Напоминание

"Мое педагогическое кредо"


Автор: Лопатиева Юлия Ивановна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Авторская методическая работа
Тема: "Мое педагогическое кредо"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №9

Формула создания

ситуации успеха в

образовательной

деятельности

На опыте своей педагогической

деятельности как педагога и заведующей

оркестрово-народным отделением

Лопатиева Юлия Ивановна - преподаватель высшей квалификационной категории,

лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, победитель Общероссийского

конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» 2016, победитель

Регионального конкурса профессионального мастерства преподавателей детских школ

искусств Калининградской области «Лучший преподаватель детской школы искусств –

2017» , член Европейской ассоциации аккордеонистов «Гармоника», автор и

организатор Международного проекта Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон!»,

преподаватель по классу аккордеона.

20.09.2022

«Ситуация успеха в образовательной деятельности»

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий

энергию для преодоления трудностей, желания учиться»

В. А. Сухомлинский

В этой методической работе я бы хотела на опыте своей работы, как

педагога,

и

своей

работы,

как

заведующей

оркестрово-народным

отделением, поделиться своим видением ситуации успеха в классе и на

отделе. Читая лекции студентам 2-4 курсов по предмету «Методика», мы

начинали изучать педагогические технологии с темы «Ситуация успеха в

образовательной деятельности» и выносили на обсуждение в конце курса

лекций. Почему? Потому, что в тему «Ситуация успеха в образовательной

деятельности» входят все известные педагогические технологии.

Готовясь к лекциям, я регулярно просматриваю новые методические

работы на различных сайтах. Меня удивляет формальный подход к этой

теме.

Нет

опоры

на

практику,

видение

ситуации,

через

свою

профессиональную работу. Упущены очень важные смысловые точки, без

которых создать ситуацию успеха НЕВОЗМОЖНО.

О ситуации успеха в образовательной деятельности заговорили

сравнительно недавно. Гуманизация учебно-воспитательного процесса

предполагает создание каждому воспитаннику ситуации успеха на уроке и во

внеурочной деятельности. Успех рождает сильный дополнительный импульс,

содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного

отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом,

ситуация успеха становится ГЛАВНЫМ фактором развития личности.

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик

слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Нам – учителям музыкальных школ дана уникальная возможность

ИНДИВИДУАЛЬНО заниматься с каждым ребенком и

ИДИВИДУАЛЬНО найти подход к каждому.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка,

рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Ни один

ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из

него неудачника. И если он теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не

только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения.

С психологической точки зрения успех

– это переживание состояния

радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность

стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами,

либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться

устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные

мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое

целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых

создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как

отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Создание ситуаций

успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на

настроение учащихся, но и на качество обучения.

С социальной точки зрения успех – это оптимальное соотношение между

ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности.Нужно

разделять понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация - это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, а сам

успех результат той или иной ситуации. Ситуация успеха – это совокупность

педагогических условий, обеспечивающие самореализацию ребенка в каком-

либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде,

художественном творчестве, спорте). Ситуация успеха, организованная

педагогом, может стать одним из механизмов воспитания. Успех связан с

чувством радости, эмоционального подъема, которое испытывает человек

после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, у

ребенка появляется стимул заниматься и дальше подобной работой. Каждый

маленький шаг в этом направлении придает уверенность в том, что ученик

сможет преодолеть и более сложную задачу. Если он постарается, то

достигнет желаемого результата. Задача учителя помочь ребенку однажды

достичь положительных результатов и тем самым создать у него мотивацию

достижения успеха в будущей деятельности.

Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной

деятельности. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее

удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе –

завтрашний успех в жизни!

1.

Личность педагога .

Первым и главным аспектом успешности

образовательного процесса - является ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА. Не для кого

ни секрет, детям все равно, чем заниматься, им либо нравится педагог или

нет. Есть две профессии, которые требуют безусловного ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ФАКТОРА: профессия врача и профессия педагога. В первом случае мы

имеем дело со здоровьем людей, а во втором, с самым хрупким – с детскими

душами. Самым главным качеством, без которого педагог не может быть

педагогом - это ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ . Современный педагог должным быть

не только хорошим специалистом в своей области, человеком способным

научить, но и чутким, знающим психологом, человеком, который постоянно

учится и развивается. Много ездит и общается с коллегами. Бесконечно

заниматься САМООБРАЗОВАНИЕМ. «Образование дает тебе заработать

на хлеб, а самообразование - на масло и икру». А самое главное - он должен

любить детей и то чему он учит детей. Только через любовь к своему

предмету, к детям – можно привить любовь к обучению.

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только

счастливый ». Можно сказать и так:

«Успех ученикам может создавать

учитель, который сам переживает радость успеха».

Три года назад мне посчастливилось познакомиться и попасть на мастер –

классы очень известного Арт-педагога Владимира Федоровича Анисимова. К

сожалению, все его работы выкупили немцы и его книги есть только на

немецком языке. Есть в Германии несколько центров, которые были

построены специально для него. Владимир Федорович доказывал, что

начинать необходимо с личности педагога. Человек с психологическими

проблемами не может работать с детьми. В аудитории было очень много

педагогов и директоров из образования и учреждений культуры. Результат

тестов поразил – всего 5% из присутствующих могут прикасаться к хрупкой

психике детей.

2.Коллектив. Вторым алгоритмом создания ситуации успеха – это наличие

коллектива. Самым важным в создании ситуации успеха – является создание

ситуации успеха для детей, которые не показывают ярких результатов в

сольном исполнительстве. И прекрасным решением в этой ситуации является

создание коллектива. Коллектив – это место, где может реализовать себя

каждый ребенок. Партия третьего треугольника так же важна. А

причастность к общему делу, желание достигать чего-то большего,

реализуется лучше всего в коллективе. Именно поэтому я много лет являюсь

руководителем оркестра аккордеонов «Тутти», ансамбля «Волшебные

аккордеончики», «Пятерочка» и создаю в своем классе различные дуэты. В

2016 году я переехала в г.Калининград, где возродила оркестр аккордеонов

«Комбо», где на сегодняшний день играют 36 аккордеонистов. Оркестр

аккордеонов «Тутти», ансамбль «Волшебные аккордеончики», ансамбль

«Пятерочка» и их солисты, Оркестр аккордеонистов «Комбо» являются

многократными победителями Всероссийских ( г. Санкт-Петербург,

г.Москва, г.Казань) и Международных (г.Вена Австрия, г.Прага Чехия,

г.Париж Франция, г.Швабиш Гмюнт Германия, Сербия, Италия) и

Региональных конкурсов.

Ребят объединяет и

увлекает это коллективное музицирование.

Занятия в классе оркестра приносят им большую радость совместного

творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных

качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию,

чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка.

Для учащихся средних способностей игра в коллективе становится,

нередко,

единственной

возможностью

участвовать

в

концертном

выступлении. Активное участие в концертной жизни школы, несомненно,

способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

3.Третьим алгоритмом Ситуации успеха в образовательной деятельности

является ВНЕКЛАССНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ работа.Это части

своей работы я отвожу ГЛАВНОЕ место. Главная функция педагога и

школы - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ!!!!!!!!

Есть много различных статей о воспитательной работе, важности

внеклассной работы. Но, зачастую, в музыкальных школах она остается

только на бумаге. А именно эта работа является основополагающей в

создании ситуации успеха у детей!!! Я понимаю, что в наших школах очень

мало таких возможностей, но находить их необходимо.

Я шесть лет была заведующей Оркестрово – народного отделения, пять лет

народного отделения. Этой форме работы мы уделяли большое значение:

тематические классные часы, неделя самоуправления, совместные праздники

с детьми, «День именинника», совместное посещение концертов и т.д. Важно

постоянно задействовать детей, которые из «Проблемной зоны». Детки,

которые наименее задействованы в концертной жизни школы, должны быть

максимально задействованы во внеклассной жизни. Надо создавать условия,

где каждый ребенок нужен и важен. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что

педагог – это человек, с которым можно поделиться проблемами, которому

можно довериться и который в состоянии выслушать. К сожалению, не все

дети это могут получить в собственной семье. Иногда стоит забрать время от

урока и поговорить с ребенком о том, что его волнует. Любовь к детям и

чуткость к их проблемам – творит чудеса.

На второй год своей работы в качестве заведующей оркестрово-народным

отделением я провела такой эксперимент. У нас есть внеклассное

мероприятие «Встреча с интересными людьми», на которую мы приглашали

интересных людей нашего города и края : В.Т.Кравченко – Заслуженного

Артиста РФ, писателя и фотографа; Е.И. Морозова – руководителя

Камчатской краевой капеллы и заведующий Дирижерско -хоровым

Отделением и т.д. И у меня возникла мысль устроить встречу с нашими

детьми. Наши детки занимаются разными вещами. В моем классе например

училась девочка Женя Сочнева - лауреат литературной детской премии РФ.

Она прекрасно пишет стихи. Кто – то из ребят изучает французский, кто- то

конструирует и т.д. И каково было мое удивление, что далеко не все педагоги

знают, чем увлекаются их дети. Это человеческий фактор, который имеет

место быть. Для нас многие дети стали открытием, а наши дети оказались в

очередной ситуации успеха. Не важно, что после окончания музыкальной

школы дети не станут музыкантами, главное, что они поднимутся на новый

культурный уровень, разовьют свой вкус и эстетическое восприятие,

научатся различать хорошую и плохую музыку, ценить красоту в искусстве и

жизни.

В 2012 году на базе университета в Лондоне проводился следующий

эксперимент: одной части студентов сказали, что они избраны, как наиболее

талантливые и одаренные для специальной программы одаренной молодежи,

что с ними будут работать по особенной программе. Удивительным

результатом стало то, что в конце семестра эти дети показали намного выше

результаты, чем остальные. Вывод: необходимо верить в своих учеников и

всячески их поддерживать. Быть для них не только учителем, но и другом,

человеком, которому они доверяют и которого они любят.

4.

Работа с родителями

. Тема, тоже очень слабо прописанная в

методических работах. А я ей отвожу особую роль. С нее я собственно

начинаю обучение в музыкальной школе своих учеников. Можно сколько

угодно заниматься воспитательной, внеклассной и педагогической работой,

но без взаимодействия с родителями, без их поддержки и взаимопонимания

эта работа становится архисложной.

Тематические родительские собрания - это форма работы, которую я

давно использую.

Беседа с родителями «Учимся вместе»

«Зачем детей учить музыке» - уникальный фильм- исследование

Современные родители – это очень занятые люди. Поэтому, я активно

использую медийное пространство, чтобы донести какую – то информацию.

Группа в Вайбире, Вацапе, где ненавязчиво можно выложить информацию,

статью по психологии, по каким-то инновационным методам и т.д. Эта

площадка стала уже местом для обсуждения родителями между собой каких-

то проблем , связанных с их детьми.На мой взгляд, современные родители

делятся на три основные категории, с которыми необходимо работать по -

разному.

1 категория – «Умные родители».Много читающие, вникающие в жизнь

ребенка, воспитывающие примером и т.д. С такими родителями легко

создать для ребенка благоприятную атмосферу для творчества и обучения :

Родители - Ребенок – Учитель. Только в таком взаимодействии можно

создать настоящую Ситуацию успеха для ребенка в обучении.

2 категория – «Вечно занятые или равнодушные родители» Эта категория

родителей, которые оправдывают отсутствие внимания к детям – большой

загруженностью на работе или нами тоже никто не занимался. С такими

родителями необходимо очень плотно работать. Самое удивительное, что эти

родители поддаются измениям. В процессе обучения они постепенно

начинают вникать , что дети и есть их главное вложение в жизни. Этому

способствуют различные статьи, беседы и общение с другими родителями в

медийном пространстве.

3 категория –«Мы все знаем» В связи с тем, что сейчас существует очень

много противоречивой литературы о воспитании детей. Многие родители,

начитавшись из различных источников информации о воспитании детей,

являются не в состоянии проанализировать и адекватно оценить различные

методические рекомендации. Им сложно найти золотую середину и их

кидает в крайности в воспитании собственных детей. Здесь необходима

очень тактичная и ненавязчивая помощь.

Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать

формированию гармонично развитой, нравственной, творческой, способной к

самосовершенствованию и самореализации личности.

Совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей), основанная на

заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, поможет сделать

учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого

ребенка.

5.Алгоритмы ситуация успеха на отделе.

За шесть лет, которые я была заведующей Оркестрово-народным

отделением, 5 лет заведующей ОНИ была проведена огромная работа.

О ситуации успеха в коллективе мы можем позаимствовать из бизнеса -

тренингов для руководителей. Там прекрасно прописаны все алгоритмы и

технологии, которые используются в работе с коллективом. Но не нужно

забывать , что педагоги учреждений культуры – это люди творческие и

впечатлительные. Здесь необходимо учитывать специфику и быть очень

тактичными по отношению друг к другу.

Успех отдела зависит от ситуации успеха каждого педагога и от умения

работать в команде.

Необходимо позиционировать своих педагогов, особенно перед детьми и их

родителями. Отношение администрации к своим сотрудникам отражается на

отношении родителей к своим педагогам.

Необходимо поощрять и помогать, особенно тем учителям, кто только

начинает свою педагогическую деятельность. Некорректная критика не несет

в себе конструктивного положительного результата . Тактичное и

доброжелательное отношение в коллективе – залог эффективной работы.

На отделе слабо велась методическая работа – она имела формальный

характер. За это время практически каждый педагог отдела получил

Сертификат о наличии публикаций, дипломы на всероссийском конкурсе

методических работ «ПРОФИ».

Дети должны видеть своих педагогов в качестве исполнителей, ораторов,

ведущих концертов и мероприятий – это повышает рейтинг каждого педагога

и самооценку. Одним из важных показателей наличия ситуации успеха на

отделе – это отсутствие отсева детей. Отсев бывает: по объективным

причинам (переезд на другое место жительства, по состоянию здоровья), по

необъективным причинам – этими причинами являются все остальные

причины. Этому нет оправдания, и это является серьезной недоработкой

отдела. Под отсев чаще всего попадают дети, которые не попадают в

ситуацию успеха - ученики, которые учатся средненько. В этой ситуации

работают все предыдущие алгоритмы ситуации успеха.

Главным, на мой взгляд, результатом своей работы считаю - отсутствие

отсева детей на конец учебного года. Повышение конкурса на поступление в

музыкальную школу, особенно на народные инструменты, создания на

отделе достаточно большого количества детских творческих коллективов.

Создания дружеской и творческой обстановки для детей, родителей и коллег.

5.Проект Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон!»

Проект Форум аккордеонистов стал площадкой для создания ситуации

успеха, профессионального и творческого роста, мотивации учащихся и

популяризации инструмента аккордеона.

Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон!» имеет свою историю и свою

географию. Проект был написан 2011 году совместно с моей коллегой

Тарасовой И.В. в г. Петропавловске -Камчатском. В 2012 году проект стал

победителем на Всероссийском конкурсе Творческих проектов

«Педагогический триумф» г.Москва. Первый форум аккордеонистов

Камчатки «Маэстро аккордеон!» прошел в концертном зале Детской

музыкальной школы №5 в 2012году. Он был приурочен к Международному

дню аккордеона 6 мая. Весной 2022года Форум аккордеонистов Камчатки

отпраздновал свой первый десятилетний юбилей. Форум успешно

развивается и раширяет свою географию..

В 2016 году я уехала с Камчатки в другую часть России г.Калининград. И в

2019 году при поддержке администрации ДМШ им.Д.Д.Шостаковича, Фонда

культуры Калининградской области, областного учебно-методического

центра и администрации филармонии имени Светланова состоялся Первый

Международный Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон», который

объединил участников из 6 стран и более 120 юных аккордеонистов.

Почему именно форма Форума и при чем здесь ситуация успеха?

Форум – значит встреча. Конкурс или Фестиваль – подразумевают элемент

конкуренции и стресса. В Форуме нет конкуренции-есть сотрудничество,

творчество, дружба, обмен опытом, творческий рост. Каждый юный

аккордеонист получает на Форуме стимул, мотивацию к дальнейшему

творческому росту , подъем и свою ситуацию успеха.

Структура Форума состоит из нескольких частей:

1.Регистрация участников.

Атмосфера праздника. Получение при регистрации участников атрибутов

Форума: шейные косынки, значки, кепки и т.д.

2. Выставка нотной и методической литературы, обмен нотной литературой,

знакомство с новинками

3.Выставка инструментов

4.Торжественное открытие. Выступают педагоги и студенты музыкальных

вузов.

5. Научно - практическая конференция преподавателей «Современные

инновационные технологии исполнительства на аккордеоне» в рамках КПК

по программе «Художественное образование».

6.

Заключительный концерт, посвященный Международному Дню

аккордеона.

Финальной точкой Форума аккордеонистов «Маэстро аккордеон!»

традиционно является совместный номер всех участников форума: сводный

Оркестр аккордеонов. И обязательной частью праздника неизменно был торт

в честь Дня рождения аккордеона с символами праздника.

Цели и задачи Форума:

популяризация аккордеона, объединение педагогического сообщества

для развития детского инструментального исполнительства

на

аккордеоне;

раскрытие

творческих

способностей

учащихся

ДМШ

и

ДШИ,

повышение мотивации в обучении игре на аккордеоне;

совершенствование исполнительского мастерства учащихся, выявление

талантливых детей и их профориентация для дальнейшего обучения в

средних специальных и высших учебных заведениях;

повышение

профессионального мастерства и обмен практическим

опытом преподавателей по классу аккордеона;

создание условий для развития творческого подхода преподавателей по

классу аккордеона ДМШ, ДШИ в своей деятельности;

популяризация

исполняемых

произведений

для

аккордеона,

распространение новейшей нотной музыкальной литературы для

инструмента,

расширение

концертного

репертуара

учащихся

и

преподавателей;

содействие объединению педагогического сообщества из разных стран;

создание единого информационного поля для коммуникативных связей

среди преподавателей класса аккордеона ДМШ, ДШИ;

поддержка традиции празднования Всемирного Дня Аккордеона.

С каждым годом Форум видоизменяется и привлекает все большее

количество участников, что говорит о важности и нужности этого проекта.

Безусловно у каждого преподавателя есть своя формула создания ситуации

успеха в образовательной деятельности у каждого ученика, в классе, на

отделе. Самое главное помнить, что то, какими станут наши ученики, какими

они будут людьми, в какую сторону они пойдут по своему жизненному пути

зависит и от нас с вами! Я желаю Вам творческих успехов, талантливых

учеников, замечательных родителей и постоянного творческого поиска в

нашей удивительной и интересной профессии!



В раздел образования