Автор: Теренина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛОГБУ Выборгский КЦСОН "Добро пожаловать!"
Населённый пункт: город СВетогорск
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа социальной направленности с использованием методов песочной терапии
Тема: "Сказка на песке"
Раздел: дополнительное образование
Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение
«Выборгский комплексный центр социального обслуживания
«Добро пожаловать!»
Рассмотрена и принята: УТВЕРЖДЕНА:
На педагогическом совете Приказом ЛОГБУ Выборгский
Протокол № _2___ КЦСОН «Добро пожаловать!»
от «__12__» __декабря__2018г. от «_12__» декабря 2018 г.
№_____
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
с использованием методов песочной терапии
«Сказка на песке»
Возраст обучающихся: 3-10 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор программы:
воспитатель Теренина Н.В.
Светогорск 2018
Актуальность
Песочницу можно использовать в качестве психопрофилактического,
развивающего средства.
В одних случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода
коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка
эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).
В других случаях — в качестве вспомогательного средства, которое
позволяет стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить
эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в
качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми.
Особо нуждаются в такой терапии дети с ОВЗ.
Эти дети характеризуются :
слабой эмоциональной устойчивостью;
нарушением самоконтроля во всех видах деятельности;
агрессивностью поведения и ее провоцирующий характер;
трудностями приспособления к детскому коллективу;
суетливостью, частыми сменами настроения и чувствами страха;
манерничаньем, фамильярностью по отношению к взрослому.
Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная
экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также
конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что
становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых
нарушений.
Нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими
заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и
стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и
2
стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние
непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное
благополучие.
Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств,
приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному
повышению моторного и когнитивного развития ребенка и содействовала
снятию стрессового состояния.
Многолетние наблюдения и опыт педагогов доказывают, что игра в песок
позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является
прекрасным психопрофилактическим средством.
Песочная терапия отличается простотой действий, многократным
повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной
композиции.
Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка,
поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и
удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес, который
служит основой для познавательной активности и желания учиться.
Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым
доступным и естественным способом развития и самотерапии.
Организуя специальные условия для того, чтобы ребенок мог отыграть с
помощью песка свои страхи, сдерживаемую агрессию и другие невыраженные
чувства, и научился находить конструктивный выход из конфликтных
ситуаций.
Световой стол , где ребенок может рисовать песком, является маленькой
моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться
внутренние баталии и конфликты маленького человека, выражая их вовне. И
посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит
решения для вполне реальных жизненных задач.
3
Это происходит за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно
создает рисунок из песка – стирает его – создает новый – и снова и снова…
благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения –
это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте
старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока
такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!
Новизна программы
Приобщение родителей к совместной игровой деятельности с детьми
посредством песочной терапии: рисование на световом столе, игра в песочнице,
изучение и применения правил игры с песком, изготовление игрушек из
подручных материалов.
Для знакомства с целью песочной терапии разработан буклет «Песочная
терапия как средство снятия эмоционального напряжения и развития
тактильных ощущений»
Цель : стабилизация психоэмоционального состояния ребенка, развитие
тактильных ощущений, навыков моторики рук.
Задачи :
Образовательные:
Создать условия для развития творческой активности детей в рамках игры с
песком;
Научить понимать свойства песка путем его действенного познания;
Обучать и совершенствовать навыки рисования, конструирования и
моделирования при игре с песком;
Развивающие:
Развивать навыки совместной деятельности, чувство принадлежности к группе,
чувство групповой сплоченности;
Развивать чувство собственной значимости и уверенности, положительную «Я-
концепцию»;
4
Развивать и активизировать речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эмоциональные, нравственные и эстетические качества,
добрые взаимоотношения;
Формировать умение выражать свои чувства посредством игры, игровых
упражнений;
Воспитывать добрые чувства к родным и близким, внимательное отношение к
сверстникам и взрослым.
Продолжительность программы:
Цикл занятий рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся в форме
кружковой работы – 1 раз в неделю во второй половине дня. Программа
рассчитана на детей с ОВЗ от 3 до 10 лет.
Планирование:
С сентября по май включительно проводится 1 занятие в неделю.
Продолжительность занятия 20 минут. Общее количество занятий в год – 32.
Воспитательно-образовательные задачи решаются как в подгрупповой, так и в
индивидуальной форме работы. Количество детей: 12 человек.
Объем содержания определяется тематическим планом. Педагогический
мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный в
сентябре, итоговый в мае.
Методы и приемы песочной терапии:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с
раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы
экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной
дождь», инсценировка, элементы театрализации).
5
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений
литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,
прибаутки).
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций,
моделирование).
5. Релаксация.
6.Концентрация.
7.Сказкотерапия.
Формы работы:
1. Сюжетные игры;
2. Игры-забавы;
3. Дидактические игры-упражнения;
4. Рассказывание сказок;
5. Инсценирование;
6. Рисование песком;
8. Конструирование;
9. Тематические праздники;
10. Дыхательная гимнастика.
Ожидаемые результаты в изменении психическом и физическом
развитии у детей:
1) у ребенка снимаются трудности в общении, исчезают страхи, навязчивость
и другие расстройства;
2) корректируется поведение: снятие агрессии, замкнутости;
3) совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов;
4) ребенок научится исследовать собственные чувства и желания;
6
5) ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками и близкими
людьми;
6) ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих
внутренних ресурсов;
7) ребенок расширит свои знания об эмоциях, научится понимать
эмоциональное состояние других людей.
Оснащение рабочего места .
1.Стол с подсветкой, наполненный песком
Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым,
просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно
светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
2. Технические устройства:
- компьютер, фотоаппарат.
3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.
Необходимо :
-фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных
исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства,
фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини
разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
-Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и
домашние
- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
- Деревья, кусты, цветы и другие растения.
- Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки,
кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
- Транспортные средства ( наземные, водные, воздушные)
7
- Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
Методические разработки:
1.
Сценарий «Песочная поляна»
2.
Сценарий «Песочный дождь»
3.
Сценарий «Путешествие в сказку»
4.
Сценарий «День рождения Песочной феи».
Календарно-тематическое планирование
.
Сентябрь
1. Тема «Знакомство с песком»
Цель: вызвать интерес к игре с песком, развивать тактильные ощущения, снять
эмоциональное и мышечное напряжение.
2. Тема «Узоры на песке»
Цель: развитие моторики рук, учить выражать свои эмоции через рисование
пальчиками.
3. Тема «Следы на песке»
Цель: развивать логическое мышление и наблюдательность, вызывать
положительный эмоциональный отклик от игры с песком.
4. Тема «Брось камешек в лунку»
Цель: развитие координации движения, учить выполнять действия по команде.
Октябрь:
1. Тема «Что спрятано в песке?»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, моторики рук, учить играть в
команде.
2. Тема «Забавные ладошки»
8
Цель: учить приемам рисования на песке пальцем, двумя пальцами и ладонью,
развивать тактильные ощущения, координацию кисти рук и пальцев.
3. Тема «Солнечные лучики»
Цель: учить приемам работы с песком, высыпать, ровнять поверхность,
проводить прямы линии и рисовать круг.
4. Тема «Праздничное украшение»
Цель: учить создавать аппликации на песке с помощью подручных материалов,
активизировать словарный запас.
Ноябрь:
1. Тема «Простые опыты с песком»
Цель: знакомство со свойствами песка, закрепление понятий «мокрый»,
«сухой», развивать воображение и логическое мышление.
2. Тема «Бусы для мамы»
Цель: закрепление навыков изображения круга, развивать фантазию,
воспитывать добрые чувства к родным и близким.
3. Тема «Наша дружба»
Цель: развивать коммуникативные навыки, активизировать словарный запас,
закрепить умение играть в команде.
4. Тема «Страна воображение»
Цель: развивать интерес к окружающему миру, вызывать положительные
эмоции от игровой деятельности.
Декабрь
1. Тема «Песочный ветер»
Цель: научить приемам дыхательной гимнастики, развивать коммуникативные
навыки, вызывать положительный эмоциональный отклик от игры с песком.
2. Тема «Что лишнее?»
9
Цель: развивать логическое мышление и воображение, навыки моторики рук.
Активизировать словарный запас.
3. Тема «Снежинка»
Цель: научить рисовать песком линии, набирать в кулачок песок и рисовать
снежинку из линий.
4. Тема «Птица»
Цель: развивать навыки моторики рук и пальцев, закрепить названия частей
тела птицы, пополнять словарный запас.
Январь
1. Тема «Заборчики»
Цель: развивать навыки конструирования из подручных материалов, учить
работать в команде, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
2. Тема «Мокрые камешки»
Цель: развивать пространственное воображение, закрепить знание свойств
песка, вызывать положительный эмоциональный отклик от игры с песком.
3. Тема «Секретное задание»
Цель: развивать интерес к игровой деятельности, наблюдательность и ловкость.
4. Тема «Игры с решетом»
Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, участвовать в
совместной игре с родителями.
Февраль
1. Тема «Картины на песке»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие навыков мелкой моторики
и навыков рисования.
2. Тема «Нарисуй домик для куклы Маши»
10
Цель: учить рисовать песком и по песку пальчиками, воспитывать творческую
активность.
3. Тема «Дорожка из камешков»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, навыков
моделирования.
4. Тема «Необыкновенные следы»
Цель: развитие воображения и фантазии, пространственной ориентировки.
Март
1. Тема «Сказочный зимний лес»
Цель: закрепить знания о временах года, развитие слухового и зрительного
восприятия, тактильных ощущений.
2. Тема «Путешествие на остров Сокровищ»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильно-кинетической
чувствительности и мелкой моторики рук.
3. Тема «Песочный дождь»
Цель: гармонизация психоэмоционального состояния детей, разрядка
агрессивных импульсов, тревоги и напряжения.
4. Тема «Золотоискатели»
Цель: развивать воображение, логическое мышление, коммуникативные
навыки. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Апрель
1. Тема «Во саду ли в огороде»
Цель: развитие фантазии, пополнение словарного запаса. Закрепить названия
фруктов и овощей.
2. Тема «Песочная поляна»
11
Цель: учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи
слова: «шершавый», «твердый», «мягкий» и т.д., воспитывать бережное
обращение с песком
3. Тема «Птичий двор»
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления и воображения.
4. Тема «Цветы из песка»
Цель: развивать эстетическое восприятие, воспитывать интерес к окружающему
миру, бережное отношение к природе.
Май.
1. Тема «День рождения Песочной феи».
Цель: развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений
выполнять действия по инструкции; воспитание чувства радости.
2. Тема «Роспись песком»
Цель: развитие познавательных процессов, внимания, воображения,
совершенствование координации движения
3. Тема «Играем в театр на песке»
Цель: развивать интерес к театральной деятельности, активизировать
словарный запас, вызывать положительный эмоциональный отклик.
4. Тема «Волны, волны…»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие воображения.
12
Список литературы:
1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2.
– с. 2
2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-
волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная
педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная
педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
4. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13
5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010
6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь»,
2005
9. Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических
игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической
психологии образования - №1/2006
10. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39
11. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная
педагогика. – 2006. - №4. – с. 56
12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и
др. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
13. Санкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Питер,
2001г.
14. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002 г.
13
14