Напоминание

Общеразвивающая программа творческого объединения авиамоделистов "Икар"


Автор: Романов Игорь Анатольевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дом детского творчества №2
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: Общеразвивающая программа творческого объединения авиамоделистов "Икар"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комитет образования администрации городского округа « Город Чита».

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества №2» г.Читы

«УТВЕРЖДАЮ»

ПС пр.№1 «10» сентября 2018г.

Директор ДДТ№2_______ Бикеева Т.В.

Общеразвивающая программа

творческого объединения авиамоделистов

«Икар»

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 7-16 лет

Педагог ДО: Романов И.А.

Чита, 2018 г.

Пояснительная записка

Дополнительная

общеразвиваюшая

программа «Икар» разработана в

соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29

декабря

2012г.

№273фз,

«Концепции

духовно-нравственного

воспитания

в

Российской Федерации на период до 2025», «Концепцией развития дополнительного

образования детей» (утверждена распоряжением правительства РФ от 4.09.14г.

№1726-р), приказом

Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008 г. Москва «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

по

дополнительной

общеобразовательной

программе»,

профессиональным

стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Дополнительное образование детей рассматривается, как важнейшая

составляющая образовательного пространства и направлено на развитие личности

ребенка,

его

склонностей,

способностей,

интересов,

социального

и

профессионального самоопределения. Именно система дополнительного образования

способна решать задачи развития технических способностей детей.

В последнее время вновь возрос интерес к техническому творчеству, занятости

детей

в

объединениях

этой

направленности.

Техническое

творчество

и

изобретательство, а в частности спортивное авиа моделирование становится все

более актуальным и востребованным.

Авиамоделирование вбирает в себя не только самые последние достижения

науки

и

техники,

но

и

требуют

качественной

подготовки

специалистов:

конструкторов, технологов, сборщиков. Авиамоделизм – это синтез спорта и

технического творчества, путь в профессию.

Дополнительная

общеразвивающая

программа «Икар» имеет статус

авторской, который подтверждается участием в областном и всероссийском

конкурсах авторских образовательных программ. Программа отвечает не только

социальному заказу, но и предполагает преемственность с программой ДОСААФ

(Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), осуществляющим

углубленную и расширенную подготовку специалистов в области авиамоделизма.

Таким

образом,

программа

«Икар»

способствует

профессиональному

самоопределению обучающихся.

Целью программы является

развитие

технического

творчества

и

конструкторской деятельности обучающихся в условиях творческого объединения

«Икар».

Задачи:

Обучающие:

-

ознакомить учащихся с основными сведениями по авиации, авиамоделизму;

-

научить строить и запускать различные модели планеров и самолетов;

-

сформировать умения и навыки работы с различными материалами и

инструментами.

Развивающие:

-

формировать мотивацию к техническому моделированию,

-

развивать

конструкторские

способности,

мышление,

творческое

воображение.

Воспитывающие:

-

воспитывать

целеустремленность,

волевые

качества

личности,

коммуникабельность, любовь и интерес к технике.

Содержание программного материала позволяет познакомить обучающихся с

историей и достижениями отечественной авиации, основами теории полета,

разнообразными

моделями

летательных

аппаратов

разных

типов,

обучить

изготовлению летающих моделей и подготовить к участию в соревнованиях.

Программой предусматривается увеличение практической

деятельности

(до80%),что позволяет более эффективно и качественно реализовать поставленные

задачи. Так, например,

в блоке «Авиамодельные двигатели» предполагается

изготовление

деталей,

быстро

выходящих

из

строя:

поршень

и

шатун

изготавливаются на токарно-винторезном станке из металла чугуна или спеченного

алюминиевого сплава. А блок «Усовершенствованная модель планера» дополнен

самостоятельной разработкой модели (применением таймера для остановки полета

за счет отклонения угла стабилизатора, изменением направления полета поворотом

киля модели).

Инновационную составляющую реализации содержания программы мы видим в

применении различных материалов с целью замены общепринятых на более прочные

(углеволокно, кевларовые нити, различные лавсановые пленки и ткани, применяемые в

современном самолетостроении), что позволяет улучшить аэродинамические качества

полета. Изменение типовых конструкций узлов с целью их унификации и рекомбинации,

использование нестандартных горюче-смазочных материалов и новейших технологий

оформления моделей, в том числе компьютерной графики, так же придает эффект новизны

данной образовательной программе.

Образовательная программа предусматривает разноуровневый подход в

образовательном процессе:

I год обучения - репродуктивный (подготовительный), где учащиеся

могут не только изготовить изделия по предъявленной документации, но и

доконструировать и самостоятельно внести изменения в техническую

документацию;

II год обучения - эвристический (с элементами творческого поиска),

где учащиеся справляются с изготовлением изделия с предварительным

конструкторским оригинальным усовершенствованием;

Ill год обучения - креативный (творческая исследовательская работа), где

учащиеся способны самостоятельно разрабатывать оригинальные конструкторские

идеи, обосновывать и формулировать их.

В

программе

предусмотрен

ускоренный

темп

прохождения

теоретического материала I

года обучения через введение наставничества в

разновозрастных группах, где помощником педагога являются подростки с более

совершенным уровнем подготовки.

Программа реализует основные идеи Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Ш.А.

Амоношвили, а также идеи проблемного обучения Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лернера,

теории

интенсификации

педпроцесса

Ю.К.Бабанского,

программированного

обучения Н.Ф.Талызиной, развивающего обучения Д.Б.Эльконина.

При

реализации

данной

программы

осуществляется,

погружение

в

различные образовательные области, с учетом уровня освоения социального опыта

обучающимися (см.приложение № 1), а также преемственность и согласованность,

межпредметная связь с общеобразовательными дисциплинами и предметами:

черчение, физика, химия, производственны труд, география, математика.

Черчение:

-

работа по шаблону, лекалу;

-

начальное техническое моделирование;

-

на основе геометрических понятий;

-

проекция объемных деталей;

-

изображение перспектив (воздушной, линейной, фронтальной);

-

чертеж модели самолета в масштабе;

-

график полетов.

Физика:

-

законы аэродинамики;

-

закон Ома;

-

уравнение Бернулли;

-

несовместимость разнородных материалов;

-

классификация физических характеристик используемых материалов;

-

работа с электроприборами бытовыми, спецназначения;

-

использование

источников

энергии

(аккумулятора,

электробатареи,

электросети, преобразователя).

Программа адаптирована согласно материалам технической базы, психолого-

педагогических особенностей учащихся 7-17 лет.

Результаты программы могут быть высокими, лишь при условии

системного

обучения,

учитывающего

психофизиологические

особенности

младших школьников:

-

интенсивность формирования и развития организма;

-

чрезвычайная подвижность;

-

наглядность и образность мыслительной деятельности;

-

впечатлительность;

о

-

эмоциональная отзывчивость на яркое, красочное, масштабное.

Не менее сложен и подростковый возраст. Это период становления

личности,

когда

закладываются

основы

нравственности,

формируются

социальные установки, отношение к себе, людям, обществу. Это период

самопознания,

самовыражения,

самоутверждения,

когда

формируется

и

развивается

сознание

ребенка,

повышается

познавательная

и

творческая

активность.

В этот период старшие школьники стараются овладеть различными

профессиональными умениями.

Данный

возраст

благоприятен

для

формирования

организаторских

способностей, деловых и коммуникативных качеств, предприимчивости. Это

возраст становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и

труде. Ранняя юность - период начала практической реализации жизненных планов,

требующий профессионального и личностного самоопределения.

Юношеский

возраст связан с поисками ответов: каким быть, кем быть?

Программа адресована всем желающим удовлетворить свои творческие,

индивидуальные, образовательные потребности в области авиамоделизма.

В

основе

программы

заложены

личностно-ориентированные

технологии:

-

здоровьесберегающая,

-

психосберегающая,

-

проектная,

-

игровая,

-

групповая,

-

творческой деятельности.

По типу познавательной деятельности (на основе структуры личности

используются методы формирования чувств):

-

одобрение;

-

похвала;

-

порицание.

По

ис

то

чн

ик

ам

по

зн

ан

ия

Словесные

Рассказ

Лекция

Обяснение

Беседа

Инструктаж и т.д

.

Наглядные

Практические

Иллюстрирование

Показ

Предъявление материала

Демонстрация картин, кино-

и диафильмов

Упражнения

Тренировка

Методы обучения (по И.Я.Лернеру, М.Н.Скаткину):

По

уров

ню

акти

внос

ти

позн

ават

ельн

ой

деят

ельн

ости

Репродуктивный

Объяснительно-

иллюстративный

Рассказ

Лекция

Объяснение

Работа с учебником

Демонстрация картин,

кино- и диафильмов

Проблемное изложение

изучаемого материала

Частично-поисковый,

или эвристический

Исследовательский

Методы поиска технических решений

Группы методов и технических

приемов

Эвристические

Проблемные и игровые ситуации

Случайный поиск

Организующие понятия

Дискуссия

Зачетные работы (выставочные)

Манипулятивные

Сборка по образцу

Упражнения, обучение

Изготовление по памяти

Сборка по чертежу

Беседа

Рассказ

Экскурсия

Работа с литературой

Методы и технологии поиска

технических решений

Объяснительно-

иллюстративные

Репродуктивные

Исследовательские

Наблюдения-аналогии

Самостоятельный поиск

Анализ-синтез

Оформление результатов

Обобщение конкретизация

Поиск, эксперимент

Прогнозируемые результаты

Выпускник по окончании курса обучения по программе должен узнать й

применять технику безопасности, а также обладать определенным уровнем

компетентности.

Выпускник должен знать:

-

основные сведения по истории авиации;

-

теоретические сведения в области самолетостроения;

-

применять законы аэродинамики, физики, физические свойства и

различные способы обработки материалов;

-

правила экономного расходования материалов;

-

техническую документацию;

-

владеть необходимой технической информацией, технологией.

Выпускник должен уметь:

-

самостоятельно добывать знания и использовать их в конструкторской

деятельности;

-

читать техническую документацию;

-

составлять и пользоваться чертежами;

-

пользоваться различными видами инструментов;

-

находить варианты технических решений;

-

строить и запускать различные модели планеров и самолетов;

-

доводить начатое дело до конца.

Обладать следующими качествами:

-

инициативностью;

-

аккуратностью;

-

коммуникабельностью;

-

целеустремленностью;

-

самокритичностью;

-

творческой активностью;

-

способностью к взаимопомощи.

Оценка результатов деятельности обучающихся за полный курс обучения

Предварительны

й контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Входная диагностика

Реферат

Анализ

самооценка

Карта и гистограмма

индивидуальной

сформированности

знаний, умений

Вопросник

Зачет

Фрагмент открытого

занятия

Участие в соревнованиях

района, города, области,

России

Право участия в

постоянно действующей

выставке

Индивидуальная

выставка

Общественное мнение,

коллективная оценка

Книжка личного

саморазвития

Собеседование

Проект и его защита

Показатели

соревнований

I год обучения (1 уровень)

Цель: Ознакомить с начальными сведениями об авиации, авиамоделизме.

Научить конструировать и запускать простейшие модели самолетов и

планеров.

Задачи:

Обучающие:

-

дать

первоначальные

теоретические

сведения

в

области

самолетостроения;

-

обучить практическим приемам в постройке и регулировке

простейших моделей;

-

обучить работе с различным ручным инструментом, соблюдая технику

безопасности.

Развивающие:

-

развитие технической речи;

-

развитие практических умений и навыков;

-

развитие творческого мышления.

Воспитательные:

-

воспитывать трудолюбие, терпеливость, настойчивость в работе,

доводить дело до конца;

-

воспитывать бережное отношение к станкам и инструментам,

расходному материалу;

-

воспитание

чувства

коллективизма,

взаимовыручки

и

взаимопонимания.

Прогнозируемые результаты 1-го года обучения

К концу 1-го года обучения дети должны знать:

-

историю авиации;

-

различать простейшие бумажные модели;

-

устройство, название и назначение основных частей планера и

самолета;

-

систему управления самолетом;

-

технику безопасности при работе с ручным

инструментом. К концу 1-го года обучения дети должны

уметь:

-

использовать основные виды ручного инструмента;

-

собрать и отрегулировать простейшую модель;

-

определить направление и силу ветра ориентировочно.

Учебно-тематический план I года обучения (1 уровень)

Тема

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие

1

2

2. Бумажные летающие модели

2

12

14

3. Вертолет. Модель вертолета

2

12

14

4. Ракета. Модель ракеты

7

12

14

5.- Схематическая модель планера

4

37

41

6. Схематическая модель самолета

2

25

27

7. Тренировочные полеты и соревнования

2

20

22

8. Итоговое занятие

2

2

4

9. Воспитательная работа

8

8

Итого

1

6

144

Содержание дополнительной образовательной программы

Теоретическая часть:

1. Вводное занятие: знакомство с авиацией; история развития авиации и

ее применение.

Цель и задачи курса обучения.

Практическая часть:

Показательные полеты моделей.

Основы безопасности труда. Показ приемов правильной работы с

инструментами.

Правила

«рабочего»

человека.

Организация рабочего места.

2. Бумажные летающие модели.

Теоретическая часть:

Устройство модели.

Основные части самолета, фюзеляж, крыло, стабилизатор.

Основы полета. Возникновение подъемной силы. Работа руля высоты.

Практическая часть:

Техника изготовления простейшей модели самолета. Запуск с руки.

Изготовление бумажной модели ракеты. Запуск с резиновой катапульты.

Игры с моделями. Дальность полета. Точность приземления.

Проведение соревнований.

3. Вертолет. Модель вертолета.

Теоретическая часть:

История

создания

вертолета.

Изобретатель

первого

вертолета

М.В.Ломоносов.

Назначение вертолета. Преимущество и достоинства вертолета.

Устройство.

Принцип работы воздушного винта. Автомат перекоса. Изобретатель

В.Н.Юрьев.

Практическая часть:

Изготовление шаблонов частей вертолета. Фюзеляж, хвостовая балка,

киль.

Изготовление воздушного винта. Вид сверху, вид сбоку, строгание

лопастей.

Изготовление модели "Муха" и "Юниор".

Соревнования на продолжительность полета.

4. Ракета. Модель ракеты.

Теоретическая часть:

История ракетостроения.

Понятие о реактивном движении.

Устройство и назначение ракеты. Корпус, операция, органы управления,

двигатель.

Техника безопасного запуска модели.

Практическая часть:

Изготовление корпуса ракеты. Применение различных оправок под

двигатель.

Сборка стабилизаторов, их установка.

Изготовление головного обтекателя.

Общая сборка с парашютом и двигателем.

Тренировочный запуск. Высота полета, время полета.

5.

Схематическая модель планера.

Теоретическая часть:

Сравнительные характеристики летательных аппаратов.

Планер как разновидность летательных аппаратов. Развитие

дельтопланиризма.

Устройство и назначение планера

Роль крыла в создании подъемной силы

Принципы полета. Способы запуска планеров (с помощью амортизатора,

авто лебедки и самолета).

Практическая часть:

Изготовление фюзеляжа.

Составление чертежа киля и его изготовление.

Сборка хвостового оперенья.

Изготовление крыла.

Сборка деталей и узлов.

Сборка плоскости крыла под углом 25, 30, 40°.

Оклейка и отделка модели, определение центра тяжести.

Тренировочный запуск.

6. Схематическая модель самолета.

Теоретическая часть:

История создания самолетов. Самолет русского моряка А.Ф.Можайского

Первые полеты братьев Райт.

Устройство и назначение самолета

Назначение основных частей самолета (фюзеляжа, киля, стабилизатора)

Принципы возникновения подъемной силы.

Практическая часть:

Изготовление чертежа.

Изготовление различных шаблонов.

Изготовление фюзеляжа.

Изготовление, хвостового оперения. Сборка деталей

и узлов крыла самолета. Изготовление воздушного

винта модели. Сборка модели и ее отделка.

Соревнования и игры.

7. Тренировочные полеты и соревнования.

Теоретическая часть:

Условия для проведения соревнований по различным классам моделей

Правила проведения и техника безопасности соревнований

Подготовка судей их числа старших кружковцев

Практическая часть:

Подготовка моделей к соревнованиям

Правила запуска и регулировка моделей

Подготовка стартового оборудования (флажки, леер, секундомеры,

рулетка)

8. Итоговое занятие

Теоретическая часть:

Подведение итогов работы за год.

Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.

Перспективы работы в новом учебном году.

Практическая часть:

Подготовка стендов, плакатов.

Оформление экспонатов.

Второй год обучения (эвристический уровень)

Цель: расширить знания и умения, приобретенные учащимися первого

года обучения;

овладеть углубленными знаниями основ законов аэродинамики полета;

навыками самостоятельного конструирования на основе образца.

Задачи:

Обучающие:

-

учить

самостоятельно,

выполнять

несложные

расчеты

при

конструировании малогабаритных моделей класса "1-А", тренировочных

моделей (пилотажных, скоростных и т.д.);

-

формирование основ конструкторской деятельности;

-

учить изготавливать модель согласно техническим требованиям.

Развивающие:

-

совершенствование технической речи;

-

формирование первоначальных основ конструкторской деятельности;

-

развитие двигательной и эмоциональной сферы;

-

развитие практических навыков.

Воспитательные:

-

развивать устойчивый интерес к технике;

-

развивать лидерские качества личности;

-

развивать коммуникативные навыки общения.

Прогнозируемые результаты 2-го года обучения

К концу 2-го года обучения дети должны знать:

-

углубленные законы основ аэродинамики полета;

-

распространенные классы моделей (свободнолетающие, кордовые и

радиоуправляемые);

-

принцип работы двигателя внутреннего сгорания;

-

технические требования к изготовлению моделей;

-

технику безопасности при запуске моделей.

К концу 2-го года обучения дети должны уметь:

-

строить фюзеляжные модели самолетов и планеров;

-

самостоятельно решать технические задачи;

-

анализировать физические явления;

-

быть физически выносливыми.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие

3

3

2. Фюзеляжная модель планера "А-1"

4

41

45

3. Схематическая усовершенствованная модель

3

20

23

4. Модель планера с резиновым двигателем

3

20

23

5. Кордовая учебно-тренировочная модель

6

69

75

6. Авиамодельные двигатели

3

11

14

7. Воздушные винты

2

4

6

8. Тренировочные полеты и соревнования

12

12

9. Итоговое занятие. Выставка

3

3

10. Воспитательная работа

12

12

Итого:

27

189

216

Содержание дополнительной образовательной программы

1. Вводное занятия

Теоретическая часть:

Основные этапы развития авиамоделизма. Распространенные классы

моделей.

Достижения

российских

авиамоделистов.

История

создания

авиамодельного спорта.

Цель, задачи и содержание предстоящей работы в учебном году.

Требования к качеству изготовления моделей.

Правила безопасности труда.

2. Фюзеляжная модель планера "А-1".

Теоретическая часть:

Летные качества модели. Технические требования.

Выбор и расчет фюзеляжной модели.

Практическая часть:

Изготовление чертежа.

Изготовление фюзеляжа, сборка стрингеров.

Склеивание плоскостей.

Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

Заготовка материала.

Сборка частей самолета.

Обтяжка поверхностей.

Отделка модели.

Тренировочные запуски моделей.

3. Схематическая усовершенствованная модель планера

Теоретическая часть:

Технические требования к свободнолетающим моделям. Геометрические

величины, характеризующие воздушный винт, диаметр и шаг винта. Принцип

работы лопастей винта.

Силы, действующие на лопасти при вращении винта.

Практическая часть:

Выбор модели для постройки.

Вычерчивание рабочих чертежей.

Изготовление модели, испытания.

Устранение замеченных недостатков.

Тренировочные запуски.

4. Модель планера с резиновым двигателем

Теоретическая часть:

Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на

качество полета. Профили для моделей планеров. Технические требования к

моделям данного класса.

Способы обтяжки и отделки модели.

Правила запуска моделей планеров с резиновым двигателем.

Практическая часть:

Вычерчивание рабочего чертежа модели.

Заготовка материала, изготовление деталей и узлов.

Тренировочные запуски построенных моделей.

5. Кордовая учебно-тренировочная модель.

Теоретическая часть:

Классы и назначение кордовых моделей. Приемы управления полетом

кордовой модели.

Силы, действующие на модель в полете на корде.

Технические требования к кордовым моделям.

Практическая часть:

Выполнение рабочих чертежей модели.

Подготовка материалов.

Изготовление шаблонов.

Изготовление деталей моделей.

Пробные полеты.

Обучение детей управлению полетом кордовых моделей,

6. Авиамодельные двигатели.

Теоретическая часть:

Понятие о типах двигателей, используемых в авиации и авиамоделизме.

Классификация модельных двигателей.

Резиновый двигатель, приемы изготовления резиновых двигателей.

Устройство двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Правила

эксплуатации двигателей, техника безопасности.

Практическая

часть:

Освоение навыков запуска и регулировка компрессионных двигателей

"КМД-2.5".

7. Воздушные винты.

Теоретическая часть:

Воздушный винт - движитель модели.

Геометрические величины, характеризующие воздушный винт: диаметр,

шаг винта.

Практическая часть:

Расчет воздушного винта по диаметру и шагу.

Изготовление различных шаблонов и воздушных винтов.

8. Тренировочные полеты и соревнования.

Практическая часть:

Проведение соревнований по календарному плану клуба "РОСТО",

внутригрупповые соревнования.

9. Заключительное занятие.

Теоретическая часть:

Подведение итогов работы учебной группы за год. Рекомендации по

самостоятельной работе в летние каникулы. Перспективы работы в новом

учебном году. Подготовка моделей к отчетной выставке.

Практическая часть:

Показательные запуски.

Третий год обучения (исследовательский уровень)

Цель: Дальнейшее совершенствование знаний в области аэродинамики.

Активизирование

экспериментально-исследовательской

работы

по

изготовлению моделей всех существующих классов.

Задачи:

Обучающие:

-

учить на основе реализации системы знаний 1-го и 2-го годов обучения

познавательным умениям и навыкам;

-

развивать творческие силы и способности;

-

учить приобретению трудовых и профессиональных навыков, опыта

самостоятельной деятельности и непрерывного самообразования.

Развивающие:

-

формирование навыков владения технической терминологией;

-

развитие креативного мышления через перенос усвоенного на новый

материал (конструкторского типа мышления);

-

учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,

делать выводы.

Воспитательные:

-

воспитание и развитие навыков культуры труда и выполнение

санитарно-гигиенических норм;

-

осуществление личностно-ориентированного подхода к выбору

профессии;

-

формирование

нравственного

сознания

личности

подростка

посредством военно-патриотического воспитания;

-

формирование личной ответственности, чувства долга перед детским

коллективом, учреждением.

Прогнозируемые результаты 3-го года обучения

К концу 3-го года обучения дети должны знать:

-

правила проведения соревнований по различным классам моделей;

-

аэродинамику более сложных летающих моделей, их классификацию. К

концу 3-го года обучения дети должны уметь:

-

самостоятельно конструировать оборудование, малогабаритные станки

и приспособления;

-

производить расчет и постройку моделей;

-

составить эксперимент;

-

в совершенстве владеть станочным оборудованием и инструментами;

-

участвовать в соревнованиях.

Учебно-тематический план 3-го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие

3

_

3

2. Аэродинамика и летающая модель

6

9

15

3. Конструкция и технология изготовления

18

30

48

4, Расчет моделей

9

_

9

5. Постройка, регулировка и запуск моделей

129

129

6. Итоговое занятие по программе

3

3

7. Защита индивидуальных проектов

3

6

9

8. Воспитательная работа

Итого:

42

174

216

Содержание дополнительной образовательной программы

1. Вводное занятия

Теоретическая часть:

Опрос учащихся о работе летом, обсуждение спортивных соревнований. Разбор

технических данных моделей-победителей и оригинальных конструкций.

Знакомство с правилами по авиамодельному спорту.

Объяснение правил безопасной работы на станках.

2. Аэродинамика и летающая модель.

Теоретическая часть:

Основные вопросы по теории полета самолетов и моделей.

Закон Бернулли и аэродинамическое качество крыла.

Спектр обтекания различных тел. Практическая

часть:

Заготовка материала для постройки моделей различных классов.

Расчет профилей крыла.

3. Конструкция и технология изготовления авиационных моделей.

Теоретическая часть:

Сравнение существующих типов моделей и их конструктивные отличия.

Расчет на прочность некоторых элементов конструкций моделей.

Практическая часть:

Изготовление узлов и деталей с использованием современных методов

обработки материалов.

Использование пенопласта стеклоткани и других материалов. Правила

техники безопасности при работе с новыми материалами.

4. Расчет моделей.

Теоретическая часть:

Приготовление схем, чертежей моделей чемпионатного класса для

создания индивидуальных проектов.

Анализ технических данных этих моделей (размах, длина хорды крыла,

длина плеча, центровка).

Самостоятельная работа над эскизом и чертежом своей модели.

5. Постройка, регулировка и запуск моделей.

Практическая часть:

Заготовка материала для самостоятельно выполняемой модели.

Изготовление шаблонов.

Изготовление фюзеляжных моделей планеров и самолетов. Построение

кордовых моделей, воздушного "боя", пилотажных копий. Запуск моделей.

6. Защита индивидуальных проектов.

Теоретическая часть:

Расчет. Основные вопросы теории полета моделей выбранного класса Применение

новых технологий при изготовлении деталей и узлов. Проект «Новинки

авиамодельной техники. Расчет таймерной модели». Оформление технической

документации. Практическая часть:

Приготовление схем, чертежей, наглядных пособий. Защита

проекта.

Демонстрация действующей модели. Сравнение и

фиксация летных качеств моделей.

7. Итоговое занятие.

Теоретическая часть:

Итоги работы за год. Вручение наград лучшим кружковцам. Выставка моделей,

утверждение

плана

подготовки

авиамоделистов

для

выступления

на

соревнованиях.

Методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся. 1 год обучения

Наименование темы

Форма занятий

Методы, приемы,

технологии

Оборудование

Форма подведения

итогов

1. Вводное занятие

Экскурсия (заочное

путешествие, выставка)

Дифференцированное

обучение, объяснительно-

иллюстративные методы

(беседа, рассказ,

демонстрация эскизов),

игра, наблюдение

Журналы, плакаты,

выставка готовых

моделей

Опрос

2. Бумажные летающие

модели

Игровые занятия,

соревнования

Словесные, наглядные,

практические

Ножницы, цветная бумага,

картон, клей ПВА,

карандаш, шаблоны

Индивидуальная оценка

по итогам игр,

соревнований

3. Вертолет. Модель

вертолета

Занятие-игра, занятие -

творчество

Групповые,

индивидуальные.

Упражнения. Игры.

Творческая деятельность

Ножницы, рубанок, дрель,

картон, клей ПВА,

карандаш, цветная,

папиросная бумага

Индивидуальная оценка в

листе и карте

сформированности знаний и

умений

4. Ракета. Модель ракеты

Занятие - игра,

соревнования

Наглядные (наблюдения),

практический метод,

коллективная

деятельность, игровая

деятельность, методы

поощрения (похвала,

порицание, награждение)

Ножницы, картон, клей

ПВА, шаблоны,

карандаш, авиационная

резина

Итога соревнований

5. Схематическая модель

планера

Игры, конкурсы,

соревнования

Объяснительно-

иллюстративный

(рисунки, эскизы,

чертежи).

Дифференцированное

обучение. Групповая

творческая деятельность

Образец изделия, чертеж,

лобзик, рубанок, дрель,

ватман, карандаш, клей

ПВА, клей ЭДП

Самооценка,

взаимооценка.

Соревнования.

6. Схематическая модель

самолета

Игры, соревнования,

выставка моделей

Словесный

(индивидуальные

консультации, беседы)

видеометод, упражнение,

контроль. Аналитический

(при сравнительных

характеристиках полета),

наблюдение, поощрение.

Индивидуального,

группового обучения,

взаимообучения, игровые

методы и приемы

Образец изделия, чертеж,

фанера, лобзик, рубанок,

дрель, карандаш, клей

ПВА, краски НЦ,

проволока разной длины,

рейки разного сечения и

длины

Самооценка,

взаимооценка.

Соревнования.

7. Тренировочные полеты и

соревнования

Лабораторная и

практическая работы

Словесный (объяснение,

беседа), наглядный.

Самостоятельные работы.

Репродуктивный (показ).

Дифференцированное

обучение по интересам в

различных классах

моделей. Поощрение

Летающие модели, леер

(капроновая нить 50м),

секундомер

Соревнования.

Итоговое занятие

Отчетная выставка

Групповая творческая

деятельность. Поощрение.

Образцы моделей,

фотоальбом.

Индивидуальная оценка.

Методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся. 2 год обучения

Наименование темы

Форма занятий

Методы, приемы,

технологии

Оборудование

Форма подведения

итогов

1. Вводное занятие

Тренинг.

Дискуссия, беседа,

наблюдение,

познавательные игры.

Личностно-

ориентированное

обучение

Таблицы,

чертежи, журналы

Опрос

2. Фюзеляжная модель

Индивидуальные

Проблемно-поисковый,

Чертежи, карандаш, клей

Итоги соревнований по

планера « А-1»

консультации,

объяснительно-

ПВА, клей ЭДП,

отслеживанию

соревнования

иллюстративный,

ножницы, нож, лобзик,

результатов на

практический.

плоскогубцы, рубанок,

продолжительность

Индивидуальное

коллективное обучение,

взаимообучение

заточной станок

полетов

3. Схематическая

Практикум,

Проблемно-

Чертежи, карандаш, клей

Анализ схем по

усовершенствованная

индивидуальная,

конструкторский,

ПВА, клей ЭДП,

повышению качества

модель планера

групповая, коллективные

проблемно-поисковый,

ножницы, нож, лобзик,

конструкции

работы. Турнир знатоков

исследовательский,

плоскогубцы, рубанок,

геометрии

самостоятельная работа.

Творческая деятельность,

дифференцированное,

проблемное обучение

заточной станок, станок

ТВ-7, сверлильный станок

4. Модель планера с

Демонстрация моделей,

Проблемно-поисковый,

Чертежи, карандаш, клей

Тренировочные полеты,

резиновым двигателем

выставка. Экскурсия на

самостоятельная работа,

ПВА, клей ЭДП, клей НЦ,

соревнования

аэродром, соревнования

проблемно-

конструкторский

.

ножницы, нож, рубанок,

плоскогубцы, бокорезы,

станки: ВТ-4, ВТ-7,

i рушшвол, тирчссксш

деятельность.

Индивидуальные

заточной, сверлильный,

фрезерный

консультации, беседы

5. Кордовая учебно-

тренировочная модель

Практикум

Репродуктивный,

объяснительно-

иллюстративный,

упражнения, наблюдения.

Метод проблемного

обучения, творческой

деятельности,

индивидуального,

дифференцированного

обучения

Чертежи, журналы,

учебники, клей ПВА, клей

ЭДП, клей НЦ, краски МЛ,

НЦ, ножницы, нож,

бокорезы, сверла, дрель,

плоскогубцы, отвертки,

станки: ТВ-4, ТВ-7,

сверлильный, заточный,

фрезерный.

Занятие - зачет, выставки

моделей технического

творчества

6.

Авиамодельные

двигатели

Практикум по запуску

двигателей.

Индивидуальный смотр

знаний и умении.

Практический,

исследовательский,

аналитический,

самоанализ. Коллективное

индивидуальное \

обучение, взаимообучение

Плакаты, наглядный

стенд, двигатели

внутреннего сгорания,

топливная смесь

Индивидуальный смотр

знаний и умений запуска,

регулировки двигателей.

Наблюдение с целью

самоконтроля и

взаимоконтроля

7. Воздушные винты

Практикум

Наблюдение,

аналитические методы.

Метод проблемного

обучения,

индивидуальный

Шаблоны, карандаш,

сверло Мб, сверлильный

станок, рубанок, нож,

балансировочное

приспособление

Учет показателей

измерения силы тяги и

оборотов винта с

использованием

тахометра

8. Тренировочные полеты и

соревнования

Соревнования

, тренировки

Аналитический,

практический,

наблюдение. Групповое,

индивидуальное обучение

Летающие модели.

Стартовое оборудование

Тренировочные полеты,

соревнования

Итоговое занятие

Выставка

Наблюдение, анализ

сравнение результатов

обучения, поощрение.

Творческая групповая

Фото- и видеоматериалы

Творческий отчет (показ

моделей)

деятельность.

Методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся. 3 год обучения

Наименование темы

Форма занятий

Методы, приемы, технологии

Оборудование

Форма

подведения

итогов

1. Вводное занятие

Конкурс

знатоков

оригинальных

конструкций

Объяснительно-иллюстративный

(беседа, демонстрация моделей).

Метод проблемного обучения,

игровой

Чертежи различных

классов моделей,

журналы, учебники

Личная книжка саморазвития

Вопросник по

программе 2 года

обучения

2. Аэродинамика

и летающая

модель

Лекция

Практический, частично-

поисковый. Проблемного,

индивидуального

Таблицы, чертежи,

плакаты, учебники

3. Конструкция и

технология изготовления

авиационных моделей

Практикум

Аналитический. Проблемное

обучение. Практический

Схемы, чертежи,

журналы,

справочники

4. Расчет моделей

Практикум

Дифференциация по интересам.

Проблемное обучение.

Аналитический, эвристический,

проблемно-поисковый (проект),

исследовательский (составление

технического паспорта)

Схемы, чертежи,

учебники,

справочники

Проект и его

защита.

Применение

различных

профилей для

моделей. Новинки

авиамодельной

техники.

5. Постройка,

регулировка и запуск

моделей

Индивидуальная

и групповая

работа

Видеометод, практический,

объяснительно-иллюстративный.

Дифференциация но интересам,

проблемное обучение

Чертежи, карандаш,

схемы. Напильники,

отвертки, рубанок,

плоскогубцы,

бокорезы,сверла,

метчики, плашки,

станки: сверлильный,

фрезерный, станок

ВТ-4, ВТ-7, ФПШ

6. Защита

индивидуальных

проектов

Домашнее

задание, замятие

Объяснительно-иллюстративный.

Исследовательский.

Дифференцированное,

индивидуальное обучение

(индивидуальная консультация)

Плакаты, схемы,

чертежи, техническое

описание

Оценка, защита

индивидуальных

технических

проектов

7. Итоговое занятие

Групповые и

индивидуальные

формы

Диагностика, тестирование.

Дифференцированное обучение

Выставочные работы

Итоговый зачет

Используемое оборудование

Станочный парк:

-

Токарно-винторезный станок ТВ-4 - 1 шт.

-

Токарно-винторезный станок ТВ-7 - 1 шт.

-

Деревообрабатывающий станок СТД-120М- 1 шт.

-

Настольный горизонтально-фрезерный станок НГФ110Ш4 - 1

-

Фуговально-пильный школьный станок ФПШ - 1 шт.

-

Настольно-сверлильный станок НС - 2 шт.

-

Станки заточные разного типа и назначения - 4 шт.

Технические средства обучения:

-

Эпидиаскоп - 1 шт.

-

Кадоскоп с линзой Френеля - 1 шт.

-

Телевизор "Чайка 73 8Д" - 1 шт.

-

Калькуляторы - 1 шт.

-

Видеомагнитофон - 1 шт.

Ручной инструмент и материал:

-

Плоскогубцы - 3 шт.

-

Круглогубцы - 2 шт.

-

Отвертки - 3 шт.

-

Ручные ножницы по металлу - 2 шт.

-

Шило - 2 шт.

-

Молоток слесарный - 2 шт.

-

Ножовка по металлу - 1 шт.

-

Ножовка по дереву - 1 шт.

Сверла диаметром (мм): 0,5-3,0

- 2 комплекта 3,0-5,0 - 2 комплекта 5,5-10 - 2 комплекта более 10-1 комплект

-

Лобзик- 15 шт.

-

Дрель ручная - 1 шт.

-

Линейка - 5 шт.

-

Рубанки - 10 шт.

Методика диагностики уровня обученности учащихся в творческом

объединении авиамоделистов «Икар»

Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучать

особенности

характера,

интересы

и

увлечения

своих

воспитанников,

их

взаимоотношения со сверстниками.

В этом мне помогают различные диагностические исследования, в том числе и

методика диагностики уровня обученности учащихся в авиамодельном объединении

«Икар». Анализ результатов диагностики позволяет подобрать эффективные

способы организации детского коллектива, определить перспективу развития

образовательного процесса.

Диагностика уровня обученности учащихся авиамодельного объединения

рассматривается как средство управления учебным процессом, позволяющее

отслеживать

качество

обучения,

осуществлять

анализ

результативности

и

эффективности учебной деятельности, корректировку и прогнозирование развития

процесса обучения в объединении.

Диагностика

уровня

обученности

является

неотъемлемой

частью

образовательного процесса.

Целью диагностики является

создание условий для повышения качества

обучения детей по дополнительной образовательной программе творческого

объединения

авиамоделистов

посредством

выявления,

анализа

и

оценки

результативности учебного процесса в объединении.

Задачами диагностики являются:

выявить имеющийся у каждого учащегося уровень знаний, умений, навыков,

определить динамику уровня обученности в избранной им образовательной области;

оценить

успешность

выбранных

форм,

методов,

содержания

учебной

деятельности в соответствии возрастным особенностям детей, возможностям

конкретной учебной группы;

определить основные проблемы и тенденции обученности как в каждой

учебной группе, так и в творческом объединении в целом и на диагностической

основе скорректировать образовательную программу творческого объединения

авиамоделистов «Икар».

Функциями диагностики являются:

учебная – создает дополнительные условия для обобщения и осмысления

учащимися полученных теоретических, практических знаний, умений и навыков;

развивающая – является стимулом к развитию познавательных интересов и

потребностей детей, их общих и, прежде всего, творческих способностей в детском

объединении «Икар»;

воспитывающая

способствует

воспитанию

ответственности,

самостоятельности на занятиях в объединении;

коррекционная – позволяет своевременно выявить и устранить недостатки

учебно-воспитательного процесса.

В течение учебного года осуществляется три диагностических среза:

Стартовая или входная

– позволяет выявить предварительные знания,

умения, навыки, которые были получены в начале учебного года.

Промежуточная – позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень

обученности и при необходимости его корректировки.

Итоговая – позволяет определить качество усвоения учащимися конкретной

образовательной программы, которая была реализована в течение всего учебного

года.

На основе анализа литературы мы выделяем следующие критерии оценки

результатов диагностики творческого объединения «Икар»:

Уровень обучености

учащихся определяется как минимальный, общий,

продвинутый по трем параметрам:

теоретические знания;

знания технологии;

уровень овладения практическими умениями и навыками.

Под обученностью мы понимаем имеющийся в данный момент у учащегося

запас предметных знаний, умений, навыков, а под обучаемостью – пригодность

(способность) учащегося овладевать данным содержанием образования, т.е. уровень

учебных возможностей учащегося в данное время в конкретной образовательной

области. [5, с.30]

В методике определения общего уровня подготовки учащегося педагог

оценивает по шкале баллов уровень обучаемости и уровень обученности, суммирует

баллы и определяет по шкале баллов общий уровень стартовой подготовки

учащегося.

Шкала баллов

Обучаемость:

- минимальный – 0 баллов;

- общий – 2 балла;

- продвинутый – 4 балла.

Обученность:

- минимальный – по 1 баллу;

- общий – по 2 балла;

- продвинутый – по 3 балла.

Общий уровень подготовки:

- минимальный – до 4 баллов;

- общий – от 4 баллов;

- продвинутый – от 8 баллов.

Диагностические

материалы

для

определения

уровня

усвоения

знаний

представлен в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Уровни усвоения

знаний

Требования к

действиям учащихся

Диагностическое

задание

Минимальный

уровень

Воспроизведение и

запоминание.

Воспроизведение

содержания материала

различной сложности.

Показывать,

называть, давать

определения,

сформулировать

правило.

Перескажи, назови,

дай определение, опиши

Общий уровень.

Применение знаний

в знакомой ситуации,

Измерять,

объяснять, сравнивать,

Измерь, реши,

выполни, составь,

выполнение действий с

четко обозначенными

правилами, применение

знаний на основе

обобщенного алгоритма

соблюдать правило

докажи, сделай выводы

Продвинутый

уровень

Применение знаний

в нестандартной

ситуации, творческое

применение полученных

знаний на практике в

незнакомой ситуации

Анализировать

информацию, находить

оригинальные подходы

к решению проблемных

ситуаций,

самостоятельно

конструировать,

моделировать,

экспериментировать,

исследовать, применять

ранее усвоенные законы

и закономерности.

Придумай,

исследуй, установи,

реши, составь,

сконструируй

Критерий оценки уровня обученности учащихся определяется как:

минимальный

общий

продвинутый

и выявляется по трем параметрам:

Теоретические знания

Знания технологии

Уровень овладения практическими умениями и навыками

Эти критерии и параметры при оценке уровня обученности можно выразить

таблицей 2.

Таблица 2

№ п/

Уровень

Баллы

п

Минимальный

0-4 Б

Общий 4-7 Б

Продвинутый

8 Б

1

Теор

етические

знания

Владеет

теоретическими

знаниями на

уровне

воспроизведения.

Знает и понимает

основные

элементы

содержания

образования:

употребляемые

термины,

конкретные

факты, основные

понятия, законы,

принципы,

правила.

Содержание

усвоено на уровне,

позволяющем

решать задачи на

применение,

увеличивается

объем усвоенного

фактического

материала, знает

функционировани

е и применение

понятий, усвоены

сведения,

доказывающие,

конкретизирующи

е и

иллюстрирующие

законы, правила,

принципы. Знания

обобщаются и

конкретизируются.

Качество

усвоения

обеспечивает

применение

знаний в новой

нестандартной

ситуации.

Свободно владеет

фактическим

материалом,

обладает

развивающими

сведениями,

углубляющими

знание материала

и его логическое

обоснование.

Знания обобщены

и

систематезирован

ы в целостную

систему.

2

Техн

ологичес

кие

знания

Знает

основные

моменты

технологии,

названия и

назначение

используемого

инструмента и

оборудования,

методы и приемы

работы с ним,

последовательно

сть

технологических

операций,

правила техники

безопасности.

Знает основы

технологии:

инструментальную

базу и технику

работы с ней,

методы работы с

используемыми

материалами,

владеет

алгоритмом

выполнения

технологических

операций.

Знает

современную

инструментальну

ю базу и

прогрессивные

методы работы,

умер

самостоятельно

выстраивать

технологические

цепочки.

3

Уме

ния и

навыки

Выполняет

технологические

операции.

Выполняет

задания по

Самостоятель

но выполняет

технологические

операции,

выполняет задания

Грамотно и

самостоятельно

выполняет

технологические

операции,

образцу.

в измененной по

сравнению со

стандартом

ситуации.

выполняет

творческие

задания.

Подводя итоги диагностики, педагогу необходимо обратить внимание на

степень выполнения образовательной программы. Анализ результатов диагностики

уровня обученности может стать поводом для пересмотра

и корректировки

образовательной программы.

Диагностика

уровня

обученности

учащихся

объединения

позволяет

систематизировать

и

наглядно

оформить

представления

о

воспитанниках,

организовать деятельность с использованием методов, которые позволяют раскрыть

потенциал каждого ребенка. Из собственного опыта можно сказать, что анализ

результатов диагностики позволяет подобрать эффективные формы, методы,

средства организации учебно-воспитательного процесса объединения.

Примерный план воспитательной работы творческого объединения

авиамоделистов

Организационные мероприятия

Мероприятия

Ответственные

Примечание

Комплектование групп

Педагог

Беседа с классными

руководителями

Выбор актива объединения

Воспитанники

Собрание творческих

групп

Массовые мероприятия

«День открытых дверей»

Педагог

Проведение выставки,

конкурсов

Проведение праздника для

групп авиамоделистов

«АВИА-ШОУ»

Актив объединения

Показательные

выступления

различных моделей

Участие в выставке

технического творчества

Педагог

Знакомство с

достижениями науки

Участие в соревнованиях по

авиамодельному спорту

Педагог

Повышение

спортивного

мастерства, обмен

опытом

Работа с родителями

Родительское собрание:

- организационное;

- Тематическое

Педагог

Знакомство

родителей с

условиями работы

объединений

Выступление на

родительских школьных

собраниях

Педагог

Вовлечение родителей

в воспитательную

работу

Укрепление материальной базы

Материальная поддержка

родителей для работы

объединения

Родители

Решение

родительского

комитета

Приобретение различных

материалов

Педагог, родители

Работа на каникулах

Экскурсии

Педагог, родительский

комитет

Знакомство с

культурой

Забайкальского края

Новогодний серпантин

Актив объединения

Создание

артистических и

коммунистических

способностей

Летний отдых: Дворовая

площадка

Педагог

Самообразование

Ознакомление с новинками

литературы

Посещение открытых занятий

Обмен опытом в

работе педагогов

УДО

Проведение мониторинга

Выявление

творческих и

одаренных детей

Приложение № 5

Полученные результаты

За период действия программы из числа обучающихся полностью освоили ее

содержание, выпустились четыре выпуска. Из них выбрали профессию по профилю

12 человек, поступили и закончили вузы - 8 учащихся. Выпускник Юрконенко

Алексей

окончилМосковский

авиационный

институт.

Многие

выпускники

продолжают

свой

творческий

путь

в

Российском

оборонном

спортивно-

техническом обществе.

Ежегодно

воспитанники

принимают

участие

в

городских,

областных,

межрегиональных, Всероссийских соревнованиях, выставках.

1995 г. - Команда-победительница областных соревнований школьников по

авиамодельному спорту;

1995 г. -1 место в Открытых городских соревнованиях;

1996 г. - Диплом за участие в Областном слете юных рационализаторов и

изобретателей;

1997 г. - II место в областных соревнованиях (группа юниоров) по

авиамодельному спорту;

1997 г. -1 место в Открытом Чемпионате Сибири и Дальнего Востока по

моделям «Воздушного боя»;

1998 г. - Команда-призер в областных соревнованиях;

2000 г. - III место на областных соревнованиях по авиамодельному

спорту среди юношей;

2001

г. - Диплом участников ДДТ № 2 в Областном слете

рационализаторов и изобретателей;

2002 г. - Диплом участника Первого Международного фестиваля детско-

юношеского творчества «Гураненок-2002»;

2003

г. - Команда, занявшая 2 место в первенстве России по

авиамодельному спорту в г.Новосибирске, (класс «Кордовые модели» среди

юношей)

1999 г. - Диплом 3 степени - Сущенко Руслан, занявший 3 место в классе

моделей С-1 на этапе кубка России (г.Улан-Удэ);

2000 г. - Кочур Анатолий - 3 место на областных соревнованиях (г.Чита);

2000 г. - Сущенко Руслан - 1 место на 11 региональном чемпионате по

авиамодельному спорту в классе моделей F-2-A (юноши) - г.Ангарск;

2000

г. - Гончаров Денис - 2 место на областных соревнованиях в классе

таймерных моделей, г.Чита;

2001

г. - Брюханов Максим - 1 место на областных соревнованиях в классе

резиномоторных моделей, г.Чита;

2002

г. - Кубок «Н.И.Сазыкина» (этап кубка России). Дипломом

награжден Кочур Анатолий, занявший I место в классе моделей F-1-C

(г.Арсеньев);

2003 г. - Кочур Анатолий - 1 место на 14-м региональном чемпионате

Восточной Сибири и Дальнего Востока (этап кубка России) в классе F-2-A,

г.Улан-Удэ;

2003 г. - Севрюгин Антон - 2 место на 14-м чемпионате Восточной

Сибири а Дальнего Востока (этапе кубка России) в классе F-3-A г.Улан-Удэ;

2003 г. - Сущенко Руслан - 3 место на кубке России в классе F-2-A, 284,6 км/

ч. Выполнение нормативов мастера спорта в г.Выборге;

2002

г. - Кочур Анатолий - 1 место на 14-м региональном чемпионате

Восточной Сибири и Дальнего Востока (этапе кубка России) в классе F-2-A,

г.Улан-Удэ.

Грамота Команды ДДТ-2 за занятое I место в разделе «Техническое

моделирование» в городской выставке, посвященной 155-летию со дня

открытия 1-ой всемирной выставки достижений науки и техники. г. Чита 2006

г.

Грамота ДДТ-2 за занятое 1 место в разделе Авиамоделирование в

городской выставке детского творчества «Забайкалье – мы твои дети». г. Чита

2008 г.

Грамотой награжден Антонов Алексей СШ №50 за занятое 1 место в

городской выставке по техническому творчеству. Г. Чита 2008 г.

Достижения обучающихся

Грамота команды ДДТ – 2 за занятое 1 место в зимних городских

соревнованиях по метательным планерам. Г. Чита 2017 г.

Грамотой награжден Антонов Дима СШ № 50 за занятое 1 место в

городских соревнованиях по авиамодельному спорту. Г. Чита 2017 г.

Грамотой награжден Давитавян Аркадий СШ № 19 за занятое 1 место в

выставке детского технического творчества, посвященной 65-летию Победы в

Великой Отечественной Войны. Г. Чита 2017 г.

Грамота ДДТ-2 за занятое 1 место в выставке детского технического

творчества, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Дипломом награжден Давитавян Аркадий СШ № 19 за занятое

III

место

в городских соревнованиях по авиамодельному спорту. Г. Чита 2017 г.

Дипломом награждена Захарова Гуля СШ № 50 за занятое III место в

городских соревнованиях по авиамодельному спорту, г. Чита 2017 г.

Диплом ДДТ-2 за занятое III место в городских соревнованиях по

авиамодельному спорту. Г. Чита 2017 г.

Грамота за 1-е место в номинации «Авиамоделирование» в городской

выставке технического творчества «Моя Чита-моя планета»(2017г.)

Грамота за занятое 1-е место в городской выставке технического творчества в

номинации «стендовое моделирование»(2017г.)

Грамота за занятое 1-е место в городской выставке технического творчества в

номинации «авиамоделирование»(2017г.)

Грамота за 1-е место в номинации «Авиамоделирование» в городской

выставке технического творчества (2017г.);

Грамота за 3-е место в городской выставке технического творчества «Мир

Техники»(2018 г.)

Грамота за 1-ое место в первом техносалоне(2018г.).

Имеется

множество

грамот

и

дипломов

воспитанников

участников

городских, краевых соревнований и выставок технического творчества 2015-

2018 гг.

Диплом

2

степени

ДОСААФ

России

награждает

команду

младших

школьников МБУ ДО «Дом детского творчества №2» за занятое 2 место на

гродских соревнованиях школьников по авиамодельному спорту посвященных

дню защитника отечества 23 февраля 2018г.

Грамота за занятое первое место во 2 городском техносалоне, апрель 2018г.

Дипломом победителя первой степени в восьмом всероссийском конкурсе

проходящем в формате ФМВДК «таланты России» награжден Пышкин

Данил.

Литература для педагога

1. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. - М.:

Высшая школа, 1984. - 46 с.

2. Андрианов П.В. Ррвитие технического творчества младших школьников. -М.:

Просвещение, 1989.

3. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном

образовании детей. - М, 1999. - Серия «Библиотека педагога-практика»

4. Буйлова Л.Н. Эксперимент в системе дополнительного образования детей:

теория и практика. Часть 1. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. - 64 с.

5. Буйлова Л.Н., Кочнева СВ. Организация методической службы учреждений

дополнительного

образования.

-

Гуманитарный

издательский

центр

"Владос",2001.-159с.

6. Буйлова Л.Н., Кочнева СВ. Организация методической службы учреждений

дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2001. - 160с.

7. Вилле Р. Постройка летающих моделей - копий. - М.: ДОСААФ, 1996.

8. Волохов А.В. Дети и взрослые: взаимообогащение (из опыта работы клубов по

месту жительства) - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. - 64с.

9. Вольская

В.В.

Формирование

имиджа

педагога

дополнительного

образования. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. - 64с.

10.Горский В.А. Технология поэтапного развития деятельности обучающихся в

объединении школьников //Дополнительное образование. - 2002. - №7. -С.13-

21.

11.

Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высших

учебных заведений / под ред. О.Е.Лебедева. - М: Гуманист. Изд.центр

ВЛАДОС, 2000.-256с.

12.Закон об образовании РФ.

13.Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. -М.: Просвещение, 1989.

14.Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении

дополнительного образования детей. - Ярославль, 2002. ч.1,2.

15.

Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении

Методы синтеза технических решений // Под ред. Дворянкина A.M.

17.

Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2001. - 608 с.

18.

От

внешкольной

работы

к

дополнительному

образованию:

Сборник

нормативных и методических материалов для дополнительного образования

детей / под ред.А.К.Брунова. - М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. -544с.

19.

Программа развития воспитания в системе образования России на!999-2001

годы.

20.

Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного

образования детей. - М.: ЦРСДОД, 2001. - 64с.

21.

Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 2001. -383

с.

22.

Сборник авторских образовательных программ лауреатов 4 Всероссийского

конкурса. М.: 2000. - 298 с.

23.

Фомина

А.Б.,

Кочнева

СВ.

Организация

методической

работы

в

учреждениях дополнительного образования детей. Рекомендация. - М.:

ЦРСДОД, 1999. -24с.

24.

Березина В. А. воспитание в системе дополнительного образования детей.

М.: ЭЕЛАН, 2005 г.

25.

Кукушкин В. С. Теория и методика воспитательной работы – Москва: ИКЦ

«Март», Ростов на Дону, 2004 г.

26.

Сластёнин В. А. Педагогика. – М. : издательский центр «Академия», 2004 г.

27.

Сластёнин В. А. Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений (М.: издательский центр «Академия»,

2004 г.

28.

Буйлова Л. Н. современные педагогические технологии в дополнительном

образовании детей. (М.:, 2002г.

29.

Щуркова

Н.

Е.

Классное

руководство:

игровые

методики.-

М.:

Педагогическое общество России. 2004 г.

30.

Синягина Н. Ю., Синягин Ю. В., Вульфов Б. З., Селезнева Е. В. Интересы и

потребности современных детей и подростков: Методическое пособие для

педагогов и психологов. (СПБ.: КАРО, 2007 г.

31.

Севрюков

Ю. В.

Техническое

моделирование: увлечение –

хобби

профессия.// Дополнительное образование и воспитание. №3, 2009 г.С 3-10

32.

Бородяниц В. И. Создание комфортного психологического климата занятий в

объединениях детского технического творчества. //Дополнительное образование и

воспитание. №2, 2008 г.

33.

Михайлова Н. А. Современные научно-методические подходы к выявлению

и

оценке

результативности

образовательной

деятельности

детских

объединений. //Дополнительное образование и воспитание № 7. 2008 г.

34.

Косина И. В.

Методика диагностики уровня обученности

учащихся

городской станции юных техников. // Дополнительное образование и воспитание

детей № 5. 2008 г.

35.

Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Выпуск

3. Техническое творчество - г. Н. Новгород ООО «Педагогическое технологии»

2005 г. – 120 с

36.

Сластёнин В. А. Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений (М.: издательский центр «Академия»,

2004 г.

38.Буйлова Л. Н. современные педагогические технологии в дополнительном

образовании детей. (М.:, 2002г.

39.Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики.- М.: Педагогическое

общество России. 2004 г.

40. Синягина Н. Ю., Синягин Ю. В., Вульфов Б. З., Селезнева Е. В. Интересы и

потребности современных детей и подростков: Методическое пособие для педагогов

и психологов. (СПБ.: КАРО, 2007 г.

41.Севрюков Ю. В. Техническое моделирование: увлечение – хобби – профессия.//

Дополнительное образование и воспитание. №3, 2009 г.С 3-10

42.Бородяниц В. И. Создание комфортного психологического климата занятий в

объединениях детского технического творчества. //Дополнительное образование и

воспитание. №2, 2008 г.

43. Михайлова Н. А. Современные научно-методические подходы к выявлению и

оценке результативности образовательной деятельности детских объединений.

//Дополнительное образование и воспитание № 7. 2008 г.

44.Косина И. В. Методика диагностики уровня обученности учащихся городской

станции юных техников. // Дополнительное образование и воспитание детей № 5.

2008 г.

45.Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Выпуск 3.

Техническое творчество - г. Н. Новгород ООО «Педагогическое технологии» 2005

г. – 120 с.

46.Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное

образование детей. Феникс, 2011.-352 с. (Серия «Сердце отдаю детям»)

47.Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и

ответах. ЭкоПресс, 2012.-140с.

48. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. -

М.: Диалог культур, 2013. - 512 c.

49. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логино-

ва, Н.Н. Михайлова. - М.: Владос, 2015. - 352 c.

50. Иванченко, В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образова-

ние детей / В.Н. Иванченко. - М.: Феникс, 2016. - 352 c.

Литература для детей

1.

Авиамодельный спорт. Правила соревнований. - М: ДОСААФ, 1998.

2.

Авилов А.Н. Модели ракет. - М.: ДОСААФ, 1999.

3.

Гаевский О.Г. Авиамодельные двигатели. - М.: ДОСААФ, 1991.

4.

Жидков СВ. Скоростной микродвигатель // Крылья Родины. - 1998. - №1. -С.36-38, с

ил.

5.

Зуев В.П., Поликаркин В.Б. Орбита студентов // Моделист-конструктор. -1990.-

№8.-С27-30,сил.

6.

Мерзликин В.Е. Микродвигатели серии ЦСТКАМ. - М.: Патриот, 1991.-167 с ил.

7.

Негреба В.А., Маркин Л.В. Самолет и твоя профессия. - М.:

Машиностроение, 1991.- 11с.

8.

Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов. / Сост. Кулешов СМ. - М.:

просвещение, 1991. - 256 с.

9.

Петров Е.С Кордовая пилотажная // Крылья Родины. - 1989. - №11. - С.42-

43 с ил.

10.

Скворцов К.А. Изготовление металлоизделий // Школа и производство. -1989.-

№12.-С74-75сил.

11.

Техническое моделирование. - С-Пб.: Кристалл, КОРОНА принт, 2000. -240 с,.с

ил.

12.

Худоян Г.С, Сиреканян СА. Использование моделирования при обучении чтению

чертежей // Школа и производство. - 1990. - №5. - С62-63 с ил.

13.

Я познаю мир: Авиация и воздухоплавание: энциклопедия. Авт.-сост. С. Н.

Зигуненко: Худож. Ю. Е. Федорова Л. Л. Сильянова; - М. : ООО «Издательство

АСТ»: ООО «Издательство Астрель» , 2004 – 487, (97) с. : ил. – (Детский

справочник Бюро) .

14.

Потомучка/ Г. А. Юрмин , А. К. Дитрих. – М.: ООО «Издательство Астрель» :

ООО Издательство АСТ; 2002- 336 с.: ил. - (Детское справочное бюро) .

15.

Техническое моделирование. - СПб.: Кристалл ; корона принт. 2006 г.- 240.,

ил.

16.

Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Выпуск 3.

Техническое творчество - г. Н. Новгород ООО «Педагогическое технологии» 2005

17.

Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для пе-

дагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой

Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.

18.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2012.128

с.

19.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,

2014. 102 с.

20.Васильев, А.Я.; Куманин, В.В. Летающая модель и авиация; М.: ДОСААФ, 2002.

- 595 c.



В раздел образования