Автор: Титова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель дпи
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 2"
Населённый пункт: г.о. Кинель Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Создание украшений в технике сутажной вышивки
Раздел: дополнительное образование
Создание украшений в технике сутажной вышивки
Впервые изделия из сутажа появились во Франции в 14 веке. Мастера
украшали дорогие наряды деталями, выполненными в этой технике.
Часто изготавливались и продавались фрагменты, выполненные в
сутажной технике отдельно и модницы украшать ими свои платья
самостоятельно пришивая их. В России мода на сутаж появилась вместе с
нововведениями Петра I. Сутажем обшивали петлицы на камзолах военных,
и со временем эта мода перешла на штатскую одежду, на женское платье.
Мода на сутаж возродилась благодаря модным дизайнерам, которые
снова стали использовать эту технику в своих коллекциях. Благодаря сутажу,
преобразовываются любые вещи гардероба и любые аксессуары.
Сутажная вышивка служит украшением элементов одежды, обуви,
сумок и головных уборов. Но свою популярность вышивка получила
благодаря созданию бижутерии, в виде сережек, колье, браслетов, заколок и
колец.
Все сутажные украшения можно условно разделить на два основных
вида:
— изделия, как часть общей композиции – часто используются при
пошиве платьев, украшая их великолепными завитушками из сутажного
шнура;
— самостоятельные изделия – серьги, кулоны, броши, ожерелья,
браслеты, заколки и ободки для волос, а также другие украшения, которые
возможно носить как отдельные изделия с различной одеждой.
Фото 1:, Нефритовые серьги темно зеленого цвета, ониксы, гематиты, бисер, сутаж,
кожа. Автор Титова И.В.
Украшения сутажной вышивки, это богатая палитра красок, обилие
натуральных драгоценных камней и минералов, необычайная лёгкость и
стильность. Любое изделие служит замечательным подарком, подчеркнёт
женское очарование, индивидуальность, неповторимость, придаст изящество
и шарм.
Для этого вида рукоделия предпочтительно использовать растительные
узоры и орнаменты, которым характерны не прерывистые линии. В своих
работах мастерицы используют больше нити из шелка, так как они прочные,
качественные, удобные в работе и изделие получается выразительным и
ярким, благодаря блеску шелковых нитей.
Фото 2: Кулон - галстук из лазурита и черного жемчуга, бисера сутажа, кожи.
Автор Титова И.В.
В начале работы крупные украшения, например камни или стразы,
пришиваются на основу.
Фото 3,4: «Ожерелье Гора». Нефриты на золотой коже. Автор Титова И.В.
В дальнейшем они обшиваются по контуру шнуром при помощи
мононити.
Такой способ работы достаточно простой, но требует от мастерицы
определенного умения — соединить всё так, чтобы в конце нити не были
заметны. Кроме того, необходимо расположить все детали таким образом,
чтобы с композиционной точки зрения соблюдалось равновесие и ничего не
мешало, а лишь дополняло и улучшало вид изделия.
Не маловажным, является соблюдение правил цветового соседства.
Добиться этого не сложно, потому, что в работе обычно используются
натуральные полудрагоценные камни, а мы знаем, что природа это лучший
художник. И обычно не составляет труда подобрать сутаж к камню и бисеру.
Фото 2,3: Сутажный кулон из агата с бусинами хризоберилла (кошачьего глаза).
Автор Титова И.В.
Но труды стоят того, чтобы в результате получилось свое уникальное
изделие.
Но, несмотря на всё это, сутажная вышивка как способ создания
украшений всё еще не сильно широко воспроизводима в мире. И дело здесь
не в отсутствии популярности, и не в отсутствии информации о том как это
сделать. Все дело в значительной трудоемкости процесса создания, во время
которого
требуется
большая
аккуратность,
чтобы достичь идеальной
ровности сутажных линий.