Автор: Кузенков Дмитрий Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дворец творчества
Населённый пункт: Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация ребенка для занятия спортом
Раздел: дополнительное образование
Мотивация ребенка для занятия спортом
(материал для родителей)
В современном мире, когда большое время нахождения в школе и дома за уро-
ками, сидячий образ жизни, повседневное использование большого количества
электронных устройств формируют у детей малоактивный образ жизни, сопро-
вождающийся в том числе уменьшением живого общения со сверстниками и
определенными проблемами со здоровьем. Поэтому многие родители хотят
чтобы их дети занимались спортом. При этом для большинства совсем не обя-
зательны высокие спортивные результаты и достижения, а достаточно регуляр-
ных тренировок. И казалось бы, в чем проблема? В наше время существует
огромное количество спортивных секций и коллективов: индивидуальные и ко-
мандные, боевые и гимнастические.
И тут возникает главная проблема, мотивация. Нет, не родительская, мотивы
родителей предельно понятны, мотивация детей. Конечно, если вы с малых лет
приучили свое чадо к катанию на роликах и велосипеде летом, на коньках и лы-
жах зимой, ходили в походы и на речные сплавы, вы сделали активный образ
жизни - нормальным состоянием для вашего ребенка. В таком случае он сам за-
хочет заниматься спортом, из-за приобретенной необходимости в определенной
двигательной активности, которой ему будет не хватать в повседневной жизни:
дома и в школе. А что же делать, если не получилось в младшем возрасте при-
вить любовь к движению и спорту? Вот тут и возникает понятие мотивации. Вы
конечно можете сказать, что ребенок в школу же ходит, хотя не хочет, будет и в
секцию ходить. Да, но есть один очень важный момент, если у ребенка есть ин-
терес, то будет больше стремления, трудолюбия и лучше результат. А результат
будет порождать еще больше желания продолжать заниматься и достигать но-
вые цели. Вот так это работает, поэтому мотивация, мотивация и еще раз моти-
вация!
В педагогике и психологии существует несколько принципов определения раз-
личных типов мотивации. В данном случае мы рассмотрим два основных типа
внешней мотивации, которые вы можете применить для помощи своему ребен-
ку: положительная и отрицательная.
Положительная мотивация. Вам надо найти наибольшее количество положи-
тельных моментов для ребенка при посещении спортивной секции. Попробуем
выделить основные из них:
- Физическое развитие, объясните ребенку, что благодаря занятиям он станет
сильнее, быстрее, выносливее. При этом данная мотивация подойдет и для де-
вочек, ведь хорошее физическое развитие подарит в том числе и красивую фи-
гуру.
- Занятие в спортивной секции - это еще и новый круг общения, новые знако-
мые, друзья, с кем можно общаться и за пределами зала.
- Спорт дает возможность посетить другие города и даже страны во время со-
ревнований, учебно-тренировочных сборов или летних лагерей. При этом дале-
ко не всегда нужно показывать выдающиеся результаты, чтобы ребенка туда
пригласили. Также стоит упомянуть, что такие поездки могут проходить и в
учебное время, с друзьями, без родителей. Правда если используете такую хит-
рость, объясните, что занятия спортом - это не альтернатива обучению в школе,
а его дополнение.
- Спорт помогает развиваться психологически, преодолевать страх, лень, уста-
лость, учит не сдаваться, когда что-то не получается, развивает самостоятель-
ность. Объясните ребенку, что это ему пригодиться в дальнейшем в институте
или колледже, в армии, на работе и пр. А уж если после окончания школы пред-
стоит обучение в другом городе, то переход в новую «взрослую»
жизнь
произойдет гораздо легче.
- Также можно выделить дополнительные карманные деньги за показанные в
спорте результаты.
- Ну и результат. Звания и разряды во многих ВУЗах дают дополнительные бал-
лы при поступлении. А медаль, полученная даже на соревнованиях не самого
высокого уровня, поднимет авторитет ребенка в глазах сверстников, педагогов,
родителей.
Немного про отрицательную мотивацию. Сразу стоит отметить, что ее следует
использовать очень аккуратно, чтобы не запугивать и окончательно не отбить
желания заниматься спортом. Чувства страха и вины очень сильные и не стоит
ими злоупотреблять в воспитании детей. Она часто состоит из противопостав-
лений примеров положительной мотивации. Рассмотрим следующие примеры:
- Если не заниматься спортом, то будет слабое физическое развитие, как след-
ствие - невозможность постоять за себя, своих друзей и близких.
- Возможно возникновение проблем со здоровьем, в следствии сидячего и мало-
подвижного образа жизни.
- Если ребенок не будет посещать секцию, ему запретят играть в компьютер
или мобильный телефон.
Данные примеры лишь малая часть тех способов, которыми вы можете пользо-
ваться, мотивируя своих детей заниматься спортом и вести активный образ
жизни.