Напоминание

Некоторые особенности педагогики Г.Г. Нейгауза


Автор: Хабалаева Марина Семёновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г. Владикавказ филиал пос. Заводской
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые особенности педагогики Г.Г. Нейгауза
Раздел: дополнительное образование





Назад




Некоторые особенности педагогики Г.Г. Нейгауза

Основной принцип педагогики Г.Г. Нейгауза - не только научить «хорошо

играть», но и развить талантливость, то есть сделать ученика «более умным,

более страстным, более преданным своему делу, более устремленным, более

честным, более справедливым, более стойким». Работать с учеником так,

чтобы как можно скорее стать ненужным ученику. то есть воспитать в нем

ту меру самостоятельности, самопознания и умения «которые называются

зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство».

Это означало - развивать ученика не только музыкально, эстетически, но и

нравственно, этически, не отделяя познание искусства от познания всего

окружающего. «Источник красоты искусства - душевная красота человека,

которую надо воспитать». Необходимо применение комплексного метода

преподавания, с помощью которого ученик постигает как поэтический образ,

содержание исполняемого, так и его формальную структуру в целом и в

деталях- гармонию, мелодию, полифонию, фортепианную фактуру -причём

заодно овладевает необходимыми пианистическими навыками и приёмами.

Его задача быть не столько учителем фортепианной игры, сколько учителем

музыки.

С первых же слов Нейгауз заставлял ученика думать вместе с ним, делал его

своим сотрудником, соучастником в решении художественной задачи, он

заставлял ученика самостоятельно разбираться в возникающих трудностях и

дружно шагал рядом с ним - шаг в шаг.

Уроки Нейгауза давали не только готовые сведения, но и учили искать,

сопоставлять. Путем непосредственного показа произведения он умел

взволновать воображение ученика, раскрыть перед ним высокие дали. Уроки

проходили в атмосфере подлинного профессионализма и артистической

честности. Они являли пример органического соединения живого творчества,

направленного на раскрытие поэтического замысла с настойчивой

конкретной работой над его пианистическим воплощением. Особенно

Нейгауз заботился о том, чтобы желаемое было достигнуто тут же, в классе.

«Чем яснее цель, тем яснее она диктует средство для достижения. Эта

аксиома не требует доказательств. ЧТО определяет КАК, хотя в конечном

счёте КАК определяет ЧТО».

Приёмы воздействия на ученика использовались самые разнообразные.

Среди них и меткие образные сравнения (поэтические ассоциации, связанные

с природой, искусством), и великолепные показы за инструментом, и особое

“дирижирование" во время исполнения учеником.

Сущность первого приёма заключается не в том, чтобы иллюстрировать

музыку словами, а в том, чтобы подсказать ученику нужный образ, извлечь

из его эмоциональной памяти нужное чувство, активизировать его

творческую фантазию.

Второй приём сразу же погружает ученика в атмосферу высокой

художественности, побуждает к звуковым поискам. ведёт его от слуховых

ощущений к движению.

Последний приём - «дирижирование» - помогает найти должный ритм, темп

и характер исполнения, что особенно важно для работы над организацией

времени.

Так же Нейгауз считал необходимым прибегать к приёму проигрывания в

медленном темпе, что даёт возможность вслушаться в музыку, понять и

проанализировать технические трудности, наладить нужные движения; это

является отличным «гигиеническим средством», предохраняющим

исполнение от засорения случайными неточностями и тому подобным

«шлаком». Нейгауз условно называл его «замедленной киносъёмкой» и

сравнивал его с пристальным разглядыванием картины через увеличительное

стекло. «Увеличению объекта в пространстве точно соответствует

замедление процесса во времени”.

Уроки Г. Г. Нейгауза носили многогранный характер. Они были полны

энтузиазма и любви к своему делу, они всегда подчинялись конкретным

обстоятельствам. Индивидуальность ученика определяла их профиль. И

самое главное - они были всегда проникнуты огромным обаянием личности

педагога.

Через «руки» Генриха Густавовича прошли сотни учеников, от музыкально

дефективных до гениальных со всеми промежуточными звеньями. В начале

своей творческой карьеры много работал с «обыкновенными» учениками.

Но «я нисколько не жалею ни о затраченных усилиях, ни об испытанных

страданиях, так как, во-первых. они дают ПОЗНАНИЕ; во-вторых - «дорога

полного благополучия и успеха - не моя дорога»...

«Одно из самых тяжелых переживаний для педагога - сознание. как мало он

может сделать, несмотря на все его честные усилия, если ученик

малоспособный. Убеждение, что с ним можно всё сделать раньше или позже

идет на убыль. Но все взлёты и падения приводят к оптимистической

формуле: таланты создавать нельзя, но можно создавать КУЛЬТУРУ, то есть

почву, на которой РАСТУТ и ПРОЦВЕТАЮТ таланты». Чем шире и

демократичнее культура, тем чаще проявление таланта и гения. Один ученый

назвал живопись итальянского Ренессанса эпидемией гениальности.

В работе со слабыми учениками у Нейгауза случались срывы. Он иногда

терял терпение, кричал, кидал ноты, нервничал. Знал, что это непедагогично,

упрекал себя, но не смог себя переделать. Вскоре в своей педагогической

психике установил «шкалу раздражения». Оказалось, что больше всего

раздражали не самые неспособные ученики, а те ученики, которые обладали

вполне приличными данными, но ничего не хотели с ними делать, то есть

раздражали легкомыслие, равнодушие, вялость воли и темперамента.

Ученики же со средними данными, лишённые «искры божией», но

мыслящие, рассудительные, старательные и стремящиеся, вызывали

уважение, занятия с ними были для него приятны и интересны.

Многолетние занятия с учениками убедили Нейгауза в том, что чаще у

учащихся преобладают одни стороны музыкальной одарённости над другими

и что вообще музыкальная художественная одарённость - весьма сложный

«конгломерат», и только в очень редких случаях все элементы этого

«конгломерата» целостны и совершенны.

Учеников для обозримости можно было бы разделить на известные группы

или типы по темпераменту или сложению. Но всякий опытный педагог

воспринимает своего ученика прежде всего как индивидуальность, несмотря

на обилие общих черт с другими. И чем яснее индивидуальное, тем яснее и

общее. «Самое же общее в нашем деле, из которого вытекают все частности

и детали, - это создавать высокую музыкальную культуру, достойную нашего

времени и нашего народа.

Себя могу считать «правнучкой» Гериха Густавовича Нейгауза. Мой педагог

Новосибирской консерватории Добровольский Станислав Александрович

учился у Анны Семеновны Барон, которая была Ученицей Нейгауза.

Используемая литература:

Генрих Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры.

Генрих Нейгауз. Воспоминания, письма, материалы.

Генрих Нейгауз и его ученики.



В раздел образования