Автор: Васильева Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАУСО РЦ "Спасатель" Забайкальского края
Населённый пункт: пгт. Новокручининский
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности педагогической работы с "трудными детьми"
Раздел: дополнительное образование
Особенности педагогической работы с «трудными детьми»
Выражение «трудные дети » очень часто встречается в современном
научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не
может дать однозначное определение этому понятию.
Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом
этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные
кризисы, то всех детей можно называть «трудными» в какой-то момент.
Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых
никогда не прекращаются и не зависят от возраста.
К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно
пристальное внимание общественности, ученых, педагогов.
«Трудный» ребёнок - это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с
ним происходит. «Трудный» он не только для взрослых, но в первую очередь
для себя. «Трудный» ребёнок - страждущий, мечущийся в поисках тепла и
ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все «трудные»
дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в
семье,
ни
в
школе.
Вначале
трудности
с
адаптацией,
недостаток
способностей,
а
потом
нежелание
учиться
привело
этих
детей
к
неорганизованности, нарушениям дисциплины.
Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть
таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети
дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей.
Традиционно главным критерием причисления ребёнка к «трудным»
является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и
недисциплинированность.
Это
следствие
того
трудного
для
ребёнка
положения, в котором он оказывается в детском коллективе с самого начала.
Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его
личное отношение к взрослым, сверстникам, самому себе.
По мнению многих современных психологов и педагогов, наше общество
само подталкивает детей и подростков к девиантному и делинквентному
поведению.
Одним из средств массового воспитания, массовой культуры являются
средства
массовой
информации.
Телепередачи,
фильмы
формируют
представление
ребёнка
о
том,
что
является
модным,
современным,
увлекательным. И зачастую романтизируют девиантное поведение, т.е. те,
которые должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот
способствуют увеличению их численности.
Что же нужно делать, чтобы количество таких детей и подростков
уменьшилось? Как предотвратить девиантное поведение, как помочь
«трудному» ребёнку стать «нормальным»?
Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в
каждом
из
них
индивидуальные,
своеобразные
черты.
Чем
лучше
разбирается он в индивидуальных особенностях детей, тем правильнее он
может организовать воспитательный процесс, применяя воспитательные
меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.
Педагогическая позиция по отношению к «трудному» ребенку должна
сочетаться в разумном сочетании мер, поддерживающих положительные
стремления личности и пресекающих развитие отрицательных. Педагог
обязан
уметь
находить
положительные
начала
в
характере
своего
воспитанника, уметь правильно и вовремя поощрить или наказать его.
Одного ребенка или подростка полезно похвалить, так как это укрепляет его
веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться,
чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и
подчёркивание
недостатков
ребенка
или
подростка
может
сыграть
отрицательную
роль
по
отношению
к
неуверенному
в
себе
и
положительную, если он слишком самоуверен и несамокритичен.
Тончайшим инструментом воздействия на душу воспитанника является
слово педагога. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не
переходить
на
крик.
Крик
-
это
педагогическое
невежество.
Он
воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества
личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему
— вот что может обеспечить успех.
Васильева Е.М.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания - М: “Просвещение”, 1985г.
2. Кащенко В.П. Асоциальное поведение школьника// Вопросы психологии.-
2003.-№5. С.43.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,
2000.
4. Коротов В.М. Развитие идеи А.С. Макаренко в теории и методике
воспитания - М: “Педагогика”, 2008г.