Напоминание

"На пути к взрослой жизни"


Автор: Иванкова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ РС Я Алданский ЦПДС
Населённый пункт: г.Алдан, микр. Солнечный
Наименование материала: Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни
Тема: "На пути к взрослой жизни"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»

678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5

Тел: (41145) 329-52.

Факс: (41145)329-52

E-mail: aldan

_

detdom

@

mail

.

ru

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по ВР и.о. директора МКУ «Центр семейного устройства»

_________________ Т.Н. Орехова _______________ Н.А. Морозова

«___»__________2019 год

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

ГРУППЫ «РАДУГА» К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

« НА ПУТИ К ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ»

Воспитатели: Котельникова Т. Ю..

Иванкова Г. В.

Захарова А. Г.

Алдан, 2019г.

1

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ «РАДУГА»

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

« НА ПУТИ К ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ»

Сроки реализации: 3 года

Возраст детей: от 10 до 16 лет

Социальный статус детей: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Программа предназначена для воспитанников в возрасте 10-16 лет, рассчитана на 3 года.

Групповые занятия с воспитанниками организуются 1-2 раза в месяц. Длительность занятия 40-

45 минут.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Группу современного российского общества представляют дети-сироты и дети, оставшиеся без

попечения родителей, которые требуют особого внимания.

Существует ряд проблем,

мешающих социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это:

_негативный жизненный опыт, приобретенный до поступления в учреждение;

– отрицательное отношение окружающих к нашим воспитанникам;

– неприспособленность к самостоятельной жизни, склонность к правонарушениям и ведению

асоциального образа жизни;

– недостаточная профессиональная ориентация, т.к. многие воспитанники считают труд

неинтересным видом деятельности.

Задача педагогов — помочь в социальной адаптации воспитанников, отсюда необходимость

создания программы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе.

Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников Центра

является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми,

взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того,

чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы,

выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения

в той или иной ситуации. Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач будет

способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе,

поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный

опыт.

Реализация программы.

Цель:

подготовка воспитанников

к проживанию

в социуме,

повышение социальной

компетенции.

Задачи:

• Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры,

формирование потребности в общении, личностных отношений).

Информационное

обеспечение

воспитанников

по

вопросам

профессионального

самоопределения, трудоустройства, с учётом наклонностей, интересов и способностей.

• Включение в воспитательный процесс интерактивных технологий (имитационных игр:

сюжетно–ролевых, дидактических, рефлексивных).

• Воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения

2

правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Формирование

здорового образа жизни.

• Формирование правовой культуры.

• Развитие познавательного интереса.

Формы работы:

Групповые;

Индивидуальные.

Подгрупповые

Методы работы:

Беседа;

Дискуссия;

Консультация;

Практикум;

Анкетирование;

Профориентационная диагностика;

Собеседование;

Наблюдение;

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный:

• Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.

• Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся

участники программы.

• Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации и

проживания подростков в учреждении.

2 этап – Организационный:

• Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.

• Реализация системы занятий по программе.

Формирование возрастных групп для реализации проекта.

3 этап – Основной:

• Реализация проекта.

4 этап – Заключительный:

• Обобщение опыта реализации проекта.

• Результативность реализации проекта.

• Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

Проект основывается на ряде принципов:

– Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение

свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном

здоровье ребенка.

– Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов

ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.

– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента

воспитанников любое воспитательное мероприятие должно быть направлено на развитие и

3

коррекцию психических функций каждого конкретного ребенка.

– Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы

с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе

овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.

– Принцип творческого начала

- Принцип последовательности и систематичности.

-Принцип

сочетания

воспитательных

и

оздоровительных

мероприятий

:

создание

благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического

благополучия ребенка, поддержка, коррекция и развитие его здоровья.

Предполагаемый результат работы:

более высокий уровень социальной ориентации воспитанников, сформированность навыков,

необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

· развиты личностные качества, необходимые для конструктивного поведения в обществе с

учетом правовых норм; соотношение своих интересов и желаний с интересами другого

человека;

· сформированность представления о чувстве любви, человека к окружающему миру, человека

к человеку и т.д.;

· понимание ценности труда и творчества;

· развиты представления о перспективах профессионального образования и будущей

профессиональной деятельности;

. имеют представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

· понимают роль физической культуры и спорта для здоровья человека;

· расширены знания детей о культуре народа через познание региональных, культурных

традиций.

Структура программы:

Проект состоит из 4-х направлений воспитания, содержание которых отражает основные

направления работы по воспитанию и социализации воспитанников:

1. «Духовно-нравственное и правовое»

2. «Здоровье сбережение»

3. «Трудовое воспитание и профориентация»

4. «Семейное воспитание»

4

Тематическое содержание.

№п/п

Мероприятия

Время

проведения

Ответственный

1

Проект: «Давайте вместе»

В течение года

Воспитатели,

воспитанники

2

Тренинговые занятия

В течение года

Воспитатель, педагог –

психолог, воспитанники

3

Работа с НКО Алданского района

В течение года

Педагоги-организаторы,

воспитатели,

воспитанники

4

Мероприятия, посвященные

праздничным датам

В течение года

Педагоги-организаторы,

воспитанники

5

Цикл занятий по правовому воспитанию

В течение года

СКВ, воспитанники

6

«Взаимодействие с социальными

организациями» (Историко –

краеведческий музей, типография, МЧС,

ДЕПО, ЦТиЗ, Управление культуры и

т.д.)

В течение года

Воспитатели,

воспитанники, Педагоги-

организаторы,

администрация МКУ

«ЦСУ»

7

Цикл занятий по формированию ЗОЖ

В течение года

Медико –

корригирующей центр

8

Цикл обучающих занятий педагогов

дополнительного образования

Педагоги

дополнительного

образования,

воспитанники

Примерное планирование мероприятий

Месяц

Неделя

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

1

Праздник « Здравствуй, школа!».

Воспитатель

2

Семейный час: «Воспитание характера через

искоренение отрицательных привычек»

Воспитатель

3

Практическое занятие: «Уборка урожая,

уборка в парниках»

Воспитатель

4

«Семья – чудесное место для жизни»

Воспитатель

Октябрь

1

Просмотр видеоролика с обсуждением «Если

добрый ты»

2

Видеоролик с обсуждением: «Токсикоман-беда

семьи» (подгруппа старших подростков)

3

Занятие: « О профессиях разных, нужных и

важных»

4

Интегрированное занятие: «Мама, милая моя»

Ноябрь

1

Семейный час «Здравствуйте все, или как

жить в ладу с собой и миром»

2

Беседа с просмотром видеоролика: Я не болею.

Что нужно делать, чтобы не болеть?

3

Беседа с элементами игры «Поговорим о

воспитанности»

«О поступках плохих и хороших»

(Презентация)

5

4

Практическая работа. Оформление этажа к

новогодним праздникам

Декабрь

1

Презентация «О поступках плохих и хороших»

2

Благотворительная акция «Доброе сердце»

3

Занятие: «Семейные традиции, праздники»

4

Синквейн: «Семья в моей жизни»

Январь

1

Семейные просмотры: «Наши добрые сказки»

2

Зимние игры: «Снежный бум»

3

Практикум: «Путешествие в страну чистоты»

4

«Семейный отдых»

Февраль

1

Тематические беседы «Защитник Родины.

Каким ему быть?»

2

Викторина: «Здоровое питание»

3

Соревнование «Кто лучше заправит кровать»

4

Подготовка к празднику Масленица: «Русский

народ и его истоки»

Март

1

Викторина «Знай и люби свой край»

2

Якутские национальные игры

3

Игра-соревнование «Кто лучше очистит снег

на своем участке»

4

«Уважай старших»

Апрель

1

2

Семейный час: «В здоровом теле –здоровый

дух!»

3

Игра «Кто опрятней и аккуратней»

4

Конкурс рисунков «Моя семья»»

Май

1

Час мужества: «Подвиг народа в Великой

Отечественной войне»

2

Беседа с презентацией: «Кривая дорожка»

(Алкоголь, ПАВ)

3

«Бюджет семьи из чего он формируется»

4

Занятие: «Умение жить среди людей»»

Июнь

1

Познавательная беседа, тестирование «Мои

ценности»

2

Выставка рисунков: « Мы против вредных

привычек»

3

Встреча с бывшими воспитанниками о

профессиях.

4

Занятие: «Вся семья вместе, так и душа на

месте»

Комплексный план мероприятии с детьми «группы особого контроля» по профилактике

насилия, жестокого обращения, суицидального поведения, правонарушений,

безнадзорности, беспризорности, негативных привычек, самовольных уходов и защите

прав воспитанников детского дома.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

«Мои права и права других

людей»

Сентябрь

Воспитатели, воспитанники

2

«Я и закон»

Сентябрь

Воспитатели, воспитанники

3

«Профессии»

Октябрь

Воспитатели, воспитанники

6

4

«Мир без жестокости и

насилия»

Октябрь

Воспитатели, воспитанники

5

Что такое преступление?»

Ноябрь

Воспитатели, воспитанники

6

«Кем быть?»

Ноябрь

Воспитатели, воспитанники

7

«Веселые старты»

Декабрь

Воспитатели, воспитанники

8

«Нет вины, нет

преступления»

Январь

Воспитатели, воспитанники

9

Встреча с интересными

людьми.

Февраль

Воспитатели, воспитанники

10

«Наказание»

Март

Воспитатели, воспитанники

11

« Хищение»

Апрель

Воспитатели, воспитанники

12

«Ответственность»

Май

Воспитатели, воспитанники

13

«Исправь свою судьбу»

Май

Воспитатели, воспитанники

14

«Завтра» начинается

сегодня»

Июнь

Воспитатели, воспитанники

Примерный перечень мероприятий по программе

Этика и эстетика семейных отношений

Цель: Формирование представлений о семье, её значении в жизни человека; о различных

социальных ролях людей в семье: мать, отец, жена, муж и т. д. Формирование представлений о

семье, её значимости для человека, о типах семьи, их особенностей и проблемах.

Беседа «Что такое семья» (состав семьи, родственные отношения, дальние или близкие

родственники)

Беседа «Забота и уважение в семье».

Беседа-диалог «Правила поведения в семье. Распределение обязанностей в семье».

Игровое занятие «Особенности поведения мужчин и женщин в обществе. Отличительные черты

занятий и интересов мальчиков и девочек».

Рисование «Моя будущая семья».

Разговор в семейном кругу «Поговорим о любви».

Беседы медицинского персонала «Гигиена мальчиков».

Упражнение «Слагаемые счастливой семьи».

Беседа «Виды жилых помещений в городе и деревне. Назначение помещений в доме, квартире.

Что такое коммунальные услуги».

Беседа «Мой труд каждый день дома. Генеральная уборка».

Практические занятия «Косметический ремонт в помещении».

Беседа «Семейные праздники и традиции»

Практическое занятие «Сервировка стола».

Беседа «Идем в гости. Приглашаем гостей».

Чаепитие «Семейные посиделки».

Беседа медицинского персонала «Рациональное питание».

Практические занятия по приготовлению пищи.

Практические занятия по умению ведения сельскохозяйственных сезонных работ.

«Имитационная игра»

Практическое занятие «Каждой вещи – свое место».

Беседа с элементами практических навыков «Повседневный уход за одеждой и обувью. Чистка.

Подготовка к сезонному хранению».

Беседа «Что такое здоровый образ жизни?»

7

Беседа – диалог «Личная гигиена».

Конкурс плакатов по привитию ЗОЖ.

Беседы медицинского персонала «О вреде курения, алкоголя, наркотиков».

Беседа «Влияние употребления ПАВ на детей».

Спортивный праздник «День здоровья».

Беседа «Азартные игры и их пагубное влияние на семейную жизнь».

Тестирование по определению отношения к ПАВ.

Беседа-диалог «Ты у себя дома».

Мы и Социум.

Цель: Знакомство воспитанников с основными правами и гарантиями выпускников детского

дома. Рассмотрение основных прав выпускников в сфере образования, медицинского

обслуживания, трудоустройства и жилищного хозяйства. Рассмотрение возможных жилищных

проблем и их решение.

Игра «Путешествие в прошлое» (история родного края).

Беседа «Символы нашего государства».

Беседа «Структура органов власти в России (законодательная, исполнительная, судебная)».

Доклады детей на тему «Наша малая Родина».

Беседа-диспут «Зачем нужно знать законы».

Беседа с участием представителей органов безопасности «Что такое правонарушение. Почему

людей наказывают за правонарушения?»

Беседа «Взаимодействия с неформальными группами; правила поведения с незнакомыми

людьми».

Беседа «Зачем нужны полиция, суд, армия».

Выпуск памяток «Полиция. Ее назначение. Как обратиться в полицию. Как вести себя, если

задержали сотрудники полиции».

Беседа «Права и обязанности детей».

Беседа – диалог «Твои гражданские права и обязанности».

Диспут «Главные ценности в жизни человека».

Занятие «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги».

Конкурс брошюр «Подросток и закон».

Цикл бесед «Основные средства связи»: «Почта, телеграф, телефон», «Виды почтовых

отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы)». «Виды писем

(заказное, с уведомлением, ценное и т.д.)», «Порядок отправки писем различных видов,

стоимость пересылки, написание адреса на конвертах», «Телеграф, виды телеграфных услуг,

тарифы, заполнение телеграфных бланков».

Беседа «Поликлиника, больница, диагностический центр. Как обратиться к врачу».

Беседа «ЖЭУ, регистрационный центр, БТИ. Их назначение».

Экскурсии на предприятия коммунального хозяйства.

Беседа «Сбербанк, налоговая инспекция. Их назначение».

Беседа «Администрация района, города, органы опеки и попечительства. Их

назначение».

Беседа «Образовательные учреждения. Их назначение».

Беседа «Центр социальной защиты населения, пенсионный фонд. Их назначение».

Экскурсия в библиотеку, дом культуры для ознакомления с их работой.

Беседа «Этикет и манеры».

8

Беседа «Общие правила поведения в общественных местах».

Подготовка сообщений «Уважительное отношение к общественной и частной собственности».

Цикл бесед по правилам поведения при возникновении стихийных бедствий и ЧС.

Беседа «Вирус сквернословия».

Игровое мероприятие «Правила поведения в детском доме».

Беседа «Честность в отношении друг с другом».

Беседа – диалог «Плохой» - «хороший» поступок в общении».

Диспут «О дружбе и товариществе».

Беседа «Право на жильё».

Презентация «Жилищные проблемы».

Беседа «Право на медицинские услуги».

Игра по социально-правовой ориентации.

Мозговой штурм «Причины потери жилья». Игра «Риэлторы».

Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.

Труд и профессиональное самоопределение.

Цель:

Определение

профессиональной

направленности

воспитанников,

знакомство

с

разнообразием профессий, формирование основных умений трудоустройства.

Рассмотрение плана и способов поиска работы. Научиться составлять резюме на практикуме.

Знакомство

с

рекомендациями

для

встречи

с

работодателем.

Знакомство

с

типами

образовательных учреждений.

Сюжетно-ролевая игра «Мой режим дня».

Беседа «Основные права и гарантии выпускников детского дома».

Беседа «Право на образование».

Беседа «Все профессии важны, все профессии нужны».

Беседа-диспут: «Мой жизненный план» (первоначальные представления о дальнейшей учебе,

профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.).

Опросник Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник».

Беседа «Виды профессиональных учебных заведений».

Экскурсия вЦТиЗ.

Диспут «Моя будущая профессия».

Консультация «Рекомендации для встречи с работодателем».

Сюжетно-ролевая игра «Подаем резюме».

Экскурсии на предприятия и в учебные заведения.

Дискуссия «План поиска работы»

Бизнес-игра «Деловые ребята».

Тестирование по профориентации.

Беседа-диалог «Карьерный рост».

Беседа «Есть ли льготы у выпускника детского дома при трудоустройстве».

Диспут «Шкала самоуважения» .

Презентация «Линия жизни».

9

ПРОЕКТ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ «РАДУГА»

« ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ» НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Актуальность проблемы.

В настоящее время в группе «Радуга» проживают 14 разновозрастных воспитанников, 8 из

которых являются кровными братьями, что и послужило основой проекта сиблингового

воспитания «Давайте вместе»

Сиблинги (от англ. Siblings) – это родные братья и сестры, у которых общие родители.

Существует ряд проблем, мешающих социализации детей-сиблингов, тем более, оставшихся

без попечения родителей.

Контингент воспитанников организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей очень не однороден: дети, оставшихся без попечения родителей, дети -сироты, дети,

находящиеся в трудной жизненной ситуации. Разные судьбы, разные возможности, разные

особенности, но, в своем большинстве, все ребята испытывают трудности в построении

доверительных отношений, ребятам сложно открыться новому миру.

Общеизвестно, что самые близкие люди в наших жизнях были, есть и будут — наши братья и

сестры.

Социальная адаптация воспитанников Центра является важной проблемой, так как человек

вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с окружающими, в первую

очередь, собственными родными людьми. Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач

будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном

обществе, поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и

полученный опыт.

Реализация проекта.

Цель:

Формирование и укрепление родственных связей воспитанников , с учетом психофизических и

возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей.

Задачи проекта:

Создание комфортных условий для формирования и развития родственных связей

воспитанников в условиях организации.

Коррекция отношения к самому себе, к своему собственному «Я»;

Формирование доброжелательных взаимоотношений между сиблингами в центре;

Формирование индивидуальных семейных традиций в сиблинговых группах

Проект содержит в себе:

- диагностический этап, на котором проводится диагностика индивидуальных особенностей

участников группы, межличностных отношений между сиблингами;

- подготовительный этап, на котором педагоги группы готовят сиблингов к совместным

занятиям, учитывая возрастные и индивидуальные особенности психики детей;

- основной этап, который содержит тематические занятия, которые посещают сиблинги;

- завершающий этап, на котором проводится контрольный диагностический срез, и

10

отслеживаются полученные результаты.

Продолжительность одного занятия – 30 минут (в зависимости от этапа работы). Занятие

проводится не реже одного раза в неделю.

Диагностический этап (сентябрь 2019 год), на котором проводится диагностика

индивидуальных

особенностей

участников

группы,

межличностных

отношений

между

сиблингами;

Сиблинги 1 (семья Турчаниновых)

Состоит из 5 детей, два мальчика и три девочки. В Центре с 2018 года. Ребята имеют особые

образовательные потребности. Родственные связи развиты слабо, как и интерес к совместной

деятельности. Лидирующее положение в сиблинге занимает старшая девочка. Эмоциональная

сплоченность недостаточная, общие интересы только на бытовом уровне. В вербальном

общении прослеживается агрессия. Уровень социализации сиблинга в семейной группе в целом

недостаточен.

Сиблинги 2 (семья Бордых)

Состоит из 3 детей, два мальчика и 1 девочка. В Центре с 2015 года. Родственные связи развиты

слабо, но ребята имеют общие интересы – спортивные и подвижные игры. При занятиях

совместными видами деятельности каждый из ребят стремится к лидерству. В сиблинге

прослеживается эмоциональная сплоченность: ребята способны к сопереживанию за брата, за

сестру, но это состояние достаточно нестабильно. Отмечено, что при общении мальчики не

умеют выражать собственные чувства, недостаточно искренны с своих намерениях. Уровень

социализации сиблинга в семейной группе недостаточен, так как старшая сестра проживает в

другой группе.

Сиблинги 4 (семья Кузнецовых)

Состоит из 2 детей, мальчик и девочка. В Центре с 2018 года. Родственные связи сформированы

недостаточно. Общие интересы только на бытовом уровне. Имеется нестабильный интерес к

совместной

деятельности.

Слабый

уровень

эмоциональной

привязанности.

Уровень

социализации сиблинга в семье недостаточен. Поддерживается связь со старшей сестрой Колыч

К.

Сиблинги 5 (Муравьевых)

Два мальчика и 1 девочка, в Центре находятся с 2016 года, имеют особые образовательные

потребности. Родственные связи достаточно развиты. В общении между сестрой и братьями

присутствует эмоциональная привязанность. У братьев прослеживается вербальная агрессия.

Общие интересы отсутствуют. Интерес к совместной деятельности минимальный, так как

проживают в разных группах. В целом уровень социализации в семейной группе у сиблинга

ниже нормы. С родственниками (бабушка, старшая сестра) поддерживают связь, регулярно

оформляется гостевой режим.

Сиблинги 6 (семья Варламовых)

Состоит из 3 детей, два мальчика и 1 девочка. В Центре с 2018 года. Ребята имеют особые

образовательные потребности. Родственные связи развиты слабо. Интереса к совместной

деятельности практически не имеют. Эмоциональная сплоченность на низком уровне. Общение

происходит только на бытовом уровне. Уровень социализации сиблинга в семейной группе

недостаточен, так как проживают в разных группах, обучаются в разных школах.

Сиблинги 7 (семья Макаровых)

Семья состоит из 3 детей, две девочки и 1мальчик. В Центре с 2019 года. Ребята имеют особые

образовательные потребности. Родственные связи развиты слабо. Интереса к совместной

деятельности практически не имеют. Эмоциональная сплоченность на низком уровне. Общение

происходит только на бытовом уровне. Уровень социализации сиблинга в семейной группе

недостаточен, так как проживают в разных группах.

Сиблинги 8 (семья Рыковых)

11

Состоит из 2 детей, два мальчика. В Центре с 2019 года. Ребята имеют особые образовательные

потребности. Родственные связи развиты слабо, как и интерес к совместной деятельности.

Лидирующее положение в сиблинге занимает старший мальчик. Эмоциональная сплоченность

недостаточная, общие интересы только на бытовом уровне. В вербальном общении

прослеживается агрессия. У мальчиков не сформированы нравственные качества. Уровень

социализации сиблинга в семейной группе в целом недостаточен, так как проживают в разных

группах.

Сиблинги 9 (семья Заборовского)

Состоит из 2 детей, брат и сестра. В Центре с 2019 года. Родственные связи развиты слабо, как

и интерес к совместной деятельности, в сязи с тем, что сестра поступила на профобучение.

Лидирующее

положение

в

сиблинге занимает мальчик.

Эмоциональная сплоченность

недостаточная. В вербальном общении прослеживается агрессия, которую подросток скрывает

определенный период времени, а затем выплескивает на окружающих. У мальчика не

сформированы нравственные качества, не развиты чувства сопереживания и сочувствия,

отмечено негативное отношение к животным. Уровень социализации сиблинга в целом

недостаточен.

Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2019 г), на котором готовим сиблингов к

совместным занятиям, учитывая возрастные и индивидуальные особенности психики

детей, составляются индивидуальные планы работы комплексом специалистов, с учетом

диагностического среза.

Мероприятия

Цель

Ответственные

Этап 1

Первичная диагностика

Сбор

информации

об

особенностях

развития

каждого

ребенка,

оценить

здоровье

каждого воспитанника из

сиблингов,

история

помещения

в

детское

учреждение

Воспитатели,

психолог, медико –

корригирующий

центр

Этап 2

Диагностика состояния

агрессии

Проанализировать

варианты

показателей

«трудности»

особенности поведения

Воспитатели,

психолог

Этап 3

Диагностика

межличностных

отношений

Выявить взаимодействие

между сиблингами

Воспитатели,

психолог

Основной этап (ноябрь 2019 год-июнь 2020 год), на котором проводится учебно -

воспитательная работа с сиблингами по направлениям программы «На пути к взрослой

жизни».

Вид проекта: социально - значимый

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 30 – 45 мин.

Срок реализации программы – 1 год.

Целевая группа: воспитанники «МКУ «ЦСУ» семьи «Радуга»

Методы работы:

12

Беседа; Дискуссия; Консультация; Практикум; Анкетирование;

Профориентационная диагностика; Собеседование; Наблюдение;

Формы работы:

Групповая: с сиблинговой группой. Тренинг, занятие-практикум, беседа, экскурсия, игра.

Индивидуальная: консультирование, беседа.

Мероприятия с группой сиблингов

№п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Семейный совет «Распределение

обязанностей в семейной группе».

Воспитатели,

воспитанники

2

Инсценировка сценки ко дню воспитателя

и всех дошкольных работников

Сентябрь

Воспитатели,

воспитанники

3

Поисковая работа в рамках 90 – летия

Детского дома: «Назад в будущее»

Сентябрь -

май

4

Поздравления в честь международного дня

пожилых людей

Октябрь

Воспитатели,

воспитанники

5

Акция ко всемирному дню защиты

животных: «Накорми братьев меньших»

Воспитатели,

воспитанники

6

Лайфхак ко дню толерантности: «Сделай

мир добрее»

Ноябрь

Воспитатели,

воспитанники

7

Выезд с театрализованным

представлением в Хозпис к

международному дню инвалидов

Декабрь

Воспитатели,

воспитанники

8

Подготовка группы к Новому году

Воспитатели,

воспитанники

9

Зимние каникулы: «Новогодний

калейдоскоп»

Январь

Воспитатели,

воспитанники

10

Военно – спортивная игра: «В бой идут

мужики»

Февраль

Воспитатели,

воспитанники

11

Творческая мастерская «Для милых дам»

Март

Воспитатели,

воспитанники

12

Игровая программа: «Кривое зеркало»

Апрель

Воспитатели,

воспитанники

13

Инсценировка по сказке ко Дню 125 –

летия Г. Х. Андерсена

Воспитатели,

воспитанники

14

Музыкальная композиция: «Женщины

Якутии в годы войны»

Май

Воспитатели,

воспитанники

15

Субботник, посвященный Всемирному

дню окружающей среды: «Мы за

экологию»

Июнь

Воспитатели,

воспитанники

Примерный план работы с сиблингами

Игра – знакомство: «Мы тебе рады»

Синквейн: «Я и моя семья»

Методика «Шкала определения привязанности между детьми-сиблингами»

Творческая игра «Образ моего имени».

Мой мир чувств.

Знакомство со слугой Радостью.

«Игра без правил».

Выставка «Грустный вернисаж»

13

Игра «Послушай себя»

Проективная методика «Семья животных»

Когда я злюсь?

«Представь себя...»

Знакомство со слугой-чувством Злостью

Страх в моей жизни

Имею ли я право на обиду

Занятие-беседа «Уроки семьи и семейных ценностей»

Занятие - беседа «В семью, где лад, счастье дорогу не забывает»

Игра «Вместе мы одна семь - Я»

Семейный час «Моя семья – мое богатство»

Ролевая игра «Семейные радости и горести»

Презентация «Здоровый образ жизни»

Сочинение «Каким я хотел видеть отца, мать?»

Беседы о семейных традициях, профессиях, династиях

Беседа «Роль семьи в выборе профессий»

Выпуск семейной газеты «Культура внешнего вида»

Практическое занятие: «Как одеваться дома» (с демонстрацией одежды)

Отношения между членами семьи

Помощь старших детей младшим.

Что такое семья и родственники.

Значение авторитета старших детей в семье

Ответственность старших детей за младшими

Беседа «Домашнее хозяйство-забота всей семьи»

Совместные дела детей в семье

Практическое занятие: «Стирка белья»

Воспитание у братьев общих интересов

Совместная подготовка к празднованию дней рождения.

Предполагаемый результат работы:

Улучшение микроклимата между сиблингами

Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в

семье и посильное участие в домашних делах

Знание детьми и подростками норм и правил общения и взаимодействия с окружающими.

Повышение уровня сформированности позитивных ценностных ориентаций сиблингов

( семейных гражданско – патриотических, духовно – нравственных, здоровьесберегающих)

Понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах

Воспитание потребности в духовном обогащении, уважение к труду и к человеку труда

Усвоение сиблингами добродетели. нравственности и открытости к добру, наличие

самостоятельности, самоконтроля, адекватной самооценки, уверенности в своих силах и

возможности

Ответственность за свои дела и поступки

14

Используемая литература:

1.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) - М., 2004.

2.

Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005

3.

Семейный кодекс российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат,

2005Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159

4.

Федеральный

закон

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с

изменением от 13 января 2001 г.) № 120

5.

Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Психология сиротства/ Прихожан А. М, Толстых Н. Н.

- СПб.: Питер, 2005.

6.

Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для

педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.

7.

Федеральный

закон от 29.12.2012г.

№27Э-ФЗ «Об образовании

в Российской

Федерации»;

8.

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной

политики в области образования и науки от 7 мая 2012 года№599»;

9.

Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в

интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г. №761;

10. Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования»,

утвержденная распоряжением правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р;

11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III

«Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36)

12. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное

пособие. Издательство, г. Москва, 2007 год.

13. Дементьева И. Ф. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке //

Социальная педагогика. 2003. - №3.

15



В раздел образования