Автор: Волочинкова Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Зимние уроки. Птицы
Раздел: дополнительное образование
Зимние уроки. Птицы
Программное содержание: развивать у детей интерес и любовь к родной
природе, познакомить с названиями зимующих птиц: голубь, синица,
воробей, ворона.
Оборудование и материалы: картинки с изображением городских птиц.
Ход занятия
Педагог:
Дети, вспомните, каких лесных животных мы с вами уже знаем.
- Как они готовятся к зиме?
- А что делают лесные птицы поздней осенью? Правильно, улетают в теплые
края.
Но есть такие птицы, которых мы с вами видим каждый день, они живут
рядом с нами, в нашем городе. Эти птички не улетают на юг. И зиму, и лето
они проводят в городе. Таких птиц называют зимующими. Давайте
рассмотрим их внимательно.
Педагог (показывает картинки и рассказывает о каждой птице):
- Это синица. Давайте вместе повторим, как ее зовут. Эта птичка небольшая,
но очень нарядная. Посмотрите, какая у нее грудка? Правильно, ярко-желтая,
а спинка и крылья с синим отливом. За это ее и прозвали «синичка».
- А это – голубь. Посмотрите, какой он красивый. Оперение у голубя чаще
всего бывает голубого цвета. Отсюда и название птицы «голубь». Раньше
голубь был перелетной птицей. Но, живя в наших городах, где много пищи,
голубь «забыл» про это, и стал постоянным жителем наших городов.
- Ворона – одна из самых известных городских птиц. Ее перышки серого и
черного цветов. Ворона – самая крупная городская птица. Издавна народ
шутливо относится к вороне из-за ее любопытства и громкого карканья. Про
ворону известно много забавных поговорок. Про рассеянного человека
говорят, что он считает ворон. Про невнимательного человека, что он
проворонил что-нибудь.
- Эта птичка называется «воробей». Грудка у него серая, а крыля, спинка и
хвостик коричневого цвета. Воробушек маленький, но очень проворный.
Послушайте про него рассказ.
Евгений Чарушин «ВОРОБЕЙ»
Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то
чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге.
Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький,
клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить. — Ты крыльями вот
так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей
ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить
летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.
Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль
перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся
на неё и упал.
— Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё
денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку
перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот
только через комод не мог перелететь — свалился.
Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой
в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел. Через пенёк перелетел. И стал уж через
забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел. И через дерево
перелетел. И через дом перелетел. И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!
Вопросы по прочитанному:
- Где Никита нашел воробья?
- Как выглядел воробей?
- Что с ним случилось?
- Чем Никита кормил воробушка?
- Как Никита учил летать воробья?
- Чем закончилась дружба мальчика и воробья?
Вместе с детьми педагог делает вывод, что Никита – очень хороший мальчик,
потому что помог птичке выздороветь. Все птицы заслуживают нашей
заботы и внимания.
Итог занятия
Педагог:
- Вспомните, про каких птиц мы с вами сегодня говорили. Почему их
называют зимующими? Как к ним надо относиться?