Авторы: Федюкова Дарья Александровна, Дарья Александровна Федюкова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Государственное Бюджетное Учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья" Городского Округа город Уфа Республика Башкортостан
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Капризы и упрямство у детей"
Раздел: дополнительное образование
Капризы и упрямство у детей
Выполнила: Федюкова Д.А.
Педагог-психолог ГБУ РЦ ГО г.Уфа РБ
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и
способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е.
поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются
как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
1.
Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
2.
Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых
причин.
3.
Своеволием
4.
Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются
лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и
индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы
провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства
одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к
негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека,
выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии
просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания,
для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда
ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
выступает как психологическая защита и имеет избирательный
характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это
признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его
преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может
привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.
Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных
состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия
педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом
пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я
так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой
степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда
ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
в недовольстве, раздражительности, плаче.
в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
1.
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2.
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные
приступы
3.
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
4.
Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
5.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
7.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у
детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
8.
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться
и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном
упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования
ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат
соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со
стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности
у детей:
1.
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к
сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы
его понимаете.
3.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его
возбуждают.
4.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет",
оставайтесь и дальше при этом мнении.
5.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его
за руку и увести.
6.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку
только этого и нужно.
7.
Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка
(книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют
капризулю и он успокоится.
8.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить
силой авторитета".
9.
Спокойный тон общения, без раздражительности. НЕЛЬЗЯ
ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
достигнуто не своим трудом.
не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
из жалости или желания понравиться.
Влияние родительских установок на развитие детей.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух
взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и
подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное
отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и
психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в
эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские
установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка
люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального
развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и
справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….",
"Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет
психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться
осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и
внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам
поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут
отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной
и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие
принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и,
чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка
не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует
на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может
стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая
положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха,
ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет
действительно получать подтверждение своим способностям в реальной
деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и
способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они
помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные
инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя
и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и
передаваемых из поколения в поколение положительных установок,
охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с
мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны
стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных
родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они
могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.
Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали
ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим
детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя,
богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
ПОЗИТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
Сказав так:
подумайте о последствиях
и вовремя
исправьтесь
"Не будешь
слушаться, с тобой
никто дружить не
будет…".
Замкнутость, отчуждённость,
угодливость,
безынициативность,
подчиняемость,
приверженность
стереотипному поведению.
"Будь собой, у
каждого в жизни
будут друзья!".
"Горе ты моё!"
Чувство вины, низкая
самооценка, враждебное
отношение к окружающим,
отчуждение, конфликты с
родителями.
"Счастье ты моё,
радость моя!"
"Плакса-Вакса,
нытик, пискля!"
Сдерживание эмоций,
внутренняя озлобленность,
тревожность, глубокое
переживание даже
незначительных проблем,
страхи, повышенное
эмоциональное напряжение.
"Поплачь, будет
легче…".
"Вот дурашка, всё
готов раздать…".
Низкая самооценка,
жадность, накопительство,
трудности в общении со
сверстниками, эгоизм.
"Молодец, что
делишься с
другими!".
"Не твоего ума
дело!".
Низкая самооценка, задержки
в психическом развитии,
отсутствие своего мнения,
робость, отчуждённость,
конфликты с родителями.
"А ты как
думаешь?".
"Ты совсем, как
твой папа (мама)
…".
Трудности в общении с
родителями, идентификация
с родительским поведением,
неадекватная самооценка,
упрямство, повторение
поведения родителя
"Папа у нас
замечательный
человек!" "Мама у
нас умница!".
"Ничего не умеешь
делать, неумейка!".
Неуверенность в своих силах,
низкая самооценка, страхи,
задержки психического
развития,
безынициативность, низкая
мотивация к достижению.
"Попробуй ещё, у
тебя обязательно
получится!".
"Не кричи так,
оглохнешь!"
Скрытая агрессивность,
повышенное
психоэмоциональное
напряжение, болезни горла и
ушей, конфликтность.
"Скажи мне на
ушко, давай
пошепчемся…!".
"Неряха,
грязнуля!".
Чувство вины, страхи,
рассеянность, невнимание к
"Как приятно на
тебя смотреть,
себе и своей внешности,
неразборчивость в выборе
друзей.
когда ты чист и
аккуратен!"
"Противная
девчонка, все они
капризули!"
(мальчику о
девочке).
"Негодник, все
мальчики забияки
и драчуны!"
(девочке о
мальчике).
Нарушения в
психосексуальном развитии,
осложнения в межполовом
общении, трудности в выборе
друга противоположного
пола.
"Все люди равны,
но в то же время ни
один не похож на
другого".
"Ты плохой,
обижаешь маму, я
уйду от тебя к
другому ребёнку!".
Чувство вины, страхи,
тревожность, ощущение
одиночества, нарушение сна,
отчуждение от родителей,
"уход" в себя или "уход" от
родителей.
"Я никогда тебя не
оставлю, ты самый
любимый!".
"Жизнь очень
трудна: вырастешь
– узнаешь…!"
Недоверчивость, трусость,
безволие, покорность судьбе,
неумение преодолевать
препятствия, склонность к
несчастным случаям,
подозрительность,
пессимизм.
"Жизнь интересна и
прекрасна! Всё
будет хорошо!".
"Уйди с глаз моих,
встань в угол!"
Нарушения
взаимоотношений с
родителями, "уход" от них,
скрытность, недоверие,
озлобленность,
агрессивность.
"Иди ко мне, давай
во всём разберёмся
вместе!"
"Не ешь много
сладкого, а то
зубки будут
болеть, и будешь
то-о-ол-стая!".
Проблемы с излишним
весом, больные зубы,
самоограничение, низкая
самооценка, неприятие себя.
"Давай немного
оставим папе (маме)
ит.д."
"Все вокруг
обманщики,
надейся только на
себя!"
Трудности в общении,
подозрительность,
завышенная самооценка,
страхи, проблемы
"На свете много
добрых людей,
готовых тебе
помочь…".
сверконтроля, ощущение
одиночества и тревоги.
"Ах ты, гадкий
утёнок! И в кого
ты такой
некрасивый!".
Недовольство своей
внешностью, застенчивость,
нарушения в общении,
чувство беззащитности,
проблемы с родителями,
низкая самооценка,
неуверенность в своих силах
и возможностях.
"Как ты мне
нравишься!".
"Нельзя ничего
самому делать,
спрашивай
разрешения у
старших!".
Робость, страхи,
неуверенность в себе,
безынициативность, боязнь
старших,
несамостоятельность,
нерешительность,
зависимость от чужого
мнения, тревожность.
"Смелее, ты всё
можешь сам!".
"Всегда ты не
вовремя
подожди…".
Отчуждённость, скрытность,
излишняя самостоятельность,
ощущение беззащитности,
ненужности, "уход" в себя",
повышенное
психоэмоциональное
напряжение.
"Давай, я тебе
помогу!"
"Никого не бойся,
никому не уступай,
всем давай сдачу!".
Отсутствие самоконтроля,
агрессивность, отсутствие
поведенческой гибкости,
сложности в общении,
проблемы со сверстниками,
ощущение вседозволенности.
"Держи себя в
руках, уважай
людей!".
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте
свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное
занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть"
в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие
ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
Я сейчас занят(а)…
Посмотри, что ты натворил!!!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не
удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал
скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами…!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать
здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда
ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто
надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру",
не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят.
Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и
форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и
жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не
только от опыта и знаний родителей
Воспитание дружеских отношений в игре»
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр
многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов,
наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают
отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и
других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-
матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно,
терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго
выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих
двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в
зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой
семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только
детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д.
Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых:
дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых
воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с
окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов,
без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры
будут бедными по содержанию.
Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное
развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей
действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а
перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх
свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский
сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские
отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У
детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в
большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые
являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро
переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о
том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из
отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка
к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит
поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят
несложные сказки, сопровождаемые действием.
Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра
называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка,
и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.»
Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка
репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала,
как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя
хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-
потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал,
чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку –
тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось
неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка.
Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им
гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва
переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем
репку!»
Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по
ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители
помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно
строить. Использование строительного материала в играх развивает
воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым
различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это
делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику –
самолёт и т.д.
У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием
воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга
представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных
эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд
изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза,
то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а
перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную
постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько
развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за
действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в
машиниста.
Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и
различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные
игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на
определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить
грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и
т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-
разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул.
Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу
ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным,
что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не
только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об
изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в
процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением
роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без
игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это
требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более
живыми.
Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда
он изображал дворника, его представления становились ярче и
содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей
подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о
дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей
интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их
игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор
для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем
более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом,
лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и
запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи
формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
Памятка для родителей
Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы
ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим
предложить ряд рекомендаций:
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в
их предъявлении.
Будьте терпеливы.
Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со
взрослыми.
Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный
разговор» (комментируйте его действия).
Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре
называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные
объяснения.
Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»
Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были
новые впечатления.
Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью:
играйте, лепите, рисуйте
Не скупитесь на похвалу.