Напоминание

"Портфолио как одна из форм предоставления результатов деятельности обучающегося и педагога"


Авторы: Комарова Ирина Николаевна, Паринова Валерия Сергеевна
Должность: заведующая отделом, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: доклад
Тема: "Портфолио как одна из форм предоставления результатов деятельности обучающегося и педагога"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Портфолио как одна из форм предоставления

результатов деятельности обучающегося и педагога

В последние годы в дополнительном образовании детей идет поиск

новых форм оценивания образовательных результатов, как педагогов, так и

самих обучающихся. Новые подходы вызвали необходимость введения и

использования в широкой практике дополнительного образования такую

форму

оценивания

образовательных

результатов

обучающихся

и

профессиональных возможностей педагогов как портфолио.

Портфолио - современная форма оценивания, которая помогает решать

важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию

обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять

возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и

оценочной деятельности обучающихся. Следовательно, портфолио позволяет

объединить

количественную

и

качественную

оценку

способностей

обучающихся

посредством

анализа

разнообразных

продуктов

учебно-

познавательной деятельности. Стоит отметить, что портфолио направлено на

сотрудничество обучающегося и педагога с целью оценки достижений,

приложенных усилий и прогресса в обучении.

Во Дворце творчества детей и молодежи 17 лет назад проблема выбора

наиболее объективной и полной оценки результатов обученности по

дополнительным программам НОУ (научное общество учащихся) привела к

поиску новых методик оценивания достижений обучающихся. Так из всего

спектра предлагаемых методик была выбрана та, которая наиболее отвечала

запросам

общества

на

новую

модель

личности

воспитанника.

Мы

рассмотрим одну из таких моделей портфолио в системе дополнительного

образования на примере «Папки личных достижений обучающегося НОУ».

С учетом специфики работы НОУ были определены разделы портфолио:

- информационная карта, включающая сведения о воспитаннике

(Ф.И.О., учебное заведение, класс, время обучения в НОУ, руководитель);

- достижения обучающегося НОУ (дата, название мероприятия, место

проведения, уровень, результат, грамоты, дипломы, благодарности);

- учебно-исследовательская деятельность (дата, тема, вид работы, вид

отчета,

руководитель,

учебно-исследовательские

и

творческие

работы

обучающихся, диски с электронными версиями работ, презентации, рецензии

на работы обучающихся);

-

публикации

обучающегося

НОУ

(дата,

название

работы,

руководитель, место публикации, количество страниц, сборники публикаций,

материалы СМИ);

- обучение по дополнительной образовательной программе (название

курса, количество часов);

- отчеты и рекомендации (вид отчета или рекомендации);

- рекомендации обучающимся по итогам выступлений и участия в

конкурсах и научно-практических конференцях различного уровня.

Такая модель портфолио позволяет проследить творческий рост

обучающегося, его интеллектуальный потенциал, увидеть пробелы в своей

деятельности, т.е. определить успехи и недостатки своего труда.

При

работе

над

портфолио

использовались

следующие

технологические приемы:

Выбор

вида

портфолио

(разделов,

рубрик)

согласно

поставленной цели.

Структурирование отобранных материалов в соответствии с

избранной логикой.

Выделение наиболее значимых документов.

Оформление портфолио. Наполнение его содержанием.

Обсуждение портфолио с обучающимися НОУ.

Качественная оценка портфолио экспертом.

Самооценка портфолио.

Безусловно, существуют проблемы, трудности по внедрению данной

инновации в образовательный процесс. Но, вместе с тем портфолио дает как

бы новый толчок развитию проблемы оценивания, показывает возможные

направления обновления традиционной системы,

и в конечном счете

формирует новое понимание самого процесса обучения. Поэтому, портфолио

можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного

маршрута обучающегося.

Сегодня

портфолио

является

востребованной

педагогической

технологией, инструментом мониторинга образовательных достижений не

только обучающего, но и педагогов.

Опыт разработки портфолио педагога позволил выявить целый ряд

возможностей данной технологии в развитии, оценке и стимулировании его

профессионального мастерства.

В практике сформировались следующие направления использования

портфолио в профессиональной деятельности педагога:

1.Применение портфолио для презентации своего профессионального

мастерства.

2.Применение

портфолио

для

развития

навыков

обобщения

и

систематизации педагогического опыта, учета индивидуальных особенностей

педагога.

3.Применение портфолио для оценки результативности процесса

профессиональной деятельности.

4.Применение портфолио для оценки качества профессиональной

деятельности педагога, в том числе в ходе прохождения процедуры

аттестации.

Исходя из этих показателей, можно определить модель и структуру

портфолио педагога.

В практике работы была разработана собственная модель портфолио

педагога дополнительного образования, включающая в себя следующие

разделы:

- информационная карта педагога;

- достижения педагога дополнительного образования;

- разработка авторских учебно-методических материалов;

- публикации педагога;

- приложения.

При создании единого, универсального варианта портфолио его

формирование должно отвечать следующим условиям:

1.Включать все основные направления профессиональной деятельности

специалиста.

2.Состав материалов должен представлять совокупность знаний,

умений, навыков, опыта профессиональной работы в разнообразных формах

оценки

и

презентации

профессиональной

деятельности,

формы

педагогического анализа, продукты педагогического творчества.

3.Обеспечивать возможность качественной и количественной оценки

каждого материала, включенного в портфолио.

Подходы

к

построению

портфолио

могут

быть

самыми

разнообразными. Данная модель портфолио педагога дополнительного

образования требует детальной доработки, но вместе с тем и она дает

реальное представление о результативности педагогической деятельности,

профессионализме

педагога,

его

достижениях,

а

также

показывает

недостатки,

упущения

и

минусы

в

своей

педагогической

работе

и

предоставляет возможность повысить свой образовательный уровень и

профессиональное

мастерство.

Важно,

чтобы

каждый

педагог

мог

проанализировать

свою

работу,

собственные

успехи,

обобщить

и

систематизировать педагогические достижения, объективно оценить свои

возможности и увидеть способы преодоления трудностей и достижения

более высоких результатов.



В раздел образования