Напоминание

дополнительная образовательная программа по предмету "Театральное творчество"


Автор: Моринова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель сценического искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ им. Д.Г. Белоусова" Каменского района
Населённый пункт: х. Старая Станица Каменского района Ростовской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: дополнительная образовательная программа по предмету "Театральное творчество"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМЕНИ Д.Г. БЕЛОУСОВА» КАМЕНСКОГО РАЙОНА

(МБОУ ДО «ДШИ им. Д.Г. Белоусова» Каменского района)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

«ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Разработчик:

Моринова Ольга Николаевна,

преподаватель сценического

искусства МБОУ ДО «ДШИ

им. Д.Г.Белоусова»

Каменского района

хут. Старая Станица Каменского района Ростовской области

2021 год

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

протокол № 1 от 31.08.2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДО

«ДШИ им. Д.Г. Белоусова»

Каменского района

Р. В. Иванов

Программа разработана на основе

ПРИМЕРНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Разработчик: Н.М. Тимофеева, методист по учебным дисциплинам в области

искусства

Государственного

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

города Москвы «Учебно-методический центр развития образования в сфере

культуры искусства», заслуженная артистка Российской Федерации

Главный редактор: И.Е. Домогацкая, генеральный директор Института развития

образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук

Технический редактор: С.М. Пелевина, научный сотрудник Института развития

образования в сфере культуры и искусства

Рецензенты программы:

Старший преподаватель театрального отделения МБОУ ДО «ДШИ им. Д.Г.

Белоусова» Каменского района, педагог высшей квалификационной категории,

заведующая

зональной

секцией

театрального

искусства

Каменского

методического объединения ДШИ, ДМШ Севера Ростовской области

ОРЕШКИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Заместитель директора МБОУ ДО «ДШИ им. Д.Г. Белоусова» Каменского

района по учебной работе, педагог-психолог первой категории

ТКАЧЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

2

Структура программы

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

- Срок реализации учебного предмета

-

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Методическое обеспечение учебного процесса

V.

Список литературы и средств обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Театральное творчество» разработана на

основе

«Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,

направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от

21.11.2013

№191-01-39/06-ГИ,

является

комплексной

общеразвивающей

образовательной программой с минимальными объемами

учебного времени,

необходимыми для освоения основ театрального искусства.

Программа учебного предмета «Театральное творчество» учитывает опыт

реализации образовательных программ по театральному направлению

в

различных организациях дополнительного образования детей.

Данная программа представляет собой краткий курс основ актерского

мастерства

с

включением

элементов

тренингов

по

сценической

речи

и

сценическому движению. В основу содержания программы положен следующий

принцип

распределения учебного материала: от простого к сложному,

от

отдельного упражнения – к тренингу, от тренинга - к спектаклю.

Театр,

как

вид

искусства,

остается

наиболее

востребованной

и

привлекательной сферой детского творчества благодаря своей игровой природе и

синтезу разных искусств. Программа дает возможность приобщить детей и

подростков к искусству театра, пробудить интерес к театральному творчеству и

познакомить с основами актерского мастерства, научить любить и понимать

театральное искусство в различных его проявлениях.

Программа имеет практическое направление, так как дети изучают

искусство театра «изнутри», с первых шагов освоения актерской техники до

создания учебного спектакля и показа готовой работы на зрителя.

Основная форма учебных занятий – урок-беседа, урок-тренинг, урок-

репетиция, комплексный урок и сценический показ.

Рекомендуемый возраст детей, поступающих в детскую школу искусств для

освоения программы «Театральное творчество», - 9-12 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Театральное творчество»

со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по

третий годы обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Аудиторные

занятия

105

105

105

315

4

Самостоятельная

работа

35

35

35

105

Максимальная

учебная нагрузка

140

140

140

420

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную

работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1-3 годы обучения – по 3 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-3 годы обучения – 1 час в неделю.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Театральное творчество» при 3-

летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 315 часов – аудиторные

занятия, 105 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме. Численность учащихся в

группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю

построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного

и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Цель

учебного предмета «Театральное творчество» –

воспитание

эстетически

развитой

личности,

развитие

творческих

способностей

и

индивидуальности учащегося средствами театрального искусства.

Задачи:

знакомство с театром как видом искусства, сущностью театрального

исполнительского творчества;

формирование у детей и подростков интереса к искусству театра;

выявление и раскрытие творческого потенциала и индивидуальности

каждого ребенка;

обучение первоначальным навыкам актерского мастерства;

воспитание

художественного

вкуса,

творческой

инициативы,

психофизической выносливости и работоспособности;

обучение

творческому

использованию

полученных

умений

и

практических навыков;

устранение мышечного напряжения и психофизических зажимов;

воспитание самодисциплины, коммуникативности и культуры общения;

формирование личности, творчески относящейся к любому делу.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

5

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (упражнения, тренинги, репетиции);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов).

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Аудиторные занятия проводятcя в просторном, светлом, оснащенном

необходимым оборудованием помещении, пригодном для проведения репетиций.

Имеется в наличии дополнительное помещение для хранения театрального

реквизита, гримерных принадлежностей, костюмов и декораций. Сценические

показы проходят в концертном зале на 100 мест, оборудованном световой и

звуковой аппаратурой.

Библиотечный

фонд

образовательной

организации

укомплектован

печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по

театральному искусству, аудио и видеозаписями спектаклей и кинофильмов с

участием выдающихся актеров прошлого и настоящего времени.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечному фонду и

Интернету для сбора дополнительного материала по театральному искусству во

время самостоятельной работы (сеть Wi-Fi работает во всех помещениях и фойе

школы

искусств

с

целью

возможности

осуществления

самостоятельной

подготовки к занятиям обучающихся всех отделений школы по различным

учебным предметам).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Театральное творчество» рассчитана на 3

года

обучения.

В

программе

учтен

принцип

систематического

и

последовательного обучения. Последовательность в обучении позволит учащимся

применять

полученные

знания

и умения

в изучении нового материала.

Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от

упражнений

на освобождение мышц, развитие внимания и воображения,

тренингов на освоение элементов актерской техники до подготовки спектакля и

его показа на публику.

6

Учебный материал разделен условно на следующие разделы: «Сценическое

действие» (бессловесное и словесное) и «Работа над ролью» (в отрывке, в

учебном спектакле и перед зрителями).

Большая роль в программе отводится упражнениям, тренингам и этюдному

методу. Теоретические знания, полученные учащимися в процессе занятий по

программе

«Театральное

творчество»,

одновременно

воплощаются

в

практической деятельности.

Домашняя и самостоятельная работа учащихся включает в себя выполнение

упражнений,

тренингов,

освоение

текста

роли,

изучение

литературы

по

театральному искусству.

Все занятия являются творческим процессом и направлены на развитие

воображения, фантазии, познание себя, освоение собственной психофизики и

формирование эстетически развитой личности.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов

и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Учебно-тематический план

Первый класс

Знакомство учащихся с основами актерского мастерства. Упражнения,

тренинги, этюды.

раздела

Название разделов и тем

Количество

часов

1

Введение

Театр как вид искусства. Выразительные средства театрального

искусства. Исполнительское мастерство актера как основное

выразительное средство искусства театра.

2

2

Бессловесное действия.

Действие как основа сценического искусства.

Преодоление

мышечных

зажимов.

Упражнения

на

освобождение мышц.

Сценическое внимание и память. Слуховое и зрительное

внимание. Память на ощущения. Упражнения на внимание и

память.

Распределение в пространстве. Группировки и мизансцены.

Темпо-ритм.

Общение.

Взаимодействие

с

партнером.

Упражнения

на

общение, внимание, память.

Наблюдения. Поведение в жизни и на сцене.

Предлагаемые обстоятельства. Связь поведения и предлагаемых

обстоятельств. Действие в предлагаемых обстоятельствах.

Воображение

и

вымысел.

Действие

с

воображаемыми

предметами.

Событие. Сценический этюд и его построение. Этюды на

событие.

Этюды на общение, воображение, память физических действий.

50

3

3

3

6

3

3

6

3

6

7

Этюды на бессловесное действие. Парные и групповые этюды.

12

Итоговый показ или открытый урок на тему «Сценическая

композиция по упражнениям и этюдам на событие, общение,

внимание и память» («Я в предлагаемых обстоятельствах»).

2

3

Словесное действие

Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Упражнения на

гласные и согласные. Скороговорки. Речевой тренинг.

53

9

Словесное действие. Скороговорки в действии.

Диалог.

Этюды на словесное действие. Характер персонажа в общении.

6

6

9

Элементы пластического тренинга. Координация действия и

слова.

Образность и характерность в пластике. Этюды на характер и

характерность.

Этюды на сказочные сюжеты.

6

15

Итоговый показ на тему «Сценическая композиция по этюдам

на сказочный сюжет» или инсценировка небольшой сказки.

2

ИТОГО:

105

Второй класс

Изучение основ актерского мастерства, приобретение навыков и умений

работы над ролью в отрывках из драматургических произведений.

раздела

Название разделов и тем

Количество

часов

1

Введение

Актер и роли. Драматургия. Понятие жанра и стиля. Драма,

комедия, трагедия.

2

2

Работа над ролью в отрывке

103

Разбор

драматургического

материала.

Сквозное

действие.

Контрдействие. Конфликт.

9

Актерские задачи. Второй план, подтекст. Внутренний монолог.

9

3

Замысел отрывка, роли. Этюды по событиям отрывка.

15

4

Работа над ролью в отрывке из драматургического

произведения. Репетиции.

51

5

Комплексный актерский тренинг.

15

6

Полугодовой и итоговый показы: сценический показ отрывков из

драматургических произведений различных жанров и стилей.

4

8

ИТОГО:

105

Третий класс

Углубленное изучение

основ актерской техники, совершенствование

приобретенных навыков и умений, постановка и показ спектаклей.

раздела

Название разделов и тем

Количество

часов

1

Введение

Образ и целостность спектакля. Режиссерский замысел.

3

2

Работа над ролью в учебном спектакле

79

Действенный анализ пьесы. Событийный ряд.

9

Этюды к спектаклю. Поиск выразительных средств.

12

3

Работа над текстом и сценической речью.

9

Мизансцены в спектакле.

3

Грим.

6

4

Декорации, костюмы, реквизит.

6

Музыкальное и звуковое оформление спектакля.

Репетиции по подготовке спектакля.

6

28

5

Работа над ролью перед публикой

Контакт со зрителем и «обратная связь».

Навыки анализа собственной работы над ролью. Выполнение

рисунка роли, органичность поведения на сцене. Соответствие

результата работы режиссерскому замыслу.

Импровизация в работе актера над ролью. Роль и место

актерской импровизации в спектакле.

23

6

3

3

6

Навыки релаксации и аутотренинга до и после публичных

выступлений.

6

7

Полугодовой и итоговый показы: показ учебных спектаклей

перед зрителем.

5

ИТОГО: 105

Годовые требования

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1.

Вводный урок-беседа о театре предваряет практические уроки-

тренинги и уроки-репетиции.

Знакомство. На вводном занятии следует установить контакт с учащимися,

узнать, что они знают об искусстве театра, какие спектакли смотрели, какие

9

остались впечатления от увиденного.

Театр – искусство, отражающее жизнь, объединяющее различные виды

искусств: музыку, танец, живопись, архитектуру.

«Сцена – не просто место встречи всех искусств, но также место, где

искусство возвращается к жизни». (Оскар Уайльд)

Искусство театра имеет многовековую историю. Родившись в Древней

Греции, театр, как вид искусства, в каждую последующую эпоху видоизменялся,

но дошел до нашего времени, не потеряв своей актуальности. Театр – живое

искусство, которое рождается «здесь и сейчас».

Каждая эпоха: от античности до сегодняшнего дня оставила нам имена великих

актеров, драматургов, меценатов, которые способствовали процветанию театра.

В театре используются различные выразительные средства – слово, музыка,

хореография, свет, звуковое и шумовое оформление, декорации, костюмы, но

самым главным выразительным средством был, есть и будет «его величество

актер».

Исполнительское мастерство актера является основным выразительным

средством искусства театра.

Раздел 2. Бессловесное действие

Тема 2.1. Действие – основа сценического искусства.

Актер – действующее лицо. Само понятие «актер» происходит от латинского

слова «actum» - действие. Находясь на сцене, актер пребывает в действии, то есть,

действует, задаваясь вопросом – что я делаю в данный момент?

Инструменты актера - его тело и душа, то есть «психофизика». Учимся

действовать без слов, владеть своим телом с помощью «психофизического

тренинга». Тренинг – это система упражнений на внимание, освобождение мышц,

сценическую память, воображение, общение. От упражнения – к тренингу, от

тренинга – к спектаклю – таков путь освоения основ техники актерского

мастерства.

Цель физического, мышечного тренинга – устранить мышечные зажимы и

напряжение, научиться владеть своим телом, приобрести правильную осанку и

походку. В то же время при выполнении двигательных упражнений должна

подключаться творческая природа артиста, его воображение, без этого тренинг

превращается в обычную гимнастику.

Первый этап работы над освобождением мышц - это развитие костей и

пальцев рук. Ведь если глаза – зеркало души, то пальцы – это глаза тела».

(К.С.Станиславский)

Упражнения и игры на освобождение мышц

Тема 2.2. Сценическое внимание и память.

Упражнения на зрительное, слуховое внимание и сценическую память.

Тема 2.3.

Распределение в пространстве. Группировки и мизансцены.

Темпо-ритм.

Актер

должен

уметь

распределяться

в

пространстве

сцены

и

репетиционного класса, запоминать свое пространственное расположение.

Фиксированное расположение актера на сцене одного или в группе

называется мизансценой. Действие актера происходит в определенном темпо-

10

ритме, который может быть ускорен или замедлен.

Тема 2.4. Общение, взаимодействие с партнером.

Общение и взаимодействие с партнером – важнейшая составляющая основ

актерского мастерства. Видеть, слышать, понимать партнера на начальном этапе

освоения элементов актерской техники научат парные и парно-групповые

упражнения, которые одновременно тренируют сценическое внимание, память и

воображение.

Тема 2.5. Наблюдения. Поведение в жизни и на сцене.

Актеру необходимо развивать наблюдательность и память на впечатления:

«Из классиков в первую очередь читайте тех, у кого вы можете научиться

наблюдательности. Чемпион наблюдательности – Гоголь в «Мертвых душах».

(В.Э.Мейерхольд)

Наблюдения – тема для домашних творческих заданий. Учащимся надо

предложить понаблюдать за поведением птиц, домашних

животных, людей

знакомых и незнакомых, и составить по итогам наблюдений небольшой рассказ,

который занести в специально заготовленный дневник. Например, как домашний

пес встречает своего хозяина, как относится к чужаку или чует что-то съедобное и

вкусное. Что делают голуби или воробьи, когда человек на улице бросает кусочки

хлеба или крупу.

По результатам домашних заданий-наблюдений предложить учащимся

представить себя этим псом, птицей, или малышом, проанализировав логику их

действий (что делаю, почему, чего хочу, чего добиваюсь), «побыть» на

сценической площадке этим персонажем.

Подвести учащихся к мысли, что

поведение на сцене является результатом актерского мастерства, что поведение

естественное, живое называется органичным и наоборот – когда актер кривляется,

неестественно себя ведет на сцене, – поведение его неорганично.

Тема 2.6. Предлагаемые обстоятельства.

По итогам наблюдений приходим к выводу, что поведение является

результатом обстоятельств, которые побуждают

человека к тому или иному

действию. На сцене эти обстоятельства предлагаются автором, то есть являются

предлагаемыми обстоятельствами.

Предлагаемыми обстоятельствами в театральном искусстве называется

совокупность условий и ситуаций, в которых действует актер.

Предлагаемые обстоятельства состоят из:

- обстоятельства места – где происходит действие,

- обстоятельства времени – когда происходит действие,

- личные обстоятельства -

кто

действует (мы начинаем с «я» в

предлагаемых обстоятельствах),

- ситуативные обстоятельства - отвечают на вопросы, определяющие, чем

живет человек в данной ситуации («чего я хочу», «что мешает получить

желаемое», «откуда я пришел», «куда направляюсь», «зачем я пришел сюда»).

Предлагая определенные обстоятельства учащимся, следует исходить из

того жизненного опыта, который имеют дети,

что они способны понять и

почувствовать. Предложить учащимся самим нафантазировать обстоятельства.

Тема 2.7. Воображение и вымысел. Варианты действий с воображаемыми

11

предметами.

Выполняя различные задания и упражнения на предыдущих занятиях,

учащиеся столкнулись с тем, что актеру все время приходится что-то сочинять,

придумывать, фантазировать, воображать. Приходим

к выводу, что без

воображения и вымысла не существует творчества.

«Сценическое искусство возникает тогда, когда актер принимает за

правду то, что он сам создал своей фантазией». (Е.Б.Вахтангов)

Учимся

действовать

с

воображаемыми

предметами

в

предлагаемых

обстоятельствах:

Тема 2.8. Событие и оценка факта.

Исходя из наблюдений за поведением людей в жизни приходим к выводу,

что поведение человека может резко измениться, меняется и его эмоциональное

состояние. Поведение актера на сцене также меняется или вследствие поступка,

или воздействия обстоятельств.

Факт – поступок

или

воздействие обстоятельств,

которые

меняют

предыдущее поведение героя.

Событие – это факт или обстоятельство, или действие партнера, которые

меняют и сценическое поведение, и эмоциональное состояние.

Оценка факта – это фиксация факта и реакция на него.

Тема 2.8. Этюд и его построение. Этюды на событие и оценку факта.

Этюд - это небольшая история, которая имеет свое начало и конец.

Драматургия этюда состоит, как правило, из завязки или экспозиции, затем

следует развитие, далее - кульминация и финал (развязка).

Первые этюды делаем по заданию преподавателя, в дальнейшем учащиеся

предлагают темы этюдов самостоятельно, исходя из собственного жизненного

опыта, своих наблюдений, впечатлений и фантазии.

2.9. Этюды на общение, воображение, память физических действий.

Этюды на бессловесное действие. Парные и групповые этюды.

Работа над этюдами – необходимая составляющая в процессе осмысления и

освоения сути актерского мастерства. Этюдный метод остается важнейшим

этапом в работе актера и над ролью, и над собой. Именно поэтому работе над

этюдами отводится значительная часть учебного времени.

В работе над этюдами в конце первого полугодия используем все те знания

и навыки, которые получили в процессе выполнения упражнений и тренингов:

воображение, память физических действий, взаимодействие с партнером и т.д.

Этюды можно делать одиночными, парными (с партнером) или групповыми (с

различным количеством участников). Одно важное условие в работе над этюдами

на данном этапе – по возможности избегать произнесения слов, в крайнем случае,

если это не удается (чтобы не было разговора глухонемых), минимизировать их

количество.

Итоговый показ или открытый урок в первом полугодии может включать

в себя наиболее показательные и отработанные упражнения и наиболее

интересные этюды. Также можно сделать сценическую композицию из этюдов,

объединив их какой-либо темой или идеей. Все творческие работы следует

анализировать совместно с учащимися, приучая их видеть достоинства и

12

недостатки в работе товарищей. Обсуждение должно быть аргументированным,

корректным и доброжелательным.

Раздел 3. Словесное действие

Тема 3.1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Упражнения на

гласные и согласные. Скороговорки. Речевой тренинг

.

Одновременно с приобретением навыков действия словом необходимо

уделить внимание технике речи,

вводя в каждый урок элементы речевого

тренинга. Делать это нужно регулярно, отводя на комплекс упражнений от 10 до

30 минут от всего урока. Начинать следует с дыхательной и артикуляционной

гимнастики, которая должна стать обязательным правилом как в начале каждого

занятия, так и перед сценическими показами.

Тема 3.2. Словесное действие. Скороговорки в действии. Диалог.

Действовать словом – активно хотеть, добиваться чего-либо от партнера или

партнеров. Словесные действия, направленные на партнера, бывают самыми

разными и могут иметь массу смысловых оттенков.

Добиваемся чего-либо разными способами:

- просим, приказываем, требуем, угрожаем.

Общаясь, мы, как правило:

-

спорим,

соглашаемся,

оцениваем,

упрекаем,

намекаем,

объясняем,

удивляем.

Осваивать действие словом надо с самых простых действий с минимумом

слов, например:

- позвать (подругу, которая находится далеко);

- попросить (дать почитать книгу или переписать задание на дом);

- приказать (собаке не лаять на гостя);

- упрекать (приятеля, который скрыл от тебя важную информацию).

Тема 3.3. Этюды на словесное действие. Характер персонажа в общении.

Продолжаем

изучать

поведение

людей

в

различных

предлагаемых

обстоятельствах. Обращаем внимание на то, что на поведение человека оказывают

влияние не только обстоятельства. Особенности личности, влияющие на

поведение человека, называются характером. У каждого человека свой особенный

характер. Можно быть общительным или замкнутым, ласковым или колючим,

обидчивым, смешливым, гордым или неуверенным в себе и т.д.

Продолжаем работу над этюдами на новом этапе, формируя навык действия

словом и проявляя характер персонажа в общении.

Тема 3.4. Элементы пластического тренинга. Координация действия и

слова.

Умение владеть своим телом – необходимое качество каждого актера.

Конкретность и точность движения, правильность распределения мышечных

усилий, ритмичность и музыкальность развивает и тренирует комплекс различных

упражнений, который является основой пластического тренинга.

Координация движения и слова.

Простейшие попевки, речёвки, потешки и поговорки ритмично произносим,

делая четкие ритмичные движения, постепенно увеличивая скорость.

13

Тема 3.5. Образность и характерность в пластике. Этюды на характер и

характерность.

Если характер - совокупность черт человека, которая отражается на его

поведении и проявляется в общении, то характерность – какая-то одна яркая,

внешняя

особенность. Например, человек сильно сутулится или слегка

прихрамывает; может быть, он плохо слышит, и поэтому как-то по-особенному

дергает головой, когда прислушивается к собеседнику или говорит на том

диалекте, где родился, – «окает» или «гэкает».

Даём характеристику портретам сказочных персонажей. Иногда люди

бывают похожими на животных из-за какой-то внешней характерности, например,

про человека говорят, что он надулся, как индюк, если этот человек большой и

важный или ходит, как гусыня, если при походке тянется и подергивается шея.

Перевоплощаемся в сказочных персонажей и в животных в пластических

этюдах под музыку.

Тема 3.6. Этюды на сказочный сюжет.

«Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обыденным и

необычайным». (А.Блок)

Жанр сказки наиболее близок и понятен детям. Приступая к этюдам на

сказочный

сюжет

или

к

работе

над

инсценировкой

небольшой

сказки,

интересуемся:

Какие сказочные истории и сказочные персонажи интересны учащимся и

почему?

Каких сказочных героев им хотелось бы сыграть?

В каких предлагаемых обстоятельствах оказались эти герои?

Каковы основные черты характера героя?

Какая главная мысль этой сказки? Про что она?

В работе над сказочной историей используем и развиваем и навыки

действия

словом,

взаимодействия

с

партнером,

развиваем

образность

и

характерность в пластике, проявляем и тренируем фантазию.

На итоговый показ выносится сценическая композиция по этюдам на

сказочный сюжет или мини-спектакль.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Актер и роли. Драматургия. Понятия жанра и стиля. Драма,

комедия, трагедия.

Играя (исполняя) роль в спектакле, актер создает сценический образ,

раскрывая духовный мир своего героя. Действуя от лица персонажа, актер

«присваивает» его характер, мысли, поступки и переживания на время спектакля.

Актерское исполнительское искусство, как и искусство театра, имеет

многовековую историю. На протяжении длительного времени актерское искусство

претерпело значительные изменения. Если в Древней Греции актеры непременно

лицедействовали в масках и на котурнах, то сегодняшних героев порой не

отличишь от обычных людей из сегодняшней жизни.

Значительным, переломным моментом для актерского искусства и для всего

14

театра стало учение великого русского режиссера, основателя Московского

художественного общедоступного театра К.С.Станиславского. Именно на его

теорию опираются и многие современные актерские школы.

Литературные произведения, созданные для представления на сцене,

называются пьесами. По характеру сюжета пьесы делятся на трагедии, комедии и

драмы.

Раздел 2. Работа над ролью в отрывке

Тема 2.1. Разбор драматургического материала. Сквозное действие.

Контрдействие. Конфликт. Сверхзадача.

«Сначала идет чтение пьесы, разбор ее с литературной и художественной

стороны, выяснение общего характера пьесы и ее настроения. Затем мы

переходим к отдельным лицам, к отдельным образам, постепенно изучаем их,

разбираемся в их чувствах и характерах; постепенное углубление в это изучение

и есть работа над созданием образа». (Е.Б. Вахтангов)

Анализируя драматургический (литературный) материал, следует задать

учащимся следующие вопросы:

Каких героев следует считать главными, каких - второстепенными?

К чему стремятся главные герои? Каковы их поступки?

Какие препятствия возникают на пути героев к достижению цели?

Кто из героев вызывает сочувствие, сострадание, симпатию, а кто –

антипатию, неприязнь, и почему?

С кем из персонажей себя ассоциируют и соотносят учащиеся и чью жизнь

хотели бы прожить?

Какое главное событие произведения, влияющее на ход всей пьесы?

О чем это произведение, и какова его главная мысль?

На

этом

этапе

можно

начать

знакомство

учащихся

с

учением

К.С.Станиславского о сверхзадаче как главной цели существования исполнителя в

обстоятельствах пьесы, роли и сквозном действии как ступеням к выполнению

сверхзадачи артиста-роли. При разборе отрывка вместе с учащимися также при

помощи наводящих вопросов нужно определить главное событие отрывка,

основной конфликт, сквозное действие, контрдействие.

В качестве домашней и самостоятельной работы учащимся дается задание

изучить литературу об авторе произведения, о времени и месте действия, найти и

проанализировать иллюстративный материал. В этот период важно привить

учащимся

навыки

грамотной

работы

над

текстом

и

стремление

к

самостоятельному изучению и осмыслению драматургических и литературных

произведений.

Тема 2.2. Актерские задачи. Второй план. Подтекст. Внутренний монолог.

Действуя

в

предлагаемых

обстоятельствах,

актер

выполняет задачи,

поставленные перед ним режиссером. Актерские задачи определяются на стадии

разбора (анализа) пьесы. Во время сценических репетиций эти задачи уточняются.

В процессе работы над ролью, выстраивая линию поведения персонажа и

логику его поступков, обращаем внимание учащихся на то, что у поступков

бывают скрытые мотивы, и часто человек говорит не то, что думает. И помимо

мыслей вслух, существуют мысли, которые мы обдумываем, не высказывая.

15

«Если кто-нибудь спрашивает у вас, который час, он этот вопрос может

задать при различных обстоятельствах с различными интонациями. Тот,

который спрашивает, может быть не хочет…знать, который час, но он хочет,

например, дать вам понять, что вы слишком засиделись и что уже поздно или,

например, вы ждете доктора, и каждая минута дорога… Необходимо искать

подтекст каждой фразы». (Е.Б. Вахтангов)

Анализируя текст пьесы, определяя сквозное действие, подводим учащихся

к тому, что у текста бывает подтекст, а у роли – второй план и внутренний

монолог.

Тема 2.3. Замысел отрывка. Этюды по событиям отрывка.

«Режиссер – это, прежде всего, точка зрения». (К.Чапек)

Выбрав отрывок из пьесы или сцену из литературного произведения,

построенную на диалогах, где есть начало, развитие, ключевое событие и некая

условная завершенность, приступаем к работе над этой сценой или отрывком. Для

начала следует решить, что отрывок – это целая история или

спектакль в

миниатюре. Как и спектакль, отрывок (сцена) требует режиссерского замысла и

решения. На этом этапе учащимся надо дать почувствовать себя не только

актерами, но и режиссерами своего отрывка (сцены), проявить фантазию,

интеллект и найти свою «точку зрения».

Тема 2.4. Работа над ролью в отрывке из драматургического произведения.

Репетиции.

Работа над ролью в отрывке начинается уже на стадии разбора. Когда

определены сквозное действие, конфликт, актерские задачи, есть образное и

пространственное решение сцены, переходим к репетициям.

Репетиция (от лат.

repetite – повторение) – основная форма работы по

созданию спектакля. В процессе репетиций постепенно появляются зримые

очертания сцены, ее нерв и темпо-ритм.

Тема 2.5. Комплексный актерский тренинг.

Комплексный актерский тренинг должен быть неотъемлемой частью

практически

каждого

занятия

по

программе

«Театральное

творчество».

Комплексный актерский тренинг включает в себя:

элементы дыхательной гимнастики;

элементы артикуляционной гимнастики;

упражнения на преодоление мышечного зажима;

упражнения на координацию в пространстве;

элементы пластического тренинга;

элементы речевого тренинга;

упражнения

на

сценическое

внимание,

память,

воображение

и

взаимодействие с партнером.

Преподаватель составляет различные комбинации из наиболее эффективных

упражнений по освоению актерской техники из пройденного материала и

включает тренинги в начало каждого урока. Длительность тренинга - 10-15 минут.

2.6. Полугодовой и итоговый показы.

На

полугодовой

и

заключительный

показы

выносятся

отрывки

из

драматургических произведений различных жанров и стилей.

16

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Образ и целостность спектакля. Режиссерский замысел.

Образ спектакля рождается по-разному. Иногда он возникает у режиссера

сразу, после прочтения пьесы, иногда складывается постепенно, будто сквозь

«магический кристалл» проступают очертания спектакля, угадывается его

настроение и атмосфера. Прежде, чем приступить к работе над постановкой

спектакля режиссер вынашивает свой замысел, возникает режиссерское решение

спектакля. В дальнейшем, в процессе постановочной работы режиссер должен

увлечь, «заразить» актеров своим видением будущего спектакля и трактовкой

пьесы. Все выразительные средства – и художественное, и музыкальное

оформление спектакля, и игра актеров должны соответствовать режиссерскому

замыслу и быть единым целым.

Раздел 2. Работа над ролью в учебном спектакле

Тема 2.1. Действенный анализ пьесы. Событийный ряд.

«Действенный» анализ пьесы – первый этап работы над ролью, на котором

закладывается

«фундамент»

будущего

спектакля.

Этот

период

называют

«застольным», так как работа происходит за столом с текстом в руках. На этом

этапе происходит подробный анализ поступков персонажей пьесы, определение

основного конфликта, сквозного действия, контрдействия и сверхзадачи.

Особое внимание уделяется главному событию пьесы и построению ее

событийного ряда.

Тема 2.2. Этюды к спектаклю. Поиск выразительных средств.

«Постановка спектакля – процесс сложный, часто мучительный, иногда

радостный. Это процесс поисков, в котором все движется, все меняется». (Г.

Товстоногов)

Прежде, чем начать собственно постановочный процесс, необходимо

разбить пьесу на эпизоды и приступить к работе над этюдами по эпизодам.

Этюды к спектаклю позволяют осуществить поиск выразительных средств, найти

интересное решение каждой сцены, мизансцены и «вкусные» подробности.

Удачно найденное следует «зафиксировать» и на этой основе «строить» будущий

спектакль.

Тема 2.3. Работа над текстом и сценической речью.

«Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли».

(К.С. Станиславский)

«…слово, сказанное со сцены, гораздо сильнее действует, чем прочтенное

в книге дома». (А.Н. Островский)

Непосредственно работа над текстом роли начинается на этапе действенного

анализа пьесы. Навыки освоения авторского текста формируются во время

застольного периода, когда происходит естественное запоминание текстового

материала.

Домашняя работа над текстом не должна сводиться к заучиванию и

зазубриванию слов, фраз и предложений. Сценическое слово неразрывно связано

с целым рядом элементов актерского мастерства. В домашней работе над текстом

роли необходимо помнить об актерских задачах и логике действий персонажа.

17

Программа «Театральное творчество» не предполагает выделения раздела

«Сценическая речь» в отдельный учебный предмет. Освоение техники речи

происходит в процессе проведения речевого и комплексных актерских тренингов.

При этом под освоением элементов техники речи подразумевается овладение

дикцией, дыханием и голосом.

В процессе подготовки учебного спектакля навыки грамотной работы над

речью закрепляются. Работа над сценической речью начинается во время

«застольного» периода и продолжается на репетиционной площадке.

Тема 2.4. Грим.

Научить юных актеров простейшим приемам и навыкам гримирования -

одна из задач преподавателя.

Грим наносится на завершающей стадии создания сценического образа.

Театральный грим отличается от бытовой косметики своим качеством и более

яркой палитрой.

В случае отсутствия профессионального грима можно воспользоваться

обычной косметикой: тенями, помадой, карандашами для обводки. Главное

условие – чтобы

средства для

нанесения грима

были

индивидуального

пользования и хранились в надлежащем порядке.

Грим должен соответствовать характеру и образу персонажа и сочетаться со

сценическим костюмом героя. Поиск нужного грима может занять не один день.

Несмотря на то, что дети (особенно девочки) любят гримироваться и

экспериментировать с гримом, не стоит этим увлекаться. Пользоваться гримом в

условиях детского театрального коллектива желательно минимально.

Тема 2.5. Декорации, костюмы, реквизит.

Декорации, костюмы и реквизит создают художественное оформление

спектакля и являются его неотъемлемой частью.

В детском театральном коллективе художественное оформление спектакля

ложится на плечи руководителя этого коллектива, родителей участников спектакля

и администрации образовательной организации.

Чтобы работа над художественным оформлением спектакля превратилась в

увлекательное интересное дело, надо привлечь на начальном этапе всех

потенциальных участников (учащихся, родителей, администрацию) и увлечь их

творческой составляющей этой работы, то есть самим замыслом спектакля или

сформировать этот замысел сообща. Необходимые детали костюма и реквизит

учащиеся могут сделать самостоятельно или с помощью родителей. Важно, чтобы

все компоненты спектакля работали на создание единого образа и были едины по

стилю.

Тема 2.6. Музыкальное и звуковое оформление спектакля.

Музыкальное оформление спектакля и его звуковая и шумовая партитура

рождаются, как правило, во время репетиций спектакля. К этой работе также

необходимо подключать участников спектакля, фантазируя и обсуждая различные

варианты уже на этапе замысла спектакля:

Какие важные события пьесы должны быть озвучены музыкальным

сопровождением? Что должна выражать музыка в той или иной сцене? Какие

чувства героев она должна передавать, какие чувства должна вызвать у зрителей?

18

Где можно использовать шумовую партитуру? (Шум дождя, вой ветра, звуки

грома, пение птиц и т.д.).

Какое событие может быть озвучено дополнительно, и каким образом?

(Звук падающей посуды, скрежет, стук, топот и т.д.).

Необходимо подвести учащихся к мысли о том, что музыка и звуковое

оформление создают особое настроение, атмосферу спектакля.

Тема 2.7. Репетиции по подготовке спектакля.

Занятия по подготовке учебного спектакля проходят в форме уроков-

репетиций, на которых происходит и объяснение новых элементов актерской

техники и постановочная работа в целом. Весь репетиционный период условно

следует разделить на несколько этапов, помимо «застольного периода»:

рабочий репетиционный период в классе;

репетиции на сцене, частично с декорациями и костюмами (прогоны);

технические репетиции (установка декораций, света, звуковой аппаратуры,

примерка костюмов и т.д.);

генеральная репетиция при полном музыкальном, звуковом, шумовом и

художественном оформлении.

Раздел 3. Работа над ролью перед зрителем

Тема 3.1. Контакт со зрителем и «обратная связь». Навыки анализа

собственной работы над ролью. Выполнение рисунка роли, органичность

поведения на сцене. Соответствие результата работы режиссерскому замыслу.

«Зрители могут не только угнетать и пугать артиста, но и возбуждать

в нем подлинную творческую энергию. Ощущение отклика тысячи человеческих

душ, идущее из переполненного зрительного зала, приносит нам высшую радость,

какая только доступна человеку.

Таким образом, с одной стороны, публичное творчество мешает артисту,

а с другой – помогает ему». (К.С. Станиславский)

Во время показа актеры и зрители образуют единое сообщество. У актера

со зрителем должна образоваться «обратная связь». Контакт со зрителем

возникает, когда актер «берет» внимание публики, игра его убедительна и

заразительна, и зритель с интересом следит за действием, сопереживая героям. И

наоборот, если контакта с публикой не возникает, зритель скучает, отвлекается, это

влияет на ход спектакля не в лучшую сторону. Актер ощущает реакцию зала, и,

таким образом, зритель влияет на игру актера.

Каждый участник спектакля должен серьезно относиться к делу, уметь

проанализировать

свою

работу

в

спектакле

и

работу

своих

товарищей,

доброжелательно высказать критические замечания по отношению к партнерам по

сцене и принять критику в свой адрес. Показ спектаклей с последующим

подробным разбором необходим для формирования у учащихся умения видеть

рост мастерства от спектаклю к спектаклю, приобретения навыка работы над

совершенствованием роли – устранению ошибок и закреплению удачных находок.

Тема 3.2. Полугодовой и итоговый сценические показы.

На полугодовой и итоговый сценические показы выносятся учебные

спектакли, подготовленные во время учебного года. В течение учебного года

желательно подготовить не менее 2-3-х спектаклей, различных по жанру, стилю и

19

тематике. Важно, чтобы все участники спектакля могли раскрыть и проявить себя

в

различных

ролях.

Продолжительность

каждого

спектакля,

за

редким

исключением, не должна превышать 1 часа.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный

раздел

содержит

перечень

знаний,

умений

и

навыков,

приобретенных в результате освоения программы «Театральное творчество»:

знание основной театральной терминологии;

знание приемов освобождения от мышечных зажимов и релаксации в

целом;

знание основных выразительных средств театрального искусства;

умение выполнить и провести тренинги по освоению основных элементов

бессловесного действия, дыхательной и артикуляционной гимнастики;

умение

работать

над

ролью

и

текстом

роли

под

руководством

преподавателя;

умение координироваться в пространстве;

умение зафиксировать и выполнить рисунок роли;

навык самоанализа;

навык публичных выступлений.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Для

развития

навыков

творческой,

грамотной

работы

учащихся

программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации при

определении

учебной

задачи,

что

позволяет

педагогу

полнее

учитывать

природные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более

высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Программа

предполагает

применение

следующих

средств

дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных

заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении

материала является актуализация полученных ранее знаний ученикам. Важно

вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала.

Предложенные в настоящей программе темы, упражнения и тренинги

следует

рассматривать

как

рекомендательные,

что

дает

возможность

преподавателю творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применяя

собственные творческие разработки и используя различный репертуар.

Применение различных методов и форм должно четко укладываться в схему

поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.

20

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1. Алянский Ю. «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990

2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.,

1991

3. Голубовский Б.Г. «Наблюдения. Этюд. Образ». Учебное пособие, М.,

Российская национальная библиотека, 2004

4. Горчаков Н. «Режиссерские уроки К.С.Станиславского» (Беседы и записи

репетиций). М., Искусство, 1952

5. Гончаров А.А. «Режиссерские тетради». М., ВТО, 1980

6. Додин Л.А. «Путешествие без конца». СПб, Балтийские сезоны, 2009

7. Кнебель М.О. «Поэзия педагогики». О действенном анализе пьесы и роли.

М., ГИТИС, 2005

8. Петрова Л.А. «Техника сценической речи». ВЦХТ 2010: №2

1.

«Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского». ВЦХТ

2008: №1

2. «Режиссерский театр. Разговоры под занавес века». МХТ, 2004

11. Ремез О.Я. Режиссерский замысел и мизансцена: учеб. пособие по курсу

"Режиссура и мастерство актера" для студ. высш. театр. учеб. заведений / О. Я.

Ремез; Гос. ин-т театр. искусства им. А. В. Луначарского. - М.: ГИТИС, 1981

12. Станиславский К.С.«Моя жизнь в искусстве». М., «Искусство»,1972

13. Станиславский К.С. «Актерский тренинг. Работа актера над ролью». М.,

АСТ, 2009

14. «Театр, где играют дети», Учебно-методическое пособие под редакцией

Никитиной А.Б. М., Владос, 2001

15. Товстоногов Г. «Зеркало сцены». Л., Искусство, 1980

16. Чехов М.А. «Об искусстве актера». М., «Искусство», 1999

17.Эфрос А. «Репетиция – любовь моя». М., «Парнас», 1993

Средства обучения, имеющиеся для занятий по предмету

«театральное творчество» в школе искусств

- просторное репетиционное помещение,

- сцена со звуковым и световым оборудованием,

- стол, стулья, фортепиано,

- компьютер со звуковыми колонками,

- костюмерные помещения, оснащенные необходимыми средствами

для создания костюмов, реквизита, декораций,

- большие кубы.

21



В раздел образования