Автор: Першина Людмила Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" Венгеровского района
Населённый пункт: с. Венгерово Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: обзор методических пособий для начинающих
Раздел: дополнительное образование
Обзор методических пособий для начинающего в классе
фортепиано.
Основная задача пианиста-педагога – это научить детей чувствовать,
слушать,
переживать
музыку,
пробудить
любовь
к
ней,
вызвать
эмоциональный отклик на музыкальные образы.
Первичные навыки оказывают громадное влияние на всё последующее
развитие ученика.
Младший школьный возраст является важным и
своеобразным периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает
решающее воздействие на формирование его физических, умственных и
художественно-творческих способностей. Именно с первых лет обучения
необходим педагог-воспитатель, музыкант широкого профиля, умеющий
гибко
определить
развитие
творческо-слуховых,
пианистических,
познавательных способностей в единой системе методов и дидактических
приёмов обучения.
Искусство обучения начинающих заключается в умении найти на
каждом этапе необходимый комплекс средств, для гармонически целостного
развития ученика. Крупнейшие композиторы разных эпох внесли свой вклад
в дело воспитания юных пианистов, создав большую
художественно -
педагогическую фортепианную литературу для детей. В этой литературе, с
тонкой
педагогической
интуицией
воплощены
задачи
музыкально-
творческого и пианистического развития детей.
Несмотря на различия творческих почерков композиторов, эпох, в
которых они жили, в известных циклах миниатюр – детских альбомах –
предельно ясно выступают общие для всех композиторов музыкально-
эстетические и педагогические принципы. Это, прежде всего выпуклая,
почти зримо ощущаемая образность музыкальной ткани, лаконичность и
чёткость музыкальной формы,
предельная конкретность выразительных
средств музыкального языка, необычайная доступность пианистического
изложения, соответствующего возрастным свойствам детской моторики.
Л.
Баренбойм
писал
в
предисловии
своей
работы
«Путь
к
музицированию»: «С годами я всё больше и больше убеждаюсь в огромной
роли учебных пособий для массовой детской музыкальной (в том числе и
фортепианной) педагогики. А ведь эти пособия проникают в самые глухие
уголки страны, ими пользуются сотни тысяч детей, они не минуют ни одного
«начинающего»,
они
формируют
податливое
музыкальное
сознание
ребёнка».
Пытливый, умный, неравнодушный педагог видит изменения в
окружающей жизни, технологический прогресс коснулся каждого из нас.
Появилось
множество
доступных
возможностей:
интернет,
гаджеты,
видеоаппаратура, записывающие устройства. Всё это помогает педагогу в его
работе, обучении ребёнка.
Но современные методические пособия не теряют своей актуальности.
Прекрасно иллюстрированные они привлекают
начинающего пианиста
визуально, вызывают интерес к исполнению, а
преподавателю дают
возможность, следуя фортепианной методике, развивать слуховую
и
музыкально-образную сферы, эмоциональность и интеллектуальное начало.
Урок с начинающим – это представление, спектакль педагога,
вызывающий разнообразные чувства у ребёнка. Чтобы приобщиться к
музыкальному искусству, важно самому ребёнку пережить эмоциональное
содержание произведения. Дети, слушая музыку, учатся сопереживать
чувствам и образам, выраженным в пьесах и песенках. Мир эмоций ребёнка
ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают лишь доступные ему
явления жизни. Поэтому на начальном этапе обучения важно, чтобы музыка,
которую слушают дети, была доступна для их восприятия.
На уроках с начинающими я использую не только классический
репертуар, но и сборники современных педагогов и композиторов.
Подспорьем в работе с маленькими музыкантами стали такие
сборники:
1. Кошмина
Ирина
«Музыкальный букварь».
Ирина Кошмина – кандидат
педагогических
наук,
музыковед,
автор
сценариев
к
передаче
«Спокойной ночи малыши», автор
учебных
программ,
сборников
музыкальных игр и сказок для детей.
Это пособие способствует развитию
музыкального
слуха,
постижению
основ нотной грамоты. Оно помогает
ребенку легко войти в мир музыки,
полюбить ее и сделать первые шаги в
освоении
игр
на
музыкальных
инструментах. Изложение материала
сопровождается
подробными
комментариями
для
родителей
и
рисунками-схемами.
2. Королёва
Елена
Алексеевна ««Музыка в сказках,
стихах и картинках».
Ее книга предназначена для
тог, чтобы познакомить детей 5-6 лет
с основами музыкальной грамоты,
научить
их
понимать
и
ценить
прекрасное, формировать их души
чуткими, добрыми, человечными.
3. Королькова Елена «Я буду
пианистом» (4 части).
Каждая
часть
является
продолжением
предыдущей
части.
Предлагаемые
песенки
просты ,разнообразны по характеру,
удобны для пения и исполнения на
инструменте.
Нотный
материал
в
сборнике
выстроен
по
принципу
постепенного
усложнения
Тексты
песенок и красочные иллюстрации
пробудят
воображение
ребенка
,помогут
осмыслить
музыкальную
фразу,
расширят
словарный
запас
.Маленькому
пианисту в занятиях могут помочь не
только преподаватели, но и родители.
4. Жакович
Валентина
«Чтение с листа для начинающих
пианистов».
Научить
ребенка
грамотно
читать с листа – одна из главнейших
задач
педагога-пианиста.
Умение
легко разбирать нотный текст очень
помогает ребенку во время учебы;
существенно
расширяет
его
репертуар,
приучает
к
самостоятельной работе, а главное –
делает
процесс
обучения
более
легким,
приятным
и
интересным.
Навык
грамотного
чтения
не
приходит ниоткуда и не появляется
сам по себе. Его нужно кропотливо и
терпеливо
развивать,
начиная
с
самых
первых
шагов
маленького
пианиста.
Настоящий
учебник-
попытка систематизировать процесс
обучения чтению с листа ,исходя из
теоретического осмысления нотного
текста.
Каждая пьеса сборника - это
своеобразная
музыкальная
иллюстрация
определенного
теоретического
положения
или
правила, в которой одновременно
учтены особенности фортепианной
аппликатуры,
исполнительских
приемов и технических задач.
5. Жакович
Валентина
«Веселые уроки музыки».
Необычный
сборник
пьес,
направленный на освоение приемов
игры, на фортепиано, главная задача
которого
состоит
в
развитии
мышления
и
творческих
возможностей
ребенка.
Основные
правила, соответствующие первому
году
обучения,
поданы
в
максимально
облегченной
и
доступной
детскому
восприятию
форме. Это пособие учит играть по
слуху,
транспонировать
и
делать
нетрудные аранжировки.
6. Печковская
Мария
«42
урока музыки».
Эта
книга
как
результат
многолетнего опыта работы с детьми
в
музыкальной
школе
по
классу
фортепиано.
Пособие
содержит
практический материал, каждый урок
занимает книжный разворот.
На
странице
слева
расположены сведения музыкальной
грамоты,
необходимые
для
начального
обучения.
Материал
систематизирован,
изложен
в
удобном для изучения порядке и
помогает
организовать
работу
учителю.
Учитывая
характерные
особенности
детского
восприятия,
музыкальная
грамота
сопровождается
рисунками
и
схемами ,которые придают обучению
большую наглядность и доступность,
помогают
заинтересовать ребенка,
будя его воображение.
На
странице
справа
расположены
упражнения-
практические задания для развития
музыкальных данных ученика: ритма,
памяти, слуха. Особое внимание что
не мало важно, уделено упражнениям
по
постановке
рук
ученика
и
приобретению
навыков
к
самостоятельной работе.
Весь
теоретический
и
практический материал в пособии
изложен
в
двух
разделах.
В
приложении
содержатся
краткие
пояснения
к
теоретическому
материалу, намечена «канва» беседы
учителя с учеником на каждую тему.
7. Геталова Ольга «В музыку
с радостью».
Данное пособие соответствует
программе
детских
музыкальных
школ
и
школ
искусств
для
подготовительного
этапа
обучения
игре на фортепиано и состоит из
разделов,
включающих
в
себя
музыкальный
материал
для
до
нотного периода обучения и пьесы
для игры по нотам.
Разучивание
упражнений
и
песенок
«с
рук»
позволяет
все
внимание ученика сосредоточить на
правильном движении, не отвлекаясь
на чтение с нот. Все помещенные в
этом
пособии
песенки
даны
с
аккомпанементом,
который
исполняет преподаватель. Благодаря
этому даже самые простые мелодии
преображаются
и
звучат
более
интересно.
Иногда
аккомпанемент
настолько прост и удобен, что может
быть
исполнен
учеником
первого
класса. По возможности нужно с
первых
шагов
увлекать
учеников
игрой в ансамбле с другими детьми.
Удобное
расположение
нот
на
страницах пособия, крупный шрифт
песенок и текстов ,предназначенных
для ученика, яркие цветные рисунки-
все это в совокупности с интересным
музыкальным
материалом
делает
пособие очень полезным и удобным
для работы.
8. Бабичева
Т.
А.
«Нотки-
клавиши».
Задача
данного
пособия
–
привлечь
ребенка
к
музыке
и
инструменту,
сделать
нелегкий
процесс освоения начальных навыков
игры на фортепиано посильны и
интересным. В сборнике два раздела.
В первом разделе «занимательные»
стихотворные
тексты
помогают
усваивать мелодию и ритм. Здесь
представлены пьесы для игры по
нотам.
Второй
раздел
состоит
из
ансамблей. Особенность их в том,
свою
совсем
несложную
партию
ученик развивает по слуху или «с
рук»
педагога.
Играя
вместе
с
педагогом, ученик лучше чувствует и
быстрее
начинает
понимать
метроритмические соотношения. В
музыкальном
словаре
даны
объяснения музыкальных терминов,
необходимых для обучения.
9. Тургенева
Эра
Шаваршевна
«Музыкальная
поляна».
Пособие
содержит
музыкальные пьесы, упражнения и
творческие задания, в том числе
игры-загадки.
Материал
сгруппирован
по
темам
,
посвященным
элементам
музыкальной
грамоты.
Иллюстративный
ряд-картинки-
раскраски-связан
с
музыкальными
заданиями и направлен на развитие
творческого воображения , навыков
рисования.
10. Поддубная
Елена
Альбертовна
«Музыкальные
пальчиковые игры».
Содержание сборника состоит
из нескольких
разделов, которые
нацелят
педагога
на
соответствующий
выбор,
что
поможет
прочному
усвоению
полученных
навыков.
Сочетание
пальчиковой гимнастики с яркими
музыкальными
образами
создает
благоприятный эмоциональный фон,
учит концентрировать внимание и
правильно
его
распределять
,развивает
память ,чувство ритма и музыкальной
звуковысотности,
помогает
воображать и фантазировать.
11. Геталова
Ольга
Александровна и Визная Ирина
Владимировна
«В
музыку
с
радостью».
В учебном пособии делается
попытка,
которую
надо
признать
удавшейся,
осмыслить,
систематизировать,
в
строгой
последовательности
выстроить
процесс
овладения
учеником
основными навыками фортепианной
игры. Организация пианистического
аппарата представляет, как известно,
немалые трудности. В этом пособии
каждый новый двигательный прием
вводится на доступном для ребенка,
хорошо продуманном материале.
Педагог
найдет
здесь
достаточное количество этюдов и
пьес, на которых можно закрепить
новый навык.
12. Фролова
Юлия
Васильевна
«Веселая
музыкалочка».
Пособие
адресовано самому
широкому
кругу
читателей
и
изложено в простой развлекательной
форме,
что
придает
ранним
музыкальным занятиям не только
логичное содержание ,но и веселое
наполнение
и
желание
к
дальнейшему
обучению
.Пособие
знакомит
с
основными
музыкальными
правилами,
предложенными в стихах-прибаутках
и
коротких
песенках,
развивает
навыки нотного письма, дает основы
музыкальной
грамоты.
Вооружившись
цветными
карандашами, дети смогут получить
удовольствие
и
от
возможности
порисовать или разукрасить.
13. Альтерман
София
Самуиловна
«40
уроков
начального обучения музыке детей
4-7 лет».
Данное пособие – это авторские
разработки уроков фортепиано. На
занятиях происходит развитие слуха
и ритмического чутья ученика, его
способности
интонировать,
подбирать по слуху. Параллельно с
этим
педагог
работает
над
налаживанием
игрового
аппарата
ребенка,
основами
музыкальной
грамотности.
Все
необходимые
сведения преподносятся в игровой
форме.
Быстрая
смена
различных
заданий
позволяет
поддерживать
интерес к занятиям на протяжении
всего
урока.
Постепенность
в
изучении материала, повторение и
закрепление
пройденного
-
вот
основа данной методики.
14. Акентьева
Лариса
Владимировна «Нотки спрятались
в словах».
Нотная азбука помогает детям
освоить расположение нот на нотном
стане, научит писать скрипичный
ключ, ноты, будет способствовать
развитию творческих способностей.
Стихотворный текст сможет ввести
ребенка в игровую ситуацию, вызвать
интерес
и
яркую
эмоциональную
реакцию. Данное издание является и
книгой-раскраской
одновременно.
Это намного сильнее заинтересует
ребенка изучить нотный стан.
15. Барахтина Ю. В. «Книжка
для чтения нот».
Особо
хочется
подчеркнуть
важность
начального
обучения
чтению с листа, то есть период, когда
ученик
овладел
основами
нотной
грамоты
и
первоначальными
игровыми
движениями.
В
этот
момент
необходимо
постоянно
использовать в работе простые по
изложению и доступные по смыслу
песенки. «Книжка для чтения нот»
поможет
восполнить
пробел
и
нехватку материала для тренировки
чтению нот с листа начинающих
любителей музыки. Партия левой
руки
–
предельно
простая-
это
сочетание квинт, кварт, терций и
секст.
Большинство
пьес
сопровождаются словесным текстом,
что
дает
возможность
не
только
сыграть их на фортепиано. Но и
спеть.
16. Ядова
Ирина
Вячеславовна
«Не
хочу
играть
гаммы».
Это
пособие
составила
преподаватель по классу фортепиано.
Для того, чтобы занятия техникой не
были скучными для детей, автор
пособия
придумала
увлекательный
сюжет по мотивам известных детских
сказок.
Выполнение
заданий,
расположенного
в
порядке
постепенного
возрастания
сложности,
поможет
учащимся
освоить
весь
теоретический
материал, связанный с изучением
гамм,
позволит
лучше
ориентироваться в тональностях и
аппликатурных принципах.
17. Зуева Л. «Я учусь играть
по нотам».
Задача
данного
пособия
-
ознакомить маленьких детей в легкой
форме
с
нотной
грамотой
на
материале известных и доступных по
содержанию песенок. Нотный текст
не перегружен лишними знаками,
поэтому паузы, тактовые черточки,
размеры, ключевые знаки вводятся
постепенно, по мере необходимости.
Ноты
специально
отпечатаны
крупным
шрифтом,
по
примеру
детского
букваря.
Представлено
большое
количество
народной
музыки.
Расширен
учебный
материал,
закрепляющий
знания
басового ключа. Не проставленные
аппликатура
и
штрихи
подразумевают
творческий
подход
преподавателя
к
индивидуальным
способностям ученика.
18. Донченко
Татьяна
Михайловна и Захарова Любовь
Юрьевна «Начинаю я играть».
В сборник включены краткие
методические комментарии, которые
помогут педагогу в текущей работе.
Предлагается
материал
с
последовательным
освоением
базовых
пианистических
навыков:
упражнения и пьесы для организации
игрового
аппарата,
приемов
звукоизвлечения,
освоения
штриховых
навыков
воспитания
координционных
ощущений,
налаживания взаимосвязи «слух –
движение».
В
настоящем
пособии
использован
нотный
материал,
проверенный временем: упражнения
и этюды, а также яркие, образные
песенки,
пьесы
и
ансамбли
из
учебных пособий «Первые шаги» А.
Ф.
Березняк,
«Школа
игры
на
фортепиано»
под
редакцией
А.
Николаева,
сборник
пьес
под
редакцией
С.
Ляховицкой
и
Л.
Баренбойм. Авторы надеются на то,
что данное пособие поможет ребенку
и
педагогу
преодолеть
трудности
начального этапа в обучении игре на
сложном и прекрасном музыкальном
инструменте - фортепиано.
19. Симонова
Татьяна
Робертовна
«Скороговорки
для
фортепиано».
Одна
из
задач
данного
сборника – расширение и обновление
педагогического
репертуара
на
начальном этапе обучения. Легкие
пьесы рассчитаны на детей в возрасте
6-7 лет, уже знакомых с клавиатурой.
Благодаря
доступности,
легкости
фортепианного изложения дети могут
самостоятельно, даже без помощи
педагога, играть эти пьесы, знакомясь
с новыми музыкальными образами и
техническими комбинациями.
Рябухина
Наталия
Михайловна
«Давай поиграем».
Обучение станет интересным
для всей семьи, так как в книге
представлены
красочные
задания,
игры,
поделки.
Педагоги
смогут
найти
ряд
интересных
моделей,
которые помогут создать творческую
атмосферу на уроке и максимально
заинтересовать
ребенка.
Автор
переносит
акцент
с
содержания
обучения
на
его
средства,
на
зрительное восприятие ребенка, что
характерно для специфики развития
5-6 летних малышей.
Заключение
Таким образом В музыкальном воспитании детей исключительно
важную роль принадлежит самому раннему периоду, когда закладывается
фундамент
для
формирования
как
общемузыкальных,
так
и
профессиональных наклонностей ребёнка.
Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного
возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют
гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую
сферы в их единстве, начиная с первого года обучения.
Развитие учащихся 1-2 классов проходит тем успешнее, чем доступнее
для них средства и методы педагогического воздействия. При отсутствии ещё
у ребёнка минимальных музыкальных представлений основная роль в
методике должна отводиться систематической подготовке его к восприятию
и пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-грамматических
явлений. Столь же и важна и последующая стадия – закрепление в процессе
проведения
урока
формирующихся
музыкальных
представлений,
двигательных приёмов и навыков.
Необходимость
индивидуализации
методов
работы
с
детьми,
отличающимися
разным
уровнем
врождённых
развивающихся
способностей, является одной из важнейших задач музыкальной педагогики.
Представленные
методические
пособия
позволяют
нам
осуществить,
стоящие перед преподавателем, цели и задачи в обучении детей младшего
школьного возраста.
Список использованной литературы
1. Искусство в школе. Журнал №4. – М., 2002
2. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках.
3.Королькова И.С. Первые шаги маленького пианиста.
4. Королькова И.С. Я буду музыкантом.
5. Т. Донченко, Л. Захарова Учебно-методическое пособие «Первые
уроки маленького пианиста»