Автор: Адоньева Елена Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО " П\б ЦДОД"
Населённый пункт: Город Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: Конспект открытого занятия по фортепиано
Тема: "Развитие музыкально - образного мышления на занятиях фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Правобережный центр дополнительного образования детей»
г. Магнитогорска
Конспект открытого занятия по фортепиано
«Развитие музыкально - образного мышления на занятиях фортепиано»
Подготовил педагог
дополнительного образования
Адоньева Е.В.
Магнитогорск
2022
Тема
урока: «Развитие
музыкально-образного
мышления
на
занятиях
фортепиано»
Учащийся: Лебедева Дарья
Класс: 4 год обучения
Возраст: 11 лет
Программа: образовательная программа «Индивидуальное обучение игре
на фортепиано».
Форма урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Цель урока: добиться эмоциональной отзывчивости, выразительного и
осмысленного исполнения, закрепление и усовершенствование навыков
создания и воспроизведения художественного образа.
Задачи урока
:
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания (длительности, ключи, такт,
пауза, диез, бемоль, трезвучие, мажор, минор)
- продолжить формирование практических навыков (постановка рук, игра
нон легато, легато, стаккато, работа с текстом, закрепление навыков
артикуляции простых интонаций)
Развивающие:
- развитие слуха
- координация движений
- активизация образного музыкального мышления через различные виды
деятельности
Воспитывающие:
- воспитание любви к музыке
- воспитание эстетического вкуса
- воспитание усидчивости, трудолюбия, собранности
Применение педагогических технологий:
- Технология развития образного мышления (создание сюжета произведения,
словесное объяснение через ряд ассоциаций, эмоциональный отклик,
создание зрительного образа, т.е. визуализация, восприятие музыкального
образа через образ другого вида искусства - литература, изобразительное
искусство, практические действия-ассоциации)
Методы
:
-Словесный - беседа, обсуждение заданий
-Практический – используется метод показа, и учащийся выполняет все
задания и упражнения
-Сравнения (ассоциации)
Метапредметные универсальные учебные действия
-Познавательные: уметь слушать преподавателя, воспринимать мелодию по
характеру
звучания,
размышлять
о
ней,
выразительно
исполнять,
сопоставлять веселую и грустную, быструю и медленную музыку при
исполнении на инструменте, передавать свои мысли об исполненной музыке.
-Регулятивные: выполнять учебные действия, включая слуховой контроль во
время слушания, разучивания и исполнения пьес.
-Коммуникативные: уметь вступать в диалог с преподавателем, обсуждать
характер исполняемых произведений, выражать свои мысли.
-Личностные: открытие новых знаний через образные сравнения на уроке и
мотивация к с творческой деятельности.
Средства обучения:
Фортепиано, стул с подставкой, скамеечка для ног, ноутбук, рисунок, нотные
пособия.
Время урока
40 минут
План урока
1.
Приветствие. Вступительная часть. Организационный момент. Контроль
правильной посадки за инструментом.
2.
Практическая часть (Работа над упражнениями. Обсуждение музыкального
образа и поиск средств выразительности, работа над произведениями)
3.
Заключительная часть.
4.
Итог.Рефлексия.
Ход урока
1.
Вступительная часть.
«Бумага пестрит нотами и бесчисленными значками,
И во всём этом вам надо разобраться,
Надо вдохнуть в это жизнь.
Всё это должны полюбить и вы сами,
А с вашей помощью и другие».
Так говорил один из крупнейших дирижёров XX века - Ш. Мюнш.
Сегодня на нашем открытом уроке мы будем говорить о важном элементе
человеческой психики – образном мышлении, и о том, как занятия на
музыкальном инструменте способствуют развитию образного мышления у
обучающихся.
Важно учитывать, что музыкально-образное мышление сильно зависит от
способности ученика проникать в эмоциональное содержание музыкальной
пьесы.
В музыке образное мышление еще называют эмоционально-образным, так
как эмоциональная отзывчивость является специфической чертой восприятия
музыки. Таким образом, основными компонентами музыкально-образного
мышления
являются
воображение
и
эмоциональность.
Музыкальное
мышление
начинается
с
оперирования
художественными
образами.
Музыкально-образное мышление теснейшим образом связано с работой
воображения и эмоциональностью ребенка.
В начале занятия поговорим о художественном образе произведения. Что
же это за понятие «художественный образ»? Это композиторский замысел.
Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к
своему сочинению. Художественный образ в музыке раскрывается при
помощи средств музыкальной выразительности. К средствам музыкальной
выразительности относится: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, размер,
гармония, лад, мелодия, интонация, фактура, штрихи, паузы, музыкальная
форма
произведения
(совокупность
всех
муз.
средств,
выражающих
содержание).
Работа над созданием художественного образа – сложный процесс и
вплотную зависит от музыкально - образного мышления ребенка, которое
развивается на занятиях разными способами. Сравнивая звучание различных
музыкальных инструментов, анализируя краски фортепиано и картины
художников, дети познают мир прекрасного. Картины рисуются красками, а
музыка рисуется звуками. Сочиняют рассказ образной музыки.
Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором,
должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить
его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор.
Сегодня я проведу занятие с Дашей, она занимается 4 год в объединении и
учитывая расписание по программе, мы встречаемся на уроке один раз в
неделю. Даша имеет хорошую память и обладает отличными музыкальными
способностями. Начинаем урок всегда с упражнений и гамм, затем
приступаем к разбору текста и сразу рассуждаем о художественном образе
пьесы. Произведение И.Иордана «Охота за бабочкой»
1.
Практическая часть
В начале урока игра упражнений для развития техничности пальчиков.
Работа
над гаммой до мажор разными способами (в октаву, расходящуюся, разными
штрихами), добиваемся гладкого звучания на легато, крещендо вверх,
диминуэндо
вниз.
Аккорды
-
обязательное
условие
для
укрепления
пальчиков и развития крупной техники в начале занятия. Посадка во время
игры всех упражнений контролируется.
Педагог: Молодец, Даша, пальчики разыграли, давай продолжим работу над
пьесой «Охота за бабочкой». Вспомни над чем мы работали и о чем говорили
на прошлом занятии.
Ученица: Мы разобрали ритм, штрихи и форму произведения.
Педагог: Какая форма построения? И с какими трудностями ты столкнулась в
этом произведении?
Ученица: Произведение трехчастное и крайние части повторяются. Ритм
совмещается с паузами и требует тщательного счета.
Педагог: Давай подумаем и порассуждаем, почему так много пауз и что
хотел композитор выразить в музыке?
Ученица: Я думаю, изображая бабочку необходим такой ритм с паузами,
музыка должна показать пархание и перелеты ее.
Педагог: Правильно ты поняла, давай проиграй первую часть и придумай
рассказ действия бабочки. Исполняя, слушай игру пальчиков, слушай звук,
который получается. Прослушиваем старательное исполнение ученицы.
Ученица: Можно представить солнечный день, поляну с цветами по которой
перелает бабочка с одного цветка на другой.
Педагог:
Какими
средствами
музыкальной
выразительности
здесь
достигается образ бабочки?
Ученица: Регистр верхний и легато короткое, паузы и ритм.
Педагог:
Это все можно прочитать в нотах, а как это в звучании на
инструменте показать?
Каким способом можно воспользоваться в исполнении?
Ученица:
Взятие сверху всех лиг, вздох кистью поможет выразительнее
передать трепет крыльев у бабочки. Показывает, как это делает –
проигрывая.
Педагог: Молодец, очень правильное представление о звуке и отличное
прикосновение. Что происходит в средней части? Какие новые средства
музыкальной выразительности встречаются здесь и для чего?
Ученица: В средней части динамика громче и подключается нижний регистр
в левой руке, думаю какая то опасность на поляне появилась.
Педагог: Здорово, молодец, какую опасность придумаем в музыкальном
сюжете? Наверно ребенок с сачком? Он бегает и пытается поймать, и два
форте стоит и сфорцандо и аккордами аккомпанемент?
Ученица: Да он ее поймал, увидел какая она красивая и сжалился над ней и
выпустил ее на свободу, об этом можно представить, так как дальше идет
легкая и нежная мелодия, как в первой части.
Педагог: Очень правильно, теперь надо подобрать каким прикосновением и
звуком надо исполнять грозную среднюю часть, что из динамики здесь
используется?
Ученица: Крещендо используется с диминуэндо, акценты и стаккато,
короткие
лиги.
Прикосновение
упругими
пальчиками
и
совместным
звучанием обеих рук, ритенуто в переходе к третьей части.
Педагог: Молодец, очень яркий художественный образ у тебя получился в
рассказе про бабочку!!
Теперь попробуй проиграть с начало до конца пьесу, представляя этот
рассказ в голове, постарайся всеми средствами выразительностями, которые
мы отработали, донести слушателю свой музыкальный рассказ. Исполняет
произведение.
3. Заключительная часть
Развитие музыкально-образного мышления - одна из основных задач
становления юного музыканта-исполнителя. Развивая учащегося в данном
направлении,
преподаватели
прежде
всего
воспитывают
творческую
личность, способную к неустанной работе воображения, важнейшего пути
познания и освоения ребенком окружающего мира.
Развитое музыкально-образное мышление расширяет кругозор и обогащает
музыкальный слух учащегося, помогая достигнуть главной и конечной цели
при изучении любого музыкального произведения—понимания замысла
композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне,
т. е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и
выразительно.
4.Итог. Рефлексия.
Дашенька очень хорошо потрудилась. Сегодня мы стремились к более
яркому, образному исполнению с помощью выразительных средств
выявленных в произведении И. Иордана «Охота за бабочкой».
Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное
произведение, у неё сформирован музыкальный образ, она свободно и
правильно владеет штрихами и динамическими оттенками. Мы совместно
сочинили художественно - музыкальный образ в рассказе «Охота за
бабочкой». Я тебе подготовила вот такие рисунки, они помогут ярче и
красочней визуализировать твой рассказ.
Используемая литература:
1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой», М.,
«Советский
композитор», 1989 г.
2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков», М.,
«Классика XXI», 2013г.
3. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью», С-П., «Композитор», 2018
г.
4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор»,
1984г.
5. Кончаловская Н. «Нотная азбука», Киев, «Музична Украина», 1987 г.