Напоминание

"Уметь владеть голосом"


Автор: Селедцова Екатерина Николаевна
Должность: преподаватель хорового пения
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №2 им.П.И.Чайковского"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Уметь владеть голосом"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ах, голос!

Как он чист, силён и ровен.

Душа открыта настежь в нём.

Как он прекрасен, благороден,

Что в сердце трепетно моём…

Н. Гонтаренко

По-моему, сама суть музыки – в отражении эмоционального состояния, или,

говоря проще, это мир души, духовного совершенства. Я считаю, что наивысшая

зрелость – раскрыть духовный мир музыкального произведения – принадлежит

исполнителям, которые на это способны. Профессиональная выучка, красота

тембра голоса должны являться средством передачи тончайших оттенков души

человеческой. Просто ли это даётся? Духовная зрелость. С ней либо рождаются,

либо идут долгим путём наработок, опыта и познаний.

Сила музыки – в любви. Любви Вселенной ко всему сущему. Голос вокалиста,

наполненный любовью, действует на людей исцеляюще. Голос – как лекарство.

Вибрации его вызывают благоденственное состояние души, а соответственно и

тела.

Мой поиск красоты звучания человеческого голоса начался с тех самых пор,

когда я познакомилась с музыкой великого сказочника Н. А. Римского-Корсакова.

Посмотрев весеннюю сказку А. Н. Островского «Снегурочка», я влюбилась в этот

поющий голос, поющий арию Снегурочки «С подружками…», и с тех самых пор

мечтала лишь об одном, чтобы мой голос был таким же «бальзамом для души»,

незабываемым и неповторимым. Тогда захватило мой дух желание нести эту

крупицу, которая дана была мне к счастью, которая способна дарить любовь и

надежду. Отдавать этот мощный эмоциональный заряд, одухотворённость,

глубокую душевную проникновенность и музыкальность.

Пройдёт пятнадцать лет и я осуществлю свою детскую мечту, спою ту самую

арию Снегурочки.

Мне скажут: «Трогает до глубины души, вдохновляет, заряжает и проникает».

Но я хочу чтобы моя мечта не умирала, а продолжала жить в моих учениках,

чтобы услышав мой голос, ребята желали петь, чтобы через десять, пятнадцать,

двадцать лет звучала ария Снегурочки также легко, воздушно и трепетно, а

нежная мелодия расцвечивалась бы прозрачными акварельными красками, где

каждый звук наполнен ароматом раннего весеннего утра.

Наверное, именно в этом и заключается секрет популярности и народной

любви к личности артиста.

Изучая опыт работы выдающихся педагогов консерватории, различных

певческих

школ,

певцов-педагогов,

которые

смогли

обобщить

основные

принципы и методику своей работы, я пришла к выводу.

Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный

тренаж

могут

служить

основой,

надёжным

фундаментом,

на

котором

выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог

обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю

физиологию певческого организма. И в связи с этим индивидуально отбирать

удобные и полезные приёмы в процессе обучения. Полезно вместе с учеником

анализировать и исправлять ошибки. Обработка голоса и освоение певческих

премудростей

это

процесс,

в

котором

педагог

реализует

свою

профессиональную школу и свой опыт.

Конечная цель любого обучения – добиться того, чтобы ученик пел свободно,

полётным звуком, без напряжения, точно фокусируя звуки, способствующие

тембрально яркому звучанию.

Педагогов, работающих с певцами, можно разделить на две категории.

Одни любят и умеют «ставить голоса», их заботить больше техническая

сторона вокального процесса.

Другие – увлекают ученика высокими музыкальными идеями, развивая

художественное, образное видение исполнительства.

И

всё

же

главный

эстетический

принцип

слияние

технической

и

художественной стороны вокального процесса. Кропотливая работа над звуком,

его свободой, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной

фразы с выявлением музыкальной сути и значимости – неотъемлемая часть

педагогической направленности.

Изучая страницы истории русской вокальной педагогики, видим, как сложно

формировался академический певческий тон. На формирование этого тона

огромное влияние оказывало профессиональное церковное пение, использующее

округлое, благородное звучание.

Вопросы воспитания голоса и их освещение

в трудах педагогов-вокалистов прошлого

Из методического опыта работы

профессора Петербургской консерватории

Наталии Александровны Ирецкой

Педагог в своей практике особое внимание уделяла следующим моментам:

1.

Выработке певческого тона. Тембр голоса доводился до чистоты без

призвуков и тремоляции на основе чистой и чёткой атаки звука в

среднем регистре.

2.

Во всех регистрах одинаковая сила звучности.

3.

Скрипичная певучесть. Даже паузы должны не разрывать, а, наоборот,

связывать фразы (непрерывность мысли).

4.

Однородность мысли, однородность звучания, легато на глубоком

дыхании.

5.

Сохранению ощущения вокального вдоха помогает технический приём

«поющей паузы» (не терять респираторные ощущения, возникающие

при пении предыдущей фразы).

6.

Упражнениям для мышц брюшного пресса, а также гимнастике

певческого дыхания, зевка и корня языка.

Из методического опыта работы

профессора Московской консерватории

Елизаветы Андреевны Лавровской

Основные методические критерии и принципы:

1.

Индивидуальный подход во всём.

2.

Развитие

и

фиксация

дыхательных

ощущений,

сопровождающих

правильное певческое голосообразование. Приучала анализировать эти

ощущения.

3.

Беззвуковые дыхательные упражнения (лёгкий глубокий вдох, при

расширении рёбер диафрагма опускается без толчков).

4.

Атака звуков без «подъездов».

5.

Беззвучная артикуляция каждого слова.

6.

На регистровую работу влияют размер и форма резонаторных полостей,

которая связана с положением гортани и типом дыхательных движений.

Принцип – воздействовать на ровность певческого голоса посредством

регуляции дыхательного посыла.

7.

Знание музыкального и поэтического текста, а далее техническая и

музыкальная сторона произведения в работе над исполнительским

планом.

Из методического опыта работы

профессора Ереванской консерватории

Павла Герасимовича Лисициана

Принципы его работы:

1.

Только индивидуальный подход по поводу введения певческого

аппарата в вокальный процесс.

2.

О певческом дыхании не раз говорил: «Держи положение вдоха!». В

работе

над

дыханием

подбирал

упражнения,

способствующие

волнообразной работе мышц брюшного пресса с фазами напряжения и

расслабления,

что

делало

дыхание

активным,

крепким,

но

не

закрепощённым. Обращал внимание на точную координацию дыхания и

позиционной

высоты

звука,

на

поиски

воображаемой

широкой

амплитуды с рекомендацией как можно выше ощущать в головном

резонаторе некую звуковую точку и в то же время как можно ниже, из

глубины, «черпать» дыхание.

3.

Уделял внимание поискам высокой вокальной позиции, яркости,

«вправленности» звука. О головных и грудных резонаторах, об их

взаимосвязи. Стремился к тому, чтобы возбуждались устойчивые

звуковые колебания в лобных пазухах на всём диапазоне голоса сверху

донизу, чтобы звук по ощущению певца фокусировался в одной точке.

4.

Велась работа по украшению тембра – чистого, естественного, не

замутнённого призвуками при свободном и низком положении гортани.

5.

Атака звука вырабатывается абсолютно точная, без подъездов, с

синхронным соединением активного дыхания и позиционной высоты

звука. Излишняя напряжённость, закрепощённость дыхания и гортани

фиксировалась педагогом и ликвидировалась. Налаживалась лёгкость и

рациональность атаки звука.

Его ученики говорили, что в «вокально-методическом мастерстве – умении за

короткий период научить певца на основе правильной организации дыхания

находить высокую позицию звука и яркое резонирование – ему не было

равных».



В раздел образования