Автор: Салимова Эльмира Гилемзяновна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №13 татарская"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация творческого потенциала и повышение качества образования в условиях дополнительного образования детей"
Раздел: дополнительное образование
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОВЫШЕНИЕ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Салимова Э.Г.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа
искусств №13 (татарская)» г.Набережные Челны
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом воз-
расте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно его эстетического
воспитания» - писал В. Сухомлинский. Существует ошибочное мнение о том, что заниматься
искусством должны только одаренные дети, которые смогут впоследствии работать в сфере
искусства. Остальным лучше приналечь на то, что пригодится в реальной жизни. Эта, до-
вольно распространенная, точка зрения – ошибочный предрассудок, который лишний раз
показывает, какими недальновидными могут быть не в меру практичные люди. Следует по-
мнить, что, занимаясь художественно-эстетическое творчеством в ребенке, в какой – то мере,
сохраняется целостность растущего человека, постоянно оживляя сферу его чувств. Бесчув-
ственным называют того, кто слеп и глух душевно. Вряд ли, кто захочет иметь дело с такими
людьми и станет воспитывать бесчувственным «умником» собственного ребенка.
В условиях общего образования, искусство помогает ребенку войти в единый поток мировой
культуры, почувствовать себя ее ответственным наследником, хранителем и творцом. В об-
ласти искусства ребенок приобретает ранний и полноценный опыт творчества. Обращаясь к
различным словарям, мы увидим, что понятие «Творчество» истолковывается почти одина-
ково: это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший
смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого
мира в процессе культурной миграции.[1] Самое интересное определение, на мой взгляд, ко-
торое отражает личностную суть определения – это формующая деятельность духа, интел-
лектуальная активность человека, непреложное явление природы, являющееся отражением
вечного процесса Божественного Творения.[2] Творчество, по своей природе, основано на
желании сделать то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя су-
ществовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке – это все-
гда стремление к совершенству. Искусство воспитывает в человеке творческое начало, и в
этой своей функции искусство ничем не может быть заменено. В способности вызывать в че-
ловеке творческую фантазию искусство занимает первое место среди всего многообразия
элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фанта-
зии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит перед
российским образованием новую цель: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России». Педагоги основного и дополнительного образования яв-
ляются первопроходцами в реализации важных государственных задач, направленных на
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, на формиро-
вание основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, на духовно-
нравственное развитие и воспитание детей, укрепление их физического и духовного здоро-
вья. Успешное решение задач, поставленных новыми образовательными стандартами, воз-
можно только совместными усилиями школы, семьи, общественности и государства. Про-
цесс развития креативной личности обучающего невозможен без активного, нестандартно
мыслящего педагога с развитым творческим потенциалом. Природная энергия ребенка, как
правило, требует выхода, поэтому одна из задач педагога – организовать творческую дея-
тельность, которая будет способствовать развитию творческого потенциала обучающегося.
Для активизации творческого потенциала и повышения качества образования можно предло-
жить педагогическую модель, выведенную доцентом ВОИПК и ПРО Чурляевым Ю. А. и
адаптированную для эффективной деятельности театрального объединения и не только. [3]
Модель работает на определенную и конкретную цель – это создание совокупных психолого-
педагогических и методических условий для активизации творческого потенциала учащихся
и повышения качества образования. Модель позволяет сформировать устойчивый интерес к
определенной дисциплине с помощью технологии развивающего обучения, а также активи-
зировать творческий потенциал воспитанников при широком использовании информаци-
онно-коммуникационных технологий. Кроме того, модель создает условия для проектно-
исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями. Создает
условия для творчества и самоподготовки с помощью инновационных средств обучения.
Доступность обучения, научность, преемственность, последовательность, систематич-
ность, наглядность, дифференциация и индивидуализация, взаимодействие и сотрудниче-
ство, сознательность и творческая активность, продуктивность, - основные принципы, на
основе которых решаются поставленные задачи. Для того, чтобы решить эти задачи воспи-
танники должны пройти шесть этапов активизации творческого потенциала.
На первом этапе – познавательно-информационном, развивается эрудиция, учащиеся
получают и накапливают определенный объем информации. Второй этап – эмоционально-
ценностный или ценностная ориентация. На этом этапе приходит осознание ценности полу-
ченной информации, для осуществления творческой деятельности. На третьем этапе – по-
требностно-мотивационном, вырабатываются внутренние мотивы, без всяких усилий со сто-
роны обучающегося, вследствие интереса (мотивы, направленные на деятельность). Четвер-
тый этап – деятельный. Это этап применения теоретических знаний, умений и навыков в
творческой деятельности. Пятый этап – интеллектуальный. На этом этапе учащиеся анализи-
руют информацию, исследуют проблему, разрабатывают творческий проект. Шестой этап –
самореализации, рефлексии. Этап оптимизации и саморазвития. Воспитанники осознанно
подходят к творческой деятельности и приходят к осознанию проделанной работы.
Содержание, которое обеспечивает активизацию творческого потенциала и повышение
качества образования воспитанников включает: развитие памяти + развитие внимания + раз-
витие фантазии и воображения + внутренняя мотивация и развитие логического мышления =
творческая личность. Для активизации творческого потенциала учащихся и повышении каче-
ства знаний, следует соблюдать ряд условий: широкое применение информационно-комму-
никационных технологий; моделирование проектной и исследовательской деятельности в со-
четании с информационными технологиями позволяют развивать познавательный интерес
среди воспитанников, а также проявлять инициативу и самостоятельность, демонстрируя
индивидуальные качества. Применение технологии развивающего обучения, позволяет осу-
ществлять принцип дифференцированного образовательного процесса направленного на раз-
витие творческой личности.
В условиях театрального объединения такая модель работает безукоризненно, незави-
симо от года обучения. Так, например, в работе над спектаклем (а спектакль – это своего
рода проект) создается несколько творческих групп, которые отвечают за определенный этап
работы: звуко-техническое сопровождение спектакля, костюмер-гример, бутафор-декоратор,
имиджмейкер или пиар-менеджер и другие, в зависимости от масштабности проекта. Соста-
вы этих групп в течении года меняются, но в каждой группе есть один, кто является постоян-
ным и согласовывает все действия и предложения переходящих лиц. Таким образом, все вос-
питанники на разных этапах получают возможность высказать свое мнение, пожелание в по-
становке спектакля и понять суть той или иной театральной профессии. Воспитанники 4-го
года обучения самостоятельно готовят отрывки из драматургических произведений в каче-
стве режиссера. Они сами подбирают актеров из числа воспитанников объединения и разра-
батывают свой творческий проект. Итогом такого проекта является защита презентации по-
становочного плана. Наиболее интересный проект берется для воплощения. Следует заме-
тить, что вначале детей несколько обескураживает такой принцип деятельности. В
большинстве своем, они привыкли уже к готовым вариантам воплощения, но когда механизм
приводится в действие, воспитанники объединения, незаметно для себя, с азартом включают-
ся в предложенные правила игры. Занятия-презентации, видео-занятия, творческие «капуст-
ники», бенефисы, использование на занятиях ИКТ и многое другое позволяют творчески раз-
виваться нашим воспитанникам. Использование инновационных средств обучения создают
условия для творчества и самоподготовки. Конечно, эта модель должна быть частью педаго-
гической системы педагога. Во время занятий происходит сложный процесс взаимного об-
щения педагога с детьми, в результате чего происходит обмен информацией, который мы,
собственно, и называем процессом обучения. В основе любой системы лежат педагогические
приемы. А высшим результатом работы является – творчество. Главным условием работы та-
кой модели является реализация педагогом собственного творческого потенциала, проявле-
ние творческой активности, т.е. демонстрация образца. Педагог должен быть интересен
своим воспитанникам. Развитие творческих качеств детей тесно связано с ростом и развити-
ем творческих возможностей самого мастера.
В заключение хочется сказать, что в образовательных учреждениях должны быть созданы
все условия, чтобы любой ученик мог творчески мыслить, выражать себя посредством раз-
личных видов творческой деятельности. «Жизнь, как говорил известный психолог Л. С. Вы-
готский, – это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного
комбинирования и создания новых форм поведения».
[1] Новая философская энциклопедия. – 2003
[2] Яндекс. Словари. Словарь изобразительного искусства, 2004-2009
[3] Большаков, А.В. Современные концепции творчества / А.В.Большаков //Вестник Там-
бовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – №1. – С. 235-239