Автор: Скуратова Галина Васильевна
Должность: инструктор- методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ Чернянского района Белгородской области"
Населённый пункт: п.Чернянка, Белгородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Двигательная активность обучающихся в учебно- тренировочном процессе-необходимое условие физического совершенствования"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа
Чернянского района Белгородской области»
Двигательная активность
обучающихся в учебно –
тренировочном процессе – необходимое
условие физического
совершенствования»
Инструктор- методист
МБУ ДО «ДЮСШ Чернянского района
Белгородской области»
Скуратова Галина Васильевна
1
п.Чернянка
Оглавление
1. Введение 2
2. Понятие двигательной активности 3
3. Двигательная активность обучающихся 6
4. Влияние оздоровительной физической культуры на организм
школьников. 10
5.Влияние двигательной активности на физическое и психическое
здоровье обучающихся . 14
6. Заключение 21
7. Список литературы 23
ВВЕДЕНИЕ.
Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта
в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина
пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё
более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены
преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления,
но не на воспитание человека.
Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности,
профессионального долголетия?
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей
организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной
трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой
и спортом.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал
бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В
спортивных
клубах,
независимо
от
возраста,
занимаются
физической
культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего
2
большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки
«становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в
область интеллектуального потенциала и долголетия». Технический процесс,
освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил
их
от
необходимости
физической
подготовки
и
профессиональной
деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых
физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных
мышечных
усилий.
Некоторые
профессии
предъявляют
повышенные
требования
к
психологическим
возможностям
человека,
сенсорным
возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно
высокие требования предъявляются представителям технических профессий,
деятельность которых требует повышенного уровня общей физической
подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень
общей
работоспособности,
гармоничное
развитие
профессиональных,
физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры
понятия
о
физических
качествах
очень
удобны
для
классификации
многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием
качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре
основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость.
Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности,
которые в целом характеризуют его физические особенности
.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
Некоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая
нагрузка уменьшилась в 100 раз - по сравнению с предыдущими столетиями.
Если как следует разобраться, то можно прийти к выводу, что в этом
утверждении нет или почти нет никакого преувеличения. Представьте себе
крестьянина прошлых столетий. Он, как правило, имел небольшой надел
земли. Инвентаря и удобрений почти никаких. Однако, зачастую, ему
3
приходилось кормить "выводок" из десятка детей. Многие к тому же
отрабатывали барщину. Всю эту огромную нагрузку люди несли на себе изо
дня в день и всю жизнь. Предки человека испытывали не меньшие нагрузки.
Постоянные погони за добычей, бегство от врага и т.п. Конечно же
физическое перенапряжение не может добавить здоровья, но и недостаток
физической активности вреден для организма. Истина как всегда лежит где-то
посредине. Трудно даже перечислить все положительные явления,
возникающие в организме во время разумно организованных физических
упражнений. Воистину - движение это жизнь. Обратим внимание лишь на
основные моменты.
В первую очередь следует сказать о сердце. У обычного человека
сердце работает с частотой 60 - 70 ударов в минуту. При этом оно потребляет
определённое количество питательных веществ и с определённой скоростью
изнашивается (как и организм в целом). У человека совершенно не
тренированного сердце делает в минуту большее количество сокращений,
также больше потребляет питательных веществ и конечно же быстрее стареет.
Всё иначе у хорошо тренированных людей. Количество ударов в минуту
может равняться 50, 40 и менее. Экономичность сердечной мышцы
существенно выше обычного. Следовательно, изнашивается такое сердце
гораздо медленнее. Физические упражнения приводят к возникновению очень
интересного и полезного эффекта в организме. Во время нагрузки обмен
веществ значительно ускоряется, но после неё - начинает замедляться и,
наконец, снижается до уровня ниже обычного. В целом же у тренирующегося
человека
обмен
веществ
медленнее
обычного,
организм
работает
экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается. Повседневные
нагрузки
на
тренированный
организм
оказывают
заметно
меньшее
разрушительное воздействие, что также продлевает жизнь. Совершенствуется
система ферментов, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и
восстанавливается после сна, что очень важно. В тренированном организме
увеличивается количество богатых энергией соединений, как то АТФ, и
4
благодаря этому повышаются практически все возможности и способности. В
том числе умственные, физические, сексуальные.
При возникновении гиподинамии (недостаток движения), а также с
возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается
амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к
глубокому выдоху. В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что
неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость
лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию. В
тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше (при том,
что потребность снижена), а это очень важно, так как дефицит кислорода
порождает
огромное
число
нарушений
обмена
веществ.
Значительно
укрепляется иммунитет. В специальных исследованиях проведённых на
человеке
показано,
что
физические
упражнения
повышают
иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к
некоторым инфекционным заболеваниям. Кроме перечисленного, происходит
улучшение целого ряда показателей: скорость движений может возрастать в
1,5 - 2 раза, выносливость - в несколько раз, сила в 1,5 - 3 раза, минутный
объём крови во время работы в 2 - 3 раза, поглощение кислорода в 1 минуту
во время работы - в 1,5 - 2 раза и т.д.
Большое значение физических упражнений заключается в том, что они
повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда
различных неблагоприятных факторов. Например, таких как пониженное
атмосферное давление, перегревание, некоторые яды, радиация и др. В
специальных опытах на животных было показано, что крысы, которых
ежедневно по 1 - 2 часа тренировали плаванием, бегом или висением на
тонком шесте, после облучения рентгеновскими лучами выживали в большем
проценте
случаев.
При
повторном
облучении
малыми
дозами
15%
нетренированных крыс погибало уже после суммарной дозы 600 рентген, а
тот же процент тренированных - после дозы 2400 рентген. Физические
5
упражнения повышают стойкость организма мышей после пересадки им
раковых опухолей.
Стрессы оказывают на организм сильнейшее разрушительное действие.
Положительные эмоции наоборот
способствуют
нормализации многих
функций. Физические упражнения способствуют сохранению бодрости и
жизнерадостности. Физическая нагрузка обладает сильным антистрессовым
действием. От неправильного образа жизни или просто со временем в
организме могут накапливаться вредные вещества, так называемые шлаки.
Кислая среда, которая образуется в организме во время существенной
физической нагрузки окисляет шлаки до безвредных соединений, а затем они
с лёгкостью выводятся.
Как
видите,
благотворное
влияние
физической
нагрузки
на
человеческий организм поистине безгранично! Это и понятно. Ведь человек
изначально
был
рассчитан
природой
на
повышенную
двигательную
активность.
Сниженная
активность
ведёт
ко
многим
нарушениям
и
преждевременному увяданию организма!
Казалось
бы
грамотно
организованные
физупражнения
должны
принести нам особо впечатляющие результаты. Однако, почему-то мы не
замечаем, чтобы спортсмены жили намного дольше обычных людей.
Шведские учёные отмечают, что лыжники их страны живут на 4 года (в
среднем) дольше простых людей. Также часто можно услышать советы типа:
почаще отдыхайте, поменьше напрягайтесь, побольше спите и т.п. Черчилль,
проживший более 90 лет, на вопрос:
- Как Вам это удалось? - отвечал:
- Я никогда не стоял, если можно было сидеть и никогда не сидел, если
можно было лежать, - (правда мы не знаем сколько бы он прожил, если бы
тренировался- может и больше 100 лет).
Двигательная активность школьников.
6
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника
является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу
высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства
школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная
активность,
обусловливающая
появление
гипокинезии,
которая
может
вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования
гигиенистов
свидетельствуют,
что
до
82
–
85%
дневного
времени
большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у
младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры)
занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы
физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная
активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от
младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность
в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше
шагов, чем мальчики двигательная активность в воскресные дни больше, чем
в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных
учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала
зимой. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную
двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную
для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Мало
подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на
функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно
–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится
менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в
нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего
организма и особенно мозга снижается внимание, ослабляется память,
нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных
операций.
"простудным
и
инфекционным
заболеваниям",
создаются
предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного
с
этим
дальнейшего
развития
недостаточности
сердечно
–сосудистой
7
системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком
углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У
малоподвижных
детей
очень
слабые
мышцы.
Они
не
в
состоянии
поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая
осанка, образуется сутулость.
В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения
влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие
молодого организма. Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые
в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не
посещающих
учебное
заведений.
Разница
к
концу
года
оказывается
значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см. в массе тела
700 гр. А у девочек – соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр. Единственная
возможность
нейтрализовать
отрицательное
явление,
возникающего
у
школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это
активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней
физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической
культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном,
активного отдыха в выходные дни, занятиях физической культурой и спортом
происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме
человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние
физической культуры на укрепление здоровья. Средние показатели роста и
развития,
а так
же
некоторые функциональные
показатели у юных
физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся
спортом: длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см. , масса тела –
на8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см. , сила сжатия кисти
руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра. у
школьников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в
течении
года
увеличивалась
на
8,7
кг.
возраста,
занимавшихся
физической культурой, - на 13 кг., а у занимавшихся , кроме уроков
8
физвоспитания , ещё и спортом на 23 кг. Наглядное объяснение этому даёт
следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц
животного
было
обнаружено,
что
в
одном
мм
квадратном
мышце,
находящейся в покое, насчитывается от 30 до60 капилляров. На этом же
участке после усиленной физической работы мышцы насчитывалось до 30
000 капилляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр
увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в
состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной
нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в
мышцу питательных веществ. Таким образом, обмен веществ при мышечной
работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз. Мышцы
составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать
хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не
получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие
всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические
нагрузки
были
систематическими,
разнообразными
и
не
вызывали
переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от
органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает
огромный
поток
информации
и
осуществляет
точную
регуляцию
деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на
развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и
уравновешенность
нервных
процессов.
Даже
напряжённая
умственная
деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над
сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате– так
ему легче работать , думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно,
как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует
мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют
деятельность мозга. "Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь
в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в
9
движении, и тогда ум тоже начинает двигаться", - признание великого
французского
мыслителя
Ж.Ж.
Руссо
как
нельзя
лучше
показывает
взаимосвязь мозга с движением. Достаточная двигательная активность
является
необходимым
условием
гармонического
развития
личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения,
помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность
печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной,
половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии
молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается
частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается
выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка
системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию.
Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в
спокойном
состоянии
не
циркулирует
по
сосудам.
Вовлечение
в
кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды,
но
и
стимулирует
кровотворение.
Физические
упражнения
вызывают
повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего
увеличивается "жизненная ёмкость " лёгких, улучшается подвижность
грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует
застойные
явления
в
них,
скопление
слизи
мокроты,
т.е.
служит
профилактикой
возможных
заболеваний.
Лёгкие
при
систематических
занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание
становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для
вентиляции лёгких. Занятие физическими упражнениями также вызывает
положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому
становится понятным, почему человек, познавший "вкус" физических
упражнений и спорта , стремится к регулярным занятием ими.
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА
ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ.
10
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической
культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью,
усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена
веществ.
Учение Р. Могендовича
о моторно-висцеральных рефлексах
показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц
и
вегетативных
органов.
В
результате
недостаточной
двигательной
активности в организме школьника нарушаются нервно-рефлекторные связи,
заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического
труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-
сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию
дегенеративных
заболеваний
(атеросклероз
и
др.).
Для
нормального
функционирования
человеческого
организма
и
сохранения
здоровья
необходима определенная «доза» двигательной активности.
Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной
зоны, тем полнее реализуется генетическая программа, и увеличиваются
энергетический
потенциал,
функциональные
ресурсы
организма
и
продолжительность
жизни.
Различают
общий
и
специальный
эффект
физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы
риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии,
прямо
пропорциональном
длительности
и
интенсивности
мышечной
деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное
значение имеет также повышение устойчивости организма к действию
неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и
низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения
неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным
заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок,
необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы,
нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и
повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
11
Отрицательный аналогичный эффект может быть получен и при
занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением
нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с
повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.
Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и
повышении
резервных
возможностей
аппарата
кровообращения
при
мышечной
деятельности.
Один
из
важнейших
эффектов
физической
тренировки
-
упражнение
частоты
сердечных
сокращений
в
покое
(брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более
низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности
фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кровоток и лучшее
снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи
заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей с частым
пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск
внезапной смерти от инфаркта на 70 %
- такая же закономерность
наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении стандартной
нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем коронарного
кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетренированных (140 против 260 мл/
мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в 2 раза меньше и потребность
миокарда в кислороде (20 против 40 мл/мин на 100 г ткани). Таким образом, с
ростом
уровня
тренированности
потребность
миокарда
в
кислороде
снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что
свидетельствует об экономизации сердечной деятельности.
Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости
адекватной физической тренировки для больных ИКС, так как по мере роста
тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается
уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без
угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии. Наиболее выражено
повышение
резервных
возможностей
аппарата
кровообращения
при
напряженной мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты
12
сердечных
сокращений,
систолического
и
минутного
объема
крови,
артериовенозной разницы по кислороду, снижение общего периферического
сосудистого сопротивления (ОППС),
что облегчает механическую работу
сердца и увеличивает его производительность. Оценка функциональных
резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у
лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со
средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными
возможностями,
граничащими
с
патологией,
их
физическая
работоспособность ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные
физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют
критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность
достигает оптимальных величин или же превышает их (100 % ДМПК и более,
или 3 Вт/кг и более). Адаптация периферического звена кровообращения
сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках
(максимально в 100 раз), артериовенозной разницы по кислороду, плотности
капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина
и повышению активности окислительных ферментов. Защитную роль в
профилактике сердечно-сосудистых заболеваний играет также повышение
фибринолитической активности крови при оздоровительной тренировке
(максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В
результате снижается реакция на нейрогормоны в условиях эмоционального
напряжения,
т.е.
повышается
устойчивость
организма
к
стрессорным
воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей
организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен
также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием
на
факторы
риска
сердечно-сосудистых
заболеваний.
С
ростом
тренированности
(по
мере
повышения
уровня
физической
работоспособности)
наблюдается
отчетливое
снижение
всех
основных
факторов риска НЕС - содержания холестерина в крови, артериального
давления и массы тела. Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала:
13
по мере роста УФС содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210
мг, а триглицеридов со 168 до 150 мг%.
В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные
возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста
организма и его жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных
бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10
уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие физические упражнения, как
ходьба, бег (по З ч. в неделю), уже через 10-12 недель приводят к увеличению
МПК на 10-15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой
физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных
возможностей
организма,
уровня
общей
выносливости
и
физической
работоспособности.
Повышение
физической
работоспособности
сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска
сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы,
содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и
увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных
сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в
значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных
изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений
различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие
атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-
мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно
влияет на
все
звенья двигательного
аппарата,
препятствуя
развитию
дегенеративных
изменений,
связанных
с
возрастом
и
гиподинамией.
Повышается
минерализация
костной
ткани
и
содержание
кальция
в
организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток
лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим
средством
профилактики
артроза
и
остеохондроза.
Все
эти
данные
свидетельствуют
о
неоценимом
положительном
влиянии
занятий
оздоровительной физической культурой на организм человека.
14
Двигательная активность - не только особенность высокоорганизованной
живой материи, но и в наиболее общей форме-форме движения материи -
необходимое условие самой жизни.
Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные
задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит, и
душу,
и
тело!
Ограничение
двигательной
активности
приводит
к
функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению
продолжительности жизни. Природа не прощает пренебрежение ее законами.
Движение является одним из главных условий существования животного
мира и прогресса в его эволюции. От активности скелетной мускулатуры
зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование
в условиях покоя и как следствие этого- увеличение продолжительности
жизни.
В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль
принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения
двигательной активности.
Высокий уровень физической и умственной работоспособности людей,
занимающихся
физическими
упражнениями,
сохраняется
значительно
дольше,
чем
у
незанимающихся.
Снижение
активной
двигательной
деятельности пагубно сказывается на здоровье. В первую очередь оно
способствует
развитию
сердечно-сосудистых
заболеваний,
приводит
к
нарушению
обмена
веществ.
Физические
упражнения
предупреждают
атеросклеротические изменения в сосудах, уменьшают риск заболевания
ишемической болезнью сердца.
Способность
противодействовать
изменениям
внутренней
среды
организма, которыми сопровождается выполнение физических упражнений,
является специфическими свойствами тренированного организма. Вместе с
тем,
физические
упражнения
повышают
и
естественную,
защитную
15
устойчивость организма: человек обретает надежную способность активно
бороться с болезнетворными агентами внешней среды.
Забота о сохранении здоровья и увеличении продолжительности жизни,
необходимость освоения территорий с экстремальными условиями, например
с суровым климатом, повышение нервно-эмоционального и физического
напряжения в спортивной деятельности ставят перед наукой ряд новых задач.
Возникают
комплексные
проблемы
адаптации
организма
человека
к
различным условиям деятельности и продолжительности полноценной жизни.
Физиологические механизмы адаптации человека, сформировавшиеся в
процессе его длительной эволюции, не могут изменяться такими же темпами,
как научно-технический прогресс. Вследствие этого может возникнуть
конфликт между измененными экологическими условиями и природой самого
человека. Поэтому разработка не только теоретических, но и практических
основ,
изучение механизмов
адаптации
человека
к различным резко
меняющимся
экологическим
факторам
приобретают
исключительное
значение.
Адаптация целостного организма к новым условиям среды, в том числе к
высоким физическим нагрузкам, обеспечивается не отдельными органами, а
скоординированными в пространстве и времени и соподчиненными между
собой специализированными функциональными системами.
В
настоящее
время
многие
компоненты,
из
которых
слагаются
функциональные резервы организма, почти достигли своего предела. В
спорте,
например,
практически
исчерпаны
возможности
дальнейшего
повышения объема и интенсивности физических нагрузок без риска нанести
ущерб
здоровью.
Одним
из
резервов
увеличения
и
улучшения
тренировочного процесса является учет закономерностей взаимодействия
человека с окружающей (в том числе социальной) средой. С этой точки
зрения весьма перспективно использование закономерностей биоритмов в
функциональной деятельности человека для прогнозирования его состояния в
экстремальных условиях.
16
Современный человек необычно расширил границы своего обитания и
масштабы освоения регионов планеты. Утверждая свое могущество над
окружающей и собственной природой, человек стремится расширить не
только географический, но и временный ореол. В связи с интенсификацией
развитие науки и техники, активным воздействием на среду обитания одной
из
важнейших
проблем
современности
стала
проблема
адаптивной
саморегуляции функций, состояний человека.
Высокая
миграционная
подвижность
населения,
освоение
новых
обширных территорий с суровыми природно-климатическими условиями,
внедрение новой технологии производства, процессы урбанизации и другие
социальные преобразования существенно меняют характер взаимодействия
человека с окружающей средой. В результате этого поддерживается
постоянное напряжение физиологических систем и, таким образом, возникает
дисгармония между биологической природой человека и средой обитания.
В основе спортивной тренировки лежат представления о механизмах
долговременной адаптации, о взаимодействии нагрузки и восстановления
организма человека как факторов, которые обуславливают адаптационные
процессы, появляющиеся в структурных и функциональных преобразованиях
в организме спортсмена. Важнейшее значение для сохранения здоровья
спортсмена имеют и экологические условия. Частое их изменение вызывают
напряжение физиологических механизмов адаптации человека.
Наиболее эффективный способ коррекции процесса адаптации - это
оптимизация самой начальной стадии. Это такие пути.
1.
Поддержание
исходного
высокого
функционального
состояния
организма (как физического, так и эмоционального).
2.
Соблюдение
ступенчатости
при
адаптации
к
новым
условиям
(природно-климатическим, производственным, временным), а также при
переключении с данного вида деятельности на другой, т.е. постепенное
вхождение в новую среду и в любой труд. Соблюдение этого условия
17
позволяет
включаться
без перенапряжения физиологическим системам
организма и тем самым обеспечить оптимальный уровень работоспособности.
3.
Организация режима труда, отдыха, питания с учетом не только
возрастных
и
половых
особенностей
школьника,
но
и
природно-
климатических (сезоны года, температурный режим, содержание кислорода в
атмосфере) условий.
4.
Необходимое для обеспечения долговременной адаптации человека в
экстремальных условиях поддержание не только достаточно высокого уровня
физического состояния, но и характера социально значимой мотивации и
сохранения здорового морального климата в коллективе.
Будучи изолированными от общества людей в раннем детстве, человек
никак не проявляет активности, потребности в подлинно человеческом
познании окружающего мира. И наоборот, чем больше он к этому
побуждается специальным педагогическим руководством, тем быстрее и
охотнее приобщается к ценностям общечеловеческой культуры. В связи с
этим активное приобщение детей к овладению теоретическими основами
спорта, физиологическими, тактико-техническими знаниями необходимо не
только
для
спортивного
роста,
но
и
для
социализации
человека,
формирования его личности.
Во
время
мышечной
работы
активизируются
не
только
сам
исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-
висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренних органов),
нервная
и гуморальная регуляции. Поэтому снижение двигательной
активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно-
мышечная система, и функции внутренних органов.
В отличие от механической системы, изнашивающейся от работы,
деятельность живого организма сопровождается не только прогрессивными
функциональными,
но
и
морфологическими
сдвигами.
Возрастающие
адаптационные
процессы
и
резервы
приводят
к
экономизации
функционирования скелетных мышц и внутренних органов - на единицу
18
выполняемой
работы
затрачивается
меньше
энергии,
быстрее
идут
восстановительные процессы.
Здоровье - это полное физическое и психическое благополучие. Однако
человек постоянно соприкасается с внешней средой, с различными ее
воздействиями. В связи с этим его организм реагирует на различные
изменения в окружающей среде. Если человек постоянно живет в условиях,
резко отличающихся от обычных, так называемых экстремальных, у него
наблюдаются значительные и стойкие изменения в организме. Так, для
жителей крайнего Севера, примерно вдвое падает содержание сахара в крови,
увеличивается количество продуктов промежуточного обмена жиров. Для
жителей высокогорья характерно стойкое увеличение числа эритроцитов в
крови - компенсаторная реакция на понижение кислорода в воздухе. У
полярников понижен почечный барьер для витаминов группы В и С, т.е.
наблюдается хронический дефицит витаминов в организме. Между тем во
всех этих случаях человек совершенно здоров.
Экстремальные факторы постоянно вносят поправки в гомеостаз,
расширяя границы адаптационных сдвигов. Так, организм- эта целостная
система, саморегулируется и самоконтролируется на уровне биологическом.
Вредные привычки, побочные продукты цивилизации, загрязнение
окружающей среды создают благоприятные условия для активизации
дремлющей инфекции. У людей подвижных, ведущих активный, здоровый
образ жизни, этот скрытный враг остается мирным сожителем и в самых
критических ситуациях, у людей ослабленных нерациональным режимам
работы и отдыха, ведущих малоподвижный образ жизни в таких условиях
торжествует
болезнь.
Разумеется,
повышение
общей
культуры,
куда,
несомненно,
входит
и
физическая
культура,-
это
еще
далеко
не
использованные нами резервы здоровья. В ряду средств оздоровления детей и
подростков решающая роль принадлежит рациональному двигательному
режиму питания и закаливания.
19
Закаливание- это система процедур, способствующих повышению
сопротивляемости
организма
воздействию
неблагоприятных
факторов
внешней среды.
Приобщение к активной двигательной деятельности нужно начинать в
малом возрасте. Так как высокие способности детей к овладеванию новыми
движениями постепенно утрачиваются или одновременно с процессом
взросления.
С
наступлением
зрелости
и
окончанием
структурной
дифференцировки нервной системы овладение новыми движениями требует
больше времени, умственных и физических затрат. Ребенок обладает не
только большой пластичностью мозга, но и высокой податливостью
(чувствительностью)
к
специфическим
для
человека
способам
стимулирования его развития. Это относится, в частности, к использованию
внушения
и
самовнушения
как
важнейшего
инструмента
спортивно-
физического роста и развития тренированности.
Физиологически
оправданными
являются
различные
средства
стимулирования
двигательной
активности.
Физические
упражнения,
выполняемые
с
использованием
тренажеров
и
других
технических
приспособлений являются высокоэффективными средствами тренировки.
Несомненную роль играет высокая восприимчивость человеческого мозга к
упражнениям с предметами.
Важнейшим
адаптированным
свойствам
школьника
является
его
способность к трудовой деятельности. Эта способность лежит и в основе
адаптации к новым формам двигательной деятельности, характерной для
спорта. Совершенствование человека (и человечества) посредством занятий
физической культурой, спортом - важнейшее условие прогрессивного
развития его умственных и физических способностей, а также выживания
человечества в целом.
Главная социальная функция спорта - совершенствование физической и
психической природы человека - в известной мере служит положительному
изменению демографической структуры общества. Физическая культура
20
добавляет не только годы к жизни, но и жизнь к годам: продолжительность
активной
творческой
жизни
увеличивается,
общество
получает
дополнительный резерв трудоспособного населения.
Уже в ближайшем будущем человек резко увеличит резервы адаптации к
факторам внешней среды за счет широкого использования различных средств
самосовершенствования. В ряду этих средств - спорт будет играть все
возрастающую роль.
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Охрана собственного здоровья
-
это непосредственная обязанность
каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко
бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными
привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до
катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить
каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое
надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,
закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила
личной гигиены,
-
словом, добиваться разумными путями подлинной
гармонии здоровья.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во
взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья,
создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей
жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость,
продолжая созидательную деятельность.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение
вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену,
закаливание, рациональное питание и т.п.
Здоровье
-
это
первая
и
важнейшая
потребность
человека,
определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое
развитие
личности.
Поэтому
значение
двигательной
активности
в
жизнедеятельности людей играет значимую роль.
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Советская система физического воспитания. Под ред. Г. И. Кукушкина. М.,
«Физкультура и спорт», 1975.
2.
Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана.
М., «Физкультура и спорт», 1998.
3.
Педагогика. Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. М.,
«Физкультура и спорт», 1978.
4.
Психология. Под ред. В. М. Мельникова. М., «Физкультура и спорт», 1987.
5.
Л. А. Лещинский. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1995.
6.
В. И. Воробьев. Слагаемые здоровья.
7.
И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. Школа здоровья.
8.
А. В. Жеребцов. М., Физкультура и труд, 1986.
9.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной
активности. - М.: Физкультура и спорт,1991.-224с., ил.
10.Агаджянн
Н.А.,
Шабатура
Н.Н.
Биоритмы,
спорт,
здоровье.-
М.:
Физкультура и спорт, 1989.-208с., ил
23