Напоминание

Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся на занятиях школьной телестудии


Автор: Яковлева Нина Николаевна
Должность: руководитель школьного кружка
Учебное заведение: МБОУ Хаптагайская СОШ Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха Якутия
Населённый пункт: с.Хаптагай,улица Лесная 23
Наименование материала: Организационно-педагогические условия развития творческих способностей на занятиях школьной телестудии
Тема: Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся на занятиях школьной телестудии
Раздел: дополнительное образование





Назад




МОУ « Мегино-Кангаласский улус»

МБОУ «Хаптагайская СОШ»

Имени Героя Гражданской войны К. Алексеева

«Организационно-педагогические условия развития творческих

способностей учащихся на занятиях школьной телестудии»

(из опыта работы телестудии Хаптагайской школы)

Автор: Яковлевой НН

Хаптагай 2022г

12

Оглавление

1.

Введение-----------------------------------------------------------------------1стр

2.

Основная часть---------------------------------------------------------------

3.

Заключение-------------------------------------------------------------------

4.

Использованная литература-----------------------------------------------

5.

Приложения------------------------------------------------------------------

12

Введение

Переход школ на профильное обучение определен Правительством и концепцией

модернизации

Российского

образования.

Ставится

задача

создания

«системы

специализированной подготовки, направленной на индивидуализацию обучения с учетом

рынка труда». И задача школы отсюда, воспитать компетентного

выпускника,

способного системно применять знания, умения, ценностные установки и успешно

разрешать проблемы и практические задачи в социальном, профессиональном и

личностном контексте. И в этот период особенно возрастает значение дополнительного

образования, с его опытом, потенциалом развития у детей творческих способностей,

индивидуальных склонностей. Умело организованное дополнительное образование

учащихся способно улучшить школьное образование, повысить интерес к учебе.

Дополнительное образование признан создать условия успеха в любом направлении,

учитывающим ,его природные способности также его самооопределению.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью приведения в

соответствие с изменившимися условиями деятельности дополнительного образования, в

том

числе

и

школьной

телестудии,

его

научного

обоснования,

целеполагания,

содержательных ценностей, технологии проведения занятий.

Объект исследования - процесс развития творческих способностей у учащихся на

занятиях школьной телестудии.

Предмет исследования-организационно-педагогические условия развития творческих

способностей у учащихся на занятиях школьной телестудии.

Гипотеза исследования

-если определить организационно-педагогические условия

развития творческих способностей у учащихся на занятиях школьной телестудии, как

механизма социализации и развития личности школьника, то можно будет разработать

образовательную программу, что позволит повысить эффективность деятельности

школьной телестудии.

Цель исследования: - определить организационно – педагогические условия развития

творческих способностей учащихся на занятиях школьной телестудии

Задачи исследования:-

Изучить в теории основные аспекты системы дополнительного образования детей

и развития творческих способностей учащихся;

Выявить оптимальные условия развития творческих способностей учащихся;

Разработать образовательную программу школьной телестудии, индивидуальный

маршрут развития отдельный воспитанников

12

Методы исследования:

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

изучение и анализ психолого-социально-педагогических ,

нормативно-

правовых документов,

интервью, опрос, также экспериментальное получение и обработка

результатов.

Структура исследования:- работа состоит из введения, основной части , заключения,

списка использованной литературы, приложений

Основная часть:

Дополнительное образование является смысловой и конструктивной единицей

системы

образования.

Дополнительное

образование

есть

гибкая

технологическая

подсистема

образования,

способствующая

социальному

и

профессиональному

самоопределению детей. Она обеспечивает развитие личности, через него можно

ввести ребенка в культуру, науку, Развитие творческих способностей – это ориентир

целеполагания,

педагогического

проектирования

работы

с

детьми.

Особыми

возможностями дополнительного образования является то, что кружок это не урок, а

дружеский диалог, не формальность общения. Тут важно «создать ребенку ситуацию

успеха», дать проявить себя, свое «Я», развить его творческие способности.

Условием становления дополнительного образования, как сферы свободного

самоопределения

личности,

его

творческого

развития

является

реализация

вариативных и дифференцированных программ, отвечающих индивидуальным

потребностям.

Мы все прекрасно понимаем, что от того, как мы обустроим свою

работу, работу студии, кружка, от того, как

она

впишется в систему

воспитательной

работы школы,

в

социум,

во многом

зависит результат

педагогической работы по выявлению

и развитию природных задатков и

способностей наших детей.

Задача педагога

создать надлежащие

условия, помогающие

детям

«раскрыться» организовать среду развития творческого потенциала, способностей

ребенка. Педагог дополнительного образования зачастую оказывает решающую

роль в выборе профессии

обучающимся, о чем свидетельствуют примеры из

практики. Так практика показывает, что самоопределение

ребенка в выборе

профессии напрямую зависит от длительности его занятий в том или ином

кружке или студии, где получает допрофессиональную подготовку.

12

В телестудии я работаю с 2003 года, вот уже 18-й год. За это время через

нашу студию прошли десятки увлеченных, творческих детей. В нашу студию

приходят увлеченные, талантливые дети, которые хотят реализовать себя в

журналистике, также дети, которые ищут себя, неуспешные в другом виде

деятельности. А я в свою очередь стараюсь создать благоприятные условия,

атмосферу радости детского творчества, успеха, сотрудничества.

Программа, по которой работаю, рассчитана на три года обучения.

Для овладения профессией телевизионного журналиста необходимо освоить законы

общения. Подготовка и проведение интервью – является одним из основных

заданий, стоящих перед студийцами. Слияние в телевизионной журналистике

метода сбора информации лишает журналиста возможности корректировки

формы и уточнения содержания интервью, что возможно в газетной практике.

учение правилам ведения интервью состоит из двух блоков: техники интервью и

психологии общения.

К нам в телестудию приходят дети, которые хотят развивать свои способности,

открывать новые мысли и возможности. Выстраивать и контролировать ситуацию

общения, эффективно взаимодействовать с cамыми разными людьми, держаться перед

телекамерой мы учимся на занятиях "Ведущий в кадре" и "Психология журналистики".

На "Актерском мастерстве" - импровизировать, проявлять свои способности и таланты,

легко перевоплощаться и свободно общаться с публикой. Занятия по «Технике и

культуре речи» дают возможность научиться говорить красиво, правильно и убедительно.

Программа адресована к ученикам, которые в будущем хотели бы связать свою

жизнь с профессиями менеджеров, социальных работников, журналистов, рекламистов,

юристов, - всем тем, чья настоящая или будущая активность связана с общением:

выступлением

перед аудиторией, устной или письменной работой со словом,

управлением

коллективом,

социальными

контактами.

Программа рассчитана на всех, кто хотел бы повысить эффективность общения - как

делового, так и личного, научиться гармонично взаимодействовать с людьми,

свободно вести диалог, держаться перед телекамерой, брать и давать интервью,

освоить искусство самопрезентации, познакомиться с технологиями составления

текстов

разных

жанров.

Кроме учебного плана мы работаем по проектам. В настоящее время у нас

действуют

проекты: документальные и художественные фильмы , «Минньигэстик

утуйун кырачааннар», «Минньигэстик аьаан», «Сатабыл», «САнимационные фильмы»,

12

«Дьыллар уонна дьоннор», «История кэрчиктэрэ».

В работе телестудии

ребятам ставятся задачи и задания творческого

характера. Основой практических знаний в телестудии является сценарий. Для

того, чтобы учащиеся научились писать сценарий необходимо движение от

сочинений. Письменных рассуждений на определенную тему к полноценному

телевизионному произведению, построенному по основным законом драматургии.

Сценарных эталонов тоже не существует, каждый новый клип, реклама, фильм

требует новых

«чертежей» своеобразной настройки мыслей, чувств, фантазии

автора.

Однако

каждый

сценарий

должен

соответствовать

определенным

требованиям: в нем должна быть обозначена тема,

прослеживаться идея,

необходима четкая организация материала. Таким образом, освоение сценарных

основ является как творческим заданием, так и заданием, решаемым по образцу. В

обучении детей сценарному искусству учитывается специфика функционирования

сценария в телевизионном процессе, а именно его - прикладное значение

Состав телестудии разновозрастной, начиная с 2 класса по 11 классы.

Цель объединения в студию- воспитание гармоничной, развитой личности,

развитие их творческих способностей через реализацию их потребностей и

интересов в сфере творчества.

Задачи - раскрытие внутреннего потенциала детей. гуманизация и

демократизация взаимоотношений в общении разновозрастных группах, развитие

коммуникативных качеств.

Наши принципы: - добровольность и открытость в сотрудничестве,

активность и инициативность, свобода выбора действий. Ведущие идеи нашей

студии: - создание условий для реализации своих творческих возможностей,

развитие нестандартных, наиболее конструктивных способов решения творческих

задач, укрепления сотрудничества между детьми разных возрастов, содействие

профессиональному самоопределению подростков.

Отсюда и задания творческого характера - разный. Учащиеся младших классов

ведут передачи «Спокойной ночи малыши» , «Сатабыл», «Новости». Сценарий к

передачам придумывают и пишут сами. Передача «Спокойной ночи малыши»

выходит в эфир два раза в неделю, значит пишется два сценария, два сюжета по 5-7

минут каждый. Вот ,где можно увидеть прилив энергии, творчества, фантазии,

сияние глаз, радости, счастья от творения. Из нескольких сюжетов выбираем один,

репетируем, снимаем, смотрим сами и если считаем удавшимся ,то даем в эфир. А

передача «Сатабыл» выходит в эфир один раз в месяц. Сначала выбираем автора

12

передачи: - это может быть по очереди, или у кого новая идея и умения, то если

выбор сделан, то начинаем подготовку: готовится материал, пишется сценарий,

репетиция, съемка….

В нашей студии накоплен немалый

банк сценариев

художественных, документальных фильмов, музыкальных клипов, рекламных

роликов.

Коллектив студии полон творческих начинаний и идей. В перспективе – новые

художественные и документальные фильмы, новые проекты ..Каждый выпуск

телестудии зрители ждут с нетерпением. Ежегодно выпускаем около 70

передач, а это 500-700 малых и больших сюжетов, выпускаем около 40 дисков.

В телестудии сложилась своя традиция, позволяющая создавать

психологически

комфортную

обстановку,

которая

способствует

творческой

деятельности детей.

Мы смогли сохранить контингент учащихся.

Следуя

общепризнанному выводу, что свободная творческая

деятельность, развитие

фантазии и воображения имеют огромное значение в работе так с детьми с

нормальным развитием, так и с детьми одаренными или имеющими различные

ограничения, мы стремимся создать оптимальные условия для занятия творчеством.

Преимущество творческой деятельности заключается в том, что в любом случае она

положительно сказывается на воспитании и развитии ребенка

Таким образом, в студии занимаются дети с различным уровнем способностей и

возможностей, в том числе дети, которых считают «проблемным».

А один мальчик состоит на учете из - за ПАВ. Вот мы делали ролик «Мы - против». Сам

мальчик принимал участие в создании ролика. И теперь ему это не надо. Почему?

Прежде всего творческий процесс связан с радостью. А радость повышает

уверенность в своих силах, дает возможность найти свое место в детском коллективе и

формирует позитивное отношение к жизни. В телестудии царит дух творчества, потому,

что приходят сюда увлеченные. А мы в свою очередь стремимся понять, поддержать

каждого, помочь обрести крылья для успешного жизненного полета. В студию также

приходят дети , которые не успешны в общей школе, учатся они посредственно, свое

занятие вне школы еще не нашли. Таким образом к нам пришла девочка В.

Училась она на тройки, в классе сторонилась своих одноклассников, не находила общего

языка с ними, были частые конфликты. Короче не умница и не красавица. Вначале она

приходила, присматривалась, следила за ребятами. Я ей предложила записаться в группу

корреспондентов, дала первое задание, для новостей в эфире. Ничего справилась.

Далее предложила написать заметку в улусную газету, В. написала, немного исправили,

отредактировали и отправили в газету, а заметку напечатали, мы всей студией читали и

12

радовались за нее, и вот пошло–поехало. В. начала регулярно освещать работу школы,

успехи детей, новости села в улусной газете. И результат не заставил ждать долго, в

2007 году наша В стала «Лучшим молодым корреспондентом» газеты «Эркээйи».

Так у В. появилась надежда на успех, радость удачи, любимое занятие. Спина у

девочки выпрямилась, в классе зауважали, стали с ней считаться. Для того, чтобы

ребенок поверил в себя необходимо создать ситуацию успеха, которая создает «зону

ближайшего

развития».

А метод работы

педагога ориентирован

на развитие

потенциальных способностей детей, и именно в кружках и студиях в отличие от

общеобразовательных. Воспитанник может самостоятельно выбрать вид творческой

деятельности,

которая

в

наибольшей

степени

импонирует его склонностям и

интересам. Таким образом, наша В. у нас в студии нашла себе любимое дело. Далее

она успешно окончила школу педагогический колледж, у нее семья, трое детей,

дом, машина, счастливая семья. Что еще надо в жизни для человека. Профессиональное

самоопределение имеет немалое значение в работе телестудии. Среди выпускников

Федорова Шура (премия Заслуженного работника культуры РСЯ И.И. Брызгалова «Эдэр

кэскиллээх корреспондент»)- замредактора журнала «Уйэ», музыкальные редакторы

Т.Колесова-музыкальный руководитель Дворца Детства, Ефимова Наташа –Айхаана –

ведущий визажист в Риме, Д.Терентьева, К.Никифорова – студенты СВФУ, факультета

культура и языков народов Сибири и Дальнего Востока, Григорьева П –диктор,

сценарист, режиссер студии, ныне актриса Нерюнгринского театра, Ефимова И –

замдиректора по воспитательной работе в нашей школе, Афанасьев В – студент

факультета информационной технологии и телекоммуникации и.т.д…

Некоторым учащимся составляю «Индивидуальный маршрут развития талантливого

воспитанника».

Для примера в приложении

такой маршрут для Констанции

Никифоровой , которая успешно занималась в студии 10 лет.

Заключение

Кружковые занятия имеют большие возможности для развития творческих

способностей учащихся . В частности организация работы телестудии способствует

развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной

работы, профессионально самоопределиться. К студии каждый имеет возможность

выбрать себе дело по душе, ставить, выявить, разрешить интересующие его

проблемы. Интерес ученика к какому то определенному вопросу на уроке, при

просмотре телепередач, при чтении статьи в газете может быть развит , углублен

на занятиях телестудии, где учитель не связан рамками программ и учебника, где

большие возможности для проявления инициативы учащихся. В каждом ребенке

12

есть задатки творческих способностей. И от педагога зависит останутся они на

нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются, так что помогут

ученику в дальнейшей жизни. Развить творческие способности возможно лишь

через интересное дело. И задача педагога создать максимально эффективного,

целостного развития личности, т.е. создание условий для раскрытия и таланта.

Телестудия

создает

условия

для

саморазвития

школьников,

формирования

целостного мировоззрения, развития творческих способностей, свободного владения

языком, речью. Примером является наша телестудия «Кустук». Студия является

образовательно-развивающим пространством в нашей школе, где реализуются

творческие возможности и творческие становления. Важнейшей задачей школьной

телестудии является приобщение к ее работе учащихся всех классов, развитие

творческого мышления, способности мыслить, творить, самостоятельно принимать

решения, быть личностью, главное для развития ребенка это я считаю – гарантия

успеха и индивидуальная и коллективная. И моя , как педагога задача – создать

условия для развития творческих способностей на занятиях студии.

Гарантия успеха – наши достижения:

Год

Участие в конкурсах и чтениях

результат

2005

Республиканский конкурс «Мы за ЗОЖ»

мультипликационный фильм

«Приключения поросенка пятачка»

(Аргунов Ф, Стручков С,)

Федорова Шура

Грамота

Специальный приз Заслуженного

работника культуры РС(Я) ИИ

Брызгалова

2006

«Лучшая школьная телестудия»

Мастер класс в улусном семинаре

(Попова П Афанасьева Т , Аргунов Ф,

Стручков С)

1 место

2007

Яковлева Аня – Ларионовские чтения

Физико-математ форум «Ленский край»

Реклама «Кымыс» телестудия

Музыкальный фильм «Быыл буолбут

олох»

3 место

Диплом 3 степени

1 место

1 место

2008

Улусный конкурс видеотворчества

детей

«Утум» -телестудия

Кононова Вика –

Презентация « Телестудия «Кустук»

Аргунов Ф.

1 место

Номинация «Сыл бастын эдэр

корреспондена»

2 место

12

2009

Яковлева Яна – НПК «Самсоновские

чтения»

Федотов Артем –«Романовские чтения»

Улусный конкурс видеотворчества детей

-

Фильм «Кирдээх харчы»

ТРА «Полярная звезда» фильм «Кирдээх

харчы» (республик конкурс)

Лауреат

Диплом 3 степени

1 место

Диплом 2 степени

2010

Яковлева Яна-НПК «Шаг в будущее»,

Участие в региональных чтениях с Амга

Улусный конкурс видеотворчества к году

учителя «Учуутал эн урдук ааккар

сугуруйэн»

Республиканский конкурс

видеотворчества детей «Школа глазами

ребенка»

Диплом 1 степени

1 место

2 место

2011

Федотов Артем – НПК «Шаг в будущее»

(юниорские), участие в республ чтениях

Улусный конкурс видеотворчества детей

Диплом 3 степени

1 место

2012

Участие в авторском конкурсе Андрея И.

Ул конкурс телестудий «Лучший пресс

центр и лучшая школьная телестудия»

1 место

2013

Республиканский конкурс социальной

рекламы «Дни РР в Якутии» в рамках

всероссийского фестиваля рекламы»

(Аргунов Ф, Стручков С)

грамота

2014

Конкурс «Один день республики» НВК

Саха

Конкурс социальной рекламы НВК Саха

Реклама «Здоровая пища» (Аргунов Ф

Стручков С)

Фильм «Не мой мир» Ф. Аргунов

Материал телестудии включен в

документальный фильм к 50-

летию НВК Саха

Сертификат на 5000тыс рб

Главная роль

2015 г

Участие в конкурсе журнала «Уйэлээх

тутуу» -«Уйэни унуордаабыт уйэлээх

тутуу»

Республиканский кинофестиваль Живые

голоса ветеранов» документальный

фильм «Тыыннаахтар умнубат сыллара»

Всероссийский конкурс «Талантоха»

Фотография и видео (Терентьева

Диана)

Видео к 70 летию победы

документальный фильм «Никто

Материал напечатан в журнале

дипломант

Диплом 3 степени

Диплом 3 степени

12

не забыт ничто не забыто»

Краткометражный фильм

«Грязные деньги»

Работа Констанции Никифоровой

Международный конкурс «Ты –гений»

Сценарий Констанции Никифоровой «С

праздником дорогие учителя»

Лауреат

дипломант

лауреат

2016 г.

Республиканский конкурс форума

«Юнкоры-рыцари пера» в

номинации»Лучшая

телерадиопередача»

Республиканский конкурс

форума «Юнкоры –рыцари

пера» в номинации «Лучший

сюжет»

ДТРК «Полярная звезда»

- документальный фильм «Никто не

забыт, ничто не забыто»

- Констанция Никифорова –сценарий док

фильма

Республиканский конкурс СМИ

«Тыа сирэ мин дойдум» ,

Терентьева Диана очерк

«Уникальное село Хаптагай»

3 место

1 место

Дипломант

Лауреат

Никифорова К – лагерь «Океан»

Грамота, спеприз

2017 г.

Республиканский конкурс

«Лучшая телепередача»

Республиканский конкурс

телерадиопередач. «Лучший

сюжет»

Республиканский конкурс

«Премия малой прессы» СВФУ в

номинациях:

- «Лучшая статья» -Борисова Н

« Кыайыы кынаттаах

К.Никифорова»

Терентьева Д –эссе « Уникальное

село «Хаптагай»

- «Тележурналистика»

- Яковлева Н.Н. – «Лучший

руководитель кружка»

3 место

Сертификат на полиграфические

услуги на сумму 3000рб

1 место, принтер и путевка во

Всероссийский лагерь «Океан»

2018 г.

«Таланты России» Номинация

«Исследовательские

работы и проекты» -

Борисов Серёжа

«Таланты России» Номинации

победитель

Победитель 1 степени

12

«Журналистика» -

Терентьева Диана

«Таланты России» Номинации

«Киновидеотворчество» –

Павлов Давид

«Таланты России» Номинации

«Киновидеотворчество» -

Сидоров Миша

«Таланты России» Номинации

«Киновидеотворчество» -

Сидоров Миша

Номинация «Лучшая мужская

роль» - Телестудия

«Кустук»

Участница медиошколы «Ленский

край», Междунар конкурс

Istsuperiare.faxforeace

«Я за мир во всем мире» -

Терентьева Диана

«Петербурский экран» -

Телестудия «Кустук» колл

работа Павлов Давид

Сидоров Миша Афанасьев

Валера Стручкова Сайана

Телевизионный конкурс

«Полярная звезда» НВК

Саха - 1.Телестудия

«Кустук» колл работа муз

клип «Ветеран убайым»

2. Видеоролик «Я за мир»

Терентьева Д

Победитель 2 степени

Победитель 2 степени

1 место

Спец приз

дипломант

Лауреат

Лауреат

2019

Республиканский конк «Лучшая

радиопередача» Афанасьев

В,Стручкова С

Республ фестивальНВК Саха

«Полярная звезда» Сидоров

М,Афанасьев В,Спиридонова В

Республ конкурс «Спорт –это

жизнь»

Всеросс лагерь «Океан»-за первое

место в респ конкурсе студии

3 место

Лауреат

Диплом

Цыпандин В

2020

Всеросс фестиваль киновидеотв

« Петербурский экран»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС

ВИДЕОТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

К 75 летию Великой Победы

Диплом

ДИПЛОМ

Док фильмы

«Тыыннаахтар умнубат сыллара»

12

Видеоролик Кустук

выпусниктарыгар э5эрдэ»

Республ школа РТЛ « Дьо5ур»

Респ школа «Профессия

будущего»

Респ школа «Медиаракета»

«Кинилэр кыайыыны

уьансыбыттара»

«Сэрии сылын о5олоро»

Стручкова С, выпускники-

А.Федорова,П.Гигорьева,

И.Ефимова,М.Севостьянова

2021

Конкурс Депутата Госдумы

Ф.Тумусова «Учитель

ученических признаний»

Международный конкурс

«Политра культур»

Благодарственные письма –

В.Цыпандину, Г.В. Никифорову

Знак «Учитель ученич призн» -

ЯНН

Победитель Л.Иванова

Использованная литература:

1.

Бахин ММ.Эстетика словесного творчества.-М;Искусство,1979.

2.

БогомоловаНН,Социальная психология печати, радио иТВ,-М;1001.

3.

Дмитриев ЛА, Тайны искусства, М; ИПКР ТВ и РВ,1994.

4.

Михалкович ВИ, изобразительный язык средств массовой коммуникации, М;

Наука,1986.

5.

Мучник БС, Человек и текст; М; Книга,1985.

6.

Отт У.Телевизионное знакомство, М; Искусство,111989.

7.

Светана СВ, Телевизионная речь; М, Искусство,1976.

8.

Юровский А, Телевидение –поиски и решения, М, Искусство,1983.

9.

Шаповал ЮГ,Изображение и слово в журналистике, Львов, 1085.

10. Дополнительное образование №2-2005.

11. Дополнительное образование №3 ,2010

12. Внешкольник №3 (108), 2011

12

12



В раздел образования