Напоминание

Как выбирать домру или гитару


Автор: Яковлева Лена Игоревна
Должность: преподаватель класса домры и гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "Борогонская ДШИ"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Усть-Алданский район, с. Борогонцы
Наименование материала: Статья
Тема: Как выбирать домру или гитару
Раздел: дополнительное образование





Назад




Как выбирать домру и гитару.

Из чего состоит домра.

Как и многие струнные щипковые инструменты, домра состоит из

корпуса и грифа, в корпусе проделано отверстие для попадания в него звука,

а на грифе находятся лады, струны натягиваются при помощи системы

колков, где применяется «червячная передача». Корпус имеет две основные

конструктивные части – кузов (нижняя чашеобразная часть) и деку (верхняя

часть). Элементы изготавливаются чаще из деревянных полос, которые

склеиваются особым образом, реже – из так называемых «древесных

массивов», когда стараются использовать фрагменты, где нет разрывов и

трещин. Считается, что это придает звучанию характерную силу и глубину.

«Дырки» в деке называют резонаторными отверстиями

Чтобы защитить корпус от ударов руки при игре, применяют «защитный

панцирь», который чаще всего выполняется в черном цвете и представляет

собой жесткую пластиковую или виниловую пластину. Также существует

система порожков, которая поддерживает и направляет струны. За нижним

порожком устанавливают подставку, цель которой поддерживать струны на

определенном состоянии от корпуса, этот элемент играет важнейшую роль,

так как без него вовсе невозможна игра на инструменте. Он обычно не

закреплен и может быть сдвинут рукой, делать этого нельзя. Кроме

натяжения струн, порожек отвечает за передачу вибрации струн корпусу, что

тоже важно.

На гриф набиты металлические полоски – лады. Каждая домра особенна

по-своему и имеет своеобразное количество ладов – от 18 до 30-ти. Струны

крепятся в верхней части колковыми валиками: чтобы настроить струну,

нужно вращать рукоятку в ту или иную сторону в зависимости от того, какой

нужен звук: если более высокий – струна натягивается, для низкого звучания

– «отпускается». Струны могут быть установлены разные, в зависимости от

назначения инструмента и предпочтений музыканта – либо пластиковые

(мягкие и податливые, но тихие и нерезкие) или металлические (жесткие,

играть на них трудно, но очень звонкие, «яркие»).

При покупке домры, в первую очередь, на качество сборки:

палец не цепляется за лады при скольжении по грифу;

не дребезжит;

колки крутятся без существенного усилия;

нет трещин в деке;

Стоит обратить внимание на звук, чтобы тембр по всему грифу был

ровный, без посторонних призвуков - ничего не подтрескивало, не

подзванивало. Проверить на каждом ладу. Важно еще, если инструмент не

новый, посмотреть, не повело ли гриф в сторону. Ещё нужно слушать

долготу звука (например, сравнить два инструмента: сыграть на открытой

струне ноту и не глушить, при этом считая сколько секунд длится звук). Если

есть выбор, то по долготе можно определить лучший инструмент. Это

важное качество, т.к. определяет звучание педали на инструменте. Так же

очень важен фактор полётности звука, сила звучания, звонкость. От этого

зависит, будет ли слышен инструмент в зале, т.к. в маленьком помещении

ощущения могут быть другими, может показаться, что инструмент громкий,

а в зале звук не полетит, слышно не будет. Ну и, конечно, инструмент должен

быть удобным для рук. Нужно обязательно поиграть, чем больше, тем лучше.

это

позволит

поискать

на

инструменте

звук,

ощущения.

Иногда самый хороший инструмент может оказаться совершенно неудобен

конкретному человеку, а другому удобен.

На что нужно обратить внимание при покупке классической

гитары?

Прежде всего — гриф. В классических гитарах нет анкера, как в

гитарах с металлическими струнами, поэтому невозможно регулировать

состояние грифа. Вскидываем гитару как ружьё и смотрим на линию грифа

слева и справа, если есть волны или изгибы — это плохо. Также можно

зажать струну на последнем ладу и посмотреть, есть ли зазор между грифом

и струной в районе 9-11 лада, он должен быть, иначе гитара будет звенеть в

любой позиции. Ни в коем случае нельзя брать инструмент, гриф которого

выгнут наружу, этот дефект крайне сложно исправить, что делает починку

дорогой, а покупку бессмысленной. Пробегаемся по всем ладам каждой

струны, никаких звонов, свистов, скрежетов быть не должно.

Просматриваем места склеек грифа и обечайки на наличие трещин,

склейка должна быть ровная и гладкая, без излишней массы лака, которую

туда налили, чтобы скрыть дефекты.

Обращаем внимание на подставку, она должна быть качественно

приклеена. Если между подставкой и декой есть хоть крохотная щёлочка, это

гарантия того, что подставка оторвётся в конечном итоге.

Проверяем механику, она должна крутить легко и мягко, без

выразительного хруста, прокручиваний или рывков. С плохой механикой вы

просто не сможете адекватно настроить инструмент.

Если все моменты учтены, значит, инструмент вполне пригоден для

игры. Вопрос звука — очень субъективное дело, всё зависит от музыкальных

предпочтений и конкретной цели. У себя в мастерской мы отвечаем за

рабочее состояние инструмента — он будет играть чисто по всему диапазону,

а звук уже выбирать вам.

Гитара

имеет

несколько

характеристик,

рассмотрев

которые,

можно

определить, подходит вам инструмент или нет:

Динамика

Атака

Тембр

Удобство

Преподаватели в музыкальных школах всегда просят сыграть пиано,

сделать крещендо, диминуэндо, форте, в этих рамках нужно как-то

действовать, и гитара должна нам в этом помогать, а не создавать

дополнительные проблемы.

Важная деталь — сбалансированность. При игре созвучий и аккордов не

должно быть перевеса ни в сторону баса, ни в сторону верха. Звук должен

быть ровный, без выделений.



В раздел образования