Напоминание

Специальная физическая подготовка спортсменов саночников на этапе начальной подготовки


Автор: Талецкий Марат Александрович
Должность: тренер
Учебное заведение: МУ СШОР Альберта Демченко
Населённый пункт: Дмитров, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Специальная физическая подготовка спортсменов саночников на этапе начальной подготовки
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специальная физическая подготовка спортсменов саночников

на этапе начальной подготовки

Анализ передового опыта подготовки спортсменов, новых научных

данных и собственного практического опыта позволит разработать более

эффективные методы и средства подготовки саночников на этапе начальной

спортивной подготовки, что будет способствовать оптимизации учебно-

тренировочного процесса в этом виде спорта, в этом заключается гипотеза

исследования.

В задачи настоящего исследования входило:

1.

Выявить основные особенности и характеристики тренировочной

и соревновательной деятельности в санном спорте.

2.

Установить перечень требований, предъявляемых спецификой

вида спорта к занимающимся санным спортом.

3.

Определить

особенности,

средства

и

методы

развития

специальных физических качеств в санном спорте.

4.

Разработать

комплексы

заданий

специальной

физической

подготовки юных саночников на этапе начальной спортивной подготовки.

5.

Апробировать

разработанные

комплексы

специальной

физической

подготовки

в

реальных

условиях

учебно-тренировочного

процесса юных спортсменов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие

методы исследования:

1.

Анализ литературных источников и статистических материалов

по проблеме исследования.

2.

Контент-анализ

документов

планирования

и

отчетности

о

результатах соревнований, статей и архивов публикаций, приведенных в

средствах электронной информации и коммуникации.

3.

Обобщение (в том числе, личного) опыта тренировочной и

соревновательной деятельности в санном спорте.

4.

Педагогические наблюдения за юными саночниками в условиях

учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

5.

Беседы со специалистами в области санного спорта.

6.

Педагогический эксперимент.

7.

Методы математической статистики.

Применение

перечисленных

методов

позволило

установить

следующее:

1. В результате анализа литературных источников по проблеме

исследования, изучения тренировочной и соревновательной деятельности

юных саночников на этапе начальной спортивной подготовки выявлено, что

санный спорт представляет собой вид спорта, обладающий ярко выраженной

спецификой, а именно:

- относится к категории сложно-координационных видов спорта;

-

представляет

собой

многопрофильный

вид

двигательной

деятельности, включающий в себя элементы других видов спорта, таких как

акробатика, легкая атлетика, скелетон, бобслей, натурбан и других;

- достижение высоких спортивных результатов требует больших

объемов

и

интенсивности

тренировочных

нагрузок

и

максимальной

реализации индивидуальных возможностей спортсменов.

2. По результатам анализа специальной литературы и педагогических

наблюдений установлен перечень требований предъявляемых спецификой

вида

спорта

занимающимся

санным

спортом.

Эти

требования

предъявляются:

- к анатомическому строению тела (высокий рост, значительная масса

тела,

удлиненные

верхние

и

нижние

конечности,

широкие

плечи),

равномерному развитию мускулатуры;

-

к

здоровью

занимающихся,

состоянию

кардиореспираторной

системы, вестибулярному аппарату;

-

к

высочайшему

уровню

проявления

координации

движений,

быстроты, статической и динамической силы.

Необходимыми

психологическими

качествами

для

спортсменов,

специализирующихся в данном виде спорта, являются: наличие устойчивого

интереса к занятиям санным спортом и установки на высокоинтенсивную

тренировочную и соревновательную деятельность, упорство, стойкость,

внимание, терпение, дисциплинированность, самоконтроль, смелость.

3. Результаты анализа литературных источников свидетельствует об

отсутствии разработанных комплексов заданий специальной физической

подготовки для развития необходимых для современного санного спорта

физических качеств. Средства и методы развития специальных физических

качеств саночников, которые тренеры могут взять для себя из источников

специальной

литературы,

устарели,

поскольку

представляют

собой

методические рекомендации, датированные 80-ми годами ХХ–го века и

характеризующие практические (то есть не получившие должного научного

обоснования) наработки тренеров немецких клубов. Имеющиеся публикации

не отвечают потребностям теории и практики современного санного спорта,

а новые современные данные не публикуются в открытой печати, так как

рассматриваются тренерами как интеллектуальная собственность.

4. В результате педагогических наблюдений за юными саночниками

разработаны комплексы специальной физической подготовки, которые

включают в себя 50 упражнений на санной трассе, объединенных в 21

тренировочное

занятие,

нацеленные

преимущественно

на

развитие

координационных способностей, силы, выносливости, скорости, быстроты

реакции, а также их сочетание.

5.

Совокупность

результатов

педагогического

эксперимента,

проведенного

в

условиях

учебно-тренировочного

процесса

с

юными

саночниками, показала высокую эффективность разработанных комплексов

упражнений. К моменту завершения педагогического эксперимента все

спортсмены группы улучшили свои показатели контрольных упражнений.

К моменту окончания педагогического эксперимента все спортсмены

группы улучшили свои показатели в подтягиваниях в среднем на 15%, в беге

на 60 метров – на 3%, в удержании веса на голове – на 40%, в «подрыве»

штанги – на 12%, в жиме штанги лежа – на 40%, в тесте на координацию – на

3%. Полученные результаты являются очевидным следствием практического

применения разработанных нами комплексов упражнений. Все это позволяет

утверждать, что разработанные нами комплексы упражнений, нацеленные на

совершенствование

специальной

физической

подготовки,

являются

эффективными и могут быть рекомендованы к практическому применению.



В раздел образования