Автор: Якушева Оксана Николаевна
Должность: преподаватель классического танца
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск
Наименование материала: Методический доклад "
Тема: Пальцевая техника. Начальный этап обучения"
Раздел: дополнительное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА.
Преподаватель: Якушева Оксана Николаевна.
Концертмейстер: Похитайло Ольга Васильевна.
Предмет: «Классический танец»
Класс: 3.
Дата:
Тема урока: «Пальцевая техника. Начальный этап обучения»
Цель урока: коррекция и укрепление стопы через выработанную систему
пальцевой техники.
Тип урока: комбинированный (обучающий + тренировочный).
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих
уроках;
- развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся;
- развитие осмысленного и грамотного исполнения изученных движений.
- активизация интереса к классическому танцу;
Развивающие:
- развитие координации движений;
- развитие силы стоп, координации движений, выразительности поз;
-развитие устойчивости (апломба), как на двух ногах, так и на одной ноге;
-развитие выносливости;
- развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания,
формирование технических навыков;
- развитие профессиональных данных и овладение навыками и приемами для
занятий классическим танцем на пальцах (пуанты);
- укрепление опорно-двигательного аппарата.
Воспитательные:
- формирование эстетического воспитания:
- воспитание выразительности исполнения:
- воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;
- умение творчески взаимодействовать с педагогом для достижения
поставленной цели.
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ):
- словесный (объяснение, беседа):
- практический (разучивание и исполнение движений у станка и на середине)
Средства обучения:
- музыкальный центр:
- музыкальный инструмент – фортепиано.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированные:
- здоровьесберегающие.
Межпредметные связи:
- история хореографического искусства:
- гимнастика;
- классический танец.
ПЛАН УРОКА
Вводная часть урока (10 мин.)
- вход в танцевальный класс:
- поклон педагогу и концертмейстеру:
- обозначение темы и цели урока:
- краткая историческая справка о возникновении пальцевой техники.
Подготовительная часть урока (15 мин.)
- подготовительные разогревающие упражнения (разминка у станка);
- исполнение базовых комбинаций у станка, способствующих подготовке к
началу занятий пальцевой техникой (demi plie, battement tendu, rond de jambe
par terre, releve).
Основная часть урока (30 мин):
- проучивание движений, предполагаемых к изучению на уроке пальцевой
техники (исполнение на полупальцах);
- подготовительные упражнения пальцевой техники (разминка у станка):
- повторение выученных на предыдущем уроке движений пальцевой техники
у станка:
- проучивание движений пальцевой техники у станка и на середине зала
(комбинация releve et echappe по 1, 2, 5 позициям, sissone simple, pas suivi (на
месте и с продвижением);
- исполнение проученных у станка движений пальцевой техники на середине
зала (комбинация releve et echappe по 1, 2, 5 позициям, sissone simple, pas
suivi (на месте и с продвижением).
Заключительная часть урока (5 мин.):
- подведение итогов урока;
- поклон педагогу;
- выход из танцевального класса.
КОНСПЕКТ УРОКА
Вводная часть урока:
- вход учащихся в танцевальный класс. Музыкальное сопровождение: марш,
музыкальный размер 4\4 ;
- поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение: вальс,
музыкальный размер 3\4;
- обозначение темы и цели урока;
- краткая историческая справка о возникновении пальцевой техники
«Пуанты — это красивые атласные туфельки с жестким носком, без
каблука, на ленточках. Балерины словно рождаются в них. Но поначалу не
существовало ни обуви, ни слова «пуанты», а был лишь французский термин
— танцевать sur les pointes, что значит — танцевать на кончиках пальцев.
Пуант - в переводе с французского «острие». Пуантами называются
кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах - значит танцевать, опираясь не
полностью на всю стопу, а только на пуанты.
Впервые на сцену в пуантах-
тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария
Тальони в партии Флоры в балете «Зефир и Флора» в Ковент-Гарден,
Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в
1832 году в парижской Гранд-Опера в балете «Сильфида» в постановке
своего отца Ф. Тальони.
А самой первой русской балериной –
исполнительницей на пуантах называют Авдотью Истомину.
В 20-ом веке
танец на пуантах стал уже балетной классикой, а гениальная русская
балерина Анна Павлова - главной музой романтического балета. Она
объехала с гастролями весь мир, по приблизительным подсчетам дала около
9 тысяч спектаклей. Итальянский мастер Ниннолини изготовлял для нее в
год в среднем более 2 тысяч балетных туфель.
Подготовительная часть урока:
Разминка у станка.
Музыкальное сопровождение: полька, музыкальный размер 2\4:
Учащиеся подходит к станку (лицом к станку).
- упражнения для разогрева мышц стопы;
- упражнения для разогрева коленного сустава, подколенных связок;
- упражнения для разогрева тазобедренного сустава;
- упражнения для разогрева мышц спины, плечевого пояса;
- упражнения на растяжку.
Исполнение базовых комбинаций у станка, способствующих подготовке к
началу занятий пальцевой техникой (demi plie, battement tendu, rond de jambe
par terre, releve).
Основная часть урока:
Подготовительные упражнения пальцевой техники. Музыкальный размер
2\4:
- подготовительные упражнения пальцевой техники (разминка у станка):
- проучивание движений, предполагаемых к изучению на уроке пальцевой
техники (комбинация releve et echappe по 1, 2, 5 позициям, sissone simple, pas
suivi (на месте и с продвижением) (исполнение на полупальцах).
Повторение выученных на предыдущем уроке танцевальных комбинаций и
связок из фрагмента
:
- повторение выученных на предыдущем уроке движений пальцевой техники
у станка:
Проучивание движений пальцевой техники у станка и на середине зала
- проучивание движений пальцевой техники у станка и на середине зала
(комбинация releve et echappe по 1, 2, 5 позициям, sissone simple, pas suivi (на
месте и с продвижением);
- исполнение проученных у станка движений пальцевой техники на середине
зала (комбинация releve et echappe по 1, 2, 5 позициям, sissone simple, pas
suivi (на месте и с продвижением).
Заключительная часть урока:
- подведение итогов урока;
- поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение: вальс,
музыкальный размер 3\4;
- выход из танцевального класса. Музыкальное сопровождение: марш,
музыкальный размер 2\4.
В основе всего урока положена здоровьесберегающая и личностно-
ориентированная технология.
Здоровьесберегающая:
- поддержание умственной и физической работоспособности учащихся на
протяжении всего урока, предупреждение переутомления путем смены
деятельности;
- в самом процессе урока по хореографическим дисциплинам
осуществляется здоровьесбережение, так как процесс является не только
образовательным, но и оздоровительным.
Личностно-ориентированная:
- поддержание высокого уровня мотивации учащихся в течение всего урока;
- обязательная оценка и корректировка процесса и результата деятельности
учащихся в ходе урока;
- формирование у учащихся уверенности в своих силах, повышение личной
самооценки.