Автор: Коваленко Лариса Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Метаграммы. Анаграммы."
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия
Раздел: Основы игровой деятельности. Словесные игры.
Тема: Метаграммы. Анаграммы.
Тип занятия: комбинированное.
Педагог: Коваленко Лариса Ивановна.
Творческое объединение: «Калейдоскоп».
Год обучения: 2 год обучения.
Цель: познакомить детей с новыми видами словарных игр «Метаграмма» и
«Анаграмма».
Задачи:
- обучать составлять словарные игры;
- развивать творческие способности, умение анализировать информацию;
-
стимулировать
самостоятельную
исследовательскую
работу
воспитанников; развивать наблюдательность
- воспитывать самовыражение через движение и слово.
- укреплять взаимоотношения в коллективе;
Оборудование кабинета:
актовый зал - сценическая площадка, стулья,
игровая часть зала.
Материально-техническое оснащение:
Материалы и инструменты: сундучок с жетончиками, листы, фломастеры
или цветные карандаши (красный и синий), ручки, тетради (или блокноты)
воспитанников.
Дидактический материал: карточки (тест «Датчик»).
Методическая литература: С. Афанасьев, С. Каморин / Веселые конкурсы
для больших и маленьких. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД. 2004.-288 с.: ил. – (100
советов); Л. Зубков/ Словарные игры. СПб.: КРИСТАЛЛ. - 288 с.; 1998. Калмыкова
И.Р./Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия
развития», «Академия, К 0», 1998. – 240 с.
План занятия:
1. Организационный
1) Тест «Датчик».
(Методы контроля и диагностики эффективности
учебно-познавательной деятельности учащихся: тестирование.)
2)
Приветствие.
Игра
«Здравствуй,
Вася!»
(Метод
эмоционального
стимулирования: использование игр и игровых форм организации деятельности).
3)
Упражнение
«Творческий
полукруг»
(Метод
эмоционального
стимулирования: использование игр и игровых форм организации деятельности.
Методы организации взаимодействия учащихся).
2. Подготовительный
1) Повторение пройденного материала. Работа по вариантам. (Методы
организации взаимодействия учащихся: временная работа в подгруппах, метод
взаимной проверки. Метод контроля и диагностики эффективности учебно-
познавательной деятельности учащихся: письменный опрос).
2) Игра «Друзья»: приветствие; отметка отсутствующих в журнале. (Методы
стимулирования учебно-познавательной деятельности: использование игр и
игровых форм организации деятельности). Ввод в тему занятия.
3. Основной. (Методы выработки учебных умений: практическая
работа.
Методы
стимулирования
учебно-познавательной
деятельности:
использование игр и игровых форм организации деятельности. Методы развития
творческих способностей учащихся.)
1) Игра « Замени букву».
2) Игра «Какой звук заблудился».
3
) Игра «Волшебное превращение».
4) Определение - метаграмма. Отгадывание метаграмм.
5) Отгадывание анаграмм. Определение – анаграмма.
6) Конкурс на лучшую анаграмму.
4. Итоговый.
1) Повторение. (Методы закрепления и повторения изученного материала:
повторение).
2) Подсчет жетонов. Вызов победителей на сцену. Аплодисменты (Методы
стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение в обучении).
3) Домашнее задание (Метод контроля и диагностики эффективности
Учебно-познавательной деятельности учащихся: самопроверка).
4)
Тест «Датчик».
(Методы контроля и диагностики эффективности
учебно-познавательной деятельности учащихся: тестирование.)
Ход занятия:
1.Организационный этап (карточки – тест «Датчик», фломастеры) – 9
мин.
1)
Тест «Датчик»
- при входе воспитанники берут карточки и синим
фломастером в тесте оценивают свое состояние - 3 мин.
2)
Приветствие. Игра «Здравствуй, Вася!» - 5 мин.
Участникам игры предлагается поздороваться друг с другом за руки,
запоминая ладони на ощупь. Затем одному из игроков завязываются глаза. К нему
поочередно подходят все игроки и со словами «Здравствуй, Вася!» протягивают
руки и здороваются. Водящий отвечает: «Здравствуй ….», называя игроков их
именами.
3) Упражнение «Творческий полукруг». Ребята ставят стулья так, чтобы
каждому было видно друг друга и педагога. Отметка отсутствующих в журнале – 1
мин.
2.Подготовительный этап (листы, ручки, тетради или блокноты) - 14 мин.
1) Повторение пройденного материала – 9 мин.
Деление воспитанников на подгруппы (по вариантам). На листах написать
определение (1вариант - «Загадка», 2 вариант – «Загадка – шутка», 3 вариант
«Шарада», 4 вариант «Кроссворд»). Потом ребятам 1 и 2, 3 и 4 вариантов
необходимо обменятся листами, и проверить, правильно ли написано определение.
Если же неправильно, написать правильное определение. Подведение итогов:
каждый воспитанник оценивает выполнение задания напарника. Если напарник дал
неправильно определение, а он смог ответить правильно, то он получает жетон.
Если же определение было написано верно, то жетон получает выполнивший
задание воспитанник.
2) Ввод в тему занятия.
Игра «Друзья» - 5 мин.
Воспитанникам предлагается встать парами. В течение одной минуты (по
сигналу) они стараются узнать друг о друге как можно больше нового, то, что еще
не знают о нем ребята группы. По истечении времени рассказывают, что
интересного узнали о партнере.
- Вот видите, сколько нового и интересного мы узнали о вас сегодня. И мы
продолжим узнавать что-то новое. Познакомимся с новыми видами словарных игр.
А с какими, вы узнаете по ходу занятия.
1.
Основной этап. (листы, ручки, карточки, тетради (или блокноты)
воспитанников) – 1час .(+ 10 мин. перемена).
1)
Игра « Замени букву»
- 5 мин.
Запишите слова: ногти, лапка, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска,
свет, полено, рамочка. В предложенных словах замените одну согласную букву
другой, чтобы получилось новое слово. Например:
корж-морж. Кто быстрее
справится с заданием, получит жетон (3 человека).
2). Игра «Какой звук заблудился»-
5 мин
.
Сейчас я вам прочитаю отрывок из веселого стихотворения А. Шибаева.
Назовите слова, в которых заблудился звук. Определите, какой это звук. Что из
этого вышло?
Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело…
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла,
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Сели в ложку и – айда! –
По реке туда – сюда…
На болоте нет дорог.
Я по кошкам – скок да скок!
На волке – сметана, творог, молоко.
И рад бы поесть, да достать нелегко…
3)
Игра «Волшебное превращение» -
8 мин.
Эту словесную игру придумал английский математик Люис Кэррол, автор Алисы в
стране чудес. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается
от предыдущего только одной буквой.
Например: превращаем волка в козу:
Волк-полк
Пола-пора
Кора-коза
При этом нужно соблюдать следующие правила:
1)
в слове можно менять только одну букву;
2)
нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;
3)
начальные и конечные слова цепочки должны иметь логическую связь:
волк-тигр, река-море, басня-песня.
А теперь поиграем. Я назову первое и последнее слово. А вам первое слово надо
превратить в последнее.
Например: Превращаем пять в семь.
Пять – путь – суть – сеть - семь.
Превратите слово рота в полк. (рота – роза – поза – пола – полк. Вам легче это
будет сделать, если вы вспомните слова, которые я использовала, превращая волка в козу.
Кто быстрее сделает «Волшебное превращение», получит жетон.
Итак, сейчас играя в игры, мы что делали со словами? (превращали в другие слова
при помощи замены букв).
В русском языке есть загадки, основанные на способности звуков различать слова
по смыслу: это метаграммы, анаграммы и логогрифы.
4)
Метаграмма – 12 мин.
Запишите в тетради или блокноты:
Метаграмма – это такая загадка-стихотворение, в которой загадываются слова,
сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой.
Например:
Мне недолго измениться:
С «с» - я рыба, с «ф» - я птица. (Сазан - Фазан)
б) Отгадывание метаграмм:
Конечно, метаграмма эта
Весьма проста и несложна:
Я с «у» - далекая планета,
А с «и» - я в Азии страна. (Уран – Иран)
Найти меня – простое дело,
Как ни хитри:
Я с «б» - всегда снаружи тела,
А с «к» - внутри. (Бровь - кровь)
Со звуком «с» я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С «м» - берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. (Соль – моль)
С «ч» летаю над волною,
С «л» - не дам волкам покою,
С «м» - рубашка-безрукавка,
С «з» - скачу в лесу по травке,
С «г» - меня крепи к детали
Из железа или стали. (Чайка – лайка – майка – зайка - гайка)
С «к» - я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «п» - от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. (Карта – парта)
Отгадавшим метаграммы – жетоны.
5)
Анаграмма– 30 мин.
Отгадывание анаграмм
В анаграммах же слова разгадываются путем перестановки звуков или букв.
а) Вот попробуйте их отгадать.
Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во мне увидишь что угодно. (Нос – сон)
Я застываю на сосне,
Бываю и на ели.
Смените буквы так во мне,
Чтоб вы меня с картошкой ели. (Смола – масло)
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (Насос – сосна)
Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу. (Шпала – лапша)
Отгадавшим анаграммы – жетоны.
б) Попробуйте сочинить стих – анаграмму и загадайте в них слова (на выбор):
терка – актер (Кстати, кто может дать определение термину актер?)
кулак – кукла
плюшка – шлюпка
карп – парк.
Дети зачитывают придуманные анаграммы. Оценивают их и за лучшие вручаются
жетоны.
в) Так кто же мне скажет, что такое анаграмма?
г) Итак, давайте запишем в тетради (блокноты) определение:
Анаграмма – это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются два
слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв.
4.Подведение итогов - 7 мин.
-
Что
нового
узнали
на
занятии?
Подсчет жетонов. Вызов победителей
на сцену. Аплодисменты.
Домашнее задание – выучить
определения:
метаграммы,
анаграммы.
Тест «Датчик» - воспитанники
берут
свои
карточки
и
красным
фломастером
оценивают
свое
состояние.