Автор: Сайфутдинова Альфия Самигулловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1" Кировского района города Казани
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы над татарским репертуаром в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
А.С. Сайфутдинова,
преподаватель фортепиано
МБУДО «ДМШ №1» Кировского р-на г. Казани
ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ТАТАРСКИМ РЕПЕРТУАРОМ
В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Роль учителя на уроках фортепиано - максимально способствовать общему
развитию учащегося, расширению его кругозора, интеллекта средствами
музыкального
искусства,
разнообразием
музыкального
репертуара,
включением в программу произведений разных эпох, стилей и конечно,
народной музыки и произведений композиторов родного края.
Национальная музыка формирует у молодого музыканта любовь и
уважение к художественному наследию малой Родины. На произведениях
татарских
композиторов,
обработках
народных
песен
решаются
и
профессиональные пианистические задачи: формируются многочисленные
умения и навыки, связанные с интонационно – ладовым, ритмическим,
фактурным, гармоническим своеобразием татарской музыки. Постоянное
приобретение новых знаний, умение применять их на практике - все это
способствует развитию интеллектуальных возможностей учащихся.
Для формирования художественного сознания, общего и специального
кругозора, исполнительских способностей, следует определить наиболее
целесообразные формы и этапы работы с учеником.
Изучению татарской профессиональной фортепианной музыки должно
предшествовать
освоение
татарского
музыкального
фольклора.
Это
способствует
более
глубокому
осмыслению,
восприятию
стилистики
национальной
музыки,
а,
следовательно,
и
более
эмоционально
-
отзывчивому исполнению фортепианной музыки, так как композиторы часто
цитируют татарские народные мелодии, или используют отдельные элементы
народного музыкального словаря.
На первом этапе обучения интересно и полезно для ученика осуществлять
подбор по слуху знакомых легких татарских народных песен, таких как
«Апипа», «Сария», «Каз канаты», «Аниса», «Тойма» и т.д., которые у
ребенка уже на слуху. При разучивании даже самых простых песен, важно
пробудить в детях верное слуховое восприятие мелодии. Ребенок должен
научиться петь мелодию, играя ее одновременно на фортепиано, затем петь
ее без участия инструмента, подбирать в различных тональностях.
Начинать обучение игре на фортепиано с национального материала – одна
из возможностей увлечь ребенка занятиями музыкой при работе над
красотой,
выразительностью,
напевностью
в
исполнении
мелодии,
осмыслением фразировки. Начальное обучение – самый ответственный и
трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться
дальнейшее развитие детей.
На примерах песен из татарского фольклора учащихся можно знакомить с
клавиатурой в пределах одной – двух октав, с нотной грамотой, знакомить с
нотами в скрипичном ключе, с понятиями: размер, такт, аппликатура,
нотоносцы для правой и левой руки и т. д.
Игра несложных знакомых татарских народных песен по нотам и пение их
со словами облегчает запоминание и понимание нотного текста, тем самым
дети занимаются охотнее в первый период знакомства с инструментом.
На первом этапе обучения очень важен раздел слушания музыки, живая
игра учителя в классе. Музыка для слушания должна быть разнообразной по
характеру и стилю, образному содержанию. На этом этапе важно исполнять и
произведения татарских композиторов, знакомить с национальной музыкой.
Слушание музыки раскрывает музыкальные данные ученика, его характер,
эмоциональность, дает педагогу возможность наметить дальнейший план
работы.
В детских фортепианных произведениях татарских композиторов
заключены
педагогические,
исполнительские,
технические
и
художественные задачи. Репертуар татарских произведений богат народной и
высокохудожественной
композиторской
музыкой.
Жанровый
диапазон
татарских фортепианных сочинений очень широк – это песни, танцы, этюды,
марши, жанровые зарисовки, пьесы, полифонические произведения, сонаты,
ансамбли, вариации. Большое количество фортепианных пьес для детей
сочинили Р. Еникеев, Ю. Виноградов, А. Монасыпов, Дж. Файзи, Ф. Ахметов
В
старших
классах
музыкальной
школы
исполняются
произведения
композиторов - классиков: Н. Жиганова, Р. Калимуллина, Э. Бакирова, А.
Ключарева, М. Музаффарова, Р. Яхина, М. Яруллина, С. Сайдашева и
других.
Наряду с законченным художественным выучиванием, важно постоянно
использовать на занятиях в фортепианном классе еще два вида работы:
чтение с листа и «эскизное» изучение произведений (т.е. ознакомление).
Важная форма работы в классе фортепиано – чтение с листа. На этом этапе
полезно использовать национальную музыку, так как чтение с листа – один
из кратчайших и наиболее перспективных путей общемузыкального развития
учащихся. Музыкальное мышление при чтении с листа активизируется,
восприятие становится более ярким, живым, обостренным.
Овладение материалом при эскизном разучивании не доводится до
концертно-исполнительской готовности, поэтому трудность в разумных
пределах
может
превышать
реальные
исполнительские
возможности
учащегося. Репертуар для эскизного разучивания должен быть максимально
разнообразным
и
обязательно
включать
произведения
татарских
композиторов. Важное условие при этой работе – горячий эмоциональный
отклик на исполняемую музыку.
Хотелось бы, чтобы юные музыканты полнее знакомились на уроках
специального и общего фортепиано с замечательным наследием татарского
фортепианного искусства. Изучение национального репертуара – это
неотъемлемая часть комплексной системы воспитания музыканта, одно из
средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся.
Список использованной литературы:
1.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой - М.: Советский
композитор, 1992 .
2.
Ахметова Э.К., Батыр-Булгари Л.М., Соколова Е.А., Спиридонова
В.М., Шашкина К.А. Хрестоматия по татарской музыке 1 ч. - Казань:
Издательский дом «Яналиф», 2002.
3.
Ахметова Э.К., Батыркаева Л.М., Сабитовская Р.Г., Соколова Е.А.,
Спиридонова В.М., Хасанова Ф.И Хрестоматия по татарской фортепианной
музыке 2 ч. - Казань: Татарское книжное издательство, 1987.
4. Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики - М.: Музыка, 1979.
5. Садыкова Ф.А. Страницы истории татарской музыкальной культуры -
Казань, 1991.
6. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста - М.: Советский композитор, 1984.