Напоминание

Развитие "soft skills" учащихся в процессе дополнительного образования


Автор: Приемышева Ольга Самуиловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Базовая школа Начального Общего Образования ГБПОУ ЛО Гатчинский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского
Населённый пункт: город Гатчина
Наименование материала: статья
Тема: Развитие "soft skills" учащихся в процессе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современные условия научно-технического прогресса диктуют новые правила интеграции

обучающихся в существующую действительность. Развитие информационных технологий в

рамках пандемической ситуации последних лет обрело ускоренные темпы. В этой связи,

образовательный процесс требует адаптации под существующие реалии.

Одним из ключевых навыков в современной жизни становится способность к быстрому

реагированию на изменения, адаптация к новым условиям жизнедеятельности. Ключевым в этом

процессе становится приобретение так называемых мягких навыков коммуникации в дополнение к

классическим знаниям, приобретаемым в рамках учебного процесса. Нельзя сказать, что

приобретение «soft skills» — это нововведение последних лет, но с каждым годом это становится

все большей необходимостью, а значит, требует более детального изучения в рамках

образовательного процесса. Особое внимание коммуникационным способностям человека все

последнее время уделялось в рамках развития социальных навыков в довольно взрослом возрасте

– зачастую на этапе становления личности или ближе к получению высшей ступени образования,

однако скорость изменения действительности диктует свои правила, а именно уделение особого

внимания адаптивности и коммуникативным навыкам уже в детском возрасте.

Повышение уровня знаний у детей происходит в рамках стандартной образовательной школьной и

дошкольной

деятельности,

соответственно

образовательный

процесс

не

предполагает

фокусирования на обретении обучающимися «soft skills» в связи с недостатком времени «внутри»

школьных уроков. Безусловно, мягкие навыки являются неотъемлемым следствием социальной

активности обучающихся, однако скорость появления подобных навыков в разном возрасте разная

и многим учащимся требуется больше времени на овладение коммуникативными конструктами.

Дополнительное образование в каком-то смысле является единственным вариантом формирования

достаточного уровня компетенций у обучающихся в области soft skills и коммуникации. Наиболее

благоприятной сферой для приобретения таких навыков является область литературного знания.

Очень

важного

приобщить

ребенка

на

ранних

этапах

формирования

личности

к

общечеловеческим ценностям, создать условия для его интеграции в систему мировой и

отечественной культуры. От того, насколько правильно и четко ребенок умеет излагать свои

мысли, зависит успешность его обучения. От умения общаться и формировать свой круг общения

будет зависеть самооценка, а умение аргументировать и доказывать свою точку зрения поможет

ребенку стать успешным.

В рамках дополнительного образовательного процесса есть возможность уделять внимание

развитию таких навыков как эмпатия, самопрезентация, сотрудничество, командообразование и

других навыков, которые могут стать хорошей платформой для становления высокого уровня

коммуникативной деятельности ребенка и развития его «soft skills».

В качестве возможной альтернативы классическому дополнительному образовательному

процессу

можно

предлагать

комплексное

вовлечение

ребенка

в

окружающую

его

действительность посредством вовлечения в изучение культуры в широком смысле слова.

В рамках адаптивного формата дополнительного образования учащийся начинает

обучение с овладения навыками самопрезентации - на таких занятиях дети учатся себя

презентовать, рассказывать о себе, знакомиться с собеседником, вести непринужденный разговор.

После чего можно переходить к овладению навыками эмпатии – учиться правильно сопереживать,

сочувствовать, разбираться в том, что необходимо для установления контакта с человеком,

узнавать, что такое добро и справедливость, что есть милосердие, какое место они занимают в

жизни человека? Чему учат? О чем заставляют задуматься? Ответы на эти вопросы помогает

найти классическая литература. Далее переходим к навыкам сотрудничества: учимся работать в

команде, сотрудничать, ищем ответы на следующие вопросы: как сделать психологический

климат в команде доброжелательным? как в коллективе распределяются социальные роли? Что

значит ведомый и ведущий? Что такое ответственность и важно ли брать ее на себя?

Все эти навыки необходимо не только осваивать в формате технического знания,

необходима практика, то есть отдельное внимание требуется уделить ораторскому мастерству:

снижать излишнее волнение, говорить свободно, удерживать внимание зрителей, уместно ли

использовать различные виды энергетики, грамотно жестикулировать, интонировать.

Все принципы образовательного процесса, которые были рассмотрены в данной статье,

могут быть применены в рамках дополнительного образования у детей младшего возраста на

занятиях по литературе, мировой художественной культуре или театральных занятиях, но что

важно – они должны основываться на вовлечении ребенка в культурологическое пространство,

доступное и понятное ему.



В раздел образования