Напоминание

Сценарий игровой программы


Авторы: Жиркова Ольга Александровна, Болдыш Ольг Владимировна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Спектр" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Сценарий познавательно-игровой программы "Археологическая экспедиция", посвященный Дню Археолога
Тема: Сценарий игровой программы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования Администрации городского округа Самара

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СПЕКТР»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Сценарий познавательно-игровой программы

«Археологическая экспедиция»,

посвященный Дню Археолога

Авторы:

Жиркова О.А.,

педагог-организатор

Болдыш О.В.,

методист

Самара, 2022

Краткая аннотация

Познавательно-игровая

программа

«Археологическая

экспедиция»

знакомит обучающихся с профессией археолога и содержит задания на

проверку и расширение кругозора детей.

Данный материал будет полезен широкому кругу педагогических

работников: педагогам дополнительного образования, классным руководителям

в образовательных школах, организаторам внеурочных мероприятий.

Игровая программа создана на основе практического опыта педагога-

организатора О.А. Жирковой.

Участники мероприятия: дети в возрасте от 7 до 14 лет, педагоги.

Цель: приобщить подрастающее поколение к естественным наукам,

вызвать интерес к профессии археолога и его деятельности.

Задачи:

-стимулирование творческой активности обучающихся;

-создание условий для возникновения и развития интереса к

исследовательской деятельности, научным открытиям, истории и разгадыванию

тайн;

-развитие у обучающихся логического мышления, образной речи,

ответственности и внимания;

-формирование у обучающихся умений работать в команде, развитие

навыков общения.

Реквизит: карточки с тематическими картинками;

письменные принадлежности: лупа, компас, веревка, фонарик, лопата,

кисть, щетка, скребок, нож, ложка, кружка, сито.

Набор «археологических находок» (карточки с фотографиями, поделки и

т. п.), инструменты археолога.

В игре принимают участие 2 команды по 7-10 человек.

Дополнительной подготовки для участников игры не требуется.

2

За каждое испытание дается один балл выигравшей команде. В конце

игровой программы баллы суммируются и назначается команда-победитель.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1: Здравствуйте. Детство время приключений. И я предлагаю

вам отправиться в увлекательную археологическую экспедицию.

На пути нашем будет немало трудных заданий и ситуаций, с которыми

часто

сталкиваются

настоящие

археологи.

Надеюсь,

вам

удастся

с

достоинством выйти из них.

Ведущий 2: Археология одна из самых удивительных и романтических

профессий. Кто не мечтал откопать где-нибудь настоящий клад или найти что-

нибудь старинное и загадочное, затерянное или специально спрятанное много-

много лет назад? Но археолог - это не просто кладоискатель.

Настоящих археологов отличает бережное отношение к находкам, и

работают

они

не

ради

собственного

обогащения,

а

ради

обогащения

человеческой

истории

и

культуры.

Предлагаю

вспомнить

важнейшие

археологические находки.

Ведущий 1: Археологические находки могут быть очень разные - от

черепов и ржавых гвоздей до целых городов. Такая история случилась с

древним городом Помпеи в Италии. Целых 17 веков город простоял

засыпанный пеплом после извержения Везувия. И хотя история гибели города

была всем известна.

Подобная история была с древнегреческим городом Троя. Его

откопали лишь в 19 веке.

Но эти города, по крайней мере, целенаправленно искали, а бывали

находки случайные. Например, всем известную статую Венеры Милосской

откопал в своем огороде простой греческий крестьянин, обрабатывая грядку.

Ведущий 2: Сейчас я предлагаю вам на время стать археологами и

отправиться в экспедицию.

Ход игры:

3

Ребята разбиваются на 2 команды, выбирают капитанов.

Ведущий 1: Вы знаете, что к экспедиции нужно тщательно приготовиться

взять необходимые вещи, но не брать лишнего.

Игра- соревнование «Собери рюкзак»

Ребятам предложено выбрать предметы, которые необходимы в

экспедиции и объяснить их назначение.

Ведущий 2: Любая экспедиция требует финансирования. Предлагаю

обратиться к банкиру. Сейчас мы поиграем в игру «Банкир»

«Игра-соревнование «Банкир»

Каждая команда получает столько финансов

, сколько капитаны сумеют

вытрясти из банок с моментами через узкую прорезь в крышке, не прибегая к

помощи посторонних предметов.

Ведущий 1: Теперь предстоит выбрать город предстоящей экспедиции.

Для чего предлагаю следующую игру

Игра-соревнование «Из города в город»

Играющие стоят по кругу. Ведущий начинает: "Москва". Рядом

стоящий называет город на последнюю букву - Астрахань, следующий -

Норильск - Киев - Волгоград и т. д. Каждому участнику дается на

размышление три секунды, если он не укладывается в это время, то выбывает

из игры. Экспедиция отправится в последний озвученный город.

Ведущий 2: На сборы команде дается 10 мин. За это время команды

должны в виртуальном пространстве изучить историю, достопримечательности

города и отправить экспедицию.

Чтоб быстро добраться до места раскопок придется пройти через

«болото»

Ира-соревнование «Болото» (бег по дощечкам);

Дети подходят к месту раскопок №1.

Испытание «Раскопки»

Здесь каждая команда находит папку с вопросами «Как правильно

вести раскопки?»

4

Отвечает на вопросы и движется дальше.

Испытание «Вход в пещеру» (ходьба «Гуськом» 7 м.)

выигрывает тот, кто быстрее все сделает задание.

Ребята добрались к месту раскопок №2.

Каждая команда находит «сундучок» с необычными

предметами

(глиняный кувшин, чайник, горшочек, рушник, головной убор тюбетейка,

кокошник и т.п.)

Команды должны дать правильное объяснение найденным предметам

(возраст, назначение и т.п.).

Ведущий 1: А теперь вас ждет очень интересное испытание

Игра-соревнование «Крупицы мудрости»

Взять небольшую коробочку, фиолетовый лак для ногтей, мешок гречки.

12 крупинок гречки покрасить лаком для ногтей, просушить. В коробку

высыпать гречку и добавить к ней крашеные крупинки. Участникам

необходимо найти «крупицы мудрости» в коробке за 3-4 минуты. Сколько

крупинок найдено, столько баллов получает команда.

Ведущий 2: Вам осталось пройти последние испытание и ответить на

вопросы (Приложение 1).

Ведущий 1: Ребята, наша археологическая экспедиция подошла к концу.

Сегодня вы узнали кто такие археологи, как непросто найти артефакты и

правила ведения раскопок.

Совместное построение, подведение итогов, награждение команд.

Музыкальное сопровождение:

-Песня Праздник счастливого детства;

-Песня «На огромном небе;

-Звучит песня группы «Ногу свело» «Рамамба Хару Ма.мбуру».

5

Приложение №1

Вопросы:

1.Кто такой археолог?

а. Человек, который решил найди клад или что-то ценное;

б. Профессионал, получивший специальное образование.

2. Археолог может вести поиски самостоятельно, где считает нужным;

а. Да

б. Нет

3. Инструменты, применяемые на археологических раскопках

а. Лопата: штыковая, сапёрная, совковая;

б. Нож

в. Кисточка

г. Сито

д. Таз

е. Лыжи

ж. Микроволновка

з. Теннисные шарики

и. Гуашь

4. Изученные предметы археологи передают в музеи, где хранится часть

исторических источников. Где ещё, кроме музеев, хранятся исторические

источники?

а. В архивах

б. В библиотеках

5. Существует ли археологическая разведка?

а. Да

б. Нет

6.Правда ли что профессия археолога сравнима с профессией хирурга?

а. Да

6

б. Нет

7. Как называлось жилище первобытного человека?

а. Пещера

б. Нора

8. Как называется жилище рыцаря?

а. Дворец

б. Замок

9. Как называется жилище богов?

а. Храм

б. Церковь

10. Как называется посуда из глины?

а. Керамика

б. Хрусталь

11. Какая обувь была основной у русских крестьян?

а. Сапоги

б. Лапти

12.Представьте себе, что вы уже археологи. Во время раскопок вами было

обнаружено много наконечников стрел разной формы. О чем это говорит?

а. В этом месте шла война

б. Здесь был завод по изготовлению стрел

13. О чем говорит находка большого количества обугленных костей скота

и людей?

а. Был пожар

б. Было наводнение

Ответы:1-б; 2-б; 3-а, б, в, г, д; 4- а, б; 5-а; 6-а; 7-а; 8-б; 9-а; 10-а

7



В раздел образования