Автор: Яковлева Лена Игоревна
Должность: преподаватель класса домры и гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "Борогонская ДШИ"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Усть-Алданский район, с. Борогонцы
Наименование материала: Статья
Тема: Значение упражнений в развитии техники исполнителя
Раздел: дополнительное образование
Значение упражнений в развитии техники исполнителя
Встреча с искусством приносит человеку радость. Счастлив, бывает
тот, кто прикоснется к этой радости в детстве, бережно пронеся её через всю
свою жизнь. И особая заслуга здесь будет принадлежать тому, кто подарит
ребенку эту встречу. В отечественном массовом музыкальном воспитании
основную роль в привлечении детей к музыкальному искусству призваны
играть учреждения дополнительного музыкального образования, в том числе
и детские музыкальные школы.
Занятие музыкой - мощное средство эстетического и нравственного
воспитания школьников. И поэтому педагогу здесь отводится ведущая роль в
жизни ученика. Авторитет педагога по специальности часто является
авторитетом для ученика.
Работа над музыкальным произведением является основной
обучения игре на домре, и, кроме того, представляет собой целостный
единый и сложный процесс, который включает в себя множество проблем.
Несомненно, речь идет о проблеме звучания и фразировки, ритма,
аппликатуры, в целом – о выразительности исполнения, исполнительской
технике, то есть об использовании комплекта средств, необходимых для
воплощения
художественного
образа.
Всё
это
немыслимо
вне
соответствующих игровых движений, то есть теснейшим образом связано с
развитием
техники. Исполнительская
техника
–
это
совокупность
сформировавшихся
специальных
навыков
и
умений,
а
так
же
координированных слухомоторных действий и образов движений, активно
участвующих
в
процессе
звукоизвлечения
и
художественного
интонирования. Техника игры на любых струнных инструментах основана на
задаче координации правой и левой руки – одновременное зажатие струны
пальцем левой руки на ладу и ударом медиатора (пальца) в правой руке
(проще говоря: руки должны «дружить» между собой). Немаловажную роль
играет в этом посадка и постановка рук. Она должна быть такой, чтобы
ребёнку было удобно, максимально комфортно.
Основной
принцип
работы
над
техническими
трудностями
в
произведениях,
упражнениях,
гаммах,
этюдах
–
это
постепенное
продвижение от медленного темпа к быстрому, и наоборот. Это очень важно!
Когда мы работаем в медленном темпе слух вычленяет каждую ноту,
учащийся в состоянии проконтролировать каждое свое движение, а в
быстром же внимание переключается на охват последовательности этих
движений, объединяя их в целый единый мелодический или ритмический
комплекс
(игровое
движение).
Так
же
при
смене
темпа
меняется
двигательная установка: в медленном темпе задачей является ровность удара
медиатора вниз-вверх, точность координации, а в быстром - максимальное
приближение
к
струне
медиатора
(амплитуда
движений
медиатора
уменьшается), и пальцев к ладам в левой руке.
Необходимость исследования сферы технического развития ученика,
особенно в первые годы обучения одна из главных задач данной работы, в
том числе, показать перспективу развития первоначальных навыков до
решения весьма сложных задач. Проблемы, связанные с развитием техники,
принадлежат
к
числу
наиболее
острых,
волнующих
музыкантов-
исполнителей любых специальностей. Ни один самый яркий, самый сильный
талант в музыкальном исполнительстве не сможет раскрыться, не располагая
необходимым
для
этого
арсеналом
виртуозно-технических
средств.
Проблема формирования двигательно-технических умений и навыков сложна
и многообразна. Со всей остротой она стоит не только перед музыкантами-
исполнителями, но и перед педагогами-практиками. С точки зрения
большинства учеников, техника-это беглость и ловкость пальцев; это умение
сыграть «в темпе», - и при этом крепко, четко, уверенно. Техника-это ясная,
отчетливая,
исполнительская
дикция.
Единственно
возможным
путем
приобретения техники считается пальцевый тренаж. Техническая база
исполнителя закладывается в детстве, формируется на первоначальном этапе.
Поэтому на ранней стадии обучения следует уделять технике больше
внимания, чем в дальнейшем. Двигательно-моторные (технические) навыки
складываются в различных видах исполнительской деятельности, например
при разучивании музыкальных произведений, преимущественно виртуозного
склада. Однако наиболее быстрый и эффективный путь формирования
навыков - работа над специальными техническими упражнениями.
Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое
означает «искусство», «мастерство».
Надо ли музыканту - исполнителю для развития техники прибегать к
специальным упражнениям? Этот вопрос разрешался педагогами по-разному.
Сегодня преподаватель имеет обширный материал упражнений для учащихся
всех ступеней обучения. Технические упражнения общепризнанны, как
хорошее средство для достижения и сохранения техники на должном уровне.
В
педагогической
практике
используются
различные
виды
упражнений. Упражнения ведут музыканта к освоению типовых, наиболее
распространенных
фактурных
формул
и
комбинаций.
Упражняясь,
исполнитель вырабатывает устойчивые, прочно закрепляющиеся способы
выполнения тех или иных игровых действий. Начальный период обучения
игре на домре ставит как перед педагогом, так и перед учеником немало
сложных проблем. Сегодня будет рассмотрена одна из многих проблем,
стоящих перед преподавателями, ведущих класс домры, а именно –
формирование основ беглости пальцев левой руки у начинающих домристов.
Я постараюсь подходить к методике формирования основ пальцевой техники
домриста с учетом физиологических и возрастных особенностей детского
организма. Ребенок, впервые входящий в класс музыкальной школы,
конечно, обладает определенным комплексом двигательных навыков. Из них
необходимыми важными для обучения на музыкальном инструменте
являются,
в
первую
очередь,
скоординированные
движения
плеча,
предплечья и отчасти, кистевого сустава. Движения же пальцев в жизни
ребенка почти всегда связаны только с хватанием и удержанием. Поэтому
очень
важно
научить
юного
музыканта
выполнять
самостоятельные
изолированные движения пальцев и свести до минимума вредное в данном
случае воздействие хватательного рефлекса. Из методических положений,
определяющих
постановку
левой
руки,
необходимо
придерживаться
следующих :
1.
Кисть и предплечье составляют одну линию.
2.
Все пальцы закруглены.
3.
Пальцы ( 1, 2, 3, 4 ) слегка развернуты вперед в направлении корпуса
инструмента.
4.
Пальцы соприкасаются со струнами серединой подушечки.
5.
Большой палец находится приблизительно напротив 1 – го и 2 – го
пальцев.
Начинать следует с наиболее простых – связывания двух-трех
соседних звуков. Последовательно включать пальцы в игру.
Начинать
следует со
2-го пальца.
Упражнения включают
осмысленные мелодические комбинации из звуков ЛЯ и ДО-диез.
Помня о необходимости с первых уроков формировать у ученика
образно-эмоциональные переживания, преподаватель может уже на
этих упражнениях вызвать у него определенные художественные
ассоциации.
Например,
несколько
изменяя
ритмическую
последовательность звуков ДО-диез – ЛЯ , ученик может (с помощью
2-й домры, партию которой исполняет преподаватель ) изобразить бой
часов, голос кукушки, тревожные гудки мчащейся милицейской
машины.
Играем
упражнения
«
Бьют
часы»,
«Кукушка»,
«Милицейская машина мчится по улице». После тренировки опускания
пальца
на
четвертый
лад
рекомендуется
давать
упражнения
с
передвижением руки вдоль грифа по полутонам, когда ученик
прижимает струну 2-м пальцем на пятом, шестом, седьмом и других
ладах, чередуя их со звучанием открытой струной. Упражнение «Вверх
и вниз по лесенке».
После второго пальца подключаем к работе третий. Третий палец
серединой подушечки прижимает струну на 5-м ладу. Вначале следует
использовать
попевки
из
звуков
ЛЯ-РЕ.
Упражнения
«Бонги»
(маленькие барабанчики), «В траве сидел кузнечик». На этом этапе
следует предусмотреть упражнения с передвижением руки вдоль
грифа. Одновременно решаются и художественные задачи. В репертуар
включаются мелодии народных песен, состоящих из двух-трех звуков:
«Петушок», «Дождик» и другие. Для развития ассоциативности
мышления неплохо переключить внимание на сферу, связанную с
движением: «Представь, что ты альпинист, не спеша поднимаешься в
гору и протаптываешь в снегу тропинку». Упражнение «Альпинист».
В связи с обилием знаков альтерации эти и подобные им
упражнения разучиваются по слуху, с рук и слов педагога.
Переходим к включению в игру 1-го пальца. Преимущество 1-го
пальца заключается в его крайнем положении: даже в закругленном
состоянии он способен отклоняться от второго пальца на 4-6 см.
Включение
в
игру
первого
пальца
значительно
расширяет
и
разнообразит как материал упражнений, так и художественный
репертуар. Преподаватель может проявить здесь фантазию, однако
рекомендуется сначала предлагать ученику такие последовательности,
когда вначале ставятся на гриф 2-й и 3-й пальцы, что обеспечит
требуемое положение кисти, а затем на второй лад ставится оттянутый
1-й палец. Упражнение «Лошадка», «Как на нашем на лугу», «Во саду
ли, в огороде».
Включение в игру мизинца - ответственный момент как для преподавателя,
так и для ученика. Вводить мизинец в игру предпочтительнее на
хроматическом тетрахорде (ДО, ДО-диез, РЕ, МИ-бемоль). При этом все
пальцы находятся в свободно – активном состоянии, и мизинец обычно сам
принимает округлое положение.
Песенных и танцевальных мелодий,
построенных на звуках хроматического тетрахорда, нет, но у педагога и здесь
есть возможность с помощью соответствующих упражнений активизировать
образно – эмоциональные представления у учащихся. Лучше всего вызвать
ассоциации, связанные с движением человека, машины, поезда или ,
например,
с
завыванием
ветра.
Упражнение
«Завывание
ветра»,
«Альпинист». Следующее упражнение – с тем же сюжетом, только теперь
«альпинист» утаптывает снег, отдыхает. Отдыхают и пальцы ученика.
Необходимо
уделять
много
внимания
специальным
упражнениям
на
«хроматическом» тетрахорде – исполнение их на домре не представляет
интонационной сложности, а эмоциональное восприятие может быть емким,
образным, многовариантным.
Кроме того, движение пальцев в этом
четырехзвучии не связаны боковыми растяжками и потому особенно
эффективны для выработки автоматизма игровых движений. И, наконец,
хроматические последовательности из тетрахордов можно играть от разных
ладов, приучая таким образом руку ученика к движению вдоль грифа. Важно
в этих упражнениях и то, что предплечье «учится» делать корректирующие
движения, обеспечивая пальцам наивыгоднейшее положение. Упражнения
следует использовать не только в первые месяцы обучения, но и на
протяжении всего пребывания ученика в младших и средних классах школы.
При этом необходимо всё время варьировать упражнения и добиваться
лучшего качества их исполнения – большей ровности, чёткости, увеличения
темпа.
Полезно создавать упражнения, способствующие преодолению той или иной
трудности в произведении. Опытный преподаватель может легко составить
подходящее упражнение из технически сложных мест в этюдах, пьесах, что
поможет ученику быстрее осмыслить данное сочинение.
Предлагается рассмотреть следующие способы построения упражнений:
- многократное повторение мотива на одном месте
- повторение, но с движением мелодии и в обратную сторону;
- беспрерывное повторение мелодий .
Часто возникает ситуация, когда ученик хочет играть быстро, а пальцы
не слушаются, и, пытаясь их заставить двигаться быстрее, он зажимает руку.
Это
происходит
из-за
отсутствия
или
недостаточности
развитости
необходимых технических навыков у учащегося. Выход из этой ситуации
достаточно простой: педагогом определяется, какой конкретно технический
навык
необходимо
развить
ученику
и
подбирается
соответствующее
специальное упражнение.
Каждый педагог хорошо знает комплекс упражнений, охватывающий
основные
домровые
приёмы,
их
сущность
и
градацию
каждого
из
упражнений — от простейшего (первый класс) до виртуозного (выпускной
класс). Главное правильно их использовать. Правильность заключается в
своевременной
подаче
и
предложению
данного
материала,
который
способствует плавному и быстрому развитию учащегося.
Чтобы пальцы «бегали» быстро, нужно чтобы они «знали» своё место
на грифе. Упражнения Г. Шрадика и Т. Вольской как нельзя лучше подходят
для этого.
Так же скорость игры повышается, если ребёнок владеет свободным
скольжением левой руки по грифу, а не «цепляется» за него. Во время
скольжения левой руки по грифу нужно следить за движением большого
пальца, он должен двигаться параллельно с остальными и после смены
позиции останавливаться напротив фаланги нажимающего пальца.
Много сил и времени уходит, чтобы выработать у ученика одинаковую
силу в пальцах левой руки во время прижатия струны к ладу. Упражнения по
хроматическому тетрахорду благодатный для этого материал.
Четкой фиксации пальцев на ладах в левой руке способствуют
трелеобразные
упражнения.
Так
же
такие
упражнения
хороши
для
координации рук.
Во время работы с конструктивным материалом не следует забывать
про
средства
выразительности:
динамические
оттенки,
темп,
тембр,
артикуляцию. Ведь именно от работы правой руки зависит качество и сила
звука, характер исполнения музыкального произведения.
Владение в совершенстве техникой правой руки, конечно же, облегчит
работу над динамикой, тембром и качественным, без призвуков, звуком, т.е.
даст
возможность
получить
звуковую
константу,
необходимую
при
исполнении произведения. Конечно, это зависит и от многих факторов:
выбора места звукоизвлечения на струне (на грифе, у подставки,
на панцире)
применения одного из четырёх приёмов движения правой руки
наличия веса руки в медиаторе – степень усилия прилагаемого
исполнителем, чтобы удержать медиатор в руке
глубина погружения медиатора в струну (чем больше площади
медиатора соприкасается со струной, чем громче звук)
туше (нажим, толчок, бросок)
угла наклона медиатора по отношению к струне – точность
прикосновения медиатора к струне (угол атаки)
частота тремоло – число оборотов медиатора за единицу времени
слухового самоконтроля, который приобретается на уроках в
процессе показа произведения педагогом или прослушивания
записей, выступлений исполнителей, учеников. (Круглов)
При подаче конструктивного материала учащемуся педагог должен
учесть несколько моментов:
Любое
упражнение
должно
быть
осознано
исполнителем,
как
необходимое.
Необходимо
тщательно
контролировать
не
только
точность
технического
выполнения
задания
и
достижения
задуманного
звукового результата, но и состояние игрового аппарата учащегося.
Следует располагать задания в последовательности от простого к
сложному.
Вовремя заменять выученное учащимся упражнение на более сложную
версию, т.к. заученный до высокой степени автоматизма прием, может
стать непреодолимым препятствием в художественном произведении,
где все непрерывно изменяется во времени, имеет своё логическое
развитие.
Особенно важно, чтобы ученик ясно понял цель упражнений и ту пользу,
какую они могут принести, чтобы он максимально сосредоточился на
выполнении требуемой задачи и следил за качеством звучания.
При работе над упражнениями крайне важна точность заданий и
систематичность их проверки. Но как полезное сделать ещё и интересным?
Проявите фантазию: варьируйте штрихи, ритм (добиваясь ритмической
точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах
(играйте с различными оттенками, используйте крещендо и диминуэндо),
экспериментируйте
с
тембровыми
красками.
Словом,
не
играйте
механически: следите за двигательными ощущениями и контролируйте
слухом художественный результат. В результате игра гамм, арпеджио и
упражнений станет для ученика занятием несравненно более полезным и к
тому же по- настоящему увлекательным. Всем хорошо известно, что дети
любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями
изо дня в день. Они считают это нудным и скучным делом, но зато им
нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и т.д. Разнообразные
движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу
удовольствия.
Аналогия
с
простыми
физическими
упражнениями,
приятными для тела, помогает чувствовать такие же приятные ощущения в
руках и пальцах при игре на инструменте. Развитие техники должно
проходить в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Работа
над гаммами , арпеджио, этюдами, упражнениями способствует развитию
пальцевой беглости
и чёткости. Работа над исполнением штрихов,
форшлагов, ритмическими рисунками должна продолжаться в течении всего
периода обучения. Данные упражнения довольно сложные, и преподавателю
предстоит самому определить сроки их освоения. В результате проделанной
работы ученик на основе свободного охвата первой позиции может
приступить к изучению гамм, арпеджио, этюдов и пьес, предусмотренных
учебным планом.
Литература.
Александров А. «Школа игры на трехструнной домре» Москва 1990 г.
«Ассоль» Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для начинающих
Анчутина Н. «Мажорные гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной
домры.
Новосибирск 2000 г. Составитель Владимиров В.
Чунин В. Гаммы и арпеджио Москва 1967г.
Чунин В. «Школа игры»