Напоминание

Психологические закономерности усвоения учебного материала.


Авторы: Науменко Светлана Вильевна, Вишнякова Марина Эмильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГОУ ДПО
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: доклад
Тема: Психологические закономерности усвоения учебного материала.
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

I.

Психологические закономерности усвоения учебного

материала.

1.

Этапы усвоения и уровни понимания.

В процессе усвоения учебного материала активизируются все

познавательные процессы:

Восприятие;

Воображение;

Представление;

Память;

Мышление.

Усвоение учебного материала начинается с восприятия

и включает 4 этапа:

1.

Непосредственное восприятие и наблюдение – обеспечивают

получение информации;

2.

Осмысление материала (переработка информации);

3.

Запоминание и сохранение обработанной информации;

4.

Применение информации (знаний ) на практике.

Такое деление условно, так как все эти операции не изолированы друг от

друга, а тесно взаимосвязаны.

Восприятие материала связано с его осмыслением и с запоминанием.

Применение знаний на практике с осмыслением и воспроизведением

информации.

Одной из характеристик усвоения материала является уровень

понимания учебного материала.

В понимании учебного материала выделяют уровни:

Описательный;

Сравнительный;

Оценивающий;

Обобщающий;

Проблемный.

2

2.

Характеристика прочности усвоения информации.

Прочность и уровни усвоения информации это степень овладения

обучающимися знаниями, умениями, опытом.

Характеристика прочности усвоения информации:

1.

Полнота (объем) информации;

2.

Правильность воспроизведенного;

3.

Сохранение информации в памяти;

4.

Осмысленность понимания.

Прочность усвоения информации подтверждается:

1. Объяснением содержания информации с приведением своих примеров,

выявлением сходства и различий с чем-либо;

2. Умением связать полученные сведения с теми, которые получены

ранее;

3. Умением выделить в информации главное и второстепенное;

4. Умением использовать приобретенные знания и умения на практике.

II. Творческое мышление.

1.

Особенности творческого мышления.

К основным особенностям относятся:

Новизна, уникальность, оригинальность высказываемых идей и

предлагаемых решений;

Семантическая гибкость – способность видеть объект, процесс или

явление под новым углом зрения, обнаруживать вариант их нового

использования;

Образная адаптивная гибкость - способность изменять восприятие

объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от

наблюдения стороны;

Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать

новое.

3

2.

Характеристики творческого мышления.

Творческое мышление начинается с того, что возникает затруднение в

решении проблем.

С помощью ранее усвоенных знаний становится невозможным объяснить

или понять новые факты или явления.

В проблемном усвоении на основе творческого мышления выделяют

3 звена:

1ое постановку проблемы;

2ое формулировку проблемы;

3ье решение проблемы.

Развитие творческого мышления связано самостоятельным овладением

знаниями и с всесторонним решением вопроса. Этому способствует

постановка вопросов, сравнение известного с неизвестным. Создание

ситуаций противопоставления, использование контрпримеров и т.д.

Источники информации:

Горчакова – Сибирская М.П. Психология и педагогика: учебное пособие,

Издательство СПбГИЭУ. СПб 2009г.



В раздел образования