Автор: Никольская Людмила Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №27
Населённый пункт: пгт Смоляниново
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: кружок "Эрудит"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое учреждение «Управление образованием»
Шкотовского муниципального района Приморского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27 пгт Смоляниново»
Шкотовского муниципального района Приморского края
СОГЛАСОВАНО
На заседании педагогического Совета
МБОУ «СОШ №27 пгт Смоляниново
Протокол №______от _______2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 27
_____________Т.В. Стусенко
«___»____________2022 г.
«ЭРУДИТ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Никольская Людмила Владимировна
пгт Смоляниново
2022 год
РАЗДЕЛ №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Одна из задач дополнительного образования - содействовать воспитанию
нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни
условиям современного общества. Дополнительное образование направлено на
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом совершенствовании, а также на организацию их свободного
времени.
Математика является одним из основных, системообразующих предметов
школьного образования.
Основная задача обучения математике в школе -
обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой
математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и
трудовой деятельности каждому человеку. Точная наука математика учит
логически мыслить, а это является инструментарием для получения знаний по
многим учебным дисциплинам.
Актуальность программы
Актуальность
данной
программы
обеспечена
требованиями
к
математическому и финансовому образованию учащихся стандартами нового
поколения.
Программа кружка «Эрудит» позволяет обучающимся ознакомиться со
многими
интересными
вопросами
математики.
Решение
нестандартных
математических задач закрепит интерес детей к познавательной деятельности,
будет способствовать формированию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором
реализации данной программы является
и
стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать,
решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
2
Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей
данного возраста и предоставляет им реализовать себя на уровне повышенных
требований.
Участие
в
работе
кружка
способствует
активизации
познавательной деятельности и на уроке математики. Ребенок, получивший
дополнительные знания по предмету, будет чувствовать себя увереннее на
уроке.
Направленность программы – естественно-научная
Уровень освоения – стартовый
Отличительные особенности. Программа математического кружка
содержит в основном традиционные темы занимательной математики:
арифметику, логику, комбинаторику, геометрические головоломки.
Отличительная особенность данного курса – включение тем по финансовой
грамотности, в активных формах обучения, направленных на развитие
компетентностей школьника. Программа даёт возможность обучающимся
лучше ориентироваться в нестандартных ситуациях, способствует
формированию грамотного финансового поведения и умения управлять
личными финансами, развивать работу в виде проектной и исследовательской
деятельности. Курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на
повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и
связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Адресат программы. Обучающиеся 13-15 лет МБОУ «СОШ №27 пгт
Смоляниново» Шкотовского района Приморского края.
Организация образовательного процесса
Форма обучения - очная.
Возрастная группа обучающихся: 13-15 лет.
Оптимальная численность группы – 10-20 человек.
Режим занятий: 2 академических часа 1 раз в неделю.
Продолжительность образовательного процесса: 72 часа (36 недель).
Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная
интеллектуальная и практическая деятельность, в сочетании с групповой
3
формой работы учащихся над заданиями, задачами (кейсами), мини-
олимпиадами и проектами.
Основными
принципами,
обеспечивающими
реализацию
программы,
являются:
преемственность в изучении материала;
модульность содержания программы;
целостность и непрерывность;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного
процесса;
практическая направленность;
развивающее обучение;
доступность.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование ценностно-смысловых компетенций
обучающихся МБОУ СОШ № 27 пгт Смоляниново 13-15 лет через
ознакомление учащихся с новыми идеями и методами решения
математических задач, расширение представления об изучаемом предмете.
Задачи программы:
Воспитательные:
Формировать умения самостоятельно и творчески работать с учебной и
научно-популярной литературой;
Способствовать формированию самообразовательной компетенции;
Развивающие:
Развивать математические способности и логическое мышление у
учащихся;
Развивать
математическую
культуру
школьников
при
активном
применении математической речи и доказательной риторики
4
Обучающие:
Готовить обучающихся к участию в математических конкурсах и
олимпиадах;
Получить
необходимые
знания
по
финансовой
грамотности
и
познакомить со способами грамотного финансового поведения
1.3. Содержание программы
Учебный план на 2022-2023 год
№ п/
п
Название разделов,
тем
Всего
часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Формы
аттестации/к
онтроля
1
Организационное
занятие
1
1
-
Наблюдение,
опрос
2
Практико-
ориентированные
задачи
14
3
11
2.1
Виды практико-
ориентированных
задач.
1
1
2.2
Задачи о дачном
участке, планировке
квартиры.
3
3
Тестирование
2.3
Задачи о мобильном
интернете и трафике.
2
2
Выполнение
практических
заданий
2.4
Задачи про
установку печи в
бане. Задачи про
теплицу.
3
1
2
2.5
Расчет полиса
3
1
2
Выполнение
5
ОСАГО
практических
заданий
2.6
Анализ схемы метро
и расчет стоимости
поездок
2
3
Решение
комбинаторных
задач
6
1
5
3.1
Перебор всех
возможных
вариантов
2
2
Выполнение
практических
заданий
3.2
Дерево вариантов.
Граф
4
1
3
Выполнение
практических
заданий
4
Логические задачи
8
2
6
4.1
Виды логических
задач
1
1
4.2
Магические
квадраты, ребусы
2
2
4.3
Переливание и
взвешивание
2
2
Выполнение
практических
заданий
4.4
Решение задач с
помощью таблиц.
Защита проектов
3
1
2
Защита
проектов
5
Реальная
математика и
математическая
грамотность
12
2
10
6
5.1
Диаграммы, графики.
1
1
5.2
Задачи на движение,
работу.
3
3
Контроль за
выполнением
упражнений
5.3
Задачи на смеси и
сплавы.
4
1
3
Тестирование
5.4
Экономические
задачи.
2
2
Выполнение
практических
заданий
5.5
Задачи- кейсы.
2
2
Решение
кейсов
6
Решение
олимпиадных задач
11
3
8
6.1
Математические
олимпиады.
2
1
1
6.2
Решение задач
школьных и
районных олимпиад,
задания олимпиады
«Кенгуру»,
«Сириус». Мини-
олимпиады.
9
2
7
Контроль за
выполнением
упражнений
Мини-
олимпиады
7
Финансовая
грамотность
18
6
12
7.1
Доходы и расходы
семьи. Бюджет
семьи.
7
2
5
Выполнение
практических
заданий
7.2
Банковские вклады.
Банковские кредиты.
11
2
9
Презентация
проекта
7
8
Итоговое занятие
2
0
2
Итого
72
18
54
Содержание учебного плана
1. Раздел: Организационное занятие
Теория.
Ознакомление
с
работой
кружка
«Математическая
шкатулка»,
необходимость изучение математики, содержание и порядок работы. Знакомство
с коллективом.
2. Раздел: Практико-ориентированные задачи
2.1 Тема: Виды практико-ориентированных задач.
Теория. Сюжетные задачи, математическое моделирование
2.2 Тема: Задачи о дачном участке, планировке квартиры
Практика. Разбор и решение задач на планировку дачного участка и квартиры.
2.3 Тема: Задачи о мобильном интернете и трафике
Практика. Разбор и решение задач выбор оптимального трафика и расчета
мобильного интернета.
2.4 Тема: Задачи про установку печи в бане. Задачи про теплицу
Теория. Формулы расчета площади, длины окружности. Теорема Пифагора.
Практика. Разбор и решение задач на расчет затрат при установке теплиц и
печи.
2.5 Тема: Расчет полиса ОСАГО
Теория. Коэффициент КБМ и коэффициент возраста и водительского стажа,
формула расчета стоимости полиса.
Практика. Разбор и решение задач на расчет стоимости полиса ОСАГО.
3.Раздел: Решение комбинаторных задач
3.1 Тема: Перебор всех возможных вариантов.
Практика. Разбор и решение задач перебором всех возможных вариантов
3.2 Тема: Дерево вариантов. Граф
8
Теория. Понятие графов, вершина, изображение графов.
Практика. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Составление
графов.
4. Раздел: Логические задачи
4.1 Тема: Виды логических задач
Теория. Знакомство с различными видами математических головоломок.
4.2 Тема: Магические квадраты, ребусы
Практика. Решение магических квадратов и математических ребусов.
4.3 Тема: Переливание и взвешивание
Практика. Задачи на переливание и взвешивание.
4.4 Тема: Решение задач с помощью таблиц. Защита проектов
Теория. Разбор логических задач, решаемых с помощью таблицы.
Практика. Разработка и защита проекта по данной теме.
5. Раздел: Реальная математика и математическая грамотность
5.1 Тема: Диаграммы, графики
Теория. Анализ диаграмм и графиков, выбор нужной информации.
5.2 Тема: Задачи на движение и работу
Практика.
Решение задач на движение в одном направлении, в разных
направлениях, движение по и против течения, совместная работа.
5.3 Тема: Задачи на смеси и сплавы
Теория. Проценты. Метод треугольника.
Практика. Разбор и решение задач на смеси и сплавы.
5.4 Тема: Экономические задачи
Теория. Задачи и оптимальный выбор решения.
Практика. Решение экономических задач на оптимизацию.
5.5 Тема: Задачи- кейсы
Практика. Решение задач-кейсов.
6. Тема: Решение олимпиадных задач
6.1 Тема: Математические олимпиады
Теория. Математические олимпиады и олимпиадные задачи.
9
6.2 Тема: Решение задач школьных и районных олимпиад, задания
олимпиады «Кенгуру», «Сириус». Мини-олимпиады.
Теория. Структура, критерии оценивания, сайты по подготовке к олимпиадам.
Практика. Решение задач школьных и районных олимпиад, разбор заданий
олимпиады «Кенгуру», «Сириус».
7. Тема: Финансовая грамотность
7.1 Доходы и расходы семьи. Бюджет семьи.
Теория. Основные понятия финансовой грамотности: виды доходов и расходов
семьи. Управление личными финансами.
Практика. Составление планов доходов и расходов. Учет НДФЛ. Расчет
среднемесячного бюджета семьи.
7.2 Банковские вклады. Банковские кредиты.
Теория. Виды банковских вкладов: депозит, накопительный, до востребования.
Вложения финансов.
Практика. Разбор заданий, способствующих формированию грамотного
финансового поведения и умения управлять личными финансами.
Планирование и учет личных (семейных) финансов и грамотное формирование
сбережений, правильное использование кредитов, знакомство с системой
уплатов налогов. Презентация проекта.
8. Тема: Итоговое занятие
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающиеся будут готовы целенаправленно использовать знания в учении и
повседневной жизни; уметь отбирать способы оптимальных решений
математических и финансовых задач;
У обучающихся будет сформировано умение оценивать свои действия,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, трудолюбие,
ответственность, альтернативно мыслить и решать возникшие проблемы,
умение самостоятельно добиваться поставленной цели.
10
Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут знать способы решения математических и финансовых
задач; использовать знания в учении и повседневной жизни;
Обучающиеся приобретут способность планировать и контролировать свою
учебную деятельность, прогнозировать результаты;
способность находить
необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);
способность
работать
в
команде,
умение
публично
предъявлять
свои
результаты; высказывать идеи, нацеленные на решение задачи.
Предметные результаты:
Обучающиеся будет уметь находить рациональные способы вычислений и
решения задачи; выполнять сбор информации в несложных случаях,
представлять информацию в виде таблиц и диаграмм; решать логические
задачи; решать комбинаторные задачи, применяя основные правила
комбинаторики и графы; решать практико-ориентированные задачи;
Обучающиеся будут владеть умением решать нестандартные задачи.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1.
Материально-техническое обеспечение
1. Интерактивная доска.
2. Мультимедийный проектор.
3. Ноутбуки.
2.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1.
Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. – М.:
Просвещение, 2020, под ред. Г.С.Ковалевой;
2.
Математическая грамотность : пособие по развитию функциональной
грамотности старшеклассников / [Т. А. Трофимова, И. Е. Барсуков, А.
А. Бурдакова и др.] ;[под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва:
Академия Минпросвещения России, 2021;
11
3.
Международный
математический
конкурс
«Кенгуру»,
диск:
«Математика для всех»,2012.
4.
Спивак А.В. Математический кружок. 6–7 классы. – М.: Посев, 2003;
5.
Справочник «Управление личными финансами» для учащихся 5-11
классов / Лозинг В.Р., Лозинг Д.В. – Санкт-Петербург, 2022;
6.
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5–8 классы. – М.:
Айрис-пресс, 2005;
7.
Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен,
2006.
2.2.
Оценочные материалы и формы аттестации
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться
от привычной системы оценивания на уроках.
Степень усвоения материала определяется по результатам демонстрации
выполненных заданий и ответам на вопросы. Материал считается освоенным,
если обучающийся способен самостоятельно решить общую поставленную
задачу,
внести
необходимые
корректировки
при
изменении
отдельных
подзадач. Достижение образовательных результатов реализовывается в виде:
разработки
и
презентации
проектов,
участия
в
научно-практических
конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года в
виде выполнение практических заданий, тестов, анализа на каждом занятии
качества выполнения работ и приобретённых навыков общения.
Промежуточный контроль осуществляется после изучения отдельных
разделов, тем в виде решения кейсов, защиты проектов, решения мини-
олимпиад.
Формы отслеживания и
фиксации образовательных
результатов
журнал посещаемости
тестирование
грамоты, дипломы, сертификаты участия в
олимпиадах
12
Формы демонстрации
образовательных результатов
научно-практическая конференция
защита проектов
2.3. Методические материалы
Раздел или тема
программы
Формы
занятий
Приёмы и методы
организации
образовательной
деятельности
Дидактический
материал
Организационное
занятие
круглый стол
беседа
Практико-
ориентированные
задачи
анализ текста,
тренировочные
упражнения
раздаточный
материал,
тесты
Решение
комбинаторных
задач
анализ текста,
работа по образцу
раздаточный
материал
Логические задачи защита
проектов
анализ текста,
тренировочные
упражнения
раздаточный
материал
Реальная
математика и
математическая
грамотность
занятие-игра
анализ текста ,
наблюдение,
тренировочные
упражнения
раздаточный
материал,
тесты
Решение
олимпиадных
задач
мозговой
штурм
показ
видеоматериалов
раздаточный
материал
Финансовая
грамотность
защита
проектов
анализ текста,
показ
видеоматериалов,
тренировочные
упражнения
рабочие тетради
13
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
1 год
Продолжительность учебного
года, неделя
36
Количество учебных дней
36
Продолжительность
учебных периодов
1
полугодие
01.09.2022- 29.12.2022
2
полугодие
14.01.2023- 26.05.2023
Возраст детей, лет
13-15
Продолжительность занятия, час
2
Режим занятия
1 раз/нед
Годовая учебная нагрузка, час
72
2.5. Календарный план воспитательной работы
№п/п
Дата
Тема
Содержание
1
8.09
Организационное
занятие (1ч)
Ознакомление с работой кружка
«Математическая шкатулка»,
необходимость изучение математики,
содержание и порядок работы.
Знакомство с детьми.
15.09
22.09
29.09
Практико-
ориентированные
Задачи о дачном участке. Задачи на
планировку квартиры. Задачи на
установку печи в бане.
14
2
6.10
13.10
20.10
27.10
задачи(14ч)
Задачи про схему метро. Задачи о
мобильном Интернете. Задачи про
теплицу. Задачи про ОСАГО.
3
10.11
17.11
24.11
Решение
комбинаторных
задач(6ч)
Основные комбинаторные формулы и
соображения; задачи, с выбором
предметов или элементов множества.
Первое знакомство с графами. Полный
граф. Дополнение графа. Степень
вершины. Изображение графа.
4
1.12
8.12
15.12
22.12
Логические задачи
(8ч)
Решение логических задач с помощью
таблиц. Решение задач на переливания
и взвешивания. Решение задач с
помощью кругов Эйлера. Суждения.
Умозаключения. Высказывания и
операции над ними.
5
12.01
19.01
26.01
2.02
9.02
16.02
Реальная
математика и
математическая
грамотность (12ч)
Решение нестандартных задач на
движение, работу, покупку и др.
Решение задач на проценты. Решение
задач на смеси и сплавы. Решение
экономических задач на оптимизацию.
Стартовые и обучающие задания по
математической грамотности.
6
2.03
9.03
16.03
30.03
6.04
Решение
олимпиадных
задач (11ч)
Решение задач школьных и районных
олимпиад , задания олимпиады
«Кенгуру», «Сириус».
7
6.04
13.04
20.04
27.04
4.05
11.05
18.05
25.05
Финансовая
грамотность (18ч)
Доходы и расходы семьи. План
доходов и расходов семьи. Бюджет
семьи. Банковские вклады. Банковские
кредиты.
15
Список литературы
1.
Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. – М.:
Просвещение, 2020, под ред. Г.С.Ковалевой;
2.
Математическая грамотность : пособие по развитию функциональной
грамотности старшеклассников / [Т. А. Трофимова, И. Е. Барсуков, А. А.
Бурдакова и др.] ;[под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва: Академия
Минпросвещения России, 2021;
3.
Международный математический конкурс «Кенгуру», диск: «Математика
для всех»,2012.
4.
Спивак А.В. Математический кружок. 6–7 классы. – М.: Посев, 2003;
5.
Справочник «Управление личными финансами» для учащихся 5-11
классов / Лозинг В.Р., Лозинг Д.В. – Санкт-Петербург, 2022;
6.
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5–8 классы. – М.: Айрис-
пресс, 2005;
7.
Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен,
2006.
16