Напоминание

"Настольный теннис - польза для тела, польза для ума, польза для здоровья!"


Автор: Бобков Виталий Сергеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ "Ирбис"
Населённый пункт: Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка мастер-класс
Тема: "Настольный теннис - польза для тела, польза для ума, польза для здоровья!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

МБУ ДО «ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара

Объединение «Настольный теннис»

Методическая разработка

«МАСТЕР-КЛАСС ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ»

на тему: «Настольный теннис – польза для тела, польза для ума, польза для

здоровья!»

Педагог дополнительного образования Бобков В.С.

Самара, 2021 г.

Введение

Разработал: педагог дополнительного образования 1 квалификационной катего-

рии Бобков В.С. , МБУ ДО «ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара в рамках лагеря дневного

пребывания «Страна чудес» при МБУ ДО «ЦДТ «Ирбис».

Цель. Пробудить у детей интерес к настольному теннису, развивать их двига-

тельную активность.

Задачи:

- Обучающие – ознакомить детей с интересными фактами из истории настольно-

го тенниса.

- Развивающие

– способствовать умению управлять своими двигательными дей-

ствиями.

- Воспитательные – способствовать формированию сплоченности и взаимопо-

мощи, согласованности действий, взаимопониманию, доброжелательному отно-

шению друг к другу.

Форма проведения: показ, объяснение, рассказ, упражнения, игры.

Место проведения: спортивный зал настольного тенниса.

Оборудование: столы по настольному теннису, ракетки и мячи для игры в на-

стольный теннис.

Ход

занятия

Содержание деятельности

Время

1)

Орг.момент.

3 мин

2)

Объяснение, в чём суть игры. Что нужно для игры. Оздоро-

вительный эффект от занятий теннисом. Хватка и стойка иг-

рока в настольный теннис

7 мин

3)

Краткий рассказ об интересных фактах из истории развития

настольного тенниса.

5 мин

4)

Упражнения с мячом и ракеткой. (Без стола)

7 мин

5)

Игры на счёт на столе.

15 мин

6)

Подведение итогов

3 мин

Настольный теннис – одни достоинства

Настольный теннис по праву считается одной из самых популярных спор-

тивных игр в мире, и это неспроста. В него с удовольствием играют около 850

миллионов человек. По своей популярности теннис входит в десятку видов спор-

та! Откуда такая популярность этой игры? В чем ее секрет? Давайте рассмотрим

все эти аспекты более подробно.

Что такое настольный теннис?

Настольный теннис - это спортивная игра, в которой можно участвовать как

индивидуально, так и в паре, а также в командах. В простонародье за этим видом

спорта закрепилось еще одно название - «пинг-понг». Нужно признать, что про-

фессиональные игроки не приветствуют это слово. Но название существует уже

более 100 лет и прочно вошло в обиход. Интересно, что в разное время и в

разных странах были и другие наименования этой игры, которые не прижились и

со временем благополучно забылись: «вим-вам», «флим-флэм». Само словосоче-

тание «пинг-понг» не несет в себе особой смысловой нагрузки. Это просто звуки

при ударе шарика о стол - «пинг» и о ракетку - «понг».

Суть игры заключается в следующем: за столом (высотой 76 сантиметров

и длинной 2,74 метра) два игрока занимаются тем, что перебрасывают друг дру-

гу мячик с помощью ракетки, и при этом соблюдают определенные правила.

Главная цель игры - создание одним из игроков такой ситуации, в которой про-

тивник не сможет отбить мяч. Партия длится до 11 очков. Чтобы победить, нуж-

но выиграть не одну партию, а несколько (матч)

Казалось бы, ничего сложного? На самом деле, это не так. Данный вид спор-

та не только полезен для здоровья, но и помогает развить многие личностные ка-

чества, которые каждому человеку очень пригодятся в неожиданных жизненных

ситуациях. Это и быстрое принятие решения, и мгновенная реакция, и прекрас-

ная спортивная форма игроков.

Что нужно для игры.

Самое замечательное в настольном теннисе – это то, что для начала трениро-

вок не нужно вкладывать больших денег в инвентарь и форму. Достаточно иметь

ракетки, шарики и стол. Игру можно организовать, при желании, даже за

большим столом между членами семьи или в обеденный перерыв в холле между

сотрудниками офиса. Это очень веселое и активное времяпровождение.

Для того, чтобы тренироваться в зале, конечно, потребуется вложить чуть

больше средств. Если нет спортивной обуви и формы, то желательно купить ее.

Но каких-то строгостей по этому поводу настольный теннис не диктует. Главное

условие - чтобы форма или спортивный костюм не стесняли движений, тогда иг-

року в теннис будет достаточно комфортно. Ракетку на первых порах тоже мож-

но купить не очень дорогую.

Оздоровительный эффект настольного тенниса

Те, кто считают настольный теннис легким видом спорта, заблуждаются.

Хотя, казалось бы, стоят два человека и перебрасывают друг другу мячик. Ну,

что тут может быть сложного? Так думают лишь те, кто никогда не играл в на-

стольный теннис. На самом деле игра развивает много не только физических, но

и морально- волевых качеств. Это и сила, и ловкость, и быстрота реакции, уме-

ние предвидеть ситуацию за игровым столом. При игре развивается и мелкая

моторика.

Хватка ракетки. (Показ). Стойка игрока в настольный теннис. (Показ)

Интересные факты о настольном теннисе

ФАКТ 1. Происхождение названия. Достоверно неизвестно, как появилось

слово «теннис», но у историков есть несколько правдоподобных вариантов. К

примеру, существует вероятность, что раньше в теннис играло 10 человек, по 5

человек в команде и именно от этого пошло название, ведь на английском

«ten»

– это десять. Ещё в средние века французские и английские монахи в монасты-

рях увлекались игрой в мяч, хотя мяч тогда был пробковым, обшитым материей,

играли руками в перчатках. Столов не было, мяч бросали о стены и каменный

пол. Играли не только рядовые монахи, но даже епископы! Цель игры состояла в

том, чтобы мяч ударился о противоположную стену.

Другие уверяют, что название пошло от французского слова «tenez» - дер-

жать.

ФАКТ 2. Родина – Англия. Настольный теннис, каким мы его знаем сего-

дня, зародился в конце 1880-х годов в Англии. Считается, что своим рождением

настольный теннис обязан дождливой английской погоде. На мокрых лужайках

невозможно было играть в большой теннис, и игру перенесли в помещение. Вна-

чале играли на полу. Позднее появилась игра на двух столах, расположенных на

некотором расстоянии один от другого. Через некоторое время столы сдвинули,

а между ними натянули сетку. Родилась она во второй половине XIX века как

игра – развлечение, которая в короткие сроки стал излюбленной салонной игрой

в Англии, а затем и в других странах. Интересно, что игра велась в строгой ве-

черней одежде: женщины в длинных платьях, мужчины в смокингах и фраках.

Ракетки были деревянными и самыми разными: и с длинной ручкой и со струна-

ми и даже обтянутыми кожей. Мячи изготавливались из резины или пробки, их

часто обшивали тканью.

ФАКТ 3. История теннисного мяча

Сначала мячи были сделаны из пробки и почти не отскакивали от поверхно-

сти. Потом их заменили резиновыми, но ожидания не оправдались. Даже обши-

тые тканью такие мячики были очень тяжелыми и слишком сильно отскакивали.

В 1891 году настольный теннис получил мощный толчок к развитию благо-

даря инженерной мысли Джеймса Гибба, который придумал использовать для

игры легкий целлулоидный мяч, что позволило значительно снизить вес ракетки.

Вместо ракеток со струнами появились фанерные ракетки с укороченной ручкой.

Целлулоидные мячи быстро заменили резиновые и это произвело настоящую ре-

волюцию в теннисе – он стал развиваться очень быстро!

С 2015 года мяч изготавливается из пластика, а цвет его оранжевый или бе-

лый. Цвет стола определяет выбор цвета мяча.

Мячи не такие полые, как многие думают. Они слегка нагнетаются газом.

ФАКТ № 4. История ракеток. Ракетки сначала обклеивали пробкой, тка-

нью, пергаментом, позднее наждачной бумагой… Они были жесткими и почти

не вращали мяч. Но вот однажды англичанин Е.К.Гуд (это было в 1902 году),

возвращаясь после очередного тура чемпионата Лондона, зашел в аптеку купить

лекарство. Подойдя к кассе, он неожиданно обратил внимание на резиновую

подкладку для сдачи мелочи. Небольшие переговоры с владельцем аптеки и ми-

стер Гуд ушел сопровождаемый удивленными взорами, довольный, с драгоцен-

ным свертком под мышкой. Придя домой, он немедленно принялся за ре-

конструкцию ракетки – пробка была снята и вместо нее с обеих сторон была на-

клеена только что приобретенная в аптеке резина с пупырышками. На

следующий день соперники Е.Гуда были удивлены не менее, чем служащие

аптеки. Е.К.Гуд одерживал одну победу за другой и выиграл турнир.

Постепенно пинг-понг становится не просто салонным развлечением, а

спортивной игрой.

ФАКТ № 5. К

ИТАЙ

ЛИДИРУЕТ

В

МИРОВЫХ

РЕЙТИНГАХ

Китай сделал настольный теннис своим национальным видом спорта. В него

играют все – в каждой школе, в каждом дворе, в каждом парке. Его игроки до-

минируют в мировых рейтингах и на трибуне победителей по всему миру.

Они выиграли 116 из 138 титулов чемпиона мира, начиная с 1981 года:

ФАКТ № 6. Р

ЕКОРДЫ

1.

Этот вид спорта занимает третье место по посещаемости после футбола и

крикета.

2.

В 1936 году на соревновании в Праге установили мировой рекорд по дли-

тельности розыгрыша одного-единственного очка. Два спортсмена без

перерыва обменивались ударами в течение двух часов.

3.

Самую длинную партию сыграли американцы Дэнни Прайс и Рэнди

Ньюнс в период с 20 по 26 августа 1978 года в Нью-Джерси. С перерывами

на еду и отдых они играли в общей сложности 132 часа и 31 минуту.

4.

Во время игры шарик может разгоняться до 170 км/ч.

5.

Казалось бы, что в настольном теннисе игровое пространство очень мало,

но, несмотря на это, за матч игрок может «пробежать» порядка 5-7 кило-

метров.

6.

Швед Янове Вальдер считается лучшим игроком. Он выиграл больше на-

град, нежели любой другой спортсмен. Поэтому получил прозвище

«Моцарт настольного тенниса».

7.

Пинг-понг очень быстрая игра – за минуту игроки наносят до 150 ударов.

Текущий рекорд – 180, установлен в 2011 году играли японская тенни-

систка Мимой Ито и журналист.

8.

Настольный теннис любили многие видные исторические личности, такие

как Фидель Кастро, Рональд Рейган и Мао Цзэдун.

ФАКТ № 7. Н

АСТОЛЬНЫЙ

ТЕННИС

СЖИГАЕТ

КАЛОРИИ

И

УЛУЧШАЕТ

РАБОТУ

МОЗГА

Многочисленные исследования доказали, что игра в пинг-понг более энерго-

затратная, нежели волейбол и многие другие подвижные виды спорта. В игре

много движений, что способствует сжиганию жиров – от 200 до 500 калорий за

час! Кроме того, это быстрая игра, следовательно, для принятия правильного ре-

шения требуется напряжённая и быстрая работа мозга. Как итог, выступает игра

улучшает мозговую деятельность.

ФАКТ № 8. Р

ОБОТ

ДЛЯ

НАСТОЛЬНОГО

ТЕННИСА

F

ORPHEUS

Произведен японской компанией Omron. От новичков до продвинутых игро-

ков можно наслаждаться игрой в настольный теннис с этим роботом. Forpheus

был признан «первым в мире учителем-роботом по настольному теннису» кни-

гой рекордов Гиннеса.

Педагог: «А теперь давайте попробуем «приручить» теннисный мяч!. Сна-

чала каждый будет играть сам по себе!»

Упражнения для новичков

1. Положить мяч на ракетку и перекатывать мяч на ракетке с одного ее края до

другого или по кругу.

2. То же упражнение можно применять в ходьбе по прямой или с поворотами,

главная задача — правильно держать ракетку и не уронить с нее мяч.

3. Балансирование с мячом. Это упражнение вырабатывает навык равновесия

при изменении положения ракетки с мячом. Положи мяч на ракетку и резко по-

ворачивай ее влево, вправо, от себя, к себе, стараясь удержать мяч на ракетке.

4. Свободной рукой бросить мяч на пол, после первого отскока поймать его на

ракетку и не давать скатиться.

5. Бросить мяч на пол и не ловить, а несколько раз ударить вниз ракеткой, чтобы

мяч снова отскочил от пола.

6. Многократное подбивание мяча ладонной или тыльной стороной ракетки сни-

зу вверх или поочередно той или другой стороной ракетки. Упражнения можно

выполнять на месте или в движении.

7. То же, но подбивать мяч ракеткой на различную высоту: с высоким отскоком,

низким отскоком.

8. Так же подбивая мяч, приседать и вставать или отбить мяч, присесть, снова

отбить мяч, встать.

9. Подбросить мяч ракеткой высоко вверх (выше головы), а затем мягко принять

его на ракетку без отскока, погасив энергию падающего мяча проводкой ракетки

за мячом. Упражнение может выполняться ладонной и тыльной стороной ракет-

ки на месте и в движении.

Педагог: «А теперь давайте поиграем с партнёром!»

Упражнения для двоих

1. Перекати мяч со своей ракетки на ракетку партнера. Старайся, чтобы мяч не

скатился с ракетки.

Рис.1 Перекат мяча с ракетки на ракетку

2. Игра вдвоем с лета. Партнеры, стоя лицом друг к другу на расстоянии 3—4 м,

отбивают на уровне груди с лета мяч друг другу . Если вы не успеваете к мячам,

то увеличьте дистанцию.

Когда игроков больше двух

Если играющих трое, то можно играть одному против двоих, когда двое

партнеров, находящихся у одной половины стола, перебивают мяч на другую

сторону поочередно. Или же оба партнера играют своими мячами: в то время

когда один из партнеров ошибся и пошел за мячом, играет другой.

В игре двое на двое можно играть, как в парной встрече, поочередно отби-

вая мяч на другую половину стола, или, как обычно, на столе, но поделив его

так, чтобы не мешать друг другу. Например: каждая пара играет по диагонали,

только одна по левой, а другая по правой, или по прямым.

Если игроков очень много, то можно применять следующие игры:

Рис. 1. Игра в «крутиловку»

1. Игра в «крутиловку». Игроки, которых может быть любое количество, но не

меньше трех, двигаются вокруг стола, поочередно отбивая мяч. Если игроков не-

четное количество, то мяч вводят с той стороны, где их больше. После того как

играющий отбил мяч, он должен пройти к другой стороне, дождаться своей оче-

реди, снова отбить мяч и перейти на другую сторону стола (рис. 29).

Игра проводится с выбыванием. Если игрок ошибся (один, два или три

раза), то выбывает из игры. Чем меньше остается игроков, тем быстрее необхо-

димо двигаться. Когда играющих остается двое, то они, как обычно, разыгрыва-

ют очко или несколько очков и даже партию.

Играть можно, двигаясь по часовой стрелке или против, отбивая мяч каким-

либо одним ударом в определенном направлении. Например срезкой по правой

диагонали или накатом по левой прямой. Можно также определить способ пере-

движения: приставными шагами, прыжками на двух ногах, прыжками на одной

ноге и т. п.

Рис. 2. Игра "Паровозик»

2. Игра «паровозик». На одной стороне стола располагается один игрок, а на

другой — команда из трех-четырех игроков (можно больше). Игроки команды

поочередно отбивают мяч и передвигаются в конец колонны, уступая площадку

другому игроку. Игра ведется 3—5 мин. Победителем считается тот игрок, кото-

рый к окончанию времени игры совершил меньшее количество ошибок. Он оста-

ется один, а другие создают команду, и игра начинается снова.

Игру можно проводить подобно круговой тренировке, где игроки команды

при передвижениях после удара по мячу должны пройти несколько станций,

например: отжаться три раза от пола, подпрыгнуть пять раз (можно использовать

скакалки), обежать стул, пролезть под столом и т. п. (рис. 2). Станции при этом

надо располагать таким образом, чтобы игроки, двигаясь по кругу, не мешали

друг другу и успевали подойти к столу, чтобы выполнить удар.

Педагог: «А теперь давайте будем играть на счёт. Игра ведётся до 11 оч-

ков, по 2 подачи».

Игра на счёт на столе

Подведение итогов

Литература

1.

Амелин А.Н. Настольный теннис: 6 + 12.- М.: Физкультура и Спорт, 2005.

– 184 с, ил.

2.

Амелин А.Н, Пашинин В.А. Настольный теннис. – 3-е изд., испр. и доп.

М.: Физкультура и спорт, 1999, - 192 с., ил. – Азбука спорта.

3.

Барчукова Г.В. Физическая культура: настольный теннис. – М.: ТВТ Диви-

зион, 2015. – 312 с.

4.

«Барчукова Г. В. «Учись играть в настольный теннис»: «Советский спорт»;

Москва, 1989. – 37 с.

5.

Байгулов Ю.П. Настольный теннис вчера, сегодня, завтра. М. «Физкульту-

ра и спорт», 2000. – 256 с.

6.

Жданов В.Ю, Жданов И.Ю, Милоданова Ю.А. Обучение настольному тен-

нису за 5 шагов. М.: Спорт, 2015. – 128 с.

7.

Шпрах С.Д. У меня секретов нет. М.: Просвещение, 1991.



В раздел образования