры и
т.д.)
В течение года
Воспитатели,
воспитанники, Педагоги-
организаторы,
администрация МКУ
«ЦСУ»
7
Цикл занятий по формированию ЗОЖ
В течение года
Медико –
корригирующей центр
8
Цикл обучающих занятий педагогов
дополнительного образования
Педагоги
дополнительного
образования,
воспитанники
Примерное планирование мероприятий
Месяц
Неделя
Мероприятия
Ответственный
Сентябрь
1
Праздник « Здравствуй, школа!».
Воспитатель
2
Семейный час: «Воспитание характера через
искоренение отрицательных привычек»
Воспитатель
3
Практическое занятие: «Уборка урожая,
уборка в парниках»
Воспитатель
4
«Семья – чудесное место для жизни»
Воспитатель
Октябрь
1
Просмотр видеоролика с обсуждением «Если
добрый ты»
2
Видеоролик с обсуждением: «Токсикоман-беда
семьи» (подгруппа старших подростков)
3
Занятие: « О профессиях разных, нужных и
важных»
4
Интегрированное занятие: «Мама, милая моя»
Ноябрь
1
Семейный час «Здравствуйте все, или как
жить в ладу с собой и миром»
2
Беседа с просмотром видеоролика: Я не болею.
Что нужно делать, чтобы не болеть?
3
Беседа с элементами игры «Поговорим о
воспитанности»
«О поступках плохих и хороших»
(Презентация)
5
4
Практическая работа. Оформление этажа к
новогодним праздникам
Декабрь
1
Презентация «О поступках плохих и хороших»
2
Благотворительная акция «Доброе сердце»
3
Занятие: «Семейные традиции, праздники»
4
Синквейн: «Семья в моей жизни»
Январь
1
Семейные просмотры: «Наши добрые сказки»
2
Зимние игры: «Снежный бум»
3
Практикум: «Путешествие в страну чистоты»
4
«Семейный отдых»
Февраль
1
Тематические беседы «Защитник Родины.
Каким ему быть?»
2
Викторина: «Здоровое питание»
3
Соревнование «Кто лучше заправит кровать»
4
Подготовка к празднику Масленица: «Русский
народ и его истоки»
Март
1
Викторина «Знай и люби свой край»
2
Якутские национальные игры
3
Игра-соревнование «Кто лучше очистит снег
на своем участке»
4
«Уважай старших»
Апрель
1
2
Семейный час: «В здоровом теле –здоровый
дух!»
3
Игра «Кто опрятней и аккуратней»
4
Конкурс рисунков «Моя семья»»
Май
1
Час мужества: «Подвиг народа в Великой
Отечественной войне»
2
Беседа с презентацией: «Кривая дорожка»
(Алкоголь, ПАВ)
3
«Бюджет семьи из чего он формируется»
4
Занятие: «Умение жить среди людей»»
Июнь
1
Познавательная беседа, тестирование «Мои
ценности»
2
Выставка рисунков: « Мы против вредных
привычек»
3
Встреча с бывшими воспитанниками о
профессиях.
4
Занятие: «Вся семья вместе, так и душа на
месте»
Комплексный план мероприятии с детьми «группы особого контроля» по профилактике
насилия, жестокого обращения, суицидального поведения, правонарушений,
безнадзорности, беспризорности, негативных привычек, самовольных уходов и защите
прав воспитанников детского дома.
№п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1
«Мои права и права других
людей»
Сентябрь
Воспитатели, воспитанники
2
«Я и закон»
Сентябрь
Воспитатели, воспитанники
3
«Профессии»
Октябрь
Воспитатели, воспитанники
6
4
«Мир без жестокости и
насилия»
Октябрь
Воспитатели, воспитанники
5
Что такое преступление?»
Ноябрь
Воспитатели, воспитанники
6
«Кем быть?»
Ноябрь
Воспитатели, воспитанники
7
«Веселые старты»
Декабрь
Воспитатели, воспитанники
8
«Нет вины, нет
преступления»
Январь
Воспитатели, воспитанники
9
Встреча с интересными
людьми.
Февраль
Воспитатели, воспитанники
10
«Наказание»
Март
Воспитатели, воспитанники
11
« Хищение»
Апрель
Воспитатели, воспитанники
12
«Ответственность»
Май
Воспитатели, воспитанники
13
«Исправь свою судьбу»
Май
Воспитатели, воспитанники
14
«Завтра» начинается
сегодня»
Июнь
Воспитатели, воспитанники
Примерный перечень мероприятий по программе
Этика и эстетика семейных отношений
Цель: Формирование представлений о семье, её значении в жизни человека; о различных
социальных ролях людей в семье: мать, отец, жена, муж и т. д. Формирование представлений о
семье, её значимости для человека, о типах семьи, их особенностей и проблемах.
Беседа «Что такое семья» (состав семьи, родственные отношения, дальние или близкие
родственники)
Беседа «Забота и уважение в семье».
Беседа-диалог «Правила поведения в семье. Распределение обязанностей в семье».
Игровое занятие «Особенности поведения мужчин и женщин в обществе. Отличительные черты
занятий и интересов мальчиков и девочек».
Рисование «Моя будущая семья».
Разговор в семейном кругу «Поговорим о любви».
Беседы медицинского персонала «Гигиена мальчиков».
Упражнение «Слагаемые счастливой семьи».
Беседа «Виды жилых помещений в городе и деревне. Назначение помещений в доме, квартире.
Что такое коммунальные услуги».
Беседа «Мой труд каждый день дома. Генеральная уборка».
Практические занятия «Косметический ремонт в помещении».
Беседа «Семейные праздники и традиции»
Практическое занятие «Сервировка стола».
Беседа «Идем в гости. Приглашаем гостей».
Чаепитие «Семейные посиделки».
Беседа медицинского персонала «Рациональное питание».
Практические занятия по приготовлению пищи.
Практические занятия по умению ведения сельскохозяйственных сезонных работ.
«Имитационная игра»
Практическое занятие «Каждой вещи – свое место».
Беседа с элементами практических навыков «Повседневный уход за одеждой и обувью. Чистка.
Подготовка к сезонному хранению».
Беседа «Что такое здоровый образ жизни?»
7
Беседа – диалог «Личная гигиена».
Конкурс плакатов по привитию ЗОЖ.
Беседы медицинского персонала «О вреде курения, алкоголя, наркотиков».
Беседа «Влияние употребления ПАВ на детей».
Спортивный праздник «День здоровья».
Беседа «Азартные игры и их пагубное влияние на семейную жизнь».
Тестирование по определению отношения к ПАВ.
Беседа-диалог «Ты у себя дома».
Мы и Социум.
Цель: Знакомство воспитанников с основными правами и гарантиями выпускников детского
дома. Рассмотрение основных прав выпускников в сфере образования, медицинского
обслуживания, трудоустройства и жилищного хозяйства. Рассмотрение возможных жилищных
проблем и их решение.
Игра «Путешествие в прошлое» (история родного края).
Беседа «Символы нашего государства».
Беседа «Структура органов власти в России (законодательная, исполнительная, судебная)».
Доклады детей на тему «Наша малая Родина».
Беседа-диспут «Зачем нужно знать законы».
Беседа с участием представителей органов безопасности «Что такое правонарушение. Почему
людей наказывают за правонарушения?»
Беседа «Взаимодействия с неформальными группами; правила поведения с незнакомыми
людьми».
Беседа «Зачем нужны полиция, суд, армия».
Выпуск памяток «Полиция. Ее назначение. Как обратиться в полицию. Как вести себя, если
задержали сотрудники полиции».
Беседа «Права и обязанности детей».
Беседа – диалог «Твои гражданские права и обязанности».
Диспут «Главные ценности в жизни человека».
Занятие «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги».
Конкурс брошюр «Подросток и закон».
Цикл бесед «Основные средства связи»: «Почта, телеграф, телефон», «Виды почтовых
отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы)». «Виды писем
(заказное, с уведомлением, ценное и т.д.)», «Порядок отправки писем различных видов,
стоимость пересылки, написание адреса на конвертах», «Телеграф, виды телеграфных услуг,
тарифы, заполнение телеграфных бланков».
Беседа «Поликлиника, больница, диагностический центр. Как обратиться к врачу».
Беседа «ЖЭУ, регистрационный центр, БТИ. Их назначение».
Экскурсии на предприятия коммунального хозяйства.
Беседа «Сбербанк, налоговая инспекция. Их назначение».
Беседа «Администрация района, города, органы опеки и попечительства. Их
назначение».
Беседа «Образовательные учреждения. Их назначение».
Беседа «Центр социальной защиты населения, пенсионный фонд. Их назначение».
Экскурсия в библиотеку, дом культуры для ознакомления с их работой.
Беседа «Этикет и манеры».
8
Беседа «Общие правила поведения в общественных местах».
Подготовка сообщений «Уважительное отношение к общественной и частной собственности».
Цикл бесед по правилам поведения при возникновении стихийных бедствий и ЧС.
Беседа «Вирус сквернословия».
Игровое мероприятие «Правила поведения в детском доме».
Беседа «Честность в отношении друг с другом».
Беседа – диалог «Плохой» - «хороший» поступок в общении».
Диспут «О дружбе и товариществе».
Беседа «Право на жильё».
Презентация «Жилищные проблемы».
Беседа «Право на медицинские услуги».
Игра по социально-правовой ориентации.
Мозговой штурм «Причины потери жилья». Игра «Риэлторы».
Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.
Труд и профессиональное самоопределение.
Цель:
Определение
профессиональной
направленности
воспитанников,
знакомство
с
разнообразием профессий, формирование основных умений трудоустройства.
Рассмотрение плана и способов поиска работы. Научиться составлять резюме на практикуме.
Знакомство
с
рекомендациями
для
встречи
с
работодателем.
Знакомство
с
типами
образовательных учреждений.
Сюжетно-ролевая игра «Мой режим дня».
Беседа «Основные права и гарантии выпускников детского дома».
Беседа «Право на образование».
Беседа «Все профессии важны, все профессии нужны».
Беседа-диспут: «Мой жизненный план» (первоначальные представления о дальнейшей учебе,
профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.).
Опросник Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник».
Беседа «Виды профессиональных учебных заведений».
Экскурсия вЦТиЗ.
Диспут «Моя будущая профессия».
Консультация «Рекомендации для встречи с работодателем».
Сюжетно-ролевая игра «Подаем резюме».
Экскурсии на предприятия и в учебные заведения.
Дискуссия «План поиска работы»
Бизнес-игра «Деловые ребята».
Тестирование по профориентации.
Беседа-диалог «Карьерный рост».
Беседа «Есть ли льготы у выпускника детского дома при трудоустройстве».
Диспут «Шкала самоуважения» .
Презентация «Линия жизни».
9
ПРОЕКТ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ «РАДУГА»
« ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ» НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Актуальность проблемы.
В настоящее время в группе «Радуга» проживают 14 разновозрастных воспитанников, 8 из
которых являются кровными братьями, что и послужило основой проекта сиблингового
воспитания «Давайте вместе»
Сиблинги (от англ. Siblings) – это родные братья и сестры, у которых общие родители.
Существует ряд проблем, мешающих социализации детей-сиблингов, тем более, оставшихся
без попечения родителей.
Контингент воспитанников организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей очень не однороден: дети, оставшихся без попечения родителей, дети -сироты, дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации. Разные судьбы, разные возможности, разные
особенности, но, в своем большинстве, все ребята испытывают трудности в построении
доверительных отношений, ребятам сложно открыться новому миру.
Общеизвестно, что самые близкие люди в наших жизнях были, есть и будут — наши братья и
сестры.
Социальная адаптация воспитанников Центра является важной проблемой, так как человек
вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с окружающими, в первую
очередь, собственными родными людьми. Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач
будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном
обществе, поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и
полученный опыт.
Реализация проекта.
Цель:
Формирование и укрепление родственных связей воспитанников , с учетом психофизических и
возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Задачи проекта:
Создание комфортных условий для формирования и развития родственных связей
воспитанников в условиях организации.
Коррекция отношения к самому себе, к своему собственному «Я»;
Формирование доброжелательных взаимоотношений между сиблингами в центре;
Формирование индивидуальных семейных традиций в сиблинговых группах
Проект содержит в себе:
- диагностический этап, на котором проводится диагностика индивидуальных особенностей
участников группы, межличностных отношений между сиблингами;
- подготовительный этап, на котором педагоги группы готовят сиблингов к совместным
занятиям, учитывая возрастные и индивидуальные особенности психики детей;
- основной этап, который содержит тематические занятия, которые посещают сиблинги;
- завершающий этап, на котором проводится контрольный диагностический срез, и
10
отслеживаются полученные результаты.
Продолжительность одного занятия – 30 минут (в зависимости от этапа работы). Занятие
проводится не реже одного раза в неделю.
•
Диагностический этап (сентябрь 2019 год), на котором проводится диагностика
индивидуальных
особенностей
участников
группы,
межличностных
отношений
между
сиблингами;
Сиблинги 1 (семья Турчаниновых)
Состоит из 5 детей, два мальчика и три девочки. В Центре с 2018 года. Ребята имеют особые
образовательные потребности. Родственные связи развиты слабо, как и интерес к совместной
деятельности. Лидирующее положение в сиблинге занимает старшая девочка. Эмоциональная
сплоченность недостаточная, общие интересы только на бытовом уровне. В вербальном
общении прослеживается агрессия. Уровень социализации сиблинга в семейной группе в целом
недостаточен.
Сиблинги 2 (семья Бордых)
Состоит из 3 детей, два мальчика и 1 девочка. В Центре с 2015 года. Родственные связи развиты
слабо, но ребята имеют общие интересы – спортивные и подвижные игры. При занятиях
совместными видами деятельности каждый из ребят стремится к лидерству. В сиблинге
прослеживается эмоциональная сплоченность: ребята способны к сопереживанию за брата, за
сестру, но это состояние достаточно нестабильно. Отмечено, что при общении мальчики не
умеют выражать собственные чувства, недостаточно искренны с своих намерениях. Уровень
социализации сиблинга в семейной группе недостаточен, так как старшая сестра проживает в
другой группе.
Сиблинги 4 (семья Кузнецовых)
Состоит из 2 детей, мальчик и девочка. В Центре с 2018 года. Родственные связи сформированы
недостаточно. Общие интересы только на бытовом уровне. Имеется нестабильный интерес к
совместной
деятельности.
Слабый
уровень
эмоциональной
привязанности.
Уровень
социализации сиблинга в семье недостаточен. Поддерживается связь со старшей сестрой Колыч
К.
Сиблинги 5 (Муравьевых)
Два мальчика и 1 девочка, в Центре находятся с 2016 года, имеют особые образовательные
потребности. Родственные связи достаточно развиты. В общении между сестрой и братьями
присутствует эмоциональная привязанность. У братьев прослеживается вербальная агрессия.
Общие интересы отсутствуют. Интерес к совместной деятельности минимальный, так как
проживают в разных группах. В целом уровень социализации в семейной группе у сиблинга
ниже нормы. С родственниками (бабушка, старшая сестра) поддерживают связь, регулярно
оформляется гостевой режим.
Сиблинги 6 (семья Варламовых)
Состоит из 3 детей, два мальчика и 1 девочка. В Центре с 2018 года. Ребята имеют особые
образовательные потребности. Родственные связи развиты слабо. Интереса к совместной
деятельности практически не имеют. Эмоциональная сплоченность на низком уровне. Общение
происходит только на бытовом уровне. Уровень социализации сиблинга в семейной группе
недостаточен, так как проживают в разных группах, обучаются в разных школах.
Сиблинги 7 (семья Макаровых)
Семья состоит из 3 детей, две девочки и 1мальчик. В Центре с 2019 года. Ребята имеют особые
образовательные потребности. Родственные связи развиты слабо. Интереса к совместной
деятельности практически не имеют. Эмоциональная сплоченность на низком уровне. Общение
происходит только на бытовом уровне. Уровень социализации сиблинга в семейной группе
недостаточен, так как проживают в разных группах.
Сиблинги 8 (семья Рыковых)
11
Состоит из 2 детей, два мальчика. В Центре с 2019 года. Ребята имеют особые образовательные
потребности. Родственные связи развиты слабо, как и интерес к совместной деятельности.
Лидирующее положение в сиблинге занимает старший мальчик. Эмоциональная сплоченность
недостаточная, общие интересы только на бытовом уровне. В вербальном общении
прослеживается агрессия. У мальчиков не сформированы нравственные качества. Уровень
социализации сиблинга в семейной группе в целом недостаточен, так как проживают в разных
группах.
Сиблинги 9 (семья Заборовского)
Состоит из 2 детей, брат и сестра. В Центре с 2019 года. Родственные связи развиты слабо, как
и интерес к совместной деятельности, в сязи с тем, что сестра поступила на профобучение.
Лидирующее
положение
в
сиблинге занимает мальчик.
Эмоциональная сплоченность
недостаточная. В вербальном общении прослеживается агрессия, которую подросток скрывает
определенный период времени, а затем выплескивает на окружающих. У мальчика не
сформированы нравственные качества, не развиты чувства сопереживания и сочувствия,
отмечено негативное отношение к животным. Уровень социализации сиблинга в целом
недостаточен.
•
Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2019 г), на котором готовим сиблингов к
совместным занятиям, учитывая возрастные и индивидуальные особенности психики
детей, составляются индивидуальные планы работы комплексом специалистов, с учетом
диагностического среза.
Мероприятия
Цель
Ответственные
Этап 1
Первичная диагностика
Сбор
информации
об
особенностях
развития
каждого
ребенка,
оценить
здоровье
каждого воспитанника из
сиблингов,
история
помещения
в
детское
учреждение
Воспитатели,
психолог, медико –
корригирующий
центр
Этап 2
Диагностика состояния
агрессии
Проанализировать
варианты
показателей
«трудности»
особенности поведения
Воспитатели,
психолог
Этап 3
Диагностика
межличностных
отношений
Выявить взаимодействие
между сиблингами
Воспитатели,
психолог
•
Основной этап (ноябрь 2019 год-июнь 2020 год), на котором проводится учебно -
воспитательная работа с сиблингами по направлениям программы «На пути к взрослой
жизни».
Вид проекта: социально - значимый
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 30 – 45 мин.
Срок реализации программы – 1 год.
Целевая группа: воспитанники «МКУ «ЦСУ» семьи «Радуга»
Методы работы:
12
Беседа; Дискуссия; Консультация; Практикум; Анкетирование;
Профориентационная диагностика; Собеседование; Наблюдение;
Формы работы:
Групповая: с сиблинговой группой. Тренинг, занятие-практикум, беседа, экскурсия, игра.
Индивидуальная: консультирование, беседа.
Мероприятия с группой сиблингов
№п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1
Семейный совет «Распределение
обязанностей в семейной группе».
Воспитатели,
воспитанники
2
Инсценировка сценки ко дню воспитателя
и всех дошкольных работников
Сентябрь
Воспитатели,
воспитанники
3
Поисковая работа в рамках 90 – летия
Детского дома: «Назад в будущее»
Сентябрь -
май
4
Поздравления в честь международного дня
пожилых людей
Октябрь
Воспитатели,
воспитанники
5
Акция ко всемирному дню защиты
животных: «Накорми братьев меньших»
Воспитатели,
воспитанники
6
Лайфхак ко дню толерантности: «Сделай
мир добрее»
Ноябрь
Воспитатели,
воспитанники
7
Выезд с театрализованным
представлением в Хозпис к
международному дню инвалидов
Декабрь
Воспитатели,
воспитанники
8
Подготовка группы к Новому году
Воспитатели,
воспитанники
9
Зимние каникулы: «Новогодний
калейдоскоп»
Январь
Воспитатели,
воспитанники
10
Военно – спортивная игра: «В бой идут
мужики»
Февраль
Воспитатели,
воспитанники
11
Творческая мастерская «Для милых дам»
Март
Воспитатели,
воспитанники
12
Игровая программа: «Кривое зеркало»
Апрель
Воспитатели,
воспитанники
13
Инсценировка по сказке ко Дню 125 –
летия Г. Х. Андерсена
Воспитатели,
воспитанники
14
Музыкальная композиция: «Женщины
Якутии в годы войны»
Май
Воспитатели,
воспитанники
15
Субботник, посвященный Всемирному
дню окружающей среды: «Мы за
экологию»
Июнь
Воспитатели,
воспитанники
Примерный план работы с сиблингами
Игра – знакомство: «Мы тебе рады»
Синквейн: «Я и моя семья»
Методика «Шкала определения привязанности между детьми-сиблингами»
Творческая игра «Образ моего имени».
Мой мир чувств.
Знакомство со слугой Радостью.
«Игра без правил».
Выставка «Грустный вернисаж»
13
Игра «Послушай себя»
Проективная методика «Семья животных»
Когда я злюсь?
«Представь себя...»
Знакомство со слугой-чувством Злостью
Страх в моей жизни
Имею ли я право на обиду
Занятие-беседа «Уроки семьи и семейных ценностей»
Занятие - беседа «В семью, где лад, счастье дорогу не забывает»
Игра «Вместе мы одна семь - Я»
Семейный час «Моя семья – мое богатство»
Ролевая игра «Семейные радости и горести»
Презентация «Здоровый образ жизни»
Сочинение «Каким я хотел видеть отца, мать?»
Беседы о семейных традициях, профессиях, династиях
Беседа «Роль семьи в выборе профессий»
Выпуск семейной газеты «Культура внешнего вида»
Практическое занятие: «Как одеваться дома» (с демонстрацией одежды)
Отношения между членами семьи
Помощь старших детей младшим.
Что такое семья и родственники.
Значение авторитета старших детей в семье
Ответственность старших детей за младшими
Беседа «Домашнее хозяйство-забота всей семьи»
Совместные дела детей в семье
Практическое занятие: «Стирка белья»
Воспитание у братьев общих интересов
Совместная подготовка к празднованию дней рождения.
Предполагаемый результат работы:
Улучшение микроклимата между сиблингами
Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в
семье и посильное участие в домашних делах
Знание детьми и подростками норм и правил общения и взаимодействия с окружающими.
Повышение уровня сформированности позитивных ценностных ориентаций сиблингов
( семейных гражданско – патриотических, духовно – нравственных, здоровьесберегающих)
Понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах
Воспитание потребности в духовном обогащении, уважение к труду и к человеку труда
Усвоение сиблингами добродетели. нравственности и открытости к добру, наличие
самостоятельности, самоконтроля, адекватной самооценки, уверенности в своих силах и
возможности
Ответственность за свои дела и поступки
14
Используемая литература:
1.
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) - М., 2004.
2.
Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005
3.
Семейный кодекс российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат,
2005Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159
4.
Федеральный
закон
«Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с
изменением от 13 января 2001 г.) № 120
5.
Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Психология сиротства/ Прихожан А. М, Толстых Н. Н.
- СПб.: Питер, 2005.
6.
Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для
педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.
7.
Федеральный
закон от 29.12.2012г.
№27Э-ФЗ «Об образовании
в Российской
Федерации»;
8.
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки от 7 мая 2012 года№599»;
9.
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г. №761;
10. Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования»,
утвержденная распоряжением правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р;
11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III
«Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36)
12. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное
пособие. Издательство, г. Москва, 2007 год.
13. Дементьева И. Ф. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке //
Социальная педагогика. 2003. - №3.
15