Автор: Бобков Виталий Сергеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ "Ирбис"
Населённый пункт: Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка мастер-класс
Тема: "Настольный теннис - польза для тела, польза для ума, польза для здоровья!"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара
Объединение «Настольный теннис»
Методическая разработка
«МАСТЕР-КЛАСС ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ»
на тему: «Настольный теннис – польза для тела, польза для ума, польза для
здоровья!»
Педагог дополнительного образования Бобков В.С.
Самара, 2021 г.
Введение
Разработал: педагог дополнительного образования 1 квалификационной катего-
рии Бобков В.С. , МБУ ДО «ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара в рамках лагеря дневного
пребывания «Страна чудес» при МБУ ДО «ЦДТ «Ирбис».
Цель. Пробудить у детей интерес к настольному теннису, развивать их двига-
тельную активность.
Задачи:
- Обучающие – ознакомить детей с интересными фактами из истории настольно-
го тенниса.
- Развивающие
– способствовать умению управлять своими двигательными дей-
ствиями.
- Воспитательные – способствовать формированию сплоченности и взаимопо-
мощи, согласованности действий, взаимопониманию, доброжелательному отно-
шению друг к другу.
Форма проведения: показ, объяснение, рассказ, упражнения, игры.
Место проведения: спортивный зал настольного тенниса.
Оборудование: столы по настольному теннису, ракетки и мячи для игры в на-
стольный теннис.
Ход
занятия
Содержание деятельности
Время
1)
Орг.момент.
3 мин
2)
Объяснение, в чём суть игры. Что нужно для игры. Оздоро-
вительный эффект от занятий теннисом. Хватка и стойка иг-
рока в настольный теннис
7 мин
3)
Краткий рассказ об интересных фактах из истории развития
настольного тенниса.
5 мин
4)
Упражнения с мячом и ракеткой. (Без стола)
7 мин
5)
Игры на счёт на столе.
15 мин
6)
Подведение итогов
3 мин
Настольный теннис – одни достоинства
Настольный теннис по праву считается одной из самых популярных спор-
тивных игр в мире, и это неспроста. В него с удовольствием играют около 850
миллионов человек. По своей популярности теннис входит в десятку видов спор-
та! Откуда такая популярность этой игры? В чем ее секрет? Давайте рассмотрим
все эти аспекты более подробно.
Что такое настольный теннис?
Настольный теннис - это спортивная игра, в которой можно участвовать как
индивидуально, так и в паре, а также в командах. В простонародье за этим видом
спорта закрепилось еще одно название - «пинг-понг». Нужно признать, что про-
фессиональные игроки не приветствуют это слово. Но название существует уже
более 100 лет и прочно вошло в обиход. Интересно, что в разное время и в
разных странах были и другие наименования этой игры, которые не прижились и
со временем благополучно забылись: «вим-вам», «флим-флэм». Само словосоче-
тание «пинг-понг» не несет в себе особой смысловой нагрузки. Это просто звуки
при ударе шарика о стол - «пинг» и о ракетку - «понг».
Суть игры заключается в следующем: за столом (высотой 76 сантиметров
и длинной 2,74 метра) два игрока занимаются тем, что перебрасывают друг дру-
гу мячик с помощью ракетки, и при этом соблюдают определенные правила.
Главная цель игры - создание одним из игроков такой ситуации, в которой про-
тивник не сможет отбить мяч. Партия длится до 11 очков. Чтобы победить, нуж-
но выиграть не одну партию, а несколько (матч)
Казалось бы, ничего сложного? На самом деле, это не так. Данный вид спор-
та не только полезен для здоровья, но и помогает развить многие личностные ка-
чества, которые каждому человеку очень пригодятся в неожиданных жизненных
ситуациях. Это и быстрое принятие решения, и мгновенная реакция, и прекрас-
ная спортивная форма игроков.
Что нужно для игры.
Самое замечательное в настольном теннисе – это то, что для начала трениро-
вок не нужно вкладывать больших денег в инвентарь и форму. Достаточно иметь
ракетки, шарики и стол. Игру можно организовать, при желании, даже за
большим столом между членами семьи или в обеденный перерыв в холле между
сотрудниками офиса. Это очень веселое и активное времяпровождение.
Для того, чтобы тренироваться в зале, конечно, потребуется вложить чуть
больше средств. Если нет спортивной обуви и формы, то желательно купить ее.
Но каких-то строгостей по этому поводу настольный теннис не диктует. Главное
условие - чтобы форма или спортивный костюм не стесняли движений, тогда иг-
року в теннис будет достаточно комфортно. Ракетку на первых порах тоже мож-
но купить не очень дорогую.
Оздоровительный эффект настольного тенниса
Те, кто считают настольный теннис легким видом спорта, заблуждаются.
Хотя, казалось бы, стоят два человека и перебрасывают друг другу мячик. Ну,
что тут может быть сложного? Так думают лишь те, кто никогда не играл в на-
стольный теннис. На самом деле игра развивает много не только физических, но
и морально- волевых качеств. Это и сила, и ловкость, и быстрота реакции, уме-
ние предвидеть ситуацию за игровым столом. При игре развивается и мелкая
моторика.
Хватка ракетки. (Показ). Стойка игрока в настольный теннис. (Показ)
Интересные факты о настольном теннисе
ФАКТ 1. Происхождение названия. Достоверно неизвестно, как появилось
слово «теннис», но у историков есть несколько правдоподобных вариантов. К
примеру, существует вероятность, что раньше в теннис играло 10 человек, по 5
человек в команде и именно от этого пошло название, ведь на английском
«ten»
– это десять. Ещё в средние века французские и английские монахи в монасты-
рях увлекались игрой в мяч, хотя мяч тогда был пробковым, обшитым материей,
играли руками в перчатках. Столов не было, мяч бросали о стены и каменный
пол. Играли не только рядовые монахи, но даже епископы! Цель игры состояла в
том, чтобы мяч ударился о противоположную стену.
Другие уверяют, что название пошло от французского слова «tenez» - дер-
жать.
ФАКТ 2. Родина – Англия. Настольный теннис, каким мы его знаем сего-
дня, зародился в конце 1880-х годов в Англии. Считается, что своим рождением
настольный теннис обязан дождливой английской погоде. На мокрых лужайках
невозможно было играть в большой теннис, и игру перенесли в помещение. Вна-
чале играли на полу. Позднее появилась игра на двух столах, расположенных на
некотором расстоянии один от другого. Через некоторое время столы сдвинули,
а между ними натянули сетку. Родилась она во второй половине XIX века как
игра – развлечение, которая в короткие сроки стал излюбленной салонной игрой
в Англии, а затем и в других странах. Интересно, что игра велась в строгой ве-
черней одежде: женщины в длинных платьях, мужчины в смокингах и фраках.
Ракетки были деревянными и самыми разными: и с длинной ручкой и со струна-
ми и даже обтянутыми кожей. Мячи изготавливались из резины или пробки, их
часто обшивали тканью.
ФАКТ 3. История теннисного мяча
Сначала мячи были сделаны из пробки и почти не отскакивали от поверхно-
сти. Потом их заменили резиновыми, но ожидания не оправдались. Даже обши-
тые тканью такие мячики были очень тяжелыми и слишком сильно отскакивали.
В 1891 году настольный теннис получил мощный толчок к развитию благо-
даря инженерной мысли Джеймса Гибба, который придумал использовать для
игры легкий целлулоидный мяч, что позволило значительно снизить вес ракетки.
Вместо ракеток со струнами появились фанерные ракетки с укороченной ручкой.
Целлулоидные мячи быстро заменили резиновые и это произвело настоящую ре-
волюцию в теннисе – он стал развиваться очень быстро!
С 2015 года мяч изготавливается из пластика, а цвет его оранжевый или бе-
лый. Цвет стола определяет выбор цвета мяча.
Мячи не такие полые, как многие думают. Они слегка нагнетаются газом.
ФАКТ № 4. История ракеток. Ракетки сначала обклеивали пробкой, тка-
нью, пергаментом, позднее наждачной бумагой… Они были жесткими и почти
не вращали мяч. Но вот однажды англичанин Е.К.Гуд (это было в 1902 году),
возвращаясь после очередного тура чемпионата Лондона, зашел в аптеку купить
лекарство. Подойдя к кассе, он неожиданно обратил внимание на резиновую
подкладку для сдачи мелочи. Небольшие переговоры с владельцем аптеки и ми-
стер Гуд ушел сопровождаемый удивленными взорами, довольный, с драгоцен-
ным свертком под мышкой. Придя домой, он немедленно принялся за ре-
конструкцию ракетки – пробка была снята и вместо нее с обеих сторон была на-
клеена только что приобретенная в аптеке резина с пупырышками. На
следующий день соперники Е.Гуда были удивлены не менее, чем служащие
аптеки. Е.К.Гуд одерживал одну победу за другой и выиграл турнир.
Постепенно пинг-понг становится не просто салонным развлечением, а
спортивной игрой.
ФАКТ № 5. К
ИТАЙ
ЛИДИРУЕТ
В
МИРОВЫХ
РЕЙТИНГАХ
Китай сделал настольный теннис своим национальным видом спорта. В него
играют все – в каждой школе, в каждом дворе, в каждом парке. Его игроки до-
минируют в мировых рейтингах и на трибуне победителей по всему миру.
Они выиграли 116 из 138 титулов чемпиона мира, начиная с 1981 года:
ФАКТ № 6. Р
ЕКОРДЫ
1.
Этот вид спорта занимает третье место по посещаемости после футбола и
крикета.
2.
В 1936 году на соревновании в Праге установили мировой рекорд по дли-
тельности розыгрыша одного-единственного очка. Два спортсмена без
перерыва обменивались ударами в течение двух часов.
3.
Самую длинную партию сыграли американцы Дэнни Прайс и Рэнди
Ньюнс в период с 20 по 26 августа 1978 года в Нью-Джерси. С перерывами
на еду и отдых они играли в общей сложности 132 часа и 31 минуту.
4.
Во время игры шарик может разгоняться до 170 км/ч.
5.
Казалось бы, что в настольном теннисе игровое пространство очень мало,
но, несмотря на это, за матч игрок может «пробежать» порядка 5-7 кило-
метров.
6.
Швед Янове Вальдер считается лучшим игроком. Он выиграл больше на-
град, нежели любой другой спортсмен. Поэтому получил прозвище
«Моцарт настольного тенниса».
7.
Пинг-понг очень быстрая игра – за минуту игроки наносят до 150 ударов.
Текущий рекорд – 180, установлен в 2011 году играли японская тенни-
систка Мимой Ито и журналист.
8.
Настольный теннис любили многие видные исторические личности, такие
как Фидель Кастро, Рональд Рейган и Мао Цзэдун.
ФАКТ № 7. Н
АСТОЛЬНЫЙ
ТЕННИС
СЖИГАЕТ
КАЛОРИИ
И
УЛУЧШАЕТ
РАБОТУ
МОЗГА
Многочисленные исследования доказали, что игра в пинг-понг более энерго-
затратная, нежели волейбол и многие другие подвижные виды спорта. В игре
много движений, что способствует сжиганию жиров – от 200 до 500 калорий за
час! Кроме того, это быстрая игра, следовательно, для принятия правильного ре-
шения требуется напряжённая и быстрая работа мозга. Как итог, выступает игра
улучшает мозговую деятельность.
ФАКТ № 8. Р
ОБОТ
ДЛЯ
НАСТОЛЬНОГО
ТЕННИСА
F
ORPHEUS
Произведен японской компанией Omron. От новичков до продвинутых игро-
ков можно наслаждаться игрой в настольный теннис с этим роботом. Forpheus
был признан «первым в мире учителем-роботом по настольному теннису» кни-
гой рекордов Гиннеса.
Педагог: «А теперь давайте попробуем «приручить» теннисный мяч!. Сна-
чала каждый будет играть сам по себе!»
Упражнения для новичков
1. Положить мяч на ракетку и перекатывать мяч на ракетке с одного ее края до
другого или по кругу.
2. То же упражнение можно применять в ходьбе по прямой или с поворотами,
главная задача — правильно держать ракетку и не уронить с нее мяч.
3. Балансирование с мячом. Это упражнение вырабатывает навык равновесия
при изменении положения ракетки с мячом. Положи мяч на ракетку и резко по-
ворачивай ее влево, вправо, от себя, к себе, стараясь удержать мяч на ракетке.
4. Свободной рукой бросить мяч на пол, после первого отскока поймать его на
ракетку и не давать скатиться.
5. Бросить мяч на пол и не ловить, а несколько раз ударить вниз ракеткой, чтобы
мяч снова отскочил от пола.
6. Многократное подбивание мяча ладонной или тыльной стороной ракетки сни-
зу вверх или поочередно той или другой стороной ракетки. Упражнения можно
выполнять на месте или в движении.
7. То же, но подбивать мяч ракеткой на различную высоту: с высоким отскоком,
низким отскоком.
8. Так же подбивая мяч, приседать и вставать или отбить мяч, присесть, снова
отбить мяч, встать.
9. Подбросить мяч ракеткой высоко вверх (выше головы), а затем мягко принять
его на ракетку без отскока, погасив энергию падающего мяча проводкой ракетки
за мячом. Упражнение может выполняться ладонной и тыльной стороной ракет-
ки на месте и в движении.
Педагог: «А теперь давайте поиграем с партнёром!»
Упражнения для двоих
1. Перекати мяч со своей ракетки на ракетку партнера. Старайся, чтобы мяч не
скатился с ракетки.
Рис.1 Перекат мяча с ракетки на ракетку
2. Игра вдвоем с лета. Партнеры, стоя лицом друг к другу на расстоянии 3—4 м,
отбивают на уровне груди с лета мяч друг другу . Если вы не успеваете к мячам,
то увеличьте дистанцию.
Когда игроков больше двух
Если играющих трое, то можно играть одному против двоих, когда двое
партнеров, находящихся у одной половины стола, перебивают мяч на другую
сторону поочередно. Или же оба партнера играют своими мячами: в то время
когда один из партнеров ошибся и пошел за мячом, играет другой.
В игре двое на двое можно играть, как в парной встрече, поочередно отби-
вая мяч на другую половину стола, или, как обычно, на столе, но поделив его
так, чтобы не мешать друг другу. Например: каждая пара играет по диагонали,
только одна по левой, а другая по правой, или по прямым.
Если игроков очень много, то можно применять следующие игры:
Рис. 1. Игра в «крутиловку»
1. Игра в «крутиловку». Игроки, которых может быть любое количество, но не
меньше трех, двигаются вокруг стола, поочередно отбивая мяч. Если игроков не-
четное количество, то мяч вводят с той стороны, где их больше. После того как
играющий отбил мяч, он должен пройти к другой стороне, дождаться своей оче-
реди, снова отбить мяч и перейти на другую сторону стола (рис. 29).
Игра проводится с выбыванием. Если игрок ошибся (один, два или три
раза), то выбывает из игры. Чем меньше остается игроков, тем быстрее необхо-
димо двигаться. Когда играющих остается двое, то они, как обычно, разыгрыва-
ют очко или несколько очков и даже партию.
Играть можно, двигаясь по часовой стрелке или против, отбивая мяч каким-
либо одним ударом в определенном направлении. Например срезкой по правой
диагонали или накатом по левой прямой. Можно также определить способ пере-
движения: приставными шагами, прыжками на двух ногах, прыжками на одной
ноге и т. п.
Рис. 2. Игра "Паровозик»
2. Игра «паровозик». На одной стороне стола располагается один игрок, а на
другой — команда из трех-четырех игроков (можно больше). Игроки команды
поочередно отбивают мяч и передвигаются в конец колонны, уступая площадку
другому игроку. Игра ведется 3—5 мин. Победителем считается тот игрок, кото-
рый к окончанию времени игры совершил меньшее количество ошибок. Он оста-
ется один, а другие создают команду, и игра начинается снова.
Игру можно проводить подобно круговой тренировке, где игроки команды
при передвижениях после удара по мячу должны пройти несколько станций,
например: отжаться три раза от пола, подпрыгнуть пять раз (можно использовать
скакалки), обежать стул, пролезть под столом и т. п. (рис. 2). Станции при этом
надо располагать таким образом, чтобы игроки, двигаясь по кругу, не мешали
друг другу и успевали подойти к столу, чтобы выполнить удар.
Педагог: «А теперь давайте будем играть на счёт. Игра ведётся до 11 оч-
ков, по 2 подачи».
Игра на счёт на столе
Подведение итогов
Литература
1.
Амелин А.Н. Настольный теннис: 6 + 12.- М.: Физкультура и Спорт, 2005.
– 184 с, ил.
2.
Амелин А.Н, Пашинин В.А. Настольный теннис. – 3-е изд., испр. и доп.
М.: Физкультура и спорт, 1999, - 192 с., ил. – Азбука спорта.
3.
Барчукова Г.В. Физическая культура: настольный теннис. – М.: ТВТ Диви-
зион, 2015. – 312 с.
4.
«Барчукова Г. В. «Учись играть в настольный теннис»: «Советский спорт»;
Москва, 1989. – 37 с.
5.
Байгулов Ю.П. Настольный теннис вчера, сегодня, завтра. М. «Физкульту-
ра и спорт», 2000. – 256 с.
6.
Жданов В.Ю, Жданов И.Ю, Милоданова Ю.А. Обучение настольному тен-
нису за 5 шагов. М.: Спорт, 2015. – 128 с.
7.
Шпрах С.Д. У меня секретов нет. М.: Просвещение, 1991.