Напоминание

Значение хорового пения в системе общеобразовательной школы


Автор: Яшкова Наталья Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: Значение хорового пения в системе общеобразовательной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"

Методический доклад

«Значение хорового пения в системе общеобразовательной

школы»

Составитель: педагог ДО

Яшкова Н.И.

г. Самара

24.08.2022 учебный год

ЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и

образования является хоровое пение. Подлинное приобщение к миру хоровой

музыки – непременное условие гармоничного развития личности ребенка во

все времена.

В своей книге «Школьный хор» Г.А.Струве писал, что интерес к

познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно

поддерживаемый учителем, является основой развития склонностей

школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития

способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности.

1. Хоровое пение – основа музыкальной культуры народа. Ни один другой

вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к

сердцу. Пение – природная способность человека, а человеческий голос –

самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как к

средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на

генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли,

отношение к миру. В процессе хорового пения все музыкальные проявления

ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии

музыки. Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать

индивидуальные проявления характера каждого ученика. Высоко оценивал

значение хорового пения как средства музыкального развития школьников

академик Б Асафьев. В статье «Хоровое пение в школе» он отмечал, что «…

школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем

соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-

нравственными».

Ратовал за школьное хоровое пение и Д.Б. Кабалевский, утверждающий, что

«… постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и

общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность

стремиться к достижению уровня подлинного искусства». «Каждый класс –

хор!» - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».

Д.Б. Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой

музыкального образования, само является предметом искусства, требующим

творческой, деловой обстановки и своеобразной хоровой организации

учащихся на уроках.

Хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального

воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоническому

развитию личности школьника. Хоровое пение, как наиболее умственный

вид массового музицирования на протяжении столетий, является основной

формой музыкального воспитания и просвещения народа. Хоровое искусство

имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на

общем развитии подрастающего поколения.

Хоровые занятия в общеобразовательной школе формируют такие качества,

как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность,

ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие,

креативность. Развиваются познавательные процессы: ощущение,

восприятие, внимание, память, воображение, мышление, воля. Развиваются

специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус,

творческие способности, певческие навыки.

Занятия хором – комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими

учебными дисциплинами музыкального, эстетического и

общеобразовательного циклов. Хоровое пение – единственный предмет в

учебном плане, содержащий в себе такое количество межпредметных связей.

Хоровые занятия имеют особое значение, т.к. проявляется коллективная

форма занятий. Коллективная форма творчества выступает важной строкой и

в духовном, и в нравственном воспитании школьников.

Из опыта работы хочу сказать, что большинство детей посещают

занятия хора с удовольствием. После очередного выступления многие дети

хотят записаться в хор. Интерес – главный фактор учебного роста детей.

На репетициях хора я использую игровые методы, ударные

инструменты для ритмического сопровождения (трещотки).

Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает

удивительной силой и властью над нами. Хоровое пение – искусство

уникальных возможностей. Задача взрослых - приобщить подростков к

хоровому пению. Ведь хоровое пение – это тяга к самовыражению души

человека, жаждущего проявить качества лидера. Ребенку можно

предоставить возможность быть солистом, сыграть сложный ритм на

ударном инструменте, или быть ведущим концерта.

Состав моего хора – 300 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Работаю по

программе «Хоровой класс» В.Попова, адаптированной мной для моего

хорового коллектива.

Начинаются занятия с работы над дыханием. Чтобы добиться

правильного дыхания, необходимо научить детей правильно стоять, или

сидеть во время исполнения. Использую специальные дыхательные

упражнения «Нюхаем цветок», «Обожгли палец» (дуем на него), короткие

вдох и выдох. Для выработки навыка цепного дыхания, необходимо

научиться быстро и незаметно брать дыхание внутри длинных звуков.

Вокальные упражнения (распевания). Пение упражнений перед

началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит

своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние.

Работа над гласными. Специфика исполнения гласных звуков в пении

заключается в их единой округлой манере формирования. Главной задачей в

работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания

гласных по тембру, что называется их нейтрализацией.

Работа над согласными. Глухие согласные произносятся твердо.

Шипящие согласные произносятся шепотом.

Дикция в хоровом пении. Четкое произношение слов является

непременным условием хорошего хорового пения. Условием ясной дикции в

хоре является безупречный ритмический ансамбль.

Сольное пение. В процессе занятий формируются основные вокальные

навыки, исправляются дефекты речи, развивается слух, чистота интонации,

чувство ритма и на основе этого разучиваются и художественно

выразительно исполняются музыкальные произведения.

Метод сравнительного анализа. При помощи метода сравнительного

анализа дети учатся не только слушать различных певцов, но и оценивать

собственное исполнение. Это формирует навыки самоконтроля, столь

необходимого для успешного обучения.

Список используемой литературы

1.

Методическое пособие «Развитие голоса». Е.Емельянов, М., 2000 г.

2.

Учебное пособие «Теория и практика работы с детским хором».

Г.П.Стулова, М., 2012 г.

3.

«Школьный хор». Г.Струве, М., 1981 г.

4.

Методический сборник «Роль творчества в становлении личности».

Л.Н.Апарина, М., 1996 г.



В раздел образования