Автор: Ступаченко Евгения Александровна
Должность: преподаватель 1 категории циркового отделения
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда "ДШИ им. М. А. Балакирева
Населённый пункт: Волгоградская обл., г. Волгоград
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Методика обучения фляка назад"
Раздел: дополнительное образование
Комитет по культуре администрации Волгограда
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Волгограда
«Детская школа искусств имени М. А. Балакирева»
Методический
доклад
«Методика обучения фляка назад»
преподаватель 1 категории циркового отделения
Ступаченко Евгения Александровна
2022
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение.
2.Фазы прыжка «Фляк» и механика движения тела.
3.Переворот назад – фляк.
- обучение
- затруднения в обучении
- вспомогательные упражнения
4.Отработка фляка назад со страховкой
- основные ошибки
5.Заключение
6.Список литературы
1.
ВВЕДЕНИЕ
«Фляк» - это сложное, локомоторное, ацикличное, симметричное движение,
связанное с отталкиванием тела от опорной поверхности, подбрасыванием
его вверх и последующим приземлением. Этот вид прыжка имеет четыре
фазы: первая - подготовительная, вторая - толчок, третья - 1й полет,
четвертая - промежуточная (между двумя полетами), пятая - 2й полет и
шестая - приземление.
Переворот назад (фляк) — одно из основных акробатических упражнений.
Техника прыжка подразумевает определенную компанию двигательных
действий. Построение движений подчиняется биомеханическим
закономерностям, без знания которых неосуществим целенаправленный
плодотворный тренировочный процесс. Работа в первой фазе сводится к
обеспечению позы и созданию наиболее выгодных условий для
отталкивания. Чтобы отталкивание было сильным, центр тяжести тела в
начале должен занимать наиболее низкое положение, а в конце - наиболее
высокое. Кроме того, важным условием, повышающим силу отталкивания,
является растягивание ведущих мышц, осуществляющих прыжок.
Из внешних сил - сила тяжести и сила реакции опоры, при этом сила реакции
опоры действует только в первой и последней фазе. ОЦТ также
передвигается, описывает фигуру, которая называется парабола. Сила толчка
оптимально должна быть направлена под углом 45 градусов к плоскости.
Площадь опоры в разных фазах различается - наибольшая в
подготовительной (площадь стоп и поверхности между ними), к концу фазы
толчка площадь поверхности уменьшается, потому что с опорой
взаимодействует только передний отдел стопы. При приземлении площадь
опоры - задний отдел стопы, и к концу фазы площадь увеличивается. Самая
высокая устойчивость в первую и последнюю фазу, поэтому в первой фазе
человек устойчив по отношению назад, а последняя, наоборот - по
отношению кпереди.
2.
Фазы прыжка «Фляк» и механика движения тела
В первой подготовительной фазе наиболее обеспечивается оптимальная
поза. Затем создаются наиболее выгодные условия для прыжка. Чтобы
отталкивание было сильным, нужно, чтобы ОЦТ располагался сначала низко,
а потом занял наиболее высокое положение.
Перед выполнением прыжка «Фляк» ученик принимает напряженное
положение - стойка «смирно», - мобилизуя внимание человека, создает
наиболее благоприятные условия для выполнения движений и перемещений
тела.
Голова в напряженном положении тела держится более прямо так, что лицо
занимает почти вертикальное положение, позвоночный столб разогнут,
шейный лордоз увеличен, грудная клетка приподнята, туловище как бы
вынесено вперед, пояс верхних конечностей отведен назад.
Нагрузка на мышцы задней поверхности тела резко возрастает.
Удерживающую работу выполняют мышцы-разгибатели головы и
позвоночного столба. Напряжение мышц-разгибателей позвоночного столба
увеличивает наклон таза, что создает более выгодные условия для опоры
внутренних органов.
Мышцы живота несколько растянуты и напряжены. В области
тазобедренного сустава напряжены мышцы-разгибатели бедра, работающие
при дистальной опоре, что препятствует наклону таза вперед. В коленном
суставе момент силы тяжести действует на переразгибание, чему
препятствуют боковые и крестообразные связки. Напряжение четырехглавой
мышцы бедра удерживает разогнутое положение конечности. Наибольший
момент силы тяжести оказывается в области голеностопного сустава и
суставов стопы. Для противодействия ему сильно напряжены мышцы-
сгибатели стопы - задней поверхности голени и подошвенной поверхности
стопы. Далее в этой фазе тело принимает положение приседа - Стопа
фиксирована, туловище несколько согнуто, голова наклонена кпереди, работа
выполняется уступающая, опора дистальная. Пояс верхней конечности
опущен. Работа мышц нижней конечности будет уступающей, сами мышцы
находятся в растянутом состоянии. Туловище и голову в этом положении
держат разгибатели, в руках тоже работают разгибатели.
Отведенные назад руки растягивают мышцы-сгибатели, пояс верхних
конечностей опущен книзу, ОЦТ понижается. В подготовительной фазе
должен быть выдох, при отталкивании вдох, затем небольшая задержка
дыхания и, при приземлении, выдох.
Во второй фазе происходит отталкивание одновременно двумя ногами,
важно, чтобы стопы располагались равномерно. В этом случае сила
передается более равномерно и используется более рационально.
При отталкивании - сгибание в голеностопном и разгибание в коленном и
тазобедренном суставах, тело выпрямляется, руками совершается резкий
взмах, ОЦТ повышается. Ведущие мышцы при отталкивании - сгибатели
стопы, разгибатели в коленном суставе, разгибатели в тазобедренном
суставе, разгибатели позвоночника.
Для передачи силы отталкивания все мышцы должны быть хотя бы на
короткое время закреплены. Достигается это путем кратковременного
напряжения мышц антагонистов.
Третья фаза - фаза 1го полета. Одновременно происходят движения рук
вверх и немного назад и сгибания туловища также назад за счет растягивания
мышц живота и сгибания мышц спины.
Фаза полета не является пассивной, в ней необходимо максимально
использовать траекторию полета, принять и сохранить определенное
положение тела, которое не только не мешало бы движению, но и
способствовало последующему приземлению.
Четвертая промежуточная фаза (между двумя полетами) - приземление на
руки и снова толчок для последующего прыжка. Полет совершается по
инерции тела, руки в данном случае являются связующим звеном между
полетами и являются основной опорой об пол для тела во время переноса ног
в прыжке сзади наперед. ОЦТ снижается.
Пятая фаза - 2й полет. Она способствует дальнейшему приземлению на
ноги. Полет также совершается по инерции тела. При отталкивании руками
от пола - сгибание в кистях и разгибание в локтевом суставе, тело совершает
очередной прыжок, ОЦТ повышается.
Ведущие мышцы при отталкивании - сгибатели в кисти, разгибатели в
локтевом суставе, разгибатели в поясничном суставе, разгибатели
позвоночника и, что не мало важно, сгибатели мышц живота (именно за счет
напряжения и сгибания этих мышц совершается перенос в воздухе ног и
большей части тела сзади наперед).
Шестая фаза - фаза приземления. В этой фазе полного разгибания в суставах
нижней конечности не происходит, так как она используется в качестве
рессорного аппарата для амортизации сотрясения тела.
Амортизация достигается уступающей работой мышц, участвующих при
выпрямлении тела. Не происходит также полное опускание верхней
конечности и полное разгибание туловища. Эти отделы тела в значительной
мере выполняют работу по балансированию тела, приводя его в такое
положение, при котором траектория ОЦТ проходила бы в момент
приземления внутри площади опоры; в ином случае произойдет падение.
Таким образом, при выполнении «Фляк» требуется кратковременное, но
очень энергичное сокращение мышц в момент отталкивания. Во время
группировки тела, а также во время его выпрямления и приземления
мышечная работа менее интенсивна.
Для успешного выполнения данного упражнения важна точная координация
движений всего тела. Это возможно только в том случае, когда спортсмен
хорошо чувствует свое тело, то есть, когда двигательный анализатор в
результате систематической тренировки тонко воспринимает раздражения,
получаемые с периферии, а в ответ на афферентные раздражения следуют
точные и координированные импульсы к активной части опорно-
двигательного аппарата -- к мышцам.
Выполнять «Фляк» тем легче, чем меньше момент инерции тела по
отношению к поперечной оси, проходящей через его ОЦТ.
Поэтому лицам с небольшой длиной тела выполнять сальто легче, чем тем, у
кого та же масса, но больше рост. У высокорослых даже при максимальной
группировке тела момент инерции остается сравнительно большим.
3.
Переворот назад – фляк.
В современных акробатических комбинациях с преимущественным
вращением назад – один из основных разгонных элементов, показан на
рисунке 1.
Следовательно, учить надо такому фляку, который позволил бы развить
большую вращательную и поступательную скорость. Основу фляка
составляют две его тесно связанные части: прыжок назад на руки (кадры 2-6)
и прыжок с рук на ноги - курбет (кадры 6-9). Без преувеличения можно
сказать, что курбет, как составляющая многих прыжков, в том числе и
ходовая часть во многие сальто – основа основ прыжковой акробатики.
Обучение.
А. Исходная база.
1. Умение опускаться в полноценный мост со страховкой, а лучше
самостоятельно.
2.Умение быстро отталкиваться вверх и назад со свободным хлёстким махом
руками вверх и назад до отказа.
Б. Основные упражнения.
1. Прыжок назад - вверх с хлёстообразным махом руками и приземлением на
спину на горку поролоновых матов высотой до уровня поясницы. Задача
упражнения – научиться двигаться назад и вверх до положения прогнувшись,
лёжа на матах. С этой же целью можно выполнять выпрыгивания назад и
вверх с поддержкой тренером под поясницу.
2. Из стойки на руках на повышенной опоре прыжок с рук на ноги с мощным
подхлёстывающим махом ногами. По мере овладевания движением высота
места приземления увеличивается. Основная задача упражнения – научиться
делать быстрый мощный курбет.
3. Фляк с места с помощью и страховкой. Тренер поддержит обучаемого
одной рукой под поясницу, другой под бедра. Поддержкой злоупотреблять не
рекомендуется. Как только спортсмен научится уверенно переворачиваться
через голову и приземляться на руки, ему следует приступить к
самостоятельному выполнению фляка.
4. Фляк с постановкой рук на пониженную опору и выполнением курбета с
высоты.
Это упражнение позволяет создать в сознании обучаемого модель элемента.
Рекомендуется для начала следующее соотношение высот мест опоры: 0.4:
0.3: 0.2 м. В дальнейшем место приземления на руки и ноги следует
повышать до нормы.
Затруднения в обучении.
Замедленное выполнение фляка, гимнаст долго остаётся в позе согнувшись
после окончания прыжка.
1. Гимнаст вяло выполняет прыжок назад, делает его низко, ставит руки в
стопор.
2. Вместо хлёсткого мощного маха ногами в курбете спортсмен пассивно
опускает ноги на опору, надо обращать внимание на быстрый мах ногами к
опоре с активным разгибанием туловищем.
Медленный фляк в комбинации из серии фляков.
3. Малоактивное перемещение туловища и таза назад - вверх при толчке
ногами. При выполнении упражнения нужно подчёркнутый уход спины
назад и вверх, как бы сдвигая на пути препятствие, при этом мах руками
следует выполнять по более высокой траектории.
4. Чрезмерно стопорящая (острая) постановка рук на опору. Мах руками
следует выполнять по более высокой траектории, ставя руки «под себя»,
ближе к месту опоры на ноги.
5. Ранее начало и окончание движений курбета. Внимание исполнителя
рекомендуется заострить на более активном движении тазом по ходу фляка,
особенно в начале его второй половины, вслед за этим ускорить мах бёдрами
и голенями.
Вспомогательные упражнения.
1. Фляк на батуте с опорой руками на мат, лежащий на сетке, с помощью
тренера.
2. Серии фляков на дорожке с амортизирующими подвесками. Применяется
для самостоятельного разучивания как фляка отдельно, так и серии прыжков.
Задача – выполнение серии с увеличением скорости перемещения по ходу, не
уменьшая высоты фляков.
Успешное овладение фляком возможно при умении быстро делать
полноценный мост и сильно отталкиваться назад - вверх с одновременным
свободным махом руками вверх - назад.
Учебные задания:
1. Мост из положения, лежа на спине и наклоном назад.
2. Прыжок назад и вверх на спину, на горку матов с овальной поверхностью
на уровне поясницы. Мах руками должен быть хлестким, со стремлением
дотянуться руками до пола за горкой. Следует добиваться взрывного
характера толчка и быстрого принятия конечного положения.
3. Курбет из стойки на руках на повышенной опоре с мощным хлестким
махом ногами. Высота поверхности приземления должна постепенно
увеличиваться. Задание будет выполнено, если акробат научится делать
быстрый и мощный курбет с активным разгибанием туловища.
4. Фляг с места с помощью и страховкой. Цель - научить спортсмена
переворачиваться через голову с соответствующей длиной полета.
5. Переворот назад с выполнением прыжка на руки и курбета на пониженную
опору. По мере овладения ритмической структурой фляга перепад высот
постепенно уменьшается.
6. Соединения из 2-3 фляков в обычных условиях и фляг на повышенную
опору.
Для того чтобы правильно выполнить фляк назад, вам нужно отработать два
движения – прыжок назад с опорой на руки, а затем прыжок с рук на ноги.
Начинайте тренироваться с выполнения обыкновенного мостика из
положения стоя.
Сначала выполняйте мостик со страховкой, а затем делайте его
самостоятельно, стараясь опускаться назад, а затем подниматься в исходную
позицию резким и хлестким движением. Положите на пол гимнастические
маты, чтобы смягчить удар и тренируйтесь резко подавать руки и туловище
назад, приземляясь на спину после прыжка.
Научитесь также выпрыгивать назад и вверх – если самостоятельно у вас не
получается это сделать, попросите помощника поддержать вас под поясницу.
Во время тренировочных прыжков всегда делайте захлест руками назад.
Затем проработайте стойку на руках – вы должны удерживать равновесие и
баланс тела, а из стойки на руках резко перепрыгивать на ноги, делая мах
ногами. Этот мах должен быть быстрым и мощным - тогда прыжок с рук на
ноги будет эффектным.
Работайте над оттачиванием техники фляка с тренером, но после того как у
вас начнет получаться переворот через голову, а затем переворот с рук на
ноги, старайтесь выполнять перевороты без поддержки. Для тренировки вы
можете выполнять переворот с пониженной опоры, на которой находятся
ваши руки.
Повторяйте упражнения многократно, чтобы избежать распространенных
ошибок – например, слишком медленного и вялого маха ногами, который
делает невозможным мощный и активный переворот. Мах руками всегда
выполняйте по высокой траектории, а руки ставьте ближе к опоре ногами.
Переворот назад (фляк) является основной частью акробатических прыжков.
Новички, изучая фляк, обязательно должны подстраховываться поясом или
партерами, в ином случае можно травмировать шею и руки.
Инструкция
Сделайте максимальный толчок ногами. Голову при толчке необходимо как
выше и как можно отклониться назад: благодаря этому разворот окажется
эффективней. Если при повороте прижать голову к коленям, то темп прыжка
замедлиться, и докрутить прыжок не удастся.
Резко выпрямите ноги, отталкивать при этом прямыми руками от пола. От
инерции, полученной при взмахе руками и от сильного толчка ногами,
корпус с ногами не прерывает вращательное движение.
Подготавливать новичков к флягу желательно с простых кувырков взад-
вперед, они разминают позвоночник и постепенно избавляют от страхов
получить травму.
4.
Отработка фляка назад со страховкой
Теперь мы перейдем к самой сложной части в изучении фляка назад –
страховке. Напарник должен стоять очень близко и уверенно вас страховать.
1. Лучше делать с небольшой возвышенности на мягкие маты, чтобы было
легче
2. Перед прыжком встаньте так, чтобы пятки немного свисали
3. В таком положении легче уйти назад на руки
4. Ваш напарник стоит сбоку максимально близко к вам
5. Вы, присев на 1/3 полного приседа, заводите руки назад
6. Дальше вы начинаете делать мах прямыми руками
7. После начинается падение назад и отталкивание ногами
8. Вы уходите под углом в 45 градусов, делаете максимальный прогиб в
спине
9. Напарник обязательно одной рукой держит за таз, а второй под ногами
10. При такой страховке в случае недокрута, он сможет вас перекинуть, и вы
безопасно упадете на маты
11. Вы ставите руки и делаете фляк назад через стойку на руках с прогибом
12. Далее вы сгибаете корпус и делаете курбет
13. При приземлении ваше тело напряжено, а руки подняты вверх
Основные ошибки
1. Подтягивание колен
Вам страшно и вы подтягиваете ноги к себе как на сальто назад. В момент
прыжка вам нужно максимально прогнуться и натянуть всё тело.
1. Слабый мах руками
Ваш мах не успевает за плечами. Начинайте делать мах руками намного
раньше и в 2 раза сильнее.
1. Расслабленное тело
Это происходит из-за страха или маленького количества повторений базовых
упражнений. Делайте 3 раза прыжок на куб и 1 раз прыжок со страховкой.
1. Слишком резкий прыжок
Перед началом элемента вы должны плавно и постепенно разгоняться. Резко
дергаясь, вы только портите технику исполнения.
1. Прыжок вперед в начале
Перед фляком вы пытаетесь оттолкнуться ногами сильнее, но вместо этого
прыгаете чуть вперед. Делайте движение более плавно с последующим
ускорением.
Фляк назад
Теперь мы сделаем сам элемент без страховки и постепенно перенесем его на
плоскость (пол или дорожку).
1. Сначала мы делаем его с возвышенности на маты
2. Потом мы уменьшаем эту возвышенность и повторяем фляк
3. Дальше мы делаем на дорожке на 2 мягких мата
4. Потом на 1 мат
5. И в конечном итоге уже без матов
При таком исполнении вы очень плавно подберетесь к самому элементу и
вам не будет так страшно его изучение.
Основные ошибки:
Согнутые ноги
В момент выполнения фляка вы не выпрямляете полностью ноги.
Сконцентрируйте внимание на ногах и натягивайте носки, таким образом,
напрягая ноги по всей длине.
Согнутые руки
В момент маха ваши руки согнуты, потому что вы боитесь удариться руками.
Сделайте пару прыжков на мат с акцентом на прямые руки.
Сильный прогиб в спине
Вы слишком прогибаетесь под себя, думая, что вам не хватит скорости.
Сделайте пару прыжков на мат в длину, а потом фляк назад.
Подламывание в начале движения
Вместо отталкивания ног, вы выбрасываете таз вперед, что вызывает подлом.
При таком исполнении можно упасть на голову.
Сутулая спина
Вы не попадаете на руки и вас подламывает в стойке на руках. Растягивайте
плечи и тренируйте мостик.
Слабый мах руками
В середине движения ваши плечи образуют угол и из-за него вам не удается
закончить фляк. Делайте мах руками в 2 раза сильнее.
5. Заключение.
Рассматривая, с точки зрения анатомии, какое-либо положение или движение
тела, взятое из практики спорта, мы неизбежно используем также данные
смежных с анатомией наук. Необходимо хорошо знать как технику
выполнения разбираемого движения, так и основы теоретической механики.
Без этого будет непонятно соотношение между внешними и внутренними
силами, действующими на тело спортсмена. В задачу анатомического
анализа входит, главным образом, определение этих соотношений и
специальное изучение в основном его внутренних сил - сил его
двигательного аппарата.
Каждое движение, производимое человеком, любое положение, которое он
занимает, упражнение, выполняемое им, обусловлены взаимодействием
внешних и внутренних сил, где внешние действуют из вне или при
взаимодействии с внешним миром: землей, водой, воздухом, предметами. А
внутренние силы возникают в самом теле и обуславливают взаимодействие
между звеньями или точками какой-либо системы.
При движении вниз сила тяжести является силой движущей, при движении
вверх - тормозящей, при движении по горизонтали - «нейтральной». Сила
тяжести является постоянным раздражителем рецепторного и
вестибулярного аппаратов, обеспечивающих координацию движений и
сохранение определенной позы.
Мы выяснили также, что при выполнении прыжка «Фляк» есть активные и
пассивные мышцы.
Выполняя любое упражнение важно быть сосредоточенным, собранным и
внимательным, а также четко следовать инструкциям и использовать все
знания относительно выполняемого упражнения.
6. Список использованной литературы:
1. Анатомия человека /под редакцией В.И. Козлова М., 1978/
2. Бутин М.М. Лыжный спорт для факультетов физического воспитания М.,
1983 и другая литература по лыжам
3. Грачев М.С. Анатомия аппарата движений М., 1972
4. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека М., 1985
5. Легкая атлетика. Учебник
6. Палыга. Гимнастика. Учебник для факультетов физического воспитания
М., ФиС, 1980
7. Тваладзе Г.М. Анатомический анализ движения человеческого тела М.,
1969
8. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и
спортивной морфологии).