Авторы: Старостенкова Людмила Петровна, Карпухова Елена Васильевна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДМШ №5 им. Б.П. Дубровского
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: урок-концерт
Тема: "Маленький виртуоз"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 им. В.П. ДУБРОВСКОГО»
города СМОЛЕНСКА
(МБУДО ДМШ № 5 им. В.П. Дубровского г. Смоленска)
Урок - концерт
«Маленький виртуоз»
Карпухова Е.В.
преподаватель фортепиано
Старостенкова Л.П.
преподаватель фортепиано
Смоленск
2022
Цель урока:
1.
Объединение творческих усилий преподавателей и учащихся в целях
совершенствования учебно-воспитательной работы.
2.
Значимость этюда в учебном репертуаре, обобщение знания учащихся
о жанре этюда.
3.
Активизация исполнительской деятельности обучающихся.
Задачи:
1.
Знакомство с формированием и развитием жанра этюда
2.
Знакомство с композиторами – авторами известных европейских
исполнительских школ.
3.
Через концертно-исполнительскую деятельность повышение интереса
к совершенствованию техники
4.
Создание условий для концертного исполнения этюдов.
5.
Закрепление теоретических знаний по музыкальной терминологии.
6.
Обогащение
музыкально-слухового
и
исполнительского
опыта
обучающихся.
7.
Расширение
кругозора
учеников,
привитие
любви
к
своему
инструменту, поиск активных и интересных форм работы по изучению
фортепианных этюдов.
Напомню, всем известно, что вся работа в классе фортепиано проходит
индивидуально с каждым обучающимся. Но сегодня наше занятие будет
несколько необычным, потому что его мы проведём в групповой форме в
виде урока - концерта. И посвящено оно будет этюду.
Мы видим, что в нашем зале сегодня не только музыканты, но и родители.
И хотим рассказать, что же это такое за слово – этюд. Оно постоянно будет
звучать сегодня на нашем уроке.
Этюд
(от
французского
«etude»-буквально
изучение,учение)
–
инструктивная музыкальная пьеса , первоначально предназначенная только
для совершенствования технических навыков игры на инструменте.
В конце I четверти традиционно проводится технический зачет. Это одна из
контрольных
форм
прослушивания
обучающихся.
Технический
зачет
проводится и на предпрофессиональной и на развивающей программе.
За роялем ученица Кузичева Полина начинает играть гаммы. Это
музыкальный фон.
Кто-то заиграл гаммы, слышите?... Это хорошее упражнение для развития
беглости и ловкости пальцев. Все ученики музыкальной школы обязательно
играют гаммы. Но все это делают по разному. Любите ли вы играть гаммы?
А этюды? Нет? Не все? А как вы думаете, можно ли любить или не любить
то, чего не умеешь или не знаешь? Конечно, нет.
Обязательно играйте гаммы и этюды.
Нет пианиста, скрипача, музыканта любой специальности, которому в
музыкальной школе, не пришлось бы сыграть ни одной гаммы, ни одного
этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития
технических навыков и мастерства музыканта. Еще раз повторю, на эту
задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд»
означает «учение», «изучение». И сейчас этюды для фортепиано незаменимы
для юных музыкантов, овладевающих техникой и различными приемами
игры на этом инструменте.
Жанр этюда известен с XVIII века. Изучением технических приёмов своего
искусства занимаются не только музыканты. Так же слово «этюд»
употребляют и художники (у них даже есть выражение – поехать на этюды –
значит выехать за город, чтобы на каком-то пейзаже отрабатывать те или
иные приёмы живописи). Этот термин встречается и в применении к
шахматам. Шахматные этюды публикуются в специальных книгах для всех,
кто желает их изучать. Театральные этюды отрабатываются на сцене или на
арене цирка.
Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни –
австрийский композитор-пианист, чех по национальности. Он является
автором более тысячи фортепианных этюдов на разные виды техники,
объединённые им в циклы (Школа беглости, Искусство беглости пальцев и
др.). Каждый этюд заключает в себе определённую техническую трудность и
служит для её преодоления. Например, такими трудностями могут быть:
триоли, пунктирный ритм, четырёх- и пятипальцевые позиции, различные
виды арпеджио, аккорды, гаммообразные пассажи, хроматические гаммы,
октавы, скачки, трели и другие.
А какие трудности встретились в ваших этюдах? Может ли кто то ответить?
Слышны выкрики с места: не получалась хроматическая гамма, гамма в
левой руке, переход от части к части….
Очень хорошо, что вы понимаете трудности в своих этюдах. А как вы их
преодолевали, как учили, добивались качествнного исполнения? Может есть
среди вас смельчаки, которые покажут свою борьбу с трудностями.
Тянет руку Выдрин Егор, ученик 2 класса.
Приглашаем Егора на сцену. Он начинает играть Этюд А. Жилинского Соль
мажор.
Как ты учил этот этюд? Что не получалось?
Егор. Не работал 4 палец в правой руке и не получались окончания в
средней части. Играл на staccato? пунктиром и на крышке инструмента.
Приглашаем еще одного ребенка, Малащенкову Ульяну, ученицу 5 класса.
Исполняет достаточно успешно этюд ля минор Г. Беренса
Какие сложности возникли при изучении этого этюда?
Ульяна. У меня не получались переходы между частями, я постоянно
останавливалась, либо спотыкалась. Я учила переходы разными способами,
начиная с медленного темпа, с остановками, меняя штрихи.
В этюдах, как и в любом другом произведении, композитор выражает
определённое настроение, какой-то конкретный образ. Иногда автор это
отражает в названии этюда. Многие этюды, которые вскоре прозвучат, имеют
название. Дети, а перед вами будет стоять такая задача, с помощью каких
средств
передается
характер
произведения.
Немного
вам
подскажу,
внимательно слушайте. Это может быть мажорный или минорный лад этюда,
штрихи, фактура, темп…
А сейчас мы будем слушать этюды в вашем исполнении и помним про
задание к этюдам с названием.
1.
Афонина Кристина 3кл. ДОП
Л. Келлер Этюд «Золотая рыбка»
2. Немкова Полина 3кл. ДОП
К. Черни Этюд До мажор
3. Выдрин Егор 2 кл. ДПОП
А. Жилинский Этюд Соль мажор
4. Богданова Маша 4 кл. ДОП
Ф. Шпиндлер Этюд «Мелодия осени»
5. Бевзюк Игорь 2 кл. ДОП
К. Черни Этюд До мажор № 1,2
6. Криворот Саша 4кл. ДПОП
К. Черни Этюд Ре мажор
7. Якубенкова Соня 5кл. ДОП
К. Черни Этюд Ре мажор
8. Хандожко Соня 5кл. ДОП
Дж. Конконе Этюд «Горное Эхо»
9. Малащенкова Ульяна 5кл. ДПОП
Г. Беренс Этюд ля минор
10. Головатюк Юля 5кл. ДПОП
Г. Бертини Этюд «Танец гоблинов»
11. Кузичева Полина 5кл. ДПОП
Г. Беренс Этюд ля минор
Все участники концерта очень постарались донести до слушателя
поставленные задачи. Несколько этюдов были с названиями. Какими
средствами пользовались композиторы для передачи образа,
может ли кто - ни будь ответить?
- Игорь, в «Золотой рыбке» что услышал?
- Игорь. Много гамм, представил плавающих рыбок в воде.
- Саша, а ты что услышала в «Мелодии осени»?
- Саша. Мне показалось, что листья плавно падают в лесу. Мне очень
понравилась гибкая мелодия.
- Юля, я видела, как тебе понравился Сонин этюд «Горное Эхо». Что
привлекло твое внимание в его звучании?
- Юля. Этюд очень яркий, красивые аккорды, гармонии. Я представила себя
летом в горах.
- Полина, а какими средствами пользовался композитор в Юлином этюде
«Танец гоблинов»?
- Полина. Я услышала грозные октавные ходы, похожий на танец злодеев,
яркий звук и блестящие пассажи.
Все
дети
оказались
очень
внимательными
слушателями
с
хорошим
воображением. Все большие молодцы.
И вот, на основе учебных этюдов в XIX веке появился особый тип,
концертный этюд – это виртуозная пьеса, предназначенная для публичного
исполнения. Этюду художественному, концертному отдали дань крупнейшие
композиторы. У композиторов – романтиков Никколо Паганини, Ференца
Листа, Фредерика Шопена, Роберта Шумана и других этюд становится яркой
концертной пьесой. Для исполнения таких этюдов надо обладать высоким
техническим мастерством.
Существуют этюды для разных инструментов, зачастую их авторами
становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших
композиторских навыков, а сложности исполнения им были хорошо
известны.
В заключение нашего урок - концерта хотелось бы сказать - не бойтесь
упражнений, гамм и этюдов, полюбите их, и они вам непременно улыбнутся.
И еще
напомнить слова великого венгерского композитора, пианиста-
виртуоза Ф. Листа, обращённые к молодым музыкантам: «Хотите быть
великими? Тогда играйте этюды Черни!»
Список литературы
1.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М., 1986
2.
Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. –
М., 1990