Автор: Бондаренко Светлана Тимиргазимовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО Детская музыкальная школа им.В.В.Андреева
Населённый пункт: г.Нефтеюганск ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мелодия и полифония в первые годы обучения фортепианной игре
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
Бондаренко Светлана Тимиргазимовна
МБУ ДО «Детская музыкальная школа им.В.В.Андреева»
г.Нефтеюганск - Югра
Мелодия и полифония в первые годы обучения
фортепианной игре.
ВВЕДЕНИЕ
Мелодия – важнейшее выразительное средство музыки – является
основой любого реалистического музыкального произведения. Но мелодией
можно признать не всякую звуковую линию, а лишь ту, в которой заложено
определенное чувство или мысль и имеет внутреннее единство – то есть та,
которая обладает выразительностью. Работа над мелодией является для
исполнителей одним из важнейших путей к раскрытию содержания
музыкального произведения.
Особой силой и широтой воздействия обладает песня, в которой
объединяются музыка и поэзия.
Песенность – высшее проявление мелодичности. Под песенностью мы
имеем в виду не только такие особенности мелодии, как протяженность,
распевность, но и ту непосредственную выразительность. Вокальные и
инструментальные мелодии, обладающими этими качествами, объединяют
понятием «кантилена».
Фортепиано по своим механическим признакам ударный инструмент: звук
его после извлечения угасает, исполнитель обладает возможностью лишь
мгновенного
воздействия
на
струну.
Однако
великие
пианисты
с
бесспорностью доказали возможность певучего исполнения мелодии на
фортепиано. Ограниченность отдельного звука компенсируется другими
богатейшими
выразительными
средствами:
тонкие
и
многообразные
динамические градации, разнообразность штрихов, сопоставление звуковых
линий и планов, педализация – все это позволяет пианисту рельефности
музыкальной фразы, а часто и почти вокальной выразительности мелодии.
Конечно добиваться певучести на фортепиано не легко, поэтому работу
над мелодией, приобретение навыков певчей игры необходимо начинать с
первых уроков – такое общее убеждение выдающихся пианистов – педагогов.
Чем раньше ученик сделает первые шаги на этом пути, тем успешнее пойдет
его развитие как музыканта и пианиста, это ключ и к овладению искусством
исполнения полифонии.
ОДНОГОЛОСНАЯ МЕЛОДИЯ
Мы пришли к выводу, что мелодия является первой художественной
задачей, которую педагог – пианист должен ставить перед начинающим
учеником. Однако было бы утопичным добиваться от начинающего ученика
широты
и
распевности
кантилены.
На
первых
порах
приходиться
довольствоваться
более
скромным
достижением
–
напевным
и
выразительным исполнением самых коротких и простых по ритму и рисунку
мелодий.
Напевное исполнение таких мелодий возможно только при условии: 1)
восприятие учеником ряда звуков как мелодической линии, то есть как
осмысленной музыкальной фразы, и 2) элементарного владения звуком
фортепиано.
Рассмотрим эти два момента.
Почти все методические пособия рекомендуют начинать обучение игре на
фортепиано с подбора по слуху легких мелодий. Это имеет глубокое
значение: обучение с первого момента основывается на живом звучании
музыки, а не на абстрактном усвоении нотной грамоты или приемов игры.
Дети лучше всего запоминают простые и выразительные песни, так как
вначале слово и мелодия для них нераздельны, и текст песни помогают им
воспринять, усвоить и полюбить ее мелодию.
В процессе подбирания мелодии от разных звуков укрепляются слуховые
представления ученика. Он знакомится со звуком фортепиано, а также
осваивает клавиатуру. Помогая ученику при подбирании, педагог попутно
«налаживает»
простейшие
игровые
приемы
и
посадку
ученика
за
инструментом, не фиксируя специально на этом внимание. Решается первая
из поставленных задач: восприятие учеником ряда звуков как осмысленной
линии.
Другая важнейшая задача первоначального обучения – работа над
звукоизвлечением. Эта работа начинается либо с первого же урока,
одновременно с подбиранием мелодии, либо несколько позже – это зависит
от общего и музыкального развития ученика и его восприимчивости. Работа
над звукоизвлечением это самое трудное и для ученика и для педагога, тем
не менее обязательное звено начального обучения.
Как извлекать звук, с какого приема начинать – в этом вопросе взгляды
педагогов сильно расходятся. Практика лучших педагогов убедительно
доказывает,
что
для
детской
руки
вполне
возможно
извлечение
относительного полного и протяжного звука; но это достижимо лишь при
несвязной игре.
Звук берется посредством плавного, спокойного опускания на клавиатуру
всей руки. Рука при этом должна быть свободной и в то же время собранной,
гибкой и подвижной во всех звеньях. Пальцы, не являясь при несвязной игре
основным источником энергии, тем не менее всегда должны быть активными
и устойчивыми, иначе движение руки не будет
передано клавише, и
желаемый звук не возникнет. После соприкосновения с клавишей рука
продолжает движение вместе с клавишей, преодолевая при этом ее
сопротивление.
Когда клавиша опустилась до «дна», воздействие на нее ослабляется; рука,
ощутив опору, лишь удерживает без всякого усилия клавишу в опущенном
положении. При извлечении звука ученик должен прежде всего слушать и
слушать, приспосабливаясь к инструменту, улучшать звучание, запоминать
связанные с игрой ощущения, не пытаясь при этом осознать детали движения
руки.
Прислушиваясь
к
звуку,
показанному
ему
педагогом,
ученик
сравнивает его со своим звуком и стремиться добиться все лучшего и
лучшего
результата.
Самое
важное
при
этом
–
научить
ученика
прислушиваться не только к начальному моменту возникновения звука, но и
к его последующему звучанию, протяженности и постепенному угасанию. В
этом одно из необходимых условий певучей игры, но именно так слушать
звук не умеют многие учащиеся.
И все же было бы ошибкой надолго задерживать внимание ученика на
отдельных звуках. Даже если педагог не вполне удовлетворен тем, как
удается
ученику
звукоизвлечение,
необходимо
переходить
к
новым
заданиям, впоследствии вновь и вновь постоянно возвращаясь к работе над
звуком.
Работу над звукоизвлечением необходимо сейчас же связать с
исполнением мелодий; ученик при этом сразу замечает, что теперь, когда он
поработал над извлечением отдельных звуков, мелодия может звучать у него
совсем по другому - протяжно и выразительно. Можно ли говорить об этих
качествах исполнения, пока ученик умеет играть только несвязно, когда нет
полной слитности звуковой линии. Для этого нужно помочь начинающему
ученику на простых и в то же время интонационно ярких песенках с текстом
найти смысловую объединенность. Полное соответствие мелодии и текста
поможет
ученику
охватить
музыкальную
фразу
и
почувствовать
динамические соотношения звуков.
Исполняя несвязно различные по эмоциональному тону легкие мелодии,
можно сделать первые методические выводы:
1. Ученик с первых уроков занят прежде всего музыкой передачей самых
простых мелодий с помощью самых простых исполнительских средств; этой
цели подчинена в его сознании работа по усвоению приема несвязной игры;
2. Уже на раннем этапе обучения возможно напевное, протяжное
исполнение мелодии;
3. Видоизменяя первоначальный способ звукоизвлечения, ученик может
передавать характер различных мелодий.
Работая над несвязными мелодиями, ученик начинает все более чутко
прислушиваться
к
звуку;
он
учится
свободно
использовать
при
звукоизвлечении массу всей руки. тем самым создаются благоприятные
условия для овладение навыком связной игры.
Связная игра требует от ученика обостренного слухового восприятия -
умению прислушаться к моменту перехода одного звука в другой. Педагог
может научить ученика отличать хорошее legato от плохого путем, например,
различного исполнения сначала голосом, а потом на фортепиано одних и тех
же
мелодий.
При
этом
необходимо
показать
ученику,
что
равно
недопустимым является как неполное связывание звуков - "разрывы" между
ними, так и чрезмерное связывание, приводящие к "наложению" смежных
звуков.
Необходимо с самого начала добиваться от ученика реального,
слышимого legato, то есть плавного "переливания" одного звука в другой, не
довольствуясь формальным, видимым связыванием - "переступанием" с
клавиши на клавишу. При связной игре звук
извлекается с помощью
активного опускания пальца. Однако "изолированный" палец может извлечь
лишь очень слабый и короткий звук. Поэтому, естественно, возникает
стремление сочетать активность пальцев с гибкими вспомогательными
движениями кисти и всей руки, переносящий опору с пальца не палец. Надо
признать, что согласование при связной игре движение крупных частей руки
и пальцев - одна из трудных задач начального обучения (его иногда
называют "кантиленным легато").Здесь нужно остерегаться форсирования
звука, неизбежно приводящего к скованности, к появлению "толчков" -
вертикальных движений руки.
В пособиях для начального обучения предлагается следующее
подготовительные упражнения к связной игре: объединение горизонтальным
продвижением руки - при активных пальцах - сначала двух, трех, а затем и
пяти звуков; группы связных звуков отделяются друг от друга снятием руки -
"дыханием"; более длинные и непрерывные линии legato вводятся лишь
постепенно.
Еще одна задача кантиленного legato - научить ученика согласовывать
силу второго звука с последним моментом звучания предыдущего. Такого
рода задания вводят ученика уже в сферу художественного legato. давно
замечено, что линия, состоящая из одинаковых по силе звуков, не производит
на фортепиано впечатления связной, а тем более певучей мелодии; слитность
появляется лишь при наличии каких - либо динамических и ритмических
соотношений
между
звуками.
А
соотношения
возникают
в
любой
мелодической фразе, где они ощутимо ярче чем в упражнениях. Поэтому
добиваться
певучего
legato
лучше
с
самого
начала
на
материале
художественных произведений, пользуясь при этом и вспомогательными
упражнениями.
МЕЛОДИЯ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Как известно, одноголосие в музыке встречается не часто; такое
изложение
вовсе
не
соответствует
особенностям
фортепиано;
художественные возможности последнего полностью раскрываются лишь
при воплощении многоголосия. И кантилена по-настоящему звучит на
фортепиано только в тех случаях, когда она сопровождается другими
голосами,
аккордами
или
гармонической
фигурацией.
Такова
вся
фортепианная литература.
Работа над любым произведением в первые годы обучения начинается с
выявления его основной мелодии, осмысления его, поисков ее выразительной
передачи. Далее педагог помогает ученику вслушиваться не только в
мелодию,
но
и
в
каждой
элемент
музыкальной
ткани,
каким
бы
малозначительным он не казался на первый взгляд; ученик должен
выдержать каждый протяжный звук, провести басовую линию, услышать и
осознать мелодическое движение.
Показывая и разъясняя ученику соотношение мелодии и аккомпанемента,
педагог сразу же должен вызвать в нем понимание того, что аккомпанемент
всегда поддерживает и обогащает мелодию. Соотношение мелодии и
сопровождения
по
силе
звука
бывает
самым
различным:
иногда
сопровождение звучит гораздо слабее, чем мелодия; но нередки и такие
случаи, когда сопровождение по силе звучания ненамного уступает мелодии
и отличается от нее прежде всего штрихом, степенью выразительности.
Все педагоги знают, что соединение различных движений в двух руках
затрудняет вначале большинство учеников, даже если они отчетливо
представляют себе желаемую разницу звучания мелодии и сопровождения.
Самостоятельность и согласованность обеих рук развивается постепенно и
по-разному: у одних учеников сравнительно легко и быстро, у других - с
большими затруднениями.
Особую ценность для развития координации рук представляют такие
произведения, в которых мелодия и сопровождение контрастируют по
рисунку, ритму или штрихам: это помогает ученику и услышать желаемую
разницу в звучании мелодии и сопровождения, и найти соответственно
различные приемы исполнения партии обеих рук.
ЛЕГКИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Итак мы подошли к теме изучения полифонии на раннем этапе.
Граница
между
произведениями
гомофонно-гармонического
и
полифонического стилей проводится во многих случаях лишь условно. это
особенно относится к репертуару первых лет обучения, в котором можно
найти
лишь
немного
произведений
с
действительно
равноправными
голосами;
но, с другой стороны, в литературе для начинающих часто
встречаются отдельные полифонические моменты.
Важнейшей частью репертуара начинающих учеников является народно -
песенная полифония подголосочного склада.
Вторую группу легких полифонических произведений образуют
старинные пьесы, преимущественно танцевального жанра. В большинстве из
них верхний голос ведет основную мелодию, нижний - самостоятельную
линию баса.
Произведения такого склада иногда относят к группе
"контрастной" полифонии.
Из полифонических произведений имитационного типа лишь немногие
можно включить в репертуар первых классов. Имитационная полифония
предъявляет большие требования к музыкальному мышлению и технике
исполнителя.
Многие маленькие этюды и пьески их "Азбуки" Е.Ф. Гнесиной построены
имитационно, а некоторые написаны в форме канона. Эти полифонические
пьески представляют, при всей своей простоте и лаконичности, немалую
трудность для начинающего ученика: они развивают умение слушать два
голоса и выполнять двумя руками различные движения.
Переходя к разбору полифонических обработок народных песен, отметим,
что полифонические пьесы подголосочного склада сравнительно легко
воспринимаются
и
воспроизводятся
даже
начинающими
учениками.
несколько
большую
трудность
представляют
пьесы,
сочетающие
подголосочную полифонию с имитационной. Пьесы такого склада имеют
особенно большую педагогическую ценность.
Как уже было отмечено, значительное место в репертуаре первых лет
обучения занимают миниатюры, преимущественно танцевального жанра
композиторов XVII - XVIII вв. Эти пьесы отличаются живостью, изяществом
и законченностью. Изложены они большей частью двухголосно, причем
основную мелодию ведет верхний голос, нижний же, уступая верхнему
голосу по выразительности, все же имеет самостоятельную и непрерывную
линию, включающие моменты имитации верхнего голоса. Пьесы эти
являются ценным материалом для подготовки ученика к исполнению более
сложной классической полифонии; они способствуют также воспитанию
стиля.
Шедеврами этого типа произведений являются маленькие танцевальные
пьесы из "Нотной тетради Анны Магдалины" И.С.Баха - менуэты. полонезы,
марши.
Особым богатством мелодий и ритмов отличаются менуэты. В форме
менуэта Бах выражал различные настроения: одни из них отличаются
грациозностью и жизнерадостностью (таков например G dur), другие трогают
своими мягкими и гибкими напевными мелодиями, задумчивым, а порой и
печальным характером таковы менуэты d moll и c moll); в этих последних
менуэтах
жанровые
черты
танцевальности
значительно
смягчены.
В
распространенных
редакциях
"Тетради"
разнообразие
эмоциональных
оттенков менуэтов не только не выявлено, но даже сглажены редакторскими
указаниями: почти для всех менуэтов предложен один и тот же "умеренный"
темп -Moderato, несмотря на то что он явно не соответствует характеру
некоторых из них. К недостаткам ряда редакций следует отнести также
чрезмерную
пестроту
динамических
оттенков..С
другой
стороны,
к
достоинствам большинства редакций можно отнести лиги, отмечающие,
главным
образом,
разнообразие
штрихов,
что
вполне
соответствует
стилистическим чертам менуэтов.
Работа над полифонией на этой ступени учебы только лишь начинается; и
тем не менее оно оказывает громадное влияние на дальнейшее развитие
ученика как музыканта и пианиста. Первейшие обязанности педагога -
пианиста является пробуждение в ученике интереса, любви к полифонии.,
Ведь хорошо известно, что и старшие школьники часто недооценивают
громадного значения полифонии и не любят ее. Очень много зависит от
начала работы над полифонией, от успешности первых шагов ученика в этой
области.
Нельзя жалеть ни времени , ни сил для того, чтобы кропотливо поработать
с учеником над каждой мелодической линией, над каждым элементом
музыкальной ткани. Полифоническое мышление развивается у большинства
учеников сравнительно медленно, и это вполне закономерно. Лишь упорная
многолетняя работа увенчается желаемым успехом. И для будущего
музыканта
- профессионала или любителя другого пути нет: изучение
полифонии - ключ к овладению искусством игры на фортепиано.