Напоминание

"Устройство детей с ОВЗ в замещающие семьи".


Автор: Харина Светлана Анатольевна
Должность: социальный педагог службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей .
Учебное заведение: КГБУ Детский дом 1
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: "Устройство детей с ОВЗ в замещающие семьи".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особым детям особенно нужна семья….

Каждому ребенку – свою семью! В современной действительности уже все согласны с

утверждением, что ребенку в любом возрасте изначально просто необходима семья.

Именно в семье он может полноценно развиваться.

Большинство будущих приемных родителей и усыновителей в первую очередь

рассматривают для принятия в свою семью на воспитание маленьких детей (младенцев,

детей до трех, в крайнем случае - до семи лет) с сохранным физическим здоровьем и

интеллектом. Сегодня, в условиях развивающейся внешней среды и поддержке

государства можно свободно говорить о новой тенденции – приёме подростков и детей с

особенностями развития.

Сейчас признание того, что любой ребенок обучаем, имеет огромный жизненный

потенциал и значимость, стало общепринятым. Перед взрослыми стоит задача создавать

такие условия жизни детям, воспитывающихся в детских домах, чтобы они могли

максимально полно использовать свои возможности и развиваться. Так, при средней

наполняемости детских домов, где проживают дети без явных нарушений здоровья

(условная норма), по России в среднем 25-60 человек. Приоритетным направлением

подобных учреждений является целенаправленная работа по возврату детей в кровные

семьи, либо по устройству их в приемные семьи. Благодаря

системной работе

специалистов Службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей, где

ведущую роль в оказании помощи семье играют психологи и социальные педагоги,

сопровождающие ее от этапа принятия решения о взятии на воспитание ребенка и все

время, пока ребенок находится в семье. Мастера своего дела помогают семье справляться

с трудностями взаимодействия, поддерживая и развивая личностные качества родителей и

ребенка, у детей становится больше возможностей обрести ту самую, заветную семью.

Следовательно, когда мы говорим о шансах детей с ОВЗ, мы говорим о том, что

воспитанники детских домов, отчасти находятся в ограничивающем

пространстве.

Попадая в замещающую семью, ребенок будет выходить за его рамки и овладевать

социально приемлемыми навыками. А это значит обычные, на первый взгляд, вещи:

умение здороваться и прощаться, общаться друг с другом, аккуратно принимать пищу,

красиво одеваться, играть, танцевать наравне со сверстниками. Самым лучшим

пространством для овладения этими, и не только, навыками служит семья.

Таким образом, если ребенок в возрасте

4-х лет попадает в силу жизненных

обстоятельств в детский дом и вопрос с его юридическим статусом решен однозначно

(является истинным сиротой или родители лишены родительских прав), у него есть

высокие шансы обрести новую семью, даже если ребенок имеет особенности здоровья.

Учреждение, как правило, интенсивно работает с опекой, НКО и другими внешними

структурами по вопросам устройства детей в приемные или замещающие семьи. При

условии, если в детском доме дети проживают в смешанных группах, происходит некая

интеграция, и у детей с ОВЗ есть больше шансов тянуться за сверстниками. Это помогает

социализации и развитию, что тоже повышает шансы ребенка с ОВЗ обрести приемных

родителей.

Именно такие условия созданы для воспитанников детских домов, согласно

законодательной базе и требованиям федерального правительства РФ:

1. Количество детей, проживающих в одной группе, согласно последним требованиям

законодательства, не превышает 8 человек.

2. Условия проживания максимально приближены к домашним. У детей есть отдельная

спальня и игровая, индивидуальные комнаты ухода (ванная, туалет), уютная кухня с

возможностью участия в приготовлении пищи для себя.

3. Группы проживания сформированы по семейному принципу, то есть являются

смешанными по составу, возрасту, возможностям детей.

4. Создана развивающая среда – дополнительное образование (изобразительное искусство,

танцы, театральный кружок, спортивные мероприятия и мн. др.)

5. Необходимо, чтобы в жизни каждого ребенка присутствовал значимый

взрослый

.

Принятие любого ребенка в семью – дело

ответственное. Шаг этот должен быть

всесторонне обдуманным и взвешенным.

Тем более, если речь идет о детях с

особенностями в развитии. Им и родители

нужны «особые» – те, кто не только готов

подарить своему ребенку бесконечную

любовь,

но

и

обладает

некоторым

набором внутренних и внешних ресурсов.

Понимать, что такое ДЦП, знать заранее

как изменится быт, верить в силу семьи,

ликвидировать жалость по отношению к

ребенку,

защищать

его

право

на

универсальный мир, обращаться за помощью.

Прежде, чем принять приемного ребенка в семью, необходимо очень серьезно

подготовиться к этому шагу, изучить все особенности заболевания ребенка, быть готовым

к тому, что меньше времени останется на личные интересы, прежний уклад жизни

изменится безвозвратно, при этом семья обретет нечто новое, более интересное, яркое и

незабываемое.

Каждый ребенок требует вложения в свое развитие, огромных родительских ресурсов.

Поэтому родителям так важно преодолеть себя, свои страхи, свои сомнения, и начать

работать вместе с ребенком, заразить его стремлением и желанием бороться за себя, свое

здоровье, свою жизнь. Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности,

настроиться на победу. Пример показывают родители.

Внешними ресурсами приемных родителей являются специалисты Службы подбора,

подготовки и сопровождения замещающих семей, которые не только консультируют, но и

проводят групповые тематические занятия. На базе Детского дома родители посещают

занятия по повышению уровня правовых и психологических знаний.

Главная задача сопровождения приемных родителей – это объединить усилия команды

специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых

условиях, найти место в своей семье, войти в контакт со своим новым окружением, в

особенности со школой и сверстниками, и всячески его поддерживать.

Мы желаем, чтобы все дети – и «особые», и обычные, независимо от наличия диагноза –

жили в семье. Но, к сожалению, именно те дети, которые особенно нуждаются в нашей

поддержке, пока еще не нашли самых лучших на свете родителей. Хочется верить, что их

мечты скоро обязательно сбудутся.

Автор: Харина Светлана

Анатольевна, социальный

педагог Службы

подбора, подготовки и

сопровождения

замещающих семей КГБУ

Детский дом 1.



В раздел образования