Автор: Забелина Ирина Анатольевна
Должность: начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДПО "Похвистневский РЦ"
Населённый пункт: город Похвистнево, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Тренинг повышения мотивационного потенциала педагога как ресурса успешного развития обучающихся"
Раздел: дополнительное образование
Тренинг повышения мотивационного потенциала педагога
как ресурса успешного развития обучающихся
Аннотация. В Северо-Восточном образовательном округе Самарской
области
сложилась
модель
психологической
службы
по
повышению
профессиональной
компетенции
педагогических
работников
с
целью
обеспечения условий для персонификации траекторий профессионального
развития педагогов-психологов. В статье представлен практический опыт
работы педагога-психолога по применению научно-методических аспектов в
проведении
тренинга,
направленного
на
повышение
мотивационного
потенциала педагога школы с низкими образовательными результатами.
Актуальность. Одним из условий повышения качества образования в
образовательных организациях является управление профессиональным
развитием педагогов. Принцип адресности и целевого обучения учителей
является
основополагающим.
Особая
роль
при
этом
принадлежит
психологической работе, так как ее успех зависит от заинтересованности
педагогов в профессиональном развитии, удовлетворенности коллектива
организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен
педагог
своей
деятельностью,
тем
больше
он
заинтересован
в
совершенствовании своего мастерства, тем выше и его профессиональные
достижения, и достижения учеников.
Проблема.
Недостаточный уровень мотивации педагогов и как
следствие низкий уровень охвата трансляции опыта, неуспешность учеников,
низкие
образовательные
результаты
обучающихся
по
итогам
государственной итоговой аттестации и / или всероссийских проверочных
работ.
Важнейшим
инструментом
решения
данной
проблемы
является
выработка
общей
стратегии
школы
по
повышению
мотивационного
потенциала
педагога
как
ресурса
успешного
развития
обучающихся.
Необходимы мероприятия, направленные на формирование положительной
мотивации
к
профессиональному
росту
педагога,
овладение
психологическими знаниями и умениями в области понимания своих
мотивов.
Научно-методический подход. В научных трудах Б.Г. Ананьева, А.Б.
Бакурадзе, В.И. Ковалева, Б.И. Додонова, Ф. Герцберга, В.С. Лазарева и др.
отражены
позиции
развития
мотивационной
сферы
в
процессе
профессионального
становления
личности
педагога.
Мотивация
-
побуждение к действию,
психофизиологический процесс, управляющий
поведением
человека,
задающий
его
направленность,
организацию,
активность
и
устойчивость.
Это
способность
человека
деятельно
удовлетворять
свои
потребности.
Теории
мотивации
могут
служить
теоретической
базой
не
только
для
определения
типов
мотивации
педагогических
работников,
но
и
направить
их
на
развитие
и
совершенствование
«факторов-мотиваторов»,
побудительных
элементов,
таких как потребности, интересы, ценностные ориентации, внешние и
внутренние стимулы. Мотивация профессионального развития, процесс
побуждения педагога к активной педагогической деятельности направлены
на получение нового качественного результата и сфокусированы на
достижении личного смысла в профессии.
Цель тренинга: повышение мотивационного потенциала педагога как
ресурса успешного развития обучающихся.
Задачи:
1)
Улучшать психологический климат в коллективе.
2)
Преодолеть барьеры в общении, понять мотивы, побуждающие к
профессиональной деятельности.
3)
Формировать и развить навыки искренних высказываний для
анализа сущности «Я».
4)
Определять
факторы
мотивации
и
удовлетворенности
профессиональным трудом.
5)
Вербализовать и осознать проблемы профессионального выгорания.
6)
Обучать
навыкам
психологической
разгрузки
(снятие
эмоционального, нервно-мышечного напряжения).
Целевая
аудитория:
педагогические
работники
образовательной
организации.
Необходимые материалы и оборудование: мультимедийное
оборудование, проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал.
Ожидаемый результат:
Прогнозируемые результаты:
- получение педагогами опыта позитивного и эффективного взаимодействия;
- овладение знаниями и умениями в области понимания мотивов педагогов;
- осознание значимости мотивации для повышения эффективности и качества
работы;
-
вербализация и осознание педагогами проблемы профессионального
выгорания;
- овладение навыками снятия психоэмоционального и нервного напряжения.
Содержание тренинга
1.
Приветствие «Давайте поздороваемся».
Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение
внимания.
«Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе».
Беседа. «Я рада приветствовать вас на тренинге. Желание работать
продуктивно подчас становится фактором достижения успеха школой. Не
секрет, что можно поставить самые привлекательные и перспективные цели,
разработать
великолепные
планы
преобразования
образовательной
организации, установить современное оборудование, но всё это окажется
напрасным, если педагоги не захотят работать в полную силу. Отсюда
возникают вопросы:
Что побуждает педагогов хорошо работать?
Почему работники, имеющие одинаковую квалификацию, трудятся с
различной эффективностью?
Что надо сделать, чтобы педагоги работали лучше? А ученики учились
лучше?
Как вы думаете, с чем связаны эти вопросы? (проблемы мотивации).
Сегодня проводим тренинг повышения мотивационного потенциала педагога
как ресурса успешного развития обучающихся. Мотивированный коллектив
добивается многих вершин и побед, чего я вам желаю!»
2. Принятие правил работы группы
«Правило – 00».
«Правило – психологическое равенство».
«Правило активности».
«Правило – психологическая безопасность».
«Правило – конструктивность критики».
3. Упражнение «Смысл моего имени»
Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.
Ресурсы: нарезанные листы бумаги, фломастеры, булавки.
Участники делают визитные карточки со своим «тренинговым» именем.
Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли
в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя – образ.
Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя,
а потом рассказать историю его происхождения.
Вывод. Все мы разные, имеем свою индивидуальность, но и интересны этим.
Нас много Я. Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся
действовать вместе,
преодолеть барьеры в общении, понять мотивы,
побуждающие к профессиональной деятельности.
Обсуждение. Какие цели поставим себе. Чему хотим научиться?
4. Игровое упражнение «Без маски»
Цель
упражнения:
снять
эмоциональную
и
поведенческую
закрепощенность, сформировать и развить навыки искренних высказываний
для анализа сущности «Я».
Это
упражнение
помогает
наладить
партнерские
отношения
в
коллективе, улучшить психологический климат коллектива.
Психолог. «Мы уже убедились, что в группе можно быть откровенным.
Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по
одной карточке и сразу продолжать фразу. Другие будут внимательно
слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять
другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет
быть первым?» Упражнение выполняется по кругу.
1. «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
2. «Мне очень трудно забыть, но я...»
3. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
4. «Мне бывает скучно, когда я...»
5. «Особенно меня раздражает то, что я...»
6. «Мне особенно приятно, когда меня...»
7. «Иногда люди не понимают меня, потому что я...»
8. «Верно, что я еще...»
9. «Думаю, что самое важное для меня...»
10. «Я горжусь тем, что...»
11. «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»
12. «У меня возникает чувство сомнения, когда...»
13. «Я заслуживаю того.....»
14.«Я абсолютно уверенна, что......»
15. «Я пока не научилась......»
16. «Я всегда радуюсь......»
17. «Я хочу научиться лучше...»
18. «Мне особенно приятно, когда меня...»
19. «Единственное, что я хотел бы изменить в себе, это...»
20. «Мне очень трудно забыть..., но я...»
21. «Больше всего я люблю (умею)...»
22. «Мне хорошо, когда...»
23. «Я выхожу из себя, когда...»
24. «Я никогда не забуду день, когда...»
25. «Мне бывает стыдно, когда я...»
26. «Я чувствую себя неловко, когда...»
27. «Особенно меня раздражает, что я...»
28. «Я не очень хорошо умею...»
29. «Мне лучше помолчать, когда нахожусь...»
30. «В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя...»
Обсуждение. Было трудно откровенно говорить о себе? Какие эмоции вы
испытали? Путь к профессиональному самосовершенствованию педагога
лежит через познание себя?
5. Упражнение «Афоризмы – метафоры»
Цель: Ознакомление с основными типами самоорганизации педагогов из
перечисленных афоризмов.
Из перечня афоризмов необходимо выбрать и объяснить один, который
наиболее точно отражает ваше профессиональное кредо или девиз по жизни.
Афоризмы:
Капля долбит камень не силой, а частотой.
Чем больше у меня работы, тем больше я учусь.
Один алмаз полирует другой.
Не мыслям нужно учить, а мышлению.
Дайте детству созреть в детстве.
Лучше изучить лишнее, чем ничего.
Идти к цели через опыт и учитесь на ошибках.
Даруй свет, и тьма исчезнет сама.
Понимание – начало согласия.
Делай свое дело и познай самого себя.
Час работы научит большему, чем день объяснений.
Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник.
Обсуждение. Как вы себя чувствовали во время выполнения упражнения,
когда слышали афоризмы и метафоры от коллег? В этих афоризмах
прослеживается ваше отношение к жизни?
6. Экспресс-диагностика структуры факторов демотивации
педагогов
(Методика
DeMetrics).
10
факторов
мотивации
и
удовлетворенности:
- интерес к процессу (удовольствие от процесса, содержания и результата
работы);
- творчество (возможности для творческого самовыражения и проявления
инновационности);
-
признание
заслуг
(известность
и
авторитет
в
профессиональном
сообществе);
- перспектива роста (карьерные перспективы);
- полезность (ощущение важности работы, моральное самоуважение);
- отношения с начальством (отношения с непосредственным руководителем);
- отношения с коллегами (отношения в коллективе);
- заработная плата (уровень оплаты труда);
- социальный пакет и бонусы (компенсационный пакет и дополнительные
льготы).
- условия работы (условия для эффективной работы).
Обсуждение: Какова же роль профессиональной мотивации в успешности
профессиональной деятельности? Какие мотивы движут человеком?
Информация.
Профессиональная мотивация
- это действие конкретных
побуждений, которые обусловливают не только выбор профессии, но и
продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией;
профессиональная
мотивация
формируется
под
влиянием
факторов
окружающей
действительности,
работы
над
собой.
Важнейшей
составляющей
профессиональной
мотивации
является
степень
удовлетворенности педагогом своей профессиональной деятельностью.
Обсуждение. Какие наиболее важные факторы удовлетворенности трудом
можно назвать? Итак, удовлетворенность профессиональной деятельностью
- это важная характеристика эффективного функционирования современной
образовательной организации, определяющая во многом качество конечного
результата.
7. Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы профессионального
выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Ход
упражнения:
вытянуть
любую
карточку
с
незаконченным
предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Фразы для карточек:
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Откровенно говоря, я мечтаю … и др.
8. Упражнения
для
снятия
эмоционального
и
нервного
напряжения, аутогенная тренировка.
Упражнение «Мусорная корзина»
Цель: избавление от негативных эмоций.
Педагоги пишут на листочках те негативные эмоции, которые имеются в
настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После
этого бумажки рвутся и выбрасываются в мусорную корзину.
Обсуждение.
Кто хочет поделиться и рассказать другим участникам
содержание своей записки. Зачем надо избавляться от негативных эмоций?
Информация.
Аутогенная
тренировка
- психотерапевтическая методика,
направленная на восстановление динамического равновесия механизмов
человеческого организма, нарушенных в результате стресса. Методика
аутогенной тренировки основана на применении мышечной релаксации.
Психолог: «Чем больше человек нервничает и испытывает напряжение, тем
меньше он успевает и больше устает. Внутреннее напряжение - очень
энергозатратно, большая часть сил и энергии уходит на его преодоление. Но
стоит расслабиться и успокоиться, как энергия высвобождается, и ее можно
направлять
в
полезное
русло.
Попробуем
использовать
формулы
самовнушения. Управляешь собой - управляешь своей жизнью!»
«Все тело расслабленно и отдыхает».
«Я в состоянии покоя».
«Я отдыхаю и заряжаюсь энергией».
«Я уверен(а) в себе и своем завтрашнем дне».
«Я заряжаюсь оптимизмом и душевными силами».
«Я решителен и настойчив».
«Мои способности раскрываются в работе все больше и больше».
«Я – гордость своей организации».
«Я настойчив, решителен и находчив».
«Я уважаю себя и пользуюсь заслуженным уважением других». «Меня ждет
успех».
Комплекс упражнений: «Счет до 10», «Выжми лимон», «Тряпичная кукла»,
«Надуй шар», «Массаж пальцев», «Возбуждение – торможение», «Техника
брюшного дыхания».
9. Упражнение «Сердце коллектива»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Психолог: «Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу,
чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное.
«Давайте
подумаем,
что
мы
могли
бы
подарить
нашему
коллективу,
чтобы
взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения – более
сплоченными, мотивы – побуждающие к успешному обучению, развитию
обучающихся. Давайте скажем, что каждый из нас дарит коллективу. Я,
например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие».
Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить
коллективу.
«Ну вот, все игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно
работали. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и
необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Ваш
мотивационный потенциал велик! Вы активны и целеустремленны! Спасибо
всем за участие!»
Обсуждение. Что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для
себя, для группы?
10.
Рефлексия (заключительная часть):
Какие качества у вас проявились при участии в тренинге?
Что нового узнали?
Как будете использовать эти знания?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Можете ли вы сказать, что у вас есть мотивационный потенциал?