Напоминание

Хореография


Автор: Остапко Юлия Борисовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г.Карасук
Наименование материала: Методика построения формы вращения
Тема: Хореография
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика построения формы вращения.

Остапко Юлия Борисовна

Преподаватель Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования Детская школа искусств №1

Карасукского района Новосибирской области.

В процессе систематического и методически правильного обучения

народно-сценическому

танцу

происходит

совершенствование

взаимодействия мышц и связок в единый комплекс взаимозависящих друг от

друга действий исполнителя.

Общеизвестно,

каждая

мышца

имеет

свои

функциональные

возможности. Одна работает долго и сильно, другая короче и слабее. Вместе

они дополняют, гармонизируют действия друг друга. От того, какой

последовательности и силе работают мышцы в подготовительном периоде

вращения, во многом зависит качество самого вращения.

В процессе преподавания педагог должен уметь расчленить основную

задачу

на

ряд

составляющих,

более

мелких.

Методически

неточно

исполняемые простые движения и их элементы не позволяют в дальнейшем

выполнить технически сложные движения в нужном качестве.

При

исполнении

технически

сложных

движений

необходима

предельная концентрация мышечных усилий. Перед различными группами

мышц следует «ставить» точные задачи по координации и силе напряжения.

Педагогу необходимо четко объяснить методику и приемы исполнения

поворота.

При

начальном

проучивании

исполнитель

выполняет

поставленные задачи, контролируя их, целеустремленно направляя работу

мышц. Так в тренировочном процессе происходит передача информации от

памяти произвольной

к, так называемой,

«мышечной».

Именно

она

вынуждает мышцы действовать почти автоматически, основываясь на

предыдущих тренировочных командах. При многократных повторных

действиях мышцы как бы фиксируют нужный режим своей работы в

пространстве

и

времени.

Так

мышечно-связочный

аппарат

начинает

действовать как бы автономно от коры больших полушарий.

Все движения человека в жизни и танце обусловлены сократительной

деятельностью скелетной мускулатуры. Она состоит из отдельных мускулов.

Мышцы,

в

свою

очередь

состоят

из

пучков

мышечных

волокон,

выполняющих ту же функцию, что и отдельно взятая мышца. Но необходимо

отметить, что наработанные путем тренировок те или иные качества

движения, невостребованные регулярными занятиями ослабевают и в

дальнейшем могут исчезнуть совсем.

Относительно способности исполнителя к вращательным движениям

их можно разделить на две группы.

Первая группа объединяет в себе, как правило, небольшое количество

исполнителей, обладающих «природным» вращением. Они, кроме того,

владеют и естественной «природной» координацией. Такие исполнители

наделены от природы специфическим, интуитивным, «умением» корпуса

находить верное положение относительно опорной ноги в процессе

вращения.

Незаметными для визуального наблюдения мышечными усилиями они

производят

корректировку

движения

во

времени

и

пространстве.

В

профессиональной

среде

бытует

выражение

«природное

вращение».

Исполнитель,

обладающий

этим

качеством,

выполняет

вращательные

движения с видимой мягкостью. Однажды взятый им форс действует

продолжительное время, заставляя тело вращаться. Форс как бы не угасает,

внутри тела нечто сущее все время поддерживает процесс вращения.

Ко

второй

группе

относятся,

не

обладающие

достаточными

природными способностями к вращательным движениям и исполнение

которых представляет для них определенные трудности. В этой группе

особенно важно создать и тренировать внутреннюю координацию до

автоматического воспроизводства необходимых мышечных усилий.

Формы вращения, приемы исполнения туров и других элементов с

поворотом различны. Надо найти в многообразии вращательных движений

общие корни, представляющие собой основу качественного проучивания

этого трудного раздела народно-сценического танца. Одной из задач

изучения вращения на месте является воспитание у исполнителя такого

ощущения «внутреннего форса», когда однажды взятый форс при внешней

статике формы, поддерживается специфическими внутренними усилиями.

«Внутренний

форс»

-

некий

импульс,

в

процессе

тренировок

возникающий в теле танцовщика и помогающий вращаться продолжительное

время. Это качество формируется постепенно специальными упражнениями

и рекомендациями преподавателя.

В процессе занятий необходимо сформировать у обучающегося умение

вращаться ровно, а при необходимости с ускорением или с торможением. На

занятиях

особое

внимание

следует

уделить

воспитанию

ощущения

«внутреннего форса», умение при минимуме физических усилий достигать

максимальной подтянутости корпуса и опорной ноги.

Во

время

вращения

на

месте

тренируется

крепкое,

уверенное

положение корпуса над ногами без запрокидывания спины в грудном отделе

назад или наклона вперед. Тренируется идеальное вертикальное положение

всего тела во время вращения. Хорошо поставленная ось вращения, точное

ощущение ее, позволяет взятому для тура или пируэта форсу быть

продолжительным во времени. В этом смысле природное вращение это и

умение естественно, легко находить ось вращения при центре тяжести тела,

точно расположенном над точкой опоры. Искусственно тренированное

вращение – это постоянные поисковые усилия оси вращения, процесс потери

и восстановления тела на этой оси.

Поперечная ось туловища, находящаяся в районе передних верхних

осей тазовой кости должна быть тренирована, точно поворачиваться вокруг

вертикальной оси тела. Вертикальная же ось тела в идеале проходит вдоль

линии затылочной части головы, через позвоночный столб и опускается при

повороте равномерно между ног.

Существует естественное побуждение обучающегося при вращении

управлять его механикой в плечевом суставе. В силу этого в танце может

происходить неосознанное смещение необходимого центра усилий из района

тазового

пояса

в

область

плечевого.

Такое

смещение

препятствует

качественному вращению.

Тело танцовщика должно вращаться «завинчиваясь» в пространство.

Энергия

первично

взятого

форса

должна

подкрепляться

действиями

подтянутого

корпуса,

двигающегося

на

оси.

Возникшая

при

взятии

первичного форса инерция не должна быстро затухать до того момента пока

не наступит естественное торможение и принятие позы, завершающей

вращение.

Во время исполнения поворота корпус должен быть собран и подтянут.

Ошибкой следует считать зажатость, закрепощенность в статическом

положении.

Подтянутый

корпус

танцовщика

должен

не

только

восстанавливать теряемую в процессе вращения ось поворота, но и

направлять само вращение.

Начиная

проучивание

всех

вращений

необходимо

тренировать

разделение функций различных сторон корпуса. При вращении направо,

правая сторона корпуса должна отводиться, она является отводящей

стороной, левая же сторона постоянно приходит на ее место. Она является

стороной наводящей. Данные приемы не должны восприниматься лишь как

обозначение направления вращения, они призваны способствовать вращению

функционально. Проученные и воспроизводимые они должны действовать

автоматически и в более сложных вращениях.

Принято считать, что действие головы при вращении имеют значение

как ощущение танцовщика в пространстве. Следует подчеркнуть, что

исполнители чаще используют лишь первый момент фиксации головы, когда

голова остается в «точке».

В методике описано, что в начале поворота голова отстает от поворота

тела, фиксируя точку вращения. В продолжение поворота голова должна

обогнать поворот тела. При начале очередного поворота повторяется

отставание

головы,

а

затем

опережение

поворота

тела.

Данное

функциональное

действие

головы

имеет

для

качества

вращения

принципиальное вращение. Опережая поворот корпуса, голова способна

выполнить функцию стимулирования поворотов при многократном их

повторении. Сила инерции поворота головы может создать дополнительный

импульс для вращения только в случае хорошо подтянутого, легкого

корпуса, усиливающего поворот даже от небольшого по силе внешнего

действия. Таким образом, действия головы имеют две функции - ощущение

танцовщика

в

пространстве

и

функции

динамической,

ускоряющей

вращение.

Все виды вращений начинаются с подготовительного движения,

исходного положения. Качество вращения непосредственно связано с

качеством подготовительных движений. Как различны формы вращения, так

же различны и многообразны действия, предваряющие вращения. Эти

действия призваны облегчить переход тела танцовщика из состояния статики

к динамике, к процессу самого вращения. Граница, момент перехода от

статики подготовительного положения к динамике вращения во многом

определяет его качество. Точность начала вращения относительно положения

корпуса в пространстве обуславливает качество и выразительность туров и

других вращательных движений. Находясь в исходном положении корпус

танцовщика уже должен быть готовым воспринять форму вращения. В

подготовительном

положении

нужно

научиться

«предчувствовать»

дальнейшие

усилия

по

формированию

необходимой

позы.

Действия

танцовщика должны быть минимальными по амплитуде, но максимально

эффективными для возникновения «внутреннего форса» и поддержания

инерции вращения.

Устойчивое равновесие - это ощущение своего тела в пространстве.

Чем меньше точка опоры, соприкосновение полупальцев с полом, тем более

тонкая, совершенная должна быть мышечная работа при корректировке оси

вращения. Нельзя допускать большой амплитуды смещения центра тяжести.

Необходимо «предвидеть» потерю равновесия. При смещении центра

тяжести влево следует смещать центр тяжести вправо и наоборот.

При завершении вращения действия танцовщика также должны быть

управляемые, точно направленные. После исполнения заданного количества

вращательных движений, необходимы действия, ведущие к торможению

вплоть до полной остановки, прекращения инерции вращения. Торможение

возможно прекращением функций наводящей стороны. Для прерывания

вращательного движения при повороте направо в момент приближения

остановки нужно жестко фиксировать лопатку и плечевой сустав левого

плеча.

Осуществляя

противоход

нужно

направлять

напряжение

в

противоположную вращению сторону.

Для достижения виртуозного исполнения вращательных движений

необходимо гармоничное участие различных мышц танцовщика, грамотно

тренированных в учебном процессе.

Список литературы.

1. Иноземцева, Г. В. Народный танец [Текст] : Серия «Искусство»;

№ 4 / Г. В. Иноземцева. – Москва : Знание, 1971. – 48 с.

2. Тарасова, Н. Б. Теория и методика преподавания народно-

сценического (характерного) танца [Текст] : учебно-методическое пособие :

2-е изд. / Н. Б. Тарасова. - Санкт-Петербург : Академия Русского балета

имени А. Я. Вагановой, 2011.-173 с.

3. Ткаченко, Т. С. Народный танец. Ч. I[Текст] : учебное пособие для

театр.и хореограф. учеб. Заведений : 2-е изд. / Т. С. Ткаченко. – Москва :

Искусство, 1967. – 656 с.

4. Уральская, В. И. Народная хореография [Текст] / В. И. Уральская,

Ю. Е. Соколовский. – Москва : Искусство, 1972. – 71 с.20.



В раздел образования