Напоминание

"Формирования навыка чтения нот с листа"


Автор: Чепурная Валентина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №8
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирования навыка чтения нот с листа"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры г. Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств №8»

Методический доклад

Формирование навыка чтения нот с листа

Подготовила

преподаватель первой категории

по классу домры

Чепурная В.Н.

Замечено, что пришедшие в общеобразовательную школу дети после трех-

четырех лет обучения в начальных классах формируют навык чтения настолько

надежно, что скоро забывают о трудностях обучения, и считая это умение

простым и естественным, продолжают совершенствовать этот навык всю жизнь

самостоятельно, а большинство учащихся музыкальных школ после обучения

не умеют читать ноты, считают это умение сложным, исключительным, и даже

не пытаются развивать его.

Проблемы, связанные с развитием навыка чтения нот с листа , остаются в

музыкально- педагогической практике актуальными. Навык чтения нот с листа

является не единичной, а комплексной способностью, включающей в себя

систему умений, знаний, понимание роли зрительных, слуховых, двигательных

связей. Недостаточная востребованность способности чтения нот с листа

связана с ориентированностью обучения в ДМШ преимущественно на

совершенствование механизмов заучивания музыкального материала путём

многократного его повторения к очередному академическому концерту или

экзамену.

С чего же начинать, как организовать, какими принципами руководствоваться

в работе по формированию навыков чтения нот.

Способность чтения нот с листа является комплексной и включает в себя ряд

взаимосвязанных умений:

1.Умение видеть и понимать нотную запись (не все, на что ребенок смотрит, он

видит).

2.Умение слышать видимый текст внутренним слухом и переживать его

эмоциональный смысл.

3.Умение играть по слуху на основе внутренних слуховых представлений.

4.понимать клавиатуру инструмента представлять созвучия во всех ладах и

тональностях.

Эти умения являются обязательными и необходимыми для чтения с листа

любого нотного материала на любом уровню развития учащегося. Иными

словами, читаемый с листа текст музыкант должен видеть со всех сторон

понимать во всех подробностях ,переживать его эмоционально и представлять

его звучание на инструменте. Для формирования и совершенствования

мастерства чтения нот необходимы:

1.Видение и понимание более сложного нотного материала и музыкальной

речи.

2.Накопление запаса музыкально слуховых представлений, ассоциаций,

стилистических образцов различных музыкальных жанров и форм.

3.Импровизационная свобода и домысливание, изменения читаемой музыки.

Особая трудность в том , что все перечисленные умения должны формироваться

все разом, а не по отдельности, начиная с первых шагов обучения, постепенно

формируюсь в целостную способность.

1.Своевременность начала работы

Успешность дальнейшей работы зависит во многом от грамотности начального

этапа обучения. Специальные методы и приемы формирования основ чтения

нот с листа являются частью общей методики начального комплексного

обучения учащегося и могут быть в практике выделены и изолированы.

2.Системность работы.

Как и в любой работе, только регулярность, последовательность и системность

могут привести к положительным результатам. Известные музыканты

советовали игре с листа уделять несколько минут каждый день или полностью

один день в неделю. В условиях ДШИ учение должен заниматься с педагогом

чтением нот с листа не менее одного часа в неделю и ежедневно

самостоятельно.

3.Доступность читаемой с листа музыки.

Предполагаемый для чтения материал должен быть понятен и доступен

ученику в образном, теоретическом, слуховом и исполнительском плане.

Не следует создавать дополнительных проблемных ситуаций при чтении нот с

листа, т.к. сам процесс чтения является для ученика уже работой.

Только доступность читаемой музыки может привести к воспитанию такого

необходимого качества, как слышание зрительно воспринимаемого текста,

слуховое опережение исполняемого, схватывание законченных музыкальных

фраз, исполнение без остановки.

4.Предварительный анализ. Процессу чтения с листа во всех случаях должен

предшествовать устный анализ нотного текста, ставящий целью видение

горизонтальной и вертикальной нотной записи, формирование слухового

представления произведения, подготовку исполнительского аппарата. Полный

анализ при подготовке к чтению не обязателен, полезен выборочный анализ.

Полная схема анализ может быть представлена так:

1.Общемузыкальный анализ:

-автор; - название; -жанр; -основной характер, художественный образ;

2.Теоретический анализ:

-Лад; Тональность; - Форма; - Мелодика, динамика;

3.Исполнительский анализ:

-Аппликатура; - Артикуляция; Возможные облегчения и сокращения;

4. Методический анализ:

-Выбор преимущественного способа прочтения нотного текста;

-Выявление особенностей текста способствующих облегчению его зрительного

восприятия;

Процесс чтения с листа можно представить схемой действий: вижу –понимаю -

слышу-исполняю-контролирую.

Нотный текст должен стать слышимым и прочувствованным в слуховом

представлении ученика. Необходимо сформировать предварительный слуховой

образ и наметить последовательность слуховых действий. С этой целью на

начальных этапах обучения требуют от ученика хлопать или проговорить

ритмическими слогами рисунок мелодии, пропеть её голосом, выявить

характера музыки.

5.Безостановочность игры с листа.

Остановка в музыке при чтении не допустима

6.Последующий анализ.

После прочтения произведения нужно дать возможность ученику

проанализировать свое исполнение, количество замеченных ошибок.

Естественной потребностью ученика после анализа должно быть желание

сыграть еще раз, но при этом необходимо прибавить требования к качеству и

художественной выразительности исполнения.

7.Положительный эмоциональный тонус

Чтение нот с листа представляет собой сложную деятельность, когда за

определенное количество времени необходимо выполнить множество

координированных действий с одновременной их оценкой и подготовкой к

следующей группе действий. При максимальной концентрации внимания у

ребенка может возникнуть психологическое напряжение. Суровость педагога,

излишняя требовательность могут привезти к негативной эмоциональной

реакции ученика, чувство беспомощности может закрепиться в сознании

ребенка. Доброжелательность, дружелюбие педагога, готовность прощать

ошибки ,оптимистический прогноз ,щедрость на похвалу-это необходимая

атмосфера взаимоотношения с учеником.

8.Ансамблевое чтение является полезной формой навыка чтения с листа.

Задавая характер, темп, динамику, направляя исполнение, исправляя

оплошности ученика, создавая своей игрой комфортные для него условия,

педагог частично снимает психологическое напряжение и чрезмерную

ответственность. Можно предложить ученику для чтения произведения

сыгранные им по специальности 2-3-4 года назад и забытые им. Полезно читать

с листа музыку знакомую по слуху и любимую им. Первоочередная задача

педагога научить ученика бегло считывать метро- ритмическую основу

музыкального произведения. Доля работы по ускоренному чтению без

подробного предварительного анализа будет постепенно увеличиваться в общем

объеме работы по чтению нот с листа по мере развития ученика.

Предварительный анализ будет заниматься все меньше места в процессе работы

с учеником. Педагог должен побуждать ученика обходиться с каждым разом все

меньшей детализацией, пока нотные строчки не начнут пропадать в глазах.

Именно к этому должен стремиться педагог по чтению нот.

Литература:

1.Л Баренбойм « Путь к музыке».-М.:1975.

2.Ф.Д Брянская. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы

обучения пианиста / методические материалы/.-М.:1971

3.Развтие навыков чтения нотного текста и транспонирования /методическая

разработка для преподавателя ДМШ и ДШМ/.-М.:1986

4.Специальный класс четырехструнной домры. Программа для детских и

вечерних музыкальных школ. М 1977



В раздел образования