Напоминание

Начальный этап обучения на гитаре. Анализ часто встречающихся ошибок и пути их преодоления.


Автор: Ольга Ивановна Варяница
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДМШ № 10
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Начальный этап обучения на гитаре. Анализ часто встречающихся ошибок и пути их преодоления.
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«ДМШ №10»

г. Новосибирск

Методические рекомендации

Начальный этап обучения

на гитаре

(Анализ часто встречающихся ошибок

и пути их преодоления)

Выполнила преподаватель

высшей квалификационной

категории Варяница О. И.

2022

2

Содержание

Введение ................................................................................................................... 3

Правильная посадка учащегося и постановка инструмента ............................... 4

Основные моменты посадки и постановки: ...................................................... 4

Наиболее распространённые ошибки и пути их преодоления ........................ 5

Постановка правой руки ......................................................................................... 7

Функции правой руки. Основные моменты правильной постановки правой

руки ........................................................................................................................ 7

Наиболее распространённые ошибки и пути их преодоления ........................ 8

Постановка левой руки ......................................................................................... 10

Функции левой руки. Основные моменты правильной постановки левой

руки ...................................................................................................................... 10

Наиболее распространённые ошибки и пути их преодоления ...................... 11

Заключение. ........................................................................................................... 13

Список литературы ............................................................................................... 15

3

Введение

Нет ничего опаснее для развития таланта,

чем плохая основа!.. Многие исполнители в течение всей

своей жизни пытались отделаться от дурных привычек,

приобретённых на начальных стадиях обучения, и терпели неудачу.

И. Гофман

Первые уроки в классе гитары я посвящаю рассказам об инструменте, о

гитаристах

исполнителях,

о

репертуаре.

Самым

ярким

и,

особенно

интересным

для

детей,

является

момент

иллюстрации

приёмов

игры,

способов звукоизвлечения. Исполнение пьес на инструменте становится для

них самым ярким впечатлением, от которого во многом зависит желание

ученика самому учиться играть на гитаре.

Возможности

гитары

очень

велики:

научившись

играть

на

этом

инструменте,

можно

воспроизвести

множество

прекрасных

страниц

классической и современной музыки.

Эту работу я пишу, основываясь на своём опыте, полученном за годы

работы в классе гитары. В работе затрагиваются главные моменты посадки и

постановки рук, так как это является основой основ на начальном этапе

обучения.

Свободные и рациональные движения рук, устойчивость инструмента,

наименьшая утомляемость при занятиях – всё это возможно только при

правильной организации постановочных моментов.

4

Правильная посадка учащегося и постановка

инструмента

По

вопросу

посадки

и

постановки

инструмента

существует

много

разных

определений.

Но

все

они

сводятся

к

одному

выводу

самая

правильная посадка та, которая обеспечивает ученику наибольший контакт с

инструментом и мышечную свободу.

По

мере

того

как

музыкант

совершенствует

своё

мастерство,

улучшается контакт

Правильная посадка обеспечивает наилучшее положение рук и корпуса

при игре, надёжную поддержку инструмента и полную свободу игровых

движений, а впоследствии, техническую лёгкость и красоту звука. Но люди

не похожи друг на друга, каждый человек имеет

свои физиологические

особенности. Поэтому привыкание к инструменту, приспособление к нему в

каждом конкретном случае будет индивидуально.

Задача педагога помочь ученику приспособиться к инструменту, не

теряя физиологических особенностей, не нарушая их. При этом ученику

должно быть легко и комфортно заниматься на инструменте. Он должен

сидеть красиво, доставляя удовольствие слушателям не только от игры, но и

от зрительного восприятия процесса исполнения.

Если

просмотреть

видеокадры,

фотографии

великих

мастеров-

музыкантов, то мы среди них не найдём ни одной повторяющейся посадки,

так как они уже как бы срослись с инструментом и чувствуют его каждой

своей

клеткой.

Это

и

объясняет

их

индивидуальность.

Однако,

все

музыканты, и великие, в частности, начинали когда-то с азов. Существуют

основные

моменты,

которые

необходимо

усвоить

в

начальный

период

обучения,

и

именно

правильное

понимание

этих

моментов

даст

в

дальнейшем учащемуся ту свободу исполнения, к которой стремится каждый

музыкант.

Основные моменты посадки и постановки:

1.

Высота стула пропорциональна росту ученика.

2.

Подставка

высотой

10-15

см.

обеспечивает

большую

устойчивость

левой ноге и всему корпусу исполнителя.

5

3.

Садиться следует не на весь стул, а примерно на одну треть или на

половину стула, не опираясь на спинку.

4.

Левая нога становится всей ступнёй на подставку, а правая отводится в

сторону.

5.

Инструмент кладётся выемкой на левое бедро так, чтобы головка грифа

оказалась чуть выше плеча.

6.

Предплечье правой руки кладётся на самую широкую часть корпуса

гитары. Кисть свободно опущена вниз и располагается между розеткой

и подставкой, ближе к розетке.

7.

Левую

руку

опустить

вниз.

Гитара

в

этот

момент

должна

быть

устойчивой.

Эту устойчивость обеспечивают пять точек опоры:

Три активные точки:

бедро левой ноги,

грудь,

предплечье правой руки.

Две пассивные точки:

бедро правой ноги,

большой палец левой руки.

Естественное положение корпуса, плеч и головы – главное в посадке, а

в дальнейшем оно обеспечит музыканту повышенную работоспособность.

Это я рассказываю каждому ученику, затем отрабатываем посадку до степени

автоматизма.

Наиболее распространённые ошибки и пути их преодоления

Однако

потребность

видеть

струны

и

лады

толкает

начинающего

музыканта на некоторые ошибки:

1.

Головка и корпус гитары сильно наклоняется вперёд, вследствие чего

гитара

скользит

по

ноге

и

теряет

своё

устойчивое

положение.

Контролируя этот момент надо чётко усвоить, что плоскости верхней и

нижней дек должны быть почти перпендикулярны полу.

2.

Локоть

правой

руки

сильно

выступает

за

край

корпуса

гитары,

вследствие чего запястье слишком близко к верхней деке и кисть

6

занимает

наклонное

положение.

В

этот

же

момент

следует

предостеречь

ученика:

сутулость

отрицательно

влияет

на

качество

звука и приводит к быстрой утомляемости всего исполнительского

аппарата. Корпус должен быть подтянут, мышцы – в тонусе. Но просто

рассказывать, как нужно сидеть и держать инструмент недостаточно.

Посадку

надо

отрабатывать

и

пояснять

возникающие

ошибки.

Соблюдая и понимая основные принципы посадки, ученик получит

доступ

к

осознанной

выработке

свободных

игровых

движений.

И

наоборот, поверхностное отношение (с первых уроков) к постановке

инструмента и посадке сильно замедлит процесс развития, а к старшим

классам приведут в тупик, резко ограничив технические возможности

ученика. В этих случаях обучение растягивается на годы, а результат

получается наименьший. Даже систематические, многочасовые занятия

не принесут пользы, так как инструмент не будет иметь должной

устойчивости, и учащийся будет утомляться гораздо быстрее, нежели

при правильной посадке.

7

Постановка правой руки

Функции правой руки. Основные моменты правильной

постановки правой руки

Дальше

нужно

найти

положение

правой

руки

на

корпусе гитары.

Правая рука для гитариста как «смычок» для скрипача. С первой же попытки

учащегося извлечь звук правой рукой необходимо добиваться, чтобы звук

«пел», тянулся, был достаточно плотным и глубоким. Маленьким детям

достаточно

представить

себе

образ

того

что

они

хотят

изобразить

или

услышать,

и

звук

у

них

уже

получается

осмысленный

(не

пустой,

не

механический).

Основные функции правой руки – извлекать звук и слегка придерживать

инструмент. Существуют положения, которые педагог должен чётко себе

представлять в процессе работы над постановкой правой руки.

1.

Правая рука кладётся локтевым сгибом на край широкой части корпуса

гитары. При этом рука не должна нажимать на корпус инструмента, а

лишь слегка опираться на него.

2.

Чтобы найти правильное положение правой руки на корпусе гитары,

следует

правой

рукой

перекрыть

струны

в

районе

резонаторного

отверстия, здесь и находится точка контакта правой руки с гитарой.

3.

Дальше следует проделать несколько упражнений: акцентированные

удары по обечайке, затем по струнам.

Упражнение 1:

на счёт «раз» - удар по обечайке,

на счёт «два» - удар по струнам.

Повторить несколько раз. Выполняя это упражнение надо точно найти

и зафиксировать точку опоры – это будет предплечье.

Упражнение 2:

на счёт «раз» - удар по струнам,

на счёт «два» - рука свободно опускается.

8

Также повторить несколько раз.

Упражнение 3:

Объединить движения первого и второго упражнений.

При правильном выполнении этих упражнений появляется ощущение

инструмента, он становится вашим естественным продолжением. С

помощью

этих

упражнений

появляются

навыки

постановки

руки,

которые должны будут стать основными при игре на гитаре.

4.

Следующим этапом является постановка пальцев на струне. Пальцы i,

m,

a

из

исходного

положения

в

районе

резонаторного

отверстия

перемещаются

по

струнам

и

останавливаются

на

первой

струне,

обхватывая её снизу i, m, a ощущают натяжение струны, а большой

палец становится сверху, в этот момент необходимо скорректировать

положение большого пальца. Он должен быть прямым (работает весь

палец, а не одна фаланга).

5.

Далее сохраняя это положение пальцев правой руки на струнах, нужно

выполнить

упражнение

«покачивание»,

как

на

качелях,

при

этом

покачивание происходит не за счёт кисти, а работает целый рычаг, т.е.

предплечье.

Мышечные ощущения у учащегося нужно воспитывать с первых занятий,

отрабатывать и доводить до автоматизма.

1.

Теперь

следует

начать

работу

над

звукоизвлечением.

Один

из

вариантов: можно начать с пульгара. При этом статичное положение

остальных

пальцев

на

струнах

(для

опоры)

является

основополагающим. При проработке i в опоре остаются p, m, a и т.д.

все передовые европейские школы основываются именно на этом.

2.

Чтобы избежать различных негативных явлений в правой руке надо

начинать извлечение звука со струны (т.е. без замаха, с подготовкой).

На счёт «раз» звукоизвлечение, на «два» пауза (подготовка).

Наиболее распространённые ошибки и пути их преодоления

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

9

1.

Правая

рука

слишком

нажимает

на

корпус

гитары.

Эта

ошибка

возникает вследствие того, что правая рука в этом случае является

дополнительной точкой опоры, но эта опора должна быть лёгкой, без

нажима. От сильного нажима на инструмент рука зажимается, быстро

устаёт. Поэтому, если учащийся после непродолжительного занятия

чувствует онемение руки – причину следует искать в этом.

2.

Кисть подпрыгивает вместе с движениями пальцев – это очень грубая

ошибка, не исправив которую, нельзя и думать о развитии техники

правой руки. Преодолевая этот дефект, нужно выработать у учащегося

независимые

движения

пальцев

правой

руки.

Учащийся

должен

стараться

при

работе

пальцев

оставлять

кисть

в

неподвижном,

но

свободном состоянии, вся работа по извлечению звука производится

только кончиками пальцев со струны.

3.

Большие замахи пальцев и отсутствие стабильности в правой руке. Они

не

дадут

учащемуся,

в

будущем,

играть

в

быстрых

темпах.

Для

достижения экономичных и рациональных движений следует осваивать

принцип игры со струны с фиксацией одного или нескольких пальцев.

4.

Большой

палец

правой

руки

работает

одной

фалангой

или

задействована вся кисть. В этом случае будет страдать как техническое

развитие,

так

и

качество

звука.

При

правильной

работе

большого

пальца правой руки кисть должна быть неподвижной, а палец работает

весь от пястного сустава, а не какая-либо его часть.

Итак,

при

постановке

правой

руки

большое

внимание

у

начинающего

гитариста должно быть обращено на организованность, экономичность и

естественность движений пальцев.

10

Постановка левой руки

Функции левой руки. Основные моменты правильной

постановки левой руки

Только после того как будет поставлена правая рука и достигнута

свобода корпуса можно приступать к постановке левой руки.

1.

Левая

рука

всегда

должна

сохранять

свободное,

непринуждённое

состояние, начиная от плеча и до кончиков пальцев. Сначала следует

научить ученика ощущать работу мышц отдельных частей руки, затем

научить его постоянно контролировать свободу этих мышц.

2.

Нажим

на

струну делается

кончиком пальца.

Ногти

должны быть

коротко острижены.

3.

При соприкосновении со струной пальцы должны быть закруглены, и

опускаться активно, но мягко, около ладовых порожков.

4.

Для достижения чистого и плотного звука пальцы должны плотно

прижимать струну, ближе к ногтю, ближе к порожку.

5.

Начинать постановку левой руки следует с расстановки пальцев на

грифе, для этого нужно сделать следующее:

a.

Большой

палец

расположить на

средней линии

задней части

грифа.

b.

Четыре пальца расположить над соседними ладами (V, VI, VII,

VIII),

свободно

согнуть

пальцы

и

последними

фалангами

прижать струну к грифу.

При

этом

постановка

указательного

пальца

заслуживает

особого

понимания.

Не

нужно

требовать

от

учащегося

перпендикулярного

положения указательного пальца (в отличие от остальных пальцев).

Указательному

пальцу

лучше

сохранить

положение

заданное

природой, т.е. естественное.

6.

Усилие сосредотачивается на кончике каждого пальца, оно должно

быть

не

более

того,

которое

необходимо

для

извлечения

звука

соответствующей громкости и длительности.

11

Наиболее распространённые ошибки и пути их преодоления

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

1.

Кисть прижимается к грифу со стороны указательного пальца. При

таком

положении,

затрудняется

действие

мизинца,

и

становится

невозможным

правильное

исполнение

приёма

баррэ.

Кроме

того,

беглость при такой постановке просто невозможна. Пытаясь исправить

этот дефект, следует помнить, что кисть должна висеть, а не служить

опорой.

2.

Большой

палец

выступает

наружу,

это

придаёт

ему

напряжённое

состояние и затрудняет движение других пальцев.

3.

Локоть прижимается к корпусу играющего – это полностью сковывает

руку.

4.

Пальцы сдвигаются в сторону ладовых порожков, рука наклоняется к

головке грифа. (Пальцы прижимаются друг к другу). Чтобы легче и

существеннее произвести процесс постановки пальцев левой руки и

научиться играть в позиции, рекомендуются следующие упражнения:

хроматическое движение 1, 2, 3, 4 пальцами по какой-либо струне. При

восходящем

движении

каждый

палец

находится

над

своим

ладом,

смена позиции производится путём

скольжения первого пальца по

струне до нужного лада, остальные пальцы сохраняют своё положение

относительно

друг

друга,

только

немного

становятся

ближе,

т.к.

ширина ладов меняется. При нисходящем движении пальцы находятся

на ладах, палец уже сыгранного звука остаётся над своим ладом, в этом

же положении пальцы перемещаются в следующую позицию.

5.

Пальцы левой руки прижимают струны посередине ладов. Пальцы

прогибаются в суставах – никогда не получится чистого, потного звука,

если ученик не следует принципам: ближе к ногтю, ближе к порожку.

6.

Зажатость в области плечевого пояса. Она появляется почти у всех

учащихся

от

бесконтрольности

или

чрезмерного

старания.

Если

педагог вовремя не проконтролировал процесс снятия зажатости, то

идёт

нарастание

напряжения,

следствием

этого

является

плохая

координация рук и психологические срывы во время выступления.

Поэтому ответственность педагога на начальном этапе велика. Как

проверить зажатость плечевого сустава? Если ученик снимает руку с

12

грифа гитары, и она у него не падает (остаётся на месте) – значит

мышцы

зажаты,

если

же

рука

свободно

падает

вниз

мышцы

расслаблены.

13

Заключение.

Интерес к гитарному исполнительству в нашей стране, в последние

годы, значительно вырос. Во многих учебных заведениях открываются и всё

более

расширяются

классы

гитары.

Растёт

исполнительское

мастерство,

создаётся новый репертуар, совершенствуются техника и приёмы игры. В

этих

условиях

возникает

необходимость

в

методических

пособиях

и

разработках, которые окажут помощь педагогам-гитаристам.

В мире существуют сотни гитарных школ. Все они, начиная с авторов

конца XIX –начала

XX веков (М. Каркасси, Ф. Таррега, Э. Пухоль,

А.

Сеговия, Х. Сагрерас) используются и сегодня, но целый ряд моментов

устарел и вышел из употребления.

Очень

велика

роль

А.

Сеговии

в

распространении

шестиструнной

гитары. Его влияние в мире огромно, авторитет является бесспорным. А.

Сеговии подражали, у него учились, он имеет много последователей среди

музыкантов

более

старшего

поколения.

Однако

гитарная

техника

совершенствуется, и молодые музыканты сегодня играют иначе.

Сегодня гитарная педагогика ставит перед собой задачу перехода на

качественно новую ступень в методике преподавания.

Из

существующих

современных,

прогрессивных методик я

использую

в

своей

практике

авторскую

методику

известного

педагога-гитариста,

Заслуженного

работника

культуры

России

Ю.П.

Кузина,

школу

аргентинского гитариста Х. Сагрераса, школу скандинавского гитариста Е.

Торлаксона.

Неоценимую помощь в профессиональном становлении и овладении

методикой преподавания в классе гитары я получила из уроков и мастер-

классов известного педагога-практика, преподавателя НГПУ, НОККиИ Юрия

Алексеевича

Зырянова

преподавателя,

НОККиИ

Веры

Васильевны

Гончаровой, мастер-классов широко известных мастеров исполнителей Р.

Мамедкулиева, Р. Зорькина, А. Баранова.

Данная работа написана на основе изучения и применения на практике

этих положений. Здесь же я обобщила свой личный педагогический опыт

(вместе с теми ошибками, которые неизбежно присутствовали в начале моей

педагогической практики). С накоплением опыта и знаний пришло ясное

видение

причин

возникновения

этих

ошибок,

постепенно

стали

14

нарабатываться

пути

их

преодоления

и

устранения

на

начальном

этапе

обучения.

15

Список литературы

1.

Карулли Ф. Школа игры на шестиструнной гитаре. Лейпциг 1961.

2.

Сагрерас Х. Школа игры на гитаре. ч1. М., 1996.

3.

Сендреи-Карпер Л. Школа игры на шестиструнной

гитаре (в 7-ми

томах). Будапешт

4.

Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре

5.

Р. Изнаола Путь к виртуозности

6.

Ларичев Е. Вопросы постановки. М., 1989.

7.

Кузин Ю. Азбука гитариста. Н., 1999.

8.

Григорьев Г. Учебно-методическое пособие для начинающих. «Путь к

гитаре» М., 1999.

9.

Х. Кэппель Техника современной классической гитары.Германия, 2011.



В раздел образования