Автор: Тишина Наталья Михайловна
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: "Школы искусств" в составе МБОУ "Гимназия №94"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Раздел: дополнительное образование
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста во
внеурочной деятельности.
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление
человека к добру, любви, свету, красоте и истине. Проводя параллель с нашим
временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к
ближайшему окружению. Воспитывать эти чувства надо с детства.
В нашей стране сильны национальные традиции. Когда ребенок с
детства принимает участие в определенных ритуалах, узнает от взрослых
историю своей страны, знакомится с ее культурой, путешествует, посещает
памятные места, изучает родной язык, то можно с уверенностью сказать, что он
получает патриотическое воспитание. Воспитывать ребенка патриотом просто,
но только тем взрослым, которые сами проявляют патриотические чувства.
Дети быстро перенимают их убеждения и почти всегда разделяют их.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности,
приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности.
Младший школьный возраст - период становления личности, он имеет свои
потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств,
к которым, и относиться чувство патриотизма.
Нравственно-патриотическое воспитание всегда являлось одной из
основных задач, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей,
ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в младшем
школьном возрасте и должно носить комплексный, системный характер.
В современных условиях, когда происходят определенные изменения в
жизни общества, одним из основных направлений работы с подрастающим
поколением становится нравственно - патриотическое воспитание. Сейчас, в
период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к
лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным
понятиям, как род, родство, Родина.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка
к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью
возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живешь. Для каждого ребенка Родина начинается с родного
города, дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает
«расти» будущий гражданин своей страны.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия
заключаются в музыкальных праздниках, развлечениях, концертах, которые
знакомят детей с обычаями и бытом своего народа, историей и культурой
родного края.
Праздник любого народа – это древнейший феномен социальной жизни
человека, часть общечеловеческой культуры. Потребность в празднике –
потребность человека в разделении с другими «радости бытия». Превращение
радости из своей в общую и создает праздник, умножает радостное
переживание за счет сопереживания других, делает его общим. Праздник – это
общение, общение, основанное на принципах толерантности.
Музыкальный праздник - прекрасное средство народной педагогики по
воспитанию толерантного иммунитета у подрастающего поколения. Традиции
и обычаи народа играют важную роль в формировании культурных и духовных
ценностей, обеспечении преемственности поколений в гармоничном развитии
общества и личности.
В «Школе искусств» в составе МБОУ «Гимназия №94» города Казани
проводятся
торжественные
мероприятия,
посвященные
государственным
праздникам, таким как День Победы, День защитника Отечества, День
народного единства, национальные праздники. Также в учебном заведении
проводятся
традиционные
тематические
мероприятия,
направленные
на
воспитание патриотизма, такие как «Праздник песни», «День рождения
Гимназии», «Праздник Рождества» и «Вечер встречи выпускников».
Например, при подготовке празднования Дня Победы разучиваются
военные песни («Катюша», «День победы»), стихотворения соответствующей
тематики, организовывается встреча с ветеранами.
При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков
формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора
своей семьи, Родины, ее защитники. На празднике звучат стихи песни и
музыкальные произведения военной тематики.
Международный женский день посвящен формированию у школьников
семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи.
Мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек.
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они
должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Можно отметить
народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к
традициям. Широко
распространены
такие
праздники,
как
Масленица,
Сабантуй, День города, День рождения Г.Тукая.
Патриотическое
воспитание
школьников
подразумевает
знание
государственной символики страны. Для их изучения проводятся мероприятия:
«День народного единства», «Символика России».
Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и
расширить знания о государственной символике, познакомить со значением
цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о
своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить
познавательный интерес к истории своей Родины.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Москва, 2004. - 471с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – Москва, 1999. -374с.
3. Богданова О.С. Этические беседы с школьниками. – Москва, 2007. -310с.
4. Божович Л.И., Нравственное формирование личности школьника в
коллективе. - Москва, 2000. -468с.
5. Волков, Б.С., Детская психология развития. - Москва, 2000. -576с.
6. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания. – Москва, 2006. - 201с.
7. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе
воспитания. - Москва, 2005. -213с.
8. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника. - Калуга,
2007. -197с.
9. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. –
Москва, 2008. -241с.