Напоминание

Воспитание музыкального творчества учащегося в исполнении вокальных произведений


Автор: Салахова Эльвира Ильгизаровна
Должность: преподаватель по академическому вокалу
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств" Приволжского района г. Казани
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание музыкального творчества учащегося в исполнении вокальных произведений
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Приволжского района г. Казань

Методическая разработка на тему:

«Воспитание музыкального творчества учащегося в

исполнении вокальных произведений»

Автор разработки

Преподаватель по академическому вокалу

Высшей квалификационной категории

МБУДО «Детская школа искусств»

Приволжского района г. Казань

Салахова Эльвира Ильгизаровна

Тел.89172585656

Казань 2020

1

Музыкальное искусство - это мир художественных образов.

Музыкальное творчество, главным образом, - это поиск и результат.

Музыкальная деятельность сама по себе уже предполагает творчество, и

как способ познания, и как способ действия, и как результат. Все виды

музыкальной деятельности носят - творческий характер. В процессе

взаимодействия с музыкальным искусством, активно задействуются все

сферы личности, где происходят преобразования не только внешнего мира,

но и внутреннего мира обучающегося музыканта. Именно внутренний мир и

составляет ценность результата детского творчества – личностный рост.

В стремлении к данным преобразованиям, как своего внутреннего мира,

так и окружающего проявляется творческая активность ребенка. В обучении,

творческая

активность

представляет

собой

высший

уровень

учебно-

познавательной

деятельности.

Исполнительская

деятельность

ребенка

направленная на внешнее и внутренне преобразование, восприятие и

постижение музыки, она сама по себе является творческим познанием.

Деятельность исполнителя, являясь творчески активной деятельностью,

основанной

на

творческом

восприятии,

и

воплощении

музыкального

содержания, так же выступает и как средство развития творческой

активности ребенка.

Творчество исполнителя представляет собой преобразование уже

созданного в новый неповторимый продукт, являясь при этом связующим

звеном между творчеством сочинителя и слушателя. Возрождая к жизни

произведения композиторского творчества – написанном в нотном тексте

музыкальное сочинение, пропуская его через свое личное содержание,

исполнитель создает новое, и доносит до слушателя. Данный творческий

процесс включает в себя не только воплощение содержания произведения,

заложенного композитором, но и процесс поиска и создания личностной

исполнительской трактовки. Одно и то же слово в речи человека может

произноситься по-разному, то же и в музыкальном языке - одно и то же

произведение

может

иметь

различные

варианты.

Это

исходит

из

многогранности художественного образа, которая предполагает различные

варианты исполнения.

Очень важно, чтобы исполнение музыкального произведения, каждый

раз, представляло собой уникальное творческое действие. Активность в

творчестве исполнителя должна быть направлена, прежде всего, на глубокое

понимание и проникновение в суть произведения, раскрытие и воплощение

художественно-образного содержания. Исходя из этого, можно выделить

основную цель деятельности ребенка-исполнителя:

целостное восприятие, понимание.

воплощение содержания музыкального произведения.

Не следует забывать, что исполнительское творчество представляет собой

соединение

композиторского

и

исполнительского

творчества,

где

исполнитель является проводником и участником сотворчества. Создавая и

воплощая в исполнительской интерпретации "не потерять" образ, что

2

вложил в произведение композитор. Еще одним из важнейших моментов

является

взаимодействие

исполнителем

и

слушателем,

что

делает

необходимым донесение до обучающегося понимания ответственной роли

музыканта-исполнителя.

Без усвоения, повторения и закрепления готовых знаний, умений и

навыков обучающего не возможен переход от репродуктивной деятельности

к творческой.

В

процессе

музыкального

восприятия

и

решения

перечисленных

исполнительских задач происходит развитие и проявление творческой

активности ребенка-исполнителя. Постижение музыкального содержания

осуществляется

посредством

психических

музыкально-познавательных

процессов. Самые основные по данным общей психологии, выделяются:

ощущение

восприятие

воображение

мышление

В музыкальной педагогике они рассматриваются, как основа познания

музыки. Музыкальное искусство – это процесс чувственного восприятия и

постижения музыки, где эмоции преобладают. В творческом процессе

эмоциональные и интеллектуальные стороны тесно преплетены,

что

особенно проявляется в музыкальном мышлении обущающегося.

Познавательные процессы в музыкальной деятельности, в качестве

основных, опираются на слуховые, ритмические, тактильные и двигательные

ощущения. Все этапы работы над музыкальным произведением являются

сложнейшим процессом - музыкального восприятия. Восприятие ребенка

будет отличным от восприятия взрослого, т.к. данный процесс во многом

зависит от его предшествующего жизненного опыта. Детское восприятие –

первый шаг к восприятию-мышлению.

Восприятие музыкального произведения – это процесс его целостного

восприятия, посредством органов чувств. На качестве и глубине его

отображения во много сказывается жизненный опыт, способности и

индивидуальные

особенности

личности

исполнителя.

В

музыкальном

искусстве восприятие является проявлением творческой активности, т.к.

направлено на преобразование.

В связи со специфичностью деятельности музыканта-исполнителя, в

процессе

его

творческого

воспитания,

необходимо

уделять

большое

внимание развитию индивидуально-личностных качеств, эмоциональной

отзывчивости на музыку. Основу исполнительской деятельности составляет

комплекс музыкально-творческих способностей, творческое восприятие и

воображение, музыкальность,

художественно-образное мышление и др.,

оказывающие большое воздействие на творческое развитие ребенка. В

деятельности

обучающегося

выделяются

качества,

которые

будут

способствовать проявлению активности в творческой деятельности. Среди

них

значится

потребность

в

общении

с

музыкой,

склонность

к

3

исполнительству,

заинтересованность,

владение

необходимыми

для

исполнителя

знаний,

умений

и

навыков,

воплощение

характера,

стилистических особенностей музыкального произведения. Важную роль в

развитии ребенка играет исполнительская деятельность с творческой, его

умение

анализировать

собственные

исполнения

на

основе

личных

представлений о качестве исполнительского звучания и истолкования

музыки.

В исполнительском творчестве ярко проявляется личностное

содержание

ребенка,

выражающееся

в

переживании,

воплощении

и

истолковании музыкального произведения, способностям и особенностям

обучающегося,

то

работа

над

целостным

восприятием

музыкального

произведения

требует

от

преподавателя

индивидуального

подхода

к

личности ребенка.

Процесс целостного постижения музыкального произведения

исполнителем можно разделить на :

творческой работы содержания

подготовки к концертному выступлению.

Создание изначального музыкального образа, который является продуктом

восприятия и воображения, творческой переработки, а также способностей.

В исполнительской деятельности музыкальное восприятие, воображение

и мышление тесно взаимосвязаны и являются продуктивными процессами.

Следующим этапом становится проработка деталей музыкального

произведения,

направленная

на

осознание

новизны,

формы,

темпа

произведения, его интонационных, ритмических и технических сложностей,

поиск музыкальных выразительных, штриховых, определение фразировки,

аппликатуры и т.д. Здесь активно задействована работа воображения,

музыкальной памяти, необходимы такие мыслительные операции, как

анализ, синтез и последующее обобщение. В ходе работы над деталями,

наступает период выучивания произведения наизусть. Здесь идет активная

работа не логической, а музыкальной и двигательной памяти, в особенности

таких как эмоциональные и образные компоненты . Эффективность данного

этапа во многом зависит от волевых качеств ребенка, способности к

самоконтролю собственного исполнения, умения осуществлять самооценку

деятельности.

Итогом предыдущих этапов становится создание целостного

музыкально-слухового, (т.е. озвученного образа), соединение деталей в

единое

целое.

В

соответствии

с

возрастными

и

исполнительскими

особенностями

и

возможностями

музыканта,

происходит

уточнение

темповых, динамических нюансов, художественных и исполнительских

приемов. Важными действиями здесь являются соединение и обработка

частей произведения, его пробные исполнения произведений целиком, что

уже выдвигает требования не только к психомоторике координаций, но и к

исполнительской

выносливости.

Процесс

создания

исполнительской

деятельности

включает

музыкальную

память,

логическое

мышление,

4

художественные

представления,

мыслительный

уровень

слуховых

и

ритмических

способностей.

Только

логическая

взаимосвязь

эмоций,

впечатлений

и

чувств,

способствуют

рождению

художественно-

музыкального образа произведения. Итак, данный этап имеет контрольно-

коррекционный

характер

смыслового

содержания

произведения.

Воплощение

содержания

музыкального

произведения,

требует

направленности на самовыражение в процессе исполнения и взаимодействие

со слушателем. Но не следует поощрять излишнюю эмоциональность,

которая может приводить к сценическим волнениям. Справиться с волнением

можно путем укрепления памяти, т.к., в большинстве случаев его причина

кроется в боязни «забыть». Донести до слушателя итог работы, допеть до

конца, не обращая внимания на ошибки, помогут волевые качества личности,

устойчивость внимания.

Итак, деятельность музыканта-исполнителя представляет собой

художественно-творческую деятельность, в процессе которой основные виды

творческой активности проявляются в восприятии, постижении содержания

музыкального произведения и в его воспроизведении. Целенаправленный

процесс художественного воспитания обучающегося служит фундаментом

успешного развития его личности. Данный процесс представляет собой

сложный

комплекс,

требующий

от

обучающегося

активности,

сознательности и самостоятельности.

Основная цель преподавателя, в процессе обучения музыканта-

исполнителя, должна заключаться, в воспитании творческой личности,

способной к саморазвитию природных способностей, творческих волевых и

мыслительных способностей,

фантазии

и воображения.

Необходимым

является - создание оптимальных условий в процессе обучения, которые бы

побуждали к развитию творческого потенциала, заложенного в каждом из

нас.

Следует не забывать, что, только побуждая к активной познавательной

деятельности, преподаватель создает условия для формирования творческой

активности обучающегося исполнителя. Условия, при которых творческая

деятельность

перетекает

в

творческую

активность,

возможны

при

осуществлении

в

процессе

обучения

музыканта-исполнителя

«интерпретаторского»

подхода,

акцент

на

развитии

его

творческого

воображения и мышления. Ни один вид творческой деятельности музыканта

не возможен без развития музыкального мышления, основы музыкального

творчества. Творческое мышление, воплощенное в деятельности музыканта-

исполнителя,

составляет

сущность

его

творческой

активности.

В

исполнительской деятельности развитие музыкального мышления служит

отправной

точкой

для

анализа

нотного

материала

музыкального

произведения, последующего создания и воплощения плана интерпретации.

Творческая активность музыканта-исполнителя опирается на жизненный

опыт и возможна при условии овладения обучающимся необходимыми

навыками и теоретическими знаниями, понятиями, накопления опыта

5

слухового

восприятия

музыки,

исполнительских

навыков,

владения

навыками анализа, синтеза, обобщения и др. Целостное постижение

музыкального

произведения

исполнителем

и

проявление

творческой

активности в процессе его воплощения, подразумевает комплексное развитие

способностей обучающегося. Способствовать формированию творческой

активности будут такие виды работ как чтение с листа, творческие задания,

коллективные виды музицирования, концертные и конкурсные мероприятия

и др.

6



В раздел образования