Напоминание

Кем стать?


Автор: Коннова Анна Леонидовна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ОГБН ОО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Кем стать?
Раздел: дополнительное образование





Назад




НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ

ПРОГРАММУ

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года

«Утверждаю»

Руководитель

образовательной организации

___________ ФИО

печать

Приказ № ____

от «____» ________ 20___ года

ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

«КЕМ СТАТЬ?»

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Ульяновск,

2022 год.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кем

стать?» (далее Программа) разработана для предоставления образовательных

услуг обучающимся дошкольного возраста в условиях образовательных

учреждений.

Нормативно-правовое обеспечение типовой программы

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст.

79);

приказом

Минпросвещения

РФ

от

09.11.2018

года

196

«Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

приказом от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам,

утвержденный

приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября

2018 г. № 196»;

методическими рекомендациями по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП

2.4.3648-20

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и

молодежи;

локальными актами образовательной организации (Устав, Положение о

проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о

проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по

итогам реализации ДООП).

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О

методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной

деятельности

с

использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

приказ

Министерства

науки

и

высшего

образования

Российской

Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от

05.08.2020

г.

N

882/391

"Об

организации

и

осуществлении

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ».

Уровень программы - стартовый.

Направленность (профиль) программы - социально-гуманитарная.

Актуальность программы в том, что дети дошкольного возраста знакомясь с

профессиями взрослого, расширяют свой кругозор, общую осведомлённость об

окружающем мире, о значении профессионального труда для развития родного

края,

формируют

определённый

элементарный

опыт

профессиональных

действий.

Все

это

способствует

заложению

основы

ранней

предпрофессиональной ориентации.

Новизна программы

Новизна программы заключается в глубоком погружении ребенка в профессию

через игровую и творческую деятельность.

Главной особенностью дополнительной общеразвивающей программы является

построение всех занятий в игровой форме, с опорой на наглядно-предметное

мышление, т.к. ведущий вид деятельности детей – это игра.

Отличие от других программ

Содержание программ согласованы, что обеспечивает межпредметные связи и

скоординированность

содержания

учебного

материала

во

избежание

перегрузки детей. По всем дисциплинам программа направлена на целостное

развитие

всех

сфер

личности:

формирование

познавательного

(интеллектуального)

интереса;

волевой

(практической)

деятельности;

эмоциональной культуры.

Адресат программы

Программа «Кем стать?» предназначена для постоянного контингента детей

дошкольного возраста 5-7 лет.

Объем программы – 72 часа.

Срок реализации программы: 1 год обучения (36 недель).

Режим занятий. Занятия с детьми проходят 1-2 раза в неделю по 1 или 2 часа.

Согласно СП продолжительность одного занятия составляет:

При очном обучении: 30-35 минут, перерыв между занятиями 15 минут.

При реализации ДОТ: для детей 5-7 лет – 10-20 минут с использованием ПЭВМ,

5 минут физпауза, 10 минут – выполнение задания.

Занятия групповые, состав группы постоянный. Дети распределены в группы

по 10-15 человек по возрасту, способностям, уровню подготовленности.

Формы

и

методы

обучения:

Обучение

по

программе

ведется

с

использованием различных форм: очное обучение, (с учетом Федерального

закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"),

электронное

обучение

и

обучение

с

применением

дистанционных

образовательных технологий.

При необходимости

возможна реализация программы с применением

электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий

(ДОТ).

При реализации ДОТ занятия проводятся с использованием чатов

электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн.

Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий являются: образовательные онлайн-платформы

(электронная

платформа

для

видеозанятий

-

занятия

проводятся

с

использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме

онлайн);

цифровые

образовательные

ресурсы,

размещенные

на

образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-

mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений;

электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства

РФ об образовательной деятельности.

Организуя образовательный процесс педагоги используют следующие

методы обучения:

Словесный – подача нового материала;

Наглядный

обращение

к

образам,

помогает

ребенку

почувствовать, понять окружающий мир.

Практический – позволяет применить полученные знания при

выполнении заданий.

Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций.

Метод стимулирования познавательного интереса.

Наблюдение и анализ.

Иллюстративный – используется в сочетании с вербальным

(словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и

т.д.

Цели:

-

формирование элементарных знаний о профессиях и расширение

представлений

дошкольников

о

мире

профессий

через

игровую,

творческую деятельность

.

Задачи:

Образовательные:

сформировать основы предметных и общеучебных знаний, умений, навыков,

расширяющих кругозор обучающихся.

обучать технике безопасности при использовании инструментов и материалов;

обучать воплощать свои знания и идеи в творческой деятельности;

обучать действовать по образцу, инструкции, по собственному замыслу.

Развивающие:

развитие основных познавательных процессов у детей: внимания, памяти,

мышления, воображения, восприятия;

развитие коммуникативных навыков.

развивать

художественно–творческие

способности,

пространственное

мышление, фантазию, зрительное восприятие;

развивать чувство удовлетворения от выполненной работы;

развивать интерес к изучению и применению в своей практике новых техник

выполнения работ.

Воспитательные:

приобщение детей к духовным ценностям, способствующим формированию

нравственных и эстетических качеств личности;

формирование

воспитывающей

и

креативной

среды,

обеспечивающей

овладение способами позитивной самореализации и саморегуляции своего

поведения с окружающими людьми;

воспитывать уважение к труду людей разных профессий;

воспитывать добросовестное и гуманное отношение к своему и чужому труду;

воспитывать чувства прекрасного в процессе выполнения работы.

Предполагаемые результаты:

Личностные результаты:

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики,

учитывающего

социальное,

культурное,

языковое,

духовное

многообразие современного мира;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные

сообщества;

участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с

учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических

особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных

чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного

отношения к собственным поступкам;

Обучающийся в процессе занятий по программе должен знать как

правильно работать с материалом и правильно использовать его в

технике;

принимать и выполнять учебную задачу, действовать по образцу, по

инструкции, по собственному замыслу;

владеть материалами и инструментами;

координировать работу рук со зрительным восприятием;

работать самостоятельно и коллективно.

сотрудничать

и

оказывать

взаимопомощь,

доброжелательно

и

уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

уважение к чужому труду и результатам собственного труда.

Метапредметные результаты:

умение

организовывать

учебное

сотрудничество,

совместную

деятельность с педагогом и сверстниками;

умение работать индивидуально и в группе: находить совместное

решение, находить выход из разных ситуаций;

осваивать особенности выразительных средств, материалов и техник;

формированию целостного восприятия мира;

развивать фантазию, воображения, память;

планировать свои действия;

выбирать

средства

выразительности

для

собственной

творческой

деятельности.

Предметные результаты:

планирование и выполнение учебных действий, связанных с поиском

информации;

выбор и использование методов, соответствующих рассматриваемой

проблеме;

постановка вопросов, ответы на которые могут быть получены путём

исследования, отбор адекватных методов исследования, формулировка

вытекающих из исследований выводов;

использование игровых приёмов для решения поставленных задач;

использование некоторых методов полученных знаний, характерные для

социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы,

описание,

сравнительное

описание,

объяснение,

использование

статистических данных, интерпретация фактов. Обучающийся получит

возможность научиться:

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия,

связанные с решением задач;

целенаправленно

и

осознанно

развивать

свои

коммуникативные

способности;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за

качество выполненных работ;

осознавать

необходимость

самостоятельности,

организованности,

коммуникабельности, ответственности, взаимопомощи, толерантности,

аккуратности, работоспособности, трудолюбия.

Содержание программы

Учебный план

N

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу «Кем стать?»

Игра «Кем бы я стал/а в будущем?»

2

1

1

Наблюдение,

самооценка

Раздел. Человек-человек

2

Профессия – преподаватель, учитель,

педагог, воспитатель

Игра «любимая школа»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

3

Профессия – тренер, спортсмен

2

1

1

Наблюдение,

«Игра « Проведи зарядку»

выполнение

работы

4

Профессия – врач, мед.работник

Игра «Скорая помощь», «Больница»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы, опрос

5

Игра « Выбираю ЗОЖ», «Айболит»

2

1

1

взаимооценка в

паре

6

Профессия – гид, экскурсовод

Игра «Разработай экскурсию»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

7

Профессия – стилист, модельер,

визажист.

Игра «Салон красоты», «Показ мод»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы,

самооценка

8

Профессия – продавец

Игра « Магазин»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

9

Профессия - продавец

Игра « Оформи витрину»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

10

Профессия – лингвист, переводчик

Игра « Объясни иностранцу»,

Игра «Найди клад»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы, опрос

11

Профессия – военный

Игра «Разведчик»

2

1

1

взаимооценка в

паре

12

Профессия – военный

Игра «Военная эстафета»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

13

Экскурсия «Лазар так»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы, опрос

14

Профессия – пожарный

Игра-эстафета «Спасай и помогай»

2

1

1

наблюдение

15

Профессия – полицейский

Игра « Инспектор ППД »

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

16

Обобщение, повторение

Игра – викторина

Профессии « Человек-Человек»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

Итого 1 модуля

32

Раздел. Человек-техника

17

Профессия – водитель, механик.

Игра «Путешествие наземным

транспортом»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

18

Игра «Путешествие воздушным

транспортом»

2

1

1

наблюдение

19

Профессия – строитель, архитектор.

Игра «Строим дом»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы,

самооценка

20

Профессия инженер-конструктор

Игра « Конструктор»

2

1

1

Самооценка,

опрос

21

Обобщение, повторение. Игра-

викторина «Человек-техника»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

Раздел. Человек-образ

22

Профессия – художник. Игра

«Нарисуй портрет». Игра «Выставка»

2

1

1

творческое

задание,

наблюдение

23

Профессия – актёр. Мини-спектакль.

2

1

1

творческое

задание

24

Профессия – фотограф

Игра «Фотосессия»

2

1

1

творческое

задание

25

Профессия – журналист. Игра

«Интервью»

2

1

1

взаимооценка в

паре

26

Профессия – дизайнер одежды,

модельер. Игра «Собери наряд»

2

1

1

творческое

задание

27

Профессия дизайнер

Игра «Дом моды»

2

1

1

творческое

задание

28

Профессия – повар, официант. Игра

«Укрась десерт»,

Игра « Сервировка стола»

2

1

1

творческое

задание

29

Обобщение, повторение.

Игра-аукцион «Человек-образ»

2

1

1

наблюдение

Раздел. Человек - природа

30

Профессия – фермер. Игра «Веселая

ферма»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

31

Профессия – эколог. Игра «Мы

нужны друг другу»

2

1

1

наблюдение

32

Профессия – Физик, Химик

«Веселый профессор»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы,

самооценка

33

Профессия - флорист « Собери

букет»

2

1

1

самооценка

34

Профессия – геолог. Игра «Найди

клад»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы

35

Обобщение, повторение. Игра-

аукцион «Человек-природа»

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы, опрос,

беседа

36

Итоговое занятие « Все профессии

важны!"

2

1

1

Наблюдение,

выполнение

работы, опрос

Итого 2 модуля

40

Итого за год

72

Содержание учебного плана

Модуль 1 (сентябрь-декабрь)

Цели и задачи: Знакомство обучающихся с программой «Кем стать», с каждой

темой на каждом занятии. Обыгрывание игр и конструирование из различных

материалов.

Знакомство

с

педагогом

и

друг

другом,

предоставление

ознакомительных сведений о содержании занятий. Проведение инструктажа по

технике безопасности и охране труда.

Раздел. Человек-человек

Тема 1: Введение в программу «Кем стать?».

Теория: Знакомство детей с программой «Кем стать?», знакомство с правилами

поведения на занятиях и переменах. Знакомство с игровой развивающей средой

«Навигатум: в мире профессий»

www

.

navigatum

.

ru

, www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

и

«Калейдоскоп профессий» настольная игра (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Практика:

Игра «Кем бы я стал/а в будущем?», «Дерево профессий».

Прослушивание и прочитывание профисказок «Приключение Бабахина и его

друзей», собирание карты-пазла «Взросляндия», просмотр анимационного

видеоматериала (мультфильма).

Формы аттестации/контроля: Наблюдение. Выполнение практической работы.

Тема 2: Профессия преподаватель, учитель, воспитатель.

Теория: Знакомство детей с профессиями связанными с образованием -

учитель, преподаватель, педагог, воспитатель…

Практика: Игра «Любимая школа». «Калейдоскоп профессий» настольная игра

(

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и

других различных материалов.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.

Тема 3: Профессия – тренер (спортсмен).

Теория: Знакомство детей с профессиями связанными со спортом – тренер,

спортсмен. Просмотр презентаций.

Практика: Игра «Проведи зарядку». Изготовление, конструирование, лепка,

аппликация из бумаги, картона и других различных материалов.

Игра в «Калейдоскоп профессий» настольная игра (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

)

Формы аттестации/контроля:

Самооценка обучающихся своих знаний и

умений, выполнение практической работы.

Тема 4,5: Профессия – врач, медицинский работник.

Теория: Знакомство с профессиями медицины – врач, доктор (педиатр,

терапевт, дерматолог, хирург, травматолог…), медицинская сестра, фельдшер,

санитар. Ветеринарный врач – доктор животных.

Практика: Игра «Скорая помощь», «Больница», «Выбираю ЗОЖ», «Айболит».

Игра в «Калейдоскоп профессий» настольная игра (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и

других различных материалов.

Формы аттестации/контроля: Взаимооценка в паре. Выполнение практической

работы.

Тема 6: Профессия гид, экскурсовод.

Теория: Знакомство с профессиями экскурсовода, гида.

Практика: Игра «Разработай экскурсию» «Навигатум: в мире профессий»

www

.

navigatum

.

ru

, www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

.

,

экскурсия по игре «Взросляндия».

Формы аттестации/контроля: наблюдение и самооценка обучающихся своих

знаний и умений.

Тема 7: Профессия – стилист, визажист.

Теория: Знакомство с профессиями стилист, визажист, парикмахер.

Практика: Игра «Салон красоты», «Показ мод».

Формы аттестации/контроля:

Самооценка обучающихся своих знаний и

умений.

Тема 8,9: Профессия – продавец.

Теория:

Знакомство

с

профессиями

торговых

работников

продавец,

менеджер, мерчендайзер.

Практика: Игра «Магазин», «Оформи витрину».

Игра в «Калейдоскоп профессий» настольная игра (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и

других различных материалов.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.

Тема 10: Профессия – лингвист, переводчик.

Теория: Знакомство с профессиями лингвиста и переводчика.

Практика: Игра

«Объясни иностранцу»,

Игра «Калейдоскоп профессий»

настольная игра (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и

других различных материалов.

Формы аттестации/контроля: выполнение практической работы и наблюдение.

Тема 11, 12,13: Профессия – военный.

Теория: Знакомство с профессиями военной сферы – офицер, разведчик,

радист, спецназ…

Практика: Игра «Разведчик», Игра «Военная эстафета», «Лазер так»

Формы аттестации/контроля: Взаимооценка в паре.

Тема 14: Профессия – пожарный (МЧС)

Теория: Знакомство с профессиями МЧС, пожарный.

Практика: Игра «Спасай и помогай» эстафета.

Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и

других различных материалов.

Формы аттестации/контроля: выполнение практической работы и наблюдение.

Тема 15: Профессия – полицейский.

Теория: Знакомство с профессиями министерства внутренних дел (МВД),

полицейский, инспектор, участковый…

Практика:

Игра

«Инспектор ПДД». Игра в «Калейдоскоп профессий»

настольная игра (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Изготовление, конструирование, лепка,

аппликация из бумаги, картона и других различных материалов.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.

Тема 16: Итоговое занятие первого модуля.

Тема: Обобщение, повторение пройденного материала.

Практика: Игра – викторина. Профессии «Человек-Человек».

Игра

в

«Навигатум:

в

мире

профессий»

www

.

navigatum

.

ru

,

www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

.

Изготовление, конструирование, лепка, аппликация

из бумаги, картона и других различных материалов.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы,

опрос.

Раздел. Человек-техника.

Тема 17, 18: Профессия – водитель, механик.

Теория: Знакомство с профессиями транспортной сферы – водитель, механик,

машинист, пилот, стюард…

Практика:

Игра

«Путешествие

наземным

транспортом»,

«Путешествие

воздушным транспортом». Изготовление, конструирование, лепка, аппликация

из бумаги, картона и других различных материалов.

«Навигатум: в мире профессий»

www

.

navigatum

.

ru

, www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

.

Прослушивание и прочитывание профисказок «Приключение Бабахина и его

друзей» - Как работает транспорт? Выполнение работы в альбомах для

творчества «Взросляндия».

Формы аттестации/контроля: наблюдение. Выполнение практической работы.

Тема 19: Профессия – строитель, архитектор.

Теория:

Знакомство

с

профессиями

строительной

сферы

строитель,

архитектор, монтажник, укладчик…

Практика:

Игра

«Строим дом». Изготовление, конструирование, лепка,

аппликация из бумаги, картона и других различных материалов. Выполнение

работы в альбомах для творчества «Взросляндия».

«Навигатум: в мире

профессий»

www

.

navigatum

.

ru

,

www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

.

Прослушивание и

прочитывание профисказок «Приключение Бабахина и его друзей» - Как

построить дом?, сбор карты-пазла «Взросляндия», просмотр анимационного

видеоматериала (мультфильма).

Формы аттестации/контроля:

Самооценка обучающихся своих знаний и

умений, выполнение практической работы.

Тема 20: Профессия инженер-конструктор.

Теория: Знакомство с профессиями инженера, конструктора.

Практика: Игра «Конструктор», «Вырезаем и конструируем». Изготовление,

конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и других различных

материалов.

«Навигатум: в мире профессий»

www

.

navigatum

.

ru

, www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

.

,

прослушивание и прочитывание профисказок «Приключение Бабахина и его

друзей» - Кто такие инженеры?, сбор карты-пазла «Взросляндия», просмотр

анимационного видеоматериала (мультфильма).

Формы аттестации/контроля:

Самооценка обучающихся своих знаний и

умений, выполнение практической работы.

Тема 21: Обобщение, повторение раздела «Человек- техника».

Теория: Повторение пройденного материала.

Практика: Игра-викторина «Человек-техника», «Навигатум: в мире профессий»

и

«Калейдоскоп профессий» настольная игра (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Изготовление,

конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и других различных

материалов.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, опрос, выполнение практической

работы.

Раздел. Человек - образ

Тема 22: Профессия – художник.

Теория: Знакомство с профессией художника, маляра, дизайнера.

Практика: Игра «Нарисуй портрет». Выставка детских работ.

Игра

в

«Навигатум:

в

мире

профессий»

www

.

navigatum

.

ru

,

www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, опрос, выполнение практической

работы.

Тема 23: Профессия – актёр.

Теория: Знакомство с профессией актера.

Практика: Постановка спектакля.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.

Тема24: Профессия–фотограф.

Теория: Знакомство с профессией фотографа. Знакомство с фотоаппаратом.

Практика:

Игра

«Фотосессия».

Изготовление,

конструирование,

лепка,

аппликация из бумаги, картона и других различных материалов.

Формы аттестации/контроля: творческое задание, выполнение практической

работы.

Тема 25: Профессия – журналист.

Теория: Знакомство с профессией журналиста.

Практика: Игра «Интервью», «Выпусти стенгазету». Игра в «Навигатум: в мире

профессий»

www

.

navigatum

.

ru

, www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

.

Формы аттестации/контроля: творческое задание, выполнение практической

работы.

Тема 26, 27: Профессия – дизайнер одежды.

Теория: Знакомство с профессиями дизайнер, портной, швея, модельер…

Практика: Игра «Собери наряд», «Дефиле моды».

Игра

в

«Калейдоскоп

профессий»

настольная

игра

(

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Изготовление, конструирование, лепка, аппликация из бумаги, картона и

других различных материалов.

Формы аттестации/контроля: творческое задание, выполнение практической

работы.

Тема 28: Профессия – повар, официант.

Теория: Знакомство с профессиями сферы питания – повар, официант,

кондитер…

Практика: Игра «Укрась десерт», Игра « Сервировка стола».

«Навигатум: в мире профессий»

www

.

navigatum

.

ru

, www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

.

,

прослушивание и прочитывание профисказок «Приключение Бабахина и его

друзей» - Откуда берется каша?, сбор карты-пазла «Взросляндия», просмотр

анимационного видеоматериала (мультфильма).

Формы аттестации/контроля: наблюдение, практическое выполнение работы.

Тема 29: Обобщение, повторение.

Теория: Повторение пройденного материала.

Практика: Игра-викторина по разделу «Человек-образ». «Навигатум: в мире

профессий»

www

.

navigatum

.

ru

, www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

.

, игра «Взросляндия»,

просмотр анимационного видеоматериала (мультфильма).

Формы

аттестации/контроля:

наблюдение,

опрос,

беседа,

выполнение

практической работы.

Раздел. Человек-природа

Тема 30: Профессия – фермер.

Теория: Знакомство с профессиями сельского хозяйства – фермер, агроном…

Практика:

Игра

«Веселая

ферма».

«Навигатум:

в

мире

профессий»

www

.

navigatum

.

ru

,

www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

, игра пазл-игру «Взросляндия»,

выполнение работы в альбомах для творчества «Взросляндия».

Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.

Тема 31: Профессия – эколог.

Теория: Знакомство с профессией эколог.

Практика: Игра «Мы нужны друг другу», «Береги природу». Изготовление из

пластиковой бутылки различные поделки.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.

Тема 32: Профессия – Физик, химик.

Теория: Знакомство с профессиями физик, химик, лаборант.

Практика:

Игра «Веселый профессор». Игра в «Калейдоскоп профессий»

настольная игра (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

)

. Изготовление, конструирование, лепка,

аппликация из бумаги, картона и других различных материалов.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.

Тема 33: Профессия - флорист «Собери букет».

Теория: Знакомство с профессией флорист.

Практика:

Игра «Собери букет». Изготовление, конструирование, лепка,

аппликация из бумаги, картона и других различных материалов.

Формы аттестации/контроля:

Самооценка обучающихся своих знаний и

умений.

Тема 34: Профессия – геолог.

Теория: Знакомство с профессией геолог.

Практика:

Игра

«Найди

клад»,

«Навигатум:

в

мире

профессий»

www

.

navigatum

.

ru

,

www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

.

, игра «Взросляндия», просмотр

анимационного видеоматериала (мультфильма), работа в альбомах.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы.

Тема 35: Обобщение, повторение.

Теория: Повторение пройденного раздела «Человек-природа»

Практика: Игра-

викторина.

Формы аттестации/контроля: наблюдение, выполнение практической работы,

опрос, беседа.

Тема 36: Итоговое занятие

Теория: Повторение всего пройденного материала.

Практика:

Игра

«Все профессии важны»!, игра в «Навигатум: в мире

профессий»

www

.

navigatum

.

ru

,

www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

и

«Калейдоскоп

профессий» настольная игра (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Формы

аттестации/контроля:

наблюдение,

опрос,

беседа,

выполнение

практической работы.

Условия реализации программы

Программа реализуется через специально созданные условия.

Обеспечение образовательного процесса складывается из:

кадрового;

информационно - методического;

материально - технического.

Кадровое обеспечение.

- педагоги дополнительного образования;

- методисты.

Информационно – методическое обеспечение.

Дополнительная общеразвивающая программа «Кем стать?»;

Методические пособия;

Конспекты занятий;

Дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);

Игротека:

«Навигатум:в мире профессий»

www

.

navigatum

.

ru

,

www

.ВМИРЕПРОФЕССИЙ.РФ

:

карта-пазл «Взросляндия»; анимационные видеоматериалы (мультфильмы),

книга

профсказок

и

альбомы-иллюстрации,

альбомы

для

творчества.

«Калейдоскоп профессий» игровая технология (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Презентации;

Индивидуальный раздаточный материал;

Литература для педагога; для детей, для родителей.

Материально – техническое обеспечение.

Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных

образовательных технологий используются технические средства, а также

информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по

линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы,

цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах,

видеоконференции, вебинары, skype – общение, e-mail, облачные сервисы и

т.д.)»

Технические средства обучения:

Компьютер, ноутбук;

интерактивная доска;

рабочее место педагога.

Формы аттестации и оценочные материалы

На диагностику остается лишь 4% программного времени: в основном он

плавно вплетается в ход текущих занятий в устной форме, в наблюдения

педагога, кроме того, осуществляется при проведении самостоятельных

творческих работ (скопируй, перерисуй, выполни по образцу).

Форма аттестации предусматривает входящую и итоговую диагностику.

Диагностика может быть следующей: наблюдение, выполнение творческой

работы.

При очном обучении:

входящая

диагностика

осуществляется

в

форме

фронтальных

и

индивидуальных

бесед

с

ребенком,

тестирования

на

эмоциональное

благополучие

и

развитие

коммуникативных

навыков,

наблюдения

за

деятельностью детей с целью выявления уровня развития навыков, анализ

выполненной практической работы;

итоговая

диагностика

проводится

в

ходе

наблюдения

выполнения

самостоятельной практической работы (критерии не меняются, предлагаются

другие задания).

При реализаиии ДОТ:

входящая диагностика осуществляется при видеоконференции на платформе

Zoom в форме видеонаблюдения за деятельностью детей с целью выявления

уровня развития навыков, в виде фронтальных и индивидуальных бесед с

ребенком;

итоговая диагностика осуществляется при видеоконференции на платформе

Zoom в форме видеонаблюдения при выполнении самостоятельной работы

(критерии не меняются, предлагаются другие задания).

В мессенджерах у каждого педагога создана группа, через которую

происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы. Также

используются социальные сети.

Проводятся консультации по телефону в онлай-режиме (Вайбер или Ватсап).

Занятия проводятся на платформе Zoom, по видеосвязи в Вайбере и Ватсапе.

Примерный опросник для выявления диагностики:

1.

Собери (с педагогом, учителем) карту-пазл «Взросляндия».

2.

Что ты видишь перед собой? (город профессий)

3.

Какие профессии там изображены?

4.

Внимательно посмотри и найди профессию, которую ты выбрал бы?

5.

Что именно нравится в данной профессии?

6.

Опишите данную профессию? Что связывает с другими профессиями?

7.

Нужна ли такая профессия в жизнедеятельности человека, общества?

8.

Можно ли обойтись без данной профессии в жизни?

9.

Читают ли тебе литературу про профессии?

10.Нужно ли хорошо учиться для того, чтобы выбрать и работать по данной

профессии?

11.Одобрили бы твой выбор родители, педагоги?

Ответы: 100-75% высокий уровень – полные, развернутые ответы на все

вопросы;

50-75% средний уровень – частичные ответы;

25-50% низкий уровень – практически нет ответа.

Методические материалы

1

«Навигатум:в мире профессий»: карта-пазл «Взросляндия»;

анимационные видеоматериалы (мультфильмы), книга профсказок

«Приключения Бабахина и его друзей», альбомы-иллюстрации, альбомы

для творчества.

(www

.

navigatum

.

ru

);

2

«Калейдоскоп профессий» игровая технология (

www

.

unikym

-

igri

.

ru

).

Занятия по программе проводятся в групповой форме и подразделяются на

виды: теоретические, практические и контрольные.

1. Теоретические занятия: диалог, дискуссия, объяснение нового материала -

используются для введения в новую тему, обсуждения предложенной темы.

2.

Практические занятия

занимают основное место в процессе реализации

программы. Основная форма работы – игра. Цель: выработка определенных

навыков самопознания, расширение имеющихся компетенций, овладение

способами самопонимания и саморегуляции.

3. Итоговые, контрольные занятия. Итоговые занятие проходят в виде игровых

тренингов и рефлексии (обобщение всей информации в профпортфолио, на

основе анализа, которого и делается осознанный выбор и профессиональное

самоопределение). Цель: развитие умения посмотреть на ситуацию со

стороны, увидеть себя и других за рамками ситуации; умение встать «над»

ситуацией, над проблемой выбора.

В ходе образовательного процесса

предполагается проведение игр, мастер-классов, выставок, постановка и

участие в мини-спектаклях…

В процессе реализации программы используются различные методы и приемы

работы:

Встречи с интересными людьми

Тренинги

Профориентационные игры

Консультирование

Оформление образа профессий

Фестиваль профессий

Викторины

Ролевые и деловые игры

Литература для педагога

1. Антонова М.В. Путешествие в мир профессий: Русское слово,2019 г. – 128с.

2. Кондрашова Д. Красота всегда в моде: [О профессии визажиста] // Обучение

и карьера. - 2007. – 70с.

3. Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. -

Москва: Амрита-Русь, 2005. - 350 с.

4. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика: 2017 г. – 290с.

5. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и

профессиограммы. - 2- е изд.. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 460 с.

6.

Смирнов

А.Ю.

Методические

рекомендации

по

работе

с

игровой

развивающей средой «Навигатум: в мире профессий». Воспитателям и

педагогам для проведения профориентационных занятий. Москва,2017 год

(www

.

navigatum

.

ru

).

7. Смирнов А.Ю., В.Новак, А.Кравченко. Приключения Бабахина и его друзей в

стране «Взросляндия» - М.:,2016-144с.

8. Успенский Э.Н. 25 профессий Маши Филипенко: АСТ, 2016 г. – 240с.

9. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии. -

Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.

Литература для родителей

1. Антонова М.В. Путешествие в мир профессий: Русское слово,2019 г. – 128с.

2. Кондрашова Д. Красота всегда в моде: [О профессии визажиста] // Обучение

и карьера. - 2007. – 70с.

3. Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. -

Москва: Амрита-Русь, 2005. - 350 с.

4. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика: 2017 г. – 290с.

5. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и

профессиограммы. - 2- е изд.. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 460 с.

6. Смирнов А.Ю., В.Новак, А.Кравченко. Приключения Бабахина и его друзей в

стране «Взросляндия» - М.:,2016-144с.

7. Успенский Э.Н. 25 профессий Маши Филипенко: АСТ, 2016 г. – 240с.

8. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии. -

Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.

Литература для обучающихся

1. Антонова М.В. Путешествие в мир профессий: Русское слово,2019 г. – 128с.

2. Кондрашова Д. Красота всегда в моде: [О профессии визажиста] // Обучение

и карьера. - 2007. – 70с.

3. Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. -

Москва: Амрита-Русь, 2005. - 350 с.

4. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика: 2017 г. – 290с.

5. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и

профессиограммы. - 2- е изд.. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 460 с.

6. Успенский Э.Н. 25 профессий Маши Филипенко: АСТ, 2016 г. – 240с.

7. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии. -

Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.



В раздел образования