Напоминание

" Роль штрихов в воплощении музыкального образа"


Автор: Сайфутдинова Альфия Самигулловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1" Кировского района города Казани
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: " Роль штрихов в воплощении музыкального образа"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок

Преподавателя Сайфутдиновой Альфии Самигулловны

с учеником 4 класса .

Тема урока: « Роль штрихов в воплощении музыкального образа».

Цель урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание

музыкального произведения с помощью штрихов.

Задачи урока:

* Обучающая: научить правильному и точному использованию штрихов в

работе над художественным исполнением.

* Развивающая: развитие музыкально- слуховых представлений в работе над

средствами музыкальной выразительности в произведениях разных стилей.

* Воспитательная: воспитывать творческое отношение к работе над

исполняемым произведением.

Тип занятия: комбинированный урок

Методы реализации поставленных задач:

*Словесно-пояснительный.

*Наглядный.

*Практический.

Оснащение урока:

Фортепиано (2 инструмента), ноутбук, ноты.

План урока:

1.

Приветствие и краткая характеристика учащегося

2.

Д.Чимароза. Соната соль минор. Работа над особенностями исполнения

штрихов в музыке 18 века.

3.

Коровицын. «Грустная принцесса». Пьеса из цикла «Старая сказка».

Работа над певучим легато.

4.

Г. Вагнер. Полька. Отработка стаккато и акцентов.

5.

Обобщение урока и домашнее задание.

Содержание урока:

1.Приветствие и краткая характеристика ученика.

Повторить, что такое штрихи, их назначение и обозначение.

2.Коротко рассказать о творчестве композитора Д. Чимароза ( с показом

портрета композитора за клавесином). Обратить внимание на особенности

звукоизвлечения на этом инструменте и обилие штрихов, исполняемых

лёгким «полётным» звуком.

Рассказ педагога:

«Выразительные

возможности

клавесина

сильно

отличались

от

возможностей фортепиано, в смысле широты мелодического дыхания,

протяженности звука, динамики. Отрывистый звук клавесина препятствовал

развитию кантилены на инструменте. Нарастание и ослабление звучности на

фортепиано также несравненно лучше, чем на клавесине.»

Поэтому в Сонате мы добиваемся игры пальцевым стаккато, меньше

используя локтевые и кистевые движения, помня о ритмической чёткости.

Следует стремиться к звонкости и яркости звука, особое внимание уделяя

положению подушечки пальца (на клавесине невозможно играть щипком, как

бы поглаживая клавишу), подушечка пальца должна чётко и прямо

опускаться в центр клавиши. Всё это создаёт удивительную прозрачность

музыки сонаты Чимароза.

3.В пьесе «Грустная принцесса» работаем над певучим, глубоким легато в

правой руке. Напоминаю, что одно из условий его достижения- в слаженной

работе пальцев, которые играя мелодию, как бы переступают, мягко

погружаясь «до самого дна», словно в мягкий глубокий ковёр. Звук мелодии

должен выливаться из предыдущего, не прерывая музыкальную мысль и, что

очень важно, ухо должно вести мелодию, предваряя следующий звук.

Поднимать отыгравший палец следует не спеша, мягко и не раньше, чем

следующий опустился на клавишу. Этим и достигается «вливание» одного

звука в другой- legato. Затем играем двумя руками, точно выдерживая

половинные ноты в басу.

4.Беседа о композиторе Г.Вагнере и белорусской польке «Янка» с показом

слайдов на ноутбуке. Пьеса написана в форме вариаций. Техническая

трудность заключается в обилии скачков в аккомпанементе, исполняемом

штрихом стаккато в быстром темпе. Обратить внимание на горизонтальное

движение к опорным точкам мелодии, избегая вертикальной тяжеловесности,

которая препятствует живому развитию музыкальной ткани.

Подведение итогов урока.

Оценка работы ученика, результатов выполненных заданий, формулирование

домашнего задания. В конце урока делаем его совместный анализ, подводим

итоги – что получилось, что ещё надо доучить, на какие моменты он должен

направить своё внимание. Ставлю оценку с учётом не только результатов, но

и активности ученика, старания, внимательности. Из этого логично вытекает

формулировка домашнего задания, чтобы его выполнение закрепляло

приобретенные на уроке знания и навыки.



В раздел образования