Автор: Яшкова Наталья Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: Значение хорового пения в системе общеобразовательной школы
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"
Методический доклад
«Значение хорового пения в системе общеобразовательной
школы»
Составитель: педагог ДО
Яшкова Н.И.
г. Самара
24.08.2022 учебный год
ЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и
образования является хоровое пение. Подлинное приобщение к миру хоровой
музыки – непременное условие гармоничного развития личности ребенка во
все времена.
В своей книге «Школьный хор» Г.А.Струве писал, что интерес к
познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно
поддерживаемый учителем, является основой развития склонностей
школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития
способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности.
1. Хоровое пение – основа музыкальной культуры народа. Ни один другой
вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к
сердцу. Пение – природная способность человека, а человеческий голос –
самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как к
средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на
генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли,
отношение к миру. В процессе хорового пения все музыкальные проявления
ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии
музыки. Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать
индивидуальные проявления характера каждого ученика. Высоко оценивал
значение хорового пения как средства музыкального развития школьников
академик Б Асафьев. В статье «Хоровое пение в школе» он отмечал, что «…
школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем
соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-
нравственными».
Ратовал за школьное хоровое пение и Д.Б. Кабалевский, утверждающий, что
«… постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и
общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность
стремиться к достижению уровня подлинного искусства». «Каждый класс –
хор!» - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».
Д.Б. Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой
музыкального образования, само является предметом искусства, требующим
творческой, деловой обстановки и своеобразной хоровой организации
учащихся на уроках.
Хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального
воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоническому
развитию личности школьника. Хоровое пение, как наиболее умственный
вид массового музицирования на протяжении столетий, является основной
формой музыкального воспитания и просвещения народа. Хоровое искусство
имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на
общем развитии подрастающего поколения.
Хоровые занятия в общеобразовательной школе формируют такие качества,
как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность,
ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие,
креативность. Развиваются познавательные процессы: ощущение,
восприятие, внимание, память, воображение, мышление, воля. Развиваются
специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус,
творческие способности, певческие навыки.
Занятия хором – комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими
учебными дисциплинами музыкального, эстетического и
общеобразовательного циклов. Хоровое пение – единственный предмет в
учебном плане, содержащий в себе такое количество межпредметных связей.
Хоровые занятия имеют особое значение, т.к. проявляется коллективная
форма занятий. Коллективная форма творчества выступает важной строкой и
в духовном, и в нравственном воспитании школьников.
Из опыта работы хочу сказать, что большинство детей посещают
занятия хора с удовольствием. После очередного выступления многие дети
хотят записаться в хор. Интерес – главный фактор учебного роста детей.
На репетициях хора я использую игровые методы, ударные
инструменты для ритмического сопровождения (трещотки).
Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает
удивительной силой и властью над нами. Хоровое пение – искусство
уникальных возможностей. Задача взрослых - приобщить подростков к
хоровому пению. Ведь хоровое пение – это тяга к самовыражению души
человека, жаждущего проявить качества лидера. Ребенку можно
предоставить возможность быть солистом, сыграть сложный ритм на
ударном инструменте, или быть ведущим концерта.
Состав моего хора – 300 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Работаю по
программе «Хоровой класс» В.Попова, адаптированной мной для моего
хорового коллектива.
Начинаются занятия с работы над дыханием. Чтобы добиться
правильного дыхания, необходимо научить детей правильно стоять, или
сидеть во время исполнения. Использую специальные дыхательные
упражнения «Нюхаем цветок», «Обожгли палец» (дуем на него), короткие
вдох и выдох. Для выработки навыка цепного дыхания, необходимо
научиться быстро и незаметно брать дыхание внутри длинных звуков.
Вокальные упражнения (распевания). Пение упражнений перед
началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит
своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние.
Работа над гласными. Специфика исполнения гласных звуков в пении
заключается в их единой округлой манере формирования. Главной задачей в
работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания
гласных по тембру, что называется их нейтрализацией.
Работа над согласными. Глухие согласные произносятся твердо.
Шипящие согласные произносятся шепотом.
Дикция в хоровом пении. Четкое произношение слов является
непременным условием хорошего хорового пения. Условием ясной дикции в
хоре является безупречный ритмический ансамбль.
Сольное пение. В процессе занятий формируются основные вокальные
навыки, исправляются дефекты речи, развивается слух, чистота интонации,
чувство ритма и на основе этого разучиваются и художественно
выразительно исполняются музыкальные произведения.
Метод сравнительного анализа. При помощи метода сравнительного
анализа дети учатся не только слушать различных певцов, но и оценивать
собственное исполнение. Это формирует навыки самоконтроля, столь
необходимого для успешного обучения.
Список используемой литературы
1.
Методическое пособие «Развитие голоса». Е.Емельянов, М., 2000 г.
2.
Учебное пособие «Теория и практика работы с детским хором».
Г.П.Стулова, М., 2012 г.
3.
«Школьный хор». Г.Струве, М., 1981 г.
4.
Методический сборник «Роль творчества в становлении личности».
Л.Н.Апарина, М., 1996 г.