Автор: Приемышева Ольга Самуиловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Базовая школа Начального Общего Образования ГБПОУ ЛО Гатчинский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского
Населённый пункт: город Гатчина
Наименование материала: статья
Тема: Развитие "soft skills" учащихся в процессе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Современные условия научно-технического прогресса диктуют новые правила интеграции
обучающихся в существующую действительность. Развитие информационных технологий в
рамках пандемической ситуации последних лет обрело ускоренные темпы. В этой связи,
образовательный процесс требует адаптации под существующие реалии.
Одним из ключевых навыков в современной жизни становится способность к быстрому
реагированию на изменения, адаптация к новым условиям жизнедеятельности. Ключевым в этом
процессе становится приобретение так называемых мягких навыков коммуникации в дополнение к
классическим знаниям, приобретаемым в рамках учебного процесса. Нельзя сказать, что
приобретение «soft skills» — это нововведение последних лет, но с каждым годом это становится
все большей необходимостью, а значит, требует более детального изучения в рамках
образовательного процесса. Особое внимание коммуникационным способностям человека все
последнее время уделялось в рамках развития социальных навыков в довольно взрослом возрасте
– зачастую на этапе становления личности или ближе к получению высшей ступени образования,
однако скорость изменения действительности диктует свои правила, а именно уделение особого
внимания адаптивности и коммуникативным навыкам уже в детском возрасте.
Повышение уровня знаний у детей происходит в рамках стандартной образовательной школьной и
дошкольной
деятельности,
соответственно
образовательный
процесс
не
предполагает
фокусирования на обретении обучающимися «soft skills» в связи с недостатком времени «внутри»
школьных уроков. Безусловно, мягкие навыки являются неотъемлемым следствием социальной
активности обучающихся, однако скорость появления подобных навыков в разном возрасте разная
и многим учащимся требуется больше времени на овладение коммуникативными конструктами.
Дополнительное образование в каком-то смысле является единственным вариантом формирования
достаточного уровня компетенций у обучающихся в области soft skills и коммуникации. Наиболее
благоприятной сферой для приобретения таких навыков является область литературного знания.
Очень
важного
приобщить
ребенка
на
ранних
этапах
формирования
личности
к
общечеловеческим ценностям, создать условия для его интеграции в систему мировой и
отечественной культуры. От того, насколько правильно и четко ребенок умеет излагать свои
мысли, зависит успешность его обучения. От умения общаться и формировать свой круг общения
будет зависеть самооценка, а умение аргументировать и доказывать свою точку зрения поможет
ребенку стать успешным.
В рамках дополнительного образовательного процесса есть возможность уделять внимание
развитию таких навыков как эмпатия, самопрезентация, сотрудничество, командообразование и
других навыков, которые могут стать хорошей платформой для становления высокого уровня
коммуникативной деятельности ребенка и развития его «soft skills».
В качестве возможной альтернативы классическому дополнительному образовательному
процессу
можно
предлагать
комплексное
вовлечение
ребенка
в
окружающую
его
действительность посредством вовлечения в изучение культуры в широком смысле слова.
В рамках адаптивного формата дополнительного образования учащийся начинает
обучение с овладения навыками самопрезентации - на таких занятиях дети учатся себя
презентовать, рассказывать о себе, знакомиться с собеседником, вести непринужденный разговор.
После чего можно переходить к овладению навыками эмпатии – учиться правильно сопереживать,
сочувствовать, разбираться в том, что необходимо для установления контакта с человеком,
узнавать, что такое добро и справедливость, что есть милосердие, какое место они занимают в
жизни человека? Чему учат? О чем заставляют задуматься? Ответы на эти вопросы помогает
найти классическая литература. Далее переходим к навыкам сотрудничества: учимся работать в
команде, сотрудничать, ищем ответы на следующие вопросы: как сделать психологический
климат в команде доброжелательным? как в коллективе распределяются социальные роли? Что
значит ведомый и ведущий? Что такое ответственность и важно ли брать ее на себя?
Все эти навыки необходимо не только осваивать в формате технического знания,
необходима практика, то есть отдельное внимание требуется уделить ораторскому мастерству:
снижать излишнее волнение, говорить свободно, удерживать внимание зрителей, уместно ли
использовать различные виды энергетики, грамотно жестикулировать, интонировать.
Все принципы образовательного процесса, которые были рассмотрены в данной статье,
могут быть применены в рамках дополнительного образования у детей младшего возраста на
занятиях по литературе, мировой художественной культуре или театральных занятиях, но что
важно – они должны основываться на вовлечении ребенка в культурологическое пространство,
доступное и понятное ему.