Напоминание

Воспитание профессиональных качеств обучающихся хореографической школы-путь в профессию


Авторы: Кирсанова Ирина Васильевна, Мамыкина Инна Анатольевна
Должность: концертмейстер, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Парус"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание профессиональных качеств обучающихся хореографической школы-путь в профессию
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание профессиональных качеств обучающихся хореографической школы –

путь в профессию

Кирсанова И.В.,

концертмейстер,

Мамыкина И.А.,

педагог дополнительного образования,

МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара

В системе дополнительного образования хореографическая школа занимает одно

из ведущих направлений в развитии и привлечении детей к танцевальному искусству.

Занятия в хореографической школе развивают познавательную, творческую активность и

стимулируют детей к дальнейшему изучению понравившейся деятельности.

Процесс формирования и развития у детей профессиональных данных – сложный и

непрерывный. Ребёнок приходит в хореографию в возрасте 4-6 лет с целью развить

здоровье, приобщиться к миру танца и научиться чувствовать музыку. На занятиях дети

получают

знания и навыки

от опытных

педагогов,

которые учат дисциплине,

трудолюбию, закладывают творческие азы танцевального мастерства.

Обучение в хореографической школе – это начальный этап формирования базовых

компетенций будущей профессии. На протяжении нескольких лет у учащихся по

программе предметных дисциплин (Классический танец, Народно-сценический танец,

Современный танец, Ритмика, Историко-бытовой танец) развиваются способности

танцевальных

движений,

выразительность

и

артистизм

исполнения,

творческое

мышление, фантазия, музыкальность и технические данные.

Методика преподавания хореографических дисциплин включает в себя знакомство

детей с анатомией тела, конкретными приёмами и способами овладения пластикой.

Правильная постановка корпуса, позиций рук и ног, выразительность взгляда и

осмысленность движений, заложенная на начальном этапе обучения – это качественные

достоинства хореографического мастерства.

Педагогические требования грамотного исполнения упражнений на уроках должны

быть подкреплены конкретными приёмами и способами преодоления сложностей и

технических задач. Учащиеся познают логику и правила исполнения танцевальных

движений, что становится основой профессиональных качеств хореографа. С этими

знаниями

обучающимся

хореографической

школы

даётся

возможность

развить

артистические данные.

Артистизм – это творческое начало в человеке. Выразить яркую эмоцию в

танцевальных движениях с улыбкой, пластикой тела, рук, ног, движением головы

помогает музыка, сопровождающая уроки хореографии. Формируется умение слушать

музыку, понимать её настроение, характер. Педагог должен объяснять природу эмоции

жеста, движения, познакомить с понятием «заразительности» танцевального исполнения.

Эмоциональность – это обязательное требование к публичному выступлению, концерту,

конкурсу, фестивалю, и т.д. Воспитание артистизма учащихся – важная профессиональная

задача хореографа.

За последние десятилетия в хореографическом искусстве сформировалось новое

понятие – современный танец. Это направление основывается на новом свободном

мышлении в пластическом выражении чувств. Импровизация становится одной из

ведущих тем в танцевальной лексике. Современный танец введён в хореографическую

школу как предметная дисциплина и становится одним из любимых у учащихся. На этих

занятиях дети овладевают знаниями о пространстве сцены, работе с партнёром и

составлении танцевальной композиции.

Импровизация дала импульс к самовыражению личности обучающихся. В ЦВР

«Парус» хореографическая школа «Карнавал» ежегодно проводит конкурс «Я –

балетмейстер», в котором принимают участие дети всех возрастных категорий.

Обучающиеся имеют возможность самостоятельно сочинить танец, подобрать к нему

музыку, придумать название и сшить костюм. Танец может быть сольным или

коллективным. Первый опыт балетмейстерской деятельности дает представление о

сложностях в организации композиции и в выражении пластической мысли от замысла к

воплощению.

Первые шаги в мир балетмейстера дают шанс взглянуть на будущую профессию и

оценить свои способности. Умение сочинять – одно из важных качеств педагога-

хореографа. На занятиях сочиняются комбинации упражнений, этюды, а также

танцевальные композиции; выстраиваются выпускные концерты. В старших классах

обучающиеся имеют возможность сами сочинить какую-либо комбинацию у станка или

на

середине

класса.

Теоретические

знания

хореографической

лексики,

логика

выстраивания движений составляют основу профессионального будущего обучающихся.

По

окончанию

хореографической

школы

выпускники

имеют

возможность

продолжить профессиональное обучение в области хореографии по направлениям –

педагогическое, балетмейстерское, исполнительское. Поступление в средние специальные

и высшие профессиональные учреждения всегда сопровождаются вступительными

экзаменами по специальности. Проверяются профессиональные данные: гибкость,

пластика,

выворотность,

музыкальный

слух,

чувство

ритма,

балетмейстерские

способности и т.д. Именно эти экзамены выявляют все знания, полученные в

хореографической школе.

Профессия хореограф остаётся одной из самых популярных и востребованных в

нашем городе. Поэтому в вузах и училищах всегда высокие конкурсы во время

поступления, требуются высокие баллы по ЕГЭ, а бюджетных мест, к сожалению,

немного.

Самарское областное училище культуры и искусств готовит специалистов в

области культуры и народно-художественного творчества. Получив квалификацию

«Руководитель любительского творческого коллектива. Преподаватель», выпускники

имеют

возможность

работать

в

профессиональных

танцевальных

коллективах

и

преподавать.

К

сожалению,

в

самарских

вузах

сегодня

нет

исполнительского

и

балетмейстерского факультетов. Это профессиональное образование можно получить в

Москве и Санкт-Петербурге, где имеется возможность по окончанию учебного заведения

работать в ведущих танцевальных коллективах страны или стать педагогом в престижных

столичных вузах.

Знания обучающихся, полученные в хореографической школе, вера в свои

творческие силы, поддержка педагогов и родителей в выборе будущей специальности –

надёжная основа будущей профессии хореографа.



В раздел образования