Авторы: Науменко Светлана Вильевна, Вишнякова Марина Эмильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГОУ ДПО
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: доклад
Тема: Психологические закономерности усвоения учебного материала.
Раздел: дополнительное образование
1
I.
Психологические закономерности усвоения учебного
материала.
1.
Этапы усвоения и уровни понимания.
В процессе усвоения учебного материала активизируются все
познавательные процессы:
Восприятие;
Воображение;
Представление;
Память;
Мышление.
Усвоение учебного материала начинается с восприятия
и включает 4 этапа:
1.
Непосредственное восприятие и наблюдение – обеспечивают
получение информации;
2.
Осмысление материала (переработка информации);
3.
Запоминание и сохранение обработанной информации;
4.
Применение информации (знаний ) на практике.
Такое деление условно, так как все эти операции не изолированы друг от
друга, а тесно взаимосвязаны.
Восприятие материала связано с его осмыслением и с запоминанием.
Применение знаний на практике с осмыслением и воспроизведением
информации.
Одной из характеристик усвоения материала является уровень
понимания учебного материала.
В понимании учебного материала выделяют уровни:
Описательный;
Сравнительный;
Оценивающий;
Обобщающий;
Проблемный.
2
2.
Характеристика прочности усвоения информации.
Прочность и уровни усвоения информации это степень овладения
обучающимися знаниями, умениями, опытом.
Характеристика прочности усвоения информации:
1.
Полнота (объем) информации;
2.
Правильность воспроизведенного;
3.
Сохранение информации в памяти;
4.
Осмысленность понимания.
Прочность усвоения информации подтверждается:
1. Объяснением содержания информации с приведением своих примеров,
выявлением сходства и различий с чем-либо;
2. Умением связать полученные сведения с теми, которые получены
ранее;
3. Умением выделить в информации главное и второстепенное;
4. Умением использовать приобретенные знания и умения на практике.
II. Творческое мышление.
1.
Особенности творческого мышления.
К основным особенностям относятся:
Новизна, уникальность, оригинальность высказываемых идей и
предлагаемых решений;
Семантическая гибкость – способность видеть объект, процесс или
явление под новым углом зрения, обнаруживать вариант их нового
использования;
Образная адаптивная гибкость - способность изменять восприятие
объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от
наблюдения стороны;
Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать
новое.
3
2.
Характеристики творческого мышления.
Творческое мышление начинается с того, что возникает затруднение в
решении проблем.
С помощью ранее усвоенных знаний становится невозможным объяснить
или понять новые факты или явления.
В проблемном усвоении на основе творческого мышления выделяют
3 звена:
1ое постановку проблемы;
2ое формулировку проблемы;
3ье решение проблемы.
Развитие творческого мышления связано самостоятельным овладением
знаниями и с всесторонним решением вопроса. Этому способствует
постановка вопросов, сравнение известного с неизвестным. Создание
ситуаций противопоставления, использование контрпримеров и т.д.
Источники информации:
Горчакова – Сибирская М.П. Психология и педагогика: учебное пособие,
Издательство СПбГИЭУ. СПб 2009г.