Автор: Егоров Константин Глебович
Должность: преподаватель первой категории
Учебное заведение: МБУДО ДХШ № 5
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика написания натюрморта в технике "гризайль".
Раздел: дополнительное образование
Методика написания натюрморта в технике «гризайль».
Автор работы: преподаватель первой категории МБУДО ДХШ №5
Егоров Константин Глебович
«Гризайль» – это одноцветная живопись. От англ. – «серое с белым».
Переходное звено между рисунком и живописью.
Гризайль может быть серой, коричневой или сиреневой, главное в процессе ее создания
используется только один цветовой тон, допускается лишь применение белил.
В картине существуют два главных тоновых пятна: одно – самое темное (глубокая тень)
и второе – самое светлое (самый ярко освещенный светлый предмет). Это не всегда легко
определить даже профессиональному художнику, поэтому используется простая логика,
и в рисунке и в живописи: то, что ближе – светлее и контрастнее, что дальше – более
размыто и однородно по тону.
Два главных тоновых пятна располагаются на первом плане картины. Для этого
необходимо определить тон натурального цвета каждого из предметов натюрморта.
Сравнить тон предметов, между собой – какой, из них будет наиболее темный и наиболее
светлый – и точно передавать в картине. И так:
1. Выявляем объем предметов средствами светотени.
Прежде всего, определяем самое светлое место в натуре. Наметим свет в каждом из
предметов и передний край стола. Затем определяем самое темное место. Собственные и
падающие тени всех предметов объединяем в один легкий тон и перекрываем.
2. Тонируем, покрывая тонким прозрачным слоем соуса всю работу.
3. Обращаем внимание на полутени. Смотрим направление световых лучей и определяем,
на какую плоскость предмета лучи света падают. Уточняем собственные и падающие
тени.
4. Детально прорисовываем формы предметов. В каждой детали предмета, выявляем ее
структуру, передаем характерные особенности материала.
5. Заканчиваем рисунок, проверяем общее впечатление от изображения и натуры. Для
этого смотрим на свой рисунок издали. Не выпали ли из рисунка, отдельные предметы,
черные по тону. Все линии на первом плане четкие и яркие, по сравнению со вторым
планом. Не слишком ли получились яркие рефлексы , они должны пропадать, сливаться с
тенями. Для этого применяем карандаш, а так же твердый и мягкий ластик.
Цель живописи выполненной в технике « гризайль» :
Без отвлечений на цветовые поиски достичь полного изучения объемных
соотношений тона.
Необходимо передать воздушную среду постановки вокруг натюрморта, при этом
не впадать в черноту.
Самому светлому тону нужно подчинить другие тона, так, что - бы ни один не
вырывался из цельной гаммы.
Техника «гризайль» является доказательством того, что цвет в живописи не является
определяющим фактором реалистичного изображения натуры.