Напоминание

"Интерактивные технологии как одна из составляющих профессионального мастерства педагога дополнительного образования"


Автор: Гарец Светлана Адамовна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУДО "ЦРТ"
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Интерактивные технологии как одна из составляющих профессионального мастерства педагога дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гарец Светлана Адамовна,

методист ГБУДО «ЦРТ»

Калининского района

Санкт-Петербурга

«Интерактивные технологии как одна из составляющих профессионального

мастерства педагога дополнительного образования»

Аннотация:

Автор предлагает перечень и описание интерактивных технологий обучения для развития

познавательной активности учащихся, повышения эффективности занятия.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивные технологии, методы обучения.

Современное

дополнительное

образование

находится

в

процессе

динамических

изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами, которые

расширяют возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог

определять

для

себя

цели

и

стратегии

индивидуального

развития.

Именно

поэтому

дополнительное образование осознается сейчас не как подготовка к жизни или освоение

основ профессии, а становится основой непрерывного процесса самосовершенствования

современного

человека.

Одной

из

тенденций

в

развитии

дополнительного

образования

является

переход

к

инновационной

деятельности,

позволяющей

отвечать

требованиям

окружающей

социальной

среды,

потребностям

детей

и

их

родителей

и

реализовывать

миссию системы дополнительного образования в обществе.

Новые веяния времени требуют от педагога постоянной активной позиции и выхода за

рамки традиционных форм, методов обучения и воспитания, для достижения качественного

уровня образования, т.е. прибегать к использованию инновационных технологий.

В

этой

связи

в

учебной

деятельности

должны

использоваться

такие

технологии

обучения,

которые

будут

способствовать

развитию

и

воспитанию

личности,

готовой

к

социальной адаптации, готового активно и творчески использовать приобретенные знания,

отстаивая гражданскую позицию.

Термин «интерактивное обучение» возник сравнительно недавно, примерно в 1990-х

годах.

Считается,

что

само

понятие

"интерактивное

обучение"

происходит

от

термина

"интерактивность", взятого из социологии и социальной психологии, основоположником

которого стал американский философ Дж. Мид. Некоторые исследователи считают, что

2

интерактивное

обучение

зародилось

в

недрах

активного

обучения

(термин

"активное

обучение"

(«Аction

Leаrning»)

ввел

в

1930-х

годах

английский

ученый

Рег

Реванс).

Подтверждением

выступает

тот

факт,

что

первоначально

в

педагогической

литературе

термины

"интерактивные

технологии

обучения"

(до

1960-ых),

"интерактивные

методы

обучения" и "интерактивное обучение" (до 1990-ых годов) не использовались, а вместо

них

употреблялись

термины

«технология

активного

обучения»,

«активные

методы

обучения», «активное обучение».

1

Интерактивные обучение в воспитательной и досуговой сфере всегда предполагают

тесную взаимосвязь и взаимодействие традиций и новаторства, позволяют делать процесс

обучения

наиболее

интересным,

разнообразным,

информационно-насыщенным

и

соответствующей времени и новым технологиям, запросам общества и личности.

Интерактивное

обучение

это

специальная

модель

организации

познавательной

деятельности,

которая

имеет

конкретные

и

прогнозируемые

цели

2

:

повышение

эффективности

образовательного

процесса,

достижение

высоких

результатов;

усиление

мотивации к изучению дисциплины; развитие и формирование профессиональных навыков

обучающихся;

развитие

коммуникативных

навыков;

формирование

навыков

анализа

и

рефлексивных проявлений; формирование навыков владения современными техническими

средствами и технологиями восприятия и обработки информации; формирование и развитие

мастерства

самостоятельно

находить

информацию

и

определять

ее

достоверность;

сокращение

части

аудиторной

деятельности

и

увеличение

объема

самостоятельной

деятельности учащихся. Целеполагание интерактивного обучения дает определить основные

принципы

3

:

ценностно-смыслового

равенства

предполагает

учет

жизненных

смыслов,

потребностей и интересов как ребенка, так и взрослого, как педагога, так и воспитанника;

идея

диалоговости

(отбор

содержания

и

работы

с

содержанием,

что

дает

обеспечение

разнообразия точек зрения, мнений); психологической безопасности (принятие учащегося,

положительная обратная связь при оценке действий учащегося, создание ситуации успеха -

мотивационный,

операционный

и

результативный);

рефлексивности

обучения

(освоение

происходит,

когда

в

дело

включается

направляемая

рефлексия,

например

создание

1

Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. – 2016. –

№ 4. – С.15-16.

2

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Просвещение, 1989. – С 45.

3

Арутюнов, Ю. С. О классификации методов активного обучения / Ю. С. Арутюнов, И. В. Борисова, С.

Г. Колесниченко, И. В. Бражников, А. А. Соловьева // Применение активных методов обучения в учебном

процессе. – Рига, 1983. – С 55.

3

портфолио).

Известно,

что

в

настоящее

время

единой

классификации

методов

интерактивных

технологий

не

существует,

так

как

многие

из

них

являются

сложным

переплетением нескольких методов.

Кашлев С.С предложил все интерактивные технологии разделить на: методы создания

благоприятной

атмосферы,

организация

коммуникации;

методы

организации

обмена

деятельностями;

методы

организации

мыследеятельности;

методы

организации

смыслотворчества; методы организации рефлексивной деятельности; интегративные методы

(игры)

4

. По мнению Н.В. Матяш, деление на группы в определенной степени условно, так

как они «взаимно протекают друг в друга, например в игровом моделировании деятельности

часто используется метод анализа конкретных ситуаций или различные тренинговые методы.

Трудно определить границы разделения этих методов»

5

. Таким образом, он предполагает

выделить три основных типа: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия,

игровые

методы.

Ю.С.

Арутюнов

представил

классификацию

в

основе

которой

лежит

наличие

ролей

и

заданных

моделей,

где

методы

делятся

на

не

имитационные

и

имитационные

(неигровые

и

игровые)

6

.

По

мнению

О.С.

Анисимова,

за

основу

классификации

необходимо

взять

гарантируемый

результат,

согласно

которому

интерактивные

методы

будут

подразделяться

на

такие

группы,

как:

традиционные

(выполняют

функцию

трансляцию);

имитационные

(выполняют

функцию

мотивации

и

усиление роли мышления); новейшие (выполняют функцию саморазвития и формирования

интеллектуальной культуры)

7

. Г.С. Харканова классифицирует интерактивные методы на

основании формирования мотивации конфликта, в зависимости от спектра возможностей: с

широким, средним и узким спектром возможностей. Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова предложили

формы и методы интерактивного обучения классифицировать на: дискуссионные (диалог,

групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и

т.д.);

игровые

(дидактические

и

творческие

игры,

в

том

числе

деловые,

ролевые,

4

Кашлев

С.С.

Технология

развития

субъектности

педагога

в

профессиональном

образовании

//

Педагогическое образование и наука. – 2005. – №4 – С 161.

5

Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — 2е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия»,

2010. – С.34.

6

. Арутюнов, Ю. С. О классификации методов активного обучения / Ю. С. Арутюнов, И. В. Борисова,

С. Г. Колесниченко, И. В. Бражников, А. А. Соловьева // Применение активных методов обучения в учебном

процессе. – Рига, 1983. – С. 11.

7

Анисимов, О. С. Развивающие игры. Игротехника. Методология: В 2 т. Т. 1 / О. С. Анисимов. – М.,

2006. – С. 255.

4

организационно-деятельностные); тренинговые (формы проведений занятий, которые могут

включать в себе дискуссионные и игровые методы обучения)

8

. С. В. Яремчук предлагает

следующую классификацию: активные методы, направленные на формирование знаний:

«активные лекции», кооперативные методы обучения; активные методы, направленные на

формирование представлений и установок: дискуссии, метод анализа конкретных ситуаций;

активные методы, направленные на формирование и совершенствование умений и навыков:

ролевые игры, имитационные игры, большие игры

9

. А.Ю. Прилепо, О.А. Голубкова в основе

классификации

используют

коммуникативные

функции,

разделяя

на:

дискуссионные

методы, игровые и психологическая группа (тренинг, эмпатия)

10

. И.В. Курышева предлагает

все интерактивные технологии выделить в три группы, за основу взять взаимодействие сред:

-

среда «ученик – компьютер – педагог»;

-

среда «ученик – учебник – учебное пособие»

-

среда «ученик – ученик – педагог»

11

.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

позволяет

оптимизировать

воспитательный

процесс,

вовлекать

обучающихся

в

образовательный

процесс, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей. Большую

помощь

окажет

в

этом

компьютер

и

мультимедийные

формы

как

средство

обучения,

коммуникации, технологии работы в команде.

Использование

мультимедийных

технологий

в

ходе

действия

делает

само

мероприятие ярче и насыщеннее, увеличивает качество и результативность мероприятий

различной направленности. Применение информационно-коммуникационных технологий в

воспитательном процессе не замыкается лишь на использование компьютера как печатной

машинки

для

подготовки каких-либо

иллюстративных

материалов

и

не

ограничивается

только

демонстрацией

презентаций.

Это

использование

всего

потенциала

цифровых

образовательных ресурсов для достижения поставленных целей.

8

Панина

Т.

С.,

Вавилова

Л.

Н.

Современные

способы

активизации

обучения.

М.:

Изд.

центр

«Академия», – 2008. – С. 11.

9

Яремчук С. В. Методы активного социально-психологического обучения : учебное пособие / С. В.

Яремчук. – Комсомольск-на-Амуре: изд-во АмГПГУ, – 2009. – С. 166.

10

Прилепо

А.Ю.

Активные

и

интерактивные

методы

образования

в

подготовке

преподавателей

дошкольной педагогики и психологии // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – №

6. – С.16

11

Курышева

И.В.

Классификация

интерактивных

методов

обучения

в

контексте

самореализации

личности учащихся // Педагогика. – 2017. – № 1(10). – С.74

5

Игровые

технологии,

строятся

как

целостное

образование,

охватывающее

определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,

персонажем.

Выполняют такие функции:

-

развлекательную (это основная функция игры- развлечь, доставить удовольствие,

воодушевить, пробудить интерес);

-

коммуникативную: освоение диалектики общения;

-

самореализация в игре как полигон человеческой практики;

-

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникших в других

видах жизнедеятельности;

-

диагностическую:

выявление

отклонений

от

нормативного

поведения,

самопознание в процессе игры.

-

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-

культурных ценностей;

-

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм

человеческого общежития.

С позиции инновационного подхода использование различных технологий, активных

(инновационных)

методов,

способствуют

побуждению,

стимулированию

учащихся

к

творческой и учебной деятельности.

Активными

методами

обучения

и

воспитания

считаются

те

методы,

которые

позволяют

«учащимся

в

более

короткие

сроки

и

с

меньшими

усилиями

овладеть

необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей

учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей»

Активные

методы

обучения создают

необходимые

условия для

развития

умений

самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои

подходы к решению проблем, формируют профессиональные умения и навыки по решению

прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие технологии:

Творческое

задание

учебные

задания,

требующие

от

учащихся

не

просто

воспроизведение

информации,

а

творческой

деятельности,

которые

содержат

элемент

неизвестности и, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет основу

интерактивного метода. Выбор этого метода сам по себе является творческим заданием для

6

преподавателя, так как требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим

правилам: вероятность различных способов решения; является практическим и полезным для

учащегося; связано с предстоящей трудовой деятельностью; вызывает интерес; максимально

достигает целям обучения

Творческие задания развивают самое главное: необходимость в самовыражении, в

сопереживании, чувство слова, способность перемещать и объединять знания из разных

областей,

размышлять

над

разными

фактами

и

явлениями.

Теперь

рассмотрим

виды

творческих заданий:

-

игры - инсценировки - моделирование сюжета пересказываемого произведения (с

помощью иллюстративного панно, наглядной схемы, компьютера), составление творческих

пересказов;

-

метод

моделирования

это

введение

системы

«заменителей»

(условных

обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели

обложки книги;

-

творческое

сочинение

-

для

развития

творческих

способностей

использую

написание сочинений;

-

математическое творческое задание — это задание с математическим содержанием,

выполнение

которого

подразумевает

достижение

значимого

результата,

связанного

с

реальной жизненной ситуацией;

-

лабораторные

и

практические

работы

-

в

процессе

их

выполнения

учащиеся,

работая

с

наглядными

пособиями,

инструментами,

графиками

и

таблицами,

производя

вычисления, «открывают» и формулируют новые определения и факты.

Работа в малых группах – это одна из самых популярных методов, так как дает

возможность всем учащимся (в том числе и стеснительным) принимать участие в работе,

развивать навыки сотрудничества. Задача - показать схожесть либо отличия определенных

явлений, сформировать стратегию либо разработать план, выяснить позиции различных

групп участников к одному и тому же вопросу. Основные цели при работе в малых группах:

формирование навыков общения, поощрение ценностно-ориентационного единства группы и

к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации. При организации работы в

малых

группах,

необходимо

обращать

внимание

на

следующие

ее

аспекты:

нужно

удостовериться,

что

учащиеся

обладают

знаниями

и

умениями

и

стараться

чтобы

7

инструкции были максимально четкими, поэтому лучше записывать инструкции на доске

или карточках

12

.

Круглый

стол

одна

из

организационных

форм

познавательной

деятельности

учащихся,

характерной

чертой

которой

является

сочетание

тематической

дискуссии

с

групповой консультацией

13

. Главная цель

- формирование

у учащихся

умение излагать

мысли, аргументировать собственные суждения, аргументировать предлагаемые решения и

защищать свои убеждения

14

. Главной задачей при проведении «круглого стола» является:

обсуждение

в

ходе

дискуссии

одной-двух

проблемных

ситуаций

по

конкретной

теме;

иллюстрирование мнений с внедрением всевозможных наглядных материалов; подготовка

основных выступающих. При организации «круглого стола» необходимо так же учитывать

небольшую особенность - нужно, чтобы «круглый стол» действительно был круглым, и

педагог также располагался в общем кругу, как равноправный член группы. Основную часть

«круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.

Дискуссия –

это

способ

обсуждения какого-либо

спорного

вопроса, проблемы

в

учебной группе

15

. Чаще всего используются такие дискуссионные методы, как: Групповая

дискуссия - позволяет применить систему логически обоснованных доводов для воздействия

на мнения в процессе общения. Сопоставляя противоположные мнения учащихся, возможно

увидеть

проблему

с

различных

сторон,

определить

взаимные

позиции,

уменьшая

сопротивление

восприятию

новой

информации,

нивелировать

скрытые

конфликты,

выработать групповое решение

16

.

Методика «вопрос – ответ» – разновидность собеседования, отличие лишь в том, что

применяется определённая модель постановки вопросов для собеседования с учащимися.

Процедура «Обсуждение вполголоса» - подразумевает осуществление закрытой дискуссии в

микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в процессе которой мнение микро

группы

докладывает

ее

руководитель

и

данное

мнение

обсуждается

абсолютно

всеми

учащимися;

12

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Просвещение. – С.18.

13

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. –

М.: Просвещение, 2009. — С. 192.

14

Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель. / Л. К. Гейхман. Пермь: Изд-во

Пермского госуд-го ун-та, 2012. – С. 12.

15

Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности учащихся. – М., 2002. – №2. –

С.17-19.

16

Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности учащихся. – М., 2002. – №2. –

С.22.

8

Методика

клиники

-

каждый

из

учащихся

разрабатывает

собственный

вариант

решения,

заранее

представив

на

открытое

обсуждение

свой

«диагноз»

поставленной

проблемной ситуации

17

.

Методика

«лабиринта» или

метод

последовательного

обсуждения

-

представляет

собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается

другим участником. Рассмотрению здесь подлежат все без исключения решения, в том числе

и неправильные (тупиковые).

Методика эстафеты - каждый заканчивающий выступление участник может передать

слово тому, кому считает нужным. Свободно плавающая дискуссия. Сущность данного вида

дискуссии заключается в том, что группа к результату не приходит, однако активность не

прекращается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит

«эффект

Б.В.

Зейгарник»,

характеризующийся

значительным

качеством

запоминания

неполных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые

оказались незавершенными.

Дебаты – это свободное высказывание, четко структурированный, организованный

обмен мыслями между двумя сторонами по определенной теме и направленная на то, чтобы

участники убедили в своей правоте третью сторону (учащиеся приводят примеры, факты,

аргументируют).

В

отличии

от

дискуссии,

эта

форма

«круглого

стола»

посвящена

однозначному ответу (да или нет). «Круглый стол» в форме дебатов развивает критическое

мышление, коммуникативность, исследовательские способности, организаторские навыки,

навыки выступления

18

.

Ситуационно-ролевые

игры.

«Суть

метода

ситуационно-ролевой

игры

состоит

в

импровизированном разыгрывании ее участниками заданной проблемной ситуации, в ходе

которой они исполняют роли персонажей ситуации», указывает З.И. Лаврентьева

19

. Цель –

проанализировать

взаимоотношения

«героев»

игры,

установить

мотивы

их

поведения,

установки, в соответствии с которыми осуществлялись действия. Учащиеся исполняют роли,

не характерные для них либо характерные, но в абсолютно другой обстановке, что позволяет

17

Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. – 2016. –

№ 4. – С. 98.

18

Арутюнов, Ю. С. О классификации методов активного обучения / Ю. С. Арутюнов, И. В. Борисова,

С. Г. Колесниченко, И. В. Бражников, А. А. Соловьева // Применение активных методов обучения в учебном

процессе. – Рига, 1983. – С. 23.

19

Курышева

И.В.

Классификация

интерактивных

методов

обучения

в

контексте

самореализации

личности учащихся // Педагогика. – 2017. – № 1(10). – С.55.

9

получить

новый

опыт

поведения.

Успех

игр

зависит

от

материально-технического

обеспечения,

в

состав

которого входят

аудитории, специально оборудованные для

игр,

средства

отображения

информации,

средства

управления,

тренажеры,

вычислительная

техника

и

т.п.

Выделяют

три

основные

категории:

деловые

игры,

ролевые

игры,

организационно-деятельностные.

Деловые игры можно определить как метод имитации, принятия управленческих

решений

по

заданным

или

вырабатываемым

самими

участниками

игры

правилам

в

различных

ситуациях.

Основными

характеристиками

деловой

игры

являются:

моделирование

процесса

деятельности

руководителей;

наличие

у

группы

единой

цели;

распределение

между

учащимися

ролей;

разнообразные

ролевые

цели

при

выработке

решений; взаимодействие учащихся, выполняющие разнообразные роли; общая выработка

решений

учащимися

игры;

реализация

в

игровом

процессе

цепочки

решений;

многовариантность

решений;

присутствие

управляемого

эмоционального

напряжения

20

.

Ожидаемая эффективность деловых игр: познавательная (учащиеся знакомятся с методами

аргументации и мышления в исследовании вопроса), воспитательная (формируется сознание

принадлежности к коллективу, что развивает самокритичность, сдержанность, уважение к

суждению других), развивающая (формируется логическое мышление, способность к поиску

решений на поставленные вопросы, речь, способность общаться в процессе дискуссии).

Ролевая

игра

представляет

из

себя

моделирование

событий,

происходящих

в

определённом мире в определённый период. В педагогической деятельности игра носит

обучающий

характер

и

заключается

в

формировании

и

совершенствовании

навыков

и

умений. В игровой ситуации допускается возможность ошибки, и она не наказывается, а

используется для предостережения от возможных ошибок в реальности. Целью игры

-

приобретение

знаний,

которые

выступают

как

средство

достижения

результата

игры.

Педагог, разрабатывая сценарий, опирается на конкретный материал по выбранной теме.

Группа «играет» единой командой, вырабатывая коллективно единое решение. Педагог не

диктует, не навязывает, а только лишь указывает направление, для того чтобы ученики

имели возможность находить самостоятельные решения и предлагать собственные варианты

выхода из предложенных ситуаций.

20

Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. – 2016. –

№ 4. – С. 48.

10

Организационно

деятельностные

игры

это

форма

организации

деятельности,

ориентированная на совместный поиск оптимального решения. В общих чертах процесс

принятия решения сводится к следующему: выделяются альтернативы, определяется область

возможных решений и делается оптимальный выбор одной из альтернатив

21

. Как правило,

ОДИ проводится в несколько этапов: восприятие проблемной ситуации как задачи, поиск

альтернатив, конкретизация идей, отбор вариантов решения. Смысл ОДИ заключается в

формировании нового творческого мышления

22

.

Изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа,

лекция

дискуссия,

лекция

с

разбором

конкретных

ситуаций,

лекция

с

заранее

запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, мини-лекция).

Тренинги – метод получения навыков и умений в какой-либо области посредством

выполнения последовательных заданий, действий, направленных на развитие требуемого

навыка. Тренинг гарантирует вовлечение всех учащихся в процесс обучения, формирует

чувство ответственности не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так

как успешность каждого – это залог успеха всей группы. Это напоминает метод деловой

игры, однако в отличие от игры тренинг служит практическому обучению самой теории (по

принципу

«теория

из

живой

практики»)

23

.

Существуют

ряд

педагогических

условий

проведения тренинга: оптимальное количество человек (15-25 участников), ознакомление

учащихся с целями и задачами занятия, вовлечение всех учащихся на протяжении всего

тренинга,

подведение

педагогом

к

достижении цели,

никак не

навязывая

собственного

мнения, эффективное сочетание теоретического материала и интерактивных упражнений.

Тренинг включает в себя 2 этапа:

-

информационный блок (в виде лекции, презентации, ролевые игры и т.д.);

-

выработка

практических

навыков

(ролевые

игры,

инсценировки,

дискуссии

и

другие интерактивные методы работы).

В процессе тренинга группа оказывает воздействие на каждого учащегося в трех

плоскостях

24

: познавательной (ощущение как поведение и способы отношений позволяют

21

Курышева

И.В.

Классификация

интерактивных

методов

обучения

в

контексте

самореализации

личности учащихся // Педагогика. – 2017. – № 1(10). – С.67

22

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. —

М.: Просвещение, 2009. — С.58-62.

23

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Просвещение, 1989. – С.121.

24

Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учеб. пособие / С.С. Кашлев. — Минск:

Высшая школа, 2012. — С.12.

11

разрешать ситуации); эмоциональная (осознаются психологические защитные механизмы,

корректируются

отношения

с

другими

и,

как

результат,

повышается

самооценка;

поведенческая (формируются адекватные ситуации, способы поведения).

Баскет-метод

метод

обучения

на

основе

имитации

ситуаций.

Баскет-метод

позволяет оценить способность учащегося к работе с информацией и умению принимать

решения на основании имеющейся информации.

Метод проектов - выполнение индивидуального или группового творческого проекта

по

какой-либо

теме

25

.

Проектная

деятельность

считается

одной

из

наиболее

широко

распространенных методов интерактивного обучения в современных условиях, в основу

которой положена концепция формирования познавательных навыков учащихся, творческой

инициативы,

умения

самостоятельно

мыслить,

находить

и

решать

проблемы,

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

умения

прогнозировать

и

оценивать

результаты собственной деятельности

26

.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, brаinе storming) — оперативный метод

решения

проблемы

на

основе

стимулирования

творческой

активности.

Суть

метода

заключается в том, что процесс предложения идей разделен от процесса их критической

оценки и отбора

27

. Цель – создать новые идеи, получить лучшую идею, а также поиск как

можно более широкого спектра направлений решения задачи. Основной задачей является

выработка как можно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей,

пригодных для решения поставленной проблемы. Метод мозгового штурма эффективен: при

решении задач, которые не имеют однозначного решения; при стимулировании неуверенных

учащихся для принятия участия в дискуссии. Применение метода возможно на разных

этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля полученных знаний,

закрепления

изученного материала.

«Мозговой штурм» является

эффективным

методом

стимулирования

познавательной

активности,

формирования

творческой

деятельности

учащихся,

формирования

умения

выражать

собственное

мнение,

слушать

оппонентов,

рефлексивные умения.

25

Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель. / Л. К. Гейхман. Пермь: Изд-во

Пермского госуд-го ун-та, 2012. – С.41.

26

Кашлев

С.С.

Технология

развития

субъектности

педагога

в

профессиональном

образовании

//

Педагогическое образование и наука. – 2005. – №4 – С. 17.

27

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Просвещение, 1989. – С.18.

12

Метод кейсов (метод анализа конкретной ситуации (саsе-study)) – метод, основанный

на

моделировании

ситуации,

либо

применении

реальной

ситуации

с

целью

анализа,

выявления

проблем,

поиска

альтернативных

решений;

это

метод

активизации

учебно-

познавательной

деятельности

учащихся

28

.

Во

время

проведения

метода

учащимся

предлагают

осмыслить

реальную

жизненную

ситуацию,

описание

которой

отражает

практическую

проблему,

актуализирует

определенный

комплекс

знаний,

при

это

сама

проблема не имеет однозначных решений. Центральным понятием метода является ситуация

набор

переменных,

когда

выбор

какого-либо

из

них

решающим

образом

влияет

на

конечный

результат

29

.

В

кейс-методе

на

основе

пакета

материалов

(кейса)

происходит

формирование проблемы и путей ее решения с описанием ситуации – такой кейс является и

заданием, и источником информации. Цель учащихся – проанализировать ситуации, найти

решения,

при

этом

используя

теоретические

знания.

Для

достижения

наибольшей

эффективности

кейс

должен

удовлетворять

следующим

требованиям:

соответствовать

поставленной цели, иметь определенный уровень трудности, иллюстрировать несколько

аспектов

дисциплины,

быть

актуальным,

формировать

аналитическое

мышление,

иметь

множество решений и мотивировать дискуссию

30

. Технология работы с кейсом в учебном

процессе имеет следующие этапы:

-

индивидуальная

самостоятельная

работа

учащихся

с

материалами

кейса

(идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения

или рекомендуемого действия);

-

работа в малых группах по согласованию ключевой проблемы и ее решений;

презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии

31

. Упоминание на

занятиях знакомых ситуаций побуждает учащегося мыслить, беспокоиться, осмысливать

свой

жизненный

опыт,

анализировать

его,

и,

в

результате,

ученик

начинает

говорить,

поскольку он не может молчать о том, что его касается, что его беспокоит.

28

. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Изд. центр

«Академия», – 2008. – С.5.

29

Курышева

И.В.

Классификация

интерактивных

методов

обучения

в

контексте

самореализации

личности учащихся // Педагогика. – 2017. – № 1(10). – С.115.

30

Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — 2е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия»,

2010. – С.4.

31

Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — 2е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия»,

2010. – С.110.

13

Социальные

проекты

и

другие

внеаудиторные

методы

обучения

(соревнования,

фильмы, спектакли, интервью, выставки, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии).

Задачи

таких

социальных

проектов:

совершенствование

методов

поиска,

обработки

и

предоставления

новой

информации;

формирование

коммуникативных

навыков;

актуализация изучаемого на лекции

32

Интерактивная экскурсия – метод обучения, при которой учащиеся получают знания

на месте расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними

33

.

Главное преимущество в том, что, не покидая учебной аудитории, учащиеся знакомятся с

объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны, что повышает

эффективность учебной деятельности. В процессе экскурсии учащиеся видят объекты, на

основе

которых

раскрывается

тема,

формируют

практические

навыки

самостоятельного

наблюдения

и

анализа.

Единственный

недостаток

интерактивной

экскурсии

большая

трудность организации и зачастую физическая недоступность объекта изучения.

Система кластеров. Приём графической систематизации материала. Данный прием

можно использовать на любом этапе занятия. Автором данного приема является американец

Гудлат. Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном

порядке в виде грозди. Мысли «гроздятся», то есть, располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники.

В центре звезда

— это наша тема, вокруг нее планеты крупные смысловые

единицы,

соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Метод «Фишбоун». Одним из методических приемов, который можно использовать в

группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная

кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в

наглядно-содержательной

форме.

Суть

данного

методического

приема

установление

причинно-следственных

взаимосвязей

между

объектом

анализа

и

влияющими

на

него

факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать

навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире

данная

диаграмма

широко

известна

под

именем

Ишикавы

(Исикавы)

японского

профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

32

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Просвещение, 1989. – С.132.

33

Курышева

И.В.

Классификация

интерактивных

методов

обучения

в

контексте

самореализации

личности учащихся // Педагогика. – 2017. – № 1(10). – С.69.

14

Схема

Фишбоун

представляет

собой

графическое

изображение,

позволяющее

наглядно

продемонстрировать

определенные

в

процессе

анализа

причины

конкретных

событий,

явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

-

организовать работу участников в парах или группах;

-

развивать критическое мышление;

-

визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

-

ранжировать факторы по степени их значимости.

С

помощью

схемы

можно

найти

решение

из

любой

рассматриваемой

сложной

ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение

во время Мозгового штурма.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств

ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо цветной

мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии педагога

схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма

схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста

подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения

вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы

золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре

блока, представленные в виде головы,

хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или

хребет рыбы.

-

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

-

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под

углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия

темы, причины, которые привели к проблеме.

-

Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие

сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

-

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

15

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из

них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть

краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах,

анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать

выводы.

Основная

цель

метода

стимулировать

творческое

и

развивать

критическое

мышление детей.

Прием

«Дерево

предсказаний»

в

оригинале

этот

прием

помогает

строить

предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с

данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви предположения, которые ведутся по

двум

основным

направлениям

-

"возможно"

и

"вероятно"

(количество

"ветвей"

не

ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу

того или иного мнения.

«Ромашка Блума» или ромашка вопросов. Шесть лепестков — шесть типов вопросов.

-

простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты,

вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

-

уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?»,

«Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».

Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи

относительно

того,

что

он

только

что

сказал.

Иногда

их

задают

с

целью

получения

информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать

эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно

привести

всем

известный

пример

(поднятые

брови,

широко

раскрытые

глаза):

«Ты

действительно думаешь, что …?».

-

интерпретационные

(объясняющие)

вопросы.

Обычно

начинаются

со

слова

«Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься

негативно

как

принуждение

к

оправданию.

В

других

случаях

они

направлены

на

установление

причинно-следственных

связей.

«Почему

листья

на

деревьях

осенью

желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в

простой.

Следовательно,

данный

тип

вопроса

«срабатывает»

тогда,

когда

в

ответе

присутствует элемент самостоятельности.

16

-

творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности,

предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у

людей, не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться

сюжет фильма после рекламы?»

-

практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между

теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете

наблюдать

диффузию?»,

«Как

бы

вы

поступили

на

месте

героя

рассказа?».

Опыт

использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого

класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное

оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на

соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму

классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать

текст

о

кактусах,

самостоятельно

сформулируйте

по

одному

практическому

вопросу.

Возможно, текст поможет нам на них ответить».

Игра-драматизация. Подбираются тексты, проводятся небольшие репетиции. Игровые

действия могут разворачиваться как экспромтный мини спектакль.

Игра-творчество. Дети сочиняют сценарии, играют, поют, танцуют, фантазируют.

Роль наставника минимальна. Он подает идеи, которые реализовывают дети.

Ток-шоу (от англ. Talk show – разговорное шоу) – вид телепередачи, в котором

несколько приглашенных участников ведут обсуждение предлагаемой ведущими темы. Как

правило,

при

этом

присутствуют

приглашенные

в

студию

зрители.

Иногда

зрителям

предоставляется возможность задать вопрос или высказать свое мнение.

Практикум,

мастер-класс

-

формы

выработки

у

детей

умений

по

эффективному

решению возникающих ситуаций, тренировке мышления, показа творческих успехов.

Концертная деятельность. Проведение отчетных концертов, выступление учащихся в

концертах различных организаций и учреждений города.

Одним

из

главных

педагогических

условий

эффективного

использования

интерактивных

методов

является

проведение

интерактивного

занятия,

которое

будет

способствать активизации образовательной деятельности учащихся на основе диалогового

взаимодействия

с

опорой

на

имеющийся

опыт

и

личные

качества

такие,

как

самостоятельность, рефлективность, коммуникативность.

17

Интерактивная методика предполагает 5 основных этапов реализации:

1. Подготовка занятия (подбор темы, ситуации, определение дефиниций (термины,

понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми

учащимися), подбор конкретной

формы занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной

аудитории). При разработке рекомендуется особо обратить внимание на такие моменты:

участники занятия, выбор темы (их возраст, интересы, временные рамки проведения занятия,

проводились ли данные занятия в этой группе, заинтересованность); перечень условий (четко

определенная

цель,

наличие

раздаточного

материала,

технического

оборудование,

обозначены

участники, определены

последовательность

вопросов,

наличие

примеров

из

жизни);

2.Вступление (учащиеся знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над

решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

педагог информирует учащихся о правилах работы, дает четкие инструкции о том, в каких

пределах могут действовать на занятии).

3.Основная часть. Особенности основной части определяются выбранным методом

интерактивного занятия и включает в себя: выяснение позиций учащихся; сегментация

аудитории и организация коммуникации между сегментами (формирование целевых групп

по

общности

позиций

каждой

из

групп);

интерактивное

позиционирование

(выяснение

набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания и наполнения

его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

4.Выводы

(рефлексия)

-

отношение

учащихся

к

содержательному

аспекту

использованных методов, актуальности выбранной темы и др., общие выводы, которые

делает педагог.

При работе в таком режиме объем представленной информации уменьшается, зато

степень понимания и осмысления увеличивается. Учащийся на занятии становить не просто

слушателем,

а

активным

участником

образовательного

процесса.

Таким

образом,

обоснованные

педагогические

условия

способствуют

эффективному

использованию

интерактивных методов обучения на занятиях.

Таким образом, используя четкое соблюдение алгоритма проведения интерактивных

методов обучения, а так же их педагогические условия использования в процессе учебной

деятельности,

обеспечивающие

самореализацию

учащихся

на

занятиях,

можно

достичь

18

таких результатов, как: повышение уровня активности учебно-познавательной деятельности

учащихся.

Библиографический список:

1. Анисимов, О. С. Развивающие игры. Игротехника. Методология: В 2 т. Т. 1 / О.

С.Анисимов. – М., 2006. – 487 с.

2. Арбузова Е.Н. Интерактивные технологии в обучении студентов в педагогическом

вузе: учебное пособие / автор-составитель Е.Н. Арбузова, – Омск: Полиграфический центр

КАН, 2015. – 195 с.

4. Арутюнов, Ю. С. О классификации методов активного обучения / Ю. С. Арутюнов,

И.В. Борисова, С. Г. Колесниченко, И. В. Бражников, А. А. Соловьева // Применение

активных методов обучения в учебном процессе. – Рига, 1983. – С. 36– 39.

5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Просвещение, 1989. –

128 с.

6.

Гейхман

Л.

К.

Интерактивное

обучение общению.

Подход

и модель.

/

Л.

К.

Гейхман. Пермь: Изд-во Пермского госуд-го ун-та, 2012. − 260 с.

7. Ибрагимова М.В. Приемы организации интерактивного обучения при изучении

естествознания и биологии // Биология в школе. – 2014. – №5. – С. 48 – 53

8. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения /

Д.Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009. — 173 с.

9. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учеб. пособие / С.С.

Кашлев. — Минск: Высшая школа, 2012. — 317 с.

11. Кашлев С.С. Технология развития субъектности педагога в профессиональном

образовании // Педагогическое образование и наука. – 2005. – №4 – С. 22–25

12. Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и

педагогика. – 2016. – № 4. – С.27-28

14. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности учащихся.

– М., 2002. – №2. – С.47

15. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте

самореализации личности учащихся // Педагогика. – 2017. – № 1(10). – С.97

16. Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб.

Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — 2е изд., стер. —

М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с.

19

17. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.:

Изд. центр «Академия», – 2008. – 176 с

18. Прилепо А.Ю. Активные и интерактивные методы образования в подготовке

преподавателей

дошкольной

педагогики

и

психологии

//

Международный

журнал

экспериментального образования. – 2009. – № 6. – С.50

19. Яремчук С. В. Методы активного социально-психологического обучения : учебное

пособие / С. В. Яремчук. – Комсомольск-на-Амуре : изд-во АмГПГУ, – 2009. – 121 с.



В раздел образования