Авторы: Кирсанова Ирина Васильевна, Мамыкина Инна Анатольевна
Должность: концертмейстер, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Парус"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание профессиональных качеств обучающихся хореографической школы-путь в профессию
Раздел: дополнительное образование
Воспитание профессиональных качеств обучающихся хореографической школы –
путь в профессию
Кирсанова И.В.,
концертмейстер,
Мамыкина И.А.,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара
В системе дополнительного образования хореографическая школа занимает одно
из ведущих направлений в развитии и привлечении детей к танцевальному искусству.
Занятия в хореографической школе развивают познавательную, творческую активность и
стимулируют детей к дальнейшему изучению понравившейся деятельности.
Процесс формирования и развития у детей профессиональных данных – сложный и
непрерывный. Ребёнок приходит в хореографию в возрасте 4-6 лет с целью развить
здоровье, приобщиться к миру танца и научиться чувствовать музыку. На занятиях дети
получают
знания и навыки
от опытных
педагогов,
которые учат дисциплине,
трудолюбию, закладывают творческие азы танцевального мастерства.
Обучение в хореографической школе – это начальный этап формирования базовых
компетенций будущей профессии. На протяжении нескольких лет у учащихся по
программе предметных дисциплин (Классический танец, Народно-сценический танец,
Современный танец, Ритмика, Историко-бытовой танец) развиваются способности
танцевальных
движений,
выразительность
и
артистизм
исполнения,
творческое
мышление, фантазия, музыкальность и технические данные.
Методика преподавания хореографических дисциплин включает в себя знакомство
детей с анатомией тела, конкретными приёмами и способами овладения пластикой.
Правильная постановка корпуса, позиций рук и ног, выразительность взгляда и
осмысленность движений, заложенная на начальном этапе обучения – это качественные
достоинства хореографического мастерства.
Педагогические требования грамотного исполнения упражнений на уроках должны
быть подкреплены конкретными приёмами и способами преодоления сложностей и
технических задач. Учащиеся познают логику и правила исполнения танцевальных
движений, что становится основой профессиональных качеств хореографа. С этими
знаниями
обучающимся
хореографической
школы
даётся
возможность
развить
артистические данные.
Артистизм – это творческое начало в человеке. Выразить яркую эмоцию в
танцевальных движениях с улыбкой, пластикой тела, рук, ног, движением головы
помогает музыка, сопровождающая уроки хореографии. Формируется умение слушать
музыку, понимать её настроение, характер. Педагог должен объяснять природу эмоции
жеста, движения, познакомить с понятием «заразительности» танцевального исполнения.
Эмоциональность – это обязательное требование к публичному выступлению, концерту,
конкурсу, фестивалю, и т.д. Воспитание артистизма учащихся – важная профессиональная
задача хореографа.
За последние десятилетия в хореографическом искусстве сформировалось новое
понятие – современный танец. Это направление основывается на новом свободном
мышлении в пластическом выражении чувств. Импровизация становится одной из
ведущих тем в танцевальной лексике. Современный танец введён в хореографическую
школу как предметная дисциплина и становится одним из любимых у учащихся. На этих
занятиях дети овладевают знаниями о пространстве сцены, работе с партнёром и
составлении танцевальной композиции.
Импровизация дала импульс к самовыражению личности обучающихся. В ЦВР
«Парус» хореографическая школа «Карнавал» ежегодно проводит конкурс «Я –
балетмейстер», в котором принимают участие дети всех возрастных категорий.
Обучающиеся имеют возможность самостоятельно сочинить танец, подобрать к нему
музыку, придумать название и сшить костюм. Танец может быть сольным или
коллективным. Первый опыт балетмейстерской деятельности дает представление о
сложностях в организации композиции и в выражении пластической мысли от замысла к
воплощению.
Первые шаги в мир балетмейстера дают шанс взглянуть на будущую профессию и
оценить свои способности. Умение сочинять – одно из важных качеств педагога-
хореографа. На занятиях сочиняются комбинации упражнений, этюды, а также
танцевальные композиции; выстраиваются выпускные концерты. В старших классах
обучающиеся имеют возможность сами сочинить какую-либо комбинацию у станка или
на
середине
класса.
Теоретические
знания
хореографической
лексики,
логика
выстраивания движений составляют основу профессионального будущего обучающихся.
По
окончанию
хореографической
школы
выпускники
имеют
возможность
продолжить профессиональное обучение в области хореографии по направлениям –
педагогическое, балетмейстерское, исполнительское. Поступление в средние специальные
и высшие профессиональные учреждения всегда сопровождаются вступительными
экзаменами по специальности. Проверяются профессиональные данные: гибкость,
пластика,
выворотность,
музыкальный
слух,
чувство
ритма,
балетмейстерские
способности и т.д. Именно эти экзамены выявляют все знания, полученные в
хореографической школе.
Профессия хореограф остаётся одной из самых популярных и востребованных в
нашем городе. Поэтому в вузах и училищах всегда высокие конкурсы во время
поступления, требуются высокие баллы по ЕГЭ, а бюджетных мест, к сожалению,
немного.
Самарское областное училище культуры и искусств готовит специалистов в
области культуры и народно-художественного творчества. Получив квалификацию
«Руководитель любительского творческого коллектива. Преподаватель», выпускники
имеют
возможность
работать
в
профессиональных
танцевальных
коллективах
и
преподавать.
К
сожалению,
в
самарских
вузах
сегодня
нет
исполнительского
и
балетмейстерского факультетов. Это профессиональное образование можно получить в
Москве и Санкт-Петербурге, где имеется возможность по окончанию учебного заведения
работать в ведущих танцевальных коллективах страны или стать педагогом в престижных
столичных вузах.
Знания обучающихся, полученные в хореографической школе, вера в свои
творческие силы, поддержка педагогов и родителей в выборе будущей специальности –
надёжная основа будущей профессии хореографа.