Автор: Салахова Эльвира Ильгизаровна
Должность: преподаватель по академическому вокалу
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств" Приволжского района г. Казани
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание музыкального творчества учащегося в исполнении вокальных произведений
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Приволжского района г. Казань
Методическая разработка на тему:
«Воспитание музыкального творчества учащегося в
исполнении вокальных произведений»
Автор разработки
Преподаватель по академическому вокалу
Высшей квалификационной категории
МБУДО «Детская школа искусств»
Приволжского района г. Казань
Салахова Эльвира Ильгизаровна
Тел.89172585656
Казань 2020
1
Музыкальное искусство - это мир художественных образов.
Музыкальное творчество, главным образом, - это поиск и результат.
Музыкальная деятельность сама по себе уже предполагает творчество, и
как способ познания, и как способ действия, и как результат. Все виды
музыкальной деятельности носят - творческий характер. В процессе
взаимодействия с музыкальным искусством, активно задействуются все
сферы личности, где происходят преобразования не только внешнего мира,
но и внутреннего мира обучающегося музыканта. Именно внутренний мир и
составляет ценность результата детского творчества – личностный рост.
В стремлении к данным преобразованиям, как своего внутреннего мира,
так и окружающего проявляется творческая активность ребенка. В обучении,
творческая
активность
представляет
собой
высший
уровень
учебно-
познавательной
деятельности.
Исполнительская
деятельность
ребенка
направленная на внешнее и внутренне преобразование, восприятие и
постижение музыки, она сама по себе является творческим познанием.
Деятельность исполнителя, являясь творчески активной деятельностью,
основанной
на
творческом
восприятии,
и
воплощении
музыкального
содержания, так же выступает и как средство развития творческой
активности ребенка.
Творчество исполнителя представляет собой преобразование уже
созданного в новый неповторимый продукт, являясь при этом связующим
звеном между творчеством сочинителя и слушателя. Возрождая к жизни
произведения композиторского творчества – написанном в нотном тексте
музыкальное сочинение, пропуская его через свое личное содержание,
исполнитель создает новое, и доносит до слушателя. Данный творческий
процесс включает в себя не только воплощение содержания произведения,
заложенного композитором, но и процесс поиска и создания личностной
исполнительской трактовки. Одно и то же слово в речи человека может
произноситься по-разному, то же и в музыкальном языке - одно и то же
произведение
может
иметь
различные
варианты.
Это
исходит
из
многогранности художественного образа, которая предполагает различные
варианты исполнения.
Очень важно, чтобы исполнение музыкального произведения, каждый
раз, представляло собой уникальное творческое действие. Активность в
творчестве исполнителя должна быть направлена, прежде всего, на глубокое
понимание и проникновение в суть произведения, раскрытие и воплощение
художественно-образного содержания. Исходя из этого, можно выделить
основную цель деятельности ребенка-исполнителя:
целостное восприятие, понимание.
воплощение содержания музыкального произведения.
Не следует забывать, что исполнительское творчество представляет собой
соединение
композиторского
и
исполнительского
творчества,
где
исполнитель является проводником и участником сотворчества. Создавая и
воплощая в исполнительской интерпретации "не потерять" образ, что
2
вложил в произведение композитор. Еще одним из важнейших моментов
является
взаимодействие
исполнителем
и
слушателем,
что
делает
необходимым донесение до обучающегося понимания ответственной роли
музыканта-исполнителя.
Без усвоения, повторения и закрепления готовых знаний, умений и
навыков обучающего не возможен переход от репродуктивной деятельности
к творческой.
В
процессе
музыкального
восприятия
и
решения
перечисленных
исполнительских задач происходит развитие и проявление творческой
активности ребенка-исполнителя. Постижение музыкального содержания
осуществляется
посредством
психических
музыкально-познавательных
процессов. Самые основные по данным общей психологии, выделяются:
ощущение
восприятие
воображение
мышление
В музыкальной педагогике они рассматриваются, как основа познания
музыки. Музыкальное искусство – это процесс чувственного восприятия и
постижения музыки, где эмоции преобладают. В творческом процессе
эмоциональные и интеллектуальные стороны тесно преплетены,
что
особенно проявляется в музыкальном мышлении обущающегося.
Познавательные процессы в музыкальной деятельности, в качестве
основных, опираются на слуховые, ритмические, тактильные и двигательные
ощущения. Все этапы работы над музыкальным произведением являются
сложнейшим процессом - музыкального восприятия. Восприятие ребенка
будет отличным от восприятия взрослого, т.к. данный процесс во многом
зависит от его предшествующего жизненного опыта. Детское восприятие –
первый шаг к восприятию-мышлению.
Восприятие музыкального произведения – это процесс его целостного
восприятия, посредством органов чувств. На качестве и глубине его
отображения во много сказывается жизненный опыт, способности и
индивидуальные
особенности
личности
исполнителя.
В
музыкальном
искусстве восприятие является проявлением творческой активности, т.к.
направлено на преобразование.
В связи со специфичностью деятельности музыканта-исполнителя, в
процессе
его
творческого
воспитания,
необходимо
уделять
большое
внимание развитию индивидуально-личностных качеств, эмоциональной
отзывчивости на музыку. Основу исполнительской деятельности составляет
комплекс музыкально-творческих способностей, творческое восприятие и
воображение, музыкальность,
художественно-образное мышление и др.,
оказывающие большое воздействие на творческое развитие ребенка. В
деятельности
обучающегося
выделяются
качества,
которые
будут
способствовать проявлению активности в творческой деятельности. Среди
них
значится
потребность
в
общении
с
музыкой,
склонность
к
3
исполнительству,
заинтересованность,
владение
необходимыми
для
исполнителя
знаний,
умений
и
навыков,
воплощение
характера,
стилистических особенностей музыкального произведения. Важную роль в
развитии ребенка играет исполнительская деятельность с творческой, его
умение
анализировать
собственные
исполнения
на
основе
личных
представлений о качестве исполнительского звучания и истолкования
музыки.
В исполнительском творчестве ярко проявляется личностное
содержание
ребенка,
выражающееся
в
переживании,
воплощении
и
истолковании музыкального произведения, способностям и особенностям
обучающегося,
то
работа
над
целостным
восприятием
музыкального
произведения
требует
от
преподавателя
индивидуального
подхода
к
личности ребенка.
Процесс целостного постижения музыкального произведения
исполнителем можно разделить на :
творческой работы содержания
подготовки к концертному выступлению.
Создание изначального музыкального образа, который является продуктом
восприятия и воображения, творческой переработки, а также способностей.
В исполнительской деятельности музыкальное восприятие, воображение
и мышление тесно взаимосвязаны и являются продуктивными процессами.
Следующим этапом становится проработка деталей музыкального
произведения,
направленная
на
осознание
новизны,
формы,
темпа
произведения, его интонационных, ритмических и технических сложностей,
поиск музыкальных выразительных, штриховых, определение фразировки,
аппликатуры и т.д. Здесь активно задействована работа воображения,
музыкальной памяти, необходимы такие мыслительные операции, как
анализ, синтез и последующее обобщение. В ходе работы над деталями,
наступает период выучивания произведения наизусть. Здесь идет активная
работа не логической, а музыкальной и двигательной памяти, в особенности
таких как эмоциональные и образные компоненты . Эффективность данного
этапа во многом зависит от волевых качеств ребенка, способности к
самоконтролю собственного исполнения, умения осуществлять самооценку
деятельности.
Итогом предыдущих этапов становится создание целостного
музыкально-слухового, (т.е. озвученного образа), соединение деталей в
единое
целое.
В
соответствии
с
возрастными
и
исполнительскими
особенностями
и
возможностями
музыканта,
происходит
уточнение
темповых, динамических нюансов, художественных и исполнительских
приемов. Важными действиями здесь являются соединение и обработка
частей произведения, его пробные исполнения произведений целиком, что
уже выдвигает требования не только к психомоторике координаций, но и к
исполнительской
выносливости.
Процесс
создания
исполнительской
деятельности
включает
музыкальную
память,
логическое
мышление,
4
художественные
представления,
мыслительный
уровень
слуховых
и
ритмических
способностей.
Только
логическая
взаимосвязь
эмоций,
впечатлений
и
чувств,
способствуют
рождению
художественно-
музыкального образа произведения. Итак, данный этап имеет контрольно-
коррекционный
характер
смыслового
содержания
произведения.
Воплощение
содержания
музыкального
произведения,
требует
направленности на самовыражение в процессе исполнения и взаимодействие
со слушателем. Но не следует поощрять излишнюю эмоциональность,
которая может приводить к сценическим волнениям. Справиться с волнением
можно путем укрепления памяти, т.к., в большинстве случаев его причина
кроется в боязни «забыть». Донести до слушателя итог работы, допеть до
конца, не обращая внимания на ошибки, помогут волевые качества личности,
устойчивость внимания.
Итак, деятельность музыканта-исполнителя представляет собой
художественно-творческую деятельность, в процессе которой основные виды
творческой активности проявляются в восприятии, постижении содержания
музыкального произведения и в его воспроизведении. Целенаправленный
процесс художественного воспитания обучающегося служит фундаментом
успешного развития его личности. Данный процесс представляет собой
сложный
комплекс,
требующий
от
обучающегося
активности,
сознательности и самостоятельности.
Основная цель преподавателя, в процессе обучения музыканта-
исполнителя, должна заключаться, в воспитании творческой личности,
способной к саморазвитию природных способностей, творческих волевых и
мыслительных способностей,
фантазии
и воображения.
Необходимым
является - создание оптимальных условий в процессе обучения, которые бы
побуждали к развитию творческого потенциала, заложенного в каждом из
нас.
Следует не забывать, что, только побуждая к активной познавательной
деятельности, преподаватель создает условия для формирования творческой
активности обучающегося исполнителя. Условия, при которых творческая
деятельность
перетекает
в
творческую
активность,
возможны
при
осуществлении
в
процессе
обучения
музыканта-исполнителя
«интерпретаторского»
подхода,
акцент
на
развитии
его
творческого
воображения и мышления. Ни один вид творческой деятельности музыканта
не возможен без развития музыкального мышления, основы музыкального
творчества. Творческое мышление, воплощенное в деятельности музыканта-
исполнителя,
составляет
сущность
его
творческой
активности.
В
исполнительской деятельности развитие музыкального мышления служит
отправной
точкой
для
анализа
нотного
материала
музыкального
произведения, последующего создания и воплощения плана интерпретации.
Творческая активность музыканта-исполнителя опирается на жизненный
опыт и возможна при условии овладения обучающимся необходимыми
навыками и теоретическими знаниями, понятиями, накопления опыта
5
слухового
восприятия
музыки,
исполнительских
навыков,
владения
навыками анализа, синтеза, обобщения и др. Целостное постижение
музыкального
произведения
исполнителем
и
проявление
творческой
активности в процессе его воплощения, подразумевает комплексное развитие
способностей обучающегося. Способствовать формированию творческой
активности будут такие виды работ как чтение с листа, творческие задания,
коллективные виды музицирования, концертные и конкурсные мероприятия
и др.
6