Автор: Харина Светлана Анатольевна
Должность: социальный педагог службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей .
Учебное заведение: КГБУ Детский дом 1
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: "Устройство детей с ОВЗ в замещающие семьи".
Раздел: дополнительное образование
Особым детям особенно нужна семья….
Каждому ребенку – свою семью! В современной действительности уже все согласны с
утверждением, что ребенку в любом возрасте изначально просто необходима семья.
Именно в семье он может полноценно развиваться.
Большинство будущих приемных родителей и усыновителей в первую очередь
рассматривают для принятия в свою семью на воспитание маленьких детей (младенцев,
детей до трех, в крайнем случае - до семи лет) с сохранным физическим здоровьем и
интеллектом. Сегодня, в условиях развивающейся внешней среды и поддержке
государства можно свободно говорить о новой тенденции – приёме подростков и детей с
особенностями развития.
Сейчас признание того, что любой ребенок обучаем, имеет огромный жизненный
потенциал и значимость, стало общепринятым. Перед взрослыми стоит задача создавать
такие условия жизни детям, воспитывающихся в детских домах, чтобы они могли
максимально полно использовать свои возможности и развиваться. Так, при средней
наполняемости детских домов, где проживают дети без явных нарушений здоровья
(условная норма), по России в среднем 25-60 человек. Приоритетным направлением
подобных учреждений является целенаправленная работа по возврату детей в кровные
семьи, либо по устройству их в приемные семьи. Благодаря
системной работе
специалистов Службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей, где
ведущую роль в оказании помощи семье играют психологи и социальные педагоги,
сопровождающие ее от этапа принятия решения о взятии на воспитание ребенка и все
время, пока ребенок находится в семье. Мастера своего дела помогают семье справляться
с трудностями взаимодействия, поддерживая и развивая личностные качества родителей и
ребенка, у детей становится больше возможностей обрести ту самую, заветную семью.
Следовательно, когда мы говорим о шансах детей с ОВЗ, мы говорим о том, что
воспитанники детских домов, отчасти находятся в ограничивающем
пространстве.
Попадая в замещающую семью, ребенок будет выходить за его рамки и овладевать
социально приемлемыми навыками. А это значит обычные, на первый взгляд, вещи:
умение здороваться и прощаться, общаться друг с другом, аккуратно принимать пищу,
красиво одеваться, играть, танцевать наравне со сверстниками. Самым лучшим
пространством для овладения этими, и не только, навыками служит семья.
Таким образом, если ребенок в возрасте
4-х лет попадает в силу жизненных
обстоятельств в детский дом и вопрос с его юридическим статусом решен однозначно
(является истинным сиротой или родители лишены родительских прав), у него есть
высокие шансы обрести новую семью, даже если ребенок имеет особенности здоровья.
Учреждение, как правило, интенсивно работает с опекой, НКО и другими внешними
структурами по вопросам устройства детей в приемные или замещающие семьи. При
условии, если в детском доме дети проживают в смешанных группах, происходит некая
интеграция, и у детей с ОВЗ есть больше шансов тянуться за сверстниками. Это помогает
социализации и развитию, что тоже повышает шансы ребенка с ОВЗ обрести приемных
родителей.
Именно такие условия созданы для воспитанников детских домов, согласно
законодательной базе и требованиям федерального правительства РФ:
1. Количество детей, проживающих в одной группе, согласно последним требованиям
законодательства, не превышает 8 человек.
2. Условия проживания максимально приближены к домашним. У детей есть отдельная
спальня и игровая, индивидуальные комнаты ухода (ванная, туалет), уютная кухня с
возможностью участия в приготовлении пищи для себя.
3. Группы проживания сформированы по семейному принципу, то есть являются
смешанными по составу, возрасту, возможностям детей.
4. Создана развивающая среда – дополнительное образование (изобразительное искусство,
танцы, театральный кружок, спортивные мероприятия и мн. др.)
5. Необходимо, чтобы в жизни каждого ребенка присутствовал значимый
взрослый
.
Принятие любого ребенка в семью – дело
ответственное. Шаг этот должен быть
всесторонне обдуманным и взвешенным.
Тем более, если речь идет о детях с
особенностями в развитии. Им и родители
нужны «особые» – те, кто не только готов
подарить своему ребенку бесконечную
любовь,
но
и
обладает
некоторым
набором внутренних и внешних ресурсов.
Понимать, что такое ДЦП, знать заранее
как изменится быт, верить в силу семьи,
ликвидировать жалость по отношению к
ребенку,
защищать
его
право
на
универсальный мир, обращаться за помощью.
Прежде, чем принять приемного ребенка в семью, необходимо очень серьезно
подготовиться к этому шагу, изучить все особенности заболевания ребенка, быть готовым
к тому, что меньше времени останется на личные интересы, прежний уклад жизни
изменится безвозвратно, при этом семья обретет нечто новое, более интересное, яркое и
незабываемое.
Каждый ребенок требует вложения в свое развитие, огромных родительских ресурсов.
Поэтому родителям так важно преодолеть себя, свои страхи, свои сомнения, и начать
работать вместе с ребенком, заразить его стремлением и желанием бороться за себя, свое
здоровье, свою жизнь. Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности,
настроиться на победу. Пример показывают родители.
Внешними ресурсами приемных родителей являются специалисты Службы подбора,
подготовки и сопровождения замещающих семей, которые не только консультируют, но и
проводят групповые тематические занятия. На базе Детского дома родители посещают
занятия по повышению уровня правовых и психологических знаний.
Главная задача сопровождения приемных родителей – это объединить усилия команды
специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых
условиях, найти место в своей семье, войти в контакт со своим новым окружением, в
особенности со школой и сверстниками, и всячески его поддерживать.
Мы желаем, чтобы все дети – и «особые», и обычные, независимо от наличия диагноза –
жили в семье. Но, к сожалению, именно те дети, которые особенно нуждаются в нашей
поддержке, пока еще не нашли самых лучших на свете родителей. Хочется верить, что их
мечты скоро обязательно сбудутся.
Автор: Харина Светлана
Анатольевна, социальный
педагог Службы
подбора, подготовки и
сопровождения
замещающих семей КГБУ
Детский дом 1.