Автор: Белая Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №24
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: научная статья
Тема: "Воздействие занятий по изобразительному искусству на обучающихся в системе творческого объединения"
Раздел: дополнительное образование
Тема статьи: «Воздействие занятий по изобразительному искусству на
обучающихся в системе творческого объединения».
Развитие творческих способностей детей - актуальная проблема
современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение
для воспитания активной творческой личности.
Идея творчества - самая влекущая и загадочная в сфере вопросов о
природе
человека,
его
самобытности
и
предназначении.
Творчество
трактовалось И. Кантом как высшая форма деятельности человека, В.
Соловьевым, С. Булгаковым - как космический принцип мира, имманентный
человеку; «синоним жизни» - А. Бергсоном; как самораскрытие смысла
бытия - Н. Бердяевым; как сущность человеческого бытия - К. Марксом; как
выражение законов вселенной - Н. Рерихом. Особую актуальность проблема
творчества приобрела на рубеже XX и XXI веков, в условиях «распада
старых и складывания новых общностей людей, формирования нового
социокультурного пространства» (В.В. Рубцов), когда человек оказывается
перед необходимостью найти свое место, смысл жизни в постоянно
меняющемся
мире.
В
условиях
стремительных
изменений
мира
неспособность к творческой деятельности является серьезной проблемой для
общества. «Творчество необходимо сегодня более чем когда-либо, и оно
должно быть переориентировано на цели сохранения человечества и всего
живого на нашей планете», — утьгрждала академик Н.П.Бехтерева.
Исследователь К. Роджерс убежден, что, «когда научные открытия и
изобретения
увеличиваются,
как
нам
сообщают,
в
геометрической
прогрессии, пассивный и культурно ограниченный человек не может
справиться со все возрастающим потоком вопросов и проблем. Если
отдельные индивиды, группы людей и целые нации не смогут вообразить,
придумать и творчески пересмотреть, как по-новому подойти к этим
сложным изменениям, то мы погибнем».
Эффективным
средством
формирования
творческой
личности
являются занятия изобразительным искусством с раннего детства. Наиболее
благоприятным
(сенситивным)
периодом
для
развития
творческих
способностей
учащихся
считается
старший
дошкольный
и
младший
школьный возраст (от 5 до 10 лег).
Об этом говорится в исследованиях отечественных психологов и
педагогов A.B. Бакушинского, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Е.А.
Флериной, Т.С. Комаровой, С.Е. Игнатьева, C.JI. Рубинштейна, Б.М.
Теплова.
Важнейшим фактором обучения детей является создание условий,
способствующих
формированию
их
творческих
способностей.
Нужно
окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые
стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Кроме
того,
для
формирования
и
развития
способностей
учащихся
необходим особый характер творческого процесса, который требует
максимального
напряжения
сил.
Способности
развиваются
тем
успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до высшего
уровня своих возможностей.
Педагогу важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их
реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать,
вдохновить. Н.К. Рерих писал: «Откройте в школах пути к творчеству, к
великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением.
Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от
гримасы
жизни.
И
дайте
ему
счастливую
смелую
жизнь,
полную
деятельности и светлых достижений».
Можно отметить общую тенденцию во взглядах на данную проблему
большинства
специалистов,
стоящих
на
принципах
гуманистической
педагогики, которая выражается в раскрытии творческого потенциала
ребенка в его нравственно-духовном воспитании, таких как, B.C. Кузин,
В.И.Козлов, Н.С. Боголюбов, Л.Б. Ермолаева-Томина, Т.Я. Шпикалова, Т.С.
Комарова.
Необходимость развития, в первую очередь, внутренних, психических
процессов
(восприятия,
внимания,
памяти,
творческого
воображения,
фантазии, логики) подчеркивается многими учеными, например: Л.С.
Выготским, H.H. Ростовцевым,.- B.C. Кузиным, Е.В. Шороховым, В.К.
Лебедко, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой,
B.C. Мухиной, М.А. Абрамозой.
Роль родителей в творческом развитии детей на научном уровне
исследована в работах H.A. Ветлугиной, О.Н. Соблих, A.B. Усовой,
C.B. Максимовой, И.Я. Лейбман, М.И. Лисиной, Н.В. Хозратовой,
С.П. Акутиной.
Проблемы
развития
художественного
творчества
в
системе
дополнительного
образования
рассматриваются
в
исследованиях
Е.Б.
Евладовой, Л.Г, Логиновой, H.H. Михайловой, В.П. Голованова, A.B.
Золотаревой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Т.В. Тимофеевой, Н.В.
Падашуль.
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований в
области изобразительного творчества учащихся, недостаточно разработаны
вопросы о взаимосвязи личности ребенка и творчества, о развитии
творческих способностей детей в возрасте от 5 до 10 лет, о создании
педагогических
условий,
способствующих
развитию
творческих
способностей, о возможностях дополнительного образования, о роли
родителей в творческом развитии детей.
Это
создает
определенные
проблемы
в
практике.
Например,
большинство
учебных
заведений,
обучающих
художественным
видам
деятельности, не столько развивает личность будущего художника, сколько
насыщает его инструментальными навыками, в результате чего получаются
хорошие исполнители, но не творцы. Традиционная система школьного
образования зачастую не справляется с задачей развития личности учащихся,
их творческих способностей, раскрытия индивидуальности каждого.
Исследования С.В. Максимовой показали, что наиболее творчески
одаренные дети, по ее терминологии, «звездочки», не всегда становятся
более успешными в школе. Педагоги в большинстве своем не могут или не
хотят
разглядеть
в
этих
детях
творческое
начало,
для
некоторых
преподавателей
творчество
не
является
ценностью
по
сравнению
с
исполнительностью. Организация школьного пространства не предоставляет
таким детям возможностей для полноценной самореализации.
Многие западные исследователи пытались выявить влияние школьной
среды на развитие творческих способностей в детском возрасте (Sternberg &
Lubart. 1991,1993). Они пришли к выводу, что педагоги, организуя занятия с
детьми, тем или иным образом передают ученикам собственные установки и
предпочтения.
В
многочисленных
эмпирических
исследованиях
было
показано, что некоторые педагоги более всего ценят послушность и
конформизм в ущерб любопытству и независимости. В представлении
подобных преподавателей, идеальный ученик - это ребенок, который строго
следует указаниям, работает молча и задает лишь уточняющие вопросы по
изучаемому материалу, т.е. удобный для них ученик.
Таким образом, на сегодня обозначилось острое противоречие между
требованиями общества к развитию творческих способностей учащихся и
условиями организации творческой реализации детей.
В результате проверки методов активизации творческих способностей
выявлены достоинства системы педагогических средств решения научно-
педагогической задачи развития творческих способностей учащихся на
занятиях
изобразительным
искусством
в
системе
дополнительного
образования.
Интеграция
учебного
процесса,
совместная
деятельность
с
родителями, специальные упражнения, направленные на формирование
образов воображения детей, такие как: а) визуальная ассоциация, б)
отражение
эмоционального
состояния
неодушевленных
предметов,
в)
рекомбинация
известного,
г)
создание
альтернативного
решения,
д)
трансформация исходного материала, е) активизация субъективного опыта и
другие
задания,
-способствуют
развитию
творческих
способностей,
восстанавливает естественный процесс познания мира ребенком. Синтез
знаний, отбор материала и методики преподавания согласно возрасту,
включение игровых форм, способствуют осмыслению явлений в процессе
активной художественной деятельности, формируют мышление. Решаются
многие проблемы позволяющие облегчить обучение ребенка в школе.
Повышаются уровень развития творческих способностей детей.
Список литературы
1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по
изобразительному искусству. 1-4 кл. М.: ВЛАДОС, 2004. 122 е.: ил.
2. Активизация процессов развития творческих способностей на
занятиях рисунком, живописью и композицией // Сборник научных трудов.
М.: Прометей 1994. 299 с.
3. Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-
нравственных
ценностей
//
Известия
Российского
государственного
педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 9-15
4. Аничкин С. А. Преемственность в эстетическом воспитании детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Свердловск, 1982. 28 с.
5. Аркин Е. А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка //
Семья и школа. 1976. №8. С. 24-26.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс,
1974. 392 с.
7. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание:
Опыт исследований на материале пространственных искусств. М.: Культура
и просвещение, 1922. 66 с.
8. Батищев Г. С. Творчество и рациональность // Человек, творчество,
наука. М., 1967.
9. Батищев Г. С. Нравственный смысл и содержание всесторонне-
целостного развития человека / Нравственный прогресс и личность.
Вильнюс, 1976.
10. Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990. С.194-209.
11. Бердяев H.A. Философия творчества культуры и искусства: В двух
томах. М.: Искусство, 1994. Т.1. С. 530 542.
12. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., 2008. 383 е.:
ил.
13. Библер В. С. Мышление как творчество. / Введение в логику
мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. 339 с.
14.
Боголюбов
Н.
С.
Формирование
творческих
способностей
учащихся средней школы средствам изобразительного искусства с учетом
индивидуального подхода: Докт. дис. М., 1993. 380 с.