Автор: Акимова Елена Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "ДДЮТ" г. Пензы
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Какой должна быть речь педагога
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы
Методические рекомендации «Какой должна быть речь педагога»
Педагог дополнительного образования:
Акимова Елена Геннадьевна
Пенза
2022
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека и одним
из слагаемых мастерства педагога.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая
свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Овладеть
правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.
Вот простейшая формула культуры речи:
Думай: - кому говоришь...
- что говоришь…
- где говоришь…
- как говоришь…
- зачем говоришь…
- какие из этого будут последствия…
Речи любого человека с точки зрения звучания характерны несколько компанентов.
Давайте остановимся отдельно на каждом.
Голос – важнейший компонент техники речи. Для педагога он является основным
средством труда. К голосу предъявляется ряд требований.
- Он не должен вызывать неприятных ощущений.
Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учётом ситуации
общения. (Характерная ошибка многих педагогов : добиться результата, перекричав
говор детей)…
Голос педагога должен быть достаточно вынослив…
Дикция – чёткое и ясное произнесение звуков речи.. Нечёткая артикуляция приводит
к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего (пример: Я пойду в отпуск в
июе.)
Правильность, грамотность – соответствие речи языковым нормам.
Точность – соотнесение смысла речи с информацией, которая доносится до детей.
Правильная по семантике, по смысловой нагрузке речь способствует формированию у
детей навыков точного словоупотребления.
Чистота– отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Недопустимо
использование слов – паразитов, диалектных и жаргонных слов.
по ходу, блин, типа того, это самое, вот, ну вот, короче, : «э-э-э, а-а-а, м-м-м…». ёклмн,
ёпрст, ё-моё, ёлки-палки, ёшкин кот
Доступность, п
ростота и ясность изложения
Одну и ту же мысль можно выразить в
доступной для понимания детей форме или, наоборот, придать речи наукообразный
вид Умение рассказать просто о сложном основывается на ясности мышления
педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров. То есть,
на различных занятиях необходимо без особой терминологии, с пояснениями и
примерами преподавать детям научные знания .Конечно, пользоваться надо только
теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз , так как при
употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно
построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения,
осмыслить и понять содержание.
Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно
шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения.
Выразительность – ещё один элемент профессиональности речи педагога.
Существует замечательная пословица, которая отражает это свойство интонации:
«То же слово, да не так бы молвить!»
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных
средств выразительности: логического ударения, пауз, мелодичности речи, темпа.
Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной. Мысль при этом
становится более полной, законченной, понятной. Владеющий различными
средствами выразительности речи воспитатель не только формирует у ребёнка
эмоционально образную речь, но и воспитывает у него умение выражать своё
отношение к предмету разговора.
Темп Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней ученикам
трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю
информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще.
Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл
произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл
речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.
Динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточная
громкость речи неблагоприятно действует на слушателей. Она приводит к
быстрому утомлению учащихся, которым вследствие этого нужно либо
отключиться, перестать следить за содержанием речи педагога, либо волевым
усилием заставить себя вслушиваться. Одинаковая громкость речи на протяжении
всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.
Речь должна отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
Правильность дыхания. Дыхание является основой речеголосового звучания.
Дыхание должно быть фонационным (на выдохе). От него зависит сила, красота,
легкость и мелодичность голоса.
Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для
этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности
отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся.
Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает
учащихся от учителя, так как чем старше школьник, тем в большей степени у него
выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.
Богатство – способствует образности речи, а через нее — и выразительности.
Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает
речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение. Богатый лексикон
воспитателя, а именно: наличие эпитетов, сравнений, метафор, вводных слов и
конструкций и т. д – помогают формировать у детей богатый словарный запас
(Пример: После прогулки воспитатель говорит: «Маша, у тебя щеки, как яблоки!»)
Речедвигательная координация или Невербальные коммуникативные жесты
(мимика, фонация, пантомимические движения) выполняют важные функции.
Помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий
меткий жест помогает усвоению значений слов (крупный, огромный, маленький),
связанных с конкретными зрительными представлениями
Помогают уточнить значение слов, связанных с эмоциональным восприятием
(веселый, грустный, злой и т.д.).
Способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала
(слышимого и видимого
Помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения
Являются образцами поведения детей
Выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную,
воспитывающую функцию.
Самые распространённые ошибки в речи педагога.
1.Употребление слов – паразитов.
2.Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
«Машенька, вымой ручки. Ванечка, убери чашечку со стола»…
Ласковые слова очень нужны, но наша речь не должна состоять преимущественно из
них.
В
общении с более старшими детьми – подстраивание под речь малышей, то есть
неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).
3.Неточное называние предметов, которые окружают ребёнка,и которыми он
пользуется.
Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно:
брюки, шорты, колготки. Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку» назвать
конкретный головной убор: берет, кепка, бейсболка и т.д. Зачем это нужно? Прежде
чем ребёнок научится сравнивать предметы друг с другом, ему нужно научиться
отделять существенные (главные) признаки предмета от несущественных и обобщать.
Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общего? Чем они похожи?
Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребёнка начинают появляться
вопросы к Вам – почему
так называется? Это отличный повод поговорить с ним и обсудить общие и различные
признаки предметов. И это будет «жизненное» занятие, которое полезно и для
интеллекта, и для речи ребёнка, и, которое не потребует ни специальных книг или
картинок.
4. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые
противопоставляются литературному языку.
«Дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма…»
Также недопустимы слова – сокращения: «телик, видик, комп…»
5. Нелитературное произношение слов.
И нужно всегда помнить, что наша с вами речь для дошкольников,
ещё не умеющих мыслить критически, является образцом для подражания. И пусть
этот образец будет всесторонне правильным.
Первый и единственный в нашей истории общеобязательный свод правил
русской орфографии и пунктуации был утвержден только в 1956 году.
Итак, работая с детьми, педагог должен обратить особое внимание на
следующее:
1. правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся
дефекты речи;
2. иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию;
3. использовать в своей речи литературное произношение, т.е.
придерживаться орфоэпических норм;
4. стремиться правильно использовать интонационные средства
выразительности речи с учетом содержания высказывания;
5. в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа,
умеренной громкостью голоса;
6. связно и в доступной форме рассказывать и предавать содержание
текстов, точно используя слова и грамматические конструкции
(соответственно возрасту детей);
7.
речь педагога должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной,
но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко
всем коллегам.
Каждый педагог должен считать своим профессиональным долгом
непрерывное совершенствование своей речи.