Напоминание

Искусство клоунады


Автор: Подберезникова Галина Анатольевна
Должность: преподаватель цмркового отделения
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда "ДШИ им. М.А. Балакирева Волгоградской обл., г. Волгоград
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методический доклад
Тема: Искусство клоунады
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад

Тема:

«Искусство клоунады»

Преподаватель 1 категории циркового отделения

МБУ ДО Волгограда «ДШИ им.М.А. Балакирева

Волгоградская обл., г. Волгоград.

Подберезникова Галина Анатольевна

.

Искусство клоунады возникло в недрах народного творчества. У всех наций мира

существовали и существуют комики, которые выступают для самой широкой публики иной раз

просто под открытым небом. История оставила достаточно свидетельств по деятельности такого

рода забавников. Рождение жанра профессиональной клоунады следует отнести к тому времени,

когда из слияния передвижных демократических цирков Европы с привилегированными цирками

больших городов, где царствовал конный спорт, родились современные нам зрелищные

предприятия с огромными амфитеатрами во круг арены, вмещающими большое количество

зрителей. Цирковые комики в своем репертуаре всегда ориентируются на широкие массы, ибо

вне массово успеха клоун существовать не может.

Клоун осуществляет сатиру. Он непременно откликается на злобу дня, высмеивает все и

критикует все, что того достойно. Но ему самому зрители прощают проявления чревоугодия,

алчности, трусости, ибо эти мелкие пороки понятны всем и каждому. Клоун – не героическое

воплощение народных доблестей, а только комический персонаж. И ему дозволено быть

реалистически похожим на повседневного человека.

Современная клоунада разработана очень обстоятельно. Все компоненты ее решены и

теоретически и практически. Достижения многих веков в комическом искусстве оставили свой

опыт в современной клоунаде. Весь строй клоунского искусства определяет термин буффонада,

заимствованный из итальянского языка. Буффонада есть предельно яркое комическое искусство.

На арене цирка клоуны дерутся, падают, поливают друг друга водой, мажут мыльной

пеной и кремом, бросают в партнера помидорами и яйцами, теряют одежду и обувь. И все это не

огорчает зрителя , а веселит, ибо самый строй клоунады требует подобных несдержанных

проявлений. Если клоун плачет, тот так, что оркестр может подхватить эти рыдания, исполняя

кокофонию. Если клоун трусит, у него дрожат ноги, словно в них запустили электрически ток. Все

это тоже закономерно.

Разберемся в некоторых общепринятых терминах, связанных с искусством клоунады.

Наиболее распространены в цирке так называемые «коверные клоуны» . Основная задача

коверного клоуна – заполнять паузы между номерами; однако, наши коверные, как правило,

исполняют и самостоятельные номера в цирковом представлении.

Простейшим элементом в выступлении клоуна является реприза. Существует три

разновидности цирковых реприз: словесные, словесно-действенные и действенные (трюковые).

Словесные репризы, как правило, наименее эффектны, и по понятной причине: в таких

динамических условиях , какие существуют в цирковом спектакле вообще и в клоунском жанре в

частности, выключение действенного момента , естественно, ослабляет эффект номера. Но это не

значит, что цирк должен отбрасывать хорошие словесные шутки и остроты.

Вот великолепный пример словесной репризы, с которой выступал клоун Борис Вяткин.

Представляя свою собачку Манюню шпрехшталмейстеру , он пояснял: “Хорошая у меня собачка,

только вот шерсть у нее пополам с бумагой!”

Репризы словесно-действенные совмещают остроумное слово с действием, игрою на арене.

Например: узбекский клоун Икрам Юсупов исполняет такой номер. Он выезжает на арену верхом

на ишаке. Ишак останавливается, и Юсупов просит шпрехшталмейстера ударить животное, таким

образом заставив его сдвинуться с места. Шталмейстер спрашивает, почему Юсупов сам не может

ударить своего ишака? И следует ответ: « Понимаешь, не хочу портить отношения»…

Эта реприза всегда воспринимается на «ура», потому что здесь в яркой и типично

цирковой форме подана мысль, которая знакома почти каждому из сидящих в зале.

Репризы действенные тоже могут быть оснащены текстом, но тут текст только

подготавливает чисто игровую развязку.

В качестве примера реприз, вовсе лишенных текста, можно указать на те репризы

пародии, к каким прибегают обычно коверные клоуны после демонстрации сложного циркового

номера. Это пародии, как правило, пантомимичны.

Известна реприза, построенная на действии: клоун выносит на шесте поднос с двумя

десятками стаканов, наполненных цветной жидкостью, балансирует им, а затем делает вид, что

роняет на голову кому-то из зрителей. Стаканы прикреплены к подносу, и испуг зрителя лишен

основания, тем более, что в стаканах даже нет жидкости: просто окрашены их внутренние стенки.

В самодеятельности возможно еще использование клоунов в качестве ведущих больших

веселых вечеров в клубе, Дворце культуры или в парке культуры и отдыха летом. Здесь найдется

место не для одного или двух , а для целой группы буффонадных комиков-это поможет придать

вечеру желаемый оттенок карнавала. Клоуны в этом случае должны не только участвовать в

концертах, но и быть распорядителями ряда мероприятий: танцев, викторин, игр и соревнований.

В сущности тут нужен клоун-затейник. Нет сомнения, что в самодеятельности всегда найдутся

исполнители и для таких сложных ролей.

Правда, если вести руководство карнавалом в форме клоунады, это ставит перед

устроителями и исполнителями дополнительные задачи. Надо подготовить специальные тексты

забавных призывов к участникам карнавала. Здесь будут уместны рифмованные указания и

напоминания. Хорошо также вооружить клоунов-массовиков трещотками, свистульками,

рожками, дудками. А еще лучше дать им возможность пользоваться микрофонами

радиоустановок. Павильоны, процессии и соревнования должны быть оформлены шуточными

стихами. В стихах же надо выразить замечания и укоры недисциплинированным зрителям,

которые нарушают порядки вечера.



В раздел образования