Автор: Лопатиева Юлия Ивановна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Авторская методическая работа
Тема: "Мое педагогическое кредо"
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №9
Формула создания
ситуации успеха в
образовательной
деятельности
На опыте своей педагогической
деятельности как педагога и заведующей
оркестрово-народным отделением
Лопатиева Юлия Ивановна - преподаватель высшей квалификационной категории,
лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, победитель Общероссийского
конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» 2016, победитель
Регионального конкурса профессионального мастерства преподавателей детских школ
искусств Калининградской области «Лучший преподаватель детской школы искусств –
2017» , член Европейской ассоциации аккордеонистов «Гармоника», автор и
организатор Международного проекта Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон!»,
преподаватель по классу аккордеона.
20.09.2022
«Ситуация успеха в образовательной деятельности»
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В. А. Сухомлинский
В этой методической работе я бы хотела на опыте своей работы, как
педагога,
и
своей
работы,
как
заведующей
оркестрово-народным
отделением, поделиться своим видением ситуации успеха в классе и на
отделе. Читая лекции студентам 2-4 курсов по предмету «Методика», мы
начинали изучать педагогические технологии с темы «Ситуация успеха в
образовательной деятельности» и выносили на обсуждение в конце курса
лекций. Почему? Потому, что в тему «Ситуация успеха в образовательной
деятельности» входят все известные педагогические технологии.
Готовясь к лекциям, я регулярно просматриваю новые методические
работы на различных сайтах. Меня удивляет формальный подход к этой
теме.
Нет
опоры
на
практику,
видение
ситуации,
через
свою
профессиональную работу. Упущены очень важные смысловые точки, без
которых создать ситуацию успеха НЕВОЗМОЖНО.
О ситуации успеха в образовательной деятельности заговорили
сравнительно недавно. Гуманизация учебно-воспитательного процесса
предполагает создание каждому воспитаннику ситуации успеха на уроке и во
внеурочной деятельности. Успех рождает сильный дополнительный импульс,
содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного
отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом,
ситуация успеха становится ГЛАВНЫМ фактором развития личности.
Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик
слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
Нам – учителям музыкальных школ дана уникальная возможность
ИНДИВИДУАЛЬНО заниматься с каждым ребенком и
ИДИВИДУАЛЬНО найти подход к каждому.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Ни один
ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из
него неудачника. И если он теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не
только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения.
С психологической точки зрения успех
– это переживание состояния
радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность
стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами,
либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться
устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные
мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое
целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых
создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как
отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Создание ситуаций
успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на
настроение учащихся, но и на качество обучения.
С социальной точки зрения успех – это оптимальное соотношение между
ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности.Нужно
разделять понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация - это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, а сам
успех результат той или иной ситуации. Ситуация успеха – это совокупность
педагогических условий, обеспечивающие самореализацию ребенка в каком-
либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде,
художественном творчестве, спорте). Ситуация успеха, организованная
педагогом, может стать одним из механизмов воспитания. Успех связан с
чувством радости, эмоционального подъема, которое испытывает человек
после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, у
ребенка появляется стимул заниматься и дальше подобной работой. Каждый
маленький шаг в этом направлении придает уверенность в том, что ученик
сможет преодолеть и более сложную задачу. Если он постарается, то
достигнет желаемого результата. Задача учителя помочь ребенку однажды
достичь положительных результатов и тем самым создать у него мотивацию
достижения успеха в будущей деятельности.
Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной
деятельности. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее
удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе –
завтрашний успех в жизни!
1.
Личность педагога .
Первым и главным аспектом успешности
образовательного процесса - является ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА. Не для кого
ни секрет, детям все равно, чем заниматься, им либо нравится педагог или
нет. Есть две профессии, которые требуют безусловного ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ФАКТОРА: профессия врача и профессия педагога. В первом случае мы
имеем дело со здоровьем людей, а во втором, с самым хрупким – с детскими
душами. Самым главным качеством, без которого педагог не может быть
педагогом - это ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ . Современный педагог должным быть
не только хорошим специалистом в своей области, человеком способным
научить, но и чутким, знающим психологом, человеком, который постоянно
учится и развивается. Много ездит и общается с коллегами. Бесконечно
заниматься САМООБРАЗОВАНИЕМ. «Образование дает тебе заработать
на хлеб, а самообразование - на масло и икру». А самое главное - он должен
любить детей и то чему он учит детей. Только через любовь к своему
предмету, к детям – можно привить любовь к обучению.
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только
счастливый ». Можно сказать и так:
«Успех ученикам может создавать
учитель, который сам переживает радость успеха».
Три года назад мне посчастливилось познакомиться и попасть на мастер –
классы очень известного Арт-педагога Владимира Федоровича Анисимова. К
сожалению, все его работы выкупили немцы и его книги есть только на
немецком языке. Есть в Германии несколько центров, которые были
построены специально для него. Владимир Федорович доказывал, что
начинать необходимо с личности педагога. Человек с психологическими
проблемами не может работать с детьми. В аудитории было очень много
педагогов и директоров из образования и учреждений культуры. Результат
тестов поразил – всего 5% из присутствующих могут прикасаться к хрупкой
психике детей.
2.Коллектив. Вторым алгоритмом создания ситуации успеха – это наличие
коллектива. Самым важным в создании ситуации успеха – является создание
ситуации успеха для детей, которые не показывают ярких результатов в
сольном исполнительстве. И прекрасным решением в этой ситуации является
создание коллектива. Коллектив – это место, где может реализовать себя
каждый ребенок. Партия третьего треугольника так же важна. А
причастность к общему делу, желание достигать чего-то большего,
реализуется лучше всего в коллективе. Именно поэтому я много лет являюсь
руководителем оркестра аккордеонов «Тутти», ансамбля «Волшебные
аккордеончики», «Пятерочка» и создаю в своем классе различные дуэты. В
2016 году я переехала в г.Калининград, где возродила оркестр аккордеонов
«Комбо», где на сегодняшний день играют 36 аккордеонистов. Оркестр
аккордеонов «Тутти», ансамбль «Волшебные аккордеончики», ансамбль
«Пятерочка» и их солисты, Оркестр аккордеонистов «Комбо» являются
многократными победителями Всероссийских ( г. Санкт-Петербург,
г.Москва, г.Казань) и Международных (г.Вена Австрия, г.Прага Чехия,
г.Париж Франция, г.Швабиш Гмюнт Германия, Сербия, Италия) и
Региональных конкурсов.
Ребят объединяет и
увлекает это коллективное музицирование.
Занятия в классе оркестра приносят им большую радость совместного
творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных
качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию,
чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка.
Для учащихся средних способностей игра в коллективе становится,
нередко,
единственной
возможностью
участвовать
в
концертном
выступлении. Активное участие в концертной жизни школы, несомненно,
способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.
3.Третьим алгоритмом Ситуации успеха в образовательной деятельности
является ВНЕКЛАССНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ работа.Это части
своей работы я отвожу ГЛАВНОЕ место. Главная функция педагога и
школы - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ!!!!!!!!
Есть много различных статей о воспитательной работе, важности
внеклассной работы. Но, зачастую, в музыкальных школах она остается
только на бумаге. А именно эта работа является основополагающей в
создании ситуации успеха у детей!!! Я понимаю, что в наших школах очень
мало таких возможностей, но находить их необходимо.
Я шесть лет была заведующей Оркестрово – народного отделения, пять лет
народного отделения. Этой форме работы мы уделяли большое значение:
тематические классные часы, неделя самоуправления, совместные праздники
с детьми, «День именинника», совместное посещение концертов и т.д. Важно
постоянно задействовать детей, которые из «Проблемной зоны». Детки,
которые наименее задействованы в концертной жизни школы, должны быть
максимально задействованы во внеклассной жизни. Надо создавать условия,
где каждый ребенок нужен и важен. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что
педагог – это человек, с которым можно поделиться проблемами, которому
можно довериться и который в состоянии выслушать. К сожалению, не все
дети это могут получить в собственной семье. Иногда стоит забрать время от
урока и поговорить с ребенком о том, что его волнует. Любовь к детям и
чуткость к их проблемам – творит чудеса.
На второй год своей работы в качестве заведующей оркестрово-народным
отделением я провела такой эксперимент. У нас есть внеклассное
мероприятие «Встреча с интересными людьми», на которую мы приглашали
интересных людей нашего города и края : В.Т.Кравченко – Заслуженного
Артиста РФ, писателя и фотографа; Е.И. Морозова – руководителя
Камчатской краевой капеллы и заведующий Дирижерско -хоровым
Отделением и т.д. И у меня возникла мысль устроить встречу с нашими
детьми. Наши детки занимаются разными вещами. В моем классе например
училась девочка Женя Сочнева - лауреат литературной детской премии РФ.
Она прекрасно пишет стихи. Кто – то из ребят изучает французский, кто- то
конструирует и т.д. И каково было мое удивление, что далеко не все педагоги
знают, чем увлекаются их дети. Это человеческий фактор, который имеет
место быть. Для нас многие дети стали открытием, а наши дети оказались в
очередной ситуации успеха. Не важно, что после окончания музыкальной
школы дети не станут музыкантами, главное, что они поднимутся на новый
культурный уровень, разовьют свой вкус и эстетическое восприятие,
научатся различать хорошую и плохую музыку, ценить красоту в искусстве и
жизни.
В 2012 году на базе университета в Лондоне проводился следующий
эксперимент: одной части студентов сказали, что они избраны, как наиболее
талантливые и одаренные для специальной программы одаренной молодежи,
что с ними будут работать по особенной программе. Удивительным
результатом стало то, что в конце семестра эти дети показали намного выше
результаты, чем остальные. Вывод: необходимо верить в своих учеников и
всячески их поддерживать. Быть для них не только учителем, но и другом,
человеком, которому они доверяют и которого они любят.
4.
Работа с родителями
. Тема, тоже очень слабо прописанная в
методических работах. А я ей отвожу особую роль. С нее я собственно
начинаю обучение в музыкальной школе своих учеников. Можно сколько
угодно заниматься воспитательной, внеклассной и педагогической работой,
но без взаимодействия с родителями, без их поддержки и взаимопонимания
эта работа становится архисложной.
Тематические родительские собрания - это форма работы, которую я
давно использую.
Беседа с родителями «Учимся вместе»
«Зачем детей учить музыке» - уникальный фильм- исследование
Современные родители – это очень занятые люди. Поэтому, я активно
использую медийное пространство, чтобы донести какую – то информацию.
Группа в Вайбире, Вацапе, где ненавязчиво можно выложить информацию,
статью по психологии, по каким-то инновационным методам и т.д. Эта
площадка стала уже местом для обсуждения родителями между собой каких-
то проблем , связанных с их детьми.На мой взгляд, современные родители
делятся на три основные категории, с которыми необходимо работать по -
разному.
1 категория – «Умные родители».Много читающие, вникающие в жизнь
ребенка, воспитывающие примером и т.д. С такими родителями легко
создать для ребенка благоприятную атмосферу для творчества и обучения :
Родители - Ребенок – Учитель. Только в таком взаимодействии можно
создать настоящую Ситуацию успеха для ребенка в обучении.
2 категория – «Вечно занятые или равнодушные родители» Эта категория
родителей, которые оправдывают отсутствие внимания к детям – большой
загруженностью на работе или нами тоже никто не занимался. С такими
родителями необходимо очень плотно работать. Самое удивительное, что эти
родители поддаются измениям. В процессе обучения они постепенно
начинают вникать , что дети и есть их главное вложение в жизни. Этому
способствуют различные статьи, беседы и общение с другими родителями в
медийном пространстве.
3 категория –«Мы все знаем» В связи с тем, что сейчас существует очень
много противоречивой литературы о воспитании детей. Многие родители,
начитавшись из различных источников информации о воспитании детей,
являются не в состоянии проанализировать и адекватно оценить различные
методические рекомендации. Им сложно найти золотую середину и их
кидает в крайности в воспитании собственных детей. Здесь необходима
очень тактичная и ненавязчивая помощь.
Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать
формированию гармонично развитой, нравственной, творческой, способной к
самосовершенствованию и самореализации личности.
Совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей), основанная на
заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, поможет сделать
учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого
ребенка.
5.Алгоритмы ситуация успеха на отделе.
За шесть лет, которые я была заведующей Оркестрово-народным
отделением, 5 лет заведующей ОНИ была проведена огромная работа.
О ситуации успеха в коллективе мы можем позаимствовать из бизнеса -
тренингов для руководителей. Там прекрасно прописаны все алгоритмы и
технологии, которые используются в работе с коллективом. Но не нужно
забывать , что педагоги учреждений культуры – это люди творческие и
впечатлительные. Здесь необходимо учитывать специфику и быть очень
тактичными по отношению друг к другу.
Успех отдела зависит от ситуации успеха каждого педагога и от умения
работать в команде.
Необходимо позиционировать своих педагогов, особенно перед детьми и их
родителями. Отношение администрации к своим сотрудникам отражается на
отношении родителей к своим педагогам.
Необходимо поощрять и помогать, особенно тем учителям, кто только
начинает свою педагогическую деятельность. Некорректная критика не несет
в себе конструктивного положительного результата . Тактичное и
доброжелательное отношение в коллективе – залог эффективной работы.
На отделе слабо велась методическая работа – она имела формальный
характер. За это время практически каждый педагог отдела получил
Сертификат о наличии публикаций, дипломы на всероссийском конкурсе
методических работ «ПРОФИ».
Дети должны видеть своих педагогов в качестве исполнителей, ораторов,
ведущих концертов и мероприятий – это повышает рейтинг каждого педагога
и самооценку. Одним из важных показателей наличия ситуации успеха на
отделе – это отсутствие отсева детей. Отсев бывает: по объективным
причинам (переезд на другое место жительства, по состоянию здоровья), по
необъективным причинам – этими причинами являются все остальные
причины. Этому нет оправдания, и это является серьезной недоработкой
отдела. Под отсев чаще всего попадают дети, которые не попадают в
ситуацию успеха - ученики, которые учатся средненько. В этой ситуации
работают все предыдущие алгоритмы ситуации успеха.
Главным, на мой взгляд, результатом своей работы считаю - отсутствие
отсева детей на конец учебного года. Повышение конкурса на поступление в
музыкальную школу, особенно на народные инструменты, создания на
отделе достаточно большого количества детских творческих коллективов.
Создания дружеской и творческой обстановки для детей, родителей и коллег.
5.Проект Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон!»
Проект Форум аккордеонистов стал площадкой для создания ситуации
успеха, профессионального и творческого роста, мотивации учащихся и
популяризации инструмента аккордеона.
Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон!» имеет свою историю и свою
географию. Проект был написан 2011 году совместно с моей коллегой
Тарасовой И.В. в г. Петропавловске -Камчатском. В 2012 году проект стал
победителем на Всероссийском конкурсе Творческих проектов
«Педагогический триумф» г.Москва. Первый форум аккордеонистов
Камчатки «Маэстро аккордеон!» прошел в концертном зале Детской
музыкальной школы №5 в 2012году. Он был приурочен к Международному
дню аккордеона 6 мая. Весной 2022года Форум аккордеонистов Камчатки
отпраздновал свой первый десятилетний юбилей. Форум успешно
развивается и раширяет свою географию..
В 2016 году я уехала с Камчатки в другую часть России г.Калининград. И в
2019 году при поддержке администрации ДМШ им.Д.Д.Шостаковича, Фонда
культуры Калининградской области, областного учебно-методического
центра и администрации филармонии имени Светланова состоялся Первый
Международный Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон», который
объединил участников из 6 стран и более 120 юных аккордеонистов.
Почему именно форма Форума и при чем здесь ситуация успеха?
Форум – значит встреча. Конкурс или Фестиваль – подразумевают элемент
конкуренции и стресса. В Форуме нет конкуренции-есть сотрудничество,
творчество, дружба, обмен опытом, творческий рост. Каждый юный
аккордеонист получает на Форуме стимул, мотивацию к дальнейшему
творческому росту , подъем и свою ситуацию успеха.
Структура Форума состоит из нескольких частей:
1.Регистрация участников.
Атмосфера праздника. Получение при регистрации участников атрибутов
Форума: шейные косынки, значки, кепки и т.д.
2. Выставка нотной и методической литературы, обмен нотной литературой,
знакомство с новинками
3.Выставка инструментов
4.Торжественное открытие. Выступают педагоги и студенты музыкальных
вузов.
5. Научно - практическая конференция преподавателей «Современные
инновационные технологии исполнительства на аккордеоне» в рамках КПК
по программе «Художественное образование».
6.
Заключительный концерт, посвященный Международному Дню
аккордеона.
Финальной точкой Форума аккордеонистов «Маэстро аккордеон!»
традиционно является совместный номер всех участников форума: сводный
Оркестр аккордеонов. И обязательной частью праздника неизменно был торт
в честь Дня рождения аккордеона с символами праздника.
Цели и задачи Форума:
популяризация аккордеона, объединение педагогического сообщества
для развития детского инструментального исполнительства
на
аккордеоне;
раскрытие
творческих
способностей
учащихся
ДМШ
и
ДШИ,
повышение мотивации в обучении игре на аккордеоне;
совершенствование исполнительского мастерства учащихся, выявление
талантливых детей и их профориентация для дальнейшего обучения в
средних специальных и высших учебных заведениях;
повышение
профессионального мастерства и обмен практическим
опытом преподавателей по классу аккордеона;
создание условий для развития творческого подхода преподавателей по
классу аккордеона ДМШ, ДШИ в своей деятельности;
популяризация
исполняемых
произведений
для
аккордеона,
распространение новейшей нотной музыкальной литературы для
инструмента,
расширение
концертного
репертуара
учащихся
и
преподавателей;
содействие объединению педагогического сообщества из разных стран;
создание единого информационного поля для коммуникативных связей
среди преподавателей класса аккордеона ДМШ, ДШИ;
поддержка традиции празднования Всемирного Дня Аккордеона.
С каждым годом Форум видоизменяется и привлекает все большее
количество участников, что говорит о важности и нужности этого проекта.
Безусловно у каждого преподавателя есть своя формула создания ситуации
успеха в образовательной деятельности у каждого ученика, в классе, на
отделе. Самое главное помнить, что то, какими станут наши ученики, какими
они будут людьми, в какую сторону они пойдут по своему жизненному пути
зависит и от нас с вами! Я желаю Вам творческих успехов, талантливых
учеников, замечательных родителей и постоянного творческого поиска в
нашей удивительной и интересной профессии!