Напоминание

Значение упражнений в развитии техники исполнителя


Автор: Яковлева Лена Игоревна
Должность: преподаватель класса домры и гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "Борогонская ДШИ"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Усть-Алданский район, с. Борогонцы
Наименование материала: Статья
Тема: Значение упражнений в развитии техники исполнителя
Раздел: дополнительное образование





Назад




Значение упражнений в развитии техники исполнителя

Встреча с искусством приносит человеку радость. Счастлив, бывает

тот, кто прикоснется к этой радости в детстве, бережно пронеся её через всю

свою жизнь. И особая заслуга здесь будет принадлежать тому, кто подарит

ребенку эту встречу. В отечественном массовом музыкальном воспитании

основную роль в привлечении детей к музыкальному искусству призваны

играть учреждения дополнительного музыкального образования, в том числе

и детские музыкальные школы.

Занятие музыкой - мощное средство эстетического и нравственного

воспитания школьников. И поэтому педагогу здесь отводится ведущая роль в

жизни ученика. Авторитет педагога по специальности часто является

авторитетом для ученика.

Работа над музыкальным произведением является основной

обучения игре на домре, и, кроме того, представляет собой целостный

единый и сложный процесс, который включает в себя множество проблем.

Несомненно, речь идет о проблеме звучания и фразировки, ритма,

аппликатуры, в целом – о выразительности исполнения, исполнительской

технике, то есть об использовании комплекта средств, необходимых для

воплощения

художественного

образа.

Всё

это

немыслимо

вне

соответствующих игровых движений, то есть теснейшим образом связано с

развитием

техники. Исполнительская

техника

это

совокупность

сформировавшихся

специальных

навыков

и

умений,

а

так

же

координированных слухомоторных действий и образов движений, активно

участвующих

в

процессе

звукоизвлечения

и

художественного

интонирования. Техника игры на любых струнных инструментах основана на

задаче координации правой и левой руки – одновременное зажатие струны

пальцем левой руки на ладу и ударом медиатора (пальца) в правой руке

(проще говоря: руки должны «дружить» между собой). Немаловажную роль

играет в этом посадка и постановка рук. Она должна быть такой, чтобы

ребёнку было удобно, максимально комфортно.

Основной

принцип

работы

над

техническими

трудностями

в

произведениях,

упражнениях,

гаммах,

этюдах

это

постепенное

продвижение от медленного темпа к быстрому, и наоборот. Это очень важно!

Когда мы работаем в медленном темпе слух вычленяет каждую ноту,

учащийся в состоянии проконтролировать каждое свое движение, а в

быстром же внимание переключается на охват последовательности этих

движений, объединяя их в целый единый мелодический или ритмический

комплекс

(игровое

движение).

Так

же

при

смене

темпа

меняется

двигательная установка: в медленном темпе задачей является ровность удара

медиатора вниз-вверх, точность координации, а в быстром - максимальное

приближение

к

струне

медиатора

(амплитуда

движений

медиатора

уменьшается), и пальцев к ладам в левой руке.

Необходимость исследования сферы технического развития ученика,

особенно в первые годы обучения одна из главных задач данной работы, в

том числе, показать перспективу развития первоначальных навыков до

решения весьма сложных задач. Проблемы, связанные с развитием техники,

принадлежат

к

числу

наиболее

острых,

волнующих

музыкантов-

исполнителей любых специальностей. Ни один самый яркий, самый сильный

талант в музыкальном исполнительстве не сможет раскрыться, не располагая

необходимым

для

этого

арсеналом

виртуозно-технических

средств.

Проблема формирования двигательно-технических умений и навыков сложна

и многообразна. Со всей остротой она стоит не только перед музыкантами-

исполнителями, но и перед педагогами-практиками. С точки зрения

большинства учеников, техника-это беглость и ловкость пальцев; это умение

сыграть «в темпе», - и при этом крепко, четко, уверенно. Техника-это ясная,

отчетливая,

исполнительская

дикция.

Единственно

возможным

путем

приобретения техники считается пальцевый тренаж. Техническая база

исполнителя закладывается в детстве, формируется на первоначальном этапе.

Поэтому на ранней стадии обучения следует уделять технике больше

внимания, чем в дальнейшем. Двигательно-моторные (технические) навыки

складываются в различных видах исполнительской деятельности, например

при разучивании музыкальных произведений, преимущественно виртуозного

склада. Однако наиболее быстрый и эффективный путь формирования

навыков - работа над специальными техническими упражнениями.

Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое

означает «искусство», «мастерство».

Надо ли музыканту - исполнителю для развития техники прибегать к

специальным упражнениям? Этот вопрос разрешался педагогами по-разному.

Сегодня преподаватель имеет обширный материал упражнений для учащихся

всех ступеней обучения. Технические упражнения общепризнанны, как

хорошее средство для достижения и сохранения техники на должном уровне.

В

педагогической

практике

используются

различные

виды

упражнений. Упражнения ведут музыканта к освоению типовых, наиболее

распространенных

фактурных

формул

и

комбинаций.

Упражняясь,

исполнитель вырабатывает устойчивые, прочно закрепляющиеся способы

выполнения тех или иных игровых действий. Начальный период обучения

игре на домре ставит как перед педагогом, так и перед учеником немало

сложных проблем. Сегодня будет рассмотрена одна из многих проблем,

стоящих перед преподавателями, ведущих класс домры, а именно –

формирование основ беглости пальцев левой руки у начинающих домристов.

Я постараюсь подходить к методике формирования основ пальцевой техники

домриста с учетом физиологических и возрастных особенностей детского

организма. Ребенок, впервые входящий в класс музыкальной школы,

конечно, обладает определенным комплексом двигательных навыков. Из них

необходимыми важными для обучения на музыкальном инструменте

являются,

в

первую

очередь,

скоординированные

движения

плеча,

предплечья и отчасти, кистевого сустава. Движения же пальцев в жизни

ребенка почти всегда связаны только с хватанием и удержанием. Поэтому

очень

важно

научить

юного

музыканта

выполнять

самостоятельные

изолированные движения пальцев и свести до минимума вредное в данном

случае воздействие хватательного рефлекса. Из методических положений,

определяющих

постановку

левой

руки,

необходимо

придерживаться

следующих :

1.

Кисть и предплечье составляют одну линию.

2.

Все пальцы закруглены.

3.

Пальцы ( 1, 2, 3, 4 ) слегка развернуты вперед в направлении корпуса

инструмента.

4.

Пальцы соприкасаются со струнами серединой подушечки.

5.

Большой палец находится приблизительно напротив 1 – го и 2 – го

пальцев.

Начинать следует с наиболее простых – связывания двух-трех

соседних звуков. Последовательно включать пальцы в игру.

Начинать

следует со

2-го пальца.

Упражнения включают

осмысленные мелодические комбинации из звуков ЛЯ и ДО-диез.

Помня о необходимости с первых уроков формировать у ученика

образно-эмоциональные переживания, преподаватель может уже на

этих упражнениях вызвать у него определенные художественные

ассоциации.

Например,

несколько

изменяя

ритмическую

последовательность звуков ДО-диез – ЛЯ , ученик может (с помощью

2-й домры, партию которой исполняет преподаватель ) изобразить бой

часов, голос кукушки, тревожные гудки мчащейся милицейской

машины.

Играем

упражнения

«

Бьют

часы»,

«Кукушка»,

«Милицейская машина мчится по улице». После тренировки опускания

пальца

на

четвертый

лад

рекомендуется

давать

упражнения

с

передвижением руки вдоль грифа по полутонам, когда ученик

прижимает струну 2-м пальцем на пятом, шестом, седьмом и других

ладах, чередуя их со звучанием открытой струной. Упражнение «Вверх

и вниз по лесенке».

После второго пальца подключаем к работе третий. Третий палец

серединой подушечки прижимает струну на 5-м ладу. Вначале следует

использовать

попевки

из

звуков

ЛЯ-РЕ.

Упражнения

«Бонги»

(маленькие барабанчики), «В траве сидел кузнечик». На этом этапе

следует предусмотреть упражнения с передвижением руки вдоль

грифа. Одновременно решаются и художественные задачи. В репертуар

включаются мелодии народных песен, состоящих из двух-трех звуков:

«Петушок», «Дождик» и другие. Для развития ассоциативности

мышления неплохо переключить внимание на сферу, связанную с

движением: «Представь, что ты альпинист, не спеша поднимаешься в

гору и протаптываешь в снегу тропинку». Упражнение «Альпинист».

В связи с обилием знаков альтерации эти и подобные им

упражнения разучиваются по слуху, с рук и слов педагога.

Переходим к включению в игру 1-го пальца. Преимущество 1-го

пальца заключается в его крайнем положении: даже в закругленном

состоянии он способен отклоняться от второго пальца на 4-6 см.

Включение

в

игру

первого

пальца

значительно

расширяет

и

разнообразит как материал упражнений, так и художественный

репертуар. Преподаватель может проявить здесь фантазию, однако

рекомендуется сначала предлагать ученику такие последовательности,

когда вначале ставятся на гриф 2-й и 3-й пальцы, что обеспечит

требуемое положение кисти, а затем на второй лад ставится оттянутый

1-й палец. Упражнение «Лошадка», «Как на нашем на лугу», «Во саду

ли, в огороде».

Включение в игру мизинца - ответственный момент как для преподавателя,

так и для ученика. Вводить мизинец в игру предпочтительнее на

хроматическом тетрахорде (ДО, ДО-диез, РЕ, МИ-бемоль). При этом все

пальцы находятся в свободно – активном состоянии, и мизинец обычно сам

принимает округлое положение.

Песенных и танцевальных мелодий,

построенных на звуках хроматического тетрахорда, нет, но у педагога и здесь

есть возможность с помощью соответствующих упражнений активизировать

образно – эмоциональные представления у учащихся. Лучше всего вызвать

ассоциации, связанные с движением человека, машины, поезда или ,

например,

с

завыванием

ветра.

Упражнение

«Завывание

ветра»,

«Альпинист». Следующее упражнение – с тем же сюжетом, только теперь

«альпинист» утаптывает снег, отдыхает. Отдыхают и пальцы ученика.

Необходимо

уделять

много

внимания

специальным

упражнениям

на

«хроматическом» тетрахорде – исполнение их на домре не представляет

интонационной сложности, а эмоциональное восприятие может быть емким,

образным, многовариантным.

Кроме того, движение пальцев в этом

четырехзвучии не связаны боковыми растяжками и потому особенно

эффективны для выработки автоматизма игровых движений. И, наконец,

хроматические последовательности из тетрахордов можно играть от разных

ладов, приучая таким образом руку ученика к движению вдоль грифа. Важно

в этих упражнениях и то, что предплечье «учится» делать корректирующие

движения, обеспечивая пальцам наивыгоднейшее положение. Упражнения

следует использовать не только в первые месяцы обучения, но и на

протяжении всего пребывания ученика в младших и средних классах школы.

При этом необходимо всё время варьировать упражнения и добиваться

лучшего качества их исполнения – большей ровности, чёткости, увеличения

темпа.

Полезно создавать упражнения, способствующие преодолению той или иной

трудности в произведении. Опытный преподаватель может легко составить

подходящее упражнение из технически сложных мест в этюдах, пьесах, что

поможет ученику быстрее осмыслить данное сочинение.

Предлагается рассмотреть следующие способы построения упражнений:

- многократное повторение мотива на одном месте

- повторение, но с движением мелодии и в обратную сторону;

- беспрерывное повторение мелодий .

Часто возникает ситуация, когда ученик хочет играть быстро, а пальцы

не слушаются, и, пытаясь их заставить двигаться быстрее, он зажимает руку.

Это

происходит

из-за

отсутствия

или

недостаточности

развитости

необходимых технических навыков у учащегося. Выход из этой ситуации

достаточно простой: педагогом определяется, какой конкретно технический

навык

необходимо

развить

ученику

и

подбирается

соответствующее

специальное упражнение.

Каждый педагог хорошо знает комплекс упражнений, охватывающий

основные

домровые

приёмы,

их

сущность

и

градацию

каждого

из

упражнений — от простейшего (первый класс) до виртуозного (выпускной

класс). Главное правильно их использовать. Правильность заключается в

своевременной

подаче

и

предложению

данного

материала,

который

способствует плавному и быстрому развитию учащегося.

Чтобы пальцы «бегали» быстро, нужно чтобы они «знали» своё место

на грифе. Упражнения Г. Шрадика и Т. Вольской как нельзя лучше подходят

для этого.

Так же скорость игры повышается, если ребёнок владеет свободным

скольжением левой руки по грифу, а не «цепляется» за него. Во время

скольжения левой руки по грифу нужно следить за движением большого

пальца, он должен двигаться параллельно с остальными и после смены

позиции останавливаться напротив фаланги нажимающего пальца.

Много сил и времени уходит, чтобы выработать у ученика одинаковую

силу в пальцах левой руки во время прижатия струны к ладу. Упражнения по

хроматическому тетрахорду благодатный для этого материал.

Четкой фиксации пальцев на ладах в левой руке способствуют

трелеобразные

упражнения.

Так

же

такие

упражнения

хороши

для

координации рук.

Во время работы с конструктивным материалом не следует забывать

про

средства

выразительности:

динамические

оттенки,

темп,

тембр,

артикуляцию. Ведь именно от работы правой руки зависит качество и сила

звука, характер исполнения музыкального произведения.

Владение в совершенстве техникой правой руки, конечно же, облегчит

работу над динамикой, тембром и качественным, без призвуков, звуком, т.е.

даст

возможность

получить

звуковую

константу,

необходимую

при

исполнении произведения. Конечно, это зависит и от многих факторов:

выбора места звукоизвлечения на струне (на грифе, у подставки,

на панцире)

применения одного из четырёх приёмов движения правой руки

наличия веса руки в медиаторе – степень усилия прилагаемого

исполнителем, чтобы удержать медиатор в руке

глубина погружения медиатора в струну (чем больше площади

медиатора соприкасается со струной, чем громче звук)

туше (нажим, толчок, бросок)

угла наклона медиатора по отношению к струне – точность

прикосновения медиатора к струне (угол атаки)

частота тремоло – число оборотов медиатора за единицу времени

слухового самоконтроля, который приобретается на уроках в

процессе показа произведения педагогом или прослушивания

записей, выступлений исполнителей, учеников. (Круглов)

При подаче конструктивного материала учащемуся педагог должен

учесть несколько моментов:

Любое

упражнение

должно

быть

осознано

исполнителем,

как

необходимое.

Необходимо

тщательно

контролировать

не

только

точность

технического

выполнения

задания

и

достижения

задуманного

звукового результата, но и состояние игрового аппарата учащегося.

Следует располагать задания в последовательности от простого к

сложному.

Вовремя заменять выученное учащимся упражнение на более сложную

версию, т.к. заученный до высокой степени автоматизма прием, может

стать непреодолимым препятствием в художественном произведении,

где все непрерывно изменяется во времени, имеет своё логическое

развитие.

Особенно важно, чтобы ученик ясно понял цель упражнений и ту пользу,

какую они могут принести, чтобы он максимально сосредоточился на

выполнении требуемой задачи и следил за качеством звучания.

При работе над упражнениями крайне важна точность заданий и

систематичность их проверки. Но как полезное сделать ещё и интересным?

Проявите фантазию: варьируйте штрихи, ритм (добиваясь ритмической

точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах

(играйте с различными оттенками, используйте крещендо и диминуэндо),

экспериментируйте

с

тембровыми

красками.

Словом,

не

играйте

механически: следите за двигательными ощущениями и контролируйте

слухом художественный результат. В результате игра гамм, арпеджио и

упражнений станет для ученика занятием несравненно более полезным и к

тому же по- настоящему увлекательным. Всем хорошо известно, что дети

любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями

изо дня в день. Они считают это нудным и скучным делом, но зато им

нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и т.д. Разнообразные

движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу

удовольствия.

Аналогия

с

простыми

физическими

упражнениями,

приятными для тела, помогает чувствовать такие же приятные ощущения в

руках и пальцах при игре на инструменте. Развитие техники должно

проходить в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Работа

над гаммами , арпеджио, этюдами, упражнениями способствует развитию

пальцевой беглости

и чёткости. Работа над исполнением штрихов,

форшлагов, ритмическими рисунками должна продолжаться в течении всего

периода обучения. Данные упражнения довольно сложные, и преподавателю

предстоит самому определить сроки их освоения. В результате проделанной

работы ученик на основе свободного охвата первой позиции может

приступить к изучению гамм, арпеджио, этюдов и пьес, предусмотренных

учебным планом.

Литература.

Александров А. «Школа игры на трехструнной домре» Москва 1990 г.

«Ассоль» Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для начинающих

Анчутина Н. «Мажорные гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной

домры.

Новосибирск 2000 г. Составитель Владимиров В.

Чунин В. Гаммы и арпеджио Москва 1967г.

Чунин В. «Школа игры»



В раздел образования