Напоминание

Формы работы над татарским репертуаром в классе фортепиано


Автор: Сайфутдинова Альфия Самигулловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1" Кировского района города Казани
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы над татарским репертуаром в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




А.С. Сайфутдинова,

преподаватель фортепиано

МБУДО «ДМШ №1» Кировского р-на г. Казани

ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ТАТАРСКИМ РЕПЕРТУАРОМ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Роль учителя на уроках фортепиано - максимально способствовать общему

развитию учащегося, расширению его кругозора, интеллекта средствами

музыкального

искусства,

разнообразием

музыкального

репертуара,

включением в программу произведений разных эпох, стилей и конечно,

народной музыки и произведений композиторов родного края.

Национальная музыка формирует у молодого музыканта любовь и

уважение к художественному наследию малой Родины. На произведениях

татарских

композиторов,

обработках

народных

песен

решаются

и

профессиональные пианистические задачи: формируются многочисленные

умения и навыки, связанные с интонационно – ладовым, ритмическим,

фактурным, гармоническим своеобразием татарской музыки. Постоянное

приобретение новых знаний, умение применять их на практике - все это

способствует развитию интеллектуальных возможностей учащихся.

Для формирования художественного сознания, общего и специального

кругозора, исполнительских способностей, следует определить наиболее

целесообразные формы и этапы работы с учеником.

Изучению татарской профессиональной фортепианной музыки должно

предшествовать

освоение

татарского

музыкального

фольклора.

Это

способствует

более

глубокому

осмыслению,

восприятию

стилистики

национальной

музыки,

а,

следовательно,

и

более

эмоционально

-

отзывчивому исполнению фортепианной музыки, так как композиторы часто

цитируют татарские народные мелодии, или используют отдельные элементы

народного музыкального словаря.

На первом этапе обучения интересно и полезно для ученика осуществлять

подбор по слуху знакомых легких татарских народных песен, таких как

«Апипа», «Сария», «Каз канаты», «Аниса», «Тойма» и т.д., которые у

ребенка уже на слуху. При разучивании даже самых простых песен, важно

пробудить в детях верное слуховое восприятие мелодии. Ребенок должен

научиться петь мелодию, играя ее одновременно на фортепиано, затем петь

ее без участия инструмента, подбирать в различных тональностях.

Начинать обучение игре на фортепиано с национального материала – одна

из возможностей увлечь ребенка занятиями музыкой при работе над

красотой,

выразительностью,

напевностью

в

исполнении

мелодии,

осмыслением фразировки. Начальное обучение – самый ответственный и

трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться

дальнейшее развитие детей.

На примерах песен из татарского фольклора учащихся можно знакомить с

клавиатурой в пределах одной – двух октав, с нотной грамотой, знакомить с

нотами в скрипичном ключе, с понятиями: размер, такт, аппликатура,

нотоносцы для правой и левой руки и т. д.

Игра несложных знакомых татарских народных песен по нотам и пение их

со словами облегчает запоминание и понимание нотного текста, тем самым

дети занимаются охотнее в первый период знакомства с инструментом.

На первом этапе обучения очень важен раздел слушания музыки, живая

игра учителя в классе. Музыка для слушания должна быть разнообразной по

характеру и стилю, образному содержанию. На этом этапе важно исполнять и

произведения татарских композиторов, знакомить с национальной музыкой.

Слушание музыки раскрывает музыкальные данные ученика, его характер,

эмоциональность, дает педагогу возможность наметить дальнейший план

работы.

В детских фортепианных произведениях татарских композиторов

заключены

педагогические,

исполнительские,

технические

и

художественные задачи. Репертуар татарских произведений богат народной и

высокохудожественной

композиторской

музыкой.

Жанровый

диапазон

татарских фортепианных сочинений очень широк – это песни, танцы, этюды,

марши, жанровые зарисовки, пьесы, полифонические произведения, сонаты,

ансамбли, вариации. Большое количество фортепианных пьес для детей

сочинили Р. Еникеев, Ю. Виноградов, А. Монасыпов, Дж. Файзи, Ф. Ахметов

В

старших

классах

музыкальной

школы

исполняются

произведения

композиторов - классиков: Н. Жиганова, Р. Калимуллина, Э. Бакирова, А.

Ключарева, М. Музаффарова, Р. Яхина, М. Яруллина, С. Сайдашева и

других.

Наряду с законченным художественным выучиванием, важно постоянно

использовать на занятиях в фортепианном классе еще два вида работы:

чтение с листа и «эскизное» изучение произведений (т.е. ознакомление).

Важная форма работы в классе фортепиано – чтение с листа. На этом этапе

полезно использовать национальную музыку, так как чтение с листа – один

из кратчайших и наиболее перспективных путей общемузыкального развития

учащихся. Музыкальное мышление при чтении с листа активизируется,

восприятие становится более ярким, живым, обостренным.

Овладение материалом при эскизном разучивании не доводится до

концертно-исполнительской готовности, поэтому трудность в разумных

пределах

может

превышать

реальные

исполнительские

возможности

учащегося. Репертуар для эскизного разучивания должен быть максимально

разнообразным

и

обязательно

включать

произведения

татарских

композиторов. Важное условие при этой работе – горячий эмоциональный

отклик на исполняемую музыку.

Хотелось бы, чтобы юные музыканты полнее знакомились на уроках

специального и общего фортепиано с замечательным наследием татарского

фортепианного искусства. Изучение национального репертуара – это

неотъемлемая часть комплексной системы воспитания музыканта, одно из

средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся.

Список использованной литературы:

1.

Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой - М.: Советский

композитор, 1992 .

2.

Ахметова Э.К., Батыр-Булгари Л.М., Соколова Е.А., Спиридонова

В.М., Шашкина К.А. Хрестоматия по татарской музыке 1 ч. - Казань:

Издательский дом «Яналиф», 2002.

3.

Ахметова Э.К., Батыркаева Л.М., Сабитовская Р.Г., Соколова Е.А.,

Спиридонова В.М., Хасанова Ф.И Хрестоматия по татарской фортепианной

музыке 2 ч. - Казань: Татарское книжное издательство, 1987.

4. Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики - М.: Музыка, 1979.

5. Садыкова Ф.А. Страницы истории татарской музыкальной культуры -

Казань, 1991.

6. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста - М.: Советский композитор, 1984.



В раздел образования