Напоминание

Развитие вокально - хоровых навыков и умений


Автор: Тихоньких Светлана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П. МЕГЕТ"
Населённый пункт: Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет
Наименование материала: Технологическая карта занятия по хоровому классу
Тема: Развитие вокально - хоровых навыков и умений
Раздел: дополнительное образование





Назад




Технологическая карта занятия по хоровому классу.

Предмет

Хор младших классов

Класс

1-4 класс отделений «Фортепиано», «Народные инструменты»

Цель урока

Развитие и формирование певческих навыков и умений, как средство творческой самореализации учащихся

Задачи

а) Образовательная:

Обобщить и систематизировать имеющиеся знания.

Выявить знания детьми музыкальных терминов, относящихся к разделу «Вокально- хоровое искус-

ство»,

в) Развивающая:

Раскрытие индивидуальных способностей

Развитие музыкального кругозора учащихся через репертуар

Развитие музыкально- художественного вкуса

Развитие творческой инициативы обучающихся

Развитие музыкальной восприимчивости, т. е, умение слышать, слушать, анализировать

с) Воспитательная:

Воспитывать любовь к музыке, вокальному пению.

Воспитание трудолюбия, уверенности, способности к самовыражению.

Воспитание чувства сопереживания, ответственности за общее дело, умение работать в коллективе.

Воспитывать чувство культуры общения.

Воспитывать следующие волевые навыки: терпение, выдержка, взаимопомощь.

Тип урока

Комбинированный урок закрепления полученных ранее знаний, отработки имеющихся умений и навыков.

Тема

Развитие вокально - хоровых навыков и умений и их закрепление.

Оборудование Фортепиано, стулья, ноты произведений, упражнений. Доска, карточки с изображением штрихов (legatо,

staccato, non legato)

Предметные

умения

1.Умение устойчиво интонировать одногоголосные и двухголосные произведения с сопровождением

2.Умение устойчиво интонировать произведения а-capella

3.Владение терминами, изучаемыми в разделе.

4.Умение пользоваться певческим дыханием.

5.Владение навыком сольфеджирования музыкального материала.

УУД

Личностные УУД: формирование способности к саморазвитию и познанию, эмоциональная отзывчивость.

Регулятивные УУД: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.

Познавательные УУД: обучающиеся овладевают навыками выполнения упражнений по изучению активизации

составляющих: певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция и артикуляция, цепное дыхание, ан-

самбль и интонационный строй показывают знания по терминологии предмета, умение работать в коллективе.

Коммуникативные УУД: используют ранее изученные и новые понятия; показывают умение задавать вопросы,

взаимодействовать с педагогом и сверстниками; контролируют, оценивают и корректируют свои действия и

действия партнёра.

Методы и

формы рабо-

ты

- наглядный (слуховой, зрительный)

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения)

- объяснительно- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и

воспроизведение услышанного детьми)

-фронтальная, индивидуальная и групповая практическая работа.

Ресурсы

Методическое пособие:

В.В. Емельянов, И. А. Трифонова «Развитие показателей академического певческого голосообразования». Из-

дательство Тюменского Государственного университета, 2003

В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» 1 комплекс упражнений. Издательство Наука. Но-

восибирск.

А. Ю. Думченко «Развитие хоровых навыков в младшем хоре» 2014

А. Ю. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой», 2006

Т. В. Бырченко «С песенкой по лесенке» Москва Советский композитор, 1983

Используемая нотная литература:

Н. Васильченко, Л. Баритко «Уроки от сороки» Издательство «Гармония» Санкт- Петербург», 2007

А. В. Серебренников, ар. Л. Дубинина «Дракон»

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4, Издательство Москва «Просвещение», 2004

В. Попов, П. Халабузарь «Хоровой класс», Москва «Советский композитор», 1986

С. В. Крупа- Шушарина «Хрестоматия песенок- скороговорок и песенок- вокализов» Издательство «Феникс»

Ростов на Дону» 2013

Структура и ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Универсальные

учебные дей-

ствия

1

2

3

4

5

1.

1 этап – Ор-

ганизацион-

ный

(Эмоциональ-

ная, психоло-

гическая и

мотивацион-

ная подготов-

ка учащихся

к усвоению

изучаемого

материала)

Организационный момент: проводится с целью включить вос-

питанников в познавательную деятельность и настроить на вос-

приятие материала:

приветствие;

позитивный визуальный контакт с каждым воспитанни-

ком;

выяснение отсутствующих на занятии;

объявление темы занятия: Открытый урок «Развитие во-

кально- хоровых навыков у детей младшего школьного

возраста».

Слушают и

анализируют

информацию

преподавате-

ля, настраива-

ются на даль-

нейшую рабо-

ту.

Личностные

Положительный

эмоциональный

настрой.

Познаватель-

ные

Размышление,

анализ и синтез.

2.

2 этап –

Практиче-

ская деятель-

ность

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

Для правильного звукообразования большое значение имеет

чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мяг-

кого нёба с маленьким язычком). Каждое упражнение повторя-

ется 4 раза:

-Слегка покусать кончик языка.

-Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его вперёд и

убирать назад.

-Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зу-

бами закрытым ртом.

- «Чистим зубы» (круговые движения языка при закрытом рте)

- «Гоняем футбол» (протыкаем языком попеременно губы и

щёки)

- «Лошадка и пони» (пощёлкивать языком, меняя объём рта).

- Покусать верхние и нижние зубы по всей длине от угла и до

угла.

- Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко

чмокнуть.

- «Улыбнулись, обиделись» (открывать нижние и верхние зубы

и щёки, дёсны).

- Наморщить переносицу, открыть глаза и поднять мышцы над

Выполняют

упражнение

по образцу.

Описывают

возникающие

в процессе

ощущения.

Личностные:

Подготовка к по-

следующему вы-

полнению упраж-

нений

Коммуникатив-

ные

Внимательность,

ответственность,

дисциплиниро-

ванность.

бровями.

- Массаж лица пальчиками, потягивание, большой зевок.

Занятие хоровым пением предполагает активную дыхательную

деятельность.

- А сейчас, ребята, мы проведём физминутку, которая направле-

на на восстановление нашего здоровья. Полученные знания вы

можете использовать в повседневной жизни.

После применения дыхательных упражнений на практике, у де-

тей при хоровом исполнении вырабатывается условный ре-

флекс: работать во время звучания голоса, независимо от того,

продолжает человек двигаться или нет. Дыхательная гимнасти-

ка снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус,

улучшает настроение, память.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:

- Руки на верхних рёбрах, 4 вдоха и выдоха носом. Рёбра вместе

с руками отвести в сторону.

- Поднимаемся на носочки- вдох, опускаемся- выдох.

- Руки вперёд, вдох через нос, руки назад к плечам, выдох через

рот. Плечи не поднимать.

- Вдох и задержка дыхания (рёбра в расширенном состоянии,

удерживать их на месте), считать про себя, например ( 8- 10 се-

кунд).

- 4 толчка вперёд на согласные: Т. Д, Ф, Г.

- Вдох, выдуваем на согласную «С» медленно, по руке ди-

рижёра.

- Удержание с пением на слог «Ту». Живот подтянуть, не да-

вать рёбрам сомкнуться. Звук выходит из макушки, голова

немного вниз. Как матрёшки раздуваемся к низу: дыхание вниз,

пение вверх.

- Упражнение с пением «Ой- ё –ё, живот болит». Звук расши-

рить, держать животом, без цепного дыхания.

Несколько дыхательных упражнений по Стрельниковой:

- Ладошки, Погончики, Насос, Обнимание плеч.

В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» 1

комплекс.

Упражнения:

1.

«Злая кошка»

2.

«Страшная сказка»

3.

«Губной вибрант» («На машине») Грудной и фальцетный

режим.

4.

«Выдувание» («Завывает ветер») Грудной и фальцетный

режим.

5.

«Сонорные согласные» (р) му-му, о о, а а, э э, ы ы

6.

«Жираф» (р) лу-лу, о о, а а, э э, ы ы

7.

«Бронтазаврик» (р) ну-ну. о о. а а, э э. ы ы

(р) ру-ру, о о, а а.э э , ы ы

Голосовые сигналы доречевой коммуникации:

Перевести беззвучный выдох в шипение горлом.

1.

«Волна»

2.

«От шёпота до крика»

3.

«Крик»

4.

«Крик- вой»

5.

«Волна с воем»

6.

«Крик- вой- визг»

7.

«Волна с криком «Чайки»

8.

«Песенка про смех».

Используем «Толстый» - низкий речевой голос и «Тонкий» -

высокий речевой голос.

НАСТРОЙКА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА.

К настроечным упражнениям относятся те, которые вначале за-

нятий приводят голосовой аппарат в рабочее состояние:

- пение закрытым ртом на сонорный согласный звук «м» (рот

закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть,

ощущение небольшого зевка). Такое пение настраивает на го-

ловное звучание, повышает тонус голосовых мышц. Их работо-

способность:

Упражнение №1«Комарики» - используем среднюю громкость

звука

Упражнения на одном звуке:

- «Прилетал голубок, прилетал к нам в садок» - добиваемся

напевного и лёгкого звучания голоса, поём в умеренном темпе

на одном дыхании. Сохраняем одинаковую силу звучания от

первой до последней ноты.

Упражнение в non legato.

Упражнения в non legato объединяет в себе манеру исполнения

legato и staccato. Следить, чтобы между звуками не было пауз и

резких, грубых акцентов. Но при этом каждый звук должен

быть отчётливым и выразительным.

Петь в умеренном темпе, активно, чётко. Упражнение даёт

ощущение работы челюсти, в процессе повышения звука очень

активизирует работу диафрагмы.

Работа над унисоном. Упражнение на кантилену. При пении

гласных всё продлевается. (и- э- а- о- у)

- «Андрей- воробей» поём «сердито», на опоре, чётко, звонко,

посылая звук вперёд. на примарных звуках. Песенку- дразнилку

поём с движениями. Формируется активная артикуляция и

опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с задан-

ной ноты.

Упражнение «Дин- дон» помогает усвоить широкое интониро-

вание б2 и уверенное пение тоники.

«Ходит зайка по саду» Знакомство с legato и staccato.

«У меня есть конь» Сочетание правильного интонирования и

чёткость исполнения штрихов.

«Гули мои гули»

Пение legato. Петь в умеренном темпе. Упражнения на legato

способствует не только выработке кантилены, но и закрепле-

нию навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания.

Служит для чистоты интонирования интервалов. При пении

следить, чтобы не было толчков при переходе на соседние зву-

ки

«Как под горкой под горой»

Упражнение полезно для формирования артикуляционного на-

выка и навыка пения мажорного тетрахорда. Имитировать рука-

ми движение мелодии по лесенке вверх и вниз (мелодии движе-

нием рук вверх и вниз.) Спеть верхний звук чисто, не вяло, как

бы «забросить» руки вверх, спеть ноту «с верху».

«Дили-дон, били- бом»

Согласные «М» и «Н» петь так, чтобы звучала косточка в голо-

ве и звенели зубы.

Упражнение на высокую певческую позицию. Все распевания

сверху вниз. Стоять на верху, «по – королевски», не смотреть

вниз.

Упражнение для свободного движения челюсти «Кра- кра-кра».

Добиваясь свободной ии естественной артикуляции, мы облег-

чаем работу гортани, связок, дыхания. «Хорошо сказанное, на-

половину спето»

Упражнение «Снять паричок»

Первый звук высокопозиционный, тело ленивое, хочешь

зевнуть и «снять паричок». Во время пения «держать нёбо гла-

зами». Нижней челюсти нет, освободить. На верхнем звуке

улыбаться, удивляться.

Упражнения в staccato требует более техничное и глубокое вла-

дение мышцами, при опёртом на дыхании звуке. Пение на stac-

cato выравнивает звук, делает интонацию чище, точнее, воспи-

тывает гибкость звука и точность атаки.

Упражнение петь легко и подвижно рассчитывая дыхание и

силу звука строго придерживаться высокой позиции звука.

Упражнение «Яблоко».

При пении вниз держим звук носом, приподнять нёбо и малень-

кий язычок, «кусаем яблоко» верхней челюстью, нижняя- сво-

бодна.

Упражнение «Королева» на гласную «и».

Гласная «и» помогает уйти от глухого звучания устраняет носо-

вой призвук, развивает энергетику. Петь «свысока», держать

звук ноздрями, кончиком носа вести гласную, кокетничать,

улыбаться.

Упражнения для развития дикции.

Полезно пение скороговорки на одиночном выдержанном при-

марном звуке. Пение скороговорок в терцию и квинту. Скоро-

говорки: «Бык- тупогуб», «Свёкла у Фёклы», «Чеботуха»

Упражнение «Ай, ду - ду»

Гласная «У» вырабатывает высокую вокальную позицию. Хо-

рошо для состояния певческого аппарата естественное положе-

ние. Параллельно идёт работа над выравниванием гласных,

пропеваемых плотным, опёртым звуком.

Упражнения для выработки навыков владения резонаторами и

артикуляционным аппаратом.

Сочетание нескольких звуков «си - я», «ми- я» помогают вклю-

чить головной резонатор в близком, высоком звучании. Глас-

ные «и», «е», «ю» также способствуют головному звучанию.

Упражнения для развития ощущения ладовой окраски и чувства

ритма.

Пение мажорных и минорных гамм вверх и вниз на штрих

legato, staccato.

Пение legato на разные ритмические группы.

Петь в умеренном темпе, точно соблюдая ритм и чётко погова-

ривая

Пение гамм сверху вниз для выработки высокой певческой по-

зиции.

Упражнения на раскованность, эмоциональность, вниматель-

ность.

«Шёл вчера по лесу Мишка, на него упала шишка.

А на нас, а на нас, пусть сорвётся ананас.»

Петь на одном выдержанном звуке, поднимаясь по полутонам

вверх. Пение с движением, хлопками, притопываниями и. т. д.

Повторяют за преподавателем, затем показывают движения

самостоятельно: один ребёнок показывает, группа повторяет.

Спеть одну и ту же фразу» «Спой мне эту песню, я прошу» с

разными выражениями:

Радостно, печально, вопросительно, требовательно, торже-

ственно.

3.

3 этап -

Осмысления

новой инфор-

мации Объ-

яснение но-

вой темы

ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ТРЁХГОЛОСНОГО ПЕНИЯ

Упражнения для развития гармонического слуха.

- На предыдущих занятиях мы с вами пели упражнения двухго-

лосные. Сегодня мы их повторим и разберём трёхголосные при-

меры.

1.Будем петь упражнения сольфеджио по мажорному трезву-

чию вверх на слово «Здравствуйте», используя приём наслаива-

ния одной партии на другую.

2.Начинаем петь упражнение одноголосно, постепенно перехо-

дя в двух- трёхголосие.

Слушают и

анализируют

информацию

преподавате-

ля, отвечают

на вопросы

Регулятивные

Принимают и

сохраняют учеб-

ную задачу

Коммуникатив-

ные

Мотивация к

дальнейшей

практической де-

ятельности

4.

Основной

этап

-Спасибо. Молодцы.

Далее мы переходим к основному этапу урока.

Исполняют

песенки-

Познаватель-

ные

Все виды пройденных упражнений мы попробуем применить на

практике в исполнении наших песен.

Поём песенки - разминки, скороговорки композитора Н.

Васильченко

1. «Балкон» в этой песенке сопоставляются различные виды

звуковедения (legato, staccato, marcato). Следует добиваться чёт-

кого исполнения штрихов и контрастных динамических оттен-

ков.

2. «Сорока» Эта песенка потребует от нас чёткой дикции.

3. «Кошка». Добиваться чистого интонирования полутона и

тона, позиционной активности при повторяющихся интонациях

и при поступенном восходящем движении.

4. «Ёжик». Добиваться устойчивого staccato и напевного legato.

5. «Петушок». Песенка- потешка построена на тетрахорде. В

подвижном темпе нужно добиваться активной артикуляции и

дикционной чёткости, точности интонации при скачках на квар-

ту.

6. «Тропинка». Извилистая мелодия, основанная на опевании 1

ступени, повторяющихся интонациях. Необходимо следить за

дыханием, кантиленным звуком. Сохранять напевность и мело-

дичность, избегать «плавающих интонаций»

упражнения.

Анализируют

правильность

выполнения.

Узнают технику

выполнения раз-

личных видов

звуковедения

Регулятивные

Контроль и оцен-

ка собственного

исполнения.

Коммуникатив-

ные

Умение выра-

зить необходи-

мый художе-

ственный замы-

сел, образ, выра-

зить своё отно-

шение к творче-

скому процессу,

7. «Бульдозер». Упражнение на разные штрихи: чёткий декла-

мационный звук, уверенное marcato, лёгкий стремительный

звук при восходящем движении «восьмушками», мягкое legato.

При всём этом сохранять регистровую ровность.

8. «Дуй». Разминка на дыхание. Короткий активный вдох через

нос, выдох ртом на «опоре», губы вытянуты. Последняя фраза

исполняется в активной позиции.

9. «Ветер». Первая половина разминки- упражнение на артику-

ляцию. Острота ритма, чёткие слова, активное, короткое дыха-

ние. Вторая половина- широкое дыхание и напевный льющийся

звук.

10. «Забор». Две важные задачи в этой разминке: регистровая

ровность, точность интонации и узких интервалов (особенно

хроматизмов). И всё это разными штрихами.

11. «Автомобиль». Упражнение на расширение вокального

диапазона и сохранение регистровой ровности. Приём на губах

«Тпру!» поможет достичь ровного звука в певческих регистрах

(сильный, активный выдох при максимально расслабленных гу-

бах, не зажимая гортань)

12. «Пылесос». Хорошо разогревает связки и формирует глас-

ную «У». Здесь сочетаются вокальное и речетативно- деклама-

результату, оце-

нить не только

свои действия, но

и в целом участ-

ников коллекти-

ва.

ционное пение. Дети закрепляют понятие glissando.

А. Ройтерштейн «Хоровые забавы». Исполняют две пе-

сенки a capella.

1) «Рано – утром, вечерком»

2) «Петушок»

С. В. Крупа- Шушарина:

«Песня павлина», «Сад дракоши», «Ча- ча- ча», «Швед- шахма-

тист», «Гусь Архип, «Шишка и мишка», «Жалюзи», «Весёлая

акула», «Жираф» играет джаз, «Две цапли».

Музыка и слова Г. Гселя «Бог любит всех людей»

Музыка А. Журбина Слова В. Шлёнского «Добрые слоны»

Итог урока: Подведение итогов. Опрос учащихся: что получи-

лось, чего ещё нужно добиться.

Домашнее задание: Научиться поговаривать скороговорку «Ко-

роль- орёл», чётко, понятно и активно до десяти раз.

5.

Повторение

пройденного

Перед завершением занятия вспомним и повторим ранее изу-

ченные музыкальные термины, различные виды звуковедения:

legato, staccato, marcato, понятие glissando, вокальное и речета-

тивно- декламационное пение.

Что значит петь кантиленным звуком?

Напомните мне технику их выполнения. На что нужно обратить

внимание при выполнении этих элементов?

Отвечают на

вопросы.

Выполняют

упражнение.

Анализируют

правильность

выполнения

Личностные

воспроизводят и

закрепляют полу-

ченные ранее

знания

Познаватель-

ные

Размышление,

анализ, синтез

Регулятивные

Принимают и

сохраняют учеб-

ную задачу

6.

Рефлексия

- Ну, и в заключение нашего занятия мне бы хотелось у вас

спросить о том, какие ошибки при выполнении упражнений вы

у себя заметили.

- Спасибо вам за наше сотрудничество. На следующем занятии

мы продолжим работу над различными видами звуковедения.

-До свидания (традиционные аплодисменты детей, благодар-

ность за урок, успех друзей и свой успех).

Отвечают на

вопросы.

Определяют

свое эмоцио-

нальное со-

стояние на

уроке

Личностные

понимают

значение

теоретических

знаний в их

практическом

исполнении.

Регулятивные

прогнозируют

результаты уров-

ня усвоения изу-

чаемого материа-

ла



В раздел образования