Напоминание

"Сказка на песке"


Автор: Теренина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛОГБУ Выборгский КЦСОН "Добро пожаловать!"
Населённый пункт: город СВетогорск
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа социальной направленности с использованием методов песочной терапии
Тема: "Сказка на песке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение

«Выборгский комплексный центр социального обслуживания

«Добро пожаловать!»

Рассмотрена и принята: УТВЕРЖДЕНА:

На педагогическом совете Приказом ЛОГБУ Выборгский

Протокол № _2___ КЦСОН «Добро пожаловать!»

от «__12__» __декабря__2018г. от «_12__» декабря 2018 г.

№_____

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

с использованием методов песочной терапии

«Сказка на песке»

Возраст обучающихся: 3-10 лет

Срок реализации: 1 год.

Автор программы:

воспитатель Теренина Н.В.

Светогорск 2018

Актуальность

Песочницу можно использовать в качестве психопрофилактического,

развивающего средства.

В одних случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода

коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка

эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).

В других случаях — в качестве вспомогательного средства, которое

позволяет стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить

эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в

качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми.

Особо нуждаются в такой терапии дети с ОВЗ.

Эти дети характеризуются :

слабой эмоциональной устойчивостью;

нарушением самоконтроля во всех видах деятельности;

агрессивностью поведения и ее провоцирующий характер;

трудностями приспособления к детскому коллективу;

суетливостью, частыми сменами настроения и чувствами страха;

манерничаньем, фамильярностью по отношению к взрослому.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная

экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также

конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что

становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых

нарушений.

Нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими

заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и

стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и

2

стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние

непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное

благополучие.

Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств,

приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному

повышению моторного и когнитивного развития ребенка и содействовала

снятию стрессового состояния.

Многолетние наблюдения и опыт педагогов доказывают, что игра в песок

позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является

прекрасным психопрофилактическим средством.

Песочная терапия отличается простотой действий, многократным

повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной

композиции.

Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка,

поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и

удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес, который

служит основой для познавательной активности и желания учиться.

Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым

доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Организуя специальные условия для того, чтобы ребенок мог отыграть с

помощью песка свои страхи, сдерживаемую агрессию и другие невыраженные

чувства, и научился находить конструктивный выход из конфликтных

ситуаций.

Световой стол , где ребенок может рисовать песком, является маленькой

моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться

внутренние баталии и конфликты маленького человека, выражая их вовне. И

посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит

решения для вполне реальных жизненных задач.

3

Это происходит за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно

создает рисунок из песка – стирает его – создает новый – и снова и снова…

благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения –

это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте

старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока

такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!

Новизна программы

Приобщение родителей к совместной игровой деятельности с детьми

посредством песочной терапии: рисование на световом столе, игра в песочнице,

изучение и применения правил игры с песком, изготовление игрушек из

подручных материалов.

Для знакомства с целью песочной терапии разработан буклет «Песочная

терапия как средство снятия эмоционального напряжения и развития

тактильных ощущений»

Цель : стабилизация психоэмоционального состояния ребенка, развитие

тактильных ощущений, навыков моторики рук.

Задачи :

Образовательные:

Создать условия для развития творческой активности детей в рамках игры с

песком;

Научить понимать свойства песка путем его действенного познания;

Обучать и совершенствовать навыки рисования, конструирования и

моделирования при игре с песком;

Развивающие:

Развивать навыки совместной деятельности, чувство принадлежности к группе,

чувство групповой сплоченности;

Развивать чувство собственной значимости и уверенности, положительную «Я-

концепцию»;

4

Развивать и активизировать речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей эмоциональные, нравственные и эстетические качества,

добрые взаимоотношения;

Формировать умение выражать свои чувства посредством игры, игровых

упражнений;

Воспитывать добрые чувства к родным и близким, внимательное отношение к

сверстникам и взрослым.

Продолжительность программы:

Цикл занятий рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся в форме

кружковой работы – 1 раз в неделю во второй половине дня. Программа

рассчитана на детей с ОВЗ от 3 до 10 лет.

Планирование:

С сентября по май включительно проводится 1 занятие в неделю.

Продолжительность занятия 20 минут. Общее количество занятий в год – 32.

Воспитательно-образовательные задачи решаются как в подгрупповой, так и в

индивидуальной форме работы. Количество детей: 12 человек.

Объем содержания определяется тематическим планом. Педагогический

мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный в

сентябре, итоговый в мае.

Методы и приемы песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с

раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы

экспериментирования, наблюдения.

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной

дождь», инсценировка, элементы театрализации).

5

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений

литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,

прибаутки).

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций,

моделирование).

5. Релаксация.

6.Концентрация.

7.Сказкотерапия.

Формы работы:

1. Сюжетные игры;

2. Игры-забавы;

3. Дидактические игры-упражнения;

4. Рассказывание сказок;

5. Инсценирование;

6. Рисование песком;

8. Конструирование;

9. Тематические праздники;

10. Дыхательная гимнастика.

Ожидаемые результаты в изменении психическом и физическом

развитии у детей:

1) у ребенка снимаются трудности в общении, исчезают страхи, навязчивость

и другие расстройства;

2) корректируется поведение: снятие агрессии, замкнутости;

3) совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов;

4) ребенок научится исследовать собственные чувства и желания;

6

5) ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками и близкими

людьми;

6) ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих

внутренних ресурсов;

7) ребенок расширит свои знания об эмоциях, научится понимать

эмоциональное состояние других людей.

Оснащение рабочего места .

1.Стол с подсветкой, наполненный песком

Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым,

просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно

светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

2. Технические устройства:

- компьютер, фотоаппарат.

3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.

Необходимо :

-фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных

исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства,

фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини

разных народов, колдуны, ведьмы и пр.

-Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и

домашние

- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.

- Деревья, кусты, цветы и другие растения.

- Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки,

кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.

- Транспортные средства ( наземные, водные, воздушные)

7

- Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

Методические разработки:

1.

Сценарий «Песочная поляна»

2.

Сценарий «Песочный дождь»

3.

Сценарий «Путешествие в сказку»

4.

Сценарий «День рождения Песочной феи».

Календарно-тематическое планирование

.

Сентябрь

1. Тема «Знакомство с песком»

Цель: вызвать интерес к игре с песком, развивать тактильные ощущения, снять

эмоциональное и мышечное напряжение.

2. Тема «Узоры на песке»

Цель: развитие моторики рук, учить выражать свои эмоции через рисование

пальчиками.

3. Тема «Следы на песке»

Цель: развивать логическое мышление и наблюдательность, вызывать

положительный эмоциональный отклик от игры с песком.

4. Тема «Брось камешек в лунку»

Цель: развитие координации движения, учить выполнять действия по команде.

Октябрь:

1. Тема «Что спрятано в песке?»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, моторики рук, учить играть в

команде.

2. Тема «Забавные ладошки»

8

Цель: учить приемам рисования на песке пальцем, двумя пальцами и ладонью,

развивать тактильные ощущения, координацию кисти рук и пальцев.

3. Тема «Солнечные лучики»

Цель: учить приемам работы с песком, высыпать, ровнять поверхность,

проводить прямы линии и рисовать круг.

4. Тема «Праздничное украшение»

Цель: учить создавать аппликации на песке с помощью подручных материалов,

активизировать словарный запас.

Ноябрь:

1. Тема «Простые опыты с песком»

Цель: знакомство со свойствами песка, закрепление понятий «мокрый»,

«сухой», развивать воображение и логическое мышление.

2. Тема «Бусы для мамы»

Цель: закрепление навыков изображения круга, развивать фантазию,

воспитывать добрые чувства к родным и близким.

3. Тема «Наша дружба»

Цель: развивать коммуникативные навыки, активизировать словарный запас,

закрепить умение играть в команде.

4. Тема «Страна воображение»

Цель: развивать интерес к окружающему миру, вызывать положительные

эмоции от игровой деятельности.

Декабрь

1. Тема «Песочный ветер»

Цель: научить приемам дыхательной гимнастики, развивать коммуникативные

навыки, вызывать положительный эмоциональный отклик от игры с песком.

2. Тема «Что лишнее?»

9

Цель: развивать логическое мышление и воображение, навыки моторики рук.

Активизировать словарный запас.

3. Тема «Снежинка»

Цель: научить рисовать песком линии, набирать в кулачок песок и рисовать

снежинку из линий.

4. Тема «Птица»

Цель: развивать навыки моторики рук и пальцев, закрепить названия частей

тела птицы, пополнять словарный запас.

Январь

1. Тема «Заборчики»

Цель: развивать навыки конструирования из подручных материалов, учить

работать в команде, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

2. Тема «Мокрые камешки»

Цель: развивать пространственное воображение, закрепить знание свойств

песка, вызывать положительный эмоциональный отклик от игры с песком.

3. Тема «Секретное задание»

Цель: развивать интерес к игровой деятельности, наблюдательность и ловкость.

4. Тема «Игры с решетом»

Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, участвовать в

совместной игре с родителями.

Февраль

1. Тема «Картины на песке»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие навыков мелкой моторики

и навыков рисования.

2. Тема «Нарисуй домик для куклы Маши»

10

Цель: учить рисовать песком и по песку пальчиками, воспитывать творческую

активность.

3. Тема «Дорожка из камешков»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, навыков

моделирования.

4. Тема «Необыкновенные следы»

Цель: развитие воображения и фантазии, пространственной ориентировки.

Март

1. Тема «Сказочный зимний лес»

Цель: закрепить знания о временах года, развитие слухового и зрительного

восприятия, тактильных ощущений.

2. Тема «Путешествие на остров Сокровищ»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильно-кинетической

чувствительности и мелкой моторики рук.

3. Тема «Песочный дождь»

Цель: гармонизация психоэмоционального состояния детей, разрядка

агрессивных импульсов, тревоги и напряжения.

4. Тема «Золотоискатели»

Цель: развивать воображение, логическое мышление, коммуникативные

навыки. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Апрель

1. Тема «Во саду ли в огороде»

Цель: развитие фантазии, пополнение словарного запаса. Закрепить названия

фруктов и овощей.

2. Тема «Песочная поляна»

11

Цель: учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи

слова: «шершавый», «твердый», «мягкий» и т.д., воспитывать бережное

обращение с песком

3. Тема «Птичий двор»

Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления и воображения.

4. Тема «Цветы из песка»

Цель: развивать эстетическое восприятие, воспитывать интерес к окружающему

миру, бережное отношение к природе.

Май.

1. Тема «День рождения Песочной феи».

Цель: развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений

выполнять действия по инструкции; воспитание чувства радости.

2. Тема «Роспись песком»

Цель: развитие познавательных процессов, внимания, воображения,

совершенствование координации движения

3. Тема «Играем в театр на песке»

Цель: развивать интерес к театральной деятельности, активизировать

словарный запас, вызывать положительный эмоциональный отклик.

4. Тема «Волны, волны…»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие воображения.

12

Список литературы:

1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2.

– с. 2

2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-

волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная

педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная

педагогика. – 2004. - №5. – с. 26

4. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13

5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы

детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010

6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь»,

2005

9. Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических

игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической

психологии образования - №1/2006

10. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39

11. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная

педагогика. – 2006. - №4. – с. 56

12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и

др. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

13. Санкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Питер,

2001г.

14. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002 г.

13

14



В раздел образования