Автор: Коннова Анна Леонидовна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ОГБН ОО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Кем стать?
Раздел: дополнительное образование
НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ
ПРОГРАММУ
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____
от «____» ________ 20___ года
«Утверждаю»
Руководитель
образовательной организации
___________ ФИО
печать
Приказ № ____
от «____» ________ 20___ года
ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«КЕМ СТАТЬ?»
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Ульяновск,
2022 год.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кем
стать?» (далее Программа) разработана для предоставления образовательных
услуг обучающимся дошкольного возраста в условиях образовательных
учреждений.
Нормативно-правовое обеспечение типовой программы
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст.
79);
приказом
Минпросвещения
РФ
от
09.11.2018
года
№
196
«Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
приказом от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196»;
методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП
2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
локальными актами образовательной организации (Устав, Положение о
проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о
проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по
итогам реализации ДООП).
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О
методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной
деятельности
с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
приказ
Министерства
науки
и
высшего
образования
Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020
г.
N
882/391
"Об
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
Уровень программы - стартовый.
Направленность (профиль) программы - социально-гуманитарная.
Актуальность программы в том, что дети дошкольного возраста знакомясь с
профессиями взрослого, расширяют свой кругозор, общую осведомлённость об
окружающем мире, о значении профессионального труда для развития родного
края,
формируют
определённый
элементарный
опыт
профессиональных
действий.
Все
это
способствует
заложению
основы
ранней
предпрофессиональной ориентации.
Новизна программы
Новизна программы заключается в глубоком погружении ребенка в профессию
через игровую и творческую деятельность.
Главной особенностью дополнительной общеразвивающей программы является
построение всех занятий в игровой форме, с опорой на наглядно-предметное
мышление, т.к. ведущий вид деятельности детей – это игра.
Отличие от других программ
Содержание программ согласованы, что обеспечивает межпредметные связи и
скоординированность
содержания
учебного
материала
во
избежание
перегрузки детей. По всем дисциплинам программа направлена на целостное
развитие
всех
сфер
личности:
формирование
познавательного
(интеллектуального)
интереса;
волевой
(практической)
деятельности;
эмоциональной культуры.
Адресат программы
Программа «Кем стать?» предназначена для постоянного контингента детей
дошкольного возраста 5-7 лет.
Объем программы – 72 часа.
Срок реализации программы: 1 год обучения (36 недель).
Режим занятий. Занятия с детьми проходят 1-2 раза в неделю по 1 или 2 часа.
Согласно СП продолжительность одного занятия составляет:
При очном обучении: 30-35 минут, перерыв между занятиями 15 минут.
При реализации ДОТ: для детей 5-7 лет – 10-20 минут с использованием ПЭВМ,
5 минут физпауза, 10 минут – выполнение задания.
Занятия групповые, состав группы постоянный. Дети распределены в группы
по 10-15 человек по возрасту, способностям, уровню подготовленности.
Формы
и
методы
обучения:
Обучение
по
программе
ведется
с
использованием различных форм: очное обучение, (с учетом Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"),
электронное
обучение
и
обучение
с
применением
дистанционных
образовательных технологий.
При необходимости
возможна реализация программы с применением
электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий
(ДОТ).
При реализации ДОТ занятия проводятся с использованием чатов
электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн.
Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий являются: образовательные онлайн-платформы
(электронная
платформа
для
видеозанятий
-
занятия
проводятся
с
использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме
онлайн);
цифровые
образовательные
ресурсы,
размещенные
на
образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-
mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений;
электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства
РФ об образовательной деятельности.
Организуя образовательный процесс педагоги используют следующие
методы обучения:
Словесный – подача нового материала;
Наглядный
–
обращение
к
образам,
помогает
ребенку
почувствовать, понять окружающий мир.
Практический – позволяет применить полученные знания при
выполнении заданий.
Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций.
Метод стимулирования познавательного интереса.
Наблюдение и анализ.
Иллюстративный – используется в сочетании с вербальным
(словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и
т.д.
Цели:
-
формирование элементарных знаний о профессиях и расширение
представлений
дошкольников
о
мире
профессий
через
игровую,
творческую деятельность
.
Задачи:
Образовательные:
сформировать основы предметных и общеучебных знаний, умений, навыков,
расширяющих кругозор обучающихся.
обучать технике безопасности при использовании инструментов и материалов;
обучать воплощать свои знания и идеи в творческой деятельности;
обучать действовать по образцу, инструкции, по собственному замыслу.
Развивающие:
развитие основных познавательных процессов у детей: внимания, памяти,
мышления, воображения, восприятия;
развитие коммуникативных навыков.
развивать
художественно–творческие
способности,
пространственное
мышление, фантазию, зрительное восприятие;
развивать чувство удовлетворения от выполненной работы;
развивать интерес к изучению и применению в своей практике новых техник
выполнения работ.
Воспитательные:
приобщение детей к духовным ценностям, способствующим формированию
нравственных и эстетических качеств личности;
формирование
воспитывающей
и
креативной
среды,
обеспечивающей
овладение способами позитивной самореализации и саморегуляции своего
поведения с окружающими людьми;
воспитывать уважение к труду людей разных профессий;
воспитывать добросовестное и гуманное отношение к своему и чужому труду;
воспитывать чувства прекрасного в процессе выполнения работы.
Предполагаемые результаты:
Личностные результаты:
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
Обучающийся в процессе занятий по программе должен знать как
правильно работать с материалом и правильно использовать его в
технике;
принимать и выполнять учебную задачу, действовать по образцу, по
инструкции, по собственному замыслу;
владеть материалами и инструментами;
координировать работу рук со зрительным восприятием;
работать самостоятельно и коллективно.
сотрудничать
и
оказывать
взаимопомощь,
доброжелательно
и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
уважение к чужому труду и результатам собственного труда.
Метапредметные результаты:
умение
организовывать
учебное
сотрудничество,
совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить совместное
решение, находить выход из разных ситуаций;
осваивать особенности выразительных средств, материалов и техник;
формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, память;
планировать свои действия;
выбирать
средства
выразительности
для
собственной
творческой
деятельности.
Предметные результаты:
планирование и выполнение учебных действий, связанных с поиском
информации;
выбор и использование методов, соответствующих рассматриваемой
проблеме;
постановка вопросов, ответы на которые могут быть получены путём
исследования, отбор адекватных методов исследования, формулировка
вытекающих из исследований выводов;
использование игровых приёмов для решения поставленных задач;
использование некоторых методов полученных знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы,
описание,
сравнительное
описание,
объяснение,
использование
статистических данных, интерпретация фактов. Обучающийся получит
возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия,
связанные с решением задач;
целенаправленно
и
осознанно
развивать
свои
коммуникативные
способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненных работ;
осознавать
необходимость
самостоятельности,
организованности,
коммуникабельности, ответственности, взаимопомощи, толерантности,
аккуратности, работоспособности, трудолюбия.
Содержание программы
Учебный план
N
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Введение в программу «Кем стать?»
Игра «Кем бы я стал/а в будущем?»
2
1
1
Наблюдение,
самооценка
Раздел. Человек-человек
2
Профессия – преподаватель, учитель,
педагог, воспитатель
Игра «любимая школа»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
3
Профессия – тренер, спортсмен
2
1
1
Наблюдение,
«Игра « Проведи зарядку»
выполнение
работы
4
Профессия – врач, мед.работник
Игра «Скорая помощь», «Больница»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы, опрос
5
Игра « Выбираю ЗОЖ», «Айболит»
2
1
1
взаимооценка в
паре
6
Профессия – гид, экскурсовод
Игра «Разработай экскурсию»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
7
Профессия – стилист, модельер,
визажист.
Игра «Салон красоты», «Показ мод»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы,
самооценка
8
Профессия – продавец
Игра « Магазин»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
9
Профессия - продавец
Игра « Оформи витрину»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
10
Профессия – лингвист, переводчик
Игра « Объясни иностранцу»,
Игра «Найди клад»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы, опрос
11
Профессия – военный
Игра «Разведчик»
2
1
1
взаимооценка в
паре
12
Профессия – военный
Игра «Военная эстафета»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
13
Экскурсия «Лазар так»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы, опрос
14
Профессия – пожарный
Игра-эстафета «Спасай и помогай»
2
1
1
наблюдение
15
Профессия – полицейский
Игра « Инспектор ППД »
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
16
Обобщение, повторение
Игра – викторина
Профессии « Человек-Человек»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
Итого 1 модуля
32
Раздел. Человек-техника
17
Профессия – водитель, механик.
Игра «Путешествие наземным
транспортом»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
18
Игра «Путешествие воздушным
транспортом»
2
1
1
наблюдение
19
Профессия – строитель, архитектор.
Игра «Строим дом»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы,
самооценка
20
Профессия инженер-конструктор
Игра « Конструктор»
2
1
1
Самооценка,
опрос
21
Обобщение, повторение. Игра-
викторина «Человек-техника»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
Раздел. Человек-образ
22
Профессия – художник. Игра
«Нарисуй портрет». Игра «Выставка»
2
1
1
творческое
задание,
наблюдение
23
Профессия – актёр. Мини-спектакль.
2
1
1
творческое
задание
24
Профессия – фотограф
Игра «Фотосессия»
2
1
1
творческое
задание
25
Профессия – журналист. Игра
«Интервью»
2
1
1
взаимооценка в
паре
26
Профессия – дизайнер одежды,
модельер. Игра «Собери наряд»
2
1
1
творческое
задание
27
Профессия дизайнер
Игра «Дом моды»
2
1
1
творческое
задание
28
Профессия – повар, официант. Игра
«Укрась десерт»,
Игра « Сервировка стола»
2
1
1
творческое
задание
29
Обобщение, повторение.
Игра-аукцион «Человек-образ»
2
1
1
наблюдение
Раздел. Человек - природа
30
Профессия – фермер. Игра «Веселая
ферма»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
31
Профессия – эколог. Игра «Мы
нужны друг другу»
2
1
1
наблюдение
32
Профессия – Физик, Химик
«Веселый профессор»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы,
самооценка
33
Профессия - флорист « Собери
букет»
2
1
1
самооценка
34
Профессия – геолог. Игра «Найди
клад»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы
35
Обобщение, повторение. Игра-
аукцион «Человек-природа»
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы, опрос,
беседа
36
Итоговое занятие « Все профессии
важны!"
2
1
1
Наблюдение,
выполнение
работы, опрос
Итого 2 модуля
40
Итого за год
72
Содержание учебного плана
Модуль 1 (сентябрь-декабрь)
Цели и задачи: Знакомство обучающихся с программой «Кем стать», с каждой
темой на каждом занятии. Обыгрывание игр и конструирование из различных
материалов.
Знакомство
с
педагогом
и
друг
другом,
предоставление
ознакомительных сведений о содержании занятий. Проведение инструктажа по
технике безопасности и охране труда.
Раздел. Человек-человек
Тема 1: Введение в программу «Кем стать?».
Теория: Знакомство детей с программой «Кем стать?», знакомство с правилами
поведения на занятиях и переменах. Знакомство с игровой развивающей средой
«Навигатум: в мире профессий»
www
.
navigatum
.
ru
, www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
и
«Калейдоскоп профессий» настольная игра (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Практика:
Игра «Кем бы я стал/а в будущем?», «Дерево профессий».
Прослушивание и прочитывание профисказок «Приключение Бабахина и его
друзей», собирание карты-пазла «Взросляндия», просмотр анимационного
видеоматериала (мультфильма).
Формы аттестации/контроля: Наблюдение. Выполнение практической работы.
Тема 2: Профессия преподаватель, учитель, воспитатель.
Теория: Знакомство детей с профессиями связанными с образованием -
учитель, преподаватель, педагог, воспитатель…
Практика: Игра «Любимая школа». «Калейдоскоп профессий» настольная игра
(
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и
других различных материалов.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.
Тема 3: Профессия – тренер (спортсмен).
Теория: Знакомство детей с профессиями связанными со спортом – тренер,
спортсмен. Просмотр презентаций.
Практика: Игра «Проведи зарядку». Изготовление, конструирование, лепка,
аппликация из бумаги, картона и других различных материалов.
Игра в «Калейдоскоп профессий» настольная игра (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
)
Формы аттестации/контроля:
Самооценка обучающихся своих знаний и
умений, выполнение практической работы.
Тема 4,5: Профессия – врач, медицинский работник.
Теория: Знакомство с профессиями медицины – врач, доктор (педиатр,
терапевт, дерматолог, хирург, травматолог…), медицинская сестра, фельдшер,
санитар. Ветеринарный врач – доктор животных.
Практика: Игра «Скорая помощь», «Больница», «Выбираю ЗОЖ», «Айболит».
Игра в «Калейдоскоп профессий» настольная игра (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и
других различных материалов.
Формы аттестации/контроля: Взаимооценка в паре. Выполнение практической
работы.
Тема 6: Профессия гид, экскурсовод.
Теория: Знакомство с профессиями экскурсовода, гида.
Практика: Игра «Разработай экскурсию» «Навигатум: в мире профессий»
www
.
navigatum
.
ru
, www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
.
,
экскурсия по игре «Взросляндия».
Формы аттестации/контроля: наблюдение и самооценка обучающихся своих
знаний и умений.
Тема 7: Профессия – стилист, визажист.
Теория: Знакомство с профессиями стилист, визажист, парикмахер.
Практика: Игра «Салон красоты», «Показ мод».
Формы аттестации/контроля:
Самооценка обучающихся своих знаний и
умений.
Тема 8,9: Профессия – продавец.
Теория:
Знакомство
с
профессиями
торговых
работников
–
продавец,
менеджер, мерчендайзер.
Практика: Игра «Магазин», «Оформи витрину».
Игра в «Калейдоскоп профессий» настольная игра (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и
других различных материалов.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.
Тема 10: Профессия – лингвист, переводчик.
Теория: Знакомство с профессиями лингвиста и переводчика.
Практика: Игра
«Объясни иностранцу»,
Игра «Калейдоскоп профессий»
настольная игра (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и
других различных материалов.
Формы аттестации/контроля: выполнение практической работы и наблюдение.
Тема 11, 12,13: Профессия – военный.
Теория: Знакомство с профессиями военной сферы – офицер, разведчик,
радист, спецназ…
Практика: Игра «Разведчик», Игра «Военная эстафета», «Лазер так»
Формы аттестации/контроля: Взаимооценка в паре.
Тема 14: Профессия – пожарный (МЧС)
Теория: Знакомство с профессиями МЧС, пожарный.
Практика: Игра «Спасай и помогай» эстафета.
Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и
других различных материалов.
Формы аттестации/контроля: выполнение практической работы и наблюдение.
Тема 15: Профессия – полицейский.
Теория: Знакомство с профессиями министерства внутренних дел (МВД),
полицейский, инспектор, участковый…
Практика:
Игра
«Инспектор ПДД». Игра в «Калейдоскоп профессий»
настольная игра (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Изготовление, конструирование, лепка,
аппликация из бумаги, картона и других различных материалов.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.
Тема 16: Итоговое занятие первого модуля.
Тема: Обобщение, повторение пройденного материала.
Практика: Игра – викторина. Профессии «Человек-Человек».
Игра
в
«Навигатум:
в
мире
профессий»
www
.
navigatum
.
ru
,
www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
.
Изготовление, конструирование, лепка, аппликация
из бумаги, картона и других различных материалов.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы,
опрос.
Раздел. Человек-техника.
Тема 17, 18: Профессия – водитель, механик.
Теория: Знакомство с профессиями транспортной сферы – водитель, механик,
машинист, пилот, стюард…
Практика:
Игра
«Путешествие
наземным
транспортом»,
«Путешествие
воздушным транспортом». Изготовление, конструирование, лепка, аппликация
из бумаги, картона и других различных материалов.
«Навигатум: в мире профессий»
www
.
navigatum
.
ru
, www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
.
Прослушивание и прочитывание профисказок «Приключение Бабахина и его
друзей» - Как работает транспорт? Выполнение работы в альбомах для
творчества «Взросляндия».
Формы аттестации/контроля: наблюдение. Выполнение практической работы.
Тема 19: Профессия – строитель, архитектор.
Теория:
Знакомство
с
профессиями
строительной
сферы
–
строитель,
архитектор, монтажник, укладчик…
Практика:
Игра
«Строим дом». Изготовление, конструирование, лепка,
аппликация из бумаги, картона и других различных материалов. Выполнение
работы в альбомах для творчества «Взросляндия».
«Навигатум: в мире
профессий»
www
.
navigatum
.
ru
,
www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
.
Прослушивание и
прочитывание профисказок «Приключение Бабахина и его друзей» - Как
построить дом?, сбор карты-пазла «Взросляндия», просмотр анимационного
видеоматериала (мультфильма).
Формы аттестации/контроля:
Самооценка обучающихся своих знаний и
умений, выполнение практической работы.
Тема 20: Профессия инженер-конструктор.
Теория: Знакомство с профессиями инженера, конструктора.
Практика: Игра «Конструктор», «Вырезаем и конструируем». Изготовление,
конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и других различных
материалов.
«Навигатум: в мире профессий»
www
.
navigatum
.
ru
, www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
.
,
прослушивание и прочитывание профисказок «Приключение Бабахина и его
друзей» - Кто такие инженеры?, сбор карты-пазла «Взросляндия», просмотр
анимационного видеоматериала (мультфильма).
Формы аттестации/контроля:
Самооценка обучающихся своих знаний и
умений, выполнение практической работы.
Тема 21: Обобщение, повторение раздела «Человек- техника».
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Игра-викторина «Человек-техника», «Навигатум: в мире профессий»
и
«Калейдоскоп профессий» настольная игра (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Изготовление,
конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и других различных
материалов.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, опрос, выполнение практической
работы.
Раздел. Человек - образ
Тема 22: Профессия – художник.
Теория: Знакомство с профессией художника, маляра, дизайнера.
Практика: Игра «Нарисуй портрет». Выставка детских работ.
Игра
в
«Навигатум:
в
мире
профессий»
www
.
navigatum
.
ru
,
www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, опрос, выполнение практической
работы.
Тема 23: Профессия – актёр.
Теория: Знакомство с профессией актера.
Практика: Постановка спектакля.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.
Тема24: Профессия–фотограф.
Теория: Знакомство с профессией фотографа. Знакомство с фотоаппаратом.
Практика:
Игра
«Фотосессия».
Изготовление,
конструирование,
лепка,
аппликация из бумаги, картона и других различных материалов.
Формы аттестации/контроля: творческое задание, выполнение практической
работы.
Тема 25: Профессия – журналист.
Теория: Знакомство с профессией журналиста.
Практика: Игра «Интервью», «Выпусти стенгазету». Игра в «Навигатум: в мире
профессий»
www
.
navigatum
.
ru
, www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
.
Формы аттестации/контроля: творческое задание, выполнение практической
работы.
Тема 26, 27: Профессия – дизайнер одежды.
Теория: Знакомство с профессиями дизайнер, портной, швея, модельер…
Практика: Игра «Собери наряд», «Дефиле моды».
Игра
в
«Калейдоскоп
профессий»
настольная
игра
(
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и
других различных материалов.
Формы аттестации/контроля: творческое задание, выполнение практической
работы.
Тема 28: Профессия – повар, официант.
Теория: Знакомство с профессиями сферы питания – повар, официант,
кондитер…
Практика: Игра «Укрась десерт», Игра « Сервировка стола».
«Навигатум: в мире профессий»
www
.
navigatum
.
ru
, www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
.
,
прослушивание и прочитывание профисказок «Приключение Бабахина и его
друзей» - Откуда берется каша?, сбор карты-пазла «Взросляндия», просмотр
анимационного видеоматериала (мультфильма).
Формы аттестации/контроля: наблюдение, практическое выполнение работы.
Тема 29: Обобщение, повторение.
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Игра-викторина по разделу «Человек-образ». «Навигатум: в мире
профессий»
www
.
navigatum
.
ru
, www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
.
, игра «Взросляндия»,
просмотр анимационного видеоматериала (мультфильма).
Формы
аттестации/контроля:
наблюдение,
опрос,
беседа,
выполнение
практической работы.
Раздел. Человек-природа
Тема 30: Профессия – фермер.
Теория: Знакомство с профессиями сельского хозяйства – фермер, агроном…
Практика:
Игра
«Веселая
ферма».
«Навигатум:
в
мире
профессий»
www
.
navigatum
.
ru
,
www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
, игра пазл-игру «Взросляндия»,
выполнение работы в альбомах для творчества «Взросляндия».
Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.
Тема 31: Профессия – эколог.
Теория: Знакомство с профессией эколог.
Практика: Игра «Мы нужны друг другу», «Береги природу». Изготовление из
пластиковой бутылки различные поделки.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.
Тема 32: Профессия – Физик, химик.
Теория: Знакомство с профессиями физик, химик, лаборант.
Практика:
Игра «Веселый профессор». Игра в «Калейдоскоп профессий»
настольная игра (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
)
. Изготовление, конструирование, лепка,
аппликация из бумаги, картона и других различных материалов.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.
Тема 33: Профессия - флорист «Собери букет».
Теория: Знакомство с профессией флорист.
Практика:
Игра «Собери букет». Изготовление, конструирование, лепка,
аппликация из бумаги, картона и других различных материалов.
Формы аттестации/контроля:
Самооценка обучающихся своих знаний и
умений.
Тема 34: Профессия – геолог.
Теория: Знакомство с профессией геолог.
Практика:
Игра
«Найди
клад»,
«Навигатум:
в
мире
профессий»
www
.
navigatum
.
ru
,
www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
.
, игра «Взросляндия», просмотр
анимационного видеоматериала (мультфильма), работа в альбомах.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.
Тема 35: Обобщение, повторение.
Теория: Повторение пройденного раздела «Человек-природа»
Практика: Игра-
викторина.
Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы,
опрос, беседа.
Тема 36: Итоговое занятие
Теория: Повторение всего пройденного материала.
Практика:
Игра
«Все профессии важны»!, игра в «Навигатум: в мире
профессий»
www
.
navigatum
.
ru
,
www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
и
«Калейдоскоп
профессий» настольная игра (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Формы
аттестации/контроля:
наблюдение,
опрос,
беседа,
выполнение
практической работы.
Условия реализации программы
Программа реализуется через специально созданные условия.
Обеспечение образовательного процесса складывается из:
кадрового;
информационно - методического;
материально - технического.
Кадровое обеспечение.
- педагоги дополнительного образования;
- методисты.
Информационно – методическое обеспечение.
Дополнительная общеразвивающая программа «Кем стать?»;
Методические пособия;
Конспекты занятий;
Дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);
Игротека:
«Навигатум:в мире профессий»
www
.
navigatum
.
ru
,
www
.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ
:
карта-пазл «Взросляндия»; анимационные видеоматериалы (мультфильмы),
книга
профсказок
и
альбомы-иллюстрации,
альбомы
для
творчества.
«Калейдоскоп профессий» игровая технология (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Презентации;
Индивидуальный раздаточный материал;
Литература для педагога; для детей, для родителей.
Материально – техническое обеспечение.
Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных
образовательных технологий используются технические средства, а также
информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по
линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы,
цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах,
видеоконференции, вебинары, skype – общение, e-mail, облачные сервисы и
т.д.)»
Технические средства обучения:
Компьютер, ноутбук;
интерактивная доска;
рабочее место педагога.
Формы аттестации и оценочные материалы
На диагностику остается лишь 4% программного времени: в основном он
плавно вплетается в ход текущих занятий в устной форме, в наблюдения
педагога, кроме того, осуществляется при проведении самостоятельных
творческих работ (скопируй, перерисуй, выполни по образцу).
Форма аттестации предусматривает входящую и итоговую диагностику.
Диагностика может быть следующей: наблюдение, выполнение творческой
работы.
При очном обучении:
входящая
диагностика
осуществляется
в
форме
фронтальных
и
индивидуальных
бесед
с
ребенком,
тестирования
на
эмоциональное
благополучие
и
развитие
коммуникативных
навыков,
наблюдения
за
деятельностью детей с целью выявления уровня развития навыков, анализ
выполненной практической работы;
итоговая
диагностика
проводится
в
ходе
наблюдения
выполнения
самостоятельной практической работы (критерии не меняются, предлагаются
другие задания).
При реализаиии ДОТ:
входящая диагностика осуществляется при видеоконференции на платформе
Zoom в форме видеонаблюдения за деятельностью детей с целью выявления
уровня развития навыков, в виде фронтальных и индивидуальных бесед с
ребенком;
итоговая диагностика осуществляется при видеоконференции на платформе
Zoom в форме видеонаблюдения при выполнении самостоятельной работы
(критерии не меняются, предлагаются другие задания).
В мессенджерах у каждого педагога создана группа, через которую
происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы. Также
используются социальные сети.
Проводятся консультации по телефону в онлай-режиме (Вайбер или Ватсап).
Занятия проводятся на платформе Zoom, по видеосвязи в Вайбере и Ватсапе.
Примерный опросник для выявления диагностики:
1.
Собери (с педагогом, учителем) карту-пазл «Взросляндия».
2.
Что ты видишь перед собой? (город профессий)
3.
Какие профессии там изображены?
4.
Внимательно посмотри и найди профессию, которую ты выбрал бы?
5.
Что именно нравится в данной профессии?
6.
Опишите данную профессию? Что связывает с другими профессиями?
7.
Нужна ли такая профессия в жизнедеятельности человека, общества?
8.
Можно ли обойтись без данной профессии в жизни?
9.
Читают ли тебе литературу про профессии?
10.Нужно ли хорошо учиться для того, чтобы выбрать и работать по данной
профессии?
11.Одобрили бы твой выбор родители, педагоги?
Ответы: 100-75% высокий уровень – полные, развернутые ответы на все
вопросы;
50-75% средний уровень – частичные ответы;
25-50% низкий уровень – практически нет ответа.
Методические материалы
1
«Навигатум:в мире профессий»: карта-пазл «Взросляндия»;
анимационные видеоматериалы (мультфильмы), книга профсказок
«Приключения Бабахина и его друзей», альбомы-иллюстрации, альбомы
для творчества.
(www
.
navigatum
.
ru
);
2
«Калейдоскоп профессий» игровая технология (
www
.
unikym
-
igri
.
ru
).
Занятия по программе проводятся в групповой форме и подразделяются на
виды: теоретические, практические и контрольные.
1. Теоретические занятия: диалог, дискуссия, объяснение нового материала -
используются для введения в новую тему, обсуждения предложенной темы.
2.
Практические занятия
занимают основное место в процессе реализации
программы. Основная форма работы – игра. Цель: выработка определенных
навыков самопознания, расширение имеющихся компетенций, овладение
способами самопонимания и саморегуляции.
3. Итоговые, контрольные занятия. Итоговые занятие проходят в виде игровых
тренингов и рефлексии (обобщение всей информации в профпортфолио, на
основе анализа, которого и делается осознанный выбор и профессиональное
самоопределение). Цель: развитие умения посмотреть на ситуацию со
стороны, увидеть себя и других за рамками ситуации; умение встать «над»
ситуацией, над проблемой выбора.
В ходе образовательного процесса
предполагается проведение игр, мастер-классов, выставок, постановка и
участие в мини-спектаклях…
В процессе реализации программы используются различные методы и приемы
работы:
Встречи с интересными людьми
Тренинги
Профориентационные игры
Консультирование
Оформление образа профессий
Фестиваль профессий
Викторины
Ролевые и деловые игры
Литература для педагога
1. Антонова М.В. Путешествие в мир профессий: Русское слово,2019 г. – 128с.
2. Кондрашова Д. Красота всегда в моде: [О профессии визажиста] // Обучение
и карьера. - 2007. – 70с.
3. Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. -
Москва: Амрита-Русь, 2005. - 350 с.
4. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика: 2017 г. – 290с.
5. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и
профессиограммы. - 2- е изд.. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 460 с.
6.
Смирнов
А.Ю.
Методические
рекомендации
по
работе
с
игровой
развивающей средой «Навигатум: в мире профессий». Воспитателям и
педагогам для проведения профориентационных занятий. Москва,2017 год
(www
.
navigatum
.
ru
).
7. Смирнов А.Ю., В.Новак, А.Кравченко. Приключения Бабахина и его друзей в
стране «Взросляндия» - М.:,2016-144с.
8. Успенский Э.Н. 25 профессий Маши Филипенко: АСТ, 2016 г. – 240с.
9. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии. -
Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.
Литература для родителей
1. Антонова М.В. Путешествие в мир профессий: Русское слово,2019 г. – 128с.
2. Кондрашова Д. Красота всегда в моде: [О профессии визажиста] // Обучение
и карьера. - 2007. – 70с.
3. Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. -
Москва: Амрита-Русь, 2005. - 350 с.
4. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика: 2017 г. – 290с.
5. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и
профессиограммы. - 2- е изд.. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 460 с.
6. Смирнов А.Ю., В.Новак, А.Кравченко. Приключения Бабахина и его друзей в
стране «Взросляндия» - М.:,2016-144с.
7. Успенский Э.Н. 25 профессий Маши Филипенко: АСТ, 2016 г. – 240с.
8. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии. -
Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.
Литература для обучающихся
1. Антонова М.В. Путешествие в мир профессий: Русское слово,2019 г. – 128с.
2. Кондрашова Д. Красота всегда в моде: [О профессии визажиста] // Обучение
и карьера. - 2007. – 70с.
3. Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. -
Москва: Амрита-Русь, 2005. - 350 с.
4. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика: 2017 г. – 290с.
5. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и
профессиограммы. - 2- е изд.. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 460 с.
6. Успенский Э.Н. 25 профессий Маши Филипенко: АСТ, 2016 г. – 240с.
7. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии. -
Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.